Libmonster ID: RU-8459
Автор(ы) публикации: Вл. ВОРОНИХИН

Все прекрасное так же трудно, как и редко.

Спиноза

Научные открытия и выдающиеся научно-технические разработки это исключительно результаты, базирующиеся на проведенных исследованиях, или же здесь должно присутствовать "божественное" откровение? Существует ли национальный, например русский, подход в научных исследованиях и разработках?

Мой друг француз Николя Кульберг, помощник генерального директора Европейской организации ядерных исследований (ЦЕРН) в Женеве, русский по происхождению (из старинного рода Голенищевых-Кутузовых), обсуждая эти "запрещенные" вопросы, рассказал об интересном эксперименте, проведенном в середине 1980-х годов. Группе нобелевских лауреатов, сделавших свои открытия в области физики, предложили ответить на первый вопрос, по поводу откровения. Ответ обескуражил: все в той или иной форме связали происхождение своих открытий с "подсказкой свыше".

Их тотчас отнесли к категории "состарившихся гениев", что оказалось совсем непросто, и многие публично "пересмотрели" свой ответ.

Второй вопрос еще опаснее для постановки на обсуждение перед широкой аудиторией. Но сейчас, когда из-за тонко развязанной войны против российской науки и собственного экстремизма (ведущего к глупости) мы оказались здесь "засевшими в глухой обороне", обсуждение этой темы, как видится, поможет одержать в борьбе с этим очередным безумием необходимую нам победу. Именно победу, а не просто "сохранить силы". И иного пути у России нет: это страна "женского" типа, а женщина - это символ победы.

стр. 55


ФИЛОСОФИЯ СТАРОПРАВОСЛАВИЯ И РУССКИЙ ДУХ

Подобно известным силам, присущим электромагнитным, гравитационным, а также слабым и сильным ядерным взаимодействиям, которые, по мнению автора, представляют четыре начала в неживой природе, в живой природе тоже можно выделить четыре начала: мужское (несущее радость борьбы) и женское (счастье любви, красота), индивидуализм (характеризуемый в религиозной философии прямой связью человека с Богом) и коллективизм (связь через человека).

Поэзия (проявление индивидуализма) мужского начала -это: "Белокурые бестии, с наслаждением блуждающие в поисках добычи и победы" (Ницше). Идеология (коллективизм) мужского начала - это уже: "Сильные духом молодые звери". Звучит как призыв к жестокой борьбе.

Поэзия женского начала: "Пой, ямщик, вперекор этой ночи" (Есенин). Любовь, тоска. Идеология: "Широка страна моя родная, много в ней лесов, полей и рек" Слышны уверенность и мощь.

Как представляется, развитие (преобразование) мира происходит во взаимодействии (столкновении, в том числе в войнах) проявлений коллективизма мужского и женского начал. Мужское призвано начинать движение, женское - направлять его.

Куда? Зачем?

Русский народ тяготеет к двум комбинациям указанных выше начал: одни, и их большинство, - это женское начало и коллективизм (на этом базируется философия современного "никонианского" православия), и вторые - это женское начало и индивидуализм (философия уходящего в далекое прошлое староправославия, которое связано с оказавшимся непобежденным старообрядчеством). Ориентация на таинственную красоту и проявления крайнего индивидуализма (благодаря отсутствию омертвляющих дух законов) делают русский дух загадочным. А утопающую в снегах Россию - страной очень красивых женщин.

То, что красота - это тайна, в этом не сомневается никто. И мы посмотрим, как пронзаемая молниями вспышек индивидуалистической мысли, завораживающая тайной красота,

стр. 56


леденящая холодом сверкающего звездного неба, уводит события в русской истории в непредсказуемом направлении. И проследим, как это проявилось, к примеру, в процессе борьбы русского духа против германского духа (мужское начало в природе) во время второй мировой войны. Для чего обратимся к исследованиям того разбросанного по разным источникам, что связано с победой русского оружия в Курской битве (1943 г.), окончательно переломившей ход войны.

В начале 1990-х годов где-то в "спецхране" ЦК КПСС была найдена переведенная на русский язык и изданная всего в одном экземпляре книга Гитлера "Майн кампф" ("Моя борьба"). Судя по множеству ошибок, допущенных при издании книги, эта работа была выполнена в кратчайшие сроки. А по датам комментариев, сделанных редактором, видно, что она проводилась не позже 1934 г. Исходя из этого, можно предположить, что заказчиком был Сталин. И именно с этого времени можно отметить изменение в политике Сталина по отношению к советской российской науке, которое заложило основу будущего военно-технического превосходства русского боевого оружия над германским во время войны. А существо этого изменения совпадает с тем, на что была обращена мысль Гитлера, когда он писал, диктуя Гессу, в 1923-1924 годах в тюрьме Ландсберг свою книгу.

Гитлер предложил искать таланты из народа и оказывать им поддержку на самом высоком государственном уровне. Именно это прослеживается и в политике Сталина с 1934-1935 годов, когда в дополнение к коммунистическому подходу Троцкого (создание концлагерей для народа, и в том числе для ученых, так называемых "шарашек") он стал организовывать ежегодные смотры новых разработок в области военной техники и лично искать таланты. Это и обеспечило, как показали последующие события, создание всех главных видов русского оружия - танка Т-34, дивизионной пушки ЗИС-3, самолетов-истребителей серии Як и штурмовика Ил-2. Сложность выявления подлинных талантов проявилась в трагической истории создания реактивного миномета "Катюша", где истинные авторы были расстреляны, а идея пробивала дорогу через подвиг одного не попавшего в расстрельные списки инженера. "Шарашки" же практически ничего не дали.

стр. 57


Так в чем же, при поддержке Сталина, проявился таинственный русский дух? И почему его "женский" характер тождественен понятию победоносный?

1935-й год. На смотр, организованный Сталиным, представлена 76-миллиметровая дивизионная пушка конструкции Грабина. Все специалисты, военные и ученые против нее. Грабин проповедует странный (оказавшийся потом красивым) подход: отказ от высокой точности стрельбы. Во имя снижения веса пушки. Мощная и легкая - вот его видение дивизионной противотанковой пушки, которую позже, во время Курской битвы Гитлер потребует брать в плен, чтобы использовать на своей стороне. А мы эту подпрыгивающую при стрельбе пушку (для облегчения веса она изготавливалась с пружинящей станиной и пружинным откатным тормозом ствола) видим на кадрах кинохроники осени 1941 г. Это ее тянут по грязи на руках наши солдаты во время осеннего отступления: все остальные более тяжелые пушки попали в плен к немцам, а лошадей к этому времени уже не осталось - немцы перебили их в первый месяц войны. Это правда, она была не очень точной. Но это была пушка, которая с расстояния в 30-50 метров пробивала немецкие танки под любым углом атаки. А с этого расстояния и из нее били без промаха. Нужно было только не бояться.

С этого смотра 1935 г., тогда только один человек (Сталин) поддержал идею создания массовой легкой и мощной противотанковой пушки, и начинается путь к победе русского оружия над германским. Далее следует создание танка Т-34. Кошкин, переведенный с Кировского завода в Ленинграде на Харьковский тракторный, вместо создания быстроходного колесно-гусеничного танка по проекту американского инженера Кристи (так и не нашедшего впоследствии никакого применения) предлагает в одни и те же сроки и за те же средства построить два танка - по американским чертежам и свой, вездеход с широкими гусеницами и мощным мотором, предназначенный для установки на него мощной пушки. Все против: за границей таких танков не строят. Но почему не поддержать это, не требующее дополнительных затрат, предложение? И один человек поддерживает его - Сталин. А красивым оно оказалось не только по организационному предложению, но и в мистически-научном плане.

стр. 58


Оно, это самое главное, что было предложено в танке Т-34 -установить на него мощную пушку, было именно мистическим, то есть уже ощущаемым (автором), но еще не имеющим научного обоснования. И когда в июне 1941 г. немцы впервые столкнулись с Т- 34, имеющим длинноствольную 76-мм пушку конструкции Грабина, то оказалось, что наши танки могут пробивать броню немецких танков Т-III (основных в начале войны) с расстояния до 2000 метров, а танкам Т-III с их слабыми короткоствольными 50-мм пушками требовалось приблизиться к русскому танку на 500 метров. Но это сделать было невозможно: Т-34 просто-напросто расстреливали Т-III с недоступного для них расстояния.

В августе или сентябре 1941 г. был отмечен странный случай: немцы разбомбили кладбище в Харькове, где был похоронен Кошкин (он умер от простуды, полученной во время знаменитого зимнего перегона двух Т-34 из Харькова в Москву, на смотр к Сталину, когда этот перегон был запрещен высшими советскими военными).

Интересно также отметить, что несмотря на самое главное - поддержку со стороны Сталина, все же без подвига было не обойтись. Так об установке на Т-34 длинноствольной 76-мм пушки, вызвавшей истерический гнев Гитлера (который предлагал лично в 1940 г. то же самое, но был осмеян немецкими специалистами), Сталин узнал только в августе 1941 г. от пленных немцев. А о существовании 1000 дивизионных 76-мм пушек, массовое производство которых было развернуто перед войной без согласия с военным руководством, но с использованием которых и была выиграна битва под Москвой в декабре 1941, Сталин узнал только в январе 1942. После чего она и получила свое вошедшее в историю имя - ЗИС-3. И еще отметим, что в немецком языке вообще нет слова "подвиг", а есть только не совсем эквивалентное ему - "героизм". Как нет еще и слова - "истина" (основанной на поиске красивого), а есть только более простое слово "правда" (die Wahrheit).

Но самым интересным - и здесь мы вплотную подходим к проявлению тайны русского духа - была победа в Курской битве танка Т-34 над немецкими "Тиграми" и "Пантерами". Созданные с непробиваемой для 76-мм пушек Т-34 броней (во всяком случае лобовой), эти танки (немецкое

стр. 59


"чудо-оружие") должны были потрясти русских солдат и обеспечить победу немцам. Когда незадолго до начала битвы стали известны технические характеристики танка "Тигр", то это привело советское командование в шок. И здесь Грабин приходит к Сталину и говорит, что еще с 1935 г., оказавшись один против всех, он стал тайно закладывать в стволы своих пушек двойной запас металла. Что позволяло теперь всего одним проходом сверла перевести его пушки на более мощный калибр - зенитных 85-мм орудий, снаряды к которым выпускались в большом количестве. А этот калибр, как выяснилось, был уже опасен для немецкого бронированного "чуда".

Так родились танк Т-34/85 и пушка ЗИС-3/85. Сколько было у нас этих танков и пушек в Курской битве, противопоставленных примерно двум сотням "Тигров" и "Пантер" (при том, что в битве с обеих сторон всего участвовало около 16000 танков), мне не известно. Грабин в изданной им (с огромными трудностями) книге "Оружие победы" заканчивает рассказ 1942 годом. Но известно из одной запомнившейся передачи по радио, что Гитлер во время битвы требовал брать в плен пушки ЗИС-3/85 (о чем говорилось выше). Однако это было уже от отчаяния. И после шести недель тяжелейших боев победа досталась русским солдатам, а в войне наступил окончательный перелом. И мне видится, что в гибели "Тигров" и "Пантер" исключительно важную роль сыграли рожденные как откровение научно-технические решения двух человек - Грабина и Кошкина.

В рассказанных историях немало мистического. И прежде всего это относится к закладке Грабиным двойного запаса металла в стволы создаваемых им пушек (еще за 8 лет до танковых сражений в Курской битве). К тому же это было не просто талантливое решение технического специалиста, но это был еще и подвиг: за перерасход дефицитного легированного металла, из которого изготавливались стволы, в те годы легче легкого было превратиться в "лагерную пыль". Но и этого почему-то не произошло, как если бы какая-то сила оберегала Грабина на всем его жизненном пути. А потом еще и помогла ему написать книгу. А создание книги - это всегда тайна. Это прекрасно знают те, кто пишет.

стр. 60


Так что же такое красота, ведущая человека по истинному пути, которая присутствовала в изложенных выше решениях? И что в этих решениях можно назвать именно русским подходом? Ведь ориентация на красоту характерна не только для России, но также, например, для Франции.

Обсуждая эту тему с моим другом французом, мы нашли важное различие между тем, что понимается под словом "истина" у русских и у французов. У русских истинное решение не требует доказательств, а французское veritas - это то, что утверждено мнением большинства. Отсюда русская истина, рождаемая каждый раз "от печки", индивидуалистична и потому многолика (и требует от человека подвига, личной жертвы), а французская - отточена и изящна, над ней работает много талантливых людей, утверждая ее на каждом этапе последовательной эволюции.

Эти рассуждения не означают, что мы должны отдавать преимущество тому или другому. По-видимому, Природе нужны и Франция, и Россия. Но только если с Францией сегодня "все в порядке", то Россия мучительно ищет выход на переходе XX и XXI столетий. И выход этот будет, по всей вероятности, многоликим. Пока какая-то сила не соберет всю эту разрозненную (в своем ограниченном продвижении "от печки") "красоту" в сверкающее новое созвездие. И дай Бог, чтобы эта сила оказалась с ориентацией не на Ивана Грозного, а на Петра Великого, который понимал, что главным для России является поддержка ее интеллектуальных сил и талантов, а также - сотрудничество с Европой. А не просто торговля медом, воском, мехами и лесом. Или нефтью и газом.

Затронув проблему ограниченности продвижения русской научной мысли (в которой больше красоты, чем энергии) и, соответственно, ее зависимости от интеллектуального развития Европы, мы должны задаться и таким вопросом: а это очень плохо?

Не забывая об изложенной выше позиции о том, что истина многолика, отвечу: совсем не плохо. Но очень рискованно: если не будет сотрудничества, то русская мысль так и останется "около печки". Однако именно высокая индивидуалистичность русского интеллекта и его ориентация на поиски высшей истины делают русскую мысль исключительно плодотворной в теоретических науках. А в будущем, как ожидается, в примыкающей

стр. 61


к таким наукам бурно развивающейся в последнее время информатике. И здесь русская мысль должна пойти по своему оригинальному пути. И одержать "многия победы".

БУШУЕТ МОРЕ СОМНЕНИЙ...

Возможно, со временем человечество признает, что XX век прошел в значительной мере под влиянием духа, рожденного гением Эйнштейна. Который в частности показал, что время может замедляться, если растет скорость.

Но время может также ускоряться. И мы исследовали этот процесс, занимаясь научными разработками по созданию и применению компьютерных сканирующих систем, связанных с измерением и распознаванием изображений (задачи из области информатики).

Нами было заявлено, что при построении систем человек-компьютер (а на этом принципе строятся все сложные компьютерные системы) весь мир проводит разделение функций между человеком и компьютером неправильно. Что вместо передачи программам компьютера обработки простой и сложной частей информации при сохранении за человеком обработки только очень сложной (два наложенных друг на друга идентичных изображения) надо сохранить за компьютером обработку только простой части. А возрастающую при этом нагрузку на человека (за счет передачи ему обработки еще и сложной части изображений) компенсировать заменой обычных средств диалога (таких как "электронная мышь") на специальные скоростные. Результат: затраты на создание программ распознавания, которые составляют свыше 90% стоимости системы, снизились в 10-100 раз.

Возможность поиска истинных решений на основе анализа числовых характеристик изображений, устойчивость которых, по мнению автора, связана с эстетическим восприятием достижения высокого уровня "ясности" (красоты?) этих изображений в процессе доводки создаваемых человеком экспериментальных установок (трековых камер, бортовых самописцев и др.), привела к гипотезе о существовании в природе "числовых характеристик красоты". Через которые, открывая для "избранных" возможность поиска истинного, что-то, похоже, и управляет миром.

стр. 62


А за год до первого применения этого подхода автором была написана повесть (вошедшая позже в книгу), сместившая его настроения в какое-то странное состояние. Работа над повестью была закончена в начале 1972 г. Тогда еще никто в Советском Союзе не создал действующей системы измерения и распознавания сложных изображений, сделать это предстояло ему в 1973 г., в условиях ограниченного времени. Тогда же вслед за повестью под влиянием настроений он писал в своем дневнике: "И пусть мой прокладывающий дорогу оружием корабль плывет и не знает границ. Бушует море Сомнений, кричат какие- то птицы, а он плывет себе по волнам, положившись на небо и ветер, в туманный океан Неизвестности".

Тогда, в 1973 г., за создание в течение всего двух месяцев программного обеспечения для первой действующей в Советском Союзе сканирующей системы, решавшей задачу распознавания изображений в одном физическом эксперименте, его лишили квартальной премии и предложили перейти на более низкую должность (из-за возмущения математиков-программистов, до этого безуспешно пытавшихся решить эту задачу, копируя западных специалистов, в течение целых пяти лет). Была даже создана негласно некая "ассоциация математиков" по борьбе против автора. А он писал: "Не склоняться и выдержать все. Чего нет - не жалеть. И служить неземному. Чтобы - сабля в руке!.."

Неземным был гордый дух северного русского староправославия, сложившийся, как это видится, под влиянием двух возвысивших его расколов в русской истории - в XII и XVII вв. Принесший на своих крыльях Пушкина и Лермонтова, Достоевского и Толстого. Чайковского. Грабина и Кошкина. Дух смертельно опасной тоски о прекрасном.

В течение последующих 20 лет было создано два десятка программных комплексов для распознавания изображений в задачах ядерной физики, авиации, медицины и других. И все эти годы дух поэзии (дух поэзии русской земли) сопровождал автора. В эти годы он стал видеть мир как бы яснее. Так, почему-то он увидел, что Москва была превращена из небольшого поселения в военную крепость в 1156 г. князем Андреем, сыном Юрия Долгорукого, великого князя Киевского, для

стр. 63


защиты -русских против русских (тех, кто уходил во Владимирские земли, спасая своих женщин и свою честь от позора отдавать то и другое в руки поработителей-половцев, от тех, кто решил остаться, несмотря ни на что, на богатых Киевских землях). И нашел то место, которое позволило Москве одержать победу в борьбе за власть в XIV в. над вторым городом-крепостью складывающейся великорусской нации - Тверью. Это место расположено в долине реки Сходни между городом того же названия и поселком Подрезково. Что-то привело его туда, и он нашел выход из реки, отмеченный мореным стволом дуба (возможно из того XIV в.), и прекрасно сохранившуюся дорогу-перевал в сторону другой реки, Клязьмы, -путь, по которому шли товары из богатой итальянской Венеции на Восток, в сторону Волги и сказочной Персии.

На этой дороге на склоне оврага были обнаружены десять "окопчиков", в которых княжеские мытари собирали дань с провозимых товаров. А рядом, за поворотом реки, подрезая основной путь, шла еще одна дорога (тоже прекрасно сохранившаяся), в сторону нынешнего поселка Подрезково. Где, как ему представилось, Москва собирала "черный нал" (говоря языком современных бизнесменов), который, похоже, и был использован для прикупления новых земель (начиная с московского князя Даниила Александровича), а затем и в политической борьбе с тверскими князьями за титул великого князя Владимирского. Это были Юрий Данилович, подлостью сваливший Михаила Ярославича Тверского, обвиненного им перед татарским ханом Узбеком в якобы сокрытии размера собираемой с русских земель дани - для чего, по-видимому, и были использованы "черные деньги" из Подрезково - и казненного затем в татарском стане за победу в 1317 г. в сражении против московских войск, а за ним - Иван Данилович Калита, известный своим богатством, который не только обещал хорошо платить татарам, но и возглавил в 1327 г. карательную экспедицию в Тверь после восстания последней против татар. Москва была низкой. Однако именно в ней родился затем Дмитрий Донской. А Тверь в сражении на Куликовом поле участия не принимала (о чем тверичане, как это ни удивляет, скорбят и в наши дни).

Эти открытия и трагическая русская история были проникнуты духом поэзии, который наводил на мысли о том, что

стр. 64


человек не управляет миром, а только является инструментом в руках каких-то еще неизвестных ему сил. Это была красивая идея, и именно она была положена в основу книги "Москва -старинный город", которая была написана и издана автором в середине 1990-х годов с сознательной ориентацией на последующую помощь со стороны тех самых провиденциальных сил, которые, как это видится, и управляют судьбами людей.

Книга в рукописи была показана Кульбергу в момент, когда решался вопрос - допустить или нет русских специалистов к работам ЦЕРНа по созданию компьютерных систем для контроля финансов. Эта задача, позволяющая в несколько раз повысить эффективность управления финансами, считалась стратегически важной. И для России закрытой. Однако провиденциальная сила поэтического духа вступилась за Россию, а затем - после разъяснения на примере создания танка Т-34 принципов русского подхода к поиску истинных (состоящих из нескольких красивых) решений - работа по созданию программного комплекса по контролю финансов была сделана всего лишь за два месяца. Вместо планировавшихся полутора-двух лет.

Вслед за чем эти же принципы были перенесены на создание в кратчайшие сроки компьютерной системы контроля кадров и системы электронного (компьютерного) документирования. Что вместе взятое обещает на порядок (!) поднять эффективность управления наукой и производством.

Успехи были налицо. И тогда родилась, пожалуй, самая интересная идея - создать на основе распространенной по всему миру сетевой компьютерной системы World-Wide Web (WWW) некоей духовно-мистической среды, основанной на соединении науки и поэзии.

В действительности никто не знает, почему человеку приходят те или иные новые идеи. Или почему они не приходят (например, когда дух выбирает богатство, а не честь).

Именно цель - организовать с помощью компьютерной среды "интерес" к себе провиденциальных сил, управляющих победами, и лежит в основе выдвинутой нами идеи создания Intellectual Data Base (интеллектуальной базы данных) в World-Wide Web, представленной двумя разделами - наукой и искусством (поэзией, литературой, музыкой, живописью, философией). Причем не всеобъемлющей, а

стр. 65


связанной с людьми, занимающимися вошедшими в ID В научными работами. Поэтому мы назвали нашу ID В локальной (L).

Может ли дух жить в компьютерной среде? Так или иначе, но только одновременно с созданием IDB-L (еще весьма несовершенной) стали происходить странные события. Во- первых пришла мысль - построить распределенную систему глобального геокосмического мониторинга. Эта работа позволяла нам использовать наш большой опыт обработки изображений (с применением гипотезы о существовании "числовых характеристик красоты", что, напомню, снижает затраты в 10-100 раз), а сами исследования динамических процессов на Земле и во Вселенной, связанные с организацией мониторинга, открывали возможность обсуждать вопрос о поиске самой первопричины нашего существования ("Бога"?).

Быть может, эта задача не под силу человеческому интеллекту. Но с созданием системы глобального исследования динамических процессов связывается возможность проведения работ прикладного характера, направленных, в частности, на контроль безопасности атомных электростанций. Если допустить, что в существующем у специалистов-геологов мнении о том, что основной причиной Чернобыльской катастрофы была не трагическая ошибка операторов, а имевшая место вертикальная подвижка двух тектонических плит (между которыми, как и в случае с другими АЭС, была построена станция в Чернобыле), есть доля истины, то такими работами надо начинать заниматься немедленно. Пока, например, нечто подобное не случилось с Калининской или Ленинградской АЭС. Так, в случае катастрофы с Калинмюкой АЭС особенности геологического строения территории Тверской области, представленные прогнутым на 3,5 км гигантским "колодцем" с расходящимися от него четырьмя разломами земной коры (образовавшими бассейны рек Волга, Днепр и Западная Двина), приведут к тому, что радиационное заражение сделает проблематичным само существование всей Центральной России и прилегающих к ней территорий.

Но как приступить к решению этой столь важной и сложной для современной России задачи?

Создания большой сети дорогостоящих научно-исследовательских центров можно было бы избежать, если

стр. 66


первыми построить (и тем самым привлечь к себе внимание) активную - сейчас она не активная - версию системы World-Wide Web, позволяющую "сбрасывать" результаты исследований различных уже существующих центров в память установленного, например, в Женеве компьютерного сервера и организовать перманентные обмены мыслями по поводу его постоянно пополняющегося содержания. Но как стать первыми в той области, где у тебя нет никакого опыта? Разве что, по аналогии с опытом перехода от обработки изображений к созданию компьютерных систем по контролю финансов, положиться на привлекаемые через поэзию провиденциальные силы?..

Но за такой подход только засмеют. Ведь смеялся же ученый мир над нобелевскими лауреатами, когда они заявили, что ощущали "подсказку свыше".

И вот почему-то в это самое время у нас через Кульберга завязалось сотрудничество с Робертом Кайо, автором (одним из двух) созданной в ЦЕРН системы World-Wide Web. Кайо принял предложение о привлечении к его работам талантливой молодежи из российских университетов и после пробных контактов приехал в Россию.

Удивительно, но все как будто бы складывается именно в том направлении, за которым прослеживается проявление характерного для российского духа "женского" начала в Природе (управляющего направлением движения, через победы красивых решений). Того, который остается непонятным за границей. Благодаря которому, казалось бы, разгромленная неурядицами и безнадежно отставшая Россия уже не раз возрождалась из пепла.

А мы с Кульбергом опубликовали статью с необычным названием: "Иррациональное управляющее начало в научных исследованиях и разработках". Где высказали гипотезу о том, что время поглощается красотой.

ЧТО ЕСТЬ ИСТИНА?

Исходя из предположения, что, во-первых, "силы", действующие в неживой и живой природе, имеют общую основу и потому как те, так и другие надо научиться понимать, а не изменять их, а во-вторых, что над тем и над другим есть нечто "наблюдающее" за всем происходящим ("Бог-отец" в

стр. 67


Троице религиозной философии), управляющее каждым народом по-разному (через "Бога- сына", погружающего в настроения индивидуализма или коллективизма, и через "Бога- духа", несущего стремление к радости борьбы, мужское начало, или к счастью, любви и красоте, женское начало), можно построить модели, описывающие "предназначение" того или иного народа. В том числе и живущего в России.

Для русского народа, как видится из исторического опыта, характерно сочетание индивидуализма с красотой и коллективизма с красотой. Рассматривая первое сочетание, рождающее духовные ценности (определяющие будущее страны), можно выдвинуть на обсуждение одну идею, тоже имеющую под собой отображение характерных черт русского человека. Преобразуя научную мысль Эйнштейна о замедлении времени при увеличении скорости движения (кинетической энергии в неживой природе) в "обратную" ей мысль, можно было бы предположить, что с замедлением времени должна расти потенциальная энергия, или, в приложении к живой природе, -накапливаемая "психическая энергия" человека, замедляющего темп своей жизнедеятельности. Что должно позволять такому человеку, при достижении некоторого уровня накопленной внутренней энергии (нервного напряжения), "устанавливать контакт" с теми высшими силами, которые невидимо присутствуют в нашей жизни. И - через многие совершаемые нами в суете жизни ошибки - ведут нас (через "подсказки свыше") в конце концов по "истинному пути".

И только это продвижение имеет смысл. А все остальное -это потери времени. На этом постулате, собственно, и базируется идея ускорения времени, высказанная нами в указанной выше статье. Реализация этой идеи предполагает сознательную ориентацию человека на поиск красивых решений, из которых затем складывается истинный путь.

Хотя сама высшая цель развития звездной Вселенной (в предположении, что она существует) может оставаться для человека неизвестной.

Затронем с "житейской" позиции вопрос о том, что означает возможность ускорения времени? Для нас с вами, выступающих в роли наблюдателей за течением своей жизни, - ничего. Но с позиций наблюдателя, отслеживающего процесс

стр. 68


преобразования мира, это означает возможность многократного ускорения этого процесса. За счет поиска интеллектом истинных (ведущих к победам) решений. Что возможно исключительно на пути открытия через "откровение" (или "подсказки") красивых решений, являющихся отражением состояния "духа". Остающегося тайной нашего существования.

Но который, как мы предполагаем, можно создавать. Создавать в рамках возможностей языка, через поэзию и искусство вообще. Через подвиг неизменного служения тем возвышенным идеалам, которые живут в сердце каждого человека. Что понимается, например, через слова о необходимости "стяжания духа святаго" (Серафим Саровский, начало XIX в.) как главной задачи в нашей жизни.

Можно ли время ускорить бесконечно? Иначе, можно ли найти такую красоту, которая позволила бы совершить неограниченные преобразования окружающего мира?

По нашему опыту, это невозможно. Ни красота, ни любовь не являются бесконечными. В них присутствует отчетливо наблюдаемый принцип "достаточности", ограничивающий их пределы.

Но таковыми (безграничными) могут становиться силы отталкивания, к которым приводят ненависть и слабые ядерные взаимодействия, ярко проявляющиеся при уменьшении пространства (свободы). Почему, в частности, гипотеза о возможности коллапса Вселенной ("схлопывания" в точку), которой придерживаются многие ученые несмотря на апокалипсическую "красоту" (ужас) этой идеи, все же представляется невозможной.

А что же Россия? Есть ли будущее у разгромленной великой державы, которой совсем недавно был Советский Союз?

Безусловно есть. Ее "спасение" видится в той свободе, которая появилась в жизни русского человека в 1990-х годах. Но свободой надо успеть воспользоваться.

Похоже, что России, как и в прошлые времена, нужен выдающийся лидер (а не бездумное внедрение института законов, омертвляющих живой дух Природы). Но лидер не может создать дух целого народа, он только отражает его. А это значит, что будущее русской земли зависит от готовности к подвигу каждого из нас. От тех, кто этот дух порождает.

стр. 69


И порождает надежду.

А страдания, которые переносит сегодня русский народ, видимо, будут сопровождать его всегда. Ибо это неизбежная участь всех тех, кому предназначено быть носителями духа красоты. Чье время отсчитывается по другим часам.

МОДЕЛЬ "ПОЛЯ БОЯ" ДЛЯ РОССИИ

Если взглянуть на историю человечества с высоты нескольких тысячелетий, то можно увидеть, что большую часть времени оно проводило в войнах. И хотя об этом много говорится, но как-то остается в стороне главный вопрос: а почему?

Почему народы, которые вступают в войну между собой, вдруг начинают ненавидеть друг друга? А после войны стремятся друг другу помогать - сначала в роли "спасителей" выступают победители, а затем - как это происходит сегодня между немцами и русскими - побежденные оказываются самыми открытыми и честными партнерами в наступившие трудные времена для победителей.

Почему, рассматривая тысячелетнюю историю русского народа, мы видим, как любовь может погаснуть в одночасье, а тлеющая ненависть между разошедшимися "братьями по крови" - как это видно на примере потери Россией Крыма и Севастополя - сохраняется веками? И никакие "разумные" слова при этом не доходят до человеческих сердец.

Не потому ли, что человек - это действительно всего лишь инструмент в руках таинственных провиденциальных сил? Но мы, гордые покорением атомной энергии и выходом человека в космическое пространство, не хотим это видеть. И считаем, что человек - царь природы. И что это он управляет миром. А в результате снова и снова льется человеческая кровь.

Не пришло ли время задуматься над этим? Сейчас, когда информационные потоки объединяют весь земной шар и становятся сами тем грозным оружием, с использованием которого интеллект выйдет на рубежи управления динамикой геокосмических процессов, похоже, открывается возможность не убивать друг друга на полях сражений, а вступать во взаимодействие (речь идет о взаимодействии мужского и женского начал в природе, несущих, с одной стороны, энергию преобразования и, с другой, - управление направлением этих изменений),

стр. 70


имитируя "поле боя". Иначе говоря, вступать - и делать это так же активно, как это происходит на настоящей войне, - во взаимодействие друг с другом, не отказываясь при этом от своих национальных культур и особенностей во имя пресловутого "братства народов", а, наоборот, сохраняя то и другое как Природой данные составные части того естественного "механизма", с применением которого и осуществляется таинственное устремление - духа? интеллекта? - к какой-то неизвестной Цели.

Что при этом является главным? Что позволит нам сохранить в неравном бою с целым миром наши национальные ценности? Мой ответ, основанный на опыте сотрудничества с европейцами в ЦЕРНе, - уважение к интересам и к культуре ваших партнеров. Начинать, вступая в сотрудничество, надо не со стремления обеспечить свою заинтересованность - как это делает Америка, а с отслеживания прежде всего интересов других. Это как в отношениях с женщиной: отдайте ей все, и получите больше. Но надо помнить, что "чего хочет женщина, того хочет Бог".

А потому никогда не отдавайте гордость и не роняйте честь. Она подобного не простит.

И тогда - если уронить честь - погибнет тот высокий дух, который сформировался на русской земле еще в XII в. Когда произошел первый очищающий душу раскол.

СЛУЖИТЬ КРАСОТЕ

Роберт Кайо приехал в Россию в конце октября 1999 г. всего на четыре дня, включая дни прилета и отлета. Мы провели семинары в Московской мэрии и в МГУ, где обсудили возможность привлечения к работам под его руководством талантливых молодых ребят. Настал день отлета, и я предложил ему поехать в Сходню, где обещал "отдать" его в руки обитающего в этом месте "духа русской истории", который привел в XIV в. к победе на Куликовом поле.

Мы побродили по магазинам и накупили ему домой белой и красной рыбы, татарского вяленого мяса и водки. "Ну и где же дух?" - спрашивает он. Никто его никуда не унес, разве что ощущалось чуточку приподнятое настроение. "У нас есть еще час свободного времени, и ты сейчас сделаешь выбор, который, как можно ожидать, сыграет какую-то - я не знаю

стр. 71


какую, но возможно важную - роль в твоей судьбе, - говорю я. - Мы поедем сейчас вдоль железной дороги до Т-образного перекрестка. Направо будет город Зеленоград, построенный как центр советской микроэлектроники, а налево - старинная усадьба Серед никово, где провел четыре лета юный Лермонтов. Где он влюбился и написал много стихов. Выбирай. И если ты услышишь подсказку, то она и будет проявлением духа".

"К Лермонтову", - твердо сказал Роберт. "Странно, но я не хочу отсюда уезжать. Мне кажется, что я нигде не встречал такой красоты", - говорил он, когда мы возвращались от спускающейся к озеру лестницы, выложенной тяжелыми каменными плитами, к закрытым наглухо черным стальным воротам усадьбы. Мимо ворот шла женщина.

"Кому принадлежит сегодня усадьба?" - спросил я ее.

"Здесь создается Национальный лермонтовский центр, -сказала она. - А усадьба сдана государством в аренду Михаилу Юрьевичу Лермонтову. Он из рода поэта. Зайдите, если он здесь, я вас с ним познакомлю".

Лермонтова на месте не оказалось. Но через месяц я привез в усадьбу, воспользовавшись завязавшимся знакомством, Николя Кульберга. И мы договорились с М.Ю. о совместном создании наполненной духом поэзии и научной информацией компьютерной среды. После чего в ЦЕРН к Роберту Кайо поехал в качестве стипендиата Лермонтовского фонда один из самых талантливых аспирантов Московского университета.

Во имя "возрождения России"? Или - "спасения Европы"?

"В Вашей книге главным словом является красота. Что Вы под этим понимаете"? - спросил меня Лермонтов.

К этому вопросу я был готов. "Его задают многие, - ответил я, -исходя из того, чему нас учили в школе: что красота относительна. Но это взгляд снизу. И в жизни, действительно, каждый имеет возможность выбирать себе то, что ему больше нравится. Но красота, о которой говорится в моей книге, - это то, с помощью чего происходит управление сверху нашими делами и нашими судьбами. Красота в широком понимании этого слова, являющаяся инструментом управления человеком. А выбирая красивую именно в Вашем представлении жену. Вы лишь устанавливаете более сильную зависимость от того, что (или Кто) нами управляет. Но только не

стр. 72


надо ждать, что Ваша жена должна понимать Ваши прекрасные начинания, и идеи. Предназначение женщины не в этом, а в том, чтобы Вы не боялись и шли вперед. Ей нравятся благородство и смелость. И победители. А потому, выдвигая новую идею. Вы должны быть готовы к роли не понятого никем капитана уходящего в странствование одинокого корабля. Но Вас будут ждать".

"Я с Вами во многом согласен, когда Вы говорите о красоте, как о чем-то самом главном, - сказал Лермонтов. - Но мне сложно представить, что красота существует сама по себе. Как верующий в Бога, я считаю, что человек воспринимает красоту только потому, что у него есть душа. Красота может быть в душе, но вне души я ее вообразить не могу. Улавливание красоты - это восприятие душой божественного проявления в природе. И в подтверждение последнего, как мы могли это наблюдать в процессе работ по восстановлению имения, которое само уже является красотой, при следовании за ней и служении ей как бы сами собой приходят удачи".

КРАСОТА И ХРИСТИАНСТВО

В христианском мире, в соответствии с наблюдаемыми четырьмя началами (см. выше), выделяется - в их комбинациях - несколько направлений. Одно из них - русское староправославие, ведущее свою историю от византийского (греческого) учения, ориентированного на большую свободу духа.

Когда в своих рассуждениях я использую слово "русское", то связываю это с предполагаемым изменением в XII-XV вв. греческого учения в сторону еще большего возвышения свободы. А после XVII в., когда произошел второй раскол и дух свободы должен был уходить на север, спасаясь от рабства любви (с ориентацией на которую и утвердилось современное "никонианское" православие), мне представляется возможным говорить о философии северного русского староправославия.

Если в православии говорят сегодня о необходимости творить в любви к Богу, имея целью восстановление как бы потерянного когда-то (при грехопадении) духовного совершенства, то русское староправославие, как это видится, выделяет прежде всего не любовь, а стремление к "неземной" красоте. Что может быть постигнуто исключительно

стр. 73


через себя самого. В свободном полете души. Что предполагает не восстановление утраченного, но поиск неизвестного. Еще никогда не существовавшего. Это, возможно, объяснит представление о бесконечном как о свободе на пути устремления к прекрасному. Когда вперед выходят талант и подвиг. Непременно подвиг, ибо времени никогда нет. А в отсутствие растраченного времени только "красота спасет мир". И жертвенная любовь. В мечте о которой (в полете души) и гибнет время.

Является ли эта философия христианской? Или же здесь присутствует нечто отличное - то ли возврат к дохристианскому, то ли что-то новое? Быть может, это именно то, что и откроет, как мы ждем этого, новую страницу в жизни русского духа в XXI в.? Ответить на такие вопросы, даже если ты только что изложил нечто рожденное как свет в твоей душе - не только не просто, но и скорее всего невозможно.

Это, похоже, то же, что спрашивать поэта: почему он, предчувствуя близкий конец, тоскует о несостоявшемся: "Выхожу один я на дорогу" Так тоскует гений в России. О том, что, по-видимому, не достижимо.

Но перед чем не может остановить даже смерть.

Смерть, возможно, еще не конец. Но это конец свободы.

Если красота, как это видится, является проявлением сил Природы, то свобода кажется связанной с волеизъявлением человека.

Действительно, что может заставить человека быть внутренне несвободным? Разве есть такая сила, которая остановит талант?

Эта сила - страх. И это не только страх перед не терпящим свободу государством, но и страх перед опасностью потерять необыкновенную любовь. Чем, похоже, и пользуется Природа, и красивые женщины, встреченные случайно, предвещают несчастье.

ПОЭТЫ В РОССИИ ПОГИБАТЬ НЕ ДОЛЖНЫ

В отличие от красоты свободой можно управлять. Но это смертельно опасный путь, и жертвы всегда известны заранее. Поэтому власть священна, а ее время оказывается ограниченным.

стр. 74


За свободу льется кровь. В действительности же - не за свободу. Существует знамя борьбы за свободу, но знамени с начертанным на нем словом красота - нет. Красота остается тайной.

В борьбе, как известно, положено опираться на чужие силы. Красота же постигается в одиночестве.

Поэты сражаться не должны. В бой посылает любовь. Это - заколдованный круг. В нем - судьба поэтов в России. И самой России.

И если для Природы "нет печали, нет разлуки, нет начала конца", то для человека тень печали присутствует уже в начале.

"В НАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО..."

Что является главным среди тех идей, которые выносятся на обсуждение?

Вот некоторые из них:

- гипотеза о существовании "числовых характеристик красоты" и "Чисел управления", посредством которых Природа руководит делами человека (через поиск "красивых" решений);

- вытекающий из этой гипотезы вывод о том, что время может ускоряться ("время поглощается красотой"),

- предположение о существовании в Природе четырех начал и об особой философии русского староправославия как носителе духа свободы и красоты (позволяющих искать "истинные пути");

- о построении распределенной системы глобального геокосмического мониторинга, открывающей возможность поиска "управляющего начала" в Природе;

- о создании Россией в коллаборации с Европой новой формы человеческой цивилизации, противопоставленной Америке на основе потенциала поэтической духовности и возможности стремительного развития (при поисках "истинного пути").

Что здесь главное - решить сложно. Но поскольку вопрос поставлен и отвечать надо, то мы пойдем по особому пути:

стр. 75


посмотрим, что в связи с этой постановкой вопроса пришло в голову? Иначе - нет ли подсказки?

Единственное, что мне сейчас хочется, это затронуть проблему того, чем может оказаться пойманное в сети научных исследований "управляющее начало". Оно может оказаться неживым, как все законы неживой природы, и тогда им можно будет попробовать управлять. А может быть - живым, и тогда надо будет признать окончательно, что это Оно (или Он) управляет человеком. Что, собственно, и доказывается проявлением "числовых характеристик красоты".

Но в этом, последнем, случае вся история человечества, представленная в виде борьбы за выживание, оказывается не более чем хохотом дьявола над человеком. И в новой истории потребуется отрешиться от тех мнимых целей - денег, власти, - которые в действительности являются только средством продвижения к неким целям, и направить интересы человека на достижение целей истинных.

Именно здесь Россия и могла бы сказать свое слово.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ВРЕМЯ-ПОГЛОЩАЕТСЯ-КРАСОТОЙ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Larisa SenchenkoКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Senchenko

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Вл. ВОРОНИХИН, ВРЕМЯ ПОГЛОЩАЕТСЯ КРАСОТОЙ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 08.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ВРЕМЯ-ПОГЛОЩАЕТСЯ-КРАСОТОЙ (дата обращения: 19.04.2024).

Автор(ы) публикации - Вл. ВОРОНИХИН:

Вл. ВОРОНИХИН → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Larisa Senchenko
Arkhangelsk, Россия
977 просмотров рейтинг
08.09.2015 (3145 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
4 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
10 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
5 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
7 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ВРЕМЯ ПОГЛОЩАЕТСЯ КРАСОТОЙ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android