Libmonster ID: RU-8400
Автор(ы) публикации: Н. РУБИНШТЕЙН

Выход в свет книги В. М. Молотова - руководителя советской внешней политики, виднейшего деятеля большевистской партии и советского государства, ближайшего соратника великого Сталина - является большим событием политического и научного значения. Книга В. М. Молотова представляет собой огромный вклад в марксистско-ленинскую науку истории международных отношений и внешней политики первого в мире социалистического государства.

Собранные воедино речи и заявления В. М. Молотова охватывают первое трёхлетие, прошедшее после окончания второй мировой войны. Выступление В. М. Молотова на конференции Объединённых наций в Сан-Франциско, которым открывается книга, состоялось 26 апреля 1945 года. В этот день советские войска вели бои на улицах Берлина; спустя неделю столица Германии была взята Советской Армией, а ещё через неделю гитлеровская Германия безоговорочно капитулировала.

Речь В. М. Молотова, заключающая книгу, была произнесена 25 июня 1948 г., после Варшавского совещания министров иностранных дел восьми государств.

Трёхлетний период, отделяющий две названные даты, насыщен событиями исключительной важности. Именно в эти годы Советский Союз возглавил демократический, антиимпериалистический лагерь, его борьбу за прочный демократический мир и безопасность народов, против империалистической реакции, главарём которой являются американские империалисты-поджигатели новой войны.

Программа внешней политики советского государства была сформулирована И. В. Сталиным ещё в годы Великой Отечественной войны. И. В. Сталин указывал тогда, что Советский Союз, верный своим принципам, будет бороться за то, чтобы закрепить результаты победы путём установления прочного мира, чтобы сделать невозможным возникновение новой агрессии и новой войны, если не навсегда, то, по крайней мере, в течение длительного периода времени. Неприкосновенность национального суверенитета, равноправие больших и малых государств, демократическое международное сотрудничество миролюбивых народов и в первую очередь великих держав - Советского Союза, США и Англии, - демократизация и демилитаризация Германии - таковы были задачи, поставленные ста" лине кой внешней политикой Советского Союза. В этой программе органически сочетаются жизненные интересы советского государства - где осуществляется постепенный переход к коммунизму - и интересы народных масс во всех странах мира.

Вдумываясь в содержание речей и заявлений В. М. Молотова на протяжении последних трёх лет, мы отчётливо видим три главные проблемы, которые красной нитью проходят через всю книгу. Это проблема суверенитета малых наций, проблема международного сотрудничества в деле обеспечения мира и безопасности народов и, наконец, проблема демократизации и демилитаризации Германии.

Понятно, почему вопрос о суверенитете малых наций получил огромное значение после второй мировой войны. Освобождённые Советским Союзом от гитлеровского ига народы малых восточноевропейских государств не захотели идти по старому пути, который привёл их к национальной катастрофе и порабощению фашистской Германией. Государства Центральной и Юго-Восточной Европы отпали от империалистической системы и стали на новый, народно-демократический путь. Американские империалисты, их английские и иные сателлиты рассчитывали сразу же после войны любыми средствами вернуть народно-демократические государства в лоно империализма, превратив их - как это было и до войны - в зависимые страны, находящиеся в полном политическом подчинении и в экономической кабале у крупных капиталистических держав. Однако англо-американские империалисты просчитались. На защиту свободы и независимости малых стран выступила великая социалистическая держава - Советский Союз.

На Парижской мирной конференции 1946 г. В. М. Молотов разоблачил принцип так; называемых "равных возможностей", который широко использовали представители США и Англии для маскировки империалистических планов порабощения стран народной демократии. Указывая на то, что Болгария, Венгрия, Югославия, Чехословакия и некоторые другие государства сильно по-


В. М. Молотов. Вопросы внешней политики. Речи и заявления. Апрель 1945 г. - июнь 1948 г. ОГИЗ. Государственное издательство политической литературы. 1948.

стр. 130

страдали в войне, В. М. Молотов говорил: "Не так уж трудно понять, что если дать волю американскому капиталу в разорённых и обессиленных войной малых государствах, как этого хотят защитники принципа "равных возможностей", то американский капитал скупит местную промышленность, сделает своей собственностью наиболее интересные румынские, югославские и всякие другие предприятия и станет хозяином в таких малых государствах" (стр. 216).

За "долларовой демократией", за "принципом равных возможностей" скрываются словесно приукрашенные захватнические планы. "Можно ли, в самом деле, не замечать, - сказал В. М. Молотов, - что если на основе осуществления принципа так называемых "равных возможностей" на территории малых государств начнёт без всяких ограничений состязаться местная национальная продукция с продукцией, выбрасываемой с заводов и фабрик в Соединённых Штатах Америки или Великобритании, - что тогда от самостоятельности и независимости этих государств ничего не останется, особенно если считаться с обстановкой послевоенного периода. Разве не понятно, что такое неограниченное проведение принципа "равных возможностей" в данных условиях на практике означало бы самое настоящее экономическое закабаление малых государств и их подчинение господству и произволу сильных разбогатевших иностранных фирм, банков, промышленных компаний?" (стр. 217).

В. М. Молотов уличил представителей США и Англии в нечестности. Американский сенатор Ванденберг и представители Англии всячески ратовали за применение "принципа равных возможностей" к режиму Дуная. Но они умалчивали о других водных путях, морских и океанских, имеющих гораздо более важное международное значение. Эту "фигуру умолчания" раскрыл В. М. Молотов: "Если мы действительно хотим защищать принцип "равных возможностей" в вопросе о водных путях, давайте проводить этот принцип последовательно - так, как это полагается действительным защитникам принципов равенства в отношениях между государствами... Согласны ли защитники принципа "равных возможностей" применить этот принцип в Суэцком канале? Согласны ли защитники принципа "равных возможностей" применить этот принцип также в Панамском канале?" (стр. 213, 214).

На Парижской мирной конференции ярко проявились захватнические стремления англо-американских империалистов и их ставленников по отношению к странам новой демократии. Итальянские реакционеры, инспирируемые Вашингтоном и Лондоном, попытались отрезать от Югославии западную часть Юлийской Крайны вместе с г. Триестом; греческие монархо-фашисты предъявили претензии на болгарские территории и предлагали, по существу, расчленить Албанию. Эти агрессивные требования были поддержаны США и Англией. Странам народной демократии угрожала потеря их территориальной целостности. Но и в этом вопросе на защиту малых стран выступила великая советская держава.

В своих выступлениях В. М. Молотов показал, что территориальные претензии итальянских реакционеров и их хозяев противоречат, прежде всего, подлинным национальным интересам самой Италии и продолжают антиславянскую, экспансионистскую политику Муссолини.

На конференции твёрдо прозвучал голос В. М. Молотова в защиту территориальной целостности стран народной демократии: "Советская делегация предлагает отклонить предложение греческой делегации, которая стремится к расчленению Албании и втягивает в это дело Мирную конференцию" (стр. 168).

Уличив британского делегата и представителей, зависимых от Англии государств в политической игре по вопросу о болгаро-греческой границе, В. М. Молотов дал решительный отпор покушениям на территорию Болгарии: "Мы с уверенностью говорим болгарам - нашим друзьям: "Болгары, будьте спокойны, ваша граница останется непоколебимой" (стр. 230).

Политическая игра англо-американских империалистов с малыми странами проявилась также при обсуждении проекта мирного договора для Финляндии, когда представитель США, Ванденберг выступил от имени Соединённых Штатов против основных условий перемирия с Финляндией, подписанного в 1944 году. На исторических примерах В. М. Молотов показал, что заигрывание великих держав с реакционными кругами Финляндии привело в свое время к печальным последствиям для этой страны. Предупреждая как США и Англию, так и финнов, В. М. Молотов подчеркнул, что "игра в дружбу теперь не должна иметь успеха среди народов, прошедших через тяжёлые испытания. Но, с другой стороны, не может быть сомнения в том, что настоящая дружба между народами - великая сила нашего времени" (стр. 235).

Возникшие на Парижской мирной конференции разногласия касались как будто бы ряда частных вопросов, будь то территориальные проблемы или вопрос о репарациях. Но В. М. Молотов показал, что в действительности речь идёт о различных методах установления международных отношений: "Существуют два прямо противоположных метода в международной жизни. Один метод, хорошо всем известный из далёких времён, - метод насилия и господства, для которого все средства нажима хороши. Другой метод, ещё, правда, недостаточно широко развитый, - метод демократического сотрудничества, основанный на признании принципа равноправия и законных интересов всех, больших и малых государств. Мы не сомневаемся в том, что, несмотря на все препоны, метод демократического сотрудничества между странами, в конце концов, победит" (стр. 222).

В. М. Молотов подчеркнул также значение уроков истории в вопросе об отношении к славянским странам: "Прошло то время, когда славянские земли служили предме-

стр. 131

том дележа между державами Европы, когда славянские народы стонали под гнётом западных и восточных захватчиков. Теперь, как известно, славянские народы нашли своё место в рядах союзных государств, и во всех славянских странах государственная жизнь строится на прогрессивных демократических началах" (стр. 111).

Как ни пытались англо-американские империалисты, создавая механическое большинство и игнорируя законные интересы СССР и стран народной демократии, заставить Парижскую мирную конференцию подчиниться своему диктату, это им не удалось. Планы империалистической реакции были разоблачены в выступлениях В. М. Молотова. Сталинские принципы равноправия больших и малых стран и демократического мира нашли в этих выступлениях своё яркое и глубокое выражение.

На Генеральной ассамблее организации Объединённых наций в октябре - декабре 1946 г. В. М. Молотов со всей силой раскрыл и обосновал советское понимание международного сотрудничества, как сотрудничества больших и малых стран, которое в наибольшей мере отвечало бы интересам всех миролюбивых народов. Такое сотрудничество предполагает согласованность действий великих держав и объединение усилий государств различных общественно-политических систем при условии невмешательства во внутренние дела друг друга.

"Признание принципов такого международного сотрудничества, - говорил В. М. Молотов, имеет глубокий смысл. В нём выражена твёрдая воля к всеобщему миру и готовность к мирному соревнованию в социально-экономических делах государств и общественных систем" (стр. 256 - 257).

В. М. Молотов показал, почему международное сотрудничество, основанное на этих демократических принципах, является насущной необходимостью для народов в послевоенный период: "Мы не можем быть уверенными в том, что крах империалистической Германии и банкротство империалистической Японии явятся для чрезмерно жадных империалистов достаточно убедительным свидетельством авантюристичности и гибельности их установки на борьбу за завоевание мирового господства, что, как известно, составляет подлинную сущность империализма" (стр. 257).

Приводя в пример Черчилля и сочувствующих ему как в Англии, так и в США, В. М. Молотов указывал на опасность, которая грозит делу мира со стороны агрессивных империалистических кругов - инициаторов военных и, прежде всего антисоветских авантюр. В этих условиях особое значение приобретает соблюдение принципов демократического сотрудничества, единогласия великих держав, положенных в основу организации Объединённых наций.

Говоря о задачах Организации объединённых наций, В. М. Молотов неоднократно напоминал о бесславной истории Лиги наций и предостерегал от попыток повторять её. Ещё на конференции Объединённых наций в Сан-Франциско он предупреждал о необходимости "в будущем избежать старых ошибок, которых не следует допускать и под вывеской новых пышных обещаний. Нельзя, однако, - заявил В. М. Молотов, - рассчитывать на бесконечное терпение народов, если снова обнаружится неспособность правительств создать международную организацию, ограждающую мирную жизнь людей, их земли, их молодые поколения от ужасов и бедствий новых разбойничьих империалистических войн" (стр. 12).

На Парижской мирной конференции В. М. Молотов вновь напомнил о бессилии Лиги наций в защите дела мира. Основной причиной этого бессилия явились попытки Лиги наций не только игнорировать Советский Союз, нов вести антисоветскую политику. Указывая на значение принципа "вето" в Совете безопасности как известной основы для развития сотрудничества держав в деле защиты безопасности народов, В. М. Молотов обращал внимание на то, что в Лиге наций отсутствовало право "вето" у великих держав. "Мы должны смотреть вперёд и не должны позволить тянуть нас к старому, разбитому корыту - Лиге наций" (стр. 190), - сказал В. М. Молотов, разоблачая противников права "вето" - американских империалистов и их подголосков. На Генеральной ассамблее организации Объединённых наций в октябре 1946 г. В. М. Молотов полностью разоблачил инициаторов кампании против права "вето" как противников международного сотрудничества, стремящихся к тому, чтобы подорвать организацию Объединённых наций. Англо-американские реакционеры пытались свести всё дело к частному вопросу о порядке применения так называемого "вето" при решении вопросов в Совете безопасности. В. М. Молотов вывел этих людей на чистую воду, показав, что вопрос о праве "вето" есть вопрос о необходимом единстве великих держав, которое является предпосылкой самого существования и действенности организации Объединённых наций.

В. М. Молотов сорвал маску с фальшивых демократов, показав наличие двух основных тенденций, которые ведут борьбу в организации Объединённых наций. "Происходящие споры и борьба вокруг так называемого "вето", - говорил В. М. Молотов, - показывают, что теперь имеется обострение противоречий между двумя основными политическими установками, из которых одна заключается в защите признанных всеми ними принципов международного сотрудничества больших и малых государств, а другая - в стремлении некоторых влиятельных группировок развязать себе руки для безудержной борьбы за мировое господство" (стр. 259). Внушительным предупреждением по адресу этих империалистических группировок США и их младшего партнёра, Англии, прозвучали веские слова В. М. Молотова: "Не для того наши народы проливали потоки своей бесценной крови, чтобы расчистить дорогу новым претендентам на мировое господство" (стр. 260).

В этой же речи В. М. Молотов разоблачил американских империалистов-сторонников "атомной дипломатии" и так называемого "плана Баруха", рассчитанного на монопольное обладание Соединёнными Штатами атомной бомбой. Показав, что атомная бомба является агрессивным оружием, которое на-

стр. 132

правлено прежде всего против мирного населения, В. М. Молотов высмеял иллюзия о возможности сколько-нибудь продолжительного сохранения "секрета" атомной бомбы. "Даже в атомном деле нельзя рассчитывать на монопольное положение какой-либо одной страны", - говорил В. М. Молотов, напоминая слова И. В. Сталина о том, что "монопольное владение атомной бомбой не может продолжаться долго". "Науку и её носителей - учёных не запрёшь в ящик и не посадишь под замок" (стр. 261 - 262).

Иллюзорными также являются расчёты на то, что атомная бомба решит судьбы войны. Атомная бомба представляет опасность не столько для армий, сколько для городов и гражданского населения. Именно поэтому планы использования атомного оружия против мирных людей могут вызвать законное возмущение народных масс во всех странах и повести к серьёзным политическим последствиям. "Наконец, - говорил В. М. Молотов, - нельзя забывать, что на атомные бомбы одной стороны могут найтись атомные бомбы и ещё кое-что у другой стороны, и тогда окончательный крах всех сегодняшних расчётов некоторых самодовольных, но недалёких людей станет более чем очевидным" (стр. 263).

В своей исторической речи на заседании Генеральной ассамблеи организации Объединённых наций 29 октября 1946 г. В. М. Молотов от имени советского правительства внёс предложение, первые пункты которого гласили: "1. В интересах укрепления международного мира и безопасности и в соответствии с целями и принципами организации Объединённых наций, Генеральная ассамблея признаёт необходимым всеобщее сокращение вооружений. 2. Осуществление решения о сокращении вооружений должно включать в качестве первоочередной задачи запрещение производства и использования атомной энергии в военных целях. 3. Генеральная ассамблея рекомендует Совету безопасности обеспечить практическое осуществление задач, изложенных в вышеприведённых пунктах 1 и 2" (стр. 270).

Инициатива Советского Союза в вопросе о запрещении атомного оружия и всеобщем сокращении вооружений имела огромное международное значение. Советское предложение, сформулированное В. М. Молотовым, наносило удар экспансионистским планам американского империализма, уже начавшего после войны новую гонку вооружений. Это предложение разоблачало поджигателей войны, которые скрывали свою подрывную деятельность за завесой широковещательных деклараций о миролюбивых намерениях. Оно полностью отвечало интересам миллионов простых людей, жаждущих мира. В. М. Молотов подчёркивал также, что всеобщее сокращение вооружений приведёт к сокращению раздутых военных бюджетов и тем самым облегчит налоговое бремя трудящихся. Предложения советской делегации, изложенные В. М. Молотовым, предусматривали установление строгого международного контроля за запрещением использования атомной энергии в военных целях и за проведением решения о всеобщем сокращении вооружений. Вместе с тем В. М. Молотов со всей решительностью выступил против бешеной пропаганды новой войны, которая ведётся представителями империалистического лагеря. "Нам должно быть ясно, - говорил он, - что потакание такой пропаганде не соответствует интересам дела всеобщего сокращения вооружений. Когда нам говорят при этом о свободе печати и о прочих хороших вещах, то хочется сказать по этому поводу: почему свобода печати должна использоваться, прежде всего, пропагандистами новой войны и почему мы, противники этой вредной пропаганды, не можем воспользоваться свободой печати для дружного отпора этого рода делателям печати, этого рода делателям общественного мнения?" (стр. 343).

Советское предложение о всеобщем сокращении вооружений и запрещении использования атомной энергии в военных целях, сформулированное В. М. Молотовым, являлось продолжением последовательной линии ленинско-сталинской внешней политики. Ещё в 1922 г. на Генуэзской конференции советская делегация внесла предложение о всеобщем сокращении вооружений. В последующие годы СССР вёл упорную борьбу за разоружение в комиссии по подготовке конференции по разоружению. В Генуе империалистам удалось снять советское предложение с повестки дня конференции. В 1927 г. в Женеве они отвергли советские предложения, но всё же вынуждены были обсудить их. В 1946 г. им пришлось уже голосовать за него, хотя, конечно, они не имели в виду его реализацию. Впрочем, и на самой Генеральной ассамблее поджигатели новой войны всячески пытались ослабить советские предложения, извратить мотивы Советского Союза, развитые в выступлениях В. М. Молотова. Была вытащена на свет и старая женевская "аргументация" противников сокращения вооружений.

В. М. Молотов в своих речах дал решительный отпор всем тем, кто хотел увернуться от прямого ответа на советские предложения: "Иногда намекают на то, что прежде следовало бы обеспечить коллективную безопасность и только после этого приступить к разоружению. Неправильность такого рода рассуждений нетрудно увидеть. Каждый может понять, что всеобщее сокращение вооружений под руководством организаций Объединённых наций, несомненно, укрепит международную безопасность. Следовательно, именно те, кто заботится о международном мире и безопасности, и должны стремиться к осуществлению всеобщего сокращения вооружений. В противном случае, ссылки на необходимость укрепления всеобщей безопасности служили бы только прикрытием для тех, кто в действительности не признаёт необходимости всеобщего сокращения вооружений" (стр. 322).

Чрезвычайно важное значение имели выступления В. М. Молотова и по другому вопросу, обсуждавшемуся по инициативе Советского Союза на Генеральной ассамблее организации Объединённых наций, - по вопросу о пребывании вооружённых сия Объединённых наций на территориях невражеских государств. Если советские войска, всту-

стр. 133

пившие в своё время, в ходе войны, на территорию Югославии, Чехословакии, Норвегии, Китая, Ирана, на остров Борихольм, принадлежащий Дании, была после окончания войны отведены с этих территорий в кратчайшие сроки, то США и Англия продолжали и продолжают держать свои вооружённые силы на территориях некоторых Объединённых наций во всех частях земного шара. "Почему необходимо, чтобы на территории маленькой Греции находились войска могущественной Британской империи спустя много месяцев после окончания войны? - спрашивал В. М. Молотов. - Никто не сможет отрицать, что присутствие этих иностранных войск оказывает сильное давление на внутреннее положение в Греции... Вот другой пример. Войска Соединённых Штатов продолжают находиться на территории Китая... оставление американских войск явно осложняет внутреннее развитие Китая, усиливая раскол внутри страны и создавая своеобразное внешнее положение для Китайской республики" (стр. 291).

В. М. Молотов обращал также внимание на то, что США и Англия имеют свои военно-морские и военно-авиационные базы во всех частях земного шара. В ряде выступлений В. М. Молотов настаивал на том, чтобы все Объединённые нации дали полную информацию о своих войсках, находящихся на территориях других Объединенных наций. Это простое и ясное предложение, имевшее целью способствовать установлению мира и оздоровлению международных отношений, было встречено в штыки представителями США и Англии. Как ни старались они похоронить советское предложение, умышленно запутывая его и отвлекая внимание делегатов, предельно ясные и не допускающие никаких кривотолков аргументы В. М. Молотова буквально изничтожали казуистику американских и английских дипломатов. Их позиция была тем более затруднена, что В. М. Молотов в самом начале обсуждения вопроса от имени советского правительства дал подробный отчёт о вооружённых силах Советского Союза, находящихся как на невражеских территориях (например, на Территории Польши с целью охраны коммуникаций с Германией), так и на территориях бывших вражеских государств, соответственно условиям перемирия.

Таким образом, англо-американские империалисты оказались припертыми к стене. Что же касается советского предложения, то оно, как указывал В. М. Молотов, встретило большое сочувствие особенно малых стран: "Они-то нередко весьма чувствуют давление извне, особенно когда оно подкрепляется пребыванием вооружённых сил на территориях этих малых государств" (стр. 331).

Большую часть книги "Вопросы внешней политики" составляют заявления и выступления В. М. Молотова на Парижской, Московской и Лондонской сессиях Совета Министров иностранных дел по германскому вопросу. Это характеризует важнейшее Значение германской проблемы в международных отношениях и в советской внешней политике. Известно, что вследствие пагубной политики США, Англии и Франции гитлеровская Германия получила возможность развязать вторую мировую войну, продолжавшуюся почти шесть лет и поглотившую миллионы жертв.

В заявлении В. М. Молотова на заседания Совета министров иностранных дел 10 июли 1946 г. указывалось на то, что вопрос о судьбах Германии волнует, прежде всего, Советский Союз, который пережил исключительные бедствия оккупации, вызванные вторжением германских армий, а также и другие народы (см. стр. 60).

Правильное решение германской проблемы неразрывно связано с установлением прочного мифа и безопасности народов, неоднократно подчёркивал В. М. Молотов. Советская программа по вопросу о Германии была определена И. В. Сталиным еще во время войны и развита в ряде выступлений В. М. Молотова. Она нашла отражение в постановлениях Крымской и Берлинской межсоюзнических конференций.

В решении германской проблемы Советский Союз исходит не из чувства мести, а из необходимости предотвратить возможность новой агрессии со стороны Германий. "Задача состоит не в уничтожении Германии, - говорил В. М. Молотов 10 июли 1946 г., - а в том, чтобы преобразовать её в демократическое и миролюбивое государство, имеющее, наряду с сельским хозяйством, свою промышленность, внешнюю торговлю, но лишённое хозяйственных и военных возможностей вновь подняться как агрессивная сила" (стр. 61). Таким образом, демилитаризация, денацификация и демократизация Германий, ее экономическое единство, связанное с выполнением репарационных обязательств, и ее государственное единство являются составными частями единой задачи - решения германской проблемы в интересах мира и безопасности народов. Советский Союз, успешно реализуя эту программу в советской зоне оккупации Германии, неуклонно добивался того, чтобы США, Англия и Франция также неуклонно выполняли решения по германскому вопросу, принятые ими совместно с СССР в Ялте и Потсдаме. Однако сразу же после войны Советский Союз столкнулся с тем, что США, Англия и Франция стали саботировать и срывать постановления Крымской и Берлинской конференций.

Ещё на заседаниях Парижской сессии Совета министров иностранных дел в июле 1946 г. В. М. Молотов показал, что предложенный Бирнсом проект договора четырёх держав о разоружении и демилитаризации Германии в действительности обходит и игнорирует важнейшие предпосылки обеспечения прочного мира и безопасности народов, находится в противоречии с прежними совместными решениями союзников (см. стр. 56 - 57).

Спустя восемь месяцев на Московской, а затем, в ноябре - декабре 1947 г., на Лондонской сессии Совета Министров иностранных дел В. М. Молотов, опираясь на огромный фактический материал, показал перед всем миром положительные результаты политики Советского Союза в германском вопросе и пагубные итоги под-

стр. 134

рывных по отношению к решениям Крымской и Берлинской конференций действий США, Англии и Франции. Выступая на Московской сессии Совета министров иностранных дел, В. М. Молотов уличил США, Англию и Францию в срыве мероприятий по демилитаризации и денацификации Германии. Он констатировал, что ликвидация военно-промышленного потенциала в западных зонах Германия ещё почти не начата. Несмотря на то, что главная база германского военно-промышленного потенциала находится в областях Западной Германии и, прежде всего в Рурском промышленном районе, к 1 января 1947 г. по трём западным зонам только на трёх заводах (из списка, включающего 1504 завода) было закончено полное изъятие оборудования.

В то же время в советской зоне оккупации из 733 предприятий, относящихся к военной промышленности и другим запрещённым отраслям индустрии, было изъято в счёт репараций и демонтировано 676 (см. стр. 347).

Английское и американское командование оккупационными силами сохранило в своём распоряжении нераспущенные немецкие войсковые части и службы общей численностью (по официальным американским и английским данным) около 90 тыс. чел. (см. стр. 349), а также воинские формирования четников, усташей, салашистов, "югославскую королевскую армию", части генерала Андерса, террористические организации бандеровцев и другие фашистские и полуфашистские отрады.

В английской и американской зонах, указывал В. М. Молотов, большое количество видных деятелей гитлеровского режима, в том числе крупных руководителей германских промышленных монополий, занимает руководящие посты, а проведение денацификации нередко подменялось формальным переучётом почти всего взрослого немецкого населения. Что же касается советской зоны, то здесь активные фашисты и лица, занимавшие руководящие должности при гитлеровском режиме, были отстранены с общественных и полуобщественных должностей и заменены кандидатами демократических организаций.

США, Англия и Франция установили в своих зонах недемократическую механику выборов в ландтаги, препятствовали объединению демократических организаций во всегерманском масштабе, саботировали проведение земельной реформы, что, естественно, срывало осуществление демократизации. Германии.

Только в советской зоне были осуществлены реальные мероприятия по демократизации, причём важное значение в этом деле, на что обращал особое внимание В. М. Молотов, имела земельная реформа, проведенная осенью 1946 года. "Эта реформа, - говорил В. М. Молотов, - подорвала в политической и экономической области влияние юнкерства - давней опоры германского милитаризма, а затем и гитлеризма" (стр. 360).

В ряде выступлении В. М. Молотов уличил США и Англию в саботаже и срыве решений Крымской и Берлинской конференций о репарациях. Указывая на тяжёлые потери, понесённые Советским Союзом в войне против гитлеровской Германии, В. М. Молотов отмечал, что советское правительство и советский народ не могут равнодушно отнестись к срыву репараций. Сумма репарационных платежей с Германии определена Советским Союзом в 10 млрд. долл., т. е. в размере меньше одной десятой доли одних лишь прямых потерь, которые Советский Союз понёс на территории, бывшей под оккупацией немецких захватчиков. Но и эти минимальные и абсолютно справедливые требования Советского Союза, зафиксированные в решениях Крымской конференции, не выполнялись США, Англией и Францией. Эти решения были осуществлены только в советской зоне. Так как США и Англия нередко пытались противопоставлять по становления Берлинской конференции в вопросе о репарациях решениям конференции в Ялте, В. М. Молотов в своём заявлении 17 марта 1947 г. огласил полный текст соответствующего решения Крымской конференции, выбив, таким образом, почву из-под ног незадачливых "комментаторов".

Чрезвычайную важность представляют выступления и заявления В. М. Молотова по вопросу об экономическом единстве и государственном устройстве Германии. Уже с конца 1945 г. Англия и США стремились путем сепаратных действий подорвать экономическое единство Германии. Так, в декабре 1945 г. Англия односторонними действиями прибрала к рукам все угольные шахты Рура, а в августе 1946 г. - железоделательную и стальную промышленность Рурской области, где сосредоточено три четверти угольной и металлургической промышленности Германии. Франция в конце 1946 г. таким же путам отделила от остальной Германии Саарскую область. В декабре 1946 г. США и Англия сепаратным путём провели объединение американской и, британской зон оккупации Германии, оторвав их фактически от остальной Германии.

В. М. Молотов указывал на то, что это соглашение направлено против ликвидации военно-промышленного потенциала Германии, против выполнения ею репарационных обязательств и прямо препятствует проведению в жизнь программы экономического восстановления Германии в целом. "Это англо-американское соглашение, - говорил В. М. Молотов, - облегчает проникновение американских и английских монополистов в германскую промышленность и открывает им широкие возможности подчинить своему влиянию германскую экономику. Но это англо-американское соглашение несовместимо с осуществлением экономического единства Германии, так как оно ведёт к расчленению и уничтожению самостоятельного германского государства и находится в противоречии с решениями Берлинской конференции и другими меж-

стр. 135

союзными соглашениями по этому вопросу" (стр. 367).

Спустя восемь - девять месяцев В. М. Молотов наглядно продемонстрировал результаты сепаратистской англо-германской политики Германии, осуществлявшейся на протяжении более года. По данным тогдашнего министра торговли США Гарримана, индекс промышленного производства в объединённой англо-американской зоне в середине 1947 г. составлял 35% по сравнению с 1938 годом. "Такого низкого уровня промышленности, - заявил В. М. Молотов, - нет сейчас ни в одной стране Европы. Эти 35 процентов говорят о полном провале экономической политики, проводимой в английской и американской зонах" (стр. 527). В то же время в советской зоне оккупации Германии, где военные разрушения были более значительными и где уже были проведены меры по ликвидации военной промышленности, уровень промышленности достиг 52% от уровня 1938 г. и производство шло на подъём (см. стр. 528). В своём заявлении на Лондонской сессии Совета министров иностранных дел 8 декабря 1947 г. В. М. Молотов указал на то, что сепаратные действия американских, английских, а также французских властей тормозят экономическое восстановление Германии и препятствуют скорому установлению прочного мира в Европе: "Эти сепаратные действия англо-американских властей привели к фактическому расколу Германии, что выражается в отрыве западной части Германии от остальной Германии и Берлина, столицы германского государства. На деле во Франкфурте-на-Майне создан уже новый центр для западных зон Германии, где англо-американские власти действуют сепаратно и независимо от Контрольного совета в Берлине" (стр. 533 - 534).

В неразрывной связи с проблемой экономического единства Германии стоит вопрос о её политическом единстве. Советский Союз, как об этом не раз говорил И. В. Сталин, не собирался ни расчленять, ни уничтожать Германию как самостоятельное государство. Но эти планы лелеяли англо-американские империалисты. Ещё в Тегеране США предлагали разделить Германию на пять частей. Через год после Тегеранской конференции, в октябре 1944 г., Черчилль и Идеи от имени британского правительства выдвинули во время переговоров в Москве план раздела Германии на три части. После войны, на Парижской сессии Совета министров иностранных дел 10 июля 1946 г., В. М. Молотов предостерегал охотников расчленить Германию, федерализовать её, отделить от Германии Рур. Напоминая слова И. В. Сталина, В. М. Молотов подчёркивал, что уничтожение Германии несовместимо с интересами мира и спокойствия (см. стр. 62). На Московской сессии Совета министров иностранных дел в марте 1947 г. В. М. Молотов дал решительный отпор планам англо-американских империалистов покончить с Германией как с самостоятельным государством. В заявлениях и речах В. М. Молотова были разоблачены фальшивые, аргументы сторонников федерализации Германии, которые мотивировали свои предложения необходимостью ослабить германское государство и предупредить возрождение Германии как агрессивной силы. В. М. Молотов показал, что федерализация Германии неизбежно приведёт к усилению германских милитаристов: "Провозглашение союзниками установки на федерализацию поведёт к тому, что милитаристы встанут во главе движения за объединение Германии и постараются овладеть германским народом в своих интересах. В результате этого поднимет голову идея реванша, расцветёт шовинизм, который в Германии имеет такую благоприятную почву, и создадутся условия для появления новых бисмарков или даже новых гитлеров. История Германии учит нас тому, как опасно, чтобы идея единства Германии оказалась в руках германских милитаристов" (стр. 399). Вместе с тем, указывал В. М. Молотов, при федерализации не будет та кого центрального правительства Германии, которое могло бы нести ответственность за выполнение обязательств Германии перед союзниками.

В речах и заявлениях В. М. Молотова содержались конкретные, практические предложения по всем вопросам, составляющим содержание германской проблемы. Известно, что эти Предложения, несмотря на добрую волю советского правительства к соглашению, натолкнулись на сопротивление англо-американских империалистов. Причины этого сопротивления разоблачил В. М. Молотов, показав, что американские империалисты не хотят подготовлять мирный договор с Германией, восстанавливать ее единство и следовать решениям Берлинской конференции, ибо они рассчитывают использовать Западную Германию как стратегическую базу против демократических государств Европы, как объект экспансии на европейском континенте.

Свои авантюристические и агрессивные планы в отношении европейских государств американские империалисты попытались изобразить как бескорыстную, дружественную "помощь", имеющую своей целью "содействовать возвращению нормальных экономических условий в мире". Известно, как лейбористское правительство Англии и французское правительство рекламировали "план Маршалла". Однако истинная сущность этого плана была разоблачена Советским Союзом.

На Парижском совещании министров иностранных дел СССР, Франции и Англии в июне-июле 1947 г. В. М. Молотов показал, что авторы "планы Маршалла" и их английские и французские клиенты собираются превратить европейские страны в подконтрольные государства, лишить их экономической самостоятельности и национальной независимости в угоду американским империалистам. В заявлении В. М. Молотова 2 июля 1947 г. с предельной чёткостью была определена позиция советского правительства в отношении "плана Маршалла" и англо-французского про-

стр. 136

екта создания особой организации для координирования экономики европейских государств. "Советская делегация, - говорил В. М. Молотов, - полагает, что решающее значение для европейских стран должны иметь внутренние меры и национальные усилия каждой страны, а не расчёты на иностранную поддержку, которые должны иметь подчинённое значение. Даже в самых трудных условиях Советский Союз всегда рассчитывал, прежде всего, на свои собственные силы, и, как известно, он идёт вперёд по пути неуклонного подъёма своей экономической жизни" (стр. 475).

В. М. Молотов подчеркнул, что Советский Союз стоит за всемерное развитие экономического сотрудничества между европейскими и другими странами на здоровых началах равноправия и взаимного уважения национальных интересов, но никогда не согласится с таким "сотрудничеством", которое предполагает вмешательство сильных держав в дела других стран, ликвидацию экономической самостоятельности и национального суверенитета последних. "Советское правительство, - заявил В. М. Молотов, - не может помогать кому-либо, устраивать свои дела за счёт других, за счёт менее сильных или малых государств, так как это не имеет ничего общего с нормальным сотрудничеством между государствами" (стр. 476).

Политике раскола Европы, политике порабощения европейских стран, проводимой американскими империалистами с помощью лейбористского правительства Англии, Советский Союз противопоставил свою политику мира и укрепления дружественных отношений и, прежде всего со своими соседями. В речах при подписании договоров о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Советским Союзом и Румынской Народной Республикой, Венгерской Республикой, Народной Республикой Болгарией, Финляндией В. М. Молотов раскрыл историческое значение этих договоров, как нового важного средства укрепления мира и безопасности в Европе. Заключённые с Советским Союзом пакты явились новым, доказательством того, что только великая советская держава гарантирует независимость народно-демократических государств.

Указывая на то, что Советский Союз заключил договоры о дружбе и взаимопомощи со всеми государствами по своей западной границе - от Чёрного до Балтийского моря, - В. М. Молотов говорил: "В этом мы, советские люди, видим важный успех в осуществлении сталинской внешней политики, направленной на укрепление дружбы со всеми соседними государствами и на упрочение всеобщего мира" (стр. 568).

*

Собранные в книге выступления В. М. Молотова являются замечательным образцом марксистско-ленинского анализа международных отношений. Внешняя, как и внутренняя, политика советского государства построена на научной основе. Этим, прежде всего и обусловлены её сила, превосходство над политикой капиталистических государств. Каждая речь, каждое выступление В. М. Молотова проникнуты подлинным историзмом. Для буржуазных политиков и дипломатов история, в лучшем случае, является источником бессодержательных аналогий, беспорядочной россыпью фактов, годных лишь для словесного украшательства.

Для выдающегося руководителя советского государства и теоретика марксизма-ленинизма, каким является В. М. Молотов, каждое событие международной жизни освещено глубочайшим пониманием закономерности исторического процесса. За сложным переплётом международных отношений руководитель и проводник сталинской внешней политики В. М. Молотов всегда видит борьбу передовых общественных сил, борьбу нового против отживающих сил империалистической реакции. Историческая закономерность, подчёркивает в своих выступлениях В. М. Молотов, определила возросшее значение Советского Союза после второй мировой войны как важнейшего фактора международной жизни: "То новое положение, которое занял теперь Советский Союз в международных отношениях, создалось не в результате каких-то надвинувшихся случайных обстоятельств" (стр. 25).

В. М. Молотов не раз напоминает представителям империалистических держав о том, что их попытки игнорировать СССР или добиться его изоляции, безнадёжны: "В некоторых иностранных кругах существует стремление оттеснить Советский Союз с занятого им по праву почётного места в международных делах и нанести ущерб международному престижу СССР. Но так могут действовать лишь близорукие реакционные круги, обречённые на провал. Им не понять того, что советское государство, вынесшее на себе главную тяжесть борьбы за спасение человечества от тирании фашизма, по праву занимает теперь такое положение в международных отношениях, которое отвечает интересам равноправия больших и малых стран в их стремлении к миру и безопасности" (стр. 49 - 50).

На международных конференциях и совещаниях В. М. Молотов не раз обращает внимание на то, что буржуазные правительства не хотят учитывать уроков истории. Когда они тянут назад, к старому, разбитому корыту Лиги наций, расчленяют Германию, добиваются мирового господства американских капиталистических монополий, пытаются возродить прежнее, кабальное положение нынешних народно-демократических государств и увековечить своё господство в колониальных странах, они рассчитывают остановить и повернуть назад колесо истории. Вот почему все империалистические, антинародные планы, как это показывает В. М. Молотов, непрочны и беспочвенны. "Твердить зады и отстаивать империалистические традиции - это не значит итти в ногу с новым вре-

стр. 137

менем" (стр. 111), - указывает В. М. Молотов.

"Земля не только вертится, но можно сказать, что она не зря вертится и что она имеет свой путь вперёд, к своему лучшему будущему", - говорил В. М. Молотов в речи на предвыборном собрании избирателей Молотовского округа г. Москвы 6 февраля 1946 года.

В выступлениях В. М. Молотова с исключительной наглядностью раскрываются основы двух противоположных методов решения международных вопросов, двух концепций мира. Для империалистических правительств характерно неверие во внутренние силы своих государств; поэтому они, как указывает В. М. Молотов, предпочитают "строить претенциозные планы насчёт завоевания, господства и эксплоатации других народов" (стр. 257).

Наиболее яркой иллюстрацией этого положения являются США. "Если бы у правящих кругов Соединённых Штатов Америки внутренние дела не вызывали большого беспокойства, особенно в связи с приближающимся экономическим кризисом, то не было бы такого изобилия экономических проектов экспансии Соединённых Штатов Америки, которые, в свою очередь, опираются на агрессивные военно-политические планы американского империализма" (стр. 495).

Что же касается советского государства, то оно всегда опирается на свои внутренние силы и поэтому заинтересовано в мирном соревновании с капиталистической системой. Следовательно, миролюбивая политика Советского Союза, его стремление к международному демократическому сотрудничеству проистекают, как это всегда подчёркивает В. М. Молотов, из коренных интересов советского народа.

Внешняя политика социалистического государства руководствуется положением И. В. Сталина о необходимости "ориентироваться не на те слои общества, которые не развиваются больше, хотя и представляют в настоящий момент преобладающую силу, а на те слои, которые развиваются, имеют будущность, хотя и не представляют в настоящий момент преобладающей силы"1 .

Недаром В. М. Молотов в своих выступлениях всегда подчёркивает значение прогрессивных сил, борющихся с империалистической реакцией. Так, он указывал ни то, что в США усиливается раскол на две главные группировки: империалистическую, которая сейчас шумит на авансцене, и демократическую, за которой будущее. Именно в будущее устремлена сталинская внешняя политика, и все выступления В. М. Молотова основаны на научном знании и покоящейся на нём незыблемой уверенности в маршруте исторического развития. "Великая Октябрьская социалистическая революция, - говорил В. М. Молотов в докладе на торжественном заседании Московского Совета 6 ноября 1947 г., - раскрыла глаза народам, что век капитализма приходит к концу, и что открыты надёжные пути ко всеобщему миру и великому прогрессу народов. Судорожные усилия империалистов, под ногами которых колеблется почва, не спасут капитализма от приближающейся гибели. Мы живём в такой век, когда все дороги ведут к коммунизму" (стр. 507).

В книге В. М. Молотова раскрываются содержание, основные принципы сталинской внешней политики и вместе с тем особенности и стиль советской дипломатии. Величайшая последовательность и принципиальность, спокойствие и твёрдость, характерные для выступлений В. М. Молотова, отражают силу и мощь великой советской державы. Эти выступления, которые приводят в смятение врагов Советского Союза, находят широчайший отклик среди трудящихся масс капиталистических стран. Книга "Вопросы внешней политики" является замечательным подтверждением слов, сказанных В. М. Молотовым 26 апреля 1945 г. на конференции Объединённых наций в Сан-Франциско: "В деле защиты мира и безопасности народов на Советский Союз можно положиться. За это великое дело непреклонно стоят наш миролюбивый народ, Советское правительство и Красная Армия, наш великий Маршал Сталин" (стр. 16). Отражённая в книге В. М. Молотова история сталинской внешней политики за последние три года является новым замечательным подтверждением этих слов.


1 И. Сталин "Вопросы ленинизма", стр. 540. 11-е изд.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/В-АВАНГАРДЕ-БОРЬБЫ-ЗА-МИР-И-БЕЗОПАСНОСТЬ-НАРОДОВ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Елена КоучКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Kouch

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Н. РУБИНШТЕЙН, В АВАНГАРДЕ БОРЬБЫ ЗА МИР И БЕЗОПАСНОСТЬ НАРОДОВ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 07.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/В-АВАНГАРДЕ-БОРЬБЫ-ЗА-МИР-И-БЕЗОПАСНОСТЬ-НАРОДОВ (дата обращения: 29.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Н. РУБИНШТЕЙН:

Н. РУБИНШТЕЙН → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Елена Коуч
Arkhangelsk, Россия
1073 просмотров рейтинг
07.09.2015 (3126 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
12 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
2 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
7 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
9 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
9 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
В АВАНГАРДЕ БОРЬБЫ ЗА МИР И БЕЗОПАСНОСТЬ НАРОДОВ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android