GROSSMANN, H. Die geselischaftlichen Grundlagen der mechanistischen Philosophie und die Manufaktur. "Zeitschrift f. Sozialforschung". Jahrg. IV (1935), H. 2, Ss. 161 - 231.
Большая статья, представляющая критический разбор интересно задуманной, но недостаточно научно обоснованной книги Франца Боркенау "Эволюция европейского миропонимания от феодализма к капитализму" (F. Borkenau. Der Uebergang vom feodalen zum burgerlichen Weltbild. Paris, Alcan, 1935 и его же статьи "К социологии механистического- миропонимания", помещенной в данном журнале за 1933 год, стр. 133 и сл.). Разбор этот сопровождался написанной в слегка оправдывающем себя тоне заметкой редактора журнала Макса Горкгмера, указывающего, что, печатая книгу и статью Боркенау, редакция заранее имела в воду вызвать дискуссию на тему о генезисе буржуазного общества и о принципиальной проблеме связи хозяйства и духовной культуры. Интересно отметить здесь же, что издающийся в Париже журнал "Zeitschrift f. Sozialforschung" стал научным органом социал-демократов-эмигрантов из нынешней фашистской Германии и получил определенно антифашистский характер. Автор рецензии критикует Боркенау с методологических позиций "Капитала" и его основных понятий и категорий, и потому его большая статья (70 стр.) приобретает для нас интерес.
Боркенау поставил своею целью дать эволюцию понятий естествознания на фоне общей эволюции мировоззрения от Фомы Аквината через позднее средневековье и Бэкона к Декарту, которому он и посвящает значительную часть своей работы. Мировоззрение первого, выражавшее собою примат "социальной сферы", есть отражение корпоративно-сословного иерархически упорядоченного общества средневековья, поэтому и понимание природы у Аквината есть гармония упорядоченного космоса, подчиненного в конечном счете божеству и исключающего всякую идею беспокойного движения, свойственную современному мышлению. Разложение феодализма и проникновение денежного хозяйства впервые вносят диссонанс в это гармонически-оптимистическое миросозерцание, и мыслители Возрождения с их понятием человеческой судьбы как случайности ищут порядка и божественного промысла уже вне общества, в природе, ставя таким образом, в противоположность средневековью, природу в основу, из которой следует объяснить и само общество. Но в одном отношении и миропонимание Возрождения остается близким средневековью. В нем еще отсутствует принцип механистически-количественного истолкования как природы, так и общества. Возрождение, изменив взаимоотношение общества и природы и подчинив первое последней, продолжало мыслить категориями качества, как и средневековье. Механистически-математическое понимание природы, а через нее и общества появилось (думает Боркенау) только с развитием "индустриального капитализма" и его первого выражения - мануфактуры XVII века. Доведенное до крайности техническое разделение труда в мануфактуре и качественное обезличение его (так думает Боркенау!) привели сначала к количественному определению труда, а через него и к механистически-количественному пониманию природы.
Следуя по пятам за аргументацией Боркенау, Гроссман доказывает, что 1) количественное понимание природы возникло не в XVII в., а гораздо раньше и вполне ясно проведено уже у Леонардо и Галилея, 2) у Боркенау чересчур упрощенное понимание мануфактуры, о которой он судит лишь по классическим примерам мануфактуры XVIII в., приведенным у Адама Смита, и не принимает во внимание разнообразных видов ранних мануфактур, особенно децентрализованных, для которых вовсе не характерно глубоко проведенное техническое разделение труда (здесь Гроссман полностью следует определениям Маркса и черпает большими пригоршнями из 12 и 13-й глав I тома "Капитала") 3) наконец, не качественное обезличе-
ние труда в мануфактуре (что неверно и по существу), а появление механизмов в производстве и спорадическое применение в мануфактурах машин было источником механистического истолкования мира и природы, характерного для XVII и XVIII вв. Детально разбирая под этим углом зрения философию Декарта, Гроссман прямо указывает на постоянные ссылки философа на механизм и машины для доказательства и демонстрации своих взглядов на природу. В приложении даны тексты из Галилея, Гоббса и Декарта, подтверждающие точку зрения Гроссмана, и резюме его аргументации на английском и французском языках.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |