Libmonster ID: RU-14301
Автор(ы) публикации: Е. Ф. КОВАЛЕВ

М. Изд-во "Наука". 1974. 416 стр. Тираж 3 600. Цена 1 руб. 61 коп.

Автор рецензируемой монографии профессор Ленинградского университета доктор исторических наук Г. В. Ефимов почти 40 лет целеустремленно исследует политическую жизнь Китая конца XIX - начала XX в. и участие в ней революционера-демократа Сунь Ят-сена1 . Новая книга Г. В. Ефимова обобщает исследования советских историков по проблемам Синьхайской революции 1911 - 1913 гг. и роли в ней Сунь Ят-сена. Г. В. Ефимов использовал разнообраз-


1 Г. В. Ефимов. Сунь Ят-сен в борьбе за независимый Китай. "Исторический журнал", 1937, N 1; его же. История Китая в эпоху империализма. "Китай. История, экономика, культура, героическая борьба за национальную независимость". М.-Л. 1940; его же. Революция 1911 - 1913 гг. в Китае и Сунь Ят-сен. "Ученые записки" Ленинградского пединститута имени М. Н. Покровского. Т. 5, вып. I. 1940; его же. К вопросу об образовании китайской нации. "Вопросы истории", 1953, N 10; его же. Революция 1911 года в Китае. М. 1959; его же. Синьхайская революция в Китае и английское правительство. "Новая и новейшая история", 1969, N 5; его же. К ленинской оценке революционных демократов Китая. "В. И. Ленин и проблемы истории стран Востока". Л. 1970.

стр. 170


ные отечественные и зарубежные архивные материалы (в частности лондонский Foreign Office Archives). Книга опирается на обширный круг источников, документов и литературы на русском, китайском и английском языках, на русскую и зарубежную периодику 1911 - 1913 годов. Некоторые материалы впервые вводятся в научный оборот.

Особое внимание Г. В. Ефимов уделил ленинским оценкам политической истории Китая. Приведя ленинское положение о том, что "у европейского сознательного рабочего уже есть азиатские товарищи, и число этих товарищей будет расти не по дням, а по часам"2 , автор показывает, что Китай не выпадал из общего мирового революционного процесса, подчеркивает значение интернациональной солидарности трудящихся Азии и Европы. Для анализа классовой сущности идеологии и политики Сунь Ят-сена Г. В. Ефимов широко использовал и статью В. И. Ленина "Демократия и народничество в Китае"3 . Автор доказательно вскрыл несостоятельность построений некоторых буржуазных интерпретаторов идеологии и политики Сунь Ят-сена, попыток приуменьшить позитивную историческую роль идеологии и политики Сунь Ят-сена и поднять на щит умеренно-конституционные элементы и либеральную буржуазию.

В книге подчеркнуто, что вдохновляющим стимулом для подъема национальных движений в угнетенных странах оказалась русская революция 1905 - 1907 годов, В этом плане чрезвычайно ценными представляются приводимые в монографии факты о влиянии русской революции на китайских рабочих, о революционной пропаганде большевиков, работавших на КВЖД, о солидарности китайских и русских рабочих на КВЖД. Впоследствии часть китайских рабочих с этой дороги была переброшена в Центральный Китай, где "они сыграли немаловажную роль в революции 1911 г." (стр. 24 - 25). Г. В. Ефимов справедливо утверждает, что "1905 год стал важной вехой в истории революционной борьбы китайского народа" (стр. 7). 20 августа в Иокогаме (Япония) произошло объединение революционных организаций в Китайский революционный объединенный союз Чжунго Гэмин (тунмэнхуэй), возглавленный Сунь Ят-сеном. Союз принял программу, призвавшую свергнуть маньчжурскую династию Цин и учредить в стране республиканский строй.

Автор дает четкую характеристику расстановки классов в революции 1911 - 1913 гг., которую он считает следствием глубоких противоречий между господствовавшей в стране маньчжурской династией и поддерживавшими ее феодалами-помещиками и чиновной бюрократией, с одной стороны, и противостоявшими им китайской буржуазией, крестьянством, городской мелкой буржуазией и рабочим классом - с другой. Молодую китайскую буржуазию, неоднородную и экономически и политически, объединяло противоречие между нею и феодально-бюрократическим антинациональным режимом Цинов и насаждавшимися им средневековыми регламентациями, препятствовавшими развитию предпринимательской инициативы и на этой основе обострявшими национальные чувства буржуазии. "Политическим рупором" ее была интеллигенция, наиболее болезненно переживавшая отсталость страны и антипатриотическую линию правящих кругов.

Поскольку острота этих противоречий неодинаково ощущалась разными слоями буржуазии, то и уровень ее объективно прогрессивной оппозиции режиму тоже был различным по своему содержанию и организационным формам. Отсюда две противоположные политические линии. Одна - левая - представляла революционно-демократическую буржуазию, ставившую своей целью свержение монархии и установление республики, другая - правая - отражала интересы либерально-конституционной буржуазии, идейно связанной с либерально-реформаторским движением конца XIX в., а в социальном плане с помещичье-шэньшийскими элементами, ставившими перед собой задачу ввести в Китае конституционный монархический режим.

Национально-политическое сознание китайской буржуазии, пробудившееся у нее раньше, чем у других классов китайского общества, выдвигало ее на роль гегемона национального и антифеодального движения. Но, как верно отмечает Г. В. Ефимов, китайская буржуазия с момента своего выхода на арену политической борьбы "показала с неоспоримой убедительностью свою непоследовательность" (стр. 195), что выявилось при решении вопроса о стратегической цели борьбы. В реализации этой цели буржуазия могла опереться на крестьянство, составлявшее подавляющее большинство населения и являвшееся "наиболее


2 В. И. Ленин. ПСС. Т. 17, стр. 179.

3 В. И. Ленин. ПСС. Т. 21.

стр. 171


важной революционной силой" (стр. 70), не раз выступавшей против маньчжурской власти и ее ставленников. Хотя эти выступления были локальными и не имели политический программы, они говорили об активизации революционных сил китайской деревни. Их стремились привлечь на свою сторону как правое, так и левое крыло буржуазии. При всей противоречивости аграрной программы Объединенного союза его лозунг "уравнение прав на землю", предусматривавший ломку феодальных отношений, подталкивал крестьян в сторону буржуазных демократов и их вождя Сунь Ят-сена. "Большой горючий материал враждебности феодальной власти" (стр. 14) имела и многочисленная городская мелкая буржуазия. ' Характеризуя немногочисленный китайский" рабочий "класс (около 650 тыс. человек), автор отмечает, что он, хотя и присоединялся к антиправительственным выступлениям, а в отдельных случаях даже был их инициатором, все же оставался еще "классом в себе", способным "при должном руководстве' участвовать в политической борьбе..." (стр. 14).

Содержательны страницы монографии, посвященные политическим партиям в революции. Наиболее оформленным в идеологическом отношении был тогда Объединенный союз, оказывавший "существенное влияние на политическую обстановку в стране. Он был основной организацией, систематически готовившей революционное ниспровержение существующей власти" (стр. 63). По своему социальному составу союз был разнородным, в нем "были представлены буржуазные и мелкобуржуазные элементы, шэньшийская интеллигенция, военные, вышедшие из помещичьей и крестьянской среды" (стр. 49). Не будучи массовой партией, он ориентировался на узкий круг преданных революции людей и, по существу, игнорировал работу в массах. Хотя выступления крестьянства, главной социальной опоры революционной буржуазии, поддерживались союзом, тем не менее оно в большинстве "оставалось вне сферы влияния революционных демократов" (стр. 275). Союз не был связан и с рабочим классом. Более того, когда в начале марта 1912 г. шанхайские рабочие "организовали первое классовое объединение, федерацию механиков шанхайского арсенала", она вскоре была разогнана одним из лидеров Объединенного союза - Чэнь Ци-мэем (стр. 261). Не отличался союз и политической монолитностью. И хотя Сунь Ят-сен был его лидером, это не означало, подчеркивает Г. В. Ефимов, что "его идеи и его воля были непререкаемы" (стр. 49). Союз раздирали противоречия между правым и левым течениями, ослаблявшие его единство и борьбу.

Что касается либералов-конституционалистов, то они, как пишет автора "сыграли известную положительную роль в развитии патриотических чувств в китайском народе, но основная направленность их деятельности была антиреволюционной" (стр. 63). Между двумя ведущими буржуазными партиями шла борьба за гегемонию в революции.

В книге рассмотрен вопрос о характере и направленности революции, о роли масс в" ней. Выражая несогласие с оценкой китайской революции рассматриваемого периода как "верхушечной" (стр. 354) и отметая домыслы буржуазных ученых, считающих ее "армейским восстанием" (стр. 186) и "консервативным движением" (стр. 189), инспирированным якобы высокопоставленными чиновниками в центре и на местах, Г. В. Ефимов, тщательно проанализировав документы, пришел к выводу, что революция была "процессом, охватившим в той или иной степени всю страну" (стр. 193), что она являла собой массовое "народное революционное движение" (стр. 193, 194) в формах мирной и вооруженной борьбы, перехода на сторону революции армии, создания отрядов революционных войск и т. п., то есть отличалась высоким уровнем и различием форм участия в ней народных масс.

Но правомерно ли рассматривать участие народных масс в Синьхайской революции как свидетельство ее народного характера? В. Н. Кучумов, один из первых советских ее исследователей, еще в 1934 г. определил ее как буржуазную по своему характеру (стр. 350). В последующие годы советские историки, в общем, придерживались этой оценки. Г. В. Ефимов с учетом новых данных подтвердил, что в Китае "историческая действительность ставила в. повестку дня буржуазную по своему социальному содержанию революцию" (стр. 352). Но буржуазные революции могут отличаться друг от друга степенью массовости революционных сил, организованности, готовности масс к решению социальных, экономических и политических требований. В. И. Ленин, сравнивая буржуазные революции начала XX в. (турецкую, португальскую, русскую), писал, что "португальскую и турецкую придется, конечно, признать буржуазной. Но "народной" ни та, ни другая не является, ибо мае-

стр. 172


са народа, громадное большинство его активно, самостоятельно, со своими собственными экономическими и политическими требованиями, ни в той, ни в другой революции заметно не выступают"4 . В этом смысле китайская революция; 1911 - 1913 гг. тоже не была народной, ее нельзя "уподоблять... по роли масс первой русской революции", поскольку "массы со своими программными требованиями самостоятельно не выступили, хотя они и сыграли огромную роль в революции, в достижении победы над феодальным маньчжурским режимом" (стр. 355). В этой связи Г. В. Ефимов справедливо отмечает, что стремление буржуазной историографии умалить роль масс и демократии в революции 1911 - 1913 гг. лишено реальной почвы (стр. 357).

В советской литературе 60-х годов широко дискутировался вопрос о том, "была ли антиманьчжурская программа китайских революционеров связана с задачами борьбы против империалистического господства в Китае"? (стр. 9). Г. В. Ефимов положительно отвечает на этот вопрос. Он видит особенность Синьхайской революции в том, что она была "буржуазной по своему социальному содержанию и одновременно национальной, антиманьчжурской" (стр. 14). Антифеодальную и антиимпериалистическую направленность революции придавало то, что она выступила против цинской династии, опекаемой иностранными державами. Идейной основой антиимпериалистической направленности революции был национализм угнетенной нации, содержавший в себе прогрессивную тенденцию борьбы за независимый и свободный Китай.

Рассматривая идеологию и политику Сунь Ят-сена, Г. В. Ефимов не идеализирует этого деятеля, анализируя как положительные, так и негативные стороны его программы. Как подчеркивает автор, в идеологии и политике Сунь Ят-сена важное место занимал принцип национализма - борьба за свободный и сильный Китай. Вопреки распространенной в буржуазной историографии точке зрения, будто национализм не связан с классовой борьбой и не имеет классового характера, поскольку-де в нем выдвигаются интересы всей нации, Г. В. Ефимов отмечает, что развитие национализма в Китае "приняло форму революционного освободительного движения и имело классовый характер" (стр. 14). Это движение находилось под руководством буржуазии и ставило задачу установления буржуазного строя в Китае. 1 января 1912 г. Сунь Ят-сен вступил на пост президента Китайской республики. Во внутренней политике он предпринял "некоторые шаги по осуществлению буржуазно-демократических преобразований в стране", призвав к ликвидации самодержавия, утверждению республики, обеспечению народного благосостояния, установлению национального единства путем провозглашения равноправия всех наций (ханьцев, маньчжуров, монголов, хуэйцзу, тибетцев), отбросив тем самым "всякие тенденции к великоханьскому шовинизму" (стр. 222 - 223).

Но ни Сунь Ят-сен, ни его ближайшие соратники не были готовы к тому, чтобы, опираясь на революционную армию, на крестьянство, развернуть войну против пекинского правительства милитариста Юань Ши-кая. Во внешней политике Сунь Ят-сен стремился к сохранению мира и укреплению уз "дружбы с доброжелательными" к Китаю государствами (стр. 224) и вместе с этим признавал все договоры, заключенные маньчжурским правительством, его обязательства по внешним займам. В достижении свободного и сильного Китая Сунь Ят-сен "возлагал надежды на помощь... Англии, Франции, США, Японии..." (стр. 312). Г. В. Ефимов заключает, что внешнеполитическим суждениям Сунь Ят-сена были свойственны явно ошибочные представления. Он и его окружение не видели, например, империалистической сущности политики Японии, ее захватнических планов в отношении Китая (стр. 314), наивно рассчитывая на то, что в создании сильного и демократического Китая им помогут империалисты.

1 апреля 1912 г. Сунь Ят-сен ушел с поста временного президента Китайской республики, отказавшись от него в пользу Юань Ши-кая. Несмотря на малоэффективность, "правительство Сунь Ят-сена проявило себя как первая в истории Китая революционная власть" (стр. 250). Сунь Ят-сен был первым революционным демократом в Азии, поставившим вопрос о социализме в Китае (стр. 270). Его понимание социализма, сформулированное в принципе народного благоденствия, было весьма далеко от научного социализма. Он "не дошел до признания классовой борьбы как движущей силы исторического процесса, не уяснил сущности современного капитализма" (стр. 358) и даже пытался "избежать капитализма" путем передачи ренты государству (стр. 18). В общем, он "остался союз-


4 В. И. Ленин. ПСС. Т. 33, стр. 39.

стр. 173


ником революционного пролетариата, не став на его позиции" (стр. 358). "Непоследовательность и нерешительность революционных демократов во главе с Сунь Ят-сеном, отражавшие их слабость и неверие в творческие возможности масс, боязнь империалистической интервенции" (стр. 253), - пишет Г. В. Ефимов, толкали их на сближение с реакционным Севером. Неспособность буржуазии стать подлинным гегемоном революции и то, что народные массы, ничего не получившие от нее, были разочарованы в Объединенном союзе и его лидерах, обусловили победу Юань Ши-кая (стр. 239, 338).

В заключение выскажем некоторые замечания. Не всегда автор дает строго очерченные и исторически оправданные этапы и периоды Синьхайской революции. В одном случае он пишет, что "к началу апреля 1912 г. завершился важный этап китайской революции: на смену революционному демократу Сунь Ят-сену к руководству страной пришел реакционер и изменник Юань Ши-кай" (стр. 254), в другом - "с апреля 1912 г. наступил юаньшикаевский период президентства" (стр. 257). При таком делении трудно уловить последовательность этапов и периодов, их качественное отличие друг от друга и, что особенно важно, стратегическую направленность этапов.

В историографии вопроса следовало бы сильнее подчеркнуть актуальность вопроса об идеологии и политике Сунь Ят-сена. Автор правильно пишет, что в отличие от других буржуазных революционеров Сунь Ят-сен, "преодолевая немалые ошибки и заблуждения, пришел к дружбе с СССР, к союзу с рабочими и крестьянами, к сотрудничеству с коммунистами" (стр. 51). Поэтому его имя весьма популярно не только в китайском народе, но к нему тянутся и в той или иной степени используют его идеи отдельные лидеры современного национально-освободительного движения в развивающихся странах. В противовес этому буржуазные идеологи, выхолащивая революционное содержание принципов Сунь Ят-сена, пропагандируют реакционные черты суньятсеновских концепций.

Сунь Ят-сен достоин того, чтобы советское китаеведение акцентировало его прогрессивную роль и место в китайском революционном движении нового и новейшего времени. Но, говоря так, хотелось бы иметь в виду, что объективно, с точки зрения исторической перспективы, китайская революция новейшего времени ориентировалась не на буржуазно-демократические идеи Сунь Ят-сена и опыт Синьхайской революции, а на идеи марксизма-ленинизма и опыт русской революции. Важно, чтобы Сунь Ят-сен не заслонял китайских коммунистов-интернационалистов (Ли Да-чжао, Цюй Цю-бо, Пэн Бая, Ван Мина и др.), нацеливавших свой народ на научный социализм и опыт Великой Октябрьской социалистической революции.

Написанная на высоком профессиональном уровне, монография Г. В. Ефимова, который по-новому взглянул на многие известные факты, является актуальным исследованием, подводящим к пониманию некоторых особенностей развития современного Китая.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Г-В-ЕФИМОВ-БУРЖУАЗНАЯ-РЕВОЛЮЦИЯ-В-КИТАЕ-И-СУНЬ-ЯТ-СЕН-1911-1913-гг-ФАКТЫ-И-ПРОБЛЕМЫ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Марк ШвеинКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Shvein

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Е. Ф. КОВАЛЕВ, Г. В. ЕФИМОВ. БУРЖУАЗНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В КИТАЕ И СУНЬ ЯТ-СЕН (1911-1913 гг.). ФАКТЫ И ПРОБЛЕМЫ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 04.08.2017. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Г-В-ЕФИМОВ-БУРЖУАЗНАЯ-РЕВОЛЮЦИЯ-В-КИТАЕ-И-СУНЬ-ЯТ-СЕН-1911-1913-гг-ФАКТЫ-И-ПРОБЛЕМЫ (дата обращения: 28.03.2024).

Автор(ы) публикации - Е. Ф. КОВАЛЕВ:

Е. Ф. КОВАЛЕВ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Марк Швеин
Кижи, Россия
2861 просмотров рейтинг
04.08.2017 (2428 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
21 часов(а) назад · от Денис Николайчиков
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
2 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
7 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
8 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
9 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев
ПРОБЛЕМЫ ИНДИЙСКОЙ ДЕРЕВНИ
Каталог: Экономика 
10 дней(я) назад · от Вадим Казаков

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
Г. В. ЕФИМОВ. БУРЖУАЗНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В КИТАЕ И СУНЬ ЯТ-СЕН (1911-1913 гг.). ФАКТЫ И ПРОБЛЕМЫ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android