(Очерк политических и исторических взглядов.) М. 1946.
В течение почти столетнего периода, истекшего со времени первых изданий сочинений Крижанича, накопилась уже большая литература об этом замечательном деятеле русско-славянской общественной мысли XVII века. Около 40 книг и статей специально посвящено Крижаничу, причём почти все они были написаны ещё до революции.
Казалось естественным, что в книге о Крижаниче, написанной советским историком, мы найдём как обоснованную критику имеющейся литературы по этому вопросу, так и не менее обоснованную концепцию самого автора. Это было тем более необходимо потому, что, как известно, предыдущие исследователи давали весьма противоречивые и даже взаимоисключающие оценки деятельности Крижанича, считая его то страстным поборником славянского единства, то папским шпионом в России, то духовным предком Хомякова, то предтечей Петра Великого.
К сожалению, Б. Дацюк в своей книге о Юрии Крижаниче (так же как и в статьях о Крижаниче, опубликованных Дацюком в 1944 - 1945 гг.) предпочёл идти по пути наименьшего сопротивления. Вместо того, чтобы понять, каким образом в личности Крижанича могли органически сочетаться страстный призыв к славянскому единству и глубокая католическая религиозность, вынуждающая Крижанича говорить об объединении славян в одной, католической, церкви как о задаче не менее важной, чем национальное освобождение и культурно-политическое единение славян, вместо этого, безусловно очень сложного, но необходимого анализа Б. Дацюк просто отмахивается от всего, что связано с католичеством Крижанича, объявляя это несущественным.
Говоря о том, что существует "неверное представление о Крижаниче как о монахенезуите, собравшемся действовать в пользу сближения России с Римом", Дацюк утверждает: "Нет никаких фактов, относящихся к 60 - 70 гг. XVII в., которые хотя бы отчасти подтверждали этот вывод" (стр. 8).
По мнению Дацюка, в мировоззрении Крижанича в конце 50-х годов произошла резкая перемена, и "нити, идейно связывавшие Крижанича с Римом, неожиданно оборвались" (стр. 29). Вследствие этого, Крижанич "отказывается не только от проповеди католичества, но стремится вообще отвлечь внимание славян от взаимной вражды восточной и западной церквей" (стр. 32), в доказательство чего Дацюк цитирует Крижанича: "Пусть патриарх и папа препирают и скобут и за брады водят для Предкова-
ния: мы для Предкования несмо должны чинить раздора"1 . Но цитата выдернута Дацюком из текста, который у Крижанича имеет как раз противоположный смысл: "Мы ся не борим и не ревнуимо, для ради чужого спора: из коего нам корысть быть не может. Но раджи по приятельску изслухаимо ободве страны: и усиляймо ся помирить их"2 . И далее: "Мы, славяне, обязаны мирить греков с римлянами"3 .
Трудно было бы ожидать, что в своих "Политичных думах", написанных для представления русскому царю, Крижанич стал бы открыто проповедывать католичество, но целый ряд антипротестантских высказываний, подчёркивание необходимости борьбы с греческим влиянием в России и многие другие моменты в "Политичных думал" дают нам основание полагать, что Крижанич отнюдь не отказался от своей идеи соединить славян в лоне одной церкви и только на время сознательно ослабляет пропаганду унии, с тем чтобы она с новой силой вспыхнула в его сочинениях "О промысле" (1666 - 1667) и "Толкование исторических пророчеств" (1674).
Мы нарочно остановились так подробно на вопросе о католических убеждениях Крижанича, ибо в этом особенно ярко сказалась порочная методология Дацюка, намеренно отбрасывающего всё, что мешает созданной им концепции4 , и старающегося по возможности сгладить то, что нам в XX в. кажется противоречивым в фигуре Крижанича, но что для XVII в. являлось вполне закономерным, а зачастую и единственно возможным.
Наиболее удачным моментом у Дацюка являются исследование и систематизация патриотических идей Крижанича, анализ тех форм, которые, по мнению Крижанича, должно было принять славянское единство, и разоблачение политической и духовной агрессии немцев против славян. Безусловно Дацюк стоит на более научной позиции, чем предшествовавшие ему авторы, писавшие специально об этой стороне деятельности Крижанича5 . Но если бы Дацюк отказался от своего метода сглаживания неугодных ему противоречий, а, кропотливо разобравшись во всех трудах Крижанича (не только в "Политичных думах"), установил бы, в каких случаях католический священник Крижанич заслоняет Крижанича-проповедника славянского единства, в каких случаях антинемецкие высказывания вызваны гневом славянского патриота, а в каких - ненавистью католика к еретикам-протестантам, повторяем, если бы Дацюк проделал эту, надо признать, чрезвычайно сложную работу, его книга получила бы гораздо большее научное значение.
Историческая наука уже давно признала сочинения хорвата Крижанича памятником русской исторической мысли, потому что они построены на материале русской действительности XVII в. и ставят основной задачей преобразование русского государства по намеченному Крижаничем плану.
Вразрез с этим установившимся взглядом Дацюк выделяет "Политичные думы" "в качестве своеобразного утопического сочинения, посвященного проблеме создания независимого и сильного славянского государства" (стр. 13).
В соответствии со своей гипотезой Дацюк заставляет Крижанича чисто умозрительным путём (отчасти с помощью Макиавелли) вывести политический строй этого государства с его самодержавной властью и резко разграниченными сословиями, и только в самом конце книги Дацюк замечает, что "в идеальном государстве Крижанича можно угадать Россию, как бы перестроенную в соответствии с его прогрессивной программой" (стр. 105).
Оторвав Крижанича от русской действительности, Дацюк совершенно обходит вопрос о социальном лице Крижанича и социальной сущности предлагаемых им преобразований.
Ещё Г. В. Плеханов заметил, что в программе Крижанича "права, даруемые торгово-промышленному классу, значительно меньше, нежели "слободины", достающиеся на долю служилых людей" и "ещё меньше нрав сулил его проект крестьянам"6 .
Размеры настоящей рецензии не дают нам возможности подробно остановиться на этом вопросе, но если внимательно проанализировать сочинения Крижанича, станет видно, что служилые люди, и в особенности служил не землевладельцы-дворяне, должны, по мнению Крижанича, стать наиболее привилегированным сословием в государстве. Если согласиться с этим нашим предположением, то станет ясно и отношение Крижанича к сарданапалам-боярам и его противоречивая оценка сословия торговцев, приведшая в недоумение Плеханова.
В разделе "Об торговству"7 Крижанич подчёркивает пользу от торговли для экономики государства, а говоря о сословиях, составляющих русское государство, Крижанич заявляет, что "измежу черняков пак торговцы... есуть мене потребны"8 . Чтобы понять это кажущееся противоречие, надо посмотреть, почему Крижанич так низко ставит торговых людей, и тогда мы прочтём,
1 "Русское государство в половине XVII в.". Ч. II, стр. 219 - 220. М. 1859 - 1860.
2 Указ. соч. Ч. II, стр. 219.
3 Там же, стр. 220 (разрядка моя. - А. Г. ).
4 Сообщая биографические сведения о Крижаниче, Дацюк намеренно ничего не говорит о том, что в 1640 - 1642 гг. Крижанич учился в греческой коллегии в Риме, подчинённой конгрегации пропаганды веры. Но даже те сведения о Крижаниче, которые Дацюк считает нужным сообщить, неточны (см. сведения об учёбе Крижанича в книге V. Jagic "Zivot i rad Jur ja Krizanica". str. 16 - 17. Zagreb. 1917)
5 Роганович И. "Крижанич и его философия национализма". Казань. 1899; Муравьёв М. "Рассуждение XVII в. о немецком зле". М. 1915, и др.
6 Плеханов Г. "История русской общественной мысли". Т. I, стр. 296 - 297. М. 1914.
7 "Русское государство в половике XVII в.". Ч. I, стр. 6 - 29.
8 Там же, стр. 261.
что торговцы-хлебогубцы не только сгребают большую часть народного богатства, но "что всего нестерпимее, в отечественном управлении предъявляют притязания на лучшие права"9 .
Столкновение дворянства с боярством и усиливающемся купечеством в борьбе за политическое влияние в России нашло отражение в сочинениях Крижанича и придало им определённую социальную направленность.
Рассматривая сочинения Крижанича как утопию и отрывая их от русской почвы, Дацюк в значительной степени лишает их чрезвычайно важного для нас значения как исторического источника для изучения состояния социальной и экономической жизни России в середине XVII века.
Наконец Б. Дацюк оказался незнакомым со многими новейшими исследованиями о Крижаниче. "После Белокурова и Вальденберга, - пишет он, - никто уже не предпринимал попыток к изучению биографии Крижанича и его общественно-политических взглядов" (стр. 11 - 12). А ведь как раз после упомянутых работ вышло в свет капитальное исследование Ягича "Жизнь и деятельность Юрия Крижанича", с которым, судя по всему, Дацюк не знаком (даже библиографическая справка о книге Ягича дана неверно). Крижаничу посвящены главы в работах Е. Ф. Шмурло10 , М. Мурко11 и, наконец, специальные книги Ван Зона12 и Шкоровича13 . И, конечно, книга Дацюка приобрела бы большую ценность, если бы он опирался не только на бессонновские издания, но и привлёк рукописи Крижанича, хранящиеся в Москве и до сих пор полностью не изданные.
9 "Русское государство в половине XVII в.". Ч. II, стр. 29.
10 Шмурло Е. "Римская курия на русском православном Востоке", стр. 138 - 173 и приложения. Прага. 1928.
11 Murko M. "Die Badeutung der Reformation und Gegenreformation fur das geistige Leben der Sudsiaven", S. 47 - 59. Prag - Heidelberg. 1927.
12 Van Son "Autour de Krizanic". Paris. 1934.
13 Шкерович Н. "Юрий Крижанич". Белград. 1936.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |