Libmonster ID: RU-14151


Вы не великие герои, не громкие личности, в безвестности прошли вы свое земное поприще и давно, очень давно его оставили; но вы были люди, и ваша внешняя и внутренняя жизнь так же поучительна для нас, как мы и наша жизнь в свою очередь будут любопытны и поучительны для потомков.

С. АКСАКОВ

Если пристально вглядеться в дали прошлого, то можно увидеть порт и город Владивосток в 1900 году и погрузку полуроты 1-го Уссурийского железнодорожного батальона на борт судна Добровольного флота "Орел".

А можно различить и ветви, соединяющие крепость с Харбином, Порт- Артуром и Россией посредством КВЖД, предположенной к коммерческой деятельности и зимою все того же девятисотого года еще недостроенной в западной и южной ее частях. Но она уже живет волей и трудами большого числа людей, ожидающих в чужой стране от нового народившегося века каких-то особенных радостей и свершений.

Поэтому с легкостью также можно представить себе, как мимо редких строений, принаряженных флажками и бумажными китайскими фонариками, пробегают приспособленные под пассажирские надобности товарные вагоны, везущие по делам службы никому неведомых русских офицеров. Рождественская суета на станциях лишь усиливает ощущение зябкости, но не от холода, вовсе нет, а от такой необъятности расстояний до милой заснеженной Родины...

Часть первая

ПРИАМУРСКИЙ военный губернатор Грибский и пограничный комиссар Кольшмидт уже вынесли решительный протест по поводу незаконного захвата противоположной -китайской - стороной буксира "Михаил" с пятью баржами.

И Благовещенск, крайне встревоженный внезапной бомбардировкой из-за реки, готовился стать боевым лагерем, чтобы дать отпор непрошенным гостям.

Конфликт, вызванный беспорядками у спокойных прежде соседей, назревал нешуточный. Плохие вести, поступавшие от строителей Китайско-Восточной железнодорожной линии, усилились и обрели черты вполне зримой громадной опасности...

- Ну, здравствуй, "Орел", - говорили некоторые бывалые солдаты, подходя к трапу и посматривая на беседовавших поодаль подполковника Подгорецкого и поручика Грузина.

Судно им и офицерам хорошо знакомо было по первому многодневному плаванию сюда из Одессы - через Босфор, Порт-Саид, Коломбо, Сингапур, Малакский пролив и Нагасаки в 1895 году. Правда, Подгорецкий тогда возглавлял 1-й эшелон вновь формируемого батальона и отправлялся на Дальний Восток пароходом "Саратов". Однако он помогал командовавшему 2-м эшелоном подполковнику Хорвату выполнить все необходимые формальности и месяц спустя встречал сослуживцев, прибывших на "Орле", в более-менее обустроенном месте.

Минуло время. При участии военных железнодорожников отстроилась рельсовая ветвь от берега Тихого океана в Маньчжурию до Имана. Батальон занялся ее эксплуатацией. Топограф М. Поляновский в 1896 году писал: "Дорогой заведует уссурийский железнодорожный батальон; все начальство военное, суровое и несговорчивое..."

Но вот тайно созданное общество "Ихэтуань", названное боксерским движением, объявило в Поднебесной империи войну иностранцам. В ответ государства, заинтересованные в сохранении своего влияния в регионе, выставили для подавления бунта, сопровождаемого бессмысленными разрушениями населенных пунктов и немалыми жертвами, союзнический экспедиционный корпус, в состав которого вошли и русские войска.

Теперь полуроте уссурийцев предстояло оказаться едва ли не в осином гнезде мятежников и вести в освобождаемом от них районе восстановительные работы.

В заливе Таку судно встретил дождь, а после высадки в Тонгку - начальник военных сообщений подполковник Генерального штаба Самойлов.

Проведенная офицерами рекогносцировка позволила выяснить, что земляное полотно линий в Пекин и Шанхайгу-ань разбойниками не тронуто, балласт цел, хотя рельсы разболчены и погнуты, а скрепления, по словам местных жителей, спрятаны в близлежащих деревнях. Сама станция оставалась бесхозной. Кое-где развевались английские флаги, на паровозах раскатывали какие-то люди (как позже разузнал Грузин, - американцы), пути и мастерские находились в крайне запущенном состоянии.

- Приступим, братцы, - сказал Подгорецкий подчиненным.

Поручик Грузин со своей группой выехал укладочным поездом к началу поврежденного участка дороги. В гораздо худших условиях пришлось действовать команде Подгорецкого. На 12 двуколках с инструментами и провиантом она выехала в Чуланчен в слякотную погоду. Неудивительно, что 18 верст преодолеть удалось за 7 с лишним часов.

Остро недоставало подвижного состава. А имелся он лишь в Тяньцзине, где окруженные отрядом генерала Стесселя боксеры держали оборону...

Часть вторая

МЫСЛЕННО перенесемся на полгода вперед. И сделаем это с помощью автора записок "По Азии" П. Краснова, будущего царского генерала. Он так бы- тописует жизнь офицеров охранной стражи КВЖД в тот период:

"На одной из станций Китайской Восточной дороги, в буфете, я встретил старого товарища Вихрева. Он был в енотовой папахе, еще более увеличивающей его саженный рост, в шведской куртке с форменными металлическими пуговицами и в офицерском пальто. Мы поздоровались.

- А, дружище, какими судьбами? А я здесь в охранной страже околачиваюсь. Прозябаем, можно сказать, доживаем свой век. А ты пишешь. За тем и приехал?

Я рассказал ему вкратце цель своей поездки.

- Как же, читал, читал... И знаешь, - он скорчил гримасу презрения, - не понравилось. Прилизано, чисто, мазок не тот... Вот то же и описание даешь. Пишешь: "Гора, словно величественная руина, по которой ползет, будто мох, гигантский лес"... Черт знает, что такое! А ты напиши: гора столько-то футов вышиною, -вот это и будет дело. Дальше пишешь: "Широкая река плавно катила свои волны", а сколь широкая, откуда вытекает, куда впадает? Поверхностно, мой друг, выходит. Ты словно бороздишь по земле, а не захватываешь самую глубь, плугом не разворачиваешь земляные недра.

- Ты что же, хочешь, чтобы я докладную записку о Маньчжурии составил? - спросил я.

- Нет, научное описание, -тараща на меня свои выпуклые глаза, проговорил Вихрев.

- Ну, за это я не возьмусь. Над таким трудом много лет надо просидеть, надо изучить материал, быть и зоологом, и ботаником.

- Вот именно, ботаником, -подхватил Вихрев. - Ты пишешь: "Высокий гаолян закрывал совершенно местность". А что такое гаолян? А ты бы написал, что это один из видов кукурузы, описал бы его свойства, упомянул бы, что для китайцев гаолян это все: и пища, и дом, и забор, и солома, и корм для скота.

- Таких описаний уже много написано и без меня. В Хабаровском архиве есть прекрасные материалы для описания Маньчжурии, составленные офицерами Генерального штаба, а моя задача дать только картину Маньчжурии так, как она представилась моему взору при проезде через нее осенью и зимою 1901 года.

Но, как большинство русских спорщиков, Вихрев не слушал меня.
Но, как большинство русских спорщиков, Вихрев не слушал меня.

- Ты описываешь, как ты ехал по железной дороге, что тебя везли в товарном вагоне, что тебе было холодно и голодно, а отчего ты не напишешь, что рельсы местами идут зигзагом, что уклоны и повороты слишком велики, что весною часть пути будет смыта?

- Но я не компетентен в этом. Меня провезли без катастроф, местами везли даже скоро, и если я страдал от чего, так только от недостатка подвижного состава и от грубых служащих, да и то грубых от переутомления, а это дело поправимое.

- Вот как ты заговорил, -промолвил Вихрев. - Ну, выпьем по стаканчику.

- А ты много пьешь, - заметил я.

Да, - гордо сказал Вихрев, - у меня маньчжурская марка. А это марка солидная. Мы пьем водку, а закусываем пивом, и это выходит очень хорошо. - Серьезная марка.

- Привыкли. Скуки ради. Нам учить наших людей не приходится, да и чему учить? Быть жандармами на станциях, следить за порядком, это они сами понимают. Вот нам и скучно. Ты вот напиши, почему нам скучно. Не знаешь, ну так пойдем, до поезда еще далеко...

По сугробам в один день наметенного снега мы вышли в поле и направились к одинокой землянке. Там, в маленькой комнате, сырой и холодной, стояли деревянная постель, узкий стол, два табурета и железная печка, которая вся дрожала и колыхалась от только что разгоревшихся в ней дров..."

Часть третья

ПРИЧУДЛИВЫЕ повороты совершит жизнь, но до них еще идти и идти.

Стессель разрешит подполковнику Подгорецкому отчаянный шаг: с помощью вылазки вырвать у противника столь необходимые паровозы и платформы. Цепи мятежников располагались в 1500 шагах от здания депо. Чтобы дело выгорело, следовало исправить стрелочные переводы, разобрать часть карьерных путей, затем налететь, развести ; пары, а там - ищи ветра в поле...

Предприятие военным железнодорожникам удалось вполне. ii Прикрывавший их стрелковый взвод вначале обозначил ложный маневр. Мятежники клюнули, открыв ружейную стрельбу, потом успокоились. Имитацию повторили. Редкие звуки выстрелов. После началось... Китайцы слишком поздно обратили внимание на белые рубахи русских возле ворот. Тем временем состав уже выкатился на волю. С неприятельских батарей ударили орудия - к счастью, безрезультатно. Только по прибытии в расположение бригады обнаружилось, что в механизме колес локомотива застрял неразорвавшийся снаряд, а будка машиниста сильно повреждена осколками и пулями...

События приобретают угрожающий для боксеров характер. Из Хабаровска на Харбин уже двигаются части генерала Сахарова. Из Никольск-Уссурийского и Новокиевского (через Эхо и Ханчун, соответственно, на Нингуту) следуют отряды генералов Чичагова и Айгустова. На Мукден из Сеньючена, Инкоу и Даши-чао нацеливаются силы, подчиненные генералу Флейшеру, полковникам Хорунженкову и Домбровскому. На самостоятельных направлениях действуют 6 сотен охранной стражи КВЖД под командованием полковников Артамонова и Мищенко.

Тяньцзин пал. В связи с расширением фронта работ военные железнодорожники ждут прибытия полковника Келлера с подкреплением.

Вместе с ним на линию приезжают поручики Гиршфельдт, Алексеев, Озмидов, Гроссман, инженер-технолог Корсаков.

Накануне выхода на укладку очередных участков офицеры собрались накоротке, чтобы уточнить задачи и заодно проводить отъезжающего к батальону Подгорецкого.

- Кулачникам конец, - доказывал Озмидов, - порох в них иссяк, а то, что происходили поначалу, было не что иное, как массовый психоз.

- В доказательство позвольте, господа, привести данные из Хайларского отряда генерала Орлова, - вторил ему дотошный Гиршфельдт. - Об этом в самом лучшем виде свидетельствуют письма, захваченные казаками под Хинганом и попавшие в печать. Итак, послушайте. Сын из Цицикара сообщал отцу - полковнику Чинтычену: "На Хингане мало войск, Харбин взят, убито войска 1500 человек. Полковник Цунга и офицер Винг разжалованы в рядовые за бегство. В Мергене разрушен телеграф. Русские войска близко, не знаем, удержим ли Цицикар. Войска, услышав, что русские идут, разбегаются. В кассе нет денег, не знаю, на что купить продовольствия. Большого офицера, артиллериста, под Мохэ убили, командовал пятью сотнями человек. Его отец хочет собирать еще людей, но нет денег. Хватит только на триста человек, которые и посланы в Мохэ. Генерал из Цицикара посылает на Харбин полковника Чанга и офицера Уденчингу, а они идти не хотят..."

Позвали к сервированному по-походному столу. Подгорецкий с разрешения Келлера произнес теплый прощальный тост...

Часть четвертая

ОЧЕВИДНО, есть смысл (для полноты воссоздаваемой картины минувших событий) отметить, что после подавления китайских беспорядков в феврале 1901 года 3-м железнодорожным батальоном Барановичской бригады завершится возведение западного участка КВЖД и состоится Хинганская смычка.

Снова - Краснов:

"...Через минуту здесь будет жарко, как в бане, - сказал Вихрев. - А через час мороз заставит топить ее вновь. И вот моя обстановка. Я перечел весь запас моих книг. Я передумал все мои думы, и везде тоска. У моряка есть кают- компания, есть библиотека, есть море, которое он любит. У нас нет кают- компании, нет и дела, нет и библиотеки. В самой глухой стоянке есть церковь, - мы лишены ее. Раз в день мимо нашего пустыря проносится поезд. Выходишь, смотришь и видишь все нашего брата-офицера. И знаю я, что когда-нибудь увижу в окне вагона мало-мальски миловидное лицо, узнаю, что она свободна, и тут же в те двадцать минут, что поезд будет стоять на станции, объяснюсь и сделаю предложение. В Харбине или Порт-Артуре церковь свяжет нашу случайную встречу, и в эту землянку я введу нежное существо, какую-нибудь институтку, ехавшую в гувернантки. Приедет другой, моложе меня, такой же одичалый в Маньчжурии, пообещает вывезти ее из трущобы, и она так же доверчиво уйдет с ним, как пошла за мною...

Вихрев в отчаянии сел на табурет. По его грубому лицу текли слезы. В комнате, освещенной железной лампочкой без абажура, было неуютно. Жара стала невыносимой. Я не знал, чем его утешить.

Долго мы оба молчали. Наконец, он встал, сорвал с себя старые петлицы с драконами и подал их мне.

- На возьми. На память о расформированной охранной страже. Мне слово это нравилось. Охранной.., охранять.., защищать кого-то, кого обижают, что-то рыцарское виделось в этом.

Он помолчал немного. Вдали просвистал поезд.

- Ну! Ступай. Прощай. Мимолетное видение. Все внес разнообразие в мою жизнь.

Эру составил. Буду теперь считать - это было до или после того, как я виделся с тобою, а то ведь дни забываешь.

Мы поцеловались. Я вышел в степь и пошел к поезду. Метель курилась по- прежнему..."

Часть пятая -заключительная

ПОЗДНЕЕ в ряде западных изданий промелькнет письмо китайского секретаря в Лондоне, в котором он укажет, почему в Поднебесной нежелательны железные дороги. Дословно в публикациях говорилось:

"1. Существуют девять причин, которые говорят против постройки железных дорог. 2. Существуют восемь неудобств, связанных с железными дорогами. 3. Существуют девять опасностей, имеющих прямое отношение к обладанию железными дорогами.

В числе причин, которые говорят против железных дорог в Китае, значатся, между прочим, следующие: христиане не знают, что местопребывание богов, гениев и духов преимущественно находится в долинах и на горах. Если боги будут обеспокоены при постройке, например, туннелей, то кто может знать, какие бедствия могут от этого последовать в виде засухи, наводнений и др. В западных странах каждый может указать на служащего, не исполнившего возложенные на него обязанности. В Китае же ничего нет подобного. Там только имеют право указывать, почему не может быть никакой гарантии, что железнодорожные служащие будут ? исполнять свои обязанности добросовестно. В Европе не допускают народ воровать. Когда же Вузунская железная дорога была приобретена китайцами от европейцев, построивших ее, то не прошло месяца со дня перехода ее в китайские руки, как все рельсы с полотна были украдены местным населением. Пять китайцев занимают больше места, чем десять иностранцев, так как они всегда имеют при себе много пожитков, что, конечно, также составляет большое неудобство.

В числе неудобств, связанных с обладанием железными дорогами, упоминаются следующие: говорят, что при существующих железных дорогах путешествие будет осуществляться несравненно удобнее и быстрее. Все это относится лишь к западным людям. В Европе существует обычай таскать своих жен повсюду за собой, что вовсе не считается там предосудительным, и все находят, что это в порядке вещей. В Китае, в свою очередь, существуют совершенно иные нравы, не имеющие ничего общего с тем, что принято в Европе, а потому железные дороги для нашей страны - одно неудобство.

В числе девяти опасностей от железных дорог я обращаю внимание на следующие: если бедные люди продадут свою землю под полотно железной дороги, то получат за нее деньги, которые израсходуют, но не будут в состоянии опять заработать их. В настоящее время из Китая ежегодно уходят десять миллионов таэлей. Когда будет выстроено много железных дорог, уйдет из страны не десять, а сто миллионов. Железные дороги портят патриархальные нравы. Земледельцы лучше горожан, а горожане, в свою очередь, лучше столичных жителей. Когда построены железные дороги, привычки и обычаи из городов проникают в деревни и портят нравы. Если бы даже построили железную дорогу по нашему государству, она принесла бы пользу одной части территории, занятой Китаем, остальные девять десятых все-таки остались бы без удобных путей сообщения. Вред от нее даст себя знать очень скоро. В Китай приезжает много спекулянтов, которые высматривают там, нет ли возможности занять какое-либо предприятие, из которого можно извлечь хорошую прибыль. Нечего соблазнять наше юношество, пусть оно продолжает изучение наших старых классиков, не думая о посторонних делах: это для него самое лучшее".

Так-то вот...

26 марта 1904 года 2-я рота 1-го Уссурийского железнодорожного батальона "за оказанные подвиги мужества и храбрости" высочайше удостоится знаков на головные уборы с надписью: "За Тяньцзин в 1900 году", а 3-я и 5-я роты этого же батальона -знаков на головные уборы с надписью: "За отличие против китайцев в 1900 году".

В дни войны с Японией капитан Николай Григорьевич Алексеев, командуя героической 4-й ротой, выдержит всю осаду Порт-Артура, пройдет плен и будет иметь, "кроме младших степеней орденов Станислава и Анны, Владимира 4-й степени с мечами и бантом и чин подполковника".

У полковника (впоследствии генерала) Мищенко в составе его отряда, действовавшего в Корее, добровольцем будет служить подпоручик 1-го Уссурийского железнодорожного батальона Александр Алексеевич Трусов. Накануне наступления 1905 года, 30 декабря, он погибнет в бою под Инкоу.

К. В. Подгорецкий примет участие в формировании в 1903 году заамурских железнодорожных батальонов. Личный состав 3-го и 4-го из них отличится во многих сражениях на полях Маньчжурии. Так, штабс-капитан Николай Васильевич Горбачевский достойно покажет себя "в делах при Дашичао и Гайчжоу, под Ляояном, Фушуном и Мадяпу", его ратные заслуги будут отмечены орденами Св. Анны 3-й степени и Станислава 2-й степени с мечами. А поручик Александр Николаевич Александров (второй) получит высокий отзыв от командира головного железнодорожного отряда КВЖД подполковника М. В. Колобова за смелость и самоотверженность во время боя под ст. Шуамяоцзы.

Отдельно - о Вихреве. Это была трогательная и печальная история.

Из охранной стражи он вскоре перейдет в пограничную и окажется в Заамурской железнодорожной бригаде. Нижние чины и волонтеры из охотничьей сотни поручика Ланге, бывшие с ним в бою под Саншилипу, поведают, что, в одиночку отправившись в разведку, он поднимется па сопку, там раздадутся выстрелы, и все стихнет.

Товарищи Вихрева напишут в "Вестнике Маньчжурских армий":

"Пусть там, за далью всего неизвестного, вне времен и вне пространства, будет тебе вечный покой, а здесь, на земле, вечная память".

Полковник Подгорецкий уйдет из жизни в 1905 году. Но точку ставить рано.

Пройдет какое-то время, и 7 мая 1915 года его сын - поручик 8-го (бывшего 2- го Закаспийского, из которого формировался в далеком 1895-м 1-й Уссурийский) железнодорожного батальона Владимир Подгорецкий и подпоручик Алексей Богатырев прямо перед носом наседающих немцев уничтожат единственную переправу у ст. Хлопчицы, "взорвав и истребив все части устоев и ферм железнодорожного моста в последний момент при отходе войск, результатом чего явилась остановка противника в этом месте"...

"Мне слово это нравилось, - говорил Вихрев из начала века. - Охранной.., охранять... защищать кого-то, кого обижают, что-то рыцарское виделось в этом".

С легкой и светлой грустью накануне века XXI окинем внутренним взором минувшее и вспомним тех, кто отстаивал интересы России на самых отдаленных рубежах Отечества и за его пределами.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ДРАКОНЫ-НА-ПЕТЛИЦАХ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Alexander KlepatskiКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Klepatski

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Подполковник В. ТРУСОВ , ДРАКОНЫ НА ПЕТЛИЦАХ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 03.07.2017. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ДРАКОНЫ-НА-ПЕТЛИЦАХ (дата обращения: 29.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Подполковник В. ТРУСОВ :

Подполковник В. ТРУСОВ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Alexander Klepatski
Arzamas, Россия
808 просмотров рейтинг
03.07.2017 (2461 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
1 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
14 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
2 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
7 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
9 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
9 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ДРАКОНЫ НА ПЕТЛИЦАХ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android