Libmonster ID: RU-8688
Автор(ы) публикации: В. В. ЮРАШЕВ

...Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком...

Евангелие от Иоанна

Мысль о вечности всегда должна занимать мой ум; тогда удовольствия и сокровища сего мира не будут прельщать меня и все минуты краткого бытия моего в сей жизни я потреблю на то, чтобы стяжать те богатства, которыми буду наслаждаться вечно...

(Размышления христианина, посвященные Ангелу-Хранителю, на каждый день в продолжении месяца.)

В настоящее время в экономике ударение делается на способах, обеспечивающих быстрый и стабильный рост производства и потребления. Такая настойчивость может оказаться опасной, поскольку забываются нравственные принципы человеческого поведения. Экономический рост - лишь средство для достижения конечных целей, которые стоят не на уровне общества, а на уровне индивида. Ведь человек неоднократно задает себе вопрос о смысле жизни, о своем поведении, о совести, которая обличает его ежеминутно.

Проанализируем экономическую политику общества без учета его нравственной составляющей, т. е. современный взгляд на экономику. Страна, в которой доход каждого растет - счастливая страна; страна, в которой средний доход растет быстро, но увеличивается неравенство доходов - идет навстречу гибели;

стр. 290


страна, в которой средний доход падает, но увеличивается быстро неравенство доходов - живет только потому, что людям хочется жить.

Основа экономической политики любого государства - координация роста доходов различных ее членов. Итак, может ли быть справедливым доход, который получает каждый человек?

Принцип "каждому по его потребностям" наполнен социальной справедливостью (заменяется закон более сильного на закон более нуждающегося). Возражения: нет заинтересованности в труде: каждый получает заранее определенный и гарантированный доход. На практике более широко применяется закон " каждому по его труду" - явное отступление общественной мысли от достижения равенства, хотя существует при этом определенное согласие с понятием справедливости распределения. Однако на самом деле в нашей жизни имеет место совершенно другой закон - " каждому в соответствии со стоимостью, созданной его трудом". Но опять неудача: как может, например шахтер, добывающий уголь, согласиться на меньшее, чем шахтер, добывающий железную руду. Выход, кажется, лежит на поверхности - передать часть доходов одних - другим, и можно установить справедливость распределения. При таком подходе теряется эффективность отрасли. Например, если повышается зарплата угольщиков, то уголь дорожает, его покупают меньше, и отрасль живет лишь за счет субсидий.

Обобщая, можно сказать, что экономическая система имеет свои собственные законы эволюции, которые осуществляются на основе таких экономических переменных как прибыль, цены и зарплата. Искажение этих переменных ( за равный труд - равная зарплата) грозит тяжелой потерей в эффективности. Тем не менее общество не может закрывать глаза на важность справедливого распределения одновременно и самих доходов и прироста доходов. Однако все попытки создания стратегий, касающихся хотя бы изменения доходов, т. е. стратегии распределения плодов экономического роста, не эффективны. Необходимо подчеркнуть, что важна политика справедливого распределения всех доходов. К несчастью, государство видит в ней лишь способ торможения инфляции. В этом случае достаточно положить конец росту заработной платы, но таким образом можно прийти к усугублению социального неравенства во имя политики доходов.

стр. 291


И, наконец, самая главная опасность заключается в том, что экономическая машина ускоряет свое собственное движение и увлекает человека в направлении, которое им самим не было выбрано свободно.

Ничего не следует так бояться, как глумления над нравственными законами.

Представляет ли собой экономический рост желаемую цель?

Индивидуальные и коллективные потребности, которые необходимо удовлетворять и которые кажутся такими многочисленными, что ответ может быть только утвердительным. Однако достижение этой цели должно осуществляться только при восстановлении чистоты морального закона, как высшего основания наших принципов и поступков.

Поясним нашу мысль следующими соображениями. Ставшее навыком твердое решение исполнять свой долг называется добродетелью. На начальной стадии эволюции образа чувств добродетельные люди готовы быть твердыми в исполнении долга ( но не из чувства долга). Например, неумеренный возвращается к умеренности ради здоровья, лжец - к истине ради чести, несправедливый - к гражданской честности ради покоя или выгоды и т. д.

Возрождение человека мы видим в революции его образа мыслей и постепенной реформы его образа чувств. Это значит, что если высшее основание своих принципов он ниспровергает одним твердым решением и через это становится новым человеком, то по пути созидания он постепенно будет двигаться вперед от плохого к лучшему. При этом общество, наконец, поймет необходимость поощрения, пропаганды, поддержки чисто морального образа мыслей, который выше всего ценит долг и противоборствует проявлениям зла в жизни.

Нравственная экономика должна способствовать всеобщему счастью в мире, соединенному чистейшей нравственностью и сообразному с ней, поскольку высшее возможное в мире благо состоит в соединении и согласии счастья и радости человека самих по себе и их моральности.

Обсудим основные моменты поведения человека, способствующие становлению нравственной экономики.

1) Собственное совершенство есть цель, которая в то же время долг. Мы говорим о совершенстве для содействия достижению поставленной разумом цели, т. е. о долге культивировать первоначальные задатки своей природы. В нашем лице че-

стр. 292


ловечество имеет разумную волю, и стало быть долг - приобрести способность для осуществления всевозможных целей. Развивай свои силы так, чтобы они были пригодны для всяких целей, которые могут появиться, не зная при этом, какие из них когда-нибудь станут твоими.

Культура моральности в нас - исполнять свой долг, и при том из чувства долга (чтобы закон был не только правилом, но и мотивом поступка). Принцип - каждому поступку не только легальность, но и моральность - основной принцип поведения каждого члена общества.

2) Счастье другого как цель, которая в то же время долг. Благодеяние - большой простор для действия, которое способствует благополучию других. Я должен пожертвовать частью своего блага, не надеясь на вознаграждение, так как это мой долг. Установить цену - величину этой жертвы - невозможно. Что такое благотворение есть долг, следует из того, что мы хотим и должны быть любимыми (а в необходимых случаях получать помощь), следовательно, мы делаем себя целью для других. Иными словами благодеяние является пригодным в качестве всеобщего закона, т. е. мы должны сделать счастье других своей целью.

Моральное благополучие других, содействовать ему наш долг. Страдание, которое испытывает человек от угрызений совести, хотя и морально по своему происхождению, но по результату оно физическое, как горе, страх и другие болезненные состояния. Не мой долг, а дело другого предохранить себя от этого, но мой долг не делать ничего такого, чтобы соблазнить человека и вызвать у него угрызения совести.

3) Самоограничение физического потребления.

Основания: а) невозможность удовлетворения постоянно растущей потребности человека (энергетические, нравственные, экологические ограничения); б) все возрастающая тревога за жизнь, отсутствие должной безопасности; в) потерянные чувства радости, счастья в повседневной жизни; г) озлобленность людей друг на друга и на всеобщую несправедливость.

На основе вышеприведенных рассуждений можно сделать следующий вывод: необходима революция в образе мыслей, т. е. возрождение общества и постепенный переход на позиции нравственной экономики.

Первые шаги: предположим, что при каждом уровне производства Q существует величина потребления C = C (Q), от-

стр. 293


вечающая желаниям потребителя. Эта функция возрастает с ростом производства.

Представим C в виде суммы C (Q) = C 1 (Q)+ C 2 (Q), где C 1 - личное потребление, которое остается постоянным на некотором уровне у каждого человека, соответствует его представлению о достатке и корректируется в зависимости от его нравственного совершенства. При этом все средства массовой информации способствуют конкуренции в благородных поступках и поддерживают в своих передачах самоограничение физиологического потребления (особенно у людей с большим достатком). Всячески превозносится духовная составляющая человеческой жизни.

C 2 (Q) потребление "лично-общественное". В этом потреблении заинтересованность и участие человека выражается в:

1) Поддержке мероприятий по улучшению экологической обстановки в местах его проживания (деньгами, личным участием в работе, рабочей силой, техникой, материалами).

2) Финансирование работ по улучшению экологии в районах "бедствий". При этом часть спасенной территории должна быть отдана в качестве личной собственности людям, осуществляющих участие в этих мероприятиях.

3) Финансировании научно-технических работ. Для этой цели нужно создать банк данных всех научных направлений и работ, нуждающихся в финансовой и интеллектуальной поддержке. Кроме того, необходимо создать банк данных людей, желающих принять участие в финансировании НИР, и определить круг проблем, которые их интересуют.

4) Заботе о подрастающем поколении через финансирование передач и публикаций, создающих в обществе нетерпимые условия для проживания людей, не заботящимся о своих детях, быстрое и качественное обустройство детских домов и приютов, эффективную поддержку всех мероприятий по улучшению жизни брошенных детей. В обществе не должно быть бездомных детей.

5) Организации помощи ведущим специалистам в области образования, нравственного воспитания, профессионального обучения и обучения всевозможным ремеслам (особенно народным), спортивном и физическом развитии. Одаренные дети должны быть предметом гордости нации, а не объектом зависти бездарных и наглых людей.

стр. 294


Они должны пользоваться нашим пристальным вниманием и поддержкой. Наша задача сделать из них нравственную и интеллектуальную славу великой России.

6) Помощи обездоленным, больным, плененным, и проявлении сердечного беспокойства об их страшной физической и нравственной ущербности в этой жизни.

7) Поддержке изобретателей и конструкторов для создания экологически чистых производств.

Кроме того, нужно предусмотреть обязательный отчет каждого человека за:

а) % израсходованного капитала на "общину", храмы;

б) исповедь и причастие для православных;

в) благодеяние в больницах, тюрьмах, детских домах, домах для престарелых и т. д.

Выше перечисленные действия каждого активного члена общества изменят структуру производства и потребления. Рынок потребления и развитие производства хорошо прогнозируются, поскольку понятны основные направления общественного развития.

Церковь несет на себе основное бремя нравственного очищения общества. Она должна научить нас восхвалять благость Господа нашего ИИСУСА ХРИСТА за то, что он распространил во всем мире столь четкие знаки своих дел и дал всем людям столько света разума, что даже те, кому никогда не доходило его слово, не могли (когда начинали исследовать) усомниться ни в существовании Бога, ни в необходимости повиноваться ему.

Церковь не может быть отделена от государства так же, как неразлучимы духовные и физические начала человека.

Государственная помощь в достижении перехода к нравственной экономике должно осуществляться через:

а) быстрое и качественное изменение работы СМИ с тем, чтобы способствовать становлению нравственно чистой жизни членов общества;

б) финансовой и законодательной поддержке достойных проектов;

в) всяческую пропаганду жизни людей, ведущих праведный образ жизни.

В заключение необходимо подчеркнуть, что представленные "основы нравственной экономики" могут иметь реальные возможности практического осуществления только при нали-

стр. 295


чии организации, программным девизом которой было бы нравственное очищение ее членов.

Началом объединения таких людей, на наш взгляд, должны служить основы морального катехизиса как учения об обязанностях добродетели. Эти основы легко воспринимаются даже неподготовленным слушателем, потому что их можно объяснить из обыденного человеческого рассудка.

И, наконец, мы не столь самонадеянны, чтобы обращаться к публике с техническими терминами, свойственными ученой речи; с нами И. Кант: " ...Моральное восприятие человека начинается не с исправления нравов, а с преобразования образа мыслей и утверждения характера...". И еще: "...Предмет наших принципов - это достойность быть счастливым, т. е. соответствие всех наших правил поведения с моральным законом...".


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ДУХОВНЫЕ-ОСНОВЫ-НРАВСТВЕННОЙ-ЭКОНОМИКИ-суть-те-применение-которых-возможно-только-посредством-разума

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Iosif LesogradskiКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Lesogradski

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

В. В. ЮРАШЕВ, ДУХОВНЫЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОЙ ЭКОНОМИКИ (суть те, применение которых возможно только посредством разума) // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 10.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ДУХОВНЫЕ-ОСНОВЫ-НРАВСТВЕННОЙ-ЭКОНОМИКИ-суть-те-применение-которых-возможно-только-посредством-разума (дата обращения: 19.04.2024).

Автор(ы) публикации - В. В. ЮРАШЕВ:

В. В. ЮРАШЕВ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Iosif Lesogradski
Москва, Россия
974 просмотров рейтинг
10.09.2015 (3144 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
5 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
11 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
5 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
7 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ДУХОВНЫЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОЙ ЭКОНОМИКИ (суть те, применение которых возможно только посредством разума)
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android