Libmonster ID: RU-8490
Автор(ы) публикации: Е.Н. Яркова

Давыдов А.П. "Духовной жаждою томим". А.С. Пушкин и становление "срединной культуры" в России". - М.: Экономика, 1999. - 256 с.

А.П. Давыдов известен в научном мире как востоковед, автор нескольких книг по Китаю и Юго-Восточной Азии. Его обращение к Пушкину не может не настораживать, так как пушкинистика кажется не оставила невозделанных делянок непрофессионалам. Тем не менее А.С. Ахиезер в предисловии к книге говорит о ее сенсационности. В чем же она?

Автор выступает не только как историк, но прежде всего как культуролог, предлагающий свою концепцию развития русской культуры. Я попытаюсь изложить ее в кратком виде.

Сам подход к Пушкину, как и к русской литературе, в книге необычен. Давыдов опирается на уже предложенное в культурологической литературе представление о господствующем характере в русской культуре инверсионной логики. Это - логика формирования смыслов в пределах сложившегося содержания культуры на основе логически быстрых переходов в рамках дуальной оппозиции от одной смысловой полярности к другой, противоположной. Но одновременно в культуре формируется нацеленность на критику инверсии, складывается медиационная логика (медиа - лат. середина), т. е. способность формировать новые смыслы, то, что некогда Н. Бердяев условно назвал "срединной культурой". Развитие медиационного мышления в тенденции может перейти к его господству в обществе, чего Россия еще не достигла. Давыдов рассматривает развитие медиации не только как чисто логический процесс, но и как способ формирования культурных и нравственных основ либерально-модернистской культуры, неполитических форм либерализма.

Специфику российской культуры автор видит в ее высоком уровне эмоциональности. Поэтому развитие медиации в России происходит не столько в рациональном мышлении и познании, как в западной культуре, сколько в художественной литературе, поэзии. Такой подход позволяет увидеть в творчестве Пушкина органический синтез национальной идеи и ценности личности, т. е. русский вариант либерального мировоззрения.

Этот метасмысл творчества и личности поэта, по мнению Давыдова, ускользнул от его исследователей в силу того, что они пытались втиснуть многообразный пушкинский мир в "прокрустово ложе" либо религиозно- православной, либо атеистическо-народнической доктрины. "Пушкин в своем анализе человеческой реальности автономизируется от абсолютизации любого сложившегося смысла, находит дуальные оппозиции в культуре, устремляется к их полюсам, отталкивается от одного из них к противоположному и в зоне между ними образует новые смыслы" (с. 93). Тем самым формируется новый субъект культуры, способный через поэтическую рефлексию повышать уровень медиации.

Суть исследовательского метода Давыдова заключается в выявлении дуальных ценностно-смысловых структур в произведениях Пушкина, анализе

стр. 244


движения мысли поэта в рамках этих структур и наблюдении за развитием в них медиации. Например, в области любовной лирики такой дуальной оппозицией являются два типа традиционалистского взгляда на любовь - любовь как слияние с тотальной "несвободой" и любовь как слияние с полной и неограниченной "свободой". В "Каменном госте" первая позиция воплощена в отношениях Доны Анны и Командора. Здесь любовь несвободна, несамоценна, она стоит на службе воспроизведения рода, замкнута в традиционных границах феодальной семьи, охраны социальных устоев, подавляет личность. Воплощением второй позиции являются отношения Лауры и Гуана - свобода, вседозволенность и сексуальная раскованность этих отношений демонстрируют также один из традиционалистских смыслов, имеющих свои корни в языческой народной культуре. Подлинная любовь - любовь-медиация - в отличие от традиционалистской псевдолюбви измеряется не какими-то готовыми, заданными культурой мерками, но самой любовью, которая рождается между полярными традиционными смыслами как мера свободы и ответственности личности, как диалог традиции и новации, как синтез трансцендентного и имманентного, земного и небесного, как новый смысл, "срединная культура". Это любовь Гуана и Анны.

С культурологической точки зрения любовь выступает как творческое начало, как непредсказуемое стремление к инновациям, к преодолению сложившихся норм и ценностей. Это отношения людей, вступающих в диалог, стремящихся друг к другу, ищущих для этого подчас творческие нетривиальные инновационные пути, становящихся на позицию критики сложившегося содержания культуры*

Аналогичным образом автор анализирует и иные дуальные оппозиции Пушкина, например: "смерть - бессмертие", "истина - обман", "смысл - бессмысленность", "счастье - несчастье". Давыдов демонстрирует как - поднимаясь над традиционными смыслами - пушкинская рефлексия преодолевает, "снимает" их в третьем, "срединном" смысле, который альтернативен обоим противоположным значениям. Путь пушкинской мысли лежит в преодолении дуальности через синтез полярных смыслов и рождении "срединной культуры". Ее субъектом может быть только личность, существование которой воплощается в постоянном диалоге трансцендентного и имманентного, потустороннего и посюстороннего, абсолютного и относительного: "Индивидуализм создает новое, более высокое качество культуры и тем самым отвергает серое творчество, усредненный уровень рефлексии, он выходит в новое логическое пространство, формируя новые смыслы и новые законы их поиска"(с. 45). Это стремление пушкинской рефлексии к осмыслению культуры через дуальные оппозиции Давыдов рассматривает как исходный пункт для выхода культуры за ее собственные рамки, как предпосылку творческого процесса.

Ценность пушкинской рефлексии, по мнению исследователя, заключается в глубоком понимании проблематичности существования индивидуализма на российской почве. Индивидуализм существует в России на полулегальном положении, отлившемся в формы диссидентства-самозванства. Судьба диссидентства-самозванства в России глубоко трагична.

Автор монографии по сути представляет читателю неизвестного Пушкина - Пушкина-философа экзистенциального плана, для которого экзистенциальный

стр. 245


тезис о том, что ценности не существуют как скрижали, но полагаются человеком, как "условия сохранения, обеспечения и возрастания его жизни"(1), являлся программой жизни и творчества. Нет ли в таком подходе элементов осовременивания, модернизации Пушкина; аутентичен ли такой способ интерпретации творчества русского поэта начала XIX в.? Думаю, что этот вопрос не предполагает однозначного ответа. Формально, произведения Пушкина - это не философские трактаты. Пушкин воплотил свое знание о России не в систему философских категорий, но в систему художественных образов. Пушкинские открытия не были подхвачены и отрефлектированы философской мыслью России, которая длительное время оставалась чуждой либеральным идеалам. И тем не менее, хочется согласиться с Давыдовым, что усилиями творческого гения Пушкина в России закладывается не просто альтернативная система ценностей, смыслов, но именно инновационная логика формирования культуры. И даже не потому, что "поэзия - это всегда рефлексия", а потому, что поэзия Пушкина и в целом творчество Пушкина по масштабу поставленных проблем, по уровню их анализа и обобщения - это несомненно рефлексия, это "мысль о мысли, догоняющая мысль"(2) Она культурологична и глубоко философична.

Несомненно, ростки такой философской тенденции не могли появиться внезапно. В монографии Давыдова уделено внимание как предтечам пушкинской медиационной рефлексии, так и ее последователям - "подвижникам "срединной культуры" в России. Структура монографии складывается как трехчастная композиция: центральную часть составляет социокультурный анализ творчества Пушкина; первую часть условно можно обозначить как пролог, в котором исследуются корни расколотой инверсионной культуры России; третья часть соответственно может быть названа развернутым эпилогом, в ней автор обращается к социокультурному анализу русской литературы послепушкинского периода.

Развитие русской культуры мыслится Давыдовым как некоторая череда прорывов в инверсии - одним из таких прорывов были реформы Петра I. Давыдов показывает реформаторскую деятельность Петра с новой неожиданной стороны - "царь - плотник с рубанком в руках" предстает как носитель "гена" медиации, символ соединения сакрального и профанного, потустороннего и посюстороннего, трансцендентного и имманентного. В результате этого соединения пробивается первый росток "срединной культуры" - высшая нравственность профессионализма: "...профессия, мастерство приобрели статус царственности, божественности, дело стало областью, где началась ревизия традиционных ценностей" (с. 77); родился "десакрализованный менеджерский стиль управления" (с .78).

Эстафету "срединной культуры" Петра принимают Карамзин, Жуковский, Державин. Однако это только предтечи. "Срединная культура" Пушкина появляется и как результат предшествующего развития и как новое качество.

Влияние Пушкина на последующую литературу рассматривается автором не однозначно. Например, многое оценивается как шаг назад по сравнению с Пушкиным. Сюда относится Достоевский с его полифоническим романом, где отсутствует логика "снятия", а, следовательно, отсутствует и "срединная культура" как путь в новое смысловое пространство. Противоречивое явление - Гоголь, который "многое сделал, чтобы диверсифицировать и расширить

стр. 246


смысловое поле "срединной культуры" в России, но пушкинский выбор оказался ему не по силам. В творчестве Гоголя отразилась тысячелетняя трагическая попытка России преодолеть раскол в культуре одновременно противоположными средствами: логикой медиации и логикой... инверсии" (с. 183). Иное дело Лермонтов. "Первооснова жизни, по Лермонтову, - не Бог, не Человек и не материя, но конструктивный Общение-Диалог... "(с. 180). Близок к Пушкину Гончаров, наконец, Чехов не просто наследует пушкинскую медиационную логику, но усиливает ее критическую направленность, по отношению к сложившимся культурным стереотипам, его творчество становится апофеозом недостаточной способности "русского человека к принятию эффективного решения, осмысления вырождения рефлексии русского человека" (с. 218).

Что же касается интерпретационной судьбы творчества Пушкина, то, по мнению Давыдова, и сегодня живучи одноплоскостные, политизированные трактовки, в которых вместо Пушкина представлен его одномерный двойник - монархист, народник, социалист. Анализ Давыдова ценен, в первую очередь, в содержательном плане, поскольку не просто раскрывает новые грани творчества Пушкина, но обращается к его мировоззренческому динамическому основанию, к его направленности на поиск "середины", диалога. В определенном смысле этот труд является воплощением пушкинской медиационной логики, которая нацелена на выход личности в некоторое новое смысловое пространство: от фиксирования антиномичности русской культуры, ее противоречивости, манихейства и разрушительной инверсионности к конструктивному поиску альтернатив - почвенных путей преодоления раскола, открытости мышления, углублению медиационной логики. Свежий взгляд профессионала из другой сферы науки позволил найти новый ракурс в исследовании Пушкина, что действительно можно рассматривать как сенсацию.


1. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления: М., 1993. С. 73.

2. Шрейдер Ю.А. Этика. М., 1998. С. 42.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Давыдов-А-П-Духовной-жаждою-томим-А-С-Пушкин-и-становление-срединной-культуры-в-России-М-Экономика-1999-256-с

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Larisa SenchenkoКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Senchenko

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Е.Н. Яркова, Давыдов А.П. "Духовной жаждою томим". А.С. Пушкин и становление "срединной культуры" в России". - М.: Экономика, 1999. - 256 с. // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 08.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Давыдов-А-П-Духовной-жаждою-томим-А-С-Пушкин-и-становление-срединной-культуры-в-России-М-Экономика-1999-256-с (дата обращения: 29.03.2024).

Автор(ы) публикации - Е.Н. Яркова:

Е.Н. Яркова → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Larisa Senchenko
Arkhangelsk, Россия
702 просмотров рейтинг
08.09.2015 (3124 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
11 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
7 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
8 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
9 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
Давыдов А.П. "Духовной жаждою томим". А.С. Пушкин и становление "срединной культуры" в России". - М.: Экономика, 1999. - 256 с.
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android