Libmonster ID: RU-16072

Смоленская земля веками находилась в составе Великого княжества Литовского, а позднее Речи Посполитой. В среде местного дворянства (шляхетства) и после присоединения к России оставалось сильным влияние польской культуры и римско-католической церкви. Возглавлявший епархию с 1722 г. архиепископ Смоленский и Дорогобужский Филофей терпимо относился к тому, что проживающие в епархии дворяне отправляют своих детей обучаться "за польский рубеж" и принимают у себя "римской веры духовных особ".

Внимание высших властей к сложившейся в Смоленске ситуации привлек первенствующий член Святейшего Синода Феофан Прокопович. В сентябре 1727 г. последовал именной высочайший указ из Верховного тайного совета, которым поездки дворянских детей в Польшу были запрещены, а находившиеся в имениях ксендзы подлежали немедленной высылке. Архиепископу Филофею было предписано "смотреть, чтоб смоленская шляхта веру греческого исповедания во благочестии и исправно содержали, и нималого соблазна в том не происходило". В течение зимы и весны 1728 г. Верховный тайный совет неоднократно возвращался к рассмотрению этого вопроса и направлял "повторные" указы в Сенат, Синод и губернским властям о детях смоленской шляхты и "о благочестии"1. Отсюда ясно, что следовавшие одно за другим распоряжения не исполнялись.

В марте 1728 г. последовало новое донесение о неблагополучии в Смоленске. На этот раз к императору Петру II обратился управляющий канцелярией Генерального правления смоленской шляхты генерал-майор A.M. Потемкин. Он сообщал: "Уведомился я, что команды моей из смоленской шляхты некоторые с женами и с детьми, от благочестивыя веры отринувшись, застали в римской религии"2. К донесению прилагался "реестр", перечислявший дворян, которые отпали от православия.

Дело о "переменивших веру" шляхтичах было представлено на рассмотрение Верховного тайного совета, и последовал указ об их "сыске" и допросе в Сенате. Разбирательство продолжалось до августа, когда было отдано распоряжение о "милостивом освобождении" подследственных "от жестокого наказания", оно было заменено ссылкой в Сибирь "на вечное житье" с конфискацией дворов, деревень и заводов, а также выплатой денежного штрафа в размере от 100 до 300 рублей3. Еще до начала следствия Филофей был вызван в Москву и отстранен от должности. Синоду было предписано представить Верховному тайному совету кандидатов на освободившееся место. Новым епископом стал архимандрит Новоспасского училищного мона-


Манойленко Юрий Евгеньевич - кандидат исторических наук, ведущий специалист Российского государственного исторического архива.

стр. 157

стыря Гедеон Вишневский, который повел ревностную борьбу с католическим влиянием. В июле 1728 г., спустя полтора месяца после своего назначения в Смоленск, Гедеон обратился в Синод с "докладными пунктами"4. Предполагая, что в результате начавшихся гонений ряд "отпавших в римское заблуждение" шляхтичей выразит готовность вернуться в лоно православия, Гедеон предлагал "не просто их принять в церковь Божию", а наложить епитимью, о форме которой епископ просил распоряжения у Синода. Он предлагал также запретить въезд в Смоленскую епархию из Польши и Литвы "римских ксендзов", одновременно ограничив поездки за границу местных дворян; обязать шляхтичей с семьями регулярно исповедоваться и причащаться в церквах, "и свидетельства о том, також о крещении детей своих, брать от священников"; допускать вступление в брак лишь при наличии венечных памятей от духовных лиц.

Представленные Гедеоном пункты были утверждены именным высочайшим указом в августе 1728 года. Священникам предписывалось оглашать в церквах Смоленска указы о наказаниях, понесенных перешедшими в католичество дворянами, "чтоб впредь ту греческую веру оставлять, а другие принимать, было неповадно"5. Тем провинившимся шляхтичам, о которых еще оставалось неизвестно властям, было предписано до января 1729 г. явиться к епископу "для обращения". На волне борьбы епископа Гедеона с "впавшими в римское заблуждение" шляхтичами и началось дело Якова Реада.

Яков (Джеймс) Реад, выходец из Великобритании, поступил на русскую службу в октябре 1716 года. По указу Петра I он был направлен в Смоленск и на момент описываемых событий в чине капитана возглавлял гарнизонную артиллерию. Католик по вероисповеданию, Реад в январе 1725 г., по благословению архиепископа Филофея, женился на православной - внучке дьяка Смоленской губернской канцелярии Прасковье Грамотиной, и "прижил с нею четырех детей". Брак и крещение детей капитана послужили поводом к конфликту между ним и новыми церковными властями Смоленска.

В октябре 1729 г. в Синод обратился судья Смоленского духовного приказа Игнатий Иванов. Он сообщал о поступившем от настоятеля Ильинской церкви Петра Чижа донесении: "Жительство имеет в приходе его смоленской артиллерии капитан Яков Александров сын Реад, а где венчался и рождающихся мужеска и женска полу детей в какую веру крестит, о том ему, попу, неизвестно". По словам Иванова, получив донесение, епископ Гедеон распорядился "сыскать и допросить" Реада в Духовном приказе. В течение полугода епархиальными властями было направлено в Смоленскую губернскую канцелярию шесть "промеморий", "по которым он, Реад, и по нижеписанное число не является". В заключение Иванов отмечал: "А по уведомлению в Духовном приказе, оной капитан Реад рождающихся от благочестивой жены мужеска полу детей крестит в римскую релию"6.

Поскольку никакого определения из Синода не последовало, в декабре донесение о капитане подал епископ Смоленский и Дорогобужский Гедеон7. Он более подробно описал "проступки" Реада.

По словам епископа, в январе 1729 г. Реада посетил игумен Троицкого Болдина монастыря Флавиан для сбора подаяния. И "в ту его игуменскую бытность он, Реад, при многих знатных персонах говорил: что-де ваш епископ посылает по меня необыкновенно, и ежели станет впредь присылать, я стану посыльных его бить". В апреле, находясь в доме секретаря Смоленской губернской канцелярии, Реад "с великим сердцем и криком" затеял ссору со священником Одигитриевской церкви Иваном Сорочинским, обвинив последнего в доносительстве. При этом он оскорблял и епископа Гедеона, называя его "схизматиком". В августе Реад крестил своего новорожденного сына "за рубежем", отказавшись дать письменное обязательство настоятелю Ильинской церкви Чижу о крещении и воспитании ребенка "в православной вере".

После этого несколько раз к Гедеону поступали "доношения", а в губернскую канцелярию направлялись распоряжения о "присылке" капитана, однако лишь после приказа из канцелярии Главной артиллерии и фортификации, 29 октября Реад явился в Духовный приказ. Там, отказавшись "ответствовать против поданных на него доношениев", капитан "шумел дерзостными словами довольно" на судью И. Иванова, а

стр. 158

затем, "зашибя приказного караульного сторожа Илью Лося, вышел из приказу насильно". После этого Реад не появлялся в приказе, и "в следствии дела учинилась остановка".

Жалуясь на то, что губернская канцелярия отказывается "насильно отослать" капитана в Духовный приказ, епископ Гедеон отмечал, что "православной церкви и содержащим веру греческого исповедания от такого римлянина происходит знатная противность, публичное ругательство и поношение". С тем же, чтобы впредь "в православном российском государстве рождающиеся от благочестивых матерей не отторгнуты были в иную релию", епископ просил о "милостивейшей резолюции" Синода.

Вслед за обращением Гедеона в Синод поступило донесение за подписью главы канцелярии Главной артиллерии и фортификации генерал-аншефа Б. Х. Миниха8. В нем излагалась версия капитана Реада относительно происходившего в Смоленском духовном приказе.

Явившись в приказ, капитан спросил у судьи Иванова, "какое до него касается дело"; в ответ было сказано, что дело находится в келье у епископа. Прождав полтора часа, Реад вновь просил "объявить" ему, по какому делу он вызван, на что судья ответил: "Недавно ты пришел, да скоро хочешь из приказу идти; честные люди, генералы и протчие, приходят, и те не так поступают, а иныя и в цепях сидят". Позже Реаду было зачитано донесение настоятеля Ильинской церкви Чижа о том, что капитан не венчался с женой и не крестил детей, однако допроса по этому поводу не последовало, поскольку судья Иванов ушел из приказа. Прождав еще "многое время", капитан решил уйти, однако канцелярист заявил ему, что епископ приказал держать его под караулом. Возразив, что "никакой власти" задерживать его у приказных служителей нет, Реад, оттолкнув сторожа, покинул приказ.

Изложив события по версии Реада, Миних напоминал об указах Петра I, предписывавших "во всех судных местах судьям поступать чинно", и просил передать "следствие" по делу капитана из Смоленского духовного приказа в Синод.

В феврале 1730 г., не получив определения Синода по делу Реада, Гедеон снова подал "доношение", в котором обвинил "смоленской артиллерии римлянина" в "ложном призыве" настоятеля Ильинской церкви Чижа для исповеди и причащения больного. Когда священник пришел в дом капитана и спросил, где находится больной, Реад ответил ему: "которой был больной, стал быть здрав", а затем "устращивал" его за доносительство. Донесение епископа завершалось выводом: "От оного римлянина, капитана Реада, не токмо что благочестивым, веры греческого исповедания, всероссийским людям уничтожение и поношение, но и знатное ругательство от него ж чинится святым божественным дарам"9.

В марте Реад, получив в артиллерийском ведомстве двухмесячный отпуск, приехал в Москву и лично подал в Синоде челобитную на имя императрицы Анны Иоанновны10. В ней он опроверг все выдвинутые против него обвинения, признав свою вину лишь в том, что длительное время не являлся в Духовный приказ. При этом Реад отмечал, что, согласно указу Петра I, в случае какого-либо "прегрешения", подлежит "суду военному, а не духовному".

По словам Реада, он венчался с женой в Воскресенской церкви Смоленска "по закону греческого исповедания", а священник Чиж, "не ведавший", в какую веру крещены дети капитана, лично крестил их "в церкви Божией". При этом восприемниками были комендант Смоленска Ф. А. Шепелев, жена вице-губернатора А. М. Панина и смоленский плац-майор В. Федоров с "вице-губернаторскою племянницею". Реад указывал и на то, что епископу Гедеону было приказано "следовать" лишь о тех смоленских шляхтичах, которые перешли из православия в католичество, тогда как он был "природным католиком" и "содержал веру", в которой родился11. В заключение капитан сообщал, что Гедеон отдал распоряжение не причащать его жену и детей, запретил священникам входить в дом Реада "с духовными потребами", а также приказал "по всем в Смоленске имеющимся церквам" не крестить родившегося в августе 1729 г. сына капитана - Александра.

При подаче челобитной, в канцелярии Синода с Реада была взята расписка в том, что он явится по первому требованию для разбирательства, после чего капитан был отпущен в Смоленск.

стр. 159

Однако дело так и не было рассмотрено. В июле Реад подал еще одну челобитную на имя императрицы12. В ней он сообщал о смерти своего 8-месячного сына Александра и о том, что, когда капитан хотел похоронить ребенка при церкви по православному обряду, епископ Гедеон запретил приходскому священнику совершать обряд погребения и предложил "требовать о том указу в Святейшем Правительствующем Синоде". Вследствие этого Реад был вынужден "того умершего сына своего поставить в деревне своей в часовне без отпевания по православной христианской вере".

В августе 1730 г. Синод, рассмотрев аргументы обеих сторон, вынес определение13. Вследствие взаимных "подозрений" капитана и епископа Гедеона дальнейшее "следствие" в Смоленском духовном приказе было признано невозможным. Дело должно было быть направлено в Москву "для надлежащего следования". При этом Гедеону предписывалось дом капитана "от запрещения разрешить, и жену ево и детей до святых тайн допущать невозбранно, понеже никакой вины их по оному делу не значится".

В октябре в Синод поступило донесение судьи Смоленского духовного приказа Иванова14, который сообщал, что указ о присылке дела Реада получен в Смоленске, и епископом отдано распоряжение "взять с дела точную копию, а подлинное отослать к Вашему Святейшеству". Однако исполнить это распоряжение, по словам судьи, оказалось невозможно, так как "никто от него, Реада, за делом в Духовный приказ не ходит и бумаги гербовой не дает". Донесение заканчивалось обещанием: "А когда от оного Реада за делом кто будет ходить, и на списывание копии гербовая бумага дастся, тогда по списании точной копии означенное подлинное дело пришлется к Вашему Святейшеству неудержанно".

На этом дело "артиллерии капитана" было закрыто. Среди документов канцелярии Синода не выявлено никаких упоминаний о его возобновлении. Фактически вынесенное в пользу Реада определение Синода способствовало тому, что капитан и его семья перестали быть объектом "повышенного внимания" со стороны церкви, а отсутствие гербовой бумаги позволило церковным властям Смоленска "сохранить лицо".

О дальнейшей судьбе Якова Реада известно немного. После описанных событий он еще 27 лет возглавлял смоленский артиллерийский гарнизон. Летом 1739 г. Реад был по доносу купца С. Масленникова обвинен в незаконной продаже железа, ружейных стволов и сабель из смоленского цейхгауза15. Дело слушалось в Кабинете министров и Сенате, однако закончилось для капитана благополучно. В апреле 1743 г. Реад был произведен в подполковники. В ноябре 1747 г. он приобрел у вице-адмирала И. Синявина имение в Смоленском уезде - пустошь Булговку на р. Ясенной. К этому времени за ним числилось "мужеска пола 357 душ"16.

В 1757 г. Реад вышел в отставку, прослужив в русской артиллерии свыше 40 лет. Яков Реад стал родоначальником одного из дворянских родов, включенного в родословную книгу Смоленской губернии17, и герб этого рода внесен в "Общий гербовник дворянских родов Российской империи"18. Среди его потомков по мужской линии было немало военных. Из них наиболее известен генерал Николай Андреевич Реад (1793 - 1855) - участник Отечественной войны 1812 г., Кавказской и Крымской войн, погибший в сражении у реки Черной.

Примечания

1. Протоколы, журналы и указы Верховного тайного совета. 1726 - 1730. Т. 4. - Сб. Русского исторического общества (Сб. РИО). Т. 69. СПб. 1889, с. 346; т. 5. - Сб. РИО. Т. 79. СПб. 1891, с. 42, 126, 220.

2. Сб. РИО. Т. 79, с. 226.

3. Там же, с. 225; т. 6. - Сб. РИО. Т. 84. СПб. 1893, с. 241 - 242.

4. Российский государственный исторический архив (РГИА), ф. 796, оп. 9, д. 417, л. 1 - 2; Сб. РИО. Т. 84, с. 348 - 350.

5. РГИА, ф. 1329, оп. 3, д. 38, л. 29 - 304; ф. 796, оп. 9, д. 487, л. 3 - 3об.

6. Там же, ф. 796, оп. 10, д. 365, л. 1 - 1 об.

стр. 160

7. Там же, л. 3 - 4об.

8. Там же, л. 5 - 6.

9. Там же, л. 7об. -8.

10. Там же, л. 9 - 12.

11. Манифестом Петра I от 16 апреля 1702 г. "иноземцам" христианских конфессий, поступавшим на русскую военную службу, была гарантирована свобода вероисповедания (ПСЗ-1. Т. 4. СПб. 1830, N 1910). Судить о числе католиков в офицерском корпусе русской армии в 1720-е годы до некоторой степени можно по ведомости, представленной в Военную коллегию генерал-аншефом М. М. Голицыным в апреле 1722 года. Согласно документу, из 10 драгунских полков дивизии Голицына офицеры "римского исповедания" оказались в трех полках в количестве пяти человек (РГИА, ф. 796, оп. 2, д. 563, л. 2).

12. Там же, оп. 10 д. 365, л. 14 - 15об.

13. Там же, л. 15об. -18об.

14. Там же, л. 23.

15. Там же, ф. 1329, оп. 1, д. 53, л. 318 - 319.

16. Там же, ф. 1343, оп. 28, д. 934, л. 36, 2об., 8об., 36.

17. Список дворянских родов, внесенных в родословные дворянские книги Смоленской губернии. Смоленск. 1897, с. 73.

18. РГИА, ф. 1411, оп. 1, т. X, д: 117.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Дело-о-правах-капитана-Джеймса-Реада-Смоленск-1729-1730-гг

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Россия ОнлайнКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Ю. Е. Манойленко, Дело о правах капитана Джеймса Реада. Смоленск, 1729-1730 гг. // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 22.05.2020. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Дело-о-правах-капитана-Джеймса-Реада-Смоленск-1729-1730-гг (дата обращения: 29.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Ю. Е. Манойленко:

Ю. Е. Манойленко → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Россия Онлайн
Москва, Россия
297 просмотров рейтинг
22.05.2020 (1407 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
Вчера · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
2 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
4 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
5 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
6 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
8 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
9 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
9 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
10 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
Дело о правах капитана Джеймса Реада. Смоленск, 1729-1730 гг.
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android