Д. АНГЕЛОВ. Българинът в средневековието. Светоглед, идеология, душевност. Варна. Книгоиздателство "Георги Бакалов". 1985. 340 с.
Новый труд известного болгарского медиевиста, лауреата Димитровской премии, директора Института археологии Академии наук НРБ акад. Д. Ангелова посвящен наиболее сложным и неизученным проблемам развития общественной мысли в Болгарии IX - XIV вв., средневековым представлениям о мироздании, о человеке и его отношениях с окружающим миром, о власти и подчинении, о труде и богатстве. Обращение ученого к этим вопросам своевременно именно сейчас, когда историческая наука братской страны накопила богатый источниковый и исследовательский материал о феодальном прошлом Болгарии, создала прочные традиции марксистско-ленинского подхода к изучению средневекового общества и его духовной жизни.
Монография открывается исследованием путей и форм проникновения христианства в раннефеодальное болгарское общество. Связанное с утверждением новой религии развитие богослужения и
стр. 168
книжности на доступном широким народным массам языке, по мнению автора, вызвало к жизни известную "демократизацию" просвещения и литературы. Это выразилось в распространении апокрифических и еретических сочинений и в конечном счете привело к возникновению альтернативной системы догматических, мировоззренческих и социально-политических взглядов - богомильства.
Подчеркивая, что источником космогонических, астрономических, географических и иных естественнонаучных знаний в Болгарии IX - XIV вв. была византийская богословская литература с ее античными реминисценциями, Д. Ангелов отмечает и специфические черты воззрений на природу, связанные со стихийным рационализмом народного мышления.
Центральное место в книге занимает тема "Человек болгарского средневековья - понятие и реальность", в основу исследования которой положено сравнение идеальной "модели" христианина в житийной, назидательной и богословской литературе с реальным образом человека, известным по отдельным литературным памятникам IX - XIV вв., апокрифическим текстам, произведениям изобразительного искусства. В этом сопоставлении ярко проявились такие рационалистические черты духовного мира человека, как заботы о здоровье, урожае, благоденствии семьи, стремление к мирной трудовой жизни, к простым развлечениям - песням, танцам, играм в немногие часы отдыха.
Д. Ангелов обращается и к эсхатологическим взглядам, отраженным в канонической и апокрифической литературе. Учение о загробной жизни, занимающее одно из центральных мест в мифологии христианства, находилось среди первостепенных объектов интерпретации и критики в богомильских и апокрифических текстах. В народной эсхатологии особая роль принадлежала сюжетам, связанным с наказаниями за грехи. Автор показывает, как со временем изменялась галерея образов наиболее провинившихся грешников, отражавшая самые ненавистные типы угнетателей и их пособников, нарушителей народной морали и нравственности, характерные для той или иной эпохи.
Воззрения на власть и подчинение, богатство и бедность, труд также привлекают внимание исследователя. Он подробно раскрывает методы отрицания богомилами основополагающего тезиса христианской политической доктрины - идеи "богоустановленности" власти. Разделяя мир на небесное царство, где правит господь, и земное, где царствует дьявол, богомильские проповедники лишали земные власти всякой связи с богом. При рассмотрении официальных социально-политических концепций болгарского средневековья Д. Ангелов отмечает воздействие на них византийской общественной мысли через переводы богословской и в меньшей степени светской литературы. При этом сходство социально-экономических условий развития византийского и болгарского феодализма выступало как объективная предпосылка идеологических заимствований.
Особый интерес вызывает освещение Д. Ангеловым проблемы гуманизма в средневековой Болгарии. Автор исходит из того, что при объективной невозможности становления гуманизма как цельного комплекса социальных, философских и этических взглядов в Болгарии IX - XIV вв. пробивали себе дорогу его отдельные элементы. К ним относятся некоторые представления, не выходившие за рамки церковно-религиозного мировоззрения - о сущности и роли человеческого разума, свободе воли, любви к ближнему и милосердии. Однако, отмечает Д. Ангелов, они составляли нераздельную часть христианского учения и были характерны и для общественной мысли других европейских стран. Специфические болгарские проявления средневекового гуманизма автор находит в богомильстве, отмечая такие его аспекты, как подчеркивание равного права всех людей на общение с богом без посредничества официальной церкви и духовенства, иное, нежели в христианской догматике, отношение к женщине. "Гуманизм, - делает вывод исследователь, - как сложное явление с мировоззренческим, этическим и социальным содержанием занимал существенное место в историческом развитии" Болгарии IX - XIV вв. (с. 245 - 246).
Еще один аспект исследования - развитие этнополитических воззрений болгарского средневековья, определяемых Д. Ангеловым как "патриотизм". Прослеживая его развитие, автор отмечает, что с развитием богомильства в нем возникает демократическая струя, отрицающая
стр. 169
феодальный гнет и официальную церковь. Однако в периоды, когда Болгарии угрожала внешняя опасность или когда болгарский народ находился под иноземным игом, социальная окраска патриотизма отступала на второй план перед стремлением защитить независимость страны или свергнуть чужестранный гнет.
Труд болгарского историка затрагивает ряд проблем, разработка которых могла бы иметь важное значение не только для изучения средневекового прошлого Болгарии, но и для медиевистики в целом. Первая из них связана с методологией исследования духовной жизни феодального общества. Наличие альтернативных по отношению к господствовавшему церковно-религиозному мировоззрению представлений характерно в средневековье для любой европейской страны. В Болгарии это было богомильство. Однако это не исключает существования и сложного комплекса мировоззренческих идей и представлений, определяемых в науке как "народная религиозность". Ее характерные черты в различных европейских феодальных обществах близки друг другу, на что, например, указывает распространение аналогичных апокрифических памятников в Византии, на Балканах и на Руси, в Западной Европе. В связи с этим изучение средневековой болгарской общественной мысли и духовной культуры может проводиться как на уровнях контрверсий "христианство - пережитки язычества", "ортодоксия - ересь", "иррационально- мистический подход - проявления рационализма", так и в рамках сравнения "господствующее церковное мировоззрение - народные религиозные представления". Подобный подход дал бы возможность точнее установить общие и особенные черты развития духовной жизни средневековой Болгарии и Европы в целом.
Второй вопрос, на необходимость дальнейшего исследования которого указывает сам автор, - сущность "средневекового болгарского гуманизма" и его место в развитии европейской общественной мысли. Как полагает Д. Ангелов, наиболее ярко гуманизм проявился в богомильстве, которое, таким образом, "внесло бесспорный вклад в развитие идеологической мысли в средневековой Европе по пути ее гуманизации и освобождения от теологических и социальных оков" (с. 246). Действительно, отдельные теоретические предпосылки гуманизма, заимствованные средневековыми ересями из раннего христианства, развивались и дополнялись ими, получая конкретную социальную трактовку. Однако применительно к странам, не охваченным в XV - XVI вв. развитием гуманизма как самостоятельного общественного явления, можно говорить лишь о гуманистических тенденциях. Они остались нереализованными в силу различных исторических причин не только в Болгарии, но и в Византии и других странах христианского Востока. Учитывать эти тенденции при изучении средневековых европейских культурно-исторических процессов, безусловно, необходимо, но столь же необходимо разграничивать их с "классическим" гуманизмом, характеризовавшимся яркой новизной мировоззренческих и идеологических построений, новым стилем мышления, формированием круга мыслителей-гуманистов.
Заслуживает углубленного исследования также вопрос о роли исихазма в социально-политической жизни Болгарии и византийско-славянской общности в целом. Различия в исихастской "теории" и "практике", отмеченные автором, во второй половине XIV в. вылились в становление "политического исихазма" (по терминологии И. Мейендорфа и Г. М. Прохорова). Его приверженцы выступали сторонниками объединения сил православных государств в борьбе как против нашествия мусульман-османов, так и против экспансии католического Запада. При этом обособление последователей православия, четко проводившееся политиками-исихастами, не только не опровергало основных положений доктрины исихазма, но, напротив, являлось результатом ее применения в сфере политической практики.
Касаясь комплекса идей и представлений, характеризуемых Д. Ангеловым как "средневековый патриотизм", следует подчеркнуть отмеченный автором факт, что его стержнем являлся провиденциализм, выступавший в форме идей о "богоизбранности" болгарского народа. Конкретные модификации этих идей в IX - XIV вв. определялись условиями исторического бытия феодальной Болгарии. В государственно-политической теории средневековья тезис о "богоизбранности" подтверждался сравнением с другими
стр. 170
народами, противопоставлением "возлюбленного богом племени" соседям. В этом плане для Болгарского царства исключительно важную роль как образец для сравнения играла Византия. Идеи "богоизбранности" проводились путем сопоставления болгарских столиц с Константинополем, заимствования титулатуры верховной власти, распространения представлений о "перенесении империи". Изучение этих воззрений в развитии могло бы существенно прояснить многие важные стороны официальной идеологии феодальной Болгарии.
Отмеченные примеры в достаточной степени характеризуют научную значимость труда Д. Ангелова для изучения средневековой болгарской и европейской духовной жизни.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |