Филлипс А.
Египтолог
М.: Эксмо, 2005
Головоломки на тему Египта не выходят из моды. На очереди еще одна, совсем свежая, 2004 года изготовления, поделка, исполненная американским писателем Артуром Филлипсом.
В 1922 году археолог Говард Картер сделал ошеломительное открытие - нашел гробницу Тутанхамона, баснословные богатства которой оказались сравнительно нетронутыми. Но, хотя действие романа Филлипса происходит как раз в двадцатые годы, заглавный персонаж его - совсем не Картер, впрочем, также фигурирующий в книге. Египтолог Ральф Трилипуш - это анти-Картер, карикатура. В надежде на несметные сокровища он одержимо ищет гробницу второстепенного царька по имени Атум-хаду. В книге много тонких двусмысленностей: например, смелые переводы Трилипуша эротических виршей Атум-хаду, обильно цитируемые в параллель с целомудренными викторианскими переводами. Начинается книга письмом Трилипуша невесте из Каира в Бостон, и уже страницы через три ясно, что он тот еще фрукт: эгоист, лицемер и параноик. Это первый рассказчик, одну линию повествования составляют его письма и дневники.
Рассказчик второй тоже не страдает от скромности (вообще говоря, в книге не сыскать персонажа, который не был бы корыстен, жалок или циничен). Австралийский детектив Харольд Феррел в 1954 году, уже из дома престарелых,
стр. 37
пишет воспоминания о событиях тридцатилетней давности. Тогда ему поручили отыскать одного из отпрысков миллионера-пивовара Барнабаса Дэвиса (тот, узнав, что жить осталось недолго, решил облагодетельствовать всех детей, которых мимоходом наплодил в молодости, числом не менее 38). Феррел находит одну из пассий Дэвиса, теперь совсем опустившуюся, и выясняет, что у нее и впрямь был от того сын, Пол Колдуэлл. Поиски наследника заводят Феррела в цирк, в библиотеку, потом в тюрьму и, наконец, в Австралийскую имперскую армию в Египте, где Колдуэлл служил в Первую мировую. К несчастью для Феррела, который заинтересован в том, чтобы затянуть поиски как можно дольше и ищет способа уличить Трилипуша в причастности к убийству, Колдуэлл в 1918- м исчез и сочтен погибшим.
Уф! Дальше ни слова. Пусть концовка станет сюрпризом. Да и суть не в том, что именно случилось, а в том, как и почему. "Египтолога" можно рассматривать как художественный анализ таких состояний, как отчаяние и одержимость, и, раз уж речь о Древнем Египте, то и погоня за бессмертием тоже. Впрочем, Трилипуш заходит так далеко за пределы обыденного психоза, что получается скорее черная комедия, чем трагедия.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |