Libmonster ID: RU-7981
Автор(ы) публикации: Е. РУБИНШТЕЙН

1

Написанная Марксом в 1875 году "Критика Готской программы" является одним из его замечательнейших произведений, в котором Маркс подвел итог всему своему революционному учению.

"Критика Готской программы" была написана Марксом незадолго до Готского с'езда, на котором произошло об'единение германской социал-демократической партии во главе с А. Бебелем и В. Либкнехтом и лассальянцев.

События 1870 - 1871 годов - франко-прусская война и Парижская коммуна - открыли новый период истории; период национально-освободительных войн и буржуазно-демократических движений в Западной Европе, период победы и утверждения капитализма в передовых странах был завершен.

К этому времени закончился "период подготовки и рождения марксизма, как единственной, выдержавшей испытания истории, доктрины социализма"1 ; марксизм одержал полную победу в борьбе против всех сектантских, мелкобуржуазных реакционных групп, в борьбе против всех видов домарксовского социализма.

Новый период был периодом образования и роста массовых пролетарских социалистических партий, началось "громадное распространение социализма вширь" и быстрый рост массовых организаций пролетариата.

В Германия в начале 70-х годов вопреки всем преследованиям со стороны правительства Бисмарка росли массовые рабочие организации, среди рабочих все шире распространялись социалистические идеи.

К этому времени гегемония в международном рабочем движении временно перешла к германскому рабочему классу. Это было обусловлено не только быстрым раз-


1 В. И. Ленин. Соч. Т. XVI, стр. 545.

стр. 24

витием промышленности в Германии и связанным с этим обострением классовой борьбы в стране, но и тем, что Маркс вооружил германский пролетариат передовой революционной теорией. Маркс сумел "теоретически переработать результаты всей истории английского и французского практического и теоретического развития, вскрыть всю природу и историческую конечную судьбу капиталистического производства и тем самым дать германскому пролетариату такую программу, какой никогда не располагали его предшественники - англичане и французы. Более глубокий общественный переворот, с одной стороны, большая ясность в умах, с другой - вот тайна неудержимого роста германского рабочего движения"1 , - писал Энгельс.

В условиях быстрого роста массового рабочего движения, в условиях растущих политических преследований среди германских рабочих чрезвычайно усилилась тяга к сплочению своих рядов, тяга к единству. Это поставило на очередь дня вопрос об об'единении эйзенахцев и лассальянцев.

Вопрос о двух путях воссоединения Германии, вопрос, по которому шла длительная борьба между эйзенахцами и лассальянцами, был уже разрешен историей. Ленин так характеризует позиции эйзенахцев и лассальянцев в этом вопросе: "Лассаль и лассальянцы, видя слабые шансы пролетарского и демократического пути, вели шаткую тактику, приспособляясь к гегемонии юнкера Бисмарка. Их ошибки сводились к уклону рабочей партии на бонапартистски - государственно - социалистический путь. Напротив, Бебель и Либкнехт последовательно отстаивали демократический и пролетарский путь, борясь с малейшими уступками пруссачеству, бисмарковщине, национализму"2 .

И хотя воссоединение Германии было произведено сверху, через прусскую монархию, "в самой невыгодной для рабочих форме", но, как указывает Ленин, в этом споре по вопросу о путях об'единения Германии история оправдала не лассальянцев, а именно Бебеля и Либкнехта, и "только последовательно-демократическая и революционная тактика Бебеля и Либкнехта, только их "неуступчивость" национализму... помогли заложить прочный фундамент действительно социал-демократической рабочей партии"3 .

Когда было завершено национальное воссоединение Германии, "тогда умер спор лассальянцев с эйзенахцами" (Ленин).

Маркс и Энгельс не возражали в принципе против об'единения эйзенахцев и лассальянцев, но они категорически возражали против "об'единения во что бы то ни стало", против того, чтобы это об'единение было проведено на основе уступок лассальянству; они указывали, что необходимо обусловить это об'единение отказом лассальянцев от их оппортунистических сектантских догм.

С особой остротой Маркс и Энгельс предостерегал и германскую социал-демократию от каких бы то ни было уступок лассальянству при выработке программы. "Новая программа всегда представляет собой открыто водруженное знамя, и внешний мир судит о партии по этому знамени. Поэтому программа ни в коем случае не должна быть шагом назад, каким она является по сравнению с эйзенахской"4 , - писал Энгельс в своем письме к А. Бебелю от 18 марта 1875 года по поводу проекта Готской программы. Энгельс указывал, что партия должна выдвинуть перед лассальянцами в качестве необходимого условия об'единения их отказ от сектантства и либо принять в основном эйзенахскую программу 1869 года либо же "ее улучшенное издание, приноровленное к настоящему моменту".

Так как в проект Готской программы по ряду важнейших, принципиальных вопросов были внесены оппортунистические, лассальянские положения, Маркс и Энгельс развернули самую резкую и беспощадную критику этого документа. Уже в упомянутом выше письме Бебелю в марте 1875 года Энгельс подверг резкой критике проект Готской программы, указывая на огромный вред об'единения, проводимого на подобной гнилой, беспринципной основе, и подчеркивая, что принятие подобной программы может заставить Маркса и его - Энгельса - "сложить с себя всякую ответственность за партию, признавшую такую программу". "...Программа эта такова, - писал Энгельс, - что в случае, если она будет принята, Маркс и я ни за что не согласились бы примкнуть к основанной на таком фундаменте новой партии и должны были бы серьезно задуматься над вопросом о том, какую позицию (также и публично) занять по отношению к ней"5 .

Так как критика проекта Готской программы, данная Энгельсом в этом письме к Бебелю, не привела к изменению позиции руководителей германской социал-демократии (Вильгельма Либкнехта и др.), то Маркс и Энгельс сочли нужным дать раз-


1 Архив Маркса и Энгельса. Т. I (VI), стр. 234. Письмо Ф. Энгельса К. Каутскому от 8 ноября 1834 года.

2 В. И. Ленин. Соч. Т. XVI, стр. 547.

3 Там же.

4 Карл Маркс. Избранные произведения. Т. II, стр. 429. Партиздат. 1937.

5 Там же.

стр. 25

вернутую критику проекта Готской программы. Это было сделано Марксом в направленных им 5 мая 1875 года одному из деятелей германской социал-демократии, Краше "Заметках на полях программы германской рабочей партии", - в "Критике Готской программы". В этом замечательном документе наряду с резкой критикой лассальянских положений, внесенных в проект программы, даны в сжатых и ясных формулировках программные основы пролетарской партии.

В сопроводительном письме к Бракке Маркс указывает, что проект Готской программы "решительно никуда не годится и деморализует партию" и что хотя самый факт об'единения удовлетворяет рабочих, но это об'единение - минутный успех, купленный слишком дорогой ценой.

Несмотря на острую критику проекта Готской программы, с которой выступили Маркс и Энгельс, эта критика не была учтена руководителями германской социал-демократии, и на об'единительном с'езде в Готе эта программа с очень небольшими изменениями была принята.

Через несколько месяцев после с'езда в Готе Энгельс писал Августу Бебелю о Готской программе:

"Если бы в буржуазной прессе нашелся хоть один толковый человек, он разобрал бы ее (программу. - Е. Р. ) по косточкам, исследовал бы действительное содержание каждой фразы, показал бы воочию ее бессмысленность, вскрыл бы все противоречия и экономические ошибки... и выставил бы всю нашу партию в чудовищно смешном виде. Вместо этого безмозглые буржуазные писаки приняли эту программу всерьез, вычитали из нее то, чего в ней нет, и истолковали ее в коммунистическом смысле. Рабочие поступают, повидимому, так же. Только это обстоятельство и позволило Марксу и мне не отмежеваться публично от подобной программы"1 .

2

Руководители германской социал-демократии держали подспудом, скрывали от масс Марксову "Критику Готовой программы" до 1891 года, т. е. в течение пятнадцати лет. Но и в 1891 году этот замечательный документ, наносящий сокрушительный удар по лассальянству, был опубликован Энгельсом вопреки упорному сопротивлению Каутского и других руководителей германской социал-демократии.

Энгельс указывал на то, что "Критика Готской программы" "сугубо злободневна и актуальна", и считал тем более важным сделать ее достоянием масс, что видел, как после отмены "исключительного закона против социалистов" в 1890 году и поело выхода партии из подполья в ней усилились и подняли голову оппортунистические элементы; Энгельс опасался, в частности, как бы оппортунисты не оказали своего влияния на новую программу германской социал-демократии, которая должна была быть принята на предстоящем в 1891 году партийном с'езде.

Направив "Критику Готской программы" редактору органа германской социал-демократии "Neue Zeit" Каутскому для ее опубликования, Энгельс предупредил его, что если эта работа Маркса не будет напечатана в "Neue Zeit", то он так или иначе опубликует ее в венской "Arbeiter-Zeitung". Таким образом, Каутский был вынужден опубликовать этот документ. В своем письме к Каутскому от 23 февраля 1891 года Энгельс подчеркивает, что его долгом было "раз навсегда вскрыть подлинное отношение между Марксом и Лассалем", "раз навсегда покончить с легендой о Лассале"2 .

"Легенда, прикрывающая и прикрашивающая истинный образ Лассаля, не может стать символом веры партии"3 , - писал Энгельс.

Энгельс прекрасно знал, что опубликование "Критики Готской программы", которая со всей остротой ставила главные вопросы марксистского учения: вопрос о диктатуре пролетариата, о переходном периоде от капитализма к коммунизму, о двух фазах коммунизма и ряд других важнейших, принципиальных вопросов, - вызовет величайшее сопротивление со стороны руководства германской социал-демократии и будет означать решительный удар по оппортунизму и примиренчеству по отношению к оппортунизму.

"Neue Zeit" подействует, как бомба, - писал Энгельс в своем письме к Зорге, - в нем будет напечатана марксова критика проекта программы 1875 года. Ты, конечно, останешься доволен, в Германии же она кое у кого вызовет злость и негодование"4 .

Так оно и оказалось! Руководители социал-демократии, публикуя марксову "Критику", поспешили взять под защиту Лассаля, лассальянцев и их оппортунистические догмы. В центральном органе партии "Vorwarts" была опубликована статья, в


1 Архив Маркса и Энгельса. Т. I (VI), стр. 92 - 93. Письмо Энгельса Бебелю от 12 октября 1875 года.

2 Карл Маркс. Избранные произведения. Т. II, стр. 433.

3 Там же, стр. 432.

4 Письма И. Ф. Беккера, П. Дицгена, Ф. Энгельса, К. Маркса и др. к. Ф. А. Зорге и др., стр. 393 - 394. 1907.

стр. 26

которой была выражена официальная позиция верхушки партии по отношению к "Критике Готской программы". В этой статье высказывалось резкое осуждение той оценки Лассаля, которая давалась Марксом, и целиком оправдывалось и даже ставилось в заслугу партии то, что она невзирая на марксову резкую критику проекта Готской программы приняла эту программу.

"Немецкие социал-демократы не являются ни марксистами, ни лассальянцами, они социал-демократы", - заявлял автор статьи1 .

Каутский, который был вынужден опубликовать "Критику Готской программы", одновременно принял все меры, чтобы подчеркнуть свое несогласие с позицией Маркса в отношении Лассаля. "Точка зрения Маркса на Лассаля не есть точка зрения германской социал-демократии", - поспешил заявить Каутский в своей статье в том же номере "Neue Zeit"2 .

Обстоятельства опубликования "Критики Готской программы", этого замечательного документа борьбы Маркса за пролетарскую партию, представляют лишь един из штрихов, рисующих рост оппортунизма в партиях II интернационала, в особенности по вопросу, который .является главным в марксизме, по вопросу о диктатуре пролетариата.

"После смерти Энгельса западно-европейские социал-демократические партии стали перерождаться из партий социальной революции в партии "социальных реформ"3 .

Партии II интернационала называли себя на словах марксистскими, а на деле "терпели в своей среде противников марксизма, открытых оппортунистов, и дали им разложить, погубить II Интернационал"4 .

3

В своей "Критике Готовой программы" Маркс нанес сокрушительный удар по лассальянским оппортунистическим догмам и по примиренчеству к оппортунизму, проявленному руководителями германской социал-демократической партии. Маркс едко высмеивает внесенные в программу лассальянские рецепты "мирного врастания" капитализма в социализм без пролетарской революции, путем "учреждения производительных товариществ с государственной помощью".

"Вместо процесса революционного преобразования общества "социалистическая организация совокупного труда" "возникает" из "государственной помощи", оказываемой производительным товариществам, которые "призваны к жизни" им [государством], а не рабочими. Это вполне достойно фантазии Лассаля, что с помощью государственной субсидии "оказывается" так же легко построить новое общество, как новую железную дорогу!"5 .

Маркс со всей остротой вскрывает реакционный, сектантский характер лассальянских "чудодейственных средств", подчеркивая, что главная беда заключается в том, что "вообще идут вспять от точки зрения классового движения к точке зрения сектантского движения"6 .

Маркс дает здесь резкую критику пресловутого лассальянского "железного закона" заработной платы7 , показав, что в основе его лежит буржуазная теория Мальтуса о народонаселении. "Опираясь как раз на эту теорию, - писал Маркс, - экономисты уже больше пятидесяти лет доказывают, что социализм не может устранить нищеты, обусловленной самой природой, а может лишь сделать ее всеобщей, распространив ее равномерно по всей поверхности общества"8 .

И эта лассальянская догма о "железном законе" заработной платы была внесена в программу германской рабочей партии в то время, когда уже прошло несколько лет после опубликования I тома "Капитала", в то время как экономическим учением Маркса и Энгельса раз навсегда опрокидывались буржуазные экономические теории и, в частности, буржуазное понимание заработной платы, в то время как в партии уже укрепился правильный, научный взгляд на заработную плату.

"Один уже тот факт, что представители нашей партии способны были совершить такое чудовищное покушение на распространенное в партийных массах понимание, - не показывает ли одно это, с каким преступным легкомыслием, с какой бессовестностью приступили они к составлению компромиссной программы!"9 .

То обстоятельство, что руководители партии позволили внести в программу партии положение о "железном законе заработной платы", означало, как писал


1 "Neue Zeit" N 21 за 1891 год.

2 Там же.

3 "Краткий курс истории ВКП(б)", стр. 135.

4 Там же, стр. 137.

5 Карл Маркс. Избранные произведения. Т. II, стр. 417.

6 Там же, стр. 418.

7 Буржуазная теория, согласно которой заработная плата (рабочих определяется минимумом средств существования, необходимых рабочему и его семье.

8 Карл Маркс. Избранные произведения. Т. II, стр. 416.

9 Там же, стр. 417.

стр. 27

Энгельс, огромное моральное поражение партии.

Включив в программу лассальянские рецепты об организации производительных товариществ с "государственною помощью" и т. д., руководители германской социал-демократической партии в полном соответствии с лассальянским "железным законом заработной платы" забыли даже упомянуть о необходимости организации профессиональных союзов и о стачечной борьбе рабочего класса.

Между тем Маркс и Энгельс неоднократно подчеркивали важность профессиональных организаций для рабочего класса. В инструкции делегатам на Женевский конгресс I Интернационала в 1866 году Маркс указывал, что профессиональные союзы важны не только "для партизанской борьбы между капиталом и трудом", но и в качестве организованной силы "для уничтожения самой системы наемного труда п власти капитала"1 .

В своей "Критике Готской программы" Маркс с возмущением говорит о том, что в этой программе ни слова не сказано об интернациональной солидарности, о "международных функциях" германского рабочего класса. В то время как деятельность I Интернационала подняла рабочее движение и интернациональные связи рабочего класса на новую, высшую ступень, "германская рабочая партия в новой своей программе отреклась от интернационализма"2 .

В упомянутом выше письме Бебелю от 18 марта 1875 года Энгельс подчеркивает, что германские рабочие оказались в авангарде европейского рабочего движения главным образом благодаря своему подлинно интернационалистскому поведению во время франко-прусской войны; с большой горечью Энгельс пишет о том, что "принцип международности рабочего движения на деле для настоящего времени окончательно отбрасывается, и отбрасывается людьми, которые целых пять лет и в труднейшей обстановке проводили этот принцип самым блестящим образом"3 .

В то время I Интернационал прекратил свое существование; перед рабочими стояла задача построения самостоятельных пролетарских партий в каждой стране. Основоположники коммунизма и вожди международного пролетариата Маркс и Энгельс неустанно крепили интернациональную солидарность пролетариата и подготовляли почву для воссоздания его международного объединения.

В своей "Критике Готской программы" Маркс со всей остротой выступает против вреднейшего, оппортунистического лассальянского положения о том, что по отношению к рабочему классу "все остальные классы составляют лишь одну реакционную массу". Маркс указывает, что по отношению к феодалам и реакционным промежуточным слоям, которые держатся за устарелые способы производства буржуазия, представительница крупной промышленности, представляла революционный класс.

В отношении средних слоев Маркс напоминает формулировку "Манифеста Коммунистической партии", где говорится, что "средние слои... становятся революционными лишь постольку, поскольку им предстоит переход в ряды пролетариата", и указывает, что утверждение, будто по отношению к рабочему классу они вместе с буржуазией, и вдобавок еще с феодалами, "составляют лишь одну реакционную массу", - бессмысленно.

В основе этой вредной оппортунистической "теории" Лассаля об "одной реакционной массе" лежало, как указывал Маркс, стремление Лассаля оправдать свой союз с абсолютистскими и феодальными элементами, свой союз с Бисмарком.

Внесение в программу германской социал-демократической партии пункта об "одной реакционной массе" вызывало тем более резкий отпор со стороны Маркса, что этот пункт вел к отрицанию союза рабочего класса с трудящимся крестьянством. Маркс и Энгельс неоднократно подчеркивали большую роль трудящегося крестьянства как союзника пролетариата в его борьбе за свержение буржуазии. В своем "Восемнадцатом брюмера Луи Бонапарта" Маркс отмечал, что крестьяне "находят себе естественного союзника и вождя в городском пролетариате, призванной ниспровергнуть буржуазный строй"4 .

А в своем известном письме к Энгельсу в апреле 1856 года Маркс писал: "Все дело в Германии будет зависеть от того, можно ли будет поддержать пролетарскую революцию вторым изданием крестьянской войны"5 . Впоследствии, в эпоху империализма, Ленин и Сталин восстановили эти гениальные мысли Маркса, эти "основные наброски идеи гегемонии пролетариата" (Сталин), преданные забвению теоре-


1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Собр. соч. Т. XIII. Ч. 1-я, стр. 201.

2 Карл Маркс. Избранные произведения. Т. II, стр. 415.

3 Там же, стр. 125.

4 Карл Маркс. Избранные произведения. Т. II, стр. 305.

5 К. Маркс и Ф. Энгельс Собр. соч. Т. XXII, стр. 139.

стр. 28

тиками II интернационала, и развили их дальше в стройную теорию социалистической революции, "вводя в дело новый момент, как обязательный момент социалистической революции, - союз пролетариата и полупролетарских элементов города и деревни, как условие победы пролетарской революции"1 .

4

Особенно велико значение "Критики Готской программы" потому, что здесь в наиболее развернутой и развитой форме даны идеи Маркса и Энгельса о диктатуре пролетариата, о переходном периоде от капитализма к коммунизму, о развитии коммунистического общества.

Уже в 1848 году в "Манифесте Коммунистической партии" Маркс и Энгельс во всеуслышание заявили о необходимости коммунистической революции, необходимости насильственного ниспровержения буржуазии и превращения пролетариата в господствующий класс. В "Манифесте" подчеркивалась необходимость "деспотических вторжений в право собственности и в буржуазные производственные отношения" и намечался ряд мероприятий, которые "неизбежны как средство для переворота во всем способе производства"2 .

В своих заметках по поводу приведенных мест "Манифеста Коммунистической партии" Ленин писал, что хотя термина "диктатура пролетариата" Маркс и Энгельс здесь еще не употребляют, но "очевидно, что превращение пролетариата в "господствующий класс", его "организация как господствующего класса", его "деспотическое вмешательство в право собственности" и т. д. и есть "диктатура пролетариата"3 .

В 1852 году на основе опыта революции 1848 года Маркс в своем "Восемнадцатом брюмера Луи Бонапарта" делает тот дальнейший вывод, что пролетариат "не может овладеть готовой государственной машиной", что он должен "сломать", "разбить" буржуазную государственную машину.

На основе уроков Парижской коммуны, когда рабочие впервые в истории свергли господство буржуазии и взяли власть в свои руки, Маркс и Энгельс развили далее свои идеи о пролетарской революции и диктатуре пролетариата.

В написанном Марксом по поручению Генерального совета I Интернационала манифесте "Гражданская война во Франции", оглашенном им на заседании Генеральном совета 30 мая 1871 года, Маркс со всей глубиной и проницательностью пролетарского вождя вскрывает подлинную сущность Парижской коммуны, показывает, что ее настоящей тайной было то, что она была, по сути дела, правительством рабочего класса, что она хотела "экспроприировать экспроприаторов" и превратить средства производства из орудий порабощения и эксплоатации в "орудия свободного и ассоциированного труда"4 .

В "Критике Готской программы" шеи Маркса и Энгельса о диктатуре пролетариата получили свое дальнейшее развитие.

Уже в марте 1875 года в своем письме к Бебелю по поводу Готской программы Энгельс со всей резкостью критикует ее за то, что здесь дана лассальянская, оппортунистическая постановка вопроса о государстве, что здесь говорится не о диктатуре пролетариата, а о "свободном народном государстве".

Это замечательное письмо Энгельса от 18 марта 1875 года руководители германской социал-демократии держали подспудом в течение 36 лет, опубликовав его лишь в 1911 году.

В "Критике Готской программы" Маркс развертывает резкую, беспощадную критику лассальянских, оппортунистических догм о "свободном народном государстве".

Маркс с возмущением клеймит как "нечестную, недостойную увертку" сделанную в программе попытку прикрасить "обшитый парламентскими формами, смешанный с феодальными придатками, уже находящийся под влиянием буржуазии, бюрократически сколоченный, полицейски охраняемый военный деспотизм"; особенно резко Маркс клеймит оппортунистические заявления, будто можно добиться от подобного государства осуществления даже самых элементарных политических требований "законными средствами".

Даже вульгарная демократия, пишет Маркс, "стоит неизмеримо выше такого сорта демократизма, который держится в пределах полицейски дозволенного и логически недопустимого"5 .

В своих выписках из марксовой "Критики Готской программы" Ленин подчеркивает эти слова Маркса и делает приписку: "очень хорошо (и очень важно)" и далее Ленин пишет: "В этих словах Маркс как бы предвидел всю пошлость каутскианства: сладенькие речи о всяких


1 "Краткий курс истории ВКП(б)", стр. 72.

2 К. Маркс и Ф. Энгельс "Манифест Коммунистической партии", стр. 113. Партиздат. 1938.

3 Ленинский сборник XIV, стр. 283.

4 Карл Маркс. Избранные произведения. Т. II, стр. 368.

5 Там же, стр. 420.

стр. 29

хороших вещах, превращающиеся в прикрашивание действительности"1 .

В "Критике Готской программы" Маркс на основе опыта Парижской коммуны обогащает свое учение о диктатуре пролетариата; Маркс дает здесь классическую Формулировку сущности переходного периода от капитализма к коммунизму и значения диктатуры пролетариата для этого периода. "Между капиталистическим и коммунистическим обществом, - писал он, - лежит период революционного превращения первого во второе. Этому периоду соответствует и политический переходный период, и государство этого периода не может быть ничем иным, кроме как революционной диктатурой пролетариата"2 .

В этом замечательном своем произведении Маркс дает не только четкую и яркую формулировку сущности переходного периода, но и гениальную характеристику двух фаз коммунизма, показывает основные линии развития коммунистического общества.

"Вся теория Маркса, - писал Ленин, - есть применение теории развития - в ее наиболее последовательной, полной, продуманной и богатой содержанием форме - к современному капитализму. Естественно, что для Маркса встал вопрос о применении этой теории и к предстоящему краху капитализма и к будущему развитию будущего коммунизма"3 .

Ленин подчеркивает при этом со всей остротой, что у Маркса нет ни тени попытки "сочинять утопии", "гадать", что Маркс ставит и разрешает эти важные проблемы, проблемы о будущем развитии будущего коммунистического общества, на основе того, что коммунистическое общество "исторически развивается из капитализма, является результатом действий такой общественной силы, которая рождена капитализмом"4 .

Давая характеристику двух фаз коммунизма, Маркс указывает, что в первой фазе коммунистического общества, в том его виде, в каком оно выходит из капиталистического общества, оно "...во всех отношениях, в экономическом, нравственном и умственном, сохраняет еще родимые пятна старого общества, из недр которого оно вышло"5 .

На этой фазе коммунизма средства производства находятся уже не в частной собственности, а принадлежат всем у обществу, но распределение здесь производится еще по принципу "за равное количество труда, равное количество продукта". "Право производителей пропорционально доставляемому ими труду; равенство состоит в том, что измерение производится равным мерилом - трудим"6 .

На высшей фазе коммунизма, писал Маркс, когда "исчезнет порабощающее человека подчинение его разделению труда; когда исчезнет вместе с этим противоположность умственного и физического труда; когда труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни; когда вместе с всесторонним развитием индивидуумов вырастут и производительные силы и все источники общественного богатства польются полным потоком", тогда "общество сможет написать на своем знамени: "Каждый по способностям, каждому по потребностям"7 .

Таким образом, в "Критике Готской программы" не только развернута уничтожающая критика лассальянской догмы о "свободном народном государстве", но и дан замечательный теоретический анализ вопросов о диктатуре пролетариата, о переходном периоде от капитализма к коммунизму и о фазах развития самого коммунистического общества.

"Критика Готской программы" означала новый значительный вклад в сокровищницу марксистской теории, в сокровищницу научного социализма.

* * *

Более шестидесяти лет прошло со времени написания "Критики Готской программы", но и сейчас этот важный партийный документ, в котором Маркс "подвел итог своему революционному учению" (Ленин), сохранил всю свою остроту и актуальность.

Великое учение Маркса и Энгельса, развитое и поднятое Лениным и Сталиным на высшую ступень, одержало всемирно-историческую победу. Под руководством партии Ленина-Сталина в России была совершена победоносная Октябрьская социалистическая революция, открывшая новую эру в истории человечества.

Под руководством большевистской партии, в борьбе против всех капитулянтов и реставраторов капитализма, в борьбе против троцкистско-бухаринских агентов фашизма, народы СССР построили в основном


1 Ленинский сборник XIV, стр. 265.

2 Карл Маркс. Избранные произведения. Т. II, .стр. 419.

3 В. И. Ленин. Соч. Т. XXI, стр. 427 - 428.

4 Там же, стр. 428.

5 Карл Маркс. Избранные произведения. Т. II, стр. 411.

6 Там же.

7 Там же, стр. 412.

стр. 30

социалистическое общество, первую фазу коммунизма. Советский Союз "вступил в новую полосу развития, в полосу завершения строительства социалистического общества и постепенного перехода к коммунистическому обществу, где руководящим началом общественной жизни должен быть коммунистический принцип: "От каждого - по его способностям, каждому - по его потребностям"1 .

Итоги пройденного пути, завоевания народов СССР, закреплены в великой Сталинской Конституции, выражены в историческом докладе товарища Сталина на XVIII с'езде партии.

Опыт победоносной социалистической революции в России, опыт первого в мире социалистического государства, дал чрезвычайно много нового для обогащения и дальнейшего развития марксистско-ленинского учения о государстве и в частности для ответа на вопросы, которые не могли еще быть в полной мере и во всей конкретности разрешены тогда, в период домонополистического капитализма, когда жили великие основоположники коммунизма - Маркс и Энгельс.

В уже упоминавшемся выше письме к Бебелю по поводу Готской программы Энгельс писал, что "с введением социалистического общественного строя государство само собою разлагается ("распускается") [sich auflost] и исчезает"2 . Это же положение Энгельс развивает и позднее в "Анти-Дюринге", где он писал следующее: "Когда не будет общественных классов, которые нужно держать в подчинении, когда не будет господства одного класса над другим и борьбы за существование, коренящейся в современной анархии производства, когда будут устранены вытекающие отсюда столкновения и насилия, тогда уже некого будет подавлять и сдерживать, тогда исчезнет надобность в государственной власти, исполняющей ныне эту функцию. Первый акт, в котором государство выступит действительным представителем всего общества, - обращение средств производства в общественную собственность, - будет его последним самостоятельным действием в качестве государства"3 .

В ряде своих работ Маркс и Энгельс писали о том, что при коммунизме государство отмирает, "засыпает". Они исходили при этом из того предположения, что социализм уже победил во всех странах или в большинстве стран, они рассматривали вопрос о социалистическом государстве, исходя из того предположения, что "вместо капиталистического окружения имеется налицо окружение социалистическое, нет больше угрозы нападения извне, нет больше нужды в усилении армии и государства"4 .

Ленин и Сталин но только восстановили революционное учение Маркса и Энгельса и в частности их идеи о государстве и диктатуре пролетариата, не только нанесли сокрушительный удар по всем оппортунистическим, буржуазным извращениям этого великого учения, но и обогатили его, развили его далее на основе опыта эпохи империализма н пролетарской революции.

В своей замечательной работе "Государство и революция", написанной незадолго до Октябрьской социалистической революции, Ленин разоблачил буржуазные, оппортунистические извращения щей Маркса и Энгельса о государстве и о диктатуре пролетариата. Во второй части этой замечательной работы Ленин собирался обобщить опыт революции 1905 года и Великой Октябрьской социалистической революции, но он не успел этого сделать. Это сделал лучший ученик Ленина - товарищ Сталин. Под руководством товарища Сталина выполнены заветы Маркса, Энгельса и Ленина: в нашей стране построена в основном первая фаза коммунизма, мы вступили в полосу завершения строительства бесклассового социалистического общества и постепенного перехода к коммунизму. Эти всемирноисторические задачи осуществляются народами Советского Союза в условиях капиталистического окружения; вот почему для успешного их разрешения необходимо еще сильнее оттачивать функции Красной Армии и красной разведки, которые во вторую фазу социалистического государства своим острием обращены уже не во внутрь страны, а во вне ее, против внешних врагов.

Наша партия под руководством товарища Сталина дала сокрушительный отпор проискам врагов диктатуры рабочего класса, которые, выдвигая вредительские теории о немедленном отмирании государства, рассчитывали ослабить наше социалистическое государство и тем самым затормозить наше победоносное продвижение к коммунизму. Товарищ Сталин дал развернутую марксистско-ленинскую теорию социалистического государства. Товарищ Сталин неоднократно указывал на то, что в условиях капиталистического окружения народы на-


1 "Краткий курс истории ВКП(б)", стр. 331.

2 Карл Маркс. Избранные произведения. Т. II, стр. 428.

3 К. Маркс и Ф. Энгельс. Собр. соч. Т. XIV, стр. 284.

4 И. Сталин. Отчетный доклад на XVIII с'езде партии о работе ЦК ВКП(б). стр. 53.

стр. 31

шей страны должны всемерно крепить социалистическое государство.

Наша страна, социалистическое отечество международного пролетариата, должна иметь мощную армию, должна располагать хорошо организованной советской разведкой, "должна иметь свое достаточно сильное государство, - для того, чтобы иметь возможность защищать завоевания социализма от нападения извне"1 .

В своей "Критике Готской программы" Маркс писал, что на вопрос о том, "какому превращению подвергнется государственность в коммунистическом обществе", другими словами, "какие общественные функции останутся тогда аналогичные теперешним государственным функциям", можно ответить только научно, "и сколько бы тысяч раз ни сочетать слово "народ" со словом "государство", это ни капельки ее подвинет его разрешения"2 .

Это замечательное методологическое указание Маркса блестяще осуществил теперь товарищ Сталин, который на основе опыта первого в маре социалистического государства внес новый неоценимый вклад в марксистско-ленинское учение о государстве.

Товарищ Сталин дал глубоко научное решение вопроса об изменениях форм и функций социалистического государства в новой конкретно-исторической обстановке.

В своем докладе на XVIII с'езде партии товарищ Сталин показал, что в нашей стране, где уничтожена эксплоатация человека человеком, отмерла функция военного подавления внутри страны. "Теперь, - говорит товарищ Сталин, - основная задача нашего государства внутри страны состоит в мирной хозяйственно-организаторской и культурно-воспитательной работе. Что касается нашей армии, карательных органов и разведки, то они своим острием обращены уже не во внутрь страны, а во вне ее, против внешних врагов. Как видите, мы имеем теперь совершенно новое, социалистическое государство, не виданное еще в истории н значительно отличающееся по своей форме и функциям от социалистического государства первой фазы"3 .

Одновременно товарищ Сталин со всей ясностью указал на то, что и в период коммунизма у нас сохранится государство, если не будет ликвидировано капиталистическое окружение, если наша страна будет подвергаться опасности военного нападения извне.

Таким образом, товарищ Сталин, гениально обобщив опыт социалистического строительства в нашей стране, сделал новый ценнейший вклад в марксистско-ленинское учение о государстве.

Большевистская партия, партия Ленина - Сталина, в новых условиях, в условиях эпохи империализма, империалистических войн и пролетарских революций, не только отстояла великое учение Маркса и Энгельса в борьбе со всеми оппортунистами, капитулянтами и фальсификаторами марксизма, но и развила это учение дальше, подняла его на высшую ступень.

"Можно сказать без преувеличения, что после смерти Энгельса величайший теоретик Ленин, а после Ленина - Сталин и другие ученики Ленина - были единственными марксистами, которые двигали вперед марксистскую теорию и обогатили ее новым опытом в новых условиях классовой борьбы пролетариата"4 .

Вооруженные марксистско-ленинской теорией, под руководством большевистской партии, трудящиеся СССР воплотили в жизнь то, за что боролись в течение долгих десятилетий лучшие люди рабочего класса, о чем давно мечтали лучшие умы человечества. Под знаменем Маркса - Энгельса - Ленина - Сталина народы Советского Союза вступили в полосу завершения строительства бесклассового социалистического общества и постепенного перехода к высшей фазе коммунизма. Под этим великим знаменем величественное здание коммунизма будет построено в нашей стране, под этим великим непобедимым знаменем коммунизм одержит победу во всем мире!


1 И. Сталин. Отчетный доклад на XVIII с'езде партии о работе ЦК ВКП(б), стр. 54.

2 Карл Маркс. Избранные произведения. Т. II, стр. 419.

3 И. Сталин. Отчетный доклад на XVIII с'езде партии о работе ЦК ВКП(б), стр. 57 - 58.

4 "Краткий курс истории ВКП(б)", стр. 342.

 


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ-ПРОГРАММНЫЙ-ДОКУМЕНТ-КОММУНИЗМА-О-произведении-К-Маркса-Критика-Готской-программы

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Анна СергейчикКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Sergeichik

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Е. РУБИНШТЕЙН, ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ ПРОГРАММНЫЙ ДОКУМЕНТ КОММУНИЗМА. (О произведении К. Маркса "Критика Готской программы") // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 28.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ-ПРОГРАММНЫЙ-ДОКУМЕНТ-КОММУНИЗМА-О-произведении-К-Маркса-Критика-Готской-программы (дата обращения: 19.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Е. РУБИНШТЕЙН:

Е. РУБИНШТЕЙН → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Анна Сергейчик
Vladikavkaz, Россия
1552 просмотров рейтинг
28.08.2015 (3157 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
22 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
Вчера · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
5 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
8 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ ПРОГРАММНЫЙ ДОКУМЕНТ КОММУНИЗМА. (О произведении К. Маркса "Критика Готской программы")
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android