(Из опыта преподавания истории в 6 и 7-х классах 1-й школы Петроградского района Ленинграда)
Необходимость закрепления знаний по истории вследствие отсутствия учебника заставляет учителя особенно серьезно продумать вопрос о правильной организации записи.
Те формы записи, о которых я расскажу ниже, выработались на практике ряда лет работы без учебника и применяются всеми учителями 1-й школы Петроградского района. Применение этих форм записи я показываю на примерах своей работы. Запись в исторических тетрадях должна быть четкой, краткой, дающей возможность ученику восстановить и закрепить в памяти основное содержание урока: конкретные исторические факты в их хронологической последовательности, имена, даты, характеристики исторических явлений и деятелей.
В нашей школе учителя истории пользуются следующими видами записи:
1. План развернутый.
2. План краткий.
3. Таблицы и схемы по содержанию урока.
4. Календарь хода событий.
5. Хронологические и синхронистические таблицы.
6. Картографические и графические формы записи.
7. Запись выводов.
8. Запись выдержек из первоисточников и высказываний классиков марксизма-ленинизма.
Развернутым планом пользуются в тех случаях, когда нельзя применить других видов записи. В этот план включаются исторические названия, даты, имела и события в их историко-хронологической последовательности. Вот пример такого развернутого плана.
Урок: Спартак.
План:
1. Причины восстания Спартака.
2. Характеристика личности Спартака.
3. Повод к восстанию. Бегство на гору Везувий (лето 74 года до нашей эры).
4. Вожди восставших: Спартак, Крике и Эномай.
5. Захват восставшими Кампаньи в 73 году до нашей эры.
6. Организация и вооружение восставших.
7. Наступление Спартака (73 - 71 годы до нашей эры):
а) победоносный поход на север,
б) поход на юг и попытки переправы в Сицилию,
в) поход в Брундизиум.
8. Разгром восстания Спартака 71 года до нашей эры.
9. Причины поражения.
Для того чтобы запись не была механической, я записываю пункты этого плана по мере развития моего рассказа.
Тогда, когда используются другие формы записи, дается краткий план. Привожу пример записи плана на уроках по теме "Греко-персидские войны".
Урок 1: Начало войны. План:
1. Господство персов в Малой Азии.
2. Поход Дария I против скифов.
3. Восстание малоазиатских греков.
4. Поход Мардония.
5. Подготовка Афин к новой войне. Фемистокл и Аристид.
Урок 2: Нашествие Ксеркса. План:
1. Подготовка персов к новому походу.
2. Бой в Фермопильском ущелье.
3. Саламинский бой.
4. Битва при Платее и Микале.
5. Окончание войны.
Записи двух этих планов подробны, но они не содержат хронологических дат и не дают характеристики событий.
В отличие от развернутого плана этот краткий план записывался в начале урока. Ученики оставили место в тетрадях для записи второго плана и заранее разлиновали рамку для календаря событий, который заполняли в ходе моего рассказа.
Календарь хода событий по теме "Греко-персидские войны"
Годы |
События |
Исход событий |
513 год до нашей эры |
Поход Дария I на скифов |
Бегство Дария с остатками войска |
500 год до нашей эры |
Восстание малоазиатских греков |
Победа персов. Разорение Милета |
492 год до нашей эры |
Поход на греков под начальством Мардония |
Гибель флота в пути из-за бури. Возвращение войска |
491 год до нашей эры |
Требование Дарием I от греков "земли и воды" |
Убийство послов в Спарте и в Афинах |
490 год до нашей эры |
Марафонская битва |
Победа греков под начальством Мильтиада |
480 год до нашей эры |
Саламинский бой |
Блестящая победа греков |
479 год до нашей эры |
Бой при Платее и у мыса Микале |
Победа греков. Перенос военных действий на побережье Малой Азии |
469 год до нашей эры |
Битва в устье реки Эвримедонт |
Победа греков. Конец войны |
Иногда, кроме плана урока, полезно дать таблицу по содержанию. Такая таблица давалась в уроке "Солон и его реформы".
План:
1. Положение афинского демоса.
2. Недовольство господством эвпатридов.
3. Законодательство Дракона.
4. Рост долговой кабалы.
5. Солон и его реформы (594 год до нашей эры):
а) уничтожение долговой кабалы,
б) политическая и военная реформа Солона.
6. Классовая борьба после реформы.
Но одной записи плана в этом уроке недостаточно, так как при прохождении реформ Солона особенно трудным является вопрос классовой структуры общества древней Аттики.
Для лучшего понимания этого вопроса с учащимися разбиралась следующая схема:
Классовый состав общества Аттики
СОСТАВ ОБЩЕСТВА |
|||
Свободные афинские граждане |
Метеки |
Рабы |
|
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА |
|||
Политические права в зависимости от имущественного положения |
Не имеют избирательных прав |
Лично и политически бесправны |
До рассказа о реформах Солона разбиралась первая половина схемы - "Состав общества". В конце урока, после рассказа о реформах, разбиралась вторая половина схемы - "Политические права". При рассказе о реформах записывалась таблица. (См. стр. 126).
На основе рассмотренных таблиц и схемы уже нетрудно было показать классовую сущность реформ Солона.
Формы таблиц могут быть самыми различными, в зависимости от содержания самого урока.
Привожу еще один пример записи таблицы на уроке о Гракхах. Целью этой таблицы было показать, в интересах каких общественных групп проводили законодательство Гракхи.
Законы Гракхов
Законы |
В чьих интересах |
Земельный закон Тиберия |
Крестьянства |
Законы Кая Гракха хлебный закон |
Люмпен-пролетариев |
Судебный закон |
Всадников |
Закон о провинции Азии |
Всадников |
Закон о колониях |
Беднейшего крестьянства |
Закон о союзниках |
Итальянского крестьянства |
В уроке "Перикл и расцвет рабовладельческой демократии", кроме записи пла-
Политическая и военная реформа Солона
не записывалось содержание реформ. Вот образец этой записи.
Реформы Эфиальта (462 - 461 годы до нашей эры).
Уничтожение политической власти ареопага, превращение его в суд по уголовным делам.
Реформы Перикла (445 - 430 годы до нашей эры).
1. Всеобщее избирательное право для свободного мужского населения Аттики.
2. Органы власти:
а) народные собрания (экклесия),
б) суд присяжных (гелиэя),
в) совет пятисот.
3. Занятие государственных должностей путем жребия.
4. Вознаграждение за несение государственных обязанностей.
При окончании тем и подтем мы составляем хронологические и синхронистические таблицы.
Составление синхронистических таблиц чрезвычайно важно для закрепления знаний тогда, когда курс истории проходится по странам. Синхронистическая таблица дает возможность проследить исторические события, происходившие в одно и то же время в ряде стран.
Поэтому такие таблицы чрезвычайно облегчают работу учителя над закреплением знаний в таких курсах, как история стран Древнего Востока и курс истории средних веков.
Составление этих таблиц проводилось так как на уроках, так и путем домашнего задания учащимся с последующей проверкой.
Следующие записи, на которых я хочу остановиться, - высказывания классиков марксизма-ленинизма. Записывала я особо важные высказывания, дающие характеристику и оценку исторических событий: или деятелей.
Так, в уроке о Спартаке записывались слова Маркса из письма к Энгельсу от 27 февраля 1861 года:
"Спартак является самым лучшим человеком всей древней истории. Крупный полководец... благородный характер, истинный представитель древнего пролетариата) (Маркс и Энгельс "Письма", стр. 119. Соцэкгиз. 1931).
В уроке "Революция рабов и гибель Западной Римской империи" записывались слова товарища Сталина из "Речи на Первом всесоюзном с'езде колхозников-ударников": "Революция рабов ликвидировала рабовладельцев и отменила рабовладельческую форму эксплоатации трудящихся" (И. В. Сталин "Вопросы ленинизма", стр. 527).
На уроке о "Рабстве в ремесле и земледелии" используется цитата из работы Ленина "О государстве": "...рабы не считались людьми; не только не считались гражданами, но и людьми" (Ленин. Т. XXIV, стр. 370).
Эти указания Ленина и Сталина я записывала в классе после того, как они были разобраны и поняты учениками.
Учителями нашей школы, а также и мной проводились и картографические формы записи. Они производились следующим образом: на контурной карте ученик в классе или в порядке домашнего задания дома наносил названия городов, рек, отмечал пути военных походов, иногда составлял схемы, диаграммы и планы.
Вот перечень таких картографических и графических работ.
По теме "Греция":
1. Карта Греции с делением ее на области.
2. План Кносского дворца.
3. Нанесение на карте центров крито-микенской культуры.
4. Карта персидских походов.
5. План сражения при Фермопилах и Саламине.
6. Диаграмма количества рабов в Афинах.
7. Карта Аттики с делением ее на тритии.
По теме "Рим":
1. Карта Италии.
2. Схема военных дорог вокруг Рима.
3. План римского военного лагеря.
4. Карта Пунических войн.
5. Карта походов Спартака и т. д.
Картографические и графические работы способствуют лучшему пониманию истории и закреплению событий в памяти учащихся.
Например, если ученик дома рисует карту Аттики с разделением ее на филы по реформам Клисфена, он тем самым в процессе работы над картой запоминает, что Клисфеном было введено новое территориальное деление Аттики на 10 фил взамен прежнего родового деления на 3 филы. Картографическая запись помогает ему понять, что реформы Клисфена сломили власть старой родовой аристократии в Аттике.
Опыт работы показывает, что эти виды записи при отсутствии учебника помогают закреплению знаний.
В своей статье я привела примеры записей на моих уроках. Аналогичные формы записи применяются всеми учителями нашей школы. Повидимому, формы таких записей могут быть самыми разнообразными. Здесь большое поле деятельности для творчества учителя.
Возможно, что у других учителей есть более интересные и целесообразные формы записи. Интересно было бы обменяться с ними опытом на страницах журнала.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |