Libmonster ID: RU-8595
Автор(ы) публикации: В.Х. КУСАЕВ

К 155-летию со дня рождения выдающегося мыслителя-демократа, первого осетинского профессионального философа гуманиста Афанасия Абрамовича Гассиева

Как ученый и мыслитель А.А. Гассиев оказал благотворное влияние на развитие прогрессивной мысли не только России, но и Европы. Уже в годы своего идейного становления он осознал единство интересов осетинского и русского народов, что и определило судьбу его дальнейшей творческой деятельности. Не случайно его имя вошло в "Критико-библиографический словарь русских писателей и ученых" С.А. Венгерова, изданный в С. Петербурге в 1915 г.

Творческая деятельность Гассиева многогранна. Круг его научных интересов охватывает вопросы философии, социологии, этики, истории религии, этнографии, экономики, педагогики, публицистики, языкознания. И в каждой из этих областей он осуществил фундаментальные исследования.

Острая направленность его публицистики против рабства и деспотизма возбуждала умы людей и призывала их к борьбе за социальный прогресс, способствовала приобщению народов Кавказа к передовой русской культуре. Все силы и способности своей страстной и энергичной натуры ученый посвятил служению своему народу. Однако его творческое наследие по каким-то причинам до недавнего времени оставалось малоисследованным. Не все аспекты его творчества исследованы и сегодня.

Интересен путь идейного развития и становления Гассиева как ученого и мыслителя. В журнальной статье много не скажешь, но хотелось бы отметить хотя бы некоторые важные штрихи в портрете ученого. Примером для молодежи и сегодня может служить творческий путь и жизненная позиция Афанасия Гассиева. Небезынтересно будет узнать о том, каким образом сын бедного горца без какой- либо поддержки и помощи стал одним из образованнейших людей своего времени и смог подняться до уровня глубоких философских обобщений во многих областях современной ему науки. Гассиев - философ-теоретик, убедительно показал, что судьбу свою человек творит сам, что она не предопределена свыше. Такие качества, как огромное трудолюбие, воля и устремленность могут стать залогом становления личности.

Афанасий Гассиев родился 9 мая 1844 г. в ауле при Владикавказской крепости в семье бедного крестьянина-горца. Ему было два года, когда умер отец. Нужда, бедность не позволяли и думать о получении какого-либо образования. И, казалось, судьба мальчика предрешена так же, как и судьба многих других бедняков - идти в батраки. Но Гассиев, мечтая научиться хотя бы "подписывать свои имя и фамилию", с трудностями добился того, что был принят, когда ему было уже 14 лет, в духовное училище . В 1862 г. успешно окончив Владикавказское духовное училище, он был направлен Обществом восстановления христианства на Кавказе в Ставропольскую духовную семинарию, где продолжил образование. И здесь Гассиев, как и в училище, согласно справке учебной части семинарии, был "причислен по успехам в науках к первому разряду воспитанников" .

В 1867 г. Гассиев успешно окончил курс обучения в семинарии и получил направление в Киевскую духовную академию, куда и был зачислен после успешной сдачи вступительных экзаменов. Но следует отметить, что принятие Гассиева, как крестьянского сына, в духовную академию составляло исключение и было возможно только благодаря его личным качествам - исключительному трудолюбию и превосходным способностям к учению. В то время руководители духовного ведомства опасались давать образование выходцам из народа, выражая им политическое недоверие. Еще митрополит Филарет предупреждал, что "крестьянских детей не слишком... надобно привлекать в училище... точно ли доброе направление получит в них грамотность, и не пробудится ли жадность к знанию суетному...". Поэтому, как докладывал секретарь правления академии Совету, обер-прокурор св. Синода "разрешил принять Гассиева в академию" при условии, "если он окажется благонадежным" .

Однако, Гассиев, не находит в теологии удовлетворения своему любознательному и критическому уму. Еще будучи студентом академии, он, почувствовав тягу к философии, свое курсовое сочинение посвящает историко-философской критике Корана - основного источника вероучения ислама. В рецензии на эту работу мы находим: "Автор, как видно, прочитал много сочинений, относящихся к его предмету, и ознакомился с ним основательно. Предмет исследования рассмотрен им обстоятельно и многосторонне. Изложение мыслей отличается ясностью и точностью выражения. Вообще сочинение его о Коране вполне удовлетворительно для степени кандидата" . За эту работу, признанную Советом академии оригинальным исследованием, Гассиеву присуждена степень кандидата богословия. А после успешной сдачи экзамена по психологии, истории философии, педагогике и основному богословию он был признан магистрантом.

По окончании духовной академии Гассиев в течение четырех лет был смотрителем Моздокского духовного училища и эта служба лишь придала остроту его критической мысли. "Владикавказские епархиальные ведомости", характеризуя Гассиева "человеком недюжинного критического ума", поражающего "смелостью и оригинальностью суждений, в которых ярко выступает большая наблюдательность и опытность", с сожалением отмечали, что "его взгляды на православие проникнуты оттенком рационализма", сухостью, что способствовало обострению его отношений с духовенством, "с которым у него выходили крупные нелады" .

Гассиев, что совершенно закономерно, оставил службу по духовному ведомству. Впоследствии он занимал ряд должностей в различных уездах Закавказья, но главным его занятием была научная и литературная деятельность. Закавказский период сыграл огромную роль в формировании мировоззрения Гассиева. Жизнь закавказского края предоставила свидетельства тяжелой участи народа, страдавшего от произвола и насилия помещиков, купцов, ростовщиков и царских чиновников. С одной стороны, указывал Гассиев, праздная, сытая жизнь людей "с преобладающим развитием той головной клетки, которую френологи считают седалищем стяжательства", людей, постоянно несущих "службу мамоне, исчерпывая ею задачу своего существования" . С другой - жизнь бесправных людей в нищете и голоде при нечеловеческом, тяжелом труде.

В защиту последних Гассиев выступил на страницах печати. Он подверг критике те порядки, которые доводят крестьян до состояния отчаяния, делают их жертвами хронического голода, нищеты и связанных с ними эпидемий. "Страшно подумать, - писал он, обращая внимание на положение крестьян, - что куче детей, беспомощных стариков и престарелых матерей семейств приходится питаться травою" . Гассиев также подверг критике политику царизма в земельном вопросе. Он показал, что "землепользование казенных селений создалось не на почве права и справедливости или экономической нужды, а на почве силы и произвола" . За эту критическую позицию власти обвинили его в побуждении населения к бунту. На это Гассиев заявил, что "к бунту народ побуждается беззаконием, угнетением и поборами".

Борьба против социальной несправедливости становится смыслом его жизни. Его выступления в печати носят целенаправленный характер. Деятельность Гассиева не могла быть долго терпимой царскими властями. В 1904 г. он был уволен со службы с формулировкой: "из-за политической неблагонадежности". Получить другую работу ему не удалось. В 1906 г. он вернулся в родной Владикавказ, где в трудных материальных условиях, продолжил научную деятельность. Умер Гассиев в 1915 г. в возрасте 71 года.

Гассиев, владея многими языками - древнегреческим, древнееврейским, латинским, старославянским, французским, немецким, польским, русским, грузинским, осетинским, - имел возможность изучать в подлинниках историю общественной и философской мысли не только русского общества, но и Запада и некоторых стран Востока. В его трудах обнаруживаются поистине энциклопедические познания. Он высоко ценил материалистическое учение и атеистические взгляды древних философов - Гераклита, Демокрита, Эпикура, Ксенофана, Лукреция Кара. В своей критике богословских учений он использует атомистическое учение Демокрита. Ссылается на знаменитые слова Гераклита, в которых заключена важнейшая философская мысль о вечности и несотворенности мира, на идеи Ксенофана. В своей критике религиозных учений о сотворении мира и о бессмертии души Гассиев использовал "О природе вещей" Лукреция Кара, называя автора "блестящим представителем" римской философии .

Взгляды упомянутых представителей материализма Гассиев противопоставляет взглядам Платона, пифагорейцев, стоиков, указывая на то, что учения последних послужили одним из идейных источников христианства. Он утверждал, что создатели "сложного христианского богословия" были "последователями философа-богослова иудейского Филона, примирявшего идеи Ветхого завета с учением Платона" . Указание Гассиева на связь христианского учения с предшествующими идеалистическими школами, о чем говорил и Энгельс, свидетельствует о том, что он пытался подойти к исследованию истории этой религии с научных позиций.

Гассиев проявлял глубокий интерес и к философии Спинозы, французских просветителей ХVIII в., Фейербаха. Он был хорошо знаком и с идеалистическими школами Герберта, Фихта, Канта, Гегеля и др. И хотя в начальный период он оказался под некоторым влиянием философии Герберта, ошибочно считая ее находящейся вне системы "крайнего идеализма", он очень скоро отошел от нее. Гассиев уже четко различал борьбу двух линий в философии. С историей философии он знакомился и по трудам других авторов, в частности: "История материализма" Ланге (перевод В. Соловьева, 1899), "История философии" Льюиса, "История философии" Фулье.

Занимаясь исследованием вопросов религии, Гассиев изучает критическую литературу по истории христианства и ислама. Он положительно отзывается об античных критиках христианства - как о материалисте Лукиане из Самосаты, так и о язычниках Цельсе, Цецилии, Порфирии и др., которые, несмотря на идеализм, сумели заметить многие слабые стороны христианства.

Гассиев воздает должное и таким критикам христианства, как Штраус, Бауэр, Ренан и др. Он отмечает положительное значение знаменитой "Жизни Иисуса" Штрауса, его другой работы "Старая и новая вера", а также сочинения Ренана "Жизнь Иисуса", в которых дана критика новозаветного учения. Но вместе с тем ученый подвергает критике непоследовательность упомянутых авторов в их отношении к христианству. Труды многих известных исламоведов и исследователей литературы Востока - Шпренгера, А. Мюллера, Вейля, Лорана, Гунтер-Вала, Антиоха Кантемира, Реймаруса Пасторета, Гиббона, Клот-Бея, он усвоил представленный в них богатый фактический материал, используя его с критических позиций.

В своих трудах по таким философским проблемам, как материя и сознание, материя и движение, пространство и время, конечность и бесконечность органическая эволюция, познание, религия как социальное явление, ее происхождение и сущность, цель и смысл жизни и др. , Гассиев развивал суждения, которые позволили ему встать в один ряд с выдающимися мыслителями второй половины ХIХ - и начала ХХ вв. Интересно отметить, что в связи с публикацией одного из ранних его философских трудов "Новейший философский реализм об основах религии и нравственности" редакция журнала "Христианское чтение" в особом примечании писала: "Печатаемая статья, замечательная и своими внутренними достоинствами, замечательна особенно тем, что ее автор - А.А. Гассиев по происхождению кавказский осетинец, получивший высшее образование в Киевской духовной академии. Философию Герберта понимает и анализирует осетинец! Какое разительное опровержение западноевропейских теорий о расах и племенах, - теорий, отрицающих во многих народностях самую даже способность понимания философских соображений! Россия представляла и раньше, а еще больше представит в будущем подобных опровержений на высокомерные немецко-польские теории о недосягаемых преимуществах индогерманского племени и западноевропейской цивилизации" .

Особенностью эволюции философских воззрений Гассиева является то, что она проходила на основе формирования его атеистических взглядов. К материализму Гассиев приходит, подобно Фейербаху, через критику религии. С одной стороны, необходимость критики религии порождает интерес к философии, с другой - философская эрудиция позволяет углубить критику религии.

В принципе Гассиев правильно решал вопрос о соотношении материи и сознания. Он показал несостоятельность идеалистического учения о сознании как о самостоятельной и созидающей сущности, а также его богословского толкования как небесного света или частицы божественного разума . "Ведь очевидно, - писал он, - что природа есть источник жизни разумных существ, от нее получают бытие и зачатки развития все живые существа, что она постоянно создает необходимые условия для их возникновения и развития. Следовательно, она есть источник всего разумного, возвышенного и радостного, источник самого разума, гения и благороднейших порывов души" .

Гассиев был в курсе новейших достижений современного ему естествознания и в своих философских обобщениях опирался именно на его данные, умело используя их в критике идеализма и религии. На основе анализа и обобщения этих данных он пришел к важнейшим, имеющим фундаментальное значение для философии выводам о том, что мир вечен в своем существовании, бесконечен в своем многообразии, но един в своей основе, и единство это состоит в его материальности. "Основа миров - материя, - писал Гассиев, - вечна, не возникла из ничего и не может обратиться в ничто, исчезнуть" . Это учение, отмечал он, в какой-то мере обосновывали еще знаменитые философы древнего мира, особенно Демокрит и Лукреций Кар. Но библейско-христианское учение о сотворении мира "из ничего" оттеснило его, а церковь прокляла как ересь. Однако благодаря развитию естествознания, указывал Гассиев, научное понимание мира теперь снова восторжествовало.

Гассиев хорошо понимал значение важнейшего естественнонаучного принципа неуничтожимости и несотворимости материи как для самих естественных наук, так и для философской критики идеалистических воззрений и религиозных идей творения. Если мир сотворен, как утверждает богословское учение, то "во-первых, из чего, во-вторых, где раньше помещался его творец? Сказать везде, но под этим "везде" подразумевается беспредельное пространство. Значит его нужно считать несотворенным, т.е. существующим изначала и не могущим исчезнуть, ибо негде, некуда ему исчезнуть. Исчезновение в смысле уничтожения - абсурд, невозможность" .

Но прежде чем говорить об атеистических воззрениях Гассиева, учитывая нынешнюю политическую и религиозную ситуацию в стране, необходимо дать короткое разъяснение, дабы снять возможные недоумения, которые могут возникнуть. В частности, сохраняет ли сегодня свое значение философское и атеистическое наследие великих вольнодумцев и мыслителей прошлого, начиная от древнего мира и кончая веком двадцатым, как основное содержание истории мировой культуры? Ответ может быть, на мой взгляд, только положительным. Сохраняет! Ибо история человечества не сводится к истории религии и церкви. Основное содержание истории мировой цивилизации и культуры составляют развитие материального производства и научных знаний. Для всех здравомыслящих людей эта истина является бесспорной.

Что же изменилось за последние годы, чтобы сегодня кто-то стал рассматривать атеистические взгляды как ошибочные, да еще вредные? Может быть найдены какие-то новые доказательства существования бога, и церковь права, говоря о благотворном влиянии религии на жизнь людей? Ничего не изменилось и никаких новых фактов, подтверждающих бытие бога, тоже нет.

Все дело в том, что изменилась политика, с легкой руки случайно пришедших к власти в середине 80-х годов "архитекторов" перестройки. Метаморфоза, происшедшая с феноменом религии за последние годы, вовсе не была вызвана потребностями жизни, она стала возможной только как следствие проявлений субъективизма так называемого нового мышления. Но жизнь есть жизнь. Борьба продолжается. Если в средние века мощнейшим силам инквизиции не удалось погасить свет разума и скрыть истину о мире и о месте человека в мире, то тем более это не удастся сделать современным крестоносцам, ибо истину нельзя скрыть.

А истина состоит в том, что горбачевская перестройка и пришедшие ей на смену "демократические" реформы, вызвали глубокий экономический, социально-политический и духовный кризис в обществе, смещение духовных ценностей. В этих условиях усилиями определенных деструктивных сил (части политиков, деятелей культуры и служителей культа) делаются попытки притормозить, а то и вовсе повернуть вспять начавшийся еще в эпоху Возрождения объективный процесс секуляризации - освобождения политики, права, морали, искусства, науки, философии от церковного и религиозного влияния.

Как бы то ни было, никакие изменения в нашем общественном устройстве не дают основания для пересмотра и отмены тех оценок и выводов о роли религии и церкви в истории общества, которые были даны мыслителями прошлого. Общая закономерность исторического процесса такова, что ни отдельные личности, ни общественные движения и организации, ни какие-либо учения, в том числе религиозные, как в прошлом, так и никогда в будущем не оставались, не будут оставаться вне объективной критики.

Гассиев, как мыслитель, был свободен от каких-либо конъюнктурных соображений, не состоял в какой- либо партии и служил только науке. Как ученый, он исследовал вопросы религии, атеизма и гуманизма с точки зрения науки, опираясь на ее достижения в исторической, философской и других областях.

Сегодня его оценка роли религии - исключительно актуальна. Ученый, плоть от плоти своего народа, глубже понимал его интересы, видел дальше и более ответственно подходил к судьбе материальной и духовной культуры, он сделал неизмеримо больше для развития этой культуры, чем новоявленные радетели религии.

Его познания в области философии, социологии, этнографии, экономики, педагогики, языкознания, гражданская направленность его творчества делали критику религии весьма убедительной. Религия, говорил он, "окутала народ мраком суеверий и убивала в нем лучшие стороны души... внушала смирение, послушание, набожность", была "средством оправдания лени, ничегонеделания (лодырничания), подчинения злу, пренебрежения обязанностями в отношении семьи, общества, угнетаемых и обездоленных". Его критика сущности религии тем более интересна, что она принадлежит человеку, имеющему степень кандидата богословия.

К решению философских проблем происхождения религии Гассиев подошел с позиции материалистического понимания природы. Большой интерес представляет его критика идеалистических теорий врожденности религиозного сознания. Эти теории доказывали, что религия - явление внеисторическое, непреходящее, присущее всем людям, вечное, что религиозное сознание - часть биологической и психической природы человека.

В отличие от многих философов, он в опровержении теории врожденности идей не ограничивался логическими приемами, а опирался на данные естественных наук. "Вся современная психология, - писал он, - держащаяся идеи "генезиса" и биологическая наука, "установившая понятие жизни", развивающейся из одной органической клетки при взаимодействии внутренних и внешних сил, далее, наконец, все современное естествознание решительно против врожденных идей, - как именно готовых определенных идей" .

Так, Гассиев обосновал чрезвычайно важную мысль об историческом характере религиозного сознания. Следует отметить, что понимание им религии лишено той односторонности, которая была свойствена ряду мыслителей ХIХ в. и выражалась в отождествлении религии с мифологией (Мюллер, Афанасьев), чувством (Шлейермахер, Фейербах), нравственностью (Кант, Л. Толстой).

Гассиев показал ложность христианских догматов о Троице, о Христе как земном воплощении бога, о грехопадении и о возможности освобождения от греха --при помощи служителей церкви за плату, о смерти и Воскресении Христа, о его втором пришествии, о страшном суде, о спасении души и т.п. "Нельзя читать без возмущения, - писал Гассиев, - историю первого (Никейского) Вселенского собора (325 г.) под председательством императора Константина, как и последующих соборов, на которых сотни иерархов, сопровождаемые толпами приверженцев, устанавливали для человечества навсегда непререкаемые истины (догматы), в сущности ложь - правила якобы истинного богопочитания" .

По мнению Гассиева, религия не только не обогащает теоретическое знание, но лишает человека элементарных знаний. "Всякое учение, или взгляды, или толкование, - писал он, - которые хоть немного можно согласовать со здравым смыслом, логикой, отцы церкви отвергали и объявляли ересью. Вместо понятных и вероятных учений объявляли истинными такие, которые заключали в себе побольше непонятного, бессмысленного, несуразного. Это, вероятно, для того, чтобы темные, доверчивые умы народа поражать непостижимостью и противоречием истин божественного откровения и поднять заслугу слепой веры" .

Определения бога и доказательства его бытия в различных богословских и идеалистических учениях противоречивы. Их логический анализ, сопоставление с жизнью и даже с самими религиозными учениями обнаруживают эти противоречия и приводят к выводу о невозможности существования бога. "Все религии, - подчеркивал Гассиев, - настойчиво проповедуют вездесущего бога, безграничного, всепроникновенного и т.п., но когда бога изображают личностью, то эти понятия вездесущности и пр. становятся логической несообразностью и вызывают в каждом мыслящем уме протест, отрицание" .

Гассиев с гневом осуждает преследования церковью виднейших ученых, много делающих для развития научной мысли. "Ненависть христианской церкви, как и иудейской, - отмечал он, проявлялась ко всем важнейшим сторонам человеческой культуры, особенно же к свободе мысли, научным исследованиям и искусствам... Она во все времена преследовала людей науки и философии угрозой сожжения на костре, погашая в них свет разума и подавляя свободу мысли" . То же относится и к исламу.

Несомненной заслугой Гассиева является то, что он одним из первых в России попытался дать научный анализ Корана. Изучение истории арабского Востока, а также литературы об исламе на русском, французском и немецком языках, исследование Корана привело ученого к заключению, что положение о божественном происхождении ислама - ложно. Он обосновывает земное его происхождение, указывая на вполне определенные социально-исторические и идейные предпосылки возникновения последнего.

Соответственно Коран, по мысли Гассиева, является не творением бога, а литературным произведением. При этом, по Гассиеву, Коран не следует считать произведением одного автора, как полагали многие. "Считая Коран произведением одного лица, - указывает он - невозможно объяснить соединение вместе прямо противоречащих стихов, совершенно не соединимых по содержанию" .Далее он делает вывод о том, что Коран есть "национальное арабское произведение, обязанное своим происхождением особым историческим условиям и явившееся в настоящем своем виде не вдруг, а образовавшееся постепенно" .

Гассиев верно отмечает также большое влияние Библии на содержание Корана. "Отсюда, - пишет он, - вошли в Коран многие иудео-христианские апокрифические сказания и переиначенные библейские повествования" . Существенным моментом мусульманской религии является признание Мухаммеда пророком, посланником бога. Гассиев высказал мысль о том, что о Мухаммеде следует говорить не как о пророке, а как об исторической личности, которая благодаря закономерному стечению исторических обстоятельств оказалась во главе этого религиозного движения. По мнению Гассиева, Мухаммед лишь решал задачу, поставленную жизнью.

Гассиев подверг критике учение Корана о предопределении, поддерживающее веру в судьбу и приносящее огромный вред в практической жизни. У разных людей в разные эпохи, отмечал он, вера в судьбу существовала в разных формах, но сущность ее одна и та же, будет ли то слепой рок религии греков, или судьба у стоиков, фатум у восточных народов или Praldestinatio у Августина, вера древнего астролога или вера мыслителя ХIХ столетия в роковую звезду. "Дикий и полудикий человек, - писал Гассиев, - верит в демоническую силу потому, что чувствует себя под неотразимым господством натуральных сил. Темный, невежественный человек признает над собой судьбу потому, что не в состоянии анализировать ход событий своей жизни, не может проследить связь и зависимость их. Мыслитель-теоретик видит "судьбу" в запутанном и неожиданно перекрещивающем человеческие планы, дела и ожидания ходе событий в жизни человечества и отдельных народов".

Многие же признают судьбу и предопределение потому, что верят в существование бога. Из их представления о боге, как о существе всемогущем и бесконечном, вытекает убеждение, что "конечное, человек, и жизнь конечного не может служить ограничением воли бесконечного" , т.е. бога. Всемогущий бог предопределил все в жизни человека, человечества и мира вообще. По мусульманскому вероучению, это предопределение записано в "Книгу судеб".

Догмат о предопределении не согласен не только с наукой, но находится в противоречии даже с основными положениями самой религии. "Учение это, - писал Гассиев, - не мирится ни с понятием о боге, как источнике всякого добра, ни с учением о свободе человека, ни с историей всего человечества" . По Корану, изволение божие обусловливает самое существование человека - его рождение и смерть. Бог выступает как верховный судья. Он располагает властью наградителя и карателя человека. Но "за что наказывать или награждать человека, - спрашивал Гассиев, - если в нем нет свободного нравственного самоопределения?"

Гассиев показал, какой вред приносит людям учение о предопределении, внушая им неверие в свои силы и толкая их на бездеятельность, пассивность и прозябание. "В быту мусульман, особенно простого класса, - писал он, - вера в судьбу приносит немало зла; трудно даже определить все прямые и косвенные последствия этой веры. Когда мусульманина постигает какое-то зло, или несчастье застает его врасплох, будет ли то пожар, наводнение... болезнь, опасность смерти, в нем не пробуждается ни особенного желания, ни достаточной энергии, чтобы противодействовать или предупредить несчастье. Понятно, он думает, что это несчастье зависит от воли Аллаха, и стараться устранить его, значит... противодейcтвовать намерениям провидения" .

Все, что написано в "Книге судеб", думает мусульманин, свершится непременно, и ничто, не написанное в ней, не совершится никогда. Руководствуясь этим, указывал Гассиев, люди доходят до такого абсурда, что считают грехом даже лечение болезней. Если ребенок умирает, то значит, бог зовет его к себе и поэтому смерть его не должна возбуждать сожаления. "Можно себе представить, - писал он, - каково должно быть число случаев и каковы должны быть картины "исхода души" умирающего при таком взгляде окружающих его лиц на феномен смерти! Какова должна быть небрежность, если нельзя сказать жестокосердость их, в отношении к больному, хотя бы он был самый близкий человек" . Эти замечания философа свидетельствуют о сущности религиозно-идеалистического учения о предопределении.

Учение о предопределении, указывал Гассиев, не только "препятствует духовному развитию народа, заглушая в человеке сознание нравственной ответственности за свои действия", но "разрушительно действует на основные положения морали, подводя под закон высшей необходимости всякое проявление человеческой воли, причем действия человека теряют всякий нравственный характер" .

Общий вывод, к которому приходит Гассиев: "учение Корана о предопределении не выдерживает критики", играет реакционную социальную роль, так как подавляет энергию человеческой личности, убивает в человеке дух изобретения, отнимает у него силу в житейской борьбе, исход последней предоставляя воле Аллаха и всем этим служит препятствием на пути развития мусульманских обществ" .

Творческое наследие Гассиева не утратило своего значения и сегодня. Его научная и практическая деятельность - замечательный пример самоотверженного служения народу, его свободе и счастью, делу прогресса человеческого общества.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ИЗ-ИСТОРИИ-СВОБОДОМЫСЛИЯ-РОССИИ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Iosif LesogradskiКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Lesogradski

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

В.Х. КУСАЕВ, ИЗ ИСТОРИИ СВОБОДОМЫСЛИЯ РОССИИ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 09.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ИЗ-ИСТОРИИ-СВОБОДОМЫСЛИЯ-РОССИИ (дата обращения: 29.03.2024).

Автор(ы) публикации - В.Х. КУСАЕВ:

В.Х. КУСАЕВ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Iosif Lesogradski
Москва, Россия
1099 просмотров рейтинг
09.09.2015 (3124 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
Вчера · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
2 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
4 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
5 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
6 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
8 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
9 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
9 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
10 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ИЗ ИСТОРИИ СВОБОДОМЫСЛИЯ РОССИИ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android