Libmonster ID: RU-8807
Автор(ы) публикации: Ю. ОСНОС

I

Мероприятия советской власти, направленные к всемерному развитию науки и привлечению её на службу социалистическому строительству, начались буквально с первых же дней после победы Октябрьской социалистической революции.

Первые протоколы Совета народных комиссаров, Высшего совета народного хозяйства и Народного комиссариата просвещения уже содержат отчёты о научных достижениях и постановления, касающиеся науки.

Перед советским правительством сразу же возникли три основные практические задачи в области науки. Прежде всего, необходимо было установить, какова была наличная материальная база научного строительства, и покончить с царившим здесь организационным хаосом; затем, следовало направить в должное русло работу старых научно-исследовательских учреждений и, наконец, создать широчайшую сеть новых научных институтов, которые отвечали бы требованиям социалистического народного хозяйства.

Первые две задачи были возложены на созданный 18 января 1918 г.1 при Народном комиссариате просвещения "Отдел мобилизации науки", или, как он назывался иначе, "Отдел привлечения научных сил к делу государственного строительства".

Вскоре возник ещё один центр; его специальной задачей была организация государственной промышленности на научных, основах. Таким центром стал совет экспертов при ВСНХ, организованный 28 февраля 1918 года.

"Положение о деятельности экспертов" замечательно своей радикальностью и широкой постановкой вопроса. Вся промышленно-техническая жизнь страны впервые в истории полностью переводилась на научную базу, причём предусматривалось не только переустройство существующей промышленности, но и создание научно-плановой базы для строительства будущей. Хаотичность капиталистического производства сменила социалистическая планомерность. "Совет экспертов, - гласило "Положение", - объединяет технические и научные силы России для содействия разрешению хозяйственных задач, стоящих на очереди, и осуществляет: а) исчерпывающее и всестороннее обследование условий развития существующих и созванных вновь отраслей промышленности; б) выработку мер государственного руководства производительной жизнью страны и планомерного её устроения; в) выработку программы производительной деятельности в разных отраслях промышленности, транспорта, сельского хозяйства и торговли и мер для проведения её в жизнь"2 .

Центральный совет экспертов возглавлял сеть местных советов экспертов; он был разбит на секции, куда входили виднейшие представители науки и техники, а также фабрично-заводские рабочие.

В январе - феврале 1918 г. начали возникать десятки научных обществ и исследовательских учреждений. Это повлекло за собой необходимость объединить деятельность старых и вновь возникших научных учреждений и ведомств, устранить параллелизм. 10 мая 1918 г. Совет народных комиссаров, заслушав отчёт "Отдела мобилизации науки", указал: "Требования рациональной, целесообразной постановки научно-исследовательской работы ведомств приводят к необходимости внести в работу этих многочисленных учёных комитетов сознательную систему, метод и соразмерность масштабов"3 .

Каждый из многочисленных проектов научного строительства той эпохи поражал широтой замысла, высокой социалистической идейностью и представляет непреходящий исторический интерес. То были первые в мире поиски наилучшей формы служения науки народу. Проекты организации науки составлялись пока без учёта уже существовавшего крупнейшего научного центра - Академии наук. Это объяснялось позицией части научной интеллигенции в отношении советской власти в тот период и характером самой Академии.

Весной 1918 г, положение существенно изменилось. В это время В. И. Ленин уже наметил свой гениальный план приступа к


1 Центральный архив Октябрьской революции (ЦАОР), ф. 2306, оп, 3, д. N 70, л. 30.

2 "Газета рабочего и крестьянского правительства" от 28 февраля 1918 года.

3 ЦАОР, ф. 2307, оп. 1, д. N 46, лл. 4, 9, 25.

стр. 18

социалистическому строительству, в котором важнейшее место занимали повышение производительности труда и подъём культуры в стране. При этом Ленин подчёркивал, что построение фундамента социалистического общества сможет быть успешным только, если оно будет вестись на основе науки; в ленинском плане проблема науки выдвигалась с новой силой, и остротой.

Одновременно Ленин указывал, что необходимым условием использования советской властью достижений науки является вовлечение в социалистическое строительство носителей буржуазной культуры - учёных, инженеров, врачей и т. д. Близость старой интеллигенции к буржуазии не могла служить здесь препятствием.

"Социализм должен победить, и мы, социалисты и коммунисты, должны на деле доказать, что мы способны построить социализм из этих кирпичей, из этого материала, построить социалистическое общество из пролетариев, которые культурой пользовались в ничтожном количестве, и из буржуазных специалистов"1 .

Ленинский план приступа к социалистическому строительству и предусмотренные им меры по развитию науки, повышению производительности труда и привлечению старой интеллигенции послужили новым мощным толчком для научного строительства.

Выполняя ленинское указание, партия большевиков уже к лету 1918 г. добилась серьёзного перелома в отношения старой интеллигенции к советской власти. Крупную роль в перемене позиции работников науки сыграл М. Горький, который, как он заявил Луначарскому, решил "всеми силами способствовать сближению учёного мира с советской властью и установлению с нею постоянных сношений"2 .

Ленинский план способствовал необычайному расширению научных задач и перелому в политических взглядах интеллигенции; как следствие этого возник вопрос о превращении Академии наук в научный центр социалистического строительства.

В середине марта 1918 г. Совет народных комиссаров и Наркомпрос запросили Академию наук, какую роль в осуществлении научных задач социалистического строительства могла бы взять на себя Академия и в первую очередь её Комиссия по изучению естественных производительных сил России (КЕПС). 24 марта совет Комиссии сообщил президенту Академии наук А. П. Карпинскому о своей полной готовности начать работу по заданию советского правительства.

КЕПС разработала обширную программу и предлагала советской власти свои услуги по глубокому изучению отдельных районов страны, исследованию их естественных богатств. Особое внимание уделялось горному делу; специально были выделены работы по золоту, платине, редким металлам, солям и глинам. Другой раздел программы был посвящен энергетическим ресурсам, третий - работам, связанным с сельским хозяйством: экономическому обследованию сельскохозяйственных районов, проблемам почвы, удобрений, животноводству и т. п.

Хотя письмо совета КЕПС ни словом не упоминало о политической цели тех самых работ, которые соглашались взять на себя учёные, всё содержание письма говорило о крупной политической победе большевистской партия, подтверждало правильность ленинской идеи превращения Академии в центр советской науки.

Учёные не могли не видеть, что советское правительство отводит науке первостепенную роль в строительстве нового общества, что Октябрьская революция открыла новую блестящую страницу в истории науки, и это оказало на них решающее влияние.

Президент Академии наук А. П. Карпинский, которого увлекли размах и мощь научных планов советской власти, деятельно пропагандировал их в среде учёных, чем немало способствовал привлечению науки на службу социалистическому строительству.

В письме, в котором А. П. Карпинский сообщал Совнаркому об ответе КЕПС, он заверял советское правительство, что в сотрудничестве с советской властью Академия, несомненно, обеспечит "наиболее плодотворное выявление всех наших производительных сил на нужды народные"3 . Таким образом, вопрос о создании из Академии основного советского научного центра можно было считать политически и организационно решённым.

Наука стояла в центре внимания руководящих советских органов. 11 апреля 1918 г. состоялось заседание ВЦИК, посвящённое научному строительству. В принятой на этом заседании резолюции указывалось, что "ВЦИК с полным удовольствием отмечает прекращение саботажа со стороны профессиональных учёных и вполне одобряет решение НКП о привлечении к работе Академии наук"4 .

На следующий день, 12 апреля, вопрос об Академии наук рассматривался Совнаркомом при участии Ленина. Совет народных комиссаров выдвинул перед Академией две важнейшие задачи, связанные с социалистическим строительством: составление плана нового размещения промышленности взамен прежнего, стихийно возникшего капиталистического размещения и разработку методов научно-планомерной эксплоатации природных ресурсов страны - "наиболее рационального использования её хозяйственных сил"5 . Работы эти имели также и большое оборонное значение, так как в то время полчища германского империализма оккупировали важнейшие сырьевые и промышленные области Советской республики.

Всю работу Академии необходимо было коренные образом перестроить. Академия


1 Ленин. Соч. Т. XXIV, стр. 65.

2 ЦАОР, ф. 2306, оп. 3, д. N 69, л. 29.

3 ЦАОР, ф. 1235, оп. 19, д. N 5, л. 6.

4 ЦАОР, ф. 130, оп. 26, д. N 2. л. 247.

5 ЦАОР, ф. 130, оп. 96, д. N 2, л. 247.

стр. 19

наук, ранее обслуживавшая потребности отсталого, буржуазно-помещичьего государства, должна была превратиться в научную базу строительства наиболее передового, социалистического народного хозяйства. Речь шла не только о расширении масштабов её работы, но и о том, чтобы придать ей совершенно иной характер. Если прежде Академия разрешала лишь частные, случайные вопросы эксплоатации природных богатств страны, то теперь на неё возлагалось обеспечение всего комплекса научных задач, вытекающих из грандиозного плана социалистического строительства. Такая работа была новой не только для Академии, но и вообще никогда до тех пор не велась учёными.

Следующим важнейшим этапом в организационно-научной деятельности партии и советской власти явился гениальный ленинский "Набросок плана научно-технических работ". Написанный Лениным во время смертельной борьбы Советской республики с ордами германского империализма, в условиях жестокой нищеты и разрухи, этот документ на десятилетия вперёд освещал путь развития социалистической науки и всей советской экономики. В нём содержались основные идея индустриализации страны, столь блестяще претворённые в жизнь под руководством товарища Сталина.

"Набросок плана научно-технических работ" предлагал ВСНХ поручить Академии "возможно более быстро" составить план общей реорганизации промышленности и экономического подъёма страны. Этот план должен был предусмотреть новое размещение промышленности и её коренную реконструкцию, выражавшиеся в "слиянии и сосредоточении производства в немногих крупнейших предприятиях"1 .

Это была установка на социалистическую индустриализацию, в которой науке отводилась направляющая роль.

Далее, ленинский "Набросок" указывал на необходимость создать силами науки "наибольшее обеспечение теперешней Российской Советской Республике (без Украины и без занятых немцами областей) возможности самостоятельно снабдить себя всеми главнейшими видами сырья и промышленности"2 . Наконец, последний пункт этого "Наброска" содержал в сжатом виде ленинский план электрификации.

Учитывая временную потерю старых сырьевых баз, Ленин писал: "Обращение особого внимания на электрификацию промышленности и транспорта и применение электричества к земледелию. Использование непервоклассных сортов топлива (торф, уголь худших сортов) для получения электрической энергии с наименьшими затратами на добычу и перевоз горючего. Водные силы и ветряные двигатели вообще и в применении к земледелию"3 .

25 апреля ВСНХ обратился в "Отдел мобилизации науки" с письмом по вопросу о работе Академии, Ленинский "Набросок" был конкретизирован, особенно в части, касающейся обороны от германского империализма. ВСНХ подчёркивал, что в деле "немедленного поднятия производительности предприятий всех отраслей промышленности" в первую голову должно быть обращено внимание на "металлургическую и металлообрабатывающую отрасли" и их техническое переоборудование.

"Следующая задача, - гласило письмо ВСНХ, - изыскание новых промышленных баз, богатых топливом и сырьём. Внешние враги отбрасывают нас в глубь России, лишая нас Донецкого бассейна. Необходимо сосредоточить металлургическую промышленность в этих новых промышленных базах и туда направить эвакуируемые предприятия"4 .

Особый раздел письма ВСНХ касался использования науки в работе только что национализированных предприятий. Он наглядно обнаруживал ту органическую, непосредственную связь, какая существует между социалистическим обобществлением средств производства и перестройкой всей промышленной, жизни на научной основе. В конце письма ВСНХ выражал уверенность, что такое "учёное учреждение как Академия наук найдёт благодарную почву для громадного приложения своих творческих сил в способствовании осуществлению этой широкой и всеобъемлющей задачи организации производства во всех отраслях промышленности и народного хозяйства"5 .

Программа ленинского "Наброска" вслед за этим получила и финансовую базу. НКП утвердил смету Комиссии по изучению естественных производительных сил в размере 780 тыс. рублей с расчётом на создание пяти больших научных коллегий и открытие двух новых институтов - Института платины и Института физико-химического анализа6 . Идеи ленинского "Наброска" вступили в стадию их практического осуществления.

Непосредственное участие работников науки в социалистическом строительстве тем самым сделало излишним существование специального ведомства, занимавшегося мобилизацией научных сил. Поэтому к осени 1918 г. "Отдел мобилизации науки" был упразднён и заменён сначала научным отделом, а затем, в сентябре 1919 г., научной секцией НКП. В общем ведении её находились все научные учреждения и высшие учебные заведения республики. Секция распадалась на отделы научных учреждений, вузов, научных библиотек, коллегию по делам музеев и т. д.7 .

В марте 1919 г. для общего руководства научной жизнью страны был создан Государственный учёный совет во главе с


1 Ленин. Соч. Т. XXII, стр. 434.

2 Там же.

3 Там же.

4 ЦАОР, ф. 2307, оп. 8, д. N 11, лл. 62 - 63.

5 Там же.

6 "Известия ВЦИК" от 1 июня 1918 года.

7 ЦАОР, ф. 2306, оп. 106, д. N 4, лл. 51 - 53.

стр. 20

К. Тимирязевым, О. Шмидтом, В. Волгиным, П. Штернбергом и И. Скворцовым-Степановым.

II

Успехи научного строительства в научной мысли в годы гражданской войны, непосредственно вытекающие из ленинского "Наброска плана научно-технических работ", были настолько разносторонни и велики, что едва ли поддаются точному учёту. Достаточно указать, что одних лишь новых научных учреждений за два года (1918 - 1920) возникло 1171 .

В соответствии с ленинским указанием центром научного строительства Советской республики стала Академия наук. Академическая комиссия по изучению естественных производительных сил немедленно приступила к работе, согласно утверждённому советским правительством плану. Уже к концу апреля 1918 г. вместо первоначально намечавшихся пяти научных коллегий при Комиссии были созданы пятнадцать: по изучению почвы; по изучению сельскохозяйственных районов России; по промысловым животным; по обследованию положения животноводства; по минеральным водам; по белому углю; по платине; по солям; по глинам; по стройматериалам; по мелким ископаемым; по редким металлам; по исследованию Севера; по вопросам статистического обследования России; по картографической съёмке России.

Сообщая о работе этих коллегий, "Известия ВЦИК" констатировали, что уже в настоящее время "работники государственного строительства могут... опереться на широкое содействие положительной социальной и технической науки"2 .

Академическая комиссия выпустила грандиозный труд в 3 тыс. страниц - "Естественные производительные силы России", - в котором учтены были для нужд социалистического хозяйства природные богатства республики. Были подготовлены двадцать томов капитального издания "Фауна России и сопредельных стран"; подготовлялись многотомная сельскохозяйственная энциклопедия и географический словарь России; печатался второй том "Описательной минералогии" акад. Вернадского.

В труднейших условиях гражданской войны КЕПС развернула значительную экспедиционную деятельность, результаты которой были использованы в социалистическом строительстве. Экспедиции 1918 г. положили начало изучению Курской аномалии, а экспедиции 1920 г. под руководством акад. Ферсмана - изучению Кольского полуострова и хибинских апатитов3 . Работы созданной при КЕПС постоянной полярной комиссии явились началом мировых достижений советской науки в исследовании Арктика.

Всего Академией наук за 1918 - 1920 гг. было подготовлено около двухсот томов научных трудов. Хотя большинство не вышло в свет в те годы из-за типографского кризиса, содержавшиеся в них научные данные были: немедленно пущены в научный оборот.

Вокруг Академии наук возникли десятка научно-исследовательских институтов. Только за первые два года существования советской власти были открыты новые институты: Платины и редких металлов, Химический, Химико-терапевтический, Гидрологический, Радиевый, Рентгенологический, Оптический, Керамический, Пищевой, Географический, Институт экономических исследований, Институт мозга, Истории материальной культуры и множество других. Были основаны: Государственный музейный фонд, Книжная палата, Лесной музей, Музей топлива и строительных материалов и др.

На первом плане стояли технические и естественные науки, значение которых для социалистической реорганизации народного хозяйства и обороны страны было особенно велико. Замечательными были в те годы успехи химии. В период 1918 - 1920 гг. работа её впервые в истории России предстала как научно-организационное целое. В 1918 г. открылся Институт имени Карпова. Руководимый А. Бахом, институт этот добился результатов, имевших крупное народнохозяйственное значение.

Другой институт - Платиновый, - созданный под руководством акад. Н. Курнакова и посвятивший свою работу специально химии платиновых металлов, - содействовал обеспечению за СССР места одного из главных мировых производителей платины. Институт химически чистых реактивов научно подготовлял производство в крупных масштабах химически чистых веществ, что было необходимо для развития лабораторной работы по химии.

Чтобы расширить научный обмен и обеспечить распространение химических знаний в РСФСР, в 1918 г. было основано Научное химико-техническое издательство. Характерно, что на Западе такое издательство появилось только в 1922 году4 .

Ещё более разительными в тот период были достижения молодой советской физики. Работы лаборатории профессора - ныне академика - А. Иоффе по изучению упругих свойств кристаллов подводили технику к новым формам использования механических свойств материалов и положили начало эффективному изучению природы сил сцепления кристаллов. В 1918 г. при Московском университете была открыта лаборатория специальных работ по физике, посвященная изучению, коротких электрических волн и электронных и ионных процессов5 .

Среди возникших в период гражданской войны институтов видное место занимал Го-


1 Луначарский А. "10 лет культурного строительства в стране рабочих и крестьян". Диаграмма 12. М. 1920.

2 "Известия ВЦИК" от 28 апреля 1918 года.

3 "Под знаменем марксизма" N 5 за 1940 г.; "Вестник Академии наук" N 10 - 11 за 1937 г., стр. 7 - 15.

4 "Десять лет советской науки, 1917- 1927.", стр. 193. М. -Л. 1927.

5 Там же, стр. 150 - 178.

стр. 21

сударственный оптический институт, возглавлявшийся проф. Д. Рождественским, впервые в России Институт провёл работы по изготовлению николей и строго параллельных пластинок из стекла, кварца и флюорита. В 1919 г. проф. Д. Рождественский сделал крупнейшие открытия в области строения атома, выяснив при помощи спектрального анализа строение атома лития1 .

Значительные вклады в науку дали также работы Радиевого института, созданного по инициативе акад. Вернадского. Ценные достижения были также у Фототехнического института и Института физики и биофизики. В 1919 г. впервые возникла Российская ассоциация физиков.

Кроме упомянутых институтов были созданы институты удобрений, угля, чёрных металлов, топлива, Агрономический институт и ещё ряд других2 . Осенью 1919 г. в Петрограде, осаждённом Юденичем, во дворце одного из великих князей, был открыт Географический институт. В саду дворца был устроен ботанический сад, а во флигелях размещены научные кабинеты3 .

Институт мозга, созданный под руководством акад. В. Бехтерева, изучал проблемы высшей нервной деятельности. Новейшим проблемам медицины была посвящена деятельность Химико-терапевтического института и Института лекарственных растений.

Зимой 1919 г. была организована, группа научных работников и технических специалистов для разработки проекта строительства в Москве метрополитена.

Большинство институтов, возникших в первые годы Октябрьской революции, как свидетельствовал в 1919 г. непременный секретарь Академии наук акад. С. Ольденбург, работали полным ходом4 . Научная деятельность того времени характеризуется контрастом между масштабами научных заданий и ограниченными возможностями того периода. Так, крупнейший Пищевой институт был создан в обстановке катастрофического недостатка элементарных продуктов питания. Проект московского метро разрабатывался, когда транспорт был ещё разрушен. В основе этих мероприятий лежал исторически оправдавший себя оптимизм государственной власти, уверенной в неизбежном расцвете хозяйственной жизни.

Тесная связь "научной деятельности с потребностями социалистического государства была также существенной чертой советской науки уже с начала её возникновения. В первую очередь наука взяла на себя содействие обороне государства. В 1918 г. был организован Государственный физико-технический и рентгеновский институт, ядром которого стали молодые учёные-физики, группировавшиеся вокруг проф. А. Иоффе, и ряд преподавателей электромеханического факультета Петроградского политехнического института. С первых же дней существования он стал вести научную работу, выполняя задания Наркомвоенмора, НКПС и ВСНХ5 .

Физико-технический институт также с самого начала выполнял заказы Военпрома и Авиатреста. Оптический институт выполнял оборонные работы по вопросам оптико-техники. Химические институты провели ряд ценных исследований в области взрывчатых веществ.

В 1918 г. было положено начало крупнейшему научному центру советской военной авиации - Центральному аэрогидродинамическому институту (ЦАГИ), сыгравшему выдающуюся роль в укрепления воздушной мощи СССР и выдвинувшему целую плеяду блестящих советских авиаконструкторов. Под руководством проф. Жуковского Институт уже в 1918 - 1920 гг. превратился в крупное научное целое и выполнил ряд ценнейших работ. Особое внимание работе Института уделял В. И. Ленин.

Советские военные органы поставили перед теоретической мыслью и ряд новых технологических задач, блестяще разрешенных и давших непосредственные результаты в гражданской войне.

"Уже осенью 1918 года, - пишет акад. Н. Зелинский, - когда нефтеносные месторождения в Баку и Грозном были временно отрезаны врагами и мы лишены были бензина для нужд авиации и автотранспорта РККА, перед нами был поставлен вопрос, нельзя ли из запасов солярового масла и керосина, хранившегося в Н. -Новгороде (Горьком) и на константиновском заводе близ Ярославля, выработать тем или иным химическим методом лёгкое горючее - бензин для аэропланов; химики пошли навстречу такому запросу и к январю 1919 г. разрешили эту задачу, разработав метод, при помощи которого возможно было из тяжёлого нефтяного солярового масла и керосина, разложением хлористым алюминием, - искусственно выработать бензин, ставший по своим физическим и химическим свойствам пригодным для нужд авиации. Этот метод "бензинизации" нефтяных продуктов сохранил и до настоящего времени своё промышленное значение"6 .

При всём том политика партии большевиков и советского правительства в области научного строительства была чужда какого бы то ни было узкого утилитаризма.

В годы гражданской войны наряду с успехами прикладной науки наблюдались крупнейшие достижения "абстрактных" наук, "чистой" теоретической мысли.

Важнейшие открытия были сделаны в этот период русской, математикой. "До сих


1 "Наука и её работники" N 1. П. 1920.

2 "Грядущее" N 7 - 8 за 1920 г., стр. 24.

3 "Петроградская правда" от 14 сентября 1919 года.

4 Ольденбург С. Работа Российской Академии наук за последние три года, 1917 - 1919. "Наука и её работники" N 1, стр. 11, П. 1920.

5 "Десять лет советской науки, 1917- 1927", стр. 141.

6 "Математика и естествознание в СССР", стр. 465. М. и Л. 1938.

стр. 22

пор мы встречаем в Заграничных журналах работы советских математиков, датированные 1919 и 1920 гг.", - отмечал в 1927 г. проф. А. Хинчин1 .

Развивалась и советская астрономия. С 1920 г. в России начал впервые издаваться астрономический ежегодник. Чрезвычайно показательно с точки зрения обстановки, сложившейся для науки в условиях социалистического государства, что одной из первых заграничных командировок после превращения блокады была командировка проф. А. Белопольского в Англию за 42-дюймовым астрономическим рефлектором2 .

Работа теоретических физических институтов обеспечила разрешение насущных задач техники и обороны. Астрономический институт содействовал геолого-разведочным работам на Урале и превращению его во вторую угольно-металлургическую базу советского государства; теоретическая деятельность Гидрологического института оказала неоценимую помощь в разработке и осуществлении плана ГОЭЛРО и мелиорации засушливых районов страны3 .

Для многих крупных учёных Октябрьская революция впервые открыла путь к подлинно творческой работе. Примечательна в этом отношении судьба И. Мичурина. Три четверти жизни Мичурин прожил на грани нищеты, меняя профессии конторщика, часовщика, монтёра. Своему призванию - плодоводству - он отдавал лишь незначительную часть своего времени и свои скудные сбережения. Открытые им методы межвидовой гибридизации считались научно неприменимыми. Официальные круги царской России рассматривали его как шарлатана. Когда же победила социалистическая революция, Мичурин сразу понял, что она несёт с собой расцвет истинной науки. На следующий день после взятия Козловским советом (Тамбовская губ.) власти, когда ещё продолжалась стрельба на улицах, Мичурин пришёл в только что организованный земельный комитет и заявил: "Я хочу работать для новой власти". В тот же день состоялось специальное заседание комитета, постановившее взять Мичуринский питомник под государственную охрану. Впервые после 43 лет бесплодных хлопот Мичурин получил субсидию для производства своих опытов.

18 ноября 1918 г. Наркомзем принял питомик в своё ведение, утвердив Мичурина его заведующим. Отношение Мичурина к социалистической революции было органически связано с его научными убеждениями. Великий новатор в науке, он не мог не увидеть в революции её прекрасной, обновляющей все проявления жизни силы.

Состоявшийся весной 1920 г. IX съезд партии подчеркнул, что демократизация науки, широкая популяризация научных знаний, является не только общей культурно-политической задачей, но и необходимым условием успешности социалистического строительства.

Для распространения научных знаний, при издательстве НКП был создан научно-популярный отдел, одним из руководителей которого был К. Тимирязев.

Техническое издательство ВСНХ в октябре 1920 г. приняло постановление об издании серии научно-технических справочников для рабочих. За составление справочников назначались премии до 150 тыс. рублей.

Особенно значительную роль в привлечении широких масс к научному строительству сыграл Комитет по делам изобретений, созданный, по постановлению правительства и существующий по настоящее время. Комитет выдал ряд денежных премий за ценные изобретения и наградил многих изобретателей почётными грамотами ещё в первые годы своего существования.

Передовые учёные приветствовали начало нового великого этапа в развитии науки, открытого социалистической революцией.

"Роль геологии в новой эре нефтяного хозяйства, - писал проф. Губкин, вошедший в состав коллегии Главконефти, - будет развиваться и укрепляться; геолог будет желанным работником на промысловой площади и звуки его геологического молотка сольются с звуками молота пролетария, кующего новое бытие"4 .

"Только наука и демократия, - писал К. Тимирязев в 1919 г., - знание и труд, вступив в свободный, основанный на взаимном понимании, тесный союз, осенённые общим красным знаменем - символом мира - всего мира, всё превозмогут, всё пересоздадут на благо всего человечества"5 .

III

Методологическую базу "для развития социалистической науки и техники создала марксистско-ленинская теория. Марксистско-ленинская теория в первые годы существования советской власти обогатилась рядом новых произведений классиков марксизма-ленинизма. За этот период Лениным были написаны такие работы, как "Очередные задачи советской власти", "Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата", "Пролетарская революция и ренегат Каутский", которые означали дальнейший шаг по пути развития теории марксизма. В своих докладах и выступлениях на съездах и конференциях в годы гражданской войны Ленин и Сталин разрабатывали основные проблемы марксистской теории пролетарской революции и диктатуры пролетариата. Работы Ленина и Сталина указывали путь советской науке и вооружали её подлинно плодотворным революционным методом.


1 "Десять лет советской науки, 1917- 1927", стр. 41.

2 Там же, стр. 88 - 89.

3 "Народное просвещение в РСФСР к 1925 - 26 г.", стр. 204 - 206. М. 1926.

4 "Известия Главного нефтяного комитета" N 2 за 1918 г., стр. 7.

5 Тимирязев К. "Наука и демократия", "стр., 16. Сборник статей. М. 1920.

стр. 23

Классический образец революционного подхода к научным вопросам дал товарищ Сталин в области военной науки. Посланный партией в 1919 г. защищать Петроград от Юденича, товарищ Сталин должен был в кратчайший срок организовать разгром врага. Сталиным был разработан стратегический план быстрей ликвидации белогвардейского мятежа в фортах Красная Горка и Серая Лошадь. "Морские специалисты уверяют, - писал товарищ Сталин в своей телеграмме Ленину, - что взятие Красной Горки с моря опрокидывает всю морскую науку. Мне остаётся лишь оплакивать так называемую науку... Считаю своим долгом заявить, что и впредь буду действовать таким образом, несмотря на всё моё благоговение перед наукой"1 . Революционный научный метод Сталина одержал победу.

Первые годы советской власти ознаменовались широким распространением марксизма, широкой деятельностью по пропаганде идей научного социализма.

В 1920 г. при Государственном издательстве начала работать комиссия по подготовке издания собрания сочинений В. И. Ленина. По первоначальному плану, предполагалось издать 17 томов.

Уже в апреле 1918 г. зародилась идея создать общегосударственный центр марксистско-ленинской науки - Социалистическую академию общественных наук. Академия, впоследствии превратившаяся в Коммунистическую академию, сыграла видную роль в распространении марксизма и в борьбе с враждебными, буржуазно-идеалистическими учениями. 25 мая 1918 г. Совет народных комиссаров, рассматривая вопрос об организации Социалистической академии, вынес постановление, подписанное В. И. Лениным: "Совет Народных комиссаров, вполне одобряя и приветствуя идею, легшую в основу проекта учреждения Социалистической академии, постановил: 1) Во главу угла поставить издательское общество марксистского направления; 2) Привлечь в особенно большом числе заграничные марксистские научные силы; 3) Одной из первоочередных задач поставить ряд социальных исследований; 4) Немедленно принять меры к выяснению, набору и использованию русских преподавательских сил"2 .

Таким образом, в первую очередь перед Академией ставились в тот период издательско-пропагандистские и учебные задачи. Это вполне понятно. Поскольку марксистская наука с победой, Октябрьской революции; впервые становилась официально признанной, её задачей было прежде всего обеспечить себе распространение и этим путём подготовить поражение буржуазно-идеалистической идеологии и переход на позиции марксизма всей научной мысли.

В августе 1918 г. состоялись организационные заседания Социалистической академии, в результате которых был создан Вольный университет. Он должен был противостоять насаждению идеализма в общественных науках и состоял из четырёх разрядов: социально-исторического, политико-юридического, финансово-экономического и технико-экономического. Работа Университета имела большое пропагандистское значение. Число слушателей первоначально доходило до 2 тыс. человек. Однако гражданская война вскоре призвала в ряды защитников революции большую часть слушателей Вольного университета. В 1919 г. он был вынужден прекратить своё существование, и его преподавательские силы влились в организованный к этому времени факультет общественных наук 1-го московского государственного университета. Социалистическая академия превратилась в исследовательское учреждение. Она развернула работу по накоплению книжных фондов, послуживших впоследствии основой научных библиотек Коммунистической академии и Института Маркса - Энгельса - Ленина3 .

Партия большевиков не только дала толчок организационному строительству в области общественных наук, но уже в годы Октября обеспечила первые победы марксистской теории. Сюда надо отнести деятельность созданной в октябре 1918 г. декретом НКП Государственной археологической комиссии, превращенной 18 апреля 1919 г. в Российскую академию материальной культуры. Эта Академия стала крупнейшим центрам марксистской, научной социологии. Руководителем её был Н. Я. Марр. В 1920 г. Академия работала уже в составе двух отделений - Петроградского и Московского - и насчитывала 166 сотрудников4 .

В 1919 - 1920 гг. Академия подготовила к печати исследования по древностям Кавказа, Египта, Элама, Скифии, Крыма и Киевской Руси. Было напечатано исследование о Боспорском царстве, устроены экспедиции по изучению памятников Севера и организованы научные выставки керамики юга России и ольвийских древностей. Академик Н. Я. Марр в 1918 - 1919 гг. закончил свой капитальный труд о языке кавказских племён, излагающий основы яфетической теории. Эта теория, разработанная крупнейшим советским учёным-марксистом, явилась блистательным опровержением расовых бредней фашистской науки.

Большое значение для советского языкознания имела также составленная в 1918 г. акад. А. Шахматовым обзорная работа по обследованию языка народностей Поволжья5 . Даже такие, далёкие казалось бы от потребностей дня, научные вопросы,


1 См. Ворошилов К. Статьи и речи, стр. 355. М. 1936.

2 ЦАОР, ф. 1235, оп. 53, л. 96.

3 "Вестник Коммунистической академии" N 28 (4) за 1928 год.

4 Для сопоставления стоит указать, что в дореволюционной Академии наук насчитывалось 118 сотрудников.

5 "Вестник народного просвещения союза коммун Северной области" N 2 - 3 за 1918 г., стр. 4.

стр. 24

как проблемы лингвистики и литературоведения, вызывали пристальное внимание партии и её вождей - Ленина и Сталина.

В 1908 г. при Академии наук существовала комиссия по изданию сочинений русских классиков. За десять лет работы она смогла выпустить всего лишь 17 томов. Комиссия имела в своём распоряжении 2- 3 тыс. руб., пожертвованных частными лицами, и ежегодную субсидию в 1 1/2 тыс. руб. от Академии наук. Совнарком уже 30 декабря 1917 г. отпустил Академии крупный кредит, поручив ей в кратчайший срок выпустить полное научное издавав русских классиков1 . 19 октября 1918 г. коллегия НКП отпустила Академии 50 тыс. руб. специально на приобретение рукописей Пушкина2 .

Огромный интерес представляет относящаяся к 1920 г. переписка Ленина об издании литературного словаря русского языка. Краткие указания Ленина Луначарскому свидетельствуют об огромной заботливости и любви Ленина к культуре русского народа, о необычайной идейной широте и новизне его научного замысла. Приводим письмо Ленина от 18/I 1920 г. к Луначарскому3 :

"Товарищ Луначарский! Недавно мне пришлось, - к сожалению и к стыду моему впервые, - ознакомиться с знаменитым словарём Даля. Великолепная вещь, но ведь это областнический словарь и устарел. Не пора ли создать словарь настоящего русского языка, скажем, словарь слов, употребляемых теперь и классиками от Пушкина до Горького. Что, если посадить за сие 30 учёных, дав им красноармейский паёк? Как бы Вы отнеслись к этой мысли? Словарь классического русского языка? Не делая шума, поговорите с знатоками, ежели не затруднит, и сообщите, мне Ваше мнение. Ваш Ленин".

*

Таковы в общих чертах итога развития советской науки в первые годы существования молодой Советской Россия.

Советскую науку в годы гражданской войны отделяли от западноевропейской фронты, и, однако, она не отстала от неё в своём развитии, но, по свидетельству авторитетных учёных, в отдельных отраслях даже опередила Запад. Так, биолог А. Немилов отмечает, что, когда "разруха окончилась и были открыты шлюзы, через которые широким потоком хлынула к нам заграничная литература, то вопреки ожиданиям и мрачным предсказаниям научных кумушек выяснилось, что мы вовсе не отстали от заграницы"4 .

К ещё более положительному выводу пришёл метеоролог проф. Б. Нумеров: "Несмотря на полную изолированность от Западной Европы, чисто научная деятельность в области метеорологии развивалась быстрым темпом, и когда к нам стала поступать литература из-за границы, то оказалось, что во многих областях наша метеорологическая наука не только не отстала, но пошла даже дальше, чем где-либо за границей"5 .

Нельзя не поражаться мощи творческого духа социалистической революции, если, перечисляя все эти достижения науки, вспомнить, а какой обстановке они имели место: страна сражалась на многочисленных фронтах, голодала и холодала; в научных лабораториях лопались водопроводные трубы; подопытные лягушки и черепахи смерзались в хрупкие сгустки; растворы реактивов переохлаждались и при попытках воспользоваться имя застывали в кристаллические массы; для регистрации кривых учёные коптили бумагу на "коптилках" и "недышанках"; кабинеты топили старыми корректурами, наблюдения писали на обоях; академический паёк приходилось делить не только с членами семьи, но и с подопытными собаками и крысами.

"Если бы я мог - сейчас это невозможно, - говорил великий русский писатель М. Горький в 1920 г., - сообщить вам о том, что разум представителей нашей науки сделал за последние два года разрухи, голода и холода, - в неустройстве, в голоде и холоде - вы радостно удивились бы. В области науки мы, русские, отрезанные, оторванные от учёной жизни Европы, сделали огромные завоевания. Поразитесь, узнав, как могли люди в столь тяжёлых условиях достичь таких результатов, и вы воздадите хвалу этим мужественным людям"6 .

Развитие науки в первые три года существования советской власти ознаменовалось научными достижениями, не имеющими себе равных ни в один столь краткий период человеческой истории.


1 ЦАОР, ф. 2307, оп. 2, д. N 10, лл. 4, 11.

2 ЦАОР, ф. 2306, оп. 1, д. N 1, л. 60.

3 "Правда" от 21 января 1940 г.; см. об этом же Ленинский сборник XX, стр. 315 - 316.

4 "Десять лет советской науки, 1917- 1927", стр. 314.

5 Там же, стр. 252 - 253.

6 Горький М. Борьба с неграмотностью. Речь, произнесенная на заседании Петербургского совета 20 апреля 1920 г., стр. 6. Государственное изд-во. П. 1920.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ИЗ-ИСТОРИИ-СОВЕТСКОЙ-НАУКИ-1917-1920-гг

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Mikhail SechinКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Sechin

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Ю. ОСНОС, ИЗ ИСТОРИИ СОВЕТСКОЙ НАУКИ (1917-1920 гг.) // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 11.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ИЗ-ИСТОРИИ-СОВЕТСКОЙ-НАУКИ-1917-1920-гг (дата обращения: 18.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Ю. ОСНОС:

Ю. ОСНОС → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Mikhail Sechin
Ekaterinburg, Россия
5316 просмотров рейтинг
11.09.2015 (3143 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
1 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
2 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
4 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
6 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров
Выдвинутая академиком В. Амбарцумяном концепция главенствующей роли ядра в жизни галактики гласила: «Галактики образуются в результате выбросов вещества из их ядер, представляющих собой новый вид "активной материи" не звёздного типа. Галактики, спиральные рукава, газопылевые туманности, звёздное население и др. образуются из активного ядра галактики».[1] Бюраканская концепция – образование звёзд происходит группами. В небольшом объёме образуется большое количество звёзд.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ИЗ ИСТОРИИ СОВЕТСКОЙ НАУКИ (1917-1920 гг.)
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android