Libmonster ID: RU-16268

ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ,
ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ИМИДЖ УЧИТЕЛЯ

 

Нарзикулова Ф.Б.,

доктор философии по психологическим наукам (PhD),

доцент кафедры  «Педагогики, Психологии и образовательных технологий» Самаркандского Регионального Центра Повышения и Переподготовки Квалификации Работников Народного Образования, Узбекистан

firuza-narzikulova@mail.ru

 

 

         В данной статье раскрываются индивидуально-психологические особенности, характеризующие имидж учителя.   В статье представлен анализ позиций различных исследователей, свидетельствующий о достаточно неоднозначной структуре профессионального имиджа учителя. Личностные особенности учителя, выделяются и подвергаются исследованию большинством ученых. Особенности профессионально-специализированного характера, которые являются сугубо специфическими в пределах педагогической деятельности, также рассматриваются учеными. Социально определенные особенности, которые являются предпосылками для внешней презентации и демонстрации профессионального имиджа учителя, тоже являются предметом исследования.

         Ключевые слова: индивидуально-психологические особенности, имидж учителя, коммуникативные умения, направленность личности, морально-духовные ценности, профессиональные знания, педагогические способности, социально-педагогические качества, стиль педагогической деятельности и т.д.

 

 

INDIVIDUALLY PSYCHOLOGICAL FEATURES,

TEACHER IMAGE CHARACTERISTICS

 

This article reveals the individual psychological characteristics that characterize the teacher's image. The article presents an analysis of the positions of various researchers, indicating a rather ambiguous structure of the teacher's professional image. The personality traits of a teacher are highlighted and studied by most scientists. Scientists also consider the traits of a professional and specialized nature, which are purely specific in the framework of pedagogical activity. Socially defined features that are prerequisites for external presentation and demonstration of the teacher's professional image are also the subject of research.

           Key words: individual psychological characteristics, teacher image, communication skills, personality orientation, moral and spiritual values, professional knowledge, pedagogical abilities, social and pedagogical qualities, style of pedagogical activity, etc.

 

 

Когда мы рассматриваем психологическую теорию и практику, она представлена  нам в структуре профессионального имиджа, где в свою очередь, значительную роль занимают соответствующие индивидуально-психологические особенности личности. При этом, в зависимости от сферы педагогической деятельности и общества, данные особенности могут изменяться. Как нам показывает анализ научных трудов, большинство ученых в качестве таких индивидуально-психологических особенностей выделяют, как внешние, так и внутренние черты, свойства, состояния, проявления или более конкретные качества, которые могут прямо или косвенно характеризовать психологию содержания профессионального имиджа учителя [1; 2; 5; 17].

Так, можно выделить, по мнению исследователей, такие составляющие профессионального имиджа учителя, как словарный запас, отсутствие плохих привычек, самодисциплина, знание индивидуально-психологических особенностей обучаемых детей, поставленный голос, дикция, коммуникативные умения, профессиональная этика и пр. Кроме того, по мнению ученого на профессиональный имидж также оказывают значимое влияние внешний вид, особенности применения различных средств общения, особенности стиля профессиональной деятельности, направленность личности и пр. [4].

Существуют разные подходы, в которых так же  предлагаются признаки профессионального имиджа учителя разного порядка. К наиболее важным признакам относятся: внешность, характер, манера общения, семейный статус, отношение к животным, к спорту, хобби, темперамент, любимые продукты питания, окружающая окружение, предпочтения в искусстве, динамику работы, политические взгляды, умение много работать [11]. Похожему подходу придерживаются ученые, которые относят к подобным особенностям, характеризующие профессиональный имидж педагога, знания и умения, физические качества, возможность награждать и наказывать, поведение, репутацию, опыт работы, умение устанавливать контакты, понимать ценности. Также, по их мнению, немаловажными в данном аспекте являются умение заботиться о других, приспосабливаться к необычным ситуациям, настойчивость, умение общаться, слушать и выступать перед публикой, разбираться в политике и стратегии, иметь чувство юмора, уметь сосредотачиваться на будущем, понимать, как примеры поведения влияют на других [9]. Так, на основе анализа результатов обобщения зарубежных исследований, к основным составляющим профессионального имиджа педагогических кадров, можно отнести: внешность, язык, манеры, ощущение своей значимости, открытость, уверенность, смелость, преданность работе, привлекательность, скромность, энергичность, приверженность к спорту, скромное социальное происхождение, спокойствие, обычность вкусов, воспитанность, достаточное материальное обеспечение, образование и др. [10]. Основываясь на результаты проведенных исследований, ученые выделяют такие структурные составляющие профессионального имиджа педагога, как морально-духовные ценности, профессиональные знания, педагогические способности, социально-педагогические качества, стиль педагогической деятельности [15].

На наш взгляд, согласно разным, научным позициям, в структуре внутреннего образа имиджа учителя должна быть профессиональная компетентность, где среди главных профессиональных качеств педагога, как правило, выделяется педагогическая эрудиция, педагогическое целеполагание, педагогическое мышление, педагогическая импровизация, педагогическое наблюдение, педагогическая находчивость, педагогический оптимизм, педагогическое предвидение и др. Кроме того, имидж педагога зависит от его жизненной компетентности, поскольку учителя оценивают не только с позиции совершенного знания им своего предмета, но и как человека, достигшего вершин жизненной самореализации и в этом плане учитель, является образцом. Жизненная компетентность проявляется в умении ориентироваться в социальных ситуациях, способности выбирать адекватные и эффективные способы разрешения жизненных проблем, знании своих личностных качеств, достоинств и недостатков, умении самосовершенствоваться, способности понимать и правильно оценивать других людей, устанавливать с ними адекватные способы общения, проявлять толерантность в отношениях, умении управлять собой и обстоятельствами своей жизни [12].

Рассматривая профессионализм современного педагога, нужно отметить, что именно такое качество, как быть разным и оставаться самим собой, неповторимым, и определяется, как индивидуальный стиль профессиональной деятельности и имеет значительное влияние на формирование профессионального имиджа учителя. В своем исследовании автор к главным составляющим имиджа учителя относит:

- внутренний образ учителя, что соответствует выбранной специальности и проявляется в его профессиональной культуре и мышлении, эмоциональности и творческом настроении, привлекательности и изысканности, внутренней стойкости и достоинства, позиции и степени мобилизации и пр.;

- внешний образ учителя, что удостоверяет ценностные черты, которые в гармоничном сочетании с педагогическим артистизмом создают положительный образ учителя, способствуют формированию приятного впечатления и репутации, помогают проявить себя не только обаятельным человеком, но и замечательным педагогом;

- коммуникативность, которая выражается в использование вербальных и невербальных средств общения;

- Я-концепция, т.е. целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий, образ собственного Я, который является наставлением человека по отношению к себе [13].

На наш взгляд интересен подход, по мнению ученых исследователей, в котором профессиональный имидж педагога имеет в своем составе три подструктуры. В рамках первой подструктуры, исследователь рассматривает разные свойства, отношение учителя к профессиональной действительности, систему взаимодействующих интересов, идейных и практических установок. Вторая подструктура отражает систему способностей, которые обеспечивают успешное осуществление профессиональной деятельности. При этом различные способности взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом, определяя профессиональный потенциал. Третья, заключительная подструктура охватывает стиль поведения личности педагога в социальной среде, где проявляется содержание и форма духовной жизни. Именно в здесь выделяются моральные, волевые и индивидуальные качества, что составляют неповторимость и специфику самоутверждения при демонстрации собственного имиджа [7].

Согласно следующей позиции ученых, существует три группы приоритетных качеств, по своей сущности характеризующих профессиональный имидж педагога. Так, к первой группе автор относит такие природные качества, как:

- коммуникабельность, т.е. развитые способности, умения контактировать с окружающими;

- эмпатийность, т.е. развитое умение сопереживать другому человеку и пр.;

- рефлексия, т.е. умение само анализировать свое поведение и пр.;

- красноречивость, т.е. владение речью, умение влиять через слово.

Как подтверждает практика, владение указанными характеристиками и постоянное совершенствование их практического применения вступает неким базисом для дальнейшего развития профессионального имиджа учителя.

В рамках второй группы, исследователи рассматривают моральные ценности, психическое здоровье, владение набором коммуникативных технологий, в частности межличностным общением, деловой речью, предупреждением и преодолением конфликтных ситуаций.

К заключительной группе ученые относят соответствующие качества, которые связаны с жизненным и профессиональным опытом личности учителя. Особенно ценен опыт, который помогает педагогу быть более интуитивным в общении, что имеет важное значение для профессионального имиджа [3].

На наш взгляд, интересен подход предложенный ученым исследователем, в котором содержательная структура профессионального имиджа, имеет довольно сложное строение и основывается на профессиограмме, квалификационной характеристике учителя и предусматривает такие составляющие, как направленность, самосознание и проекция жизненного пути, способности, темперамент и характер, особенности психических процессов и состояний, опыт личности. По данным исследователя, направленность выступает основной для профессии учителя и содержит:

- цели и задачи, относительно времени и обстоятельств жизни и профессиональной деятельности;

-  реальные интересы в их связях и противоречиях;

-  систему потребностей и мотивов;

- уровень сформированности профессионально-педагогической направленности, мотивационной готовности и педагогической деятельности;

- систему мировосприятия, убеждения, принципы, ценностные ориентации, которые реализуются в поведении.

Составляющая самосознания тоже имеет свой смысл, который предполагает:

- отражение собственного «Я», отнесенного к категориям «Ты», «Мы», «Они», что проецируется на внешность, пол, национальность, гражданство, профессию;

- самооценка и уровень притязаний;

- самоконтроль и саморегуляция;

- самоутверждение, волевые качества;

- самообразование, самосовершенствование;

- осознание своего жизненного пути во времени и обстоятельствах.

В рамках способностей, исследователь акцентирует внимание на таких переменных как:

- скорость, легкость и устойчивость усвоения профессиональных знаний;

- скорость, легкость в достижении эффективной профессиональной деятельности;

- степень развития личных способностей.

Темперамент и характер, по мнению исследователя, имеют типичные особенности, которые им в наибольшей степени свойственны:

- проявления темперамента (активность предметная и социальная пластичность, темп предметный и языковой, эмоциональность предметная и социальная, нейротизм и психотизм, экстраверсия и интроверсия);

- отношение к обществу, его социально-экономическим и политическим основам;

- отношение к миру, природе, животных;

- отношение к труду вообще и учительскому отдельно;

- отношение к людям, а именно ученикам, их родителям, коллегам;

- стиль педагогического общения;

- возможность отклонения характера, соотношения в нем индивидуального и типового.

К особенностям психических процессов и состояний исследователь относит:

- развитость и специфику познавательных процессов (выраженность свойств перцепции, восприятию нового; особенности внимания; характеристика процессов памяти; представление, творческое мышление; сформированность речи; интеллект и динамика его роста);

- развитость и особенности эмоциональных процессов и состояний (осознание и управление эмоциями; культура эмоций и их соответствие эмоциональному настроению окружающих; стойкость в стрессовых ситуациях, склонность к аффектам, к эмоциональным выходов из стресса; сила и качество эмоционального воздействия на учащихся; степень общего нервно-психического напряжения, соотношение внешних и внутренних факторов).

Опыт личности, с позиции автора, включает:

- уровень общей и профессиональной культуры, интеллигентность, профессионализм;

- качество профессиональных знаний;

- общую эффективность профессиональной деятельности;

- способность принятия новых знаний и умений, изменения содержания и форм педагогической деятельности с целью повышения ее эффективности;

- умение интенсивно работать над самообразованием;

- система привычек как установленная форма поведения, их влияние на эффективность профессиональной деятельности [14].

С точки зрения научного подхода ученого, в рамках рассмотрения имиджа учителя, можно выделить ряд его функциональных составляющих:

- профессиональную;

- социальную;

- духовно-нравственную;

- визуальную;

- коммуникативную.

Первая, профессиональная составляющая способствует обеспечению высокого качества обучения и воспитания. Социальная составляющая -повышению статуса и престижа профессии учителя, развитию творческой активности обучаемых. Духовно-нравственная осуществляет влияние на формирование личности обучаемого, проявляющееся в отношении окружающих людей, природы, духовного мира и способствует развитию нравственных качеств учеников (ненасилия, сотрудничество, честность, доброта, уважение, трудолюбие и тому подобное). Визуальная составляющая влияет на формирование положительного внешнего впечатления, воспитывает культуру внешности. Заключительная коммуникативная составляющая  предусматривает помощь в установлении и регулировании межличностных отношений в детской и подростковой среде, создание оптимальных взаимоотношений педагог - обучаемый, педагог - родители, родители - обучаемый, содействует формированию и поддержанию оптимального психологического климата в коллективе в целом и для каждого отдельного ученика в классе [8].

Если акцентировать на прямой связи профессионального имиджа с внешними данными личности, то, по мнению ученых исследователей,  привлекательность личности характеризуется его умением психологически привлекать к себе новых людей, вызвать у них положительные эмоции и чувства, впечатления и представления, быть примером для подражания. Автор подчеркивает, что личность учителя, его стиль деятельности, является важнейшим фактором социально-психологического климата в учебном коллективе, который можно сделать или прекрасным, или невыносимым. Причем в процессе создания того или иного климата, педагог представляет собой не только исполнителя конкретной социальной роли, сколько носителя определенных личностных черт, определяющих его профессиональный имидж [6].

Так же, существует положение представленное исследователями, которое предлагает рассматривать понятие имиджа учителя как категорию, которая характеризует стиль профессионально-педагогической деятельности, манеру общения, умение индивидуализировать свой образ, придавать ему эстетическую выразительность. Кроме того, по мнению автора, данное понятие составляет образ человека, детерминированный профессиональными характеристиками, а также коммуникативными особенностями педагогической деятельности. В данном аспекте, к наиболее распространенным профессиональным характеристикам исследователь относит следующие:

- знание предмета и владение методикой преподавания;

- умение оптимально оценивать знания обучаемых;

- умение осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к обучаемым;

- владение словом, речью, мимикой, жестами;

- осуществление контроля за своим психическим состоянием.

Также автор подчёркивает важную роль личностного образа, поскольку именно индивидуальные черты являются своеобразной базой для построения профессионального имиджа учителя [16].

Таким образом, исходя из вышеизложенного полагается целесообразным заключить, что анализ позиций различных исследователей свидетельствует о достаточно неоднозначной структуре профессионального имиджа учителя, которая преимущественно предопределяется как спецификой педагогической деятельности, так и особенностями соответствующего общества. При этом основываясь на мнения большинства ученых, можно выделить наиболее актуальные направления, определяющие индивидуально-психологические особенности, характеризующие профессиональный имидж учителя. Так, к первому направлению, целесообразно отнести преимущественно личностные особенности, которые выделяются и подвергаются исследованию большинством ученых. Второе направление охватывает, как правило, особенности профессионально-специализированного характера, которые являются сугубо специфическими в пределах педагогической деятельности. Третье направление включает социально определенные особенности, которые являются предпосылками для внешней презентации и демонстрации профессионального имиджа. Данные направления раскрываются многочисленными индивидуально-психологическими особенностями характеризующие в той или иной степени профессиональный имидж учителя. Вместе с тем данные индивидуально-психологические особенности нуждаются в эмпирическом уточнении, что позволит определить их актуальность относительно профессионального имиджа современного учителя.

 

Использованная литература:

  1. Андриади И.П. Имидж учителя в межличностном восприятии // Вестник Московского городского педагогического университета / ред. Н.П. Пищулин. - 2002. - № 2 (3). - С. 66-71.
  2. Блинова Н.М. Имидж как психологическое явление // Психология - наука будущего: материалы V Международной конференции молодых ученых. – М.: Институт психологии РАН, 2013. - С. 60-62.
  3. Гайдук Т.А. Управление развитием профессионального имиджа руководителя образовательной организации. // Режим доступа: http://app.direktoria.org/konferencia/pub/4066
  4. Глущенко Т.Б. Структура и содержание имиджа современного педагога. // Информатика и образование. - №2. - 2008. - С. 111-113.
  5. Калюжный А.А. Имидж учителя: контрацепции и прикладные исследования // Психология образования в XXI веке: теория и практика. - Волгоград: Перемена, 2011. - С. 333-336.
  6. Коноплева Н.А. Теоретико-методологические подходы к анализу имиджа учителя. // Фундаментальные исследования. - 2014. - №9 - С. 561-565.
  7. Кулакова Т.Б. К вопросу о формировании профессионального имиджа будущего учителя // Проблемы образования и подходы к их решению. Сборник статей и тезисов научно-практической конференции и семинаров факультета педагогики и психологии. - Тирасполь, 2008.- С. 123-124.
  8. Май Т.Н. Исследование и построение системы функциональных компонентов имиджа педагога // Психолого-педагогические проблемы инновационных процессов в образовании. - 2010. - С. 128-132.
  9. Мартынова Н.В. Структура имиджа учителя. // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 3. - С. 183-189.
  10. Пищулин Н.П. Имидж педагога // PR в образовании. - 2003. - №2. - С. 58-62.
  11. Попова Ж.Г. Имидж учителя: содержательная характеристика. // Начальная школа. - 2006. - №9. - С. 32-35.
  12. Рябикина З.И. Психологические проблемы имиджа // Развивающаяся личность в системе высшего образования России (по материалам Всероссийской научно-практической конференции). Ростов-н/Д., - 2002. - С. 117-119.
  13. Столбова Е.А. Формирование профессионального имиджа будущих педагогов. // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2007. - № 4. - С. 206 - 208.
  14. Сысоева Е.Ю. Рефлексивный анализ имидж-образующих характеристик преподавателя вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2009. - № 5 (71). - С. 124-130.
  15. Ткаченко Е.В. Психологические особенности имиджа российского учителя. // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Гуманитарные науки. - 2018. - №11/2. -С. 65-71.
  16. Федосова И.В. Формирование педагогического имиджа у будущих специалистов сферы образования. // АНИ: Педагогика и психология. - 2016. - №2 (15). - С. 161-201.
  17. Яковлев. С. Имидж учителя: каким ему быть? // Учитель. - 2002. -№1. - С. 64-70.

 


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ-ОСОБЕННОСТИ-ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ-ИМИДЖ-УЧИТЕЛЯ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Фируза НарзикуловаКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/RFB

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Нарзикулова Ф.Б., доктор философии по психологическим наукам (PhD), доцент , ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ИМИДЖ УЧИТЕЛЯ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 03.12.2020. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ-ОСОБЕННОСТИ-ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ-ИМИДЖ-УЧИТЕЛЯ (дата обращения: 20.04.2024).

Автор(ы) публикации - Нарзикулова Ф.Б., доктор философии по психологическим наукам (PhD), доцент :

Нарзикулова Ф.Б., доктор философии по психологическим наукам (PhD), доцент → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Публикатор
Фируза Нарзикулова
Tashkent, Узбекистан
518 просмотров рейтинг
03.12.2020 (1234 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
В статье представлена авторская модель структуры профессионального имиджа современного учителя начального образования. При создании модели, автор считает целесообразностью учитывать принцип конструктивного моделирования, который предполагает соотнесение получаемых результатов, т.е. современные положения теории с одной стороны и экспериментально-практическая деятельность - с другой. В статье представлено описание по организации и проведению экспертной оценки обобщённых индивидуально-психологических особенностей характеризующих имидж. В целях стандартизации получаемых результатов, упрощения организационных вопросов, экспертная оценка проводилась по заранее подготовленному автором экспертному опроснику. Основу опросника составляют 32 выделенных, по результатам теоретического анализа, обобщённых индивидуально-психологических особенностей - структурные составляющие, характеризующих имидж учителя начального образования.
Каталог: Психология 
1233 дней(я) назад · от Фируза Нарзикулова

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ИМИДЖ УЧИТЕЛЯ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android