Libmonster ID: RU-9353
Автор(ы) публикации: Р. САМСОНОВ

Р. САМСОНОВ, аспирант Алтайской академии экономики и права, преподаватель Алтайского государственного университета (г. Барнаул)

Теоретики и практики реформирования российского общества на протяжении всего периода постсоветской трансформации использовали научные концепции, представляющие широкий спектр современных экономических школ и моделей. При этом не обращалось внимания на множество ограничений1, препятствующих эффективному реформированию российской экономики. Среди таких факторов важнейшую роль играет тотальный и мало изученный постсоветский монополизм.

Для исследования сущности монополизма и форм его проявления автором разработана модель таксономии социальных институтов. Предлагаемая модель рассматривает социальные институты2 с позиции фундаментальных экономических категорий - благ и трансакций, определяющих "режимы" функционирования социально-экономических интересов. В основу классификации экономических благ положены специальные критерии, характеризующие их важнейшие свойства, - уровень конкурентности в потреблении и степень исключаемости из потребления. На основе этих критериев в экономической теории выстраивают классификацию благ (табл. 1).

Таблица 1

Классификация благ

 

Исключаемость из потребления

Высокая

Низкая

Конкурентность

в потреблении

Высокая

Частные блага

Коллективные блага

Низкая

Клубные блага

Общественные блага

В целях выявления особенностей различных видов трансакций воспользуемся классификацией, предложенной Д. Бромли3. Классификация трансакций по Бромли основана на типологии действий экономических агентов,


1 Неадекватно применялся принцип "при прочих равных условиях".

2 Под социальным институтом мы будем понимать трансакционную технологию регулирования коллективного действия, обеспечивающую порядок при взаимодействии социально-экономических интересов путем создания и спецификации "правил игры" на определенном этапе общественного развития.

3 Bromley D. W. Economic Interests and Institutions. The conceptual foundations of public policy. NY.: Basil Blackwell, 1989.

стр. 140


которые могут состоять либо в выборе одной или нескольких альтернатив в рамках заданной институциональной структуры общества (товарные трансакции4), либо в выборе между самими институциональными структурами (институциональные трансакции).

В соответствии с данными подходами построим экономико-трансакционную матрицу институциональной системы общества, в которой все социальные институты классифицированы с точки зрения, во-первых, создаваемых в их рамках экономических благ и, во-вторых, трансакций, осуществляемых через посредство этих институтов (табл. 2).

Таблица 2

Экономико-трансакционная матрица институциональной системы общества

Трансакции

Экономические блага

Рыночные

Смешанные

Социальные

Частные

Клубные

Коллективные

Общественные

Институциональные

Институты избирательства

Институты трансакционной инфраструктуры

Институты самоуправления

Институты власти

Операционные

Институты бизнеса

Институты социальной инфраструктуры

Институты коллективных гарантий

Институты социальных гарантий

Процессы монополизации институциональной системы общества - одна из основных причин того, что негативные социально-экономические условия, ведущие к закономерному торможению реформ, периодически воспроизводятся. При этом, как правило, не замечают, что между монополизмом и неэффективностью проводимых преобразований существует тесная связь, и это сдерживает формирование адекватных механизмов регулирования.

Многие формы монополизма недостаточно глубоко исследуются. Например, органы власти и самоуправления в антимонопольных нормативно-правовых актах5 рассматриваются лишь как институциональные субъекты, способные вызывать процессы монополизации на отдельных рынках, создавая экономический потенциал для реализации классических форм монополизма. Кроме того, традиционные методы антимонопольного регулирования, касающиеся некоторых последствий деятельности институциональных монополистов, как правило, неэффективны. К настоящему времени удовлетворительно не решены проблемы по пресечению антиконкурентных действий органов власти на различных рынках. Так, например, И. В. Князева отмечает6, что нарушение антимонопольного законодательства органами исполнительной власти и местного самоуправления остается одним из самых распространенных видов нарушений, ограничивающих конкуренцию и ущемляющих права и интересы коммерческих организаций и граждан.

На основе разработанной экономико-трансакционной матрицы предложим классификацию основных типов и форм монополизма (табл. 3).

В рамках традиционной теории монопольной структуры рынка7 были разработаны многие принципиальные положения относительно монополиз-


4 С позиции автора, более точно определять данные трансакции как "операционные".

5 См.: Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (ст. 7, 8, 9); ФЗ РФ "О Защите конкуренции" (ст. 15, 16) и др.

6 Князева И. В. Антимонопольная политика в России. М.: Омега-Л, 2006. С. 329.

7 См., например: Шерер Ф. М., Росс Д. Структура отраслевых рынков. М.: ИНФРА-М, 1997.

стр. 141


Таблица 3

Типы и формы монополизма

Трансакции

Экономические блага

Рыночные

Смешанные

Социальные

Частные

Клубные

Коллективные

Общественные

Институциональные

Институциональный монополизм

Статусный монополизм

Административный монополизм

Инсайдерский монополизм

Политический монополизм

Операционные

Операционный монополизм

Функциональный монополизм

Инфраструктурный монополизм

Естественный монополизм

Социальный монополизм

ма, который мы определяем как монополизм операционного типа. Среди всего множества типов монополизма наименее изученным остается как раз то его воплощение, которое многими исследователями воспринимается как нечто внеэкономическое и экзогенное по отношению к самим экономическим процессам. Данный тип монополизма определим как институциональный,а доход от использования такого положения назовем институциональной рентой. Институциональный монополизм выражается в доминировании определенных социально-экономических интересов посредством контроля за самими "правилами игры", по которым осуществляются экономические (и иные) взаимодействия. Рассмотрим подробнее различные формы институционального монополизма.

Политический монополизм формируется в институтах власти. Соответственно, структурами, в которых он реализуется, выступают органы законодательной, исполнительной, судебной власти, прокуратуры и т. д.8 Инсайдерский монополизм проявляется в институтах самоуправления, определяющих локальные отношения принуждения/подчинения и существующих на уровне конкретной местности или конкретных социальных групп9Административный монополизм реализуется в институтах трансакционной инфраструктуры, регулирующих отношения доступа претендента к тому или иному "институциональному клубу". Административный монополизм наблюдается в различного рода бюро по регистрации, лицензированию, сертификации и т. д. Как правило, клиенты данных организаций юридически и экономически привязаны к своему территориальному органу и не имеют возможности обратиться к другому поставщику аналогичных услуг. Монопольное положение в сочетании с правом интерпретации норм и неэффективным стимулированием труда работников данных служб закономерно вызывает их бюрократизацию и коррупцию.

Статусный монополизм утверждается в процессе функционирования институтов избирательства, упорядочивающих назначение на те или иные статусно-ролевые позиции в виде государственных, муниципальных и организационных должностей. В литературе приводится множество примеров


8 Так, например, постановлением администрации Алтайского края в 2005 г. было принято Положение "О краевой инвестиционной комиссии". При этом большинство ее членов - это представители администрации, которые интерпретируют и исполняют соответствующие нормы в процессе конкурсного отбора инвестиционных проектов. Из этого можно заключить, что существует проблема срастания нормоустанавливающих, нормоинтерпретирующих и нормоисполняющих функций на уровне конкретного органа.

9 Во многих муниципалитетах организованные группы специальных интересов узурпируют право принятия институциональных решений.

стр. 142


сужения электоральной конкуренции и использования административного ресурса со стороны статусных монополистов.

Рассмотрим различные способы регулирования институционального монополизма. Механизм регулирования статусного монополизма связан с защитой конкуренции в институтах избирательства. Во-первых, в целях развития конкуренции на статусном рынке и для обеспечения эффективного отбора кандидатов на занятие статусных должностей необходимо отказаться от принципа голосования по партийным спискам, ограничивающим реальный выбор кругом партийных функционеров. Во-вторых, для формирования избирательной коалиции требуется локализация избирателей внутри небольших групп, способных решать проблему "безбилетника" и эффективно отстаивать общественные интересы. Процесс создания эффективных групп избирателей реализуется посредством выборов представителей; при "нарезке" территорий соблюдается принцип малых групп. Избранные таким образом субъекты ("выборщики") не обладают никакими властными или административными полномочиями, кроме исключительного права и обязанности избирать и отзывать претендентов на занятие определенных статусных позиций.

Модель административной конкуренции может быть представлена в качестве регулятора административного монополизма. Экономическое ядро такого механизма - развитие конкурентных условий в сфере административных трансакций, подразумевающих создание на этом рынке достаточного числа соревнующихся между собой агентов. Для этого следует устранить монопольное положение органов трансакционных услуг и предоставить право производить эти услуги множеству субъектов на конкурентной и квалификационной основе. В результате будет ликвидирована юридическая и экономическая "привязка" клиентов к одному учреждению, что позволит внести элементы конкуренции и повысить общую эффективность бюрократии.

В качестве механизма регулирования инсайдерского монополизма предложим модель административного франчайзинга. Она должна быть ориентирована на обеспечение эффективного контроля за действиями организованных групп специальных интересов в системе институтов самоуправления. В модели административного франчайзинга уполномоченный представительный институт самоуправления на конкурсной основе заключает рамочные соглашения со специализированными организациями. Данные организации претендуют на привилегированное право действовать от имени институтов самоуправления в процессе выполнения институциональных задач в определенной сфере. Претенденты, получившие на конкурсной основе франшизу, выполняют свои обязанности на контрактных условиях за вознаграждение, определенное в результате торгов за эту франшизу.

Для демонополизации функций управления органов власти необходимо во-первых, функционально специфицировать субъектов управления, проведя их классификацию в рамках экономико-трансакционной матрицы; во-вторых, разделить структуры институтов власти по методам управления на правление посредством правил и правление посредством приказов (Ф. Хайек); в-третьих, распространить действие принципа разделения властей с уровня отдельных институтов и конкретных учреждений на компетенцию индивидуальных субъектов. Ни один субъект или орган власти не должен иметь право выполнять более одной функции управления. Пренебрежение данными требованиями ведет к неэффективности реализации принципа разделения властей, к непрозрачности властной структуры.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ-МОНОПОЛИЗМ-СУЩНОСТЬ-И-ОСОБЕННОСТИ-РЕГУЛИРОВАНИЯ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Elena CheremushkinaКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Cheremushkina

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Р. САМСОНОВ, ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ МОНОПОЛИЗМ: СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 17.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ-МОНОПОЛИЗМ-СУЩНОСТЬ-И-ОСОБЕННОСТИ-РЕГУЛИРОВАНИЯ (дата обращения: 29.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Р. САМСОНОВ:

Р. САМСОНОВ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Elena Cheremushkina
Актобэ, Казахстан
1106 просмотров рейтинг
17.09.2015 (3115 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
10 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
7 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
8 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
9 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ МОНОПОЛИЗМ: СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android