В работе [ 1 ] обращено внимание на то, что определенный этап в возникновении (формировании) научных знаний находится на подсознательном уровне. Было показано, что в человеческом мышлении есть аналогии и механики (классической и квантовой), и теории относительности. В данной работе мы попытаемся рассмотреть вопрос о том, какое место занимает интуиция в познании. Различая интуицию-суждение и интуицию- догадку (первая носит характер аксиомы, а вторая условий теоремы), мы в дальнейшем под еловом интуиция будем понимать второй тип интуиции, поскольку именно он имеет непосредственное отношение к предмету обсуждения. В упрощенном виде интуицию можно определить как получение решения какой-либо задачи в обход логических, последовательных рассуждений, причем сам процесс решений не поддается сознательному анализу. В дальнейшем, конечно, результат работы интуиции подвергается проверке и может быть и ошибочным.
В книге Е. Л. Фейнберга [2] в обоснование утверждения, что интуиция присутствует при проведении любого, даже самого рутинного эксперимента, приводит следующий интересный пример. Если экспериментатор задумал получить зависимость одной величины от другой, то он должен задать частоту, с которой необходимо измерять точки на кривой. Но эта величина определяется на основании опыта и знаний исследователя и строго обоснована быть не может, в ее оценке всегда присутствует интуитивный элемент.
Но не только в научной работе интуиция является обязательным элементом. Простым и наглядным примером является работа органов зрения. Глаз, как известно, имеет очень Малое мгновенное поле четкого зрения [3]. Целиком картинка образуется путем последовательного сканирования всего объекта наблюдения. При этом важно, что при сканировании глаз в основном рассматривает лишь характерные точки на объекте, чаще всего относящиеся к контуру объекта. Происходит оконтуривание изображения объекта. Области, не относящиеся к контуру и лежащие вдали от характерных точек, изучаются с низким пространственным разрешением. Человек получает представление
стр. 98
об объекте на основании, во-первых, изображения контура и характерных точек и, во- вторых, на. основании интуитивного элемента, достраивая изображение объекта до разумного. Интуитивной является и быстрая эмоциональная оценка какого-то явления, предмета, слова. Ярким примером такой подсознательной обработки информации является эффект 25 кадра.
Если сопоставить между собой такие казалось бы разнородные явления, как речь и оптическое оконтуривание, то оказывается, что у них имеется общее свойство - они дают целостную картину, без подробностей. Слово как имя вещи лишь называет явление. Связь письменности с оконтуриванием очевидна: знаки древних - рисунки зверей и людей - есть результат зрительного оконтуривания, когда выделены главные элементы изображения предмета.
Более интересна аналогия между оконтуриванием и словом. Пусть зрительно опознается какой-либо предмет. Тогда по результатам оптического оконтуривания находится акустический словесный эквивалент, который первоначально лишь обозначает объект, не неся никаких подробностей. Дерево это дерево, а какой породы и возраста - определяется или не определяется позже. Ситуация с оптическим изображением и словом становится совсем похожей, если наблюдение осуществляется в полутьме. Тогда кроме контура человек просто ничего не видит и, в принципе, может лишь опознать объект, выделяя его основные признаки. Но эти немногочисленные признаки и дают возможность приписать объекту имя - выбрать необходимое слово. Происходит это с помощью явления, которое очень напоминает инсайт. Действительно, здесь, как и при инсайте, результат получается без сознательной логической обработки имеющейся информации. Результат носит целостный характер, сам процесс принятия решения занимает мало времени. Детализация изображения, после чего становится возможно и его подробное описание, происходит позже (если она вообще требуется).
В работе [4] обращено внимание на то, что длина волны видимого света связана с длиной волны слышимого звука следующим соотношением: произведение скорости света на длину волны света приблизительно равно произведению скорости звука на длину волны звука. В [5] предложено объяснение такого совпадения, выполнены количественные оценки. Его суть сводится к следующему. Во-первых, это равенство обеспечивает опти-
стр. 99
мальное соотношение между угловым разрешением оптического и акустического анализаторов и полем зрения глаза-это дает возможность человеку достаточно точно определять, где находится и что представляет собой источник звука и, кроме того, сообщать окружающим соплеменникам об увиденном вдали объекте. Во-вторых, обеспечивается приблизительное соответствие между временем приема оптического изображения предмета и временем передачи акустического сигнала соответствующего имени наблюдаемого предмета - слова. Действительно, оптическое изображение, как известно, состоит из большого количества элементов, которые передаются с большой скоростью - скоростью света, а акустический сигнал содержит мало элементов, но и передается он с малой скоростью - скоростью звука. При этом объемы переданной информации в обычном, понятном большинству людей смысле, а не в формальном [6], сопоставимы. Слово "дерево" и контурное оптическое изображение дерева имеют одинаковую ценность для воспринимающего информацию человека. Поэтому время приема оптического сигнала (изображения контура в данном случае) должно быть приблизительно равно времени передачи акустического сигнала (слова), что обеспечивает отсутствие доминирующей задержки в одном из каналов.
Благодаря возможности быстро опознать картинку имеет место способность примерно с такой же скоростью получить ее эмоциональную оценку, не вдаваясь в подробности. А это уже жизненно важно во многих ситуациях. Опасен увиденный объект или нет, кем ты можешь оказаться, жертвой или преследователем и т.д. - все это надо решить мгновенно, надо сообщить соплеменникам, цена промедления часто - жизнь. Поэтому нам представляется, что механизм инсайта (в том смысле слова, который мы ему приписываем) достаточно древний. В этой связи интересно отметить, что новорожденные дети различают контур объектов.
Представляется, что интуитивное познание является результатом естественного отбора. Выжили животные с развитой интуицией, со способностью быстро оценивать ситуацию, обучаться, правильно планировать свои действия. Кстати, П. В. Симонов [7] к проявлениям сверхсознания отнес и игры животных. Для успешного эволюционного отбора человеку необходимо было приобретать навыки достаточно сложных движений, для чего требовалось познать законы классической механики вначале на
стр. 100
подсознательном, мышечном уровне, а затем уже во времена И. Ньютона удалось перевести их на язык уравнений [1].
Параллельно усложнялось поведение человека, которое становится все более вариабельным, принципиально вероятностным, начинают проявляться квантово- механические закономерности [8]. Такое поведение обеспечивало большую выживаемость. Как отмечал С. Аверинцев, человек считает животных глупыми за жесткость программ поведения, которым они следуют, а животные - людей обманщиками как раз за вариабильность поведения в одинаковых условиях. Т.е., сложные, неоднозначные, принципиально непредсказуемые реакции характерны для существ, поднявшихся на некоторую, достаточно высокую ступень развития. Другой аспект усложнения поведения связан с необходимостью свободно мысленно оперировать с пространственно-временными понятиями и характеристиками. Планирование деятельности, воспоминания, мысленные перемещения в пространстве и во времени, обучение и т.п. требуют возможности свободных мысленных пространственно-временных преобразований. И человек осваивает подобного рода трансформации. Частично формализация таких преобразований осуществлена А. Эйнштейном в теории относительности.
Можно сказать, что классическая механика создана благодаря умению человека совершать движения в пространстве, а квантовая теория и теория относительности - благодаря правильному, в эволюционном смысле, поведению.
Мысленное моделирование, используемое при создании физических теорий, опирается на тысячелетний опыт движений и поведения. При этом сами движения и поведение осуществляются без контроля сознания, на подсознательном уровне.
Мы предполагаем, что интуиция, позволяющая создавать новые знания, базируется на том огромном объеме информации, который накоплен и отфильтрован нервной системой и мозгом в процессе эволюционного развития. Необходимая информация в нужный момент может проявиться, позволяя получить решение в виде целостной контурной картины, не обязательно зрительной, но и (или) акустической (слово, фраза). Можно сказать, что соответствующие фрагменты этой информации являются архетипами научных теорий.
стр. 101
1. Бендицкий А. А. Подсознательные психические процессы как этап возникновения научных знаний // Философские исследования. 2000. N 2.
2. Фейнберг Е. Л. Кибернетика, логика, искусство. М., 1981.
3. Ландсберг Г. С. Оптика. М., 1976.
4. Бендицкий А. А. и др. Кванты слышимого звука? // Философские исследования. 2001. N 3.
5. Бендицкий А. А. Тембр человеческой речи и Солнце //Философские исследования. 2003. N 1.
6. Брюллюэн Л. Наука и теория информации. М., 1960.
7. Симонов П. В. Изучение процесса творчества и "психический мутагенез" // Творческий процесс и художественное восприятие. Л., 1978.
8. Бон Д. Квантовая теория, М., 1961.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |