Libmonster ID: RU-10447

Чествование памяти Вольтеpа в Академии наук СССР

В ноябре 1944 года Академия наук СССР отметила 250-летие со дня рождения выдающегося мыслителя, великого французского просветителя Франсуа Мари Аруэ, вошедшего в историю под именем Вольтера.

"Апостол разума" - так озаглавил своё письмо к участникам заседания президент Академик наук акад. В. Л. Комаров. "Имя Вольтера. -символ разума, и оно бессмертно, как бессмертен человеческий разум... Восемнадцатый век был веком разума, отвлечённого и абсолютного Разума с большой буквы. Человеческая мысль освободилась от цепей закостеневшей догмы. Она объявила заблуждением всю предыдущую историю и призывала на суд Разума все верования и установления людей. Вольтер был самым ярким, блестящим, страстным и язвительным прокурором на этом судилище. Его преемники - Марат и Робеспьер стала исполнителями приговора.

В следующем веке отвлечённый Разум стал наукой. Он уже не судил, не объявлял неразумными или разумными идеи, учреждения и общественные формы вне времени, вне исторического процесса. Наука исследовала, находила причины, раскрывала исторический процесс, в ходе которого разумным оказывалось то, что соответствовало новым условиям, что раскрывало дорогу новому, что было связано с новым. Дарвин показал, как сменяли друг друга органические формы, как они приспособлялись к среде, как усложнялась и дифференцировалась жизнь на земле. Маркс раскрыл закономерности общественного развитая, закономерную смену старых, обветшалых общественных форм новыми, обосновав таким образом грядущую победу гармоничного и справедливого коммунистического общества.

В XX веке научный коммунизм под руководством Ленина и Сталина воплотился в строительство великого государства. Таким образом, мы ушли далеко вперёд от рационалистов XVIII века. Но мы помним, что великие принципы разума, свободы и прогресса - это истоки всей современной цивилизации, что от них пошли демократия, наука и социализм. Поэтому мы храним благодарную память об Аруэ Вольтере, апостоле разума и свободы".

"Как ненавидели Вольтера мрачные тени средневековья, силы инквизиции, обскурантизма и феодального произвола! И как ненавидят его современные носители мрака, смерти и угнетения!- продолжает В. Л. Комаров. - Фашизм объявил поход против светлых и благородных принципов, провозглашённых французской революцией, тех принципов, которые неразрывно связаны с именем Вольтера. И вполне понятно, что для гитлеровцев имя Вольтера - одно из самых ненавистных. Действительно, это имя само по себе должно действовать, как крик петуха на ночные привидения. Гитлеровцы ещё до прихода к власти проповедывали отказ от разума, возврат к мистической вере и слепому повиновению. "Разум и логика чужды душе северянина"... "Нордическая раса отворачивается от рационализма..."- таких заявлений немало в погромно- садистских проповедях Гитлера, Геббельса, Розенберга и иже с ними. В войне против свободолюбивых народов гитлеровцы последовательно разрушали культурные и научные ценности, сжигали библиотеки, лаборатории и школы. Но разум, знание, наука борются против гитлеровской чумы. Выросшая из передовых идей Вольтера и его соратников, современная наука вооружает коалицию свободолюбивых народов мощным оружием. Знамя разума и науки развевается над силами, которые человечество мобилизовало против угрожавшей ему опасности. И среди великих имён - символов прогресса, демократии и науки, - имён, которые стали боевыми стягами антифашистской освободительной войны, новым блеском засверкало имя Вольтера".

Большой доклад об историческом значении Вольтера сделал акад. В. П. Волгин. Докладчик прежде всего отметил разнообразие богатого литературного наследят Вольтера. Вольтера нельзя миновать ни с истории драмы, ни в истории романа, ни в истории философии. Но истинное величие историческому образу Вольтера придаёт не то, что он написал ряд имевших большой успех трагедий, ряд остроумных и живых рассказов, даже не то, что он популяризировал Ньютона и Локка. В памяти прогрессивного человечества его имя будет жить прежде всего и больше всего как имя общественного деятеля, в самом полном смысле этого слова. Литературное творчество в руках Вольтера впервые получило значение крупной общественной силы. Вольтер занимал в Европе своего времени положение "некоронованного короля" новой державы - общественного мнения. Среди его предшественников ІИ современников - писателей

стр. 86

XVI - XVIII вв. - было немало людей исключительного дарования. Многие из них как писатели стоят выше Вольтера. Но никто до него не мог претендовать на тот исключительный авторитет, который завоевал себе Вольтер своей общественной деятельностью.

Французская буржуазия выступала в XVIII в. как представитель всего общества, её лозунгом была борьба за интересы народа в целом. Это придавало исключительный размах и глубину общественной мысля XVIII в., с неповторимой для буржуазной мысли смелостью рвавшей узы традиционных верований и. предрассудков и провозглашавшей наступление царства разума, вечной справедливости " неотъемлемых прав человека. Конечно, это царство разума оказалось впоследствии "идеализированным царством буржуазии" (Энгельс). Тем не менее, разрабатывая основы грядущего "царства разума" и расчищая почву для его построения, лучшие представителя французской мысли XVIII в. установили ряд принципов, дальнейшее развитие и последовательное проведение которых далеко выходило за пределы классовых интересов буржуазии.

В этом революционном движении мысли Вольтер занимал совершенно исключительное место. Взятая в целом история его Жизни и деятельности представляет как бы концентрированное отражение века французского просвещения со всеми его этапами, со всеми его противоречиями. Он, во всяком случае, является центральной фигурой этого большого и важного периода европейской истории. Не без основания некоторые исследователи ставят вольтерьянство рядом с такими значительными историческими комплексами, как Возрождение и Реформация.

История молодых лет Вольтера - не только история успехов, но также история ряда болезненных ударов по самолюбию молодого мещанина, попавшего в дворянскую среду и "возомнившего" себя ровней своим любезным "хозяевам".

Так как поэтический талант Вольтера уже в молодые годы носил ярко выраженный сатирический характер, то о его социально-политическом воспитания проявляли "заботу" не только чванливые вельможи, но и правительственная власть. После ряда мелких неприятностей в 1717 г. поэта постигла крупная: он был посажен в Бастилию, где провёл одиннадцать, месяцев. В 1726 г., после краткого на этот рае заточения в Бастилии, Вольтер был выслан в Англию. Там было завершено его воспитание как просветителя.

Из Англии Вольтер привёз "Философские письма", которые Лансон назвал "первой бомбой, брошенной в старый режим", и которые объединили в осуждении автора несмотря на их споры и разногласия правительство и парламент, иезуитов и янсенитов.

Если до "Философских писем" литературная деятельность Вольтера носила несколько разбросанный характер, то начиная с этого произведения она приобретает с каждым годом возрастающую целеустремлённость. Творчество Вольтера подчиняется единой задаче - задаче распространения просвещения, освобождения человеческого разума от тяготеющих над ним предрассудков. Литература становится орудием борьбы за лучшее будущее человечества, ибо для Вольтера это лучшее будущее невозможно без просвещения - торжество справедливости имеет своей необходимой предпосылкой торжество разума и истины. Центральное место в этой просветительной пропаганде Вольтера занимает борьба против суеверий я предрассудков, связанных с религией и усиленно распространяемых церковью.

Борьба Вольтера против религиозных суеверий и предрассудков - борьба, к которой в течение десятилетий было приковано внимание всех передовых людей его времени, - имела совершенно исключительное значение для дела освобождения человеческой мысли от устарелого строя идей, всеми мерам" защищавшего свой былой авторитет. Но Вольтер вошёл в историю освободительного идейного движения XVIII в. не только как критик религии и церкви. Он принимал также активное участие в разработке политической идеологии приближавшейся революции, хотя в этой области его влияние никогда не было так велико, как влияние Монтескье и Руссо. Однако его не следует и преуменьшать. Памфлеты, повести и диалоги Вольтера были немаловажным каналом распространения новых политических идей.

Наиболее распространённой формой социально-политической критики я пропаганды новых социально-политических идей являлась в XVIII в. теория естественного права. Вольтер решительно отвергал связавшую с теорией естественного права идеализацию первобытного состояния. Неверно, утверждал он, что дикаря живут под властью естественного закона. Наоборот, дикари искажают природу, а культурные люди ей следуют. Прогресс - закон природы.

Вольтер, таким образом, не разделял теории общественного договора. Власть могут давать, по его мнению, либо соглашение либо сила. Исторически общество возникало не из соглашения, а из силы. Но истинное право может основываться только на свободном соглашении.

Следует признать, отмечает докладчик, что учение Вольтера об обществе выгодно отличается своими реалистическими чертами от большинства общественных теорий XVIII века.

Наиболее справедливым общественным порядком 'Вольтер считал такой, в основе которого лежат свобода и собственность. К этим двум принципам он присоединял иногда третий - равенство.

В своём отношении к свободе, равенству и собственности Вольтер являлся бесспорным вдохновителем авторов Декларации прав 1789 г., деятелей Учредительного собрания, глашатаем идущей к власти буржуазии. Оценка этой части идейного насле-

стр. 87

дия Вольтера не вызывает никаких разногласий. Как это ни странно, до сих пор ещё не вполне ясен другой, казалось бы, весьма простой вопрос: какое место занимают в политической философии Вольтера абсолютизм, конституционная монархия и республика? Не подлежит сомнению, что Вольтер, отрицая идею "божественного происхождения" монархии, считая первых монархов, в том числе первых франкских королей, жестокими вождями варварских народцев, тем не менее весьма высоко оценивал исторические заслуга монархии в деле борьбы с ненавистной ему феодальной анархией.

Вольтер не раз высказывал мысль, что необходимые для общества реформы осуществят государь, проникшийся философскими идеями. В течение некоторого времени таким государем-философом он считал Фридриха II. Он идеализировал внутреннюю политику Екатерины II, видя в ней образец просвещённого реформаторства. Это и многое другое даёт, казалось бы, достаточно оснований признать Вольтера сторонником "просвещённого абсолютизма".

С другой стороны, Вольтер уже в "Философских письмах" выражал величайшее уважение к английской конституции. Он сравнивал Англию с Римом: и тут и там происходили гражданские войны, но результатом их в Риме было рабство, а в Англии - свобода. "Английская нация - единственная нация на земле, которой удалось, оказывая противодействие королям, урегулировать королевскую власть, которая путём ряда усилий установила, наконец, разумное правление, где у государя, всемогущего в добре, связаны руки, чтобы делать его... и где народ участвует во власти без беспорядка".

В "Мыслях об общественной администрации" (1753) Вольтер выражал надежду, что в результате реформ, осуществлённых добрым монархом, английская система распространится в других странах и "общины станут в них частью правительства". Реформы "просвещённого абсолютизма" являются здесь, таким образом, как бы мостом от неограниченной монархии к ограниченной. А если доброго монарха не найдётся и мирный переход к ограниченной монархии не осуществится? "Следует думать, - отвечал Вольтер на этот вопрос в "Философском словаре", - что все государства, которые не основаны на этих принципах, испытают революции".

Идеализация английской конституция является законным логическим завершением ?всей системы социально-политических взглядов Вольтера, великолепно с ним гармонирует. Весьма возможно, что в первые годы своей деятельности Вольтер, в полном соответствии с настроениями своей социальной среды в начале XVIII в., считал монархию единственно возможной для Франция формой правления. Если он задумывался о реформах, то эти реформы он считал вполне осуществимыми в рамках абсолютизма, его политическая мысль не шла дальше "доброго короля". Он политически рос вместе с представляемым им классом.

Оформлению новой политической концепции - концепции конституционной монархии - помогло пребывание в Англии. Однако, перейдя на позиции конституционализма, Вольтер опять-таки в полном соответствии, со своей средой никак не мог ещё принять мысли о неизбежности революции. Он мечтал о мирной политической эволюции вопреки известному ему опыту Англии. А для этого требовалось освоение новых идей представителями абсолютизма, нужен был "просвещённый абсолютизм". Так "добрый король" сохранил своё место в сознания Вольтера рядом с английской конституцией.

К 1760 гадам, к периоду "Философского словаря", у Вольтера, как мы видим, возникают уже некоторые сомнения в мирной политической эволюции европейских стран. Интересно, что к этому же времени в его произведениях асе более определённо начинают звучать республиканские тона. По-видимому, в последний раз его монархические настроения временно оживились в связи с реформаторскими попытками Тюрго; падение Тюрго, глубоко потрясшее Вольтера, нанесло им последний удар.

"Вольтер, - заключает докладчик, - передовой борец французской буржуазии XVIII века. В идейном наследии Вольтера немало черт, отражающих неизбежную ограниченность буржуазной .идеологии. При всей своей исключительной одарённости Вольтер не был в состоянии выйти за пределы, которые ставила эпоха. Эти черты чужды нашему социалистическому миросозерцанию. Они представляют теперь интерес только для историка. Но французская - буржуазия XVIII в. была передовым классом своего времени. Её борьба против феодализма имела громадное значение не только для её будущего, но и для будущего ?всего человеческого общества. Вольтер сознавал себя борцам не за приближающееся царство буржуазии, а за общечеловеческие интересы, за общечеловеческий прогресс. Отсюда активный, воинствующий гуманизм Вольтера, который при всём различии эпох и классовых позиций делает его фигуру живой и привлекательной и для вашего времени. Характерно, что имя Вольтера не потеряло до сих пор способности вызывать самые ожесточённые споры. Оно дорого тем, кому дорого дело человеческого прогресса; оно ненавистно сторонникам реакции. Именно поэтому мы отмечаем сейчас память великого французского писателя с особенным чувством. В наши дни, когда происходит невиданная в истории по своему напряжению борьба сил прогресса и социальной справедливости против сил реакции и социального гнёта, нам особенно дорог Вольтер с его ненавистью к неправде и насилию, к ханжеству и лицемерию, с его верой в торжество разума и человечности".

Тема доклада проф. М. В. Нечкиной "Вольтер и русское общество" оказалась весьма многосторонней. Она захватывает круг вопросов, связанных с интересом Вольтера к России, которая явилась темой его размышлений и специальных работ. В этом

стр. 88

отношении на первом месте стоит "История РОССИИ при Петре Великом" Вольтера. Большой интерес представляют его проект частичного освобождения крестьян, а также многочисленные соображения о России и ее политике, рассеянные в его сочинениях и переписке (например положительная оценка Кучук-Кайшрджийского мира 1774 г. и т. д.). Второй круг вопросов - живые связи Вольтера с русскими: Шуваловым, Разумовским, Голицыным, Сумароковым и другими, -переписка с Екатериной II и т. д. Эта живые взаимоотношения сыграли значительную роль в истории русской культуры, её связей с Западом и связей Запада с БЄЮ. Однако наиболее значителен третий круг вопросов: русское вольтерьянство как течение русской общественной мысли, его этапы и роль в истории нашей родины. Это и явилось центральной темой доклада.

Россия, отмечает проф. Нечкина, познакомилась с Вольтером тогда же, когда и Западная Европа, и сразу проявила к нему живой и разносторонний интерес. Работы Вольтера усиленно переводились и читались в подлиннике. Вольтерьянство широко распространилось в России, с одной стороны, как мода, поверхностно усвоившая ряд внешних, блестящих сторон в творчестве Вольтера, а с другой стороны, как глубоко умственное течение русской жизни, несущее в себе основную функцию данной идеологии - разрушительное воздействие на старый мир феодально- крепостнических отношений и созидание новой, революционной идеологии человеческого Разума, торжествующего над суеверием и темнотой. А. С. Пушкин в своей замечательной формуле о Вольтере - "умов и моды вождь" - прекрасно выразил наличие двух вольтерьянских направлений в истории русской общественной жизни.

Французская революция 1789 г., для идейной подготовки которой так много сделал Вольтер, спугнула поверхностное, модное вольтерьянство и положила ему конец. Увидев идеи в действии, русская аристократия легко рассталась со своим кумиром и вынесла бюсты Вольтера на чердак. Но события революции тем резче отмежевали от модного увлечения подлинное, глубокое "русское вольтерьянство, направленное на сокрушение феодального мира и расчишение путей для прогрессивного развития нашей страны.

Задача этого сокрушения самостоятельно, органически выросла на почве русской действительности. Зрелое применение к ней идей Вольтера говорило прежде всего о том, что русская мысль находится во всеоружии европейской культуры и стоит на высоком мировом идейном уровне. Поэтому, подчёркивает проф. Нечкина, к истории русской передовой общественной идеологий неприменима так называемая теория "заимствования идей". Идеи, органически нужные самостоятельному общественному движению, не берутся "взаймы", а как бы вторично рождаются действительностью данной страны.

Вольтерьянство Радищева, вольтерьянские идеи Новикова, Фонвизина уже принадлежат течению, имеющему многих последователей. Это течение самостоятельно работает над созданием новой национальной идеологии и над сокрушением старого, феодального мировоззрения. Пользуясь архивными данными, проф. М. В. Нечкина показывает неизученность этого течения. Она отмечает, что не случайно в то время слова "вольтерьянство" и "вольтерьянец" становились обобщёнными понятиями освободительной идеологии в России и её представителей.

Попытка при Павле I подавить освободительные идеи, в том числе идеи Вольтера, терпит крах. Работа над наследием Вольтера вступает в оживлённый период своего развития в начале царствования Александра I, в эпоху некоторого ослабления надзора и репрессий. Выходят новые издания Вольтера, его произведения и идеи проникают в школу.

Рядом интересных выдержек из документов, из показаний декабристов докладчица иллюстрирует положение о том, что развитие "вольного образа мыслей" у декабристов восходит к Вольтеру. Важен самостоятельный характер разработки вольтерьянских идей у ряда декабристов, - проф. Нечкина цитирует полемику с Вольтером в атеистических стихах декабриста Барятинского, - и наличие в этот период разработанных форм русской идеологии: наряду с Вольтером декабристы упоминают Радищева, Пушкина. Нельзя недооценивать того факта, что в то время русская передовая общественная идеология уже начинала перерастать вольтерьянство.

Работа над творчеством Вольтера имела огромное значение в развитии мировоззрения А. С. Пушкина, а также А. С. Грибоедова и других русских писателей. Пушкин популяризировал в России многие идеи просветительной философии. Проф. Нечкина приводит яркие примеры того значения для развития художественной формы и даже языка, какое имело изучение Вольтера в нашей стране.

Для Герцена я второго поколения дворянских революционеров идеи Вольтера являлись органическим элементом их мировоззрения. Однако на этом этапе уже отчётливо заметны признаки того, что вольтерьянство почти исчерпано и разрабатываются ещё более сложные, порождаемые новой действительностью общественные идеи. Герцен, которому "Катехизис" попал в руки после Вольтера, глубоко усвоил вольтерово наследие и поднялся на более высокую ступень. Русская общественная идеология начинает работу над идеями глубокого социального переустройства действительности, которым уже не может удовлетворить старое вольтерьянство.

Вступив в новый, разночинский этап развития, русское общественное движение, используя Вольтера как одно из замечательных проявлений человеческой мысли в об-

стр. 89

щем арсенале мировых достижений, перерастает его и вырабатывает существенно новую, освободительную идеологию с ещё более сложной ?в соответствии с русской действительностью проблематикой. Так, Чернышевский уже де полемизирует с Вольтером, а рассматривает его исторически.

Таким образом, заключает проф. М. В. Нечкина, Вольтер на протяжении более чем двух столетий являлся своеобразным участником жизни русского общества, "сотрудником" русской передовой общественной мысли.

Идейная работа русского общества над вольтеровским наследием расширила и приумножила мировую славу и значение Вольтера, сохранила его имя вечно живым для русской культуры и в то же время проявила высокую самостоятельность в использования наследия великого французского философа.

Более детально личность, творчество я деятельность Вольтера были проанализированы в ряде докладов более специального характера на совместных заседаниях Отделения истории и философии и Отделения литературы и языка Академии наук СССР, состоявшихся 27 и 28 ноября 1944

В докладе о художественном творчестве Вольтера проф. А. А. Смирнов указал, что Вольтер является одним из самых ярких представителей людей того особого, веками вырабатывавшегося во Франции склада ума, который нашёл своё выражение в лучших произведениях французского искусства, " частности в средневековых фарсах и фаблио, в творчестве Рабле, Мольера, Лафонтена, Беранже, новых французских шансонье, А. Франса. Основные черты этого "французского ума", связанного с соответствующим темпераментом и манерой чувствовать, - ясность, точность, господство здравого смысла, брызжущее веселье и остроумие - неотделимы от образа Вольтера.

Всё, написанное Вольтером, отмечает докладчик, настолько проникнуто устремлениями идейного борца-просветителя, что публицистическое начало в его произведениях заслоняет в глазах многих критиков начало художественное. Однако Вольтер - не только велики" мыслитель и борец, но и великий: писатель, идеи которого всегда облечены в художественные слова, без чего они были бы лишены наибольшей части своей действительной силы. Его современник "понимал" это, и когда в 1778 г., незадолго до своей смеряй, 84-летний Вольтер приехал в. Париж, народ приветствовал его криками: "Да здравствует "Генриада"!", "Да здравствует "Магомет"!", "Да здравствует "Девственница!", называя художественные, а не чисто публицистические произведения Вольтера.

Правда, а творчестве Вольтера мало того, что мы обычно называем поэзией: в нём преобладает мысль, рассудочное начало. Однако у него есть и такие произведения, которые полны самой подлинной и благородной поэзии. Таковы трагедия "Заира", отличающаяся большой нежностью чувства, дерзкая и прелестная в поэтическом отношения поэма "Орлеанская девственница", многие страницы философских повестей Вольтера ("Простак", "Задиг" и др.)., Отсутствием лиризма и преобладанием мысли и вкуса над чувством характеризовался господствующий стиль всей французской литературы XVIII в., стиль позднего классицизма. Но, будучи крупнейшем мастером этого стиля, Вольтер вместе с тем и разлагал его, внося в рамки классического канона новое боевое содержание. Вообще же Вольтер заострял и развивая в классицизме те черты, которые относятся не к его придворно-аристократической оболочке, а к его буржуазным и даже народным корням.

Далее докладчик, приводя богатые примеры, анализирует трагедию, поэму и прозаическую повесть - те области литературы, в которых Вольтер создал шедевры векового значения, доныне живые.

С докладом на тему "Вольтер как историк" выступил чл. -корр. АН СССР Е. А. Косминский.

Историзм XIX в., указал докладчик, часто противопоставляют аристократизму "века Просвещения". Это противопоставление неверно. В XVIII в. складываются основы прогрессивной буржуазной исторической науки. Реакционная романтика XIX в. представляет во многих отношениях шаг назад.

"Век Просвещения" получил от предшествующей эпохи собранные эрудитами огромные груды исторических материалов, геологические построения истории, оторванные от истории механистические теории и сомнение в самой возможности исторического знания. "Просветители", особенно Вольтер, провели огромную критическую и конструктивную работу по созданию новой науки.

Вольтер - не историк-профессионал, подчёркивает докладчик; исторические труды - не самая главная часть его просветительной работы, В исторических произведениях он остаётся в значительной мере публицистом и литературным критиком. Но размах его исторических зданий и интересов огромен, и можно назвать мало имел, имевших такое влияние на развитие исторической науки, как Вольтер.

Для Вольтера изображение прошлого есть прежде всего орудие борьбы с ещё живым наследием этого прошлого - с феодальным обществам я особенно с феодальной церковью. Он сознаёт свое призвание по-новому построить всё здание истории, для чего необходимо ниспровергнуть все исторические построения предшествующей эпохи.

С этих позиций Вольтер борется с теологическим пониманием истории, с гуманистической традицией превознесения античного мира, с псевдопатриотической тенденцией превозносить феодальное прошлое Франции, с некритическим нагромождением фактов у эрудитов.

Главная сила Вольтера в исторической критике. Это не формальная критика источ-

стр. 90

ников, как у эрудитов, а критика достоверности событий в их связи. Источники расцениваются им с точки зрения их партийной направленности.

Вольтер ставит истории как науке новые задачи: изучение истоки культуры, науки, техники, экономики, финансов, военного дела, состава народонаселения. В связи с этим меняются и внешние приёмы расположения материала. Вольтер сознаёт единство всех сторон исторического развития. Важнейшей заслугой Вольтера является расширение им круга всемирной истории на внеевропейские страны, в том числе на страны Дальнего Востока. Он применяет сравнительно- исторический метод, привлекает этнографический материал.

Величайшей ценностью в истории Вольтер считал завоевания разума, просвещения, свободы и гуманности.

Конструктивная сторона исторических трудов Вольтера слабее, чем критическая. Его методологические идеи очень шатки, что понятно для его эпохи, но остаётся особенностью буржуазной историографии и в дальнейшем. Движущими силами истории ему представляются случайность, воля великих деятелей, "дух времен"", "гений народов", присущий людям "инстинкт техники".

В ряде вопросов Вольтер продолжал стоять на наивно механистических позициях XVII в. (объяснение происхождения языка, религий, мифов и т. д.). Вольтер плохо понимал историческую роль народных масс, страданиям которых он глубоко сочувствовал. Народ для него - тёмная и косная масса, опора религии и предрассудков, просвещение которой может идти лишь очень медленно. В истории представляет интерес лишь мыслящая, просвещённая верхушка общества. Антирелигиозная тенденция Вольтера приводит его нередко к крайне одностороннему, а иногда и совсем неправильному пониманию важнейших моментов в истории человечества (падение Римской империи, история Византии, Реформация, английская революция и т. д.). Изображение им истории восточных народов основано на явно недостаточном материале и часто сводится к нравоучительным басням.

Все эти недостатки неизбежны на ранней стадии развития буржуазной науки и часто усугубляются личными качествами Вольтера - его полемическим задором, готовностью браться за непосильные задачи.

Но именно его личные качества: страстность, талантливость, смелость, полемическое искусство, бестрепетность в ниспровержения старых кумиров, несравненное остроумие, едкий критический ум, ненасытная жажда знания и темперамент просветителя - сделали его лучшим выразителем идей этой эпохи и позволили ему оказать решающее влияние на развитее исторической мысли.

Под его непосредственным влиянием находились лучшие историки XVIII в. во, Франция, Англия, Германии и России. Оно сказывается и на ряде историков XIX века.

Проф. М. А. Дынник посвятил свой доклад выяснению роли и значения Вольтера как философа.

Проф. Н. Н. Полянский в докладе "Вольтер - борец за новое право и правосудие" охарактеризовал деятельность Вольтера на поприще борьбы за правосудие и его воззрения в области права.

Работа Вольтера над "Историей России при Петре Великом" была освещена проф. А. И. Андреевым, который на основами" переписки Вольтера и других источников (письма И. И. Шувалова, Б. М. Салтыкова и др.) проследил рост интересов Вольтера к данной теме, выяснил отношение русского правительства 30 - 50-х гг. XVIII в. к неоднократным попыткам Вольтера получить из России нужные ему материалы и т. д. Проф. А. И. Андреев обрисовал основные этапы работы Вольтера в 1757 - 1761 гг. над подготовкой первого и второго томов "Историй Россия при Петре Великом" и отметил участие русских учёных - М, В, Ломоносова, Ф. И. Миллера " др. - в создания этого труда. В заключение была дана оценка труда Вольтера современника"!" - К. Г" Разумовским, Екатериной II и др. - и историками XIX и XX веков.

С докладом на тему "Вольтер и Ньютон" выступил проф. Н. И. Идельсон. Тот факт, что за три года, проведённых Вольтером в Англия, он испытал сильнейшее влияние английского общественно-политического строя, английской философии и драматургии, общеизвестен и понятен. Но, пожалуй, несколько более удивительно, говорит докладчик, что Вольтер с таким же острым интересом увлекался и физико-математической наукой Англии, что он с замечательной интуицией и прозорливостью стал на сторону сравнительно новой тогда ньютоновской доктрины и несколько позже сделался её первым глашатаем во Франции. Основные преимущества метода Ньютона по сравнению с другим основным направлением науки того времени - картезианством - ' Вольтер видит в его экспериментальном характере "Натуральной философии", в отсутствии излишних гипотез, в математической строгости и общеобязательности выводов. Многочисленными местами из переписки Вольтера устанавливается крайне резкое отношение его к системам Декарта и Лейбница.

Большой интерес вызвал доклад научного сотрудника Ленинградской публичной библиотеки В. С. Люблинского о вольтеровских фондах в СССР.1 .

В. А.


1 См. "Исторический журнал" N 1 - 2 за 1945 г., статья В. Люблинского "Библиотека Вольтера".

стр. 91

Сессия в Московском государственном ордена Ленина университете имени М. В. Ломоносова, посвящённая истории западных и южных славян

С 17 по 20 ноября 1944 г, на историческом факультете МГУ состоялась сессия, посвящённая изучению истории славянских народов.

Сессия открылась докладом чехословацкого учёного профессора Пражского университета З. Р. Неедлы "Само и его государство". Подробный анализ историографии вопроса и единственного известного нам современного источника о нём - латинской хроники Фредегара, - изучение богатого материала археологических изысканий позволили проф. Неедлы по-новому подойти к спорной проблеме о характере государства Само.

Докладчик выдвинул проблему славяно-аварских отношений, связи между движением Само и аналогичными движениями среди славянских племён в Восточной Европе, наконец, вопросы административно -политического устройства государства Само. Государство Само проф. Неедлы охарактеризовал как союз племён, что объясняет непрочность этого первого известного нам межплеменного образования у славян и причины его быстрого распада.

Большое внимание привлёк доклад проф. А. В. Арциховского "О средневековом культурном единстве славян". На основе обширного археологического и лингвистического материала докладчик показал культурное единство славянских народов в X - XIII вв., живших "а огромном пространстве - от Лабы и Дуная до Волхова, Волга; Оки и Кубани. Проф. Арциховский, объясняя это "замечательное явление, указывал, что приданы его коренятся в комплексе тесных культурных связей, которые объединяли в X - XIII вв. славянский мир.

Теме древнейших франко-славянских отношений был посвящён доклад проф. Н. П. Грацианского "Карл Великий и славяне". Подробно изучив события того времени и политику Карла Великого по отношению к Дааии и Саксонии, автор пришёл к выводу, что основатель империи не предполагал включать славянские земли в её состав и что враждебные столкновения между отдельными славянскими племенами и франками никогда не перерастали рамок обычных пограничных войн. Автор коротко охарактеризовал славяно-германские отношения IX - X вв., указав на изменение внешней политики империи с утверждением на императорском престоле саксонского лома. Первые представители его - Генрих Птицелов и Оттон I - явились инициаторами, агрессивного восточного похода германцев.

Чрезвычайно интересной теме - культурным и политическим связям России со славянским миром - был посвящён доклад проф. М. Н. Тихомирова "- Россия и южные славяне (до конца XVIII в.)". Автор подробно остановился на отношениях России с южными славянами в древнейший период, когда они были соседями в низовьях Дуная, и подчеркнул тот факт, что уже з тог период Русь оказывала сильное культурное влияние на южных славя.". С XVI - XVII вв. в годину бедствий всех южно-славянских народов, попавших под турецкое иго, влияние России особенно усилилось, Заслугой докладчика явилось освещение политических связей в этот период между Россией и южным" славянами.

Учёному, имеющему мировую известность, Ф. И. Успенскому посвятил свой доклад кандидат исторических наук Б. Т. Горянов "Ф. И. Успенский о взаимоотношениях Византии и южных славян". Автор связывает исторические взгляды и интересы Успенского с общественно- политическими настроениями в России конца XIX и начала XX века.

Ярким докладом проф. - Неедлы "Чешский историограф Палацкий" открылось заключительное заседайте сессии. Палацкий - историк-политик - завершал собой период национального возрождения Чехия, когда молодая национальная буржуазия, переживавшая период "бури и натиска", смело бросила вызов воинствующему пангерманизму. Такова основная линия доклада.

Доцент С. А. Никитин в своём докладе "Возникновение Московского славянского комитета" осветил общественно-политическую жизнь России и Болгарии в XIX веке. Создание славянского комитета в условиях международной ситуации, сложившейся после Крымской войны, лишний раз подчеркивает роль Россия в освобождении южных славян.

Заключительный доклад на тему "Польское восстание 1830 - 1831 гг. и европейские державы" прочёл чл. -корр. АН СССР проф. В. И. Пичета. Докладчик воссоздал сложную международную ситуацию, которая сложилась в Европе в связи с польским восстанием. Польский вопрос являлся в то время одним из основных вопросов европейской политики, он в значительной степени определил её дальнейшее развитие.

В заключение ВЫСТУПИЛ декан исторического факультета проф. С. П. Толе тов. Он охарактеризовал современные задачи советского славяноведения и отметил достигнутые успехи.

В. Королюк

 


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ИСТОРИЧЕСКАЯ-НАУКА-В-СССР-2015-11-08-1

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Svetlana GarikКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Garik

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА В СССР // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 08.11.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ИСТОРИЧЕСКАЯ-НАУКА-В-СССР-2015-11-08-1 (дата обращения: 18.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Svetlana Garik
Москва, Россия
939 просмотров рейтинг
08.11.2015 (3083 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
Вчера · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
Вчера · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
Вчера · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
Вчера · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
4 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
5 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
5 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
6 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров
Выдвинутая академиком В. Амбарцумяном концепция главенствующей роли ядра в жизни галактики гласила: «Галактики образуются в результате выбросов вещества из их ядер, представляющих собой новый вид "активной материи" не звёздного типа. Галактики, спиральные рукава, газопылевые туманности, звёздное население и др. образуются из активного ядра галактики».[1] Бюраканская концепция – образование звёзд происходит группами. В небольшом объёме образуется большое количество звёзд.
Каталог: Физика 
7 дней(я) назад · от Владимир Груздов
КИТАЙ И ИНДИЯ В АФРИКЕ: азиатская альтернатива западному влиянию?
Каталог: Разное 
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА В СССР
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android