Libmonster ID: RU-9083

Эпоха Возрождения принесла с собой новую ступень в развитии философии - немецкую классическую философию. Её виднейший представитель И. Кант (1724 - 1804) получил возможность реально оценить религию, которая была в Средневековье самой властной силой. Кант опроверг все доказательства бытия Бога и объяснил веру в него как постулат практического разума (разумеется, Кант не был атеистом). Завершил формирование платформы новой философии Гегель (1770 - 1831). Он создал всеохватывающую философскую систему, в которую вошли философия познания, философия права и морали, философия религии и другие сферы общественной жизни.

Но наступивший XIX в. породил новую ступень общественного развития - капитализм. Его возникновение и развитие оказалось в поле зрения К. Маркса. В этой связи особое внимание он обратил на гегелевскую философию истории. Приняв гегелевский метод исследования, Маркс стал его последователем. Однако в отличие от объективного основания в виде абсолютного духа (идеи) Гегеля Маркс принял в качестве такого основания экономическое развитие, которое при зарождении капитализма продемонстрировало свою решающую значимость во всех общественных процессах. Иными словами, Маркс перевёл диалектику Гегеля на язык материализма.

Первой реакцией на возникший капитализм был "Манифест "Коммунистической партии" (1848). В нём Маркс и Энгельс выразили своё эмоциональное отношение к невзгодам, на которые капитализм обрекал трудящихся. Так возникла позиция борцов с капитализмом. Только после этого Маркс приступил к исследованию экономики нового общества (главный труд Маркса "Капитал"

стр. 60

в 4-х томах). В нём была сформулирована суть идеологии, получившей наименование марксизма. Исследуя процесс товарного производства, Маркс беспощадно осуждал все пороки буржуазных порядков: описывал ужасы первоначального накопления капитала, пророчил абсолютное обнищание пролетариата, а естественный процесс безвозмездного присвоения прибавочной стоимости характеризовал как эксплуатацию1. Очевидно, что после такой филиппики в адрес капитализма должно было последовать упование на новый общественный строй. Для этого следовало рассматривать историю общества как смену ступеней его развития. Такими ступенями стали общественно-экономические формации. Теперь возникла возможность сделать заявку на новую формацию - коммунизм. Это было роковое заблуждение Маркса, пагубно повлиявшее на последующую историю. Корень этого заблуждения лежит в степени понимания закономерности перехода от одной формации к другой. Само собой разумеется, что этот переход означает смену экономики предыдущей формации на экономику новой формации. Такая смена находит своё выражение в смене систем производственных отношений2.

По мысли Маркса, переход от капитализма к коммунизму обусловлен необходимостью разрешить противоречие между общественным характером производства и частной формой его присвоения. Но это противоречие также неразрешимо, ибо само себя воспроизводит во всех типах хозяйственной деятельности (коме натурального хозяйства). Различия заключаются в том, что


1 Однако если убрать все оценки, которые давал Маркс товарному производству, то останется полноценное научное исследование промышленной экономики. В некоторых случаях это исследование признавалось в качестве учебника по политической экономии. К. Каутский в доступной форме изложил эту работу в книге "Экономическое учение Карла Маркса".

2 Производственные отношения каждой формации находят своё выражение в базовых бинарных отношениях. Базовым отношением капиталистических производственных отношений является отношение "предприниматель - наёмный работник". Характеризуя их, Энгельс назвал такое отношение антагонистическим. Это преувеличение вызвано желанием обострить ситуацию. На самом деле, эти стороны по закону диалектики находятся в состоянии борющихся противоположностей, но одновременно - в единстве. Таким образом, оторвать участников этого отношения, как это предполагается для пролетариата в ходе социалистической революции, невозможно. Противоречие самовоспроизводится, и стороны его находятся в состоянии инверсии.

стр. 61

изменяется масштаб общественной роли производства и возникают различные формы присвоения.

При развитии капитализма все возникающие конфликты разрешаются самим капитализмом, так как буржуазное общество является в отличие от предыдущих формаций органической системой, способной развиваться на собственной основе. Непосредственным последствием заблуждения о возможном коммунизме стало формирование в различных странах коммунистических партий, последователей российского большевизма. Даже возникшие в конце XIX в. социал-демократические партии первоначально ориентировались на революционную борьбу. В последующем они заняли реформаторские позиции.

Однако несостоятельность тех выводов, которые связаны с учением о коммунизме, не лишают научности теоретических основ новой философии и трудовой теории стоимости. Энгельс во введении к "Анти-Дюрингу" (1878) называет два величайших открытия Маркса: материалистическое понимание истории и теорию прибавочной стоимости. Первое открытие означает создание новой философии как продолжение немецкой классической философии; второе продолжает и развивает трудовую теорию в классической политэкономии (Смит, Рикардо).

Марксизм определил научный статус философии как диалектику, имеющую свой предмет познания. Это наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления. Марксизм заложил основы материалистической теории познания, сформулировал законы диалектики в рамках материализма, определил соотношение формальной и диалектической логики и другие современные проблемы философского знания. Анализируя историческое развитие общества, марксизм создает теорию происхождения классов, исследует роль насилия в истории (по Гегелю движущей силой развития общества является зло). Особое место в марксизме занимает проблема перехода от капитализма к коммунизму. В "Критике Готской программы" (1875) Маркс намечает три этапа этого перехода: непосредственный переходный период с диктатурой пролетариата, период социализма и завершающая стадия - коммунизм. Это ошибочное утверждение, вытекающее из учения о коммунизме, содержит в себе два рациональных положения: во-первых, всякая социальная революция ведёт к диктатуре класса, утверждающего новую формацию; и, во-вторых, учение о социализме становится актуальным при современном развитии демократического капитализма. Таким

стр. 62

образом, эти положения марксовой теории не нарушают границ научного знания.

История получила не только теорию марксизма, но и попытку её практического осуществления. Это сделали русские марксисты (большевики). Всё началось в феврале 1917 г., когда внезапно началась русская буржуазная революция. Принявшие в ней участие большевики, выбрав удачный момент в октябре того же года, совершили государственный переворот. Но, следуя рецептам марксизма, они объявили этот переворот социалистической (пролетарской) революцией, а установление диктатуры партии большевиков - установлением диктатуры пролетариата. И делалась эта подмена понятий из добросовестного самообмана, основанного на стремлении перевести эти происходившие события на язык теории Маркса. В то же время они понимали, что экономический уровень развития России, да к тому же пострадавшей в ходе гражданской войны, не может служить основанием для непосредственного строительства социализма (коммунизма). Поэтому было решено возродить частную собственность и товарно-денежные отношения (НЭП) с тем, чтобы в будущем начать строить новое общество. Создалась ситуация, при которой виртуальная цель (коммунизм) получила в своё распоряжение реальное средство - экономику - для достижения этой цели. (Тем не менее меры, принятые большевиками, принесли пользу обществу, оживив экономику за сравнительно короткий срок - около 4-х лет, что позволило преодолеть продовольственную разруху периода военного коммунизма.)

Политическая деятельность большевиков рано или поздно должна была обнаружить свою несостоятельность. Однако смерть Ленина ускорила этот процесс. В течение десяти лет шла борьба за власть. В этой борьбе наследники Ленина были обречены, так как их деятельность была направлена на достижение личной цели. В то же время Сталин, занимавший должность, которая делала его обязанным принимать практические решения, проявил себя как прагматик и в этом качестве выиграл борьбу за власть. В 1934 г. победа Сталина над "ленинской гвардией" привела его к установлению личной диктатуры и тоталитарного политического режима3.


3 Тоталитаризм как политический режим возник в первой половине XX в. Это была реакции на длительный мировой кризис 1929 - 1939 гг. Его родина - Италия. Муссолини в 1922 г. объявил о создании корпоративного общества (один вождь, одна партия, один народ). За Италией

стр. 63

Захватив власть, Сталин, используя марксистскую лексику, строил государство по своему произволу. Так, появились утверждения о том, что государственная собственность и есть, по Марксу, общественная собственность. Все преобразования именовались строительством социализма, и в 1934 г. Сталин заявил о победе социализма в основном. Марксистское учение о классах было дополнено утверждением, что по мере успехов в строительстве социализма классовая борьба обостряется, что государство при коммунизме отомрёт, но сначала оно должно укрепляться. Это был бессовестный обман, опирающийся на повседневное насилие. В целом весь период истории коммунистической России при Сталине и его последователях ничего общего с марксизмом не имел.

В 1991 - 1999 гг. Россия пережила политическую революцию. Вместе с ней началась антикоммунистическая кампания. В ней коммунистический режим представлялся как марксистский. Стремление опорочить все идеи марксизма привело к забвению двух великих, по выражению Энгельса, открытий Маркса Теория прибавочной стоимости лежит в основании всей политэкономии подобно тому, как теория относительности и квантовая механика лежат в основании современной физики.

Материалистическое понимание истории является центром всей марксистской философии. В потоке антимарксизма потонул статус философии как науки. Сейчас её характеризуют как рефлексию о предельно общих основаниях бытия и познания. В качестве философского знания объявляются трактовки частных проблем (например, спиритуализм, фрейдизм). Игнорирование философии как науки ведёт к её замене политикой. Из-за этого философия теряет свою роль в формировании мировоззрения общества, и обыденное сознание становится достоянием политиканства и меркантилизма.

Марксизм прошел длинный тернистый путь. Ещё при жизни Маркса борьба мнений вокруг его теории показала, что идеи Маркса имеют фундаментальное значение, что считать их стоящими вне


последовала Германия, переживавшая еще и трудности Веймарской республики (Гитлер, 1933 г.), Испания как результат гражданской войны 1936 - 1939 гг. и необходимости умиротворения (Франко, 1939).

Россия в какой-то мере стояла в стороне от мирового кризиса, но в результате коллективизации сельского хозяйства переживала голод в начале 30-х гг., который стал причиной гибели нескольких миллионов крестьян.

стр. 64

науки бессмысленно. Марксизму не повезло с его практической проверкой. Попытка большевиков России претворить идеи Маркса в жизнь была обречена, несмотря на добросовестное желание последователей Маркса сделать это. Россия была не готова к такому эксперименту из-за экономической и политической отсталости от развивавшегося капитализма в Европе и Америке. Неудача большевиков привела к диктаторскому режиму Сталина Бедой для марксизма стало порочащее его мнение, связывавшее сталинщину с марксизмом. Этот период лежал в другом русле истории, ничего общего не имевшем с марксизмом. Это был период тоталитаризма в Европе. Пауза в обращении к марксизму наступила в связи с развернувшимся антикоммунизмом, ставшем врагом и его научной теории.

Но вот наступает время формирования всеобщей истории, которую образуют современные общества демократического капитализма, и вопрос о социализме появляется вопреки воле противников марксизма. В этих новых условиях обращение к Марксу станет научной потребностью, так как дальнейшее общественное развитие исключает государственность в её традиционном виде, делает экономические отношения прозрачными, социальные противоречия не будут иметь конфликтного характера и т.п. Вероятно, справедливые слова Маркса о скачке из царства необходимости в царство свободы станут реальностью.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ИСТОРИЧЕСКАЯ-СУДЬБА-МАРКСИЗМА

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Galina SivkoКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Sivko

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Ю. С. Архипов, Я. З. Хайкин, ИСТОРИЧЕСКАЯ СУДЬБА МАРКСИЗМА // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 14.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ИСТОРИЧЕСКАЯ-СУДЬБА-МАРКСИЗМА (дата обращения: 25.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Ю. С. Архипов, Я. З. Хайкин:

Ю. С. Архипов, Я. З. Хайкин → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Galina Sivko
Краснодар, Россия
2737 просмотров рейтинг
14.09.2015 (3146 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ОНИ ЗАЩИЩАЛИ НЕБО ВЬЕТНАМА
Каталог: Военное дело 
Вчера · от Россия Онлайн
КНР: ВОЗРОЖДЕНИЕ И ПОДЪЕМ ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Россия Онлайн
КИТАЙСКО-САУДОВСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (КОНЕЦ XX - НАЧАЛО XXI вв.)
Каталог: Право 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙСКО-АФРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: УСКОРЕНИЕ РАЗВИТИЯ
Каталог: Экономика 
5 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ИСТОРИЧЕСКАЯ СУДЬБА МАРКСИЗМА
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android