Libmonster ID: RU-14484
Автор(ы) публикации: Ю. А. ПОЛЯКОВ, Э. Е. ПИСАРЕНКО

Член-корреспондент АН СССР Ю. А. ПОЛЯКОВ, Э. Е. ПИСАРЕНКО

(К ПОСТАНОВКЕ ВОПРОСА)

За последние несколько лет вопросы изучения советского образа жизни выдвинулись на авансцену общественных наук. Актуальность и важность этой проблемы заключается в том, что она неразрывно связана с повседневной жизнью общества. Вопросы советского образа жизни не только трактуются в сугубо научных, специальных трудах, - они интересуют широкие массы трудящихся нашей страны. Недаром газеты и журналы постоянно публикуют письма и заметки рабочих, крестьян, представителей интеллигенции, раскрывающие различные грани и черты советского образа жизни.

Утверждение и развитие нового, социалистического образа жизни имеет огромное историческое и международное значение. Это обстоятельство подчеркнул Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР Л. И. Брежнев. В приветствии участникам Всесоюзной научно-практической конференции "Социалистический образ жизни и вопросы идеологической работы" (май 1977 г.) он писал: "Образ жизни, рожденный социализмом, стал достоянием не только советских людей, но и трудящихся стран социалистического содружества. В реально утвердившемся социалистическом образе жизни народы мира видят тот идеал, о котором мечтали лучшие умы человечества, за который боролись и борются миллионы и миллионы людей труда"1 . Новая Конституция СССР отражает и законодательно закрепляет основные черты и преимущества советского образа жизни. Характеризуя развитое социалистическое общество, преамбула Конституции констатирует, что на этом этапе "все полнее раскрываются созидательные силы нового строя, преимущества социалистического образа жизни".

Различные аспекты проблемы образа жизни освещаются и в партийной печати2 и в научных исследованиях - работах фило-


1 Л. И. Брежнев. Ленинским курсом. Речи и статьи. Т. 6. М. 1978, стр. 370.

2 "Наш советский образ жизни" (передовая). "Коммунист", 1973, N 5; "Социалистический образ жизни" (подборка статей и краткий обзор литературы по проблемам образа жизни). "Политическое самообразование", 1974, N 7; Ш. Рашидов. Социалистический образ жизни и национальное самосознание. "Проблемы мира и социализма", 1975, N 9; Е. А. Ануфриев. Сущность и черты социалистического образа жизни. "Коммунист Белоруссии", 1975, N 9; Г. Е. Глезерман. Формирование и развитие социалистического образа жизни. "Коммунист" (Вильнюс), 1975, N 1; Н. Кристостурьян. Сущность и основные черты социалистического образа жизни. "Коммунист Советской Латвии", 1975, N 9; А. Бутенко. К вопросу о социалистическом образе жизни. "Коммунист", 1976, N 1; В. Толстых. Социалистический образ жизни и культурный рост личности. "Коммунист", 1977, N 1; М. Михалик. Интересы и образ жизни при социализме. "Проблемы мира и социализма", 1977. N 2, и др.

стр. 3


софов3 , экономистов4 , социологов5 , специалистов по научному коммунизму6 , юристов7 , этнографов8 , психологов9 . Объем научной литературы по этим проблемам в последние годы настолько возрос, что выпускаются специальные реферативные сборники и многочисленные указатели литературы10 . Имеется материал по этим вопросам и в справочных изданиях11 . Активно обсуждаются вопросы методологии, исследования образа жизни, его критерии, характер, типология и другие аспекты проблемы. Ученые высказывают различные точки зрения по поводу самого понятия "образ жизни"12 . Помимо специальной литературы о проблемах образа жизни вопрос об определении этой категории нередко затрагивается и в работах по смежной проблематике. Плодотворную попытку сформулировать определение образа жизни предпринял чл. -корр. АН СССР М. П. Ким13 . Выработка понятийного аппарата всегда связана с большими трудностями. В этом направлении сосредоточены усилия ученых как нашей, так и других социалистических стран, в частности ГДР и Чехословакии 14 . Большое внимание в литературе уделено значению вопросов социалистического образа жизни в совре-


3 В. И. Толстых. Образ жизни. Понятие. Реальность. Проблемы. М. 1975; В. С. Семенов. Образ жизни советского человека. М. 1975; "Философские проблемы общественного развития (Некоторые аспекты формирования и развития социалистического образа жизни)". М. 1976, и др.

4 С. Гинайте. Экономические аспекты социалистического образа жизни. "Экономические науки", 1975, N 9; Е. И. Капустин. Социалистический образ жизни. Экономический аспект. М. 1976; Б. Пугачев. Экономические и социальные проблемы социалистического образа жизни. "Экономические науки", 1976, N 11, и др.

5 "Социологические проблемы образа жизни" (подборка статей). "Социологические исследования", 1974, N 2; 1976, N 1, стр. 235 - 236 (перечень литературы по проблеме); "Проблемы социалистического образа жизни". М. 1977, и др.

6 "Социалистический образ жизни" (все статьи номера посвящены проблемам образа жизни). "Вестник Московского университета", серия 13, Теория научного коммунизма, 1975, N 6; П. М. Ниязов, Р. М. Божко. Общественная собственность - основа советского образа жизни. Там же, 1976, N 3; "Социалистический образ жизни". М. 1976; С. М. Шендрик. О нравственном аспекте социалистического образа жизни. "Научные доклады высшей школы. Научный коммунизм", 1977, N 4, и др.

7 В. Н. Кудрявцев, В. З. Роговин. Борьба с индивидуализмом и другими антиподами социалистического образа жизни. "Социалистический образ жизни и современная идеологическая борьба". М. 1976; Н. А. Щелоков. Социалистический образ жизни и вопросы укрепления правопорядка в условиях развитого социализма. "Социологические исследования", 1977, N 3, и др.

8 Г. Е. Марков. Советский образ жизни и проблемы этнографии. "Советская этнография", 1976, N 2; Ю. В. Арутюнян, Л. М. Дробижева. Советский образ жизни: общее и национально-особенное. Там же, 1976, N 3, и др.

9 Б. Д. Парыгин. Советский образ жизни и социально-психологические проблемы формирования личности. Киев. 1975, стр. 24, и др.

10 См., например, "Образ жизни - советский!". Рекомендательный указатель литературы. М. 1975; "Социалистический образ жизни". Аннотированный указатель литературы. Сост. В. А. Киселева, Т. Н. Саутина. М. 1975; "Социалистический образ жизни". Реферативный сборник. М. 1976; "Советский образ жизни - великое завоевание социализма. Решения XXV съезда КПСС - в жизнь!". М. 1976; "Социалистический образ жизни и вопросы идеологической работы". Указатель литературы 1971 -1976 гг. Сост. Н. Н. Гончаренко, М. П. Богатырева, В. Л. Денисов и др. Киев. 1977; "Социалистический образ жизни в СССР (Актуальные вопросы марксистско-ленинской теории)". Библиографический список [книг, статей, авторефератов, диссертаций на русск. яз. за 1975 - 1977 (январь - сентябрь) гг.]. Сост. А. С. Левина. М. 1977, и др.

11 См., например, БСЭ. Изд. 3-е. Т. 18, стр. 217 - 218.

12 См., например, дискуссии на страницах журналов "Вопросы экономики" (1974, N 12), "Рабочий класс и современный мир" (1975, N 1), а также в газете "Комсомольская правда", 5.XI.1974; П. Г. Чередняк. К вопросу о критериях социалистического образа жизни. "Вестник Московского университета", серия 13, Теория научного коммунизма, 1975, N 6, стр. 14; Э. В. Струков. Социалистический образ жизни. Теоретические и идейно-воспитательные проблемы. М. 1977, стр. 7.

13 М. П. Ким. Советский народ - новая историческая общность. М. 1972, стр. 238.

14 См., например, "Lebensweise und Moral im Sozialismus". В. 1972; "Socialisticky sposob zivota". Bratislava. 1975; В. Г. Виноградский. Городской образ жизни при социализме (Методологические проблемы). Саратов. 1977.

стр. 4


менной идеологической борьбе. Имеются и монографии, и материалы конференций, и специальные указатели литературы по этим вопросам15 . Чрезвычайно важно рассмотрение проблемы формирования нового человека в свете задач совершенствования советского образа жизни16 .

Знакомясь с литературой вопроса, нетрудно убедиться в том, что авторами книг и статей являются, как правило, философы, экономисты, социологи. Представители этих дисциплин не только рассматривают проблему образа жизни в комплексе, но и выделяют самые различные аспекты, находящиеся в компетенции соответствующей отрасли науки17 .

Удачно определили свое направление в изучении образа жизни советские экономисты. Написаны диссертации и статьи о значении социалистической собственности, о роли трудовой деятельности, потребностей и потребления, распределения и т. д. в формировании советского образа жизни. Убедительным примером плодотворности такого подхода является названная выше монография Е. И. Капустина. Свои аспекты находят и другие специалисты. Появляются работы о значении и роли в формировании и укреплении советского образа жизни социалистического соревнования и дисциплины труда, демократизма и коллективизма, права и морали, культуры и эстетики, литературы и искусства18 .

Представители исторической науки до сих пор почти не участвуют в разработке проблемы советского образа жизни. Между тем существуют ее отчетливо выраженные исторические аспекты, нуждающиеся в глубоком изучении, без чего эта сложная проблема будет обеднена, а в ряде случаев может получить одностороннее освещение. Вопрос об исторических аспектах изучения советского образа жизни стал подниматься в печати лишь в последние годы19 . П. П. Лопата отметил постепенность складывания социалистического образа жизни в СССР. А. П. Бутенко выдвинул интересные соображения о разнотипности образа жизни в СССР в условиях переходного периода, обусловленной многоукладностью экономики, сложностью классовой структуры общества. В данной статье высказываются некоторые соображения об исторических аспектах изучения советского образа жизни.

Термин "образ жизни" употреблялся давно. Уже ранние представители исторической науки, так называемые логографы, писали, например, об образе жизни древних греков20 . Подобные примеры можно


15 См., например, "Социалистический образ жизни и идеологическая борьба в современных условиях". Указатель советской и иностранной литературы (по фондам ИНИОН АН СССР). 1974 - 1975 гг. М. 1975; "Социалистический образ жизни и современная идеологическая борьба". М. 1976; "Социалистический образ жизни и идеологическая борьба в современных условиях". Указатель советской и иностранной литературы (по фондам ИНИОН АН СССР). Вып. I-IV. М. 1976 - 1977; "Социалистический образ жизни и вопросы идеологической работы. По материалам Всесоюзной научно-практической конференции в Киеве (18 - 20 мая 1977 г.)". М. 1977.

16 В. В. Щербицкий. XXV съезд КПСС о совершенствовании социалистического образа жизни и формировании нового человека. М. 1977.

17 См., например, Б. Н. Бессонов, В. В. Столяров. Социалистический образ жизни и его развитие в современных условиях. М. 1976; "Социалистический образ жизни и народное благосостояние". Саратов. 1977; А. М. Изуткин, Г. И. Царегородцев. Социалистический образ жизни и здоровье населения в свете решений XXV съезда КПСС. М. 1977, и др.

18 См., например, "Советский образ жизни и новый зритель". "Социалистическая революция и искусство". М. 1977, стр. 294 - 318.

19 П. П. Лопата. Социалистический образ жизни. Теоретические основы и практика КПСС. "Вопросы истории КПСС", 1975, N 12; А. П. Бутенко. Октябрь и социалистический образ жизни. М. 1977, стр. 4 - 10; Ю. Поляков. Советский образ жизни. Размышления историка. "Знание - сила", 1977, N 11; его же. Некоторые проблемы истории переходного периода от капитализма к социализму. "Коммунист", 1978, N 4.

20 "История философии". Т. I. Философия античного и феодального общества. М. 1940, стр. 20 - 21.

стр. 5


было бы умножить за счет древней, средневековой, новой и новейшей истории. Однако подойти к подлинно научному рассмотрению, как в целом образа жизни, так и составляющих его важнейших компонентов стало возможным лишь с возникновением подлинно научной методологии изучения общественных явлений - исторического материализма.

Проблема образа жизни, его сути, структуры и формирования во всей полноте была поставлена именно марксизмом. Марксистский подход к анализу образа жизни в целом и всех его компонентов базируется на важнейших положениях научного коммунизма21 . Именно его основоположники доказали, что корни, источники образа жизни как социального явления следует искать в особенностях реального процесса жизнедеятельности общества, в условиях общественного бытия. Открытые К. Марксом и Ф. Энгельсом общие закономерности взаимоотношения образа жизни и социальной природы общества - важнейшая методологическая основа материалистического подхода к изучению как образа жизни в целом, так и его важнейших компонентов - труда и быта. "Способ производства, - подчеркивали Маркс и Энгельс в "Немецкой идеологии", - надо рассматривать не только с той стороны, что он является воспроизводством физического существования индивидов. В еще большей степени, это - определенный способ деятельности данных индивидов, определенный вид их жизнедеятельности, их определенный образ жизни.Какова жизнедеятельность индивидов, таковы и они сами. То, что они собой представляют, совпадает, следовательно, с их производством - совпадает как с тем, что они производят, так и с тем, как они производят. Что представляют собой индивиды, - это зависит, следовательно, от материальных условий их производства"22 .

Одной из наиболее существенных особенностей марксистского подхода к рассмотрению образа жизни является восприятие его как неразрывного единства индивидуального и всеобщего. Индивидуальность личности, ее образ жизни проявляются через реальное поведение индивида в процессе общения с другими людьми в трудовых или бытовых ситуациях, в конкретной деятельности. В то же время образ жизни - это конкретно- всеобщее (а не абстрактно-всеобщее) понятие, отражающее внутренне необходимую связь, взаимообусловленность важнейших компонентов образа жизни, как данного человека, так и данной социальной группы, класса и т. п. Своеобразие категории "образ жизни" прежде всего, состоит в том, что она и всеобщая и конкретная. Она синтезируется на уровне, как отдельной личности, так и группы лиц в рамках определенного общества, в данном случае - советского.

Конспектируя книгу Гегеля "Наука логики", В. И. Ленин выписал и прокомментировал следующее важное положение: "Не только абстрактно всеобщее, но всеобщее такое, которое воплощает в себе богатство особенного, индивидуального, отдельного" (все богатство особого и отдельного!)!! Tres bien!" (Очень хорошо. - Авт.)23 . Именно такой методологический подход открывает возможность конкретного и дифференцированного научного анализа социальной зависимости образа жизни, условий его формирования и развития от различных исторических факторов. В целом образ жизни, который сам является изменяющейся системой, можно изучать в двух основных методологических планах: в системном (когда он рассматривается как неотъемлемый элемент функционирования и развития определенной социальной системы на уровне групповой и индивидуальной жизни людей) и историческом (когда формирование, развитие и смена образа жизни людей


21 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 3, стр. 3; т. 4, стр. 162; т. 8, стр. 208, и др.

22 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 3, стр. 19.

23 В. И. Ленин ПСС. Т. 29, стр. 90.

стр. 6


выступают как процесс и результат изменения определенного способа человеческой деятельности). Именно исторический подход к образу жизни позволяет понять эту категорию как предметное проявление социального в индивидуальном.

Будучи явлением конкретно-историческим, образ жизни охватывает важнейшие сферы деятельности людей - труд и быт, в которых предметно проявляется и сфера идеологии - уровень сознания, психология, мораль личности как конкретного носителя основных черт данного образа жизни. Можно ли, например, представить себе советский образ жизни без советского демократизма, коллективизма, без норм социалистического права, морали, культуры, эстетических ценностей социализма? Разумеется, нет.

Образ жизни обязательно соотносится с конкретными формами социальной организации жизнедеятельности людей, их участием в общественной, политической, экономической жизни, с тем, как удовлетворяются их материальные и духовные потребности, с нормами и правилами их повседневного поведения. И поскольку все это не может происходить вне конкретных исторических условий, вне существующих в каждом данном обществе различий (классовых, профессиональных, между городом и деревней, между отдельными регионами), подход под углом зрения исторической категории позволяет выявить различия в динамике образа жизни горожан и жителей деревни, рабочих, колхозников, интеллигенции и т. п. Положительным примером применения такого подхода могут служить работы о горожанах24 : тут и методология исследования городского образа жизни при социализме, и специфика образа жизни городского рабочего класса, и место городского образа жизни в социальном планировании, и ряд других аспектов этого важного направления в изучении проблемы советского образа жизни в целом.

Значение все более широкого применения этой категории именно под углом зрения исследователя-историка определяется, прежде всего, возможностью конкретно установить (и в каждом данном случае, и применительно к представителям каждого данного класса, социального слоя, профессиональной и демографической группы) единство индивидуального и всеобщего, общего и особенного. Именно это имел в виду Ленин, когда писал, что "у каждого общественного слоя свои "манеры жизни", свои привычки, свои склонности"25 .

Образ жизни как историческое понятие - это самостоятельное целостное социальное явление, которое неразрывно связано с данным способом производства, данной конкретно-исторической формацией, определенной конкретно-исторической системой общественных отношений. Однако понятия "образ жизни" и "общественно-экономическая формация" отнюдь не идентичны. Они имеют свою специфику, свои особенности. Каждой эпохе, каждой формации свойствен определенный образ жизни, видоизменяющийся в зависимости от конкретно-исторических, национальных, географических и прочих условий, но в основе своей определяющийся именно состоянием производительных сил и производственных отношений.

Недооценка исторического подхода к анализу образа жизни приводит иногда к тому, что одна из отраслевых его сторон, отнюдь не показывающая его целиком, в комплексе, неправомерно абсолютизируется и либо не совсем правильно, либо даже искаженно, гипертрофирован-


24 Л. С. Колобов. Образ жизни городского рабочего класса. "Урбанизация и рабочий класс в условиях научно-технической революции". М. 1970, стр. 313 - 324; Н. Н. Цветаева. Городской образ жизни как объект социального планирования. "Человек и общество". Вып. 15. Л. 1976, стр. 121 -126; В. Г. Виноградский. Указ. соч., стр. 18 - 26. 37 - 55.

25 В. И. Ленин. ПСС. Т. 25, стр. 342.

стр. 7


но, фактически неисторично показывает образ жизни того или иного индивида, социальной, профессиональной или демографической группы, класса данного, исторически определенного общества. Образ жизни обусловлен, прежде всего, историческими факторами, социально-экономическими предпосылками и обстоятельствами. Известное положение о том, что развитие - это "взаимозависимость и теснейшая, неразрывная связь всех сторон каждого явления (причем история открывает все новые и новые стороны)"26 , как нельзя более подходит к анализу, рассмотрению образа жизни как исторической категории, его динамики.

Один из важнейших исторических аспектов изучения образа жизни - это анализ его становления и развития. Исторические аспекты изучения образа жизни, его формирования важны для выявления того общего, что присуще образу жизни всех социалистических стран, и тех отличительных черт, которые характеризуют советский образ жизни. Образ жизни не складывается в один момент, не возникает автоматически. Его становление, развитие - процесс. Образ жизни не есть нечто раз и навсегда данное. Он развивается и совершенствуется. Его параметры и черты, находящиеся в диалектическом взаимодействии, изменяются. Изменяется и их соотношение. Изучение этого процесса, абсолютно необходимое для понимания самой сути образа жизни, и есть прямое дело историков. Именно с помощью конкретно-исторического анализа можно выявить и детально проанализировать динамику советского образа жизни - от времени складывания его до периода совершенствования в эпоху зрелого социализма.

Складывание советского образа жизни началось с Великого Октября, с завоевания пролетариатом политической власти в нашей стране. Но предпосылки для формирования этого совершенно нового в истории человечества образа жизни существовали еще до революции в сфере пролетарской, марксистско-ленинской идеологии и морали.

Завоевание пролетариатом государственной власти в России привело уже в самые первые месяцы существования Республики Советов к созданию новых производственных отношений, что не могло не сказаться на жизни нового хозяина страны - пролетариата. Коренное изменение в его общественном положении, превращение его из класса угнетенного в класс господствующий повлекло за собой коренное изменение образа жизни рабочих. Октябрьская революция, кардинальные социально-экономические преобразования, начатые по всей стране уже с осуществления первых декретов Советской власти (о земле, о мире, о национализации крупных предприятий) неизбежно вели к изменениям в идеологии и психологии трудящихся масс нашей страны. И хотя этот процесс был далеко не легким, не простым и сравнительно не быстрым, его масштабы и глубина были довольно значительны уже в самом начале формирования советского образа жизни.

В годы революции и гражданской войны изменения в психологии трудящихся масс нашли свое материализованное выражение в многочисленных фактах массового трудового героизма рабочих Москвы, Петрограда, Тулы, Брянска, Урала и других пролетарских центров, своим самоотверженным трудом обеспечивавших Красную Армию оружием, боеприпасами, обмундированием. Самым ярким проявлением трудового героизма и нового отношения к труду стали коммунистические субботники, возникшие в 1919 году. Они показали "сознательный и добровольный почин рабочих в развитии производительности труда, в переходе к новой трудовой дисциплине, в творчестве социалистических условий хозяйства и жизни"27 . Субботники стали, по словам


26 В. И. Ленин. ПСС. Т. 26, стр. 55.

27 В. И. Ленин. ПСС. Т. 39, стр. 18.

стр. 8


Ленина, одной "из ячеек нового, социалистического, общества"28 . В субботниках сказались именно те черты, которые характеризуют наш образ жизни, - коллективизм, чувство ответственности, "забота рядовых рабочих об увеличении производительности труда, об охране каждого пуда хлеба, угля, железа и других продуктов, достающихся не работающим лично и не их "ближним", а "дальним", т. е. всему обществу в целом"29 .

В годы гражданской войны и интервенции трудящиеся Республики Советов проявили массовый героизм на полях сражений, отбивая натиск внутренних и внешних сил контрреволюции. Этот героизм был обусловлен высокой сознательностью, пониманием целей борьбы. Значение сознательности трудящихся в достижении победы не раз отмечал Ленин. Весной 1919 г. в одной из своих речей он подчеркнул, что "никогда не победят того народа, в котором рабочие и крестьяне в большинстве своем узнали, почувствовали и увидели, что они отстаивают свою, Советскую власть - власть трудящихся, что отстаивают то дело, победа которого им и их детям обеспечит возможность пользоваться всеми благами культуры, всеми созданиями человеческого труда"30 . То, что трудящиеся Советской страны в труднейших условиях "осажденной крепости" сумели под руководством партии разгромить объединенные силы внешней и внутренней контрреволюции, отстоять завоевания Октября, сыграло огромную роль в утверждении нового образа жизни. В массах укрепилось сознание незыблемости советского строя, возникла уверенность в собственных силах, в том, что освобожденный от векового рабства народ непобедим.

Первые годы Советской власти ознаменовались утверждением и углублением идей пролетарского интернационализма, дружбы народов. Революция, разбившая цепи национального угнетения, обеспечившая национальное равноправие, в корне изменила отношения между народами страны. "Установление советского строя в России и провозглашение права наций на государственное отделение, - говорится в резолюции X съезда РКП (б), - перевернули отношения между трудовыми массами национальностей России, подорвали старую национальную вражду, лишили почвы национальный гнет и завоевали русским рабочим доверие их инонациональных братьев"31 . Начался процесс формирования национальной советской государственности. Народы, создавшие национальные советские республики, сознательно и добровольно стремились к объединению. В ходе совместной борьбы против интервентов и белогвардейцев окреп боевой союз освобожденных революцией народов. Их широкое объединительное движение привело к образованию единого Советского государства - Союза Советских Социалистических Республик.

Годы революции и гражданской войны ознаменовались также широким проникновением в сознание трудящихся идей братской солидарности с пролетариями всех стран. Рабочие и крестьяне советских республик понимали, что они выполняют великую историческую миссию - прокладывают путь в светлое будущее для всего человечества, являются передовым отрядом международной армии труда. Отсюда - гордость за достижения своей страны, являющейся оплотом мирового революционного движения, сознание ответственности перед зарубежными братьями по классу, стремление оказать действенную поддержку революционерам Европы, Америки, Азии, Африки в их правой борьбе.


28 Там же, стр. 19.

29 Там же, стр. 22.

30 В. И. Ленин. ПСС. Т. 38, стр. 315.

31 "КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК" Изд. 8-е. Т. 2, стр. 249.

стр. 9


В эти годы появились и зачатки нового быта. Рождались новые, революционные праздники и традиции, слабело бытовое влияние религии, создавались общественные бытовые учреждения - столовые, ясли, детсады, которые Ленин называл образчиками ростков коммунизма32 . После окончания гражданской войны он констатировал: "Социализм уже теперь не есть вопрос отдаленного будущего, или какой-либо отвлеченной картины... Мы социализм протащили в повседневную жизнь"33 .

Таким образом, первые годы Советской власти - время революции и гражданской войны - это период зарождения и укрепления многих основных черт советского образа жизни. Вместе с тем было бы ошибочно относить становление социалистического образа жизни, складывание его основных черт только к первым годам истории Советского государства. Как победа социалистического строя не приходит сразу, автоматически после победы социалистической революции, так и становление советского образа жизни требует времени. Оно происходило по мере укрепления социалистических начал в экономике и культуре, по мере преобразования социальной структуры общества.

Для построения социализма нужен длительный исторический период-период перехода от капитализма к социализму. Примерно в рамках этого периода происходит и становление нового образа жизни. Годы революции и гражданской войны - лишь начальный этап переходного периода. Последующий ряд лет был наполнен самоотверженной борьбой трудящихся масс за построение социализма. Эта борьба была трудной. В стране существовали различные социально-экономические уклады. Крестьянство, составлявшее подавляющее большинство населения, вело преимущественно единоличное хозяйство. Хотя основные эксплуататорские классы - помещики, крупная и средняя буржуазия - были ликвидированы, оставалась (правда, значительно ослабленная в ходе революции) сельская буржуазия - кулачество, оставались оживившиеся в 20-е годы частнокапиталистические элементы в городе. Значительная часть нерусских народов почти не имела промышленного пролетариата, у многих из них еще сохранялись феодальные и даже дофеодальные отношения. Низким был и культурный уровень трудящихся масс. Высокий процент неграмотности (особенно среди сельского населения) не давал возможности добиться в короткие сроки резкого повышения их культурного уровня.

О сложности становления нового быта даже среди рабочих убедительно говорят материалы обследований, проводившихся Е. О. Кабо в середине 20-х годов. Автор дает следующую группировку рабочих: "Первая группа - рабочая целина, сохранившая в 1924 году во всей неприкосновенности старые устои замкнутого дореволюционного быта. Вторая группа - те, в чьей жизни в той или иной форме, теми или иными путями, на наших глазах прошла первой бороздой новая революционная культура. В различные семьи она вошла в разном облике - через школу, детскую организацию, комсомол, Коммунистическую партию, фабрично-заводскую общественность, производственные совещания или делегатские собрания, но так или иначе она модернизировала их сознание и быт, наполнив последний диалектикой сложных динамических противоречий... Третья группа - это те рабочие семьи, где современная культура встретила хорошо распаханную почву и где новый бытовой уклад развивается без больших скачков и противоречий. Культурный уровень здесь, как и в предыдущих группах, различен, местами он еще очень невысок, а новая культура дала еще очень ранние всходы, но быт здесь уже ею более или менее завоеван. Четвертая группа - те рабо-


32 См. В. И. Ленин. ПСС. Т. 39, стр. 24.

33 В. И. Ленин. ПСС. Т. 45, стр. 309.

стр. 10


чие, чья жизнь еще задолго до революции сложилась под влиянием революционной борьбы и социалистических идей"34 .

Уже в 20-е годы были достигнуты серьезные успехи в укреплении позиций социализма. Советская общественно-политическая система вовлекала в активную общественную жизнь миллионы тружеников города и деревни. На переломе 20-х и 30-х годов началось развернутое наступление социализма по всему фронту. В ходе социалистической индустриализации были не только построены тысячи новых фабрик и заводов, но и осуществлено полное вытеснение капиталистических элементов из промышленности. В процессе коллективизации сельского хозяйства было ликвидировано кулачество. Крестьянство превратилось в совершенно новый класс, стало крестьянством кооперированным, колхозным. Полностью исчезла безработица, прекратили свое существование биржи труда. В городе и на селе государственная и кооперативная торговля вытеснила торговлю частную. Ко второй половине 30-х годов социализм одержал победу. Переходный период завершился. Была не только ликвидирована эксплуатация человека человеком, но и уничтожены ее корни. Произошло выравнивание социально-экономического и культурного уровня республик. Ранее отсталые народы, опираясь на помощь народов-братьев, в кратчайшие сроки добились расцвета экономики и культуры. В стране сложились новые, социалистические нации и народности. Идеология интернационализма одержала полную победу. Решительно преодолевались пережитки великодержавного шовинизма и местного национализма. Осуществление культурной революции привело к созданию народной советской интеллигенции. Возникли новое, революционное советское искусство, новая, революционная советская литература, возросло их значение в воспитании качеств человека - строителя коммунистического общества.

С победой социализма, законодательно закрепленной в Конституции СССР 1936 г., сложилось идейно-политическое единство советского общества, свободного от классовых антагонизмов; спаянного единством цели, единством мировоззрения. Еще более возросла роль Коммунистической партии как ведущей и организующей силы нашего народа. Построение социализма означало, что определились и выкристаллизовались основные черты советского образа жизни. В дальнейшем он продолжал совершенствоваться, как и все наше общество в целом. В Великой Отечественной войне народы Страны Советов защищали завоевания социализма, советский строй, советский образ жизни.

Треть века, прошедшая после окончания войны, ознаменовалась всесторонним развитием и укреплением основных черт, характеризующих советский образ жизни. Эта треть века имеет ряд важнейших узловых пунктов, определивших появление новых качественных сторон в образе жизни советских людей35 . Победа социалистических революций в ряде стран Центральной и Юго-Восточной Европы, Азии, на Кубе, создание мирового социалистического содружества привели к возникновению новых качественных сторон в развитии интернационализма. Политическое и экономическое сплочение, укрепление братского союза стран социалистического содружества служат ярким воплощением социалистического интернационализма в действии. С победой социализма социалистический образ жизни сформировался и в других странах, где он также непрерывно совершенствуется. Ныне отчетливо видны


34 Е. О. Кабо. Очерки рабочего быта. Т. I. М. 1928, стр. 28.

35 См., например: "Научно-техническая революция: личность, деятельность, коллектив (Социально-психологический аспект)". Киев. 1975, стр. 289 - 339; Л. А. Костин. Высшая цель социализма. М. 1976, стр. 145 - 267; "Развитое социалистическое общество и общественный прогресс". Л. 1976, стр. 118 - 174.

стр. 11


присущие ему общие черты36 . Теперь очевидно, что советский образ жизни - конкретно-историческая форма образа жизни социалистического.

При всестороннем историческом анализе советского образа жизни необходимо учитывать и то, что он формируется не только на основе объективных факторов, но и под сильным влиянием субъективных факторов, прежде всего политики Коммунистической партии. Это обязывает историка, рассматривающего важнейшие стороны советского образа жизни, осуществлять дифференцированный подход к исследованию того или иного периода его формирования, выявлять специфику каждого этапа.

Двигаясь вперед по пути коммунистического строительства, советские люди построили общество развитого социализма, всесторонняя характеристика которого дана в новой Конституции СССР. Это важнейший итог их самоотверженного труда. В условиях развитого социализма черты советского образа жизни получают наиболее яркое выражение. Они-то и служат сейчас предметом пристального внимания ученых - представителей общественных наук.

Обзор основных этапов становления и развития советского образа жизни сделан нами для того, чтобы показать наличие исторических аспектов в изучении этой проблемы и необходимость их всесторонней разработки, освещения того, как, под влиянием каких факторов, в соответствии с какими конкретно-историческими условиями и процессами происходило зарождение и развитие основных черт советского образа жизни. Ныне представляется возможным и целесообразным исследовать зарождение и развитие основных черт советского образа жизни в их совокупности применительно к различным историческим периодам (Октябрьская революция и гражданская война, годы восстановления народного хозяйства и т. д.). Не менее важно рассмотреть в историческом разрезе влияние на зарождение и развитие советского образа жизни таких факторов, как коренные изменения в общественном положении рабочего класса после победы Октября и создание новых производственных отношений, осуществление социалистической индустриализации, коллективизации сельского хозяйства, развертывание культурной революции, преобразование социальной структуры общества и т. д.

Темой исследований может послужить показ (также в историческом разрезе) влияния на становление советского образа жизни ленинской национальной политики КПСС, укрепления дружбы народов, складывания новой исторической общности людей - советского народа. История коммунистических субботников, ударничества, стахановского движения, многочисленных форм социалистического соревнования в послевоенный период поможет раскрыть глубокие исторические корни таких черт советского образа жизни, как сочетание и даже единство личных и общественных интересов, новое отношение к труду.

Изучение процесса становления образа жизни - первый, но не единственный исторический аспект этой проблемы. Другой аспект сводится к анализу тех элементов, которые органически вошли в это понятие, стали его неотъемлемыми составными частями. Не подлежит сомнению, что эти элементы весьма важны. Не случайно в Конституции СССР зафиксировано, что советский народ соблюдает верность своим революционным традициям. Наши праздники (8 Марта, 1 Мая, 9 мая. 7 октября, 7 ноября и другие), в основе которых лежат события


36 См., например, Г. Хоппе. Экономика, политика и социалистический образ жизни. "Взаимодействие экономической и политической системы в социалистических странах на современном этапе. Марксизм-ленинизм и наше время". Прага. 1977; З. Суфин. Совершенствование социалистического образа жизни. Там же; В. Г. Смолянский. Ценности социалистического мира. М. 1977.

стр. 12


прошлого, сближают историю с современностью. Отмечая эти даты, советские люди подводят итоги производственной деятельности, к ним стремятся приурочить досрочное выполнение планов, оценку хода социалистического соревнования. Как конкретно материализуются в нашем обществе эти замечательные события прошлого, можно проследить на примере ставшего традиционным Всесоюзного субботника в честь дня рождения В. И. Ленина. Только в 1978 г. в субботнике приняло участие более 147 млн. человек, промышленность страны выпустила продукции на 794 млн. рублей. В фонд десятой пятилетки было передано свыше 163 млн. рублей. ЦК КПСС, Совет Министров СССР и ВЦСПС направили эти средства на строительство учреждений здравоохранения, сельских школ и дошкольных учреждений37 . Одной из характерных черт советского образа жизни стало всенародное празднование исторических юбилеев. За последние годы широко отмечались 50-летие Великого Октября, 100-летие со дня рождения В. И. Ленина, 50-летие образования СССР, 30-летие Победы, 60-летие Октября, 60-летие Советских Вооруженных Сил и другие.

Для советского образа жизни традиции - это не что-то привнесенное извне, а органическая часть всей его структуры38 . Традиции в условиях нашей советской действительности - это своеобразная перекличка поколений. Трудовые, революционные, боевые традиции вошли в наш образ жизни39 . Традиции - важная основа для развития нового. Народ воспитывается на истории, на традициях. Огромную роль в развитии, совершенствовании советского образа жизни играет патриотическое воспитание, которое в значительной мере опирается на исторический материал.

История входит в жизнь советского человека и в трудовых буднях. На большинстве крупных промышленных предприятий, во многих колхозах и совхозах существуют народные музеи. В этих музеях, где сосредоточены реликвии, повествующие об истории предприятия, о славных боевых и трудовых делах коллектива, проводятся комсомольские собрания, происходит торжественное посвящение в рабочие. Молодой человек, поступая на завод или фабрику, прежде всего, знакомится с историей предприятия, с традициями коллектива. В 1977 г. в стране насчитывалось 130 тыс. общественных музеев, комнат и уголков славы 40 .

Можно перечислить множество интересных и важных форм использования исторического материала для воспитания молодежи в коммунистическом духе. Когда во многих колхозах поле называют именем героя войны или героя труда - это не просто память, не только дань уважения. Это история в действии. На таком поле нельзя работать плохо. Перекличка поколений, чествование ветеранов, их выступления на молодежных вечерах - это наша жизнь, повседневная практика, но она связана с историей. Широкое распространение получило в СССР чествование рабочих и хлеборобских династий. В 1972 г. в Донецке прошел Всесоюзный слет представителей трудовых династий. В производственных коллективах учреждены почетное звание "Заслуженная трудовая династия", книги почета трудовых династий41 .

История - самая массовая из всех общественных наук, ее изучают десятки миллионов школьников. Роль исторических знаний в формиро-


37 "Правда", 11.V.1978.

38 См., например, И. Суханов. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М. 1976, стр. 175 - 214.

39 См., например, "Девятая высота. Коллективный рассказ о свершениях пятилетки, о делах и людях партии, о советском образе жизни". М. 1976, стр. 320.

40 "Известия", 22.VIII.1977.

41 Ю. Ельченко. Советские праздники. Из опыта идеологической работы. "Коммунист", 1976, N 13, стр. 78.

стр. 13


вании марксистско-ленинского мировоззрения, советского патриотизма, интернационализма трудно переоценить. Стали массовыми, повседневными походы комсомольцев и молодежи по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа. За два года, предшествовавших VIII Всесоюзному слету победителей похода, посвященного XXV съезду КПСС и 60-летию Великого Октября (1977 г.), по маршрутам славы прошло более 30 млн. юношей и девушек42 . "Правда" назвала массовым "движение советских людей за сохранение культурного наследия различных эпох, его активное использование в интересах коммунистического строительства, воспитания нового человека". Общества охраны памятников истории и культуры объединяют свыше 30 млн. человек43 .

Эти примеры показывают существенное значение исторических элементов в советском образе жизни. Результатом их изучения могут явиться статьи и монографии, которые будут важны не только с научной, но и с практической точек зрения, ибо помогут обобщить опыт и оценить роль различных форм коммунистического воспитания.

Рассмотрение советского образа жизни, проблем его становления и развития - сложная и трудоемкая задача. Она связана с всесторонним исследованием материальных и духовных потребностей советских людей, с изучением не только философами и экономистами, но и историками тех реальных тенденций, которые нередко сегодня еще только намечаются. Поэтому каждая попытка практического подхода к показу советского образа жизни, сформировавшегося в нашей стране за 60 лет, прошедших после победы Великой Октябрьской социалистической революции, - это фактически выполнение историками своего общественного долга, тех задач, которые поставила перед всеми отрядами советской общественной науки Коммунистическая партия в решениях своего XXV съезда.

Формирование образа жизни, привычек, мышления, соответствующих эпохе зрелого социализма, может осуществляться достаточно эффективно, если новые социальные требования не застанут человека врасплох, если он будет четко знать особенности и динамику этого процесса (включая и перспективу и ретроспективу).

"Образ жизни" - понятие синтетическое. В данной статье мы попытались выделить лишь исторические стороны изучения этой проблемы. Но, разумеется, комплексное исследование советского образа жизни должно свести в единую систему экономические, философские, социологические, демографические, этнографические, психологические, исторические его аспекты. Это позволит рассмотреть советский образ жизни как целостное социально-экономическое, исторически конкретное явление с необходимыми взаимными связями и координацией компонентов. Вместе с тем при комплексном исследовании этой большой проблемы представители каждой науки должны найти свое место, свой подход к ней. При этом исторические аспекты ее изучения представляются необходимыми, важными, перспективными.


42 "Известия", 27.VIII.1977.

43 "Правда", 27.IX.1977.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ИСТОРИЧЕСКИЕ-АСПЕКТЫ-ИЗУЧЕНИЯ-СОВЕТСКОГО-ОБРАЗА-ЖИЗНИ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Россия ОнлайнКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Ю. А. ПОЛЯКОВ, Э. Е. ПИСАРЕНКО, ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОВЕТСКОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 10.01.2018. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ИСТОРИЧЕСКИЕ-АСПЕКТЫ-ИЗУЧЕНИЯ-СОВЕТСКОГО-ОБРАЗА-ЖИЗНИ (дата обращения: 29.03.2024).

Автор(ы) публикации - Ю. А. ПОЛЯКОВ, Э. Е. ПИСАРЕНКО:

Ю. А. ПОЛЯКОВ, Э. Е. ПИСАРЕНКО → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Россия Онлайн
Москва, Россия
2130 просмотров рейтинг
10.01.2018 (2270 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
19 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
2 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
8 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
9 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
10 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОВЕТСКОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android