Философская категория времени обычно трактуется как атрибут, всеобщая форма бытия. Специфика времени (в отличие от категории пространства) заключается в постоянной смене состояний развивающегося объекта. Рассматривая время как всеобщую принадлежность бытия, мы с неизбежностью должны исследовать этот атрибут в рамках современной, самой глобальной физической теории - теории относительности. Эта теория позволяет математически точно (формулы Минковского) охарактеризовать временную составляющую бытия в целом. Из сказанного следует, что раскрытие сущности времени как атрибута всеобщего бытия возможно лишь в рамках философского и физико-математического подходов, в которых значительную роль должна играть теория множеств. Именно при таком подходе мы сможем общее понятие всеобщей формы бытия сделать более "осязаемым".
Но если рассматривать время как принадлежность объектов, образующих систему бытия, то характеристика времени будет зависеть от специфики развития этих объектов. В этом смысле время объективно, ибо имеет свою внутреннюю ритмику, обусловленную природой этих объектов. С другой стороны, время субъективно, так как находится в поле зрения субъекта и этим субъектом трактуется. Поэтому необходимо четко провести границу между естественным процессом смены состояний (здесь время принадлежит объекту) и отражением этого процесса в круге знания о нем в сознании субъекта (здесь время начинает измеряться).
Понимание времени субъектом происходит первоначально на эмпирическом уровне. Так, начиная с первобытных условий существования вырабатываются эталоны измерения: час, сутки, месяц и т.д. Эти отрезки времени выражали процессы, протекающие на
стр. 98
Земле и в солнечной системе. Поэтому такое время следует именовать астрономическим. Оно находит свое выражение в хронологии событий.
Особое место занимает время как атрибут исторического процесса. Начало его связано с формированием этнических общностей. Этому предшествовало биологическое развитие живых организмов, приведшее к образованию стада как одного из факторов последующего развития в этнические общности. Так началась история человечества, внесшая в свою биологическую основу социальную составляющую. Увеличение удельного веса социальной составляющей по отношению к биологической основе порождает тот феномен, который именуется культурой. Культура и есть процесс очеловечивания человека. Диапазон культуры охватывает все сферы жизни человека (от языка и речи до физической культуры).
Характер исторического времени необходимо проследить на истории отдельных общностей. Так, например, в истории России было несколько судьбоносных периодов. В VI-X вв. возникали союзы славянских племен: кривичей, древлян, полян и др. На их территориях уже в IX в. стали формироваться государственные образования в виде княжеств. Первое такое древнерусское государство возникло в 862 г. в составе новгородского и киевского княжеств (с 882 г. оно стало единым княжеством со столицей в Киеве). В это же время возникали другие княжества: Ростово-Суздальское, Владимирское, Тверское и др. В конце 60-х - начале 70-х гг. XIII в. начало выделяться своей ролью в жизни славян Московское княжество, ставшее позднее великим. В 1547 г. Иван Грозный объявил Московское княжество царством. В это время Московское царство стало играть роль объединительной силы всех восточных славян. Централизованное русское государство образовалось в начале XVII в.
Обращает на себя внимание то обстоятельство, что весь период от Киевской Руси до оформления Русского государства в начале XVII в. составил более семи веков. Русское централизованное государство просуществовало более 300 лет. Особую роль в историческом процессе сыграл для России XX в. На него пришлись такие события: три войны (четвертая - гражданская), вооруженное восстание 1905 г., социальная революция, начавшаяся в феврале 1917 г.; коренные изменения в форме правления (вместо монархии возникает республика), в государственном устройстве (на смену унитарному государству пришла федерация); коренные изменения политического режима (установление тоталитарного режима).
стр. 99
Аналогичные процессы свойственны развитию техники, научных открытий, изобретений. В этой области также можно отметить первоначальную "неторопливость". Так, 10 тысяч лет тому назад создаются каменные орудия. Только через 4 - 5 тысяч лет появляется кремниевый топор. В дальнейшем на протяжении многих веков осуществлялись открытия, изобретения, не имеющие глобального значения. Можно назвать открытие законов Галилея (1610 г.), открытие вакуума Торричелли (1640 г.), формулирование закона давления жидкостей Паскалем (1647 г.) и т.д. Эти и другие открытия (и, конечно, механика Ньютона) подготовили в начале XVIII в. настоящий переворот в жизни общества, связанный с технической революцией - создание Уаттом парового двигателя (патент 1784 г.), на этой основе появился пароход (Фултон, 1807 г.), паровоз (Стефенсон, 1824 г.) и т.п. Следующая техническая революция произошла в XIX в. Ее базой было внедрение электричества в быт и технику. И, наконец, в середине XX в. началась научно-техническая революция, характеристику которой здесь не имеет смысла давать, так как ее достижения являются нашими современниками (электроника, информатика, ядерная энергия). В этой области также можно отметить первоначальную медленность в изобретении техники и открытий, а затем наступают быстро следующие друг за другом достижения.
Все сказанное выше относится к астрономическому календарю. Однако исторические события образуют свое измерение - историческое время. Оно имеет свою динамику, свою ритмику. Суть дела состоит в том, что в древнем мире количество событий, состоявшихся на определенном отрезке астрономического времени, очень мало. Значительно увеличивается темп проявления исторических событий в более позднее время. Образно говоря, историческое время берет в своих истоках медленный разбег, а затем постоянно сжимается и обретает более быстрый ход. Очевидно, это закон для любого развивающегося компонента истории.
В связи со сказанным становится понятным почему, скажем, библейские персонажи наделяются такой продолжительностью жизни, которая противоречит естественному жизненному процессу. Так, Адаму отводится 930 лет, Мафусаилу 969 лет, Ною 950 лет и т.д. Ко времени написания Библии продолжительность жизни библейских персонажей становится реальной. Соломон жил 65 лет, персонажи Нового Завета также не отличаются долгожительством. Свойства исторического времени находят свое отражение в указанном возрасте этих и других исторических персонажей.
стр. 100
В современном мире такие жизненные процессы, как ускорение бега времени становятся заметными в жизни индивидов, особенно в пожилом и старческом возрасте. Писатель В. Набоков обратил на это внимание и пытался проиллюстрировать это ощущение времени в романе "Ада". Он зафиксировал в тексте романа на примере жизни любящих друг друга героев ощущения времени на протяжении их жизни. В романе пять частей. Первая часть, относящаяся к молодости этой пары, занимает половину текста всего романа. Но дальше время сжимается, и уже вторая часть занимает по объему половину текста первой части, а третья и четвертая части составляют половину объема предыдущей части. И, наконец, пятая умещается на нескольких страницах текста.
Такой подход не объясняет причину соответствия ритмики жизни индивида историческому времени данной общности. Однако вопрос о соотношении ритмики жизни индивида и динамики развития времени у общности соотносятся как филогенез и онтогенез. Иными словами, жизнь индивида моделирует ход исторического времени, свойственный всей истории человечества.
Можно предположить, что ускорение бега времени на этом рубеже развития отдельных человеческих общностей завершило свой первый цикл, и дальнейшая история человечества, по-видимому, будет проходить в новом цикле исторического времени, о параметрах которого ныне говорить рано.
Примечание: По-видимому, соотношение между временем биологического развития на Земле, завершившегося возникновением биологического человека, и периодом формирования человека во время беременности женщины таково же, как филогенез и онтогенез.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |