Libmonster ID: RU-9010
Автор(ы) публикации: Т. П. ЛОЛАЕВ

Известно, что теорией исторического времени в основном занимаются философы. Сами историки, как ни странно, ею пренебрегают. И это притом, что время является неотъемлемой частью предмета истории. С одной стороны, история изучает прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии, с другой - историю справедливо понимают как процесс человеческого бытия, как социального бытия, развертывающегося во времени.

Безразличие со стороны историков к понятию времени привело, по мнению С. Л. Утченко, к парадоксальной ситуации: ""Незримо присутствующее" и "безусловно подразумеваемое" время в трудах историков фактически переставало быть ощутимым, исчезало, как бы выносилось за скобки"1.

В связи со сказанным исследователи вспоминают и о том, что, по признанию подавляющего большинства историков, несмотря на модные попытки дехронологизации, хронология остается кодом исторического исследования. Однако следует иметь в виду, что хронология является постулированным, условным, придуманным человеком временем. Нас же прежде всего интересует объективно-реальное, по моей терминологии, функциональное историческое время. Дело в том, что согласно разработанной мною функциональной концепции времени историческое время образуют не последовательно сменяющиеся годы или столетия (секунды, минуты, часы, дни, годы и т. д. являются единицами постулированного, условного, а не функционального времени), а конкретные события,


Статья печатается при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект N 06 - 03 - 37 - 301 а/Ю).

1 Утченко С. Л. Глазами историка. М., 1966. С. 162.

стр. 83


исторические процессы, в результате последовательной смены которых в обществе происходят качественные изменения.

Если взять для примера физическое время (функциональное, а не постулированное, не условное) и историческое, то их специфика состоит, как нам представляется, в следующем. Причиной образования физического времени являются изменения, происходящие в материальных объектах; а исторического - последовательно сменяющиеся события, являющиеся результатом деятельности людей, пользующихся орудиями труда и войны. Таким образом, материальное движение - сущность времени (и пространства). Однако для правильного понимания природы времени следует иметь в виду, что время (как и пространство) связано не с любым конкретным видом движения, а с движением, изменениями, в результате которых происходит становление, т. е. возникает нечто "другое", нечто новое, нечто, не существовавшее ранее, становится существующим.

Время, которое образуется реальными процессами - физическими, биологическими, историческими и др., мы называем функциональным временем. Обусловлено это тем, что само существование времени и все его свойства зависят от изменений, происходящих в соответствующих процессах, образующих время в результате последовательной смены их состояний в силу содержащихся в них потенциальных возможностей и под влиянием их взаимодействия с окружающей средой. Функциональное время с момента возникновения и до исчезновения образующего его процесса обладает статусом реальности, поскольку образуется реальным процессом.

Не только в природе, но и в обществе каждый процесс образует свое собственное время. В этой связи время, образуемое конкретными социальными, историческими процессами, мы вправе называть социальным, историческим временем. Дело в том, что в понятие социального, исторического времени вкладывается еще (в отличие от понятия физического времени) социальный смысл.

Другое дело, что ни в природе, ни в обществе не существует времен, которые имели бы какие-то свои собственные качественные различия, связанные с тем, что они образованы разными по своей природе процессами. Обусловлено сказанное тем, что время не является субстанциональной реальностью, а потому не может иметь своих собственных качеств, свойств. Физическое, биологическое, историческое, психологическое и др. времена не имеют какие-либо свои собственные отличительные качества, поскольку время как

стр. 84


таковое, как независимый феномен не существует. Все объективно-реальные, функциональные времена лишь отражают свойства образующих их процессов.

Правда, например, человек наделяет историческое время множеством "свойств", которые безразличны природе, но не обществу, не членам данного общества. В качестве примера можно назвать любое историческое событие, явление, процесс. В самом общем плане основой социального, исторического времени считают человеческую деятельность. Деятельность же людей направлена на удовлетворение их материальных и духовных потребностей. Вместе с тем человек является материальным объектом, и в этом качестве его тело образует физическое время (функциональное, а не постулированное, условное время). Кроме того, человек является и биологическим объектом, следовательно, он, точнее его организм, образует биологическое время. Однако человек в единственном числе не образует социального, исторического времени. Социальное время образуют группы людей разного уровня организации, объединенные по признаку родства, производственному или этническому признаку, являющиеся членами соответствующих политико-экономических образований.

Общество действительно есть "взаимодействие составляющих его отдельных жизней". Однако из сказанного вовсе не следует, что "социальное время представляет собой совокупное, или суммарное, время существования и деятельности всех членов общества, вступающих в процессе деятельности в разного рода отношения и образующих различные группы - от семьи или малой группы до общественных классов, совокупности людей определенной общественно-экономической формации"2.

По поводу приведенного суждения заметим, что несубстанциональное время не может представлять собой совокупного, или суммарного, времени. Социальное время не состоит, не может состоять из чего-либо. Оно образуется и существует с момента возникновения и до прекращения социальных процессов, происходящих в результате деятельности конкретных социальных групп, к которым можно отнести и семью, и общественный класс, и население страны (граждан данного государства), и даже совокупность людей определенной общественно-экономической формации. Но при этом они будут образовывать свои собственные социальные, исто-


2 Артемов В. А. Социальное время: Проблема изучения и использования. Новосибирск, 1987. С. 10.

стр. 85


рические времена, а не совокупное, или суммарное, время. Суммировать несубстанциональные времена неправомерно.

Историческое, социальное время, которое по причине своей несубстанциональности не существует как самостоятельный феномен, не может ни замедляться, ни ускоряться. Замедляться или ускоряться могут лишь сами социальные, исторические и другие процессы, но не время, ими образуемое. Если, например, коллектив какого-то предприятия сегодня произвел больше продукции, чем вчера, то произошло это не потому, что он ускорил время, а благодаря более добросовестному отношению к делу, улучшению технологии, в связи с тем, что ускорил процессы производства продукции.

По аналогии и в обществе: для того чтобы ускорить позитивные социальные, исторические процессы, не надо пытаться воздействовать на несубстанциональное время, поскольку это принципиально невозможно. Другое дело, что понимание природы социального времени может оказать нам неоценимую помощь, поскольку только благодаря этому пониманию мы можем обнаружить новые закономерности общественного развития, научиться управлять ими.

В этой связи можно согласиться со следующим суждением В. А. Артемова: "Социальное время используется в соответствии с объективными законами общественного развития, прежде всего экономическими. Такое использование все в большей мере обусловливается степенью познания законов и основанной на этом знании деятельностью, как отдельных людей, так и групп населения"3. В свете сказанного следует в основном согласиться с выводом, к которому пришел тот же автор, рассматривая понятие человеческой деятельности как содержание социального времени: "Лишь анализ структуры деятельности, ее развития дает возможность раскрыть объективное содержание и структуру социального времени"4, памятуя, конечно, о том, что социальное, как и любое другое время, собственной структуры не имеет, а только отражает структуру образующего его процесса.

Как справедливо замечает И. А. Гобозов: "Историческое время связано с содержательным анализом социальных организмов и поэтому требует целостного подхода. Оно приобретает содержание лишь при условии, если его определить как специфическую форму существования социальной целостности. Анализ содержания исторического времени возможен только при учете диалектического


3 Артемов В. А. Указ. соч.

4 Там же. С. 10.

стр. 86


единства всех фактов, явлений, процессов и событий истории, ибо они-то и составляют его содержание. И для раскрытия цикличности и непрерывности исторического времени нужно исследовать его содержание, т. е. события и процессы, имевшие место на данном отрезке времени. Насыщенность исторического времени зависит от содержательности и насыщенности исторических событий. Примером могут служить революции и войны, которые ломают привычный уклад жизни людей и за короткий период качественно изменяют общественные порядки, менталитет и образ жизни людей"5.

Источником социальных проявлений являются не социальное время и пространство. В этой связи не можем согласиться с А. М. Мостепаненко, который писал: "По-видимому, социальные явления тесно связаны не только с психологическими и биологическими явлениями, но также с физическими микроявлениями, а социальное пространство и время (если таковое существует) с психологическим пространством и временем. Одна из трудностей обнаружения социального времени и пространства, видимо, обусловлена тем, что его свойства могут быть изменены лишь с помощью таких явлений.., которые принадлежат к одному из более "глубоких" уровней движущейся материи"6.

По нашему мнению, здесь более предпочтителен подход Г. Е. Зборовского, который пишет: "Понятно, нельзя отрицать связи человека и общественного организма в целом с биологической и физической средой. Но нельзя также сводить генезис социального времени и пространства к действию несоциальных факторов. Происхождение социального пространства и времени связано только с общественной материей и ни с какой другой, следовательно, и специфику этих форм нужно искать в человеческой деятельности, в общественном производстве, в системе функционирующих общественных отношений. Именно они требуют своего пространственно-временного "обрамления", которое было бы специфичным для общественной жизни"7.

Социальное, историческое время и пространство образуются реальными социальными, историческими процессами, подчиняющимися объективным законам общественного развития. Правда,


5 Гобозов И. А. Введение в философию истории. М., 1993. С. 87.

6 Мостепаненко А. М. Проблема универсальности основных свойств пространства и времени. Л., 1969. С. 207.

7 Зборовский Г. Е. Пространство и время как формы социального бытия. Свердловск, 1974. С. 19.

стр. 87


несмотря на то, что пространственно-временные отношения в обществе, как и в природе, складываются объективно (хотя и на базе той деятельности, которая осуществляется людьми), их специфические свойства (точнее, специфические свойства образующих их процессов) могут быть отражены лишь в сознании человека. Не случайно на одно и то же социальное, историческое явление люди могут иметь различные точки зрения - вплоть до диаметрально противоположных.

Социальный аспект реальных материальных процессов, лежащих в основе всех без исключения специфических процессов, образующих собственное время, в том числе и социальное, историческое время, выявляется, замечается только человеком. Самим процессам безразлично, каков социальный, исторический аспект образуемого ими времени и пространства.

Вместе с тем характер материальных процессов (лежащих в основе социальных процессов) непосредственно отражается на характере жизнедеятельности человека. Человек и орудия труда и войны, которыми пользуется человек, остаются материальными объектами независимо от социально-политического строя, господствующего в данном обществе. Пусть люди становятся более сознательными, более опытными, а орудия труда и войны более совершенными, - и те и другие не перестают быть из-за этого материальными объектами. Вместе с тем в результате указанных изменений, происходящих в данном обществе, в социальной жизни людей имеют место качественные, а порой коренные качественные изменения.

Именно такого рода изменения требуют к себе внимания, заставляют учитывать себя, предвидеть возможные последствия поведения человека в каждом акте его деятельности, а не социальное время, которое способно отражать эти изменения, но не менять их сути и характера. Со временем, безусловно, меняется характер любых процессов, но не потому, что на них воздействует время как таковое, само по себе, а в связи с тем, что потенциальные возможности данных процессов и их взаимодействие за более длительный период времени ведут к более глубоким изменениям. В конечном счете, эти изменения ведут к прекращению одних процессов и возникновению других, последующих процессов. Причем, если время предыдущих процессов заканчивается, прекращается навсегда, безвозвратно, то новые (точнее, последующие процессы) начинают образовывать свои новые собственные временные длительности. Таким образом, время зависит от процессов, оно является функцией обра-

стр. 88


зующих его процессов, а не наоборот. Другое дело, что нельзя научиться эффективно управлять социальными процессами, не зная природы социального времени, не исследуя социальные процессы с учетом этой природы социального времени.

Самим процессам, образующим социальное, историческое время, безразлично, живут люди в этом обществе богато или бедно, сражаются или занимаются мирным трудом, являются высоко- или малообразованными, здоровыми или больными. Все это волнует лишь самих людей, членов данного общества, и все это только в их сознании. И если сами социальные процессы управляются объективными законами, то восприятие их субъективно. Разные члены общества трактуют по-разному результаты социальных процессов в зависимости от места, занимаемого ими в этом обществе. И то время, которое образуется в результате протекания материальных процессов, представляет собой объективное - реальное, функциональное время, а его социальный аспект, воспринимаемый лишь индивидом, является временем субъективным. Не социальное время как таковое (оно само по себе не существует) побуждает членов общества к серьезным социальным действиям, а социальные условия, сложившиеся в обществе.

Поскольку мы рассматриваем проблему исторического времени, следует заметить также, что какая-то часть общества может противодействовать, осознанно или неосознанно, действию объективных законов общественного развития, усугубляя тем самым трудности, которые и без того имеют место в каждом обществе. В результате этого противодействия также возникают процессы, которые образуют свое собственное время, поскольку время образуют не только прогрессивные, но и деструктивные процессы, любые реальные процессы.

Как известно, дискуссия о существовании (не существовании) нефизических форм времени не завершена, хотя выявленная нами природа времени, его несубстанциональный характер убедительно свидетельствуют о том, что в реальной действительности нефизических форм времени как таковых не существует. Различная специфика, приписываемая времени (и пространству) - неправомерная экстраполяция своеобразия процессов, образующих время (и пространство), на само время (и пространство).

В этой связи следует согласиться с Р. А. Ароновым и В. В. Терентьевым, которые пытаются показать неправомерность отождествления пространства и времени с движущейся материей, смешения онтологического и гносеологического аспектов проблемы

стр. 89


существования нефизических форм пространства и времени8.

Вот почему мы не можем согласиться с мнением В. И. Шинкарука, который, имея в виду Р. А. Аронова и В. В. Терентьева, пишет: "...если они признают наличие качественно различных форм движения материи, являющегося, по признанию самих авторов, сущностью пространства и времени, то как можно не признавать, что этим качественно различным формам материи и ее движения должны соответствовать качественно различные формы пространства и времени? Как можно понять качественную разнородность форм материи и качественную однородность по отношению к этим формам пространства и времени как форм бытия?"9.

Мы тоже признаем реальность биологического, психологического, исторического и других функциональных нефизических форм времени, но не потому, что эти времена сами специфичны, а в связи с тем, что они образуются в результате протекания реальных специфических процессов. Иными словами, время образуется по причине последовательной смены состояний конкретных процессов независимо от их специфики. Специфика процессов интересует лишь человека, наблюдателя. Самим процессам безразлично, какой спецификой они обладают. Так, социальный смысл в социальное, историческое время вкладываем мы, разумные существа.

Несубстанциональные время и пространство не имеют, как было уже сказано, не только своих собственных свойств, но и собственной структуры. Несмотря на это, Г. Е. Зборовский пишет: "Как показывают работы советских ученых, время и пространство имеют достаточно сложную разветвленную структуру. Они структурны уже потому, что являются формами существования структурно организованной материи. Как видно, при характеристике структуры времени и пространства важно руководствоваться не только релятивной онтологической самостоятельностью этих форм, но и их природной зависимостью, обусловленной материальными образованиями"10.

Материальные системы, материальные объекты действительно структурно организованы, но в отличие от времени и пространства, ими образуемыми, являются субстанциональными реальностями. Время же (как и пространство) не является ни веществом, ни


8 См.: Аронов Р. А., Терентьев В. В. Существуют ли нефизические формы времени // Вопросы философии. 1988. N 1. С. 79.

9 Шинкарук В. И. К вопросу о философских взглядах В. И. Вернадского // Вопросы философии. 1988. N 7. С. 76.

10 Зборовский Г. Е. Указ. соч. С. 23.

стр. 90


полем и поэтому своей собственной структуры не имеет. Оно только соответственно отражает специфику того материального объекта, процесса, который его образует. Однако природная зависимость несубстанционального времени (и пространства) от материальных объектов не может наделить его собственной, т. е. временной структурой.

В этой связи неправомерно рассматривать в качестве элементов структуры моменты времени, под которыми Я. Ф. Аскин понимает единицы течения времени, характеризующие минимальную деятельность. "Ритм можно определить, - пишет Я. Ф. Аскин, - как специфический тип временной структуры, а именно как характеристику периодической временной структуры. Всякая структура, в конечном счете выступает выражением единства изменчивости и устойчивости. Ритм выражает это единство изменения и постоянства, может быть, в большей степени, более явственно, чем любая другая структура"11.

Со сказанным можно было бы согласиться лишь при условии, если бы речь шла об определенной повторяемости элементов, состояний данного процесса, а не о последовательной смене временных промежутков, образуемых этими состояниями с момента их возникновения и до смены последующими состояниями данного объекта, процесса, явления.

По нашему мнению, неправомерно вводить понятие ритма как специфического типа временной структуры, как характеристики периодической временной структуры, присущей якобы самому времени. Временной ритм является отражением ритма, повторяемости, последовательной смены состояний конкретных процессов, происходящих как в неорганической и живой природе, так и в обществе.

Г. Е. Зборовский замечает: "Для осуществления системного исследования очень важно, чтобы объект отвечал всем признакам системы, одним из которых является наличие управления, обеспечивающего ее нормальное функционирование и развитие. В отношении социального времени и пространства этот признак выступает как регулирование общественных процессов и явлений в пространственно-временных параметрах, которое способно привести к использованию этих форм максимально рациональным образом"12.

В этой связи следует подчеркнуть, что управлять непосредствен-


11 Аскин Я. Ф. Направление времени и временная структура процессов // Пространство. Время. Движение. М., 1971. С. 70 - 71.

12 Зборовский Г. Е. Указ. соч. С. 25.

стр. 91


но пространственно-временными отношениями не представляется возможным в силу их несубстанциональности. Поэтому, для того чтобы использовать "максимально рациональным образом" пространственно-временные параметры, необходимо эффективно организовать само управление содержательными процессами человеческой деятельности. Но для этого следует основательно исследовать функциональное социальное, историческое время, адекватно отражающее свойства социальных процессов. Не можем согласиться и со следующим высказыванием того же автора: "Говоря о системном исследовании времени и пространства, нужно учитывать, что объект, рассматриваемый в качестве системы, должен не только функционировать, но и развиваться, т. е. функционировать в определенном направлении. Социальное время и пространство представляют как раз такие системы, которые не остаются безразличными к своей среде, к общественным преобразованиям, а трансформируются вместе с ними по прогрессивной линии развития"13.

Социальное время и пространство действительно не безразличны к социальным, историческим явлениям, к общественным преобразованиям, в результате которых они сами и образуются. Время и пространство соответственно отражают все изменения, которые имеют место в общественных преобразованиях. Однако социальное, историческое время и пространство сами по себе по причине их несубстанциональности не могут представлять собой системы. Социальное, историческое время и пространство являются "реальностями бытия" не сами по себе, вне реальных событий общественной жизни, а как компоненты последних с момента их возникновения и до исчезновения как таковых.

В связи со сказанным действительно "важно выявить степень адекватности пространственно-временных моделей, конструкций, концепций реальным свойствам и отношениям, характеризующим общество, его структурные элементы, общественные отношения"14. Все это необходимо, помимо всего прочего, для получения позитивных научных и практических результатов.

Специфика исторического времени как такового заключается, если так можно выразиться, в его "человеческом содержании", которое главным образом должно интересовать историков. Однако в наши дни, как справедливо заметил Н. Н. Трубников, "эпоха поставила задачу овладеть временем. Современная научно-техниче-


13 Зборовский Г. Е. Указ. соч. С. 26.

14 Там же. С. 28.

стр. 92


ская революция с ее проблемами и открываемыми возможностями создает материальную основу для нового ее решения"15. В этой связи следует серьезнейшим образом заняться исследованием закономерных связей между социальным содержанием исторического времени и его такими характеристиками, как ритмичность, длительность, темпоральность.

Нельзя не согласиться и с И. А. Гобозовым, когда он подчеркивает: "Исследование времени дает возможность раскрыть закономерности развития общества, проследить его этапы становления и формирования, что в свою очередь помогает дать научную периодизацию всего исторического процесса. Так, деление истории, проведенное Вико, Кондорсе, Гегелем, Марксом, Тойнби и другими мыслителями, на эпохи, формации, цивилизации есть не что иное, как деление исторического времени на определенные отрезки, в рамках которых происходят качественные изменения социума, приводящие к другому отрезку времени, т. е. к другой стадии его развития. Формация, например, проходит определенные этапы развития, необходимые для проявления их возможностей. Она имеет свой возраст и в пределах этого возраста (времени) автономна, т. е. развивается на базе собственных законов"16. Не случайно, к примеру, одна и та же формация в разных странах возникает в разное время. В одних странах капиталистическая эпоха началась раньше, а в некоторых до наших дней существует феодальный строй. Изучив обстоятельно, опираясь на указанные связи, содержание какого-то важного исторического явления, можно прогнозировать будущие результаты использования содержащегося в нем человеческого опыта, естественно, с учетом современных условий, в которые предполагается перенести этот опыт. При этом важнейшей задачей историка является исследование не только позитивных исторических событий и явлений, но и причин разного рода "аномалий" в плане как историческом, так и временном. В этой связи сошлемся на то, как Л. Стоун формулирует задачи историков. Он призывает, во-первых, разрабатывать более тонкие и убедительные объяснения того, "как мы пришли от прошлого к настоящему (оттуда - сюда)"; во-вторых, "восстановить ощущение духа, почувствовать плоть жизни наших предшественников в утраченную нами традиционную эпоху... Мы каким-то образом должны проникнуть в ихголовы, чтобы понять и объяснить их системы верований и спосо-


15 Трубников Н. Н. Время человеческого бытия. М., 1987. С. 5.

16 Гобозов И. А. Указ. соч. С. 88.

стр. 93


бы мышления"17. Данное высказывание насыщено терминами, характеризующими понятие времени: прошлое, настоящее, оттуда, сюда, утраченное, эпоха. Для реконструкции этого "безусловно подразумеваемого времени" предлагается целый набор операций: объяснить, восстановить, почувствовать, понять, проникнуть в головы. Но задача освоения самого понятия времени не ставится.

Большая часть функций истории, о которых мы рассуждали выше, связана все-таки с прошлым, будь то личность, государство, народ, цивилизация или человечество в целом. Блок писал, что "в отличие от других наша цивилизация всегда многого ждала от своей памяти. Этому способствовало все - и наследие христианское, и наследие античное. Греки и латиняне, наши первые учителя, были народами-историографами... Наше искусство, наши литературные памятники полны отзвуков прошлого, с уст наших деятелей не сходят поучительные примеры из истории, действительные или мнимые... Всякий раз, когда наши сложившиеся общества, переживая беспрерывный кризис роста, начинают сомневаться в себе, они спрашивают себя, правы ли они были, вопрошая прошлое, и правильно ли они его вопрошали"18.

С нашей же точки зрения, комплексный подход к изучению исторических процессов и исторического времени как отражения свойств первых, умелое использование полученных результатов могут позволить эффективно решать многие из сегодняшних проблем. В этой связи следует согласиться с тем, что "для процесса постижения социально-исторического времени (в указанном нами смысле. - Т. Л.) чрезвычайно важную роль сыграло открытие законов развития общества, сделавших возможным реальный социальный прогноз"19.

Для того чтобы заниматься социальными прогнозами, следует знать законы общественного развития и условия, в которых они действуют в данном обществе, специфику их проявления в тех или иных условиях. Можно знать наизусть содержание всех книг по истории, но не быть историком до тех пор, пока человек не изучит объективные законы общественного развития и не научится пользоваться на практике полученными знаниями. Ведь получение знаний не самоцель. История не состоит из сказок различных стран и


17 Стоун Л. Будущее Истории // THESIS? 1994. Вып. 4. С. 175.

18 Блок М. Апология истории, или Ремесло историка. М., 1986. С. 7 - 8.

19 Подольный Р. Г. Указ. соч. С. 117.

стр. 94


народов. История такая же точная наука, как любая естественная, - как физика, биология и т. д., ибо общество, аналогично неорганическим и живым системам, развивается также по неумолимым законам, которые нельзя ни отменить, ни ввести указами. Попытки ввести законы указами, для которых в обществе отсутствуют соответствующие условия, могут привести к катаклизмам.

Следует подчеркнуть также, что как в природе, так и в обществе все совершается в настоящем. Но если в природе действуют стихийные силы (не в смысле случайные, а действующие без сознательного вмешательства), то в обществе, если действовать разумно, опираясь на науку и данные практики, можно благотворно влиять на действие управляющих его жизнью законов. И наоборот, усугублять трудности, переживаемые членами общества, если пытаться управлять обществом волюнтаристскими методами, игнорируя закономерные связи, существующие не только в природе, но и в обществе.

Прошлого уже нет, будущего еще нет. Есть только настоящее - не некоторое единое настоящее для всех исторических событий и явлений, а настоящее каждого существующего в реальной действительности события. Однако задача человека состоит в том, чтобы, используя прошлый опыт, то, что, по справедливому мнению В. О. Ключевского, "не проходит как наследство, урок, неоконченный процесс, как "вечный закон", делает краше жизнь в настоящем (но не по принципу - а "потом хоть трава не расти"), приближать реальное, а не лозунговое светлое будущее.

В этой связи нельзя не согласиться со следующим суждением: "Чтобы будущее стало таким, каким мы хотим его видеть, надо осмысленно и целенаправленно изменять настоящее. И тут очень важно учитывать свойства социально-исторического времени"20. От себя добавим: памятуя о том, что время своих собственных свойств не имеет, а лишь отражает свойства образующего его процесса.

Еще раз подчеркнем, что для успешного созидания в реальном настоящем и еще более ускоренного продвижения в ожидаемом будущем, необходимо использовать предшествующий опыт. Причем, не в неизменном виде (поскольку со временем изменяются сами люди, условия их жизни, окружающая их среда), а с учетом сегодняшних реалий, сознательно и целенаправленно (а не по принципу "куда кривая выведет") создавая возможности для перехода к лучшему будущему, которое будет ни чем иным, как последующим настоящим.


20 Подольный Р. Г. Указ. соч. С. 118.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ИСТОРИЧЕСКОЕ-ВРЕМЯ-НОВЫЙ-ВЗГЛЯД-НА-ПРОБЛЕМУ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Galina SivkoКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Sivko

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Т. П. ЛОЛАЕВ, ИСТОРИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ: НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 14.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ИСТОРИЧЕСКОЕ-ВРЕМЯ-НОВЫЙ-ВЗГЛЯД-НА-ПРОБЛЕМУ (дата обращения: 29.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Т. П. ЛОЛАЕВ:

Т. П. ЛОЛАЕВ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Galina Sivko
Краснодар, Россия
1128 просмотров рейтинг
14.09.2015 (3118 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
12 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
2 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
7 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
9 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
9 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ИСТОРИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ: НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android