Отношение русских ученых к изучению Византии выразил акад. Ф. И. Успенский таким образом: "Для нас Византия не археологическая или отвлеченная проблема знания, а реальный предмет, важный для познания своей собственной истории"1 .
Дальнейшее развитие высказанной мысли мы находим в его труде "История Византийской империи": "Нет, не может быть одинакового по важности вопроса в составе истории Византии, как вопрос славянский. И по своему безотносительному значению, и по продолжительности воздействия на все стороны византийского государства, и, наконец, по взаимодействию государственных, правовых и культурных начал славяне занимают большое место в истории Византии"2 .
Понятно поэтому, что история славян валяла самое видное место в трудах трех знаменитых русских византинистов: В. Г. Васильевского (1838 - 1899), Ф. И. Успенского (1845 - 1928), Н. П. Кондакова (1844 - 1925).
Каждый ив этих корифеев византиноведения высказал до сего времени не превзойденное слово в той отрасли славяноведения, в которой он работал.
В. Г. Васильевскому обязаны мы изучением русско-византийских отношений. Он установил и исследовал древнейшие памятники о походах русских на города Крыма в начале IX в. и в Малую Азию в 842 г.3 , а также открыл и отметил следы более ранних торговых и политических связей между Русью и Византией4 . Разысканию в области русских древностей посвящена им работа "Хождение апостола Андрея в страну Мермидонян"5 , судьбы Крыма с IV в. по 787 г. изображены в статье о житии Иоанна Готского6 .
Васильевскому принадлежит честь исследования о времени, и месте событий, а также исчерпывающий комментарий "Записки греческого топарха", этого первостепенного по значению исторического памятника, как доказал Васильевский, из истории походов Святослава на Византию7 .
В равной мере тот же автор обновил целым рядом открытий русскую историю X, XI и XII веков8 .
Наряду с этим в работах по внутренней истории Византии Васильевский изучает историю свободной крестьянской общины в связи со славянской иммиграцией и судьбу византийского "земледельческого законам в славянских законодательных памятниках"9 .
Большинство трудов акад. Ф. И. Успенского или прямо посвящено истории славянства (преимущественно древней Болгарии) или имеет непосредственное отноше-
1 Из речи Ф. И. Успенского при открытии основанного им Русского археологического института в Константинополе. "Известия института". Т. I, стр. 10. Одесса, 1896.
2 Успенский Ф. "История Византийской империи". Т. I, стр. 387. Петербург. 1913.
3 См. "Труды" В. Васильевского. Т. III, "Жития Георгия Амастридского и Стефана Сурожского". СПБ. 1915.
4 Там же.
5 "Труды". Т. II. Ч. 1-я. СПБ. 1909.
6 "Труды". Т. II. Ч. 2-я. СПБ. 1912.
7 "Труды". Т. II. Ч. 1-я.
8 См. статьи: "К истории 976 - 986 годов", "Заметка о пеших и конных" (комментарии к византийским данным о походе Владимира Ярославича на греков), "Два письма византийского императора Михаила VII Дуки к Всеволоду Ярославичу" ("Труды". Т. II. Ч. 1-я), "Византия и печенеги" (1048 - 1094) со специальной главой о русских на Дунае в XI в., "Варяго-русская и варяго-английской дружины в Константинополе XI и XII веков" ("Труды". Т. I. СПБ. 1908), равно как и статья по варяжскому вопросу "О варяго-руссах" (см. там же).
9 "Труды". Т. IV, стр. 139 - 331. Л. 1930.
нее к истории славян. Акад. Бузескул определял все разнообразие работ Успенского как "единое целое". В центре их, писал он1 , стоит Ближний Восток, изучение греко-славянского мира в средние века и в Византии. В течение долгой и неутомимой ученой жизни акад. Успенский открыл и опубликовал целый ряд памятников первостепенного значения из истории славян2 .
Огромное научное значение имеют, наконец, для восстановления древней истории Болгарии надписи и памятники материальной культуры, открытые на месте древнейшей славянской столицы Плиски в раскопках, произведенных Русским археологическим институтом в Константинополе под руководством Ф. И. Успенского3 .
Наиболее ранний труд акад. Успенского написан еще на студенческой скамье и посвящен западным славянам4 . Ученая критика признала этот труд лучшим историческим обозрением судеб Польского и Чешского государств. В последующих трудах о славянах акад. Успенский занимается преимущественно южными и восточными славянами. В 1879 г. была напечатана его докторская диссертация "Образование второго Болгарского царства". Книга заключает в себе три части: 1) состояние Болгарии под византийским господством, 2) борьба за независимость (главная часть книги), 3) приложения, в которых автор опубликовал новые греческие источники. Описывая борьбу за независимость, автор вскрывает сложные причины этого движения в Болгарии и воспроизводит восстановление Болгарского царства при Асене, в XIII веке. Книга Успенского была признана важным вкладом в нашу ученую литературу по византийской и славянской истории".
В многочисленных статьях акад. Успенский разработал сложные вопросы из истории славян на основании византийских источников5 .
Особое значение для истории славянства имеют следующие статьи:
"К истории крестьянского землевладения". Журнал министерства народного просвещения. 1883, январь - февраль. Во второй части этого исследования акад. Успенский, исходя из текста Михаила Акомината, утверждает, что крестьяне, искавшие "землицы и облегчения от податей", были славянами и что около Афин в XII в. жили, следовательно, славянские друнги (общины). Свободную общину Успенский находит в Византии не только в XII в., но и утверждает, что она пережила империю. Жизненность империи объясняется им как раз наличием свободной общины, отсюда "громадное значение и политическая роль славянского элемента в Византии во все времена и в особенности в важные эпохи жизни империи".
"Значение византийской и южно-славянской иронии". Сборник статей в честь Ламанского. 1883. В этих статьях акад. Успенский сближает греческую иронию с бенефицием. Ирония была подготовительной стадией к принятию западного феодального порядка в Византии, но свободное крестьянское землевладение, связанное со славянской иммиграцией, помешало окончательному преобразованию иронии в феод.
К истории славянской письменности и культуры относится статья Успенского "О древнейших знаках письма". "Новый сборник по славяноведению" (1905). Особое значение для истории Болгарии имеют статьи акад. Успенского, напечатанные в "Известиях Константинопольского института".
"Старо-болгарская подпись Омортгала" (Т. VI. Ч. 1-я). Надпись IX в. воспроизводила родовые названия болгарских орд. Между прочим, автор отмечает, что в VIII в. "стали выбирать прежде наследственного хана представители всех знатных родов".
"О древностях города Тырнова" (Т. VII). Автор исследует снова надписи Оморгала "О раскопках в Преславе" (Т. XIII).
"Болгарские Асеневичи на византийской службе в XIII-XIV в." (Т. XIII). Статья занимается вопросом об эмиграции в Константинополь некоторых членов царствующей в Болгарии династии Асений после убийства в 1257 г. Михаила Асеня и о слиянии родов Асеневичей с Палеологами.
Кроме этих специальных работ о славянах многие другие труды акад. Успенского связаны с историей славянства; например в "Очерках византийской образованности" (СПБ. 1892) им исследуется также зависи-
1 См. книгу "Памяти акад. Ф. И. Успенского", стр. 14. Л. 1928.
2 Сюда относятся знаменитая надпись болгарского царя Самуила, древнейший, датируемый 993 г. памятник славянской письменности ("Известия Константинопольского института". Т. IV. Ч. 1-я, стр. 1 - 4), произведения Михаила Акомината (журнал министерства народного просвещения. 1879, январь - февраль и июль), "Неизданное церковное слово о болгарско-византийских отношениях в первой половине X века" (1894. Одесса), "Древнейший памятник славянского права" ("Юридический вестник", стр. 700 и сл. 1886) и пр.
3 См. "Известия Института". Т. X, и альбом к этому тому.
4 "Первые славянские монархи на северо-западе". Т. II. 1872.
5 К русской истории относятся следующие статьи: "Русь и Византия в X века". 1888. Одесса; "Византийские владении на северном берегу Черного моря". "Киевская старина". Т. XXV. 1889; "Патриарх Иоанн VII Грамматик и Русь дромиты у Симеона Магистра". Журнал министерства народного просвещения. 1890, январь; "Рецензия на книгу Вестберга "Die Fragmente des Toparcha Coticus". Петербург. 1902; "Первые страницы русской летописи". "Записки Одесского общества". Т. XXXII. 1915; "Документы, относящиеся к истории России". Русская историческая библиотека, VIII, 1884.
мость стригальников от богомилов, о "Серальском кодексе восьмикнижия" ("Известия". Т. XII) отмечается связь Асений и Палеологов и т. д.
Отдельные исследования акад. Успенского о славянах были лишь этапами в подготовке им капитального труда "История Византийской империи", который является и историей славянства. Остается теперь особенно пожалеть, что этот во всех отношениях драгоценный и превосходный труд остановлен печатанием за смертью автора на первой части II тома, между тем как все три тома (Петербург. 1913) полностью подготовлены акад. Успенским к печати.
Первый том "Истории Византийской империи" доведен до начала VII в., славянам в гаем отведен ряд глав. В 1-й части тома в главе 13-й "Появление славян в пределах империи", автор рассматривает вопросы древнейшего поселения славян, отождествляет антов с восточными славянами, различает два типа славянских вторжений в империю: в конце V и начале IV в. это просто грабительские набеги; с VI в. набеги славян сопровождаются внедрением славян в пределы империи; во 2-й части, в главе 3-й, говорится о появлении славян на Дунае, а в главе 10-й - о славянской иммиграции при преемниках Юстиниана в пределы империи; в 3-й части главы 2-й описывается завершение при императоре Ираклии славянской иммиграции, излагается легенда о поселениях хорватов, сербов, а глава 6-я посвящена славянам в VII и в начале VIII в. и утверждению болгар на Балканском полуострове.
Первая часть II тома (Ленинград. 1926) обнимает VIII и часть XI в.; едва ли ни половина книги посвящена славянским вопросам: борьбе болгар с Византией, западным славянам я особенно знаменитому кирилло-мефодиевскому вопросу.
На этой теме обрывается печатание труда акад. Успенского; но в какой мере ценны давя славяноведения дальнейшие, ненапечатанные части, показывает хотя бы глава о Святославе1 .
Третий корифей русской византийской науки, Н. П. Кондаков, с другой стороны подошел к славянам. "Предмет изучения Кондакова, - как писал С. А. Жебелев, - история византийского и в связи с ним древнерусского искусства"2 . Исключительное знание византийского искусства открыло Кондакову область древнерусского искусства, русских древностей и привело к широким, истинно культурным обобщениям. Заслуги в этой области Кондакова огромны. Совместно с Толстым им были изданы шесть томов "Русские древности" (1889- 1899) и "Русские клады: исследование древностей великокняжеского периода" (1896)3 .
Тремя русскими византинистами: Васильевским, Успенским и Кондаковым - было поднято изучение истории славянства на современную высоту. Много работ по славяноведению было написано также их учениками и продолжателями: в области искусства - особенно Д. Айналовым, в области древностей - Д. Беляевым, по изучению древнерусского права - А. Павловым и В. Бенешевичем, по истории славян - Б. Панченко и А. Васильевым, которому принадлежит пространная статья о Византии и славянах4 .
Наша статья не имеет своей целью дать исчерпывающую библиографию о славянах в трудах русских византинистов, а служит только к выяснению того, что сделано русскими византинистами в области славяноведения5 .
М. Шангин
1 См. "Вестник древней истории" N 4, стр. 91 - 96. 1939.
2 "Вестник древней истории" N 4, 1938. "Русское византиноведение", стр. 15.
3 Сколько раз Кондаков обращался к славянскому вообще и особенно к русскому искусству и древностям, видно хотя бы из следующих его статей: "Искусство Сербии" (1866), "Русский лицевой апокалипсис", "О фресках лестниц Киево-Софийского собора" (1888), "Заметка о миниатюрах Кенигсбергского списка Начальной летописи" (1902), "Зооморфические инициалы греческих и глаголических рукописей X-XI столетий" (1903), "Изображение русской княжеской семьи в византийских миниатюрах XI века" (1906). Капитальные труды Кондакова по византийскому искусству и древностям почти везде связаны с русскими древностями.
4 См. "Византийский временник". Т. V. 1896.
5 Библиографию трудов В. Г. Висильевского см. в статье о нем Ф. И. Успенского за 1899 г. Журнал министерства народного просвещения CCCXXV N 10, библиографию трудов Ф. И. Успенского - в книге, напечатанной в его память в 1929 г., список трудов Н. Л. Кондакова - в "Recueil" N 9. Kondakov. Prague. 1926.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |