Libmonster ID: RU-8248
Автор(ы) публикации: И. ИВАШИН

Под редакцией С. Д. Сказкина и А. В. Фохт. Москва. 1939.

Выход в свет "Методического пособия по истории для VI - VII классов средней школ" - отрадное явление в развитии исторического образования в нашей стране.

Имея в своем распоряжении "Историю средних веков" в двух томах (учебное пособие для высших учебных заведений), "Хрестоматию по истории средних веков" в трах томах под редакцией Грацианского и Сказкина и рецензируемое пособие, преподаватель средней школы может хорошо построить свои уроки. Для вполне нормальной постановки преподавания не хватает еще специального учебника для средней школы - увлекательной книги по истории средних веков для учащихся.

Значительная часть рецензируемого пособия известна учителям истории по двум учебно-методическим документам. В 1938 году Учпедгиз издал "Методическое пособие по истории для V - VIII классов средней школы" под редакцией А. В. Фохт и С. Д. Сказкина, где наряду с древней историей дается много материала по вредней истории. Однако новое пособие отличается от изданного в 1938 году и качеством материала, и широтой охвата разнообразных тем, и методикой изложения.

Книга дает обобщенный материал не только да западному средневековью, но и по истории ряда восточных стран, а также ценные методические указания по программе курса. В рамках методического пособия обстоятельно рассказывается об истории Англии, Франции, Германии, Италии, Испании.

Данное пособие восполнило существенный пробел в учебно-методической литературе по истории средних веков, осветив важнейшие вопросы из истории Индии, Египта, Японии, Монголии и Турецкой империи. Важнейшие мы курса даны в исторической последовательности и освещены с марсистско-ленинских позиций; текст снабжен основными историческими картами и некоторыми другими наглядными пособиями; по отдельным вопросам указаны ценные источники.

Однако книга не лишена и существенных недостатков. Трудно, например, об'яснить, почему авторы и редакторы не включили в курс историй средних классов разделы: "Польша в XI - XV веках", "Скандинавские страны в XI - XV веках" и "Венгрия в XI - XV веках", несмотря на то, что все эти темы значатся в программе школы. Отсутствие в курсе таких разделов нарушает общую картину исторического процесса в Европе. Кроме того нужно учесть, что на примере Польши учитель должен показать один из особых вариантов политического развития народов Европы - процесс подготовки условий для шляхетской вольницы XVI - XVII веков. На примере Норвегии и Швеции учитель должен показать некоторые особенные черты крестьянских восстаний и значение этих восстаний в социально-политическом развитии этих стран. Как известно, благодаря своей упорной борьбе крестьяне Норвегии, в отличие от крестьян других стран, никогда не были вполне крепостными. Эту особенность норвежской истории отметил Энгельс в следующих словах: "Норвежский крестьянин никогда не был крепостным, и это обстоятельство - как и в Кастилии - накладывает свою печать на все развитие. Норвежский мелкий буржуа - сын свободного крестьянина, и вследствие этого он - настоящий человек по сравнению с жалким немецким мещанином"1 .

Упорная борьба крестьян в Норвегии и Швеции наложила свой отпечаток и на политические порядки этих стран. В XIII веке королевская власть в указанных странах существенно зависела от народных собра-


1 К. Маркс и Ф. Энгельс "Об искусстве", стр. 201. М. 1933.

стр. 144

ний, где важную роль играли мелкие свободные землевладельцы. Монархические порядки здесь в XIII веке имели ряд черт крестьянской демократии. Жаль, что эти особенности не нашли отражения в рецензируемом пособии.

В рекомендуемом плане первого урока (стр. 13) не вполне исторически трактуется вопрос о рабах. По утверждению автора рабы уже в первый период существования варварских королевств превратились в крепостных. Это не точно.

Если мы можем говорить о рабах эпохи Каролингов и X - XI веков как о производителях, превратившихся в крепостных, то этого нельзя сказать о рабах первого периода варварских королевств.

Формирование основных черт феодального общества и феодальных форм эксплоатации происходит медленно. Этот процесс начинается еще в III - IV вежах в Римской империи и в варварском обществе германцев, кельтов и славян. После революции рабов и варварских завоеваний он значительно ускоряется уже в рамках варварских королевств. Как указал Энгельс, ведущей линией социально-экономического развития варварских королевств являлась их эволюция в сторону превращения в феодальные государства. Энгельс указал, что варварская государственность, существовавшая "... в первые столетия образованных германцами после завоевания Римской империи королевств, представляет из себя одну из самых грубых форм общества и совершенно нормально эволюционирует далее в развитую феодальную иерархию, которая является уже значительно более высокою ступенью"1 .

При характеристике завоеваний викингов (стр. 28) не попользованы соответствующие места из "Хронологических выписок" Маркса, которые дают яркий материал по существу вопроса и ключ к его пониманию2 .

Авторы пособия неправильно требуют от учителя, чтобы восстание "Ника" в Константинополе в 532 году трактовалось только "как результат острого недовольства широких народных масс существовавшим тогда строем, как результат поборов государства и злоупотреблений чиновников и обнищания народных масс" (стр. 41). Известно, что в мятеже участвовали сепаратистско-аристократические элементы, которые хотели использовать недовольство народа в своих интересах. Сепаратистская знать, недовольная режимом Юстиниана I, выдвигала даже своего кандидата на престол в лице Гипатия, племянника бывшего императора Анастасия, опиравшегося на крупную землевладельческую знать3 .

Не совсем основательно требование, пред'явленное авторами пособия к преподавателю, - не останавливаться на характеристике феодалов - руководителей 1-го крестоносного ополчения. Именно их характеристика может дать наиболее яркий материал о сущности крестовых походов (в частности об устремлении господствующих классов).

В материале урока по средневековой культуре односторонне характеризуется схоластика (стр. 95). После такого урока у ученика может остаться неисторическое представление о "схоластике. Нужно показать, что схоластика являлась продуктом определенного уровня развития человеческой культуры, что только с появлением более прогрессивных щей она стала бесплодной. По замечанию Маркса и Энгельса, "...в теологии хоть изредка требовались хотя бы поверхностные знания..."4 . Нужно было также отметить, что схоласты XII - XIII веков (Абеляр, Роджер, Бэкон, Фома Аквинский, Дунс-Скотт и другие) вникали в общественные дела, участвовали в борьбе различных течений и т. д. В этой же разделе нужно было указать пособия, где учителя и учащиеся могли бы найти иллюстрации к уроку о средневековой архитектуре5 .

В уроке, посвященном восстанию крестьян в Англии, ничего не сказано об участии в нем горожан (кроме жителей Лондона). Между тем интересный материал имеется о событиях в Йорке и Кембридже в книге академика, Петрушевского "Восстание Уота Тайлера" (несколько изданий). Нет в рецензируемой книге данных о восстании в Сент-Албансе.

Слабо и нечетко показан процесс феодализации Византийской империи и значение


1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. VIII, стр. 158.

2 См. Архив Маркса и Энгельса. Т. V.

3 Участие сепаратистско-аристократических элементов в восстании 532 года в Константинополе отмечается в учебном пособия для высших учебных заведений "История средних веков", т. I, стр. 201 - 202, в подразделах "Партии цирка" и "Мятеж Ника". Москва. 1938. Более обстоятельно этот вопрос освещается в специальных курсах по истории Византийской империи Успенского, Васильева и других.

4 К. Маркс и Ф. Энгельс "О религии и борьбе с ней". Т. I, стр. 293. 1933.

5 Интересные иллюстрации имеются, например, в "Книге для чтения по истории средних веков" под ред. П. Виноградова, т. II, в статьях, посвященных средневековой архитектуре, в работах Иванова "Средневековый замок", "Средневековый город" и "Средневековый монастырь". Интересные иллюстрации можно найти также в различных энциклопедиях.

стр. 145

славянских завоеваний (стр. 48 - 49). Авторы и редакторы пособия не учли новых положений, изложенных в ряде статей советских историков по существу этого вопроса ("Вестник древней истории" N 4 за 1938 год и N 1 за 1939 год. "Исторический журнал" N 7 за 1939 год). В этих статьях славянским завоеваниям придается в основном такое же значение в истории Византийской империи, какое шмели в истории Западной Европы варварские завоевания.

В уроках по Византийской империи ничего не говорится о сложной борьбе в Константинополе при Андронике Комнине. Нужно было использовать указание Маркса по этому вопросу в "Хронологических выписках". Отметив отрицательны стороны деятельности Андроника Комнина, Маркс указывает: "Гнусная свирепость Андроника направлена была главным образом только против высших классов, он сторонник стропой дисциплины среди чиновников, прекращает бесчинство сборщиков податей, уничтожает продажу должностей и береговое право; производит большие постройки; защищает чернь столицы от жестокого обращения придворных, которых он, как Петр Великий, собственноручно наказывает палкой, если они вымогают у простолюдина какую-нибудь услугу бесплатно; заботится также о науках"1 .

Приходится сожалеть, что ценные уроки по истории Индии и других восточных государств слишком сжаты. Учитывая, что преподавателю трудно найти сведения по этим странам, следовало расширить материал о них хотя бы за счет других, более разработанных тем курса.

Значительно выиграл бы урок о гуситских войнах в Чехии, если бы авторы использовали замечание Маркса, которое вскрывает сущность гуситских войн и их результаты. Вот что говорит Маркс: "...гуситские войны, национально-чешская крестьянская война религиозного характера против немецкого дворянства и верховной власти германского императора. Попытка потерпела крушение, и с тех пор все: время чехи оставались прикованными к колеснице германской империи"2 . Очень яркие страницы посвящены гуситским войнам в "Хронологических выписках" Маркса3 , но они также не использованы в пособии.

Уроки по Сербии и Болгарии очень ограниченны и схематичны. Слишком мало оказано о внутреннем строе Сербии. В указателе литературы обойдены основные пособия по существу вопроса на русском языке - книги Погодина "История Болгарии" и "История Сербии" и Ранке "История Сербии". Если учитель критически подойдет к указанным работам, то он найдет в них ценнейшие фактические данные.

В хорошо разработанных уроках по "истории Германии XVI века не мешало бы ярче показать эволюцию лютеранства. Выяснив уровень зрелости буржуазии позднего периода средних веков на основе указании "Краткого курса истории ВКП(б)", авторам нужно было привлечь яркий отрывок из "Хронологических выписок" Маркса, говорящий о том, что Лютер после крестьянской войны стал княжеским холопом4 .

Существенные недостатки имеют уроки и по истории Тридцатилетней войны. Нужно было, хотя бы кратко, изложить сущность военных реформ Густава. Адольфа и преимущества его военной системы над военной системой других стран.

Противоречивой и спорной является данная в учебнике характеристика деятельности Валленштейна. На стр. 274 он характеризуется как политический деятель, намечавший план имперской реформы, цель которой заключалась в устранении княжевластья и укреплении империи. Приводятся слова Валленштейна: "Я хочу, чтобы германский император был таким лее господином в своих владениях, как король во Франции". В то же время на стр. 275 отмечается, что Валленштейн был честолюбивый авантюристом.

В уроке о результатах Тридцатилетней воины полезно было бы привлечь слова В. М. Молотова о религиозных войнах конца средних веков: "...в свое время религиозные войны против еретиков и иноверцев были в моде. Они, как известно, привели к тягчайшим для народных масс последствиям, к хозяйственному разорению и к культурному одичанию народов. Ничего другого эти войны и не могли дать..."5 . На "сновании этого указания нужно было бы сильнее подчеркнуть разрушительные последствия этой войны для; хозяйства и культуры Германии.

При характеристике аграрного законодательства Фридриха II, прусского короля, и императора Иосифа II не использовано ценнейшее указание Энгельса, которое исчер-


1 Архив Маркса и Энгельса. Т. V, стр. 191. Госполитиздат. 1938.

2 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. VII. Ч. 2-я, стр. 275.

3 См. Архив Маркса и Энгельса. Т. VI. Гл. "Чехия и гуситская война".

4 К. Маркс "Хронологические выписки", стр. III, стр. 71 (см. журнал "Большевик" N 24 за 1936 год, стр. 46).

5 В. М. Молотов "О внешней политике Советского Союза", стр. 5. Госполитиздат. 1939.

стр. 146

пывающе вскрывает смысл их так называемой крестьянской политики и кладет конец всевозможным антинаучным рассуждениям о ней. "Одним словом, - говорит Энгельс, - прославленное просвещенное аграрное законодательство "просвещенного государства" преследовано только одну цель: спасти из феодализма все, что еще можно было спасти"1 .

При характеристике внешней политики Фридриха II авторы ограничиваются грубыми эпитетами по отношению к личности Фридриха и не показывают полководческой и реформаторской его деятельности.

Необходимо сделать замечание и к, урокам по истории Польши XVI - XVII веков. Во-первых, нужно было использовать указание Энгельса о польских панах-шляхтичах, которые ничего другого в истории не делали, кроме задорных глупостей.

Нам кажется, что полезно было бы использовать в пособии следующий отрывок из статьи Энгельса "Внешняя политика русского царизма", характеризующий состояние полного развала Польши в 60-х годах XVIII столетия: "...бывшая в состоянии полного развала Польша, дворянская республика, основанная "а эксплуатации и угнетении крестьян, неспособная по своей конституции ни к какому общенациональному действию я обреченная тем самым стать легкой добычей своих соседей. С начала восемнадцатого столетия, по словам самих поляков, Польша держалась непорядком (Polska nierzcdem stoi); иностранные войска непрестанно оккупировали всю страну или проходили черев нее; она служила им постоялым двором и харчевней"2.

Нам кажется не совсем удачным соединение в одном уроке (64) двух совершенно различных тем: "Турция и Швеция в XVI - XVIII вв.".

При характеристике Карла XII как талантливого полководца (стр. 308) нужно было учесть мнение историков военного искусства и о слабых сторонах его деятельности3 . Карл XII проявил отсутствие дальновидности в своем отношении к России. Недооценив силы созидательной работы Петра I, Карл XII потерпел полный крах в столкновении с русской армией под Полтавой. До этого он потратил бесплодно много времени и сил, гоняясь по всей Польше за своим противником Августом II. Исходя из своего взгляда на Карла XII, автор неправильно определяет крах его политики по отношению к России лишь истощением и расстройством средств Швеции: главной причиной провала его завоевательных планов был героический отпор русского народа.

Отмеченные недостатки не умаляют достоинств книги в целом: они только показывают, что нажим историкам и методистам необходимо систематически бороться за дальнейшее улучшение качества учебно-методических пособий.


1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. XVI. Ч. 1-я, стр. 246.

2 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. XVI. Ч. 2-я, стр. 10.

3 См., например, Дельбрюк "История военного искусства в рамках политической истории". Т. IV, стр. 298. 1938.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ИСТОРИЯ-СРЕДНИХ-ВЕКОВ-МЕТОДИЧЕСКОЕ-ПОСОБИЕ-ДЛЯ-VI-VII-КЛАССОВ-СРЕДНЕЙ-ШКОЛЫ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Julia GaponКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Gapon

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

И. ИВАШИН, ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ (МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ VI-VII КЛАССОВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ) // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 31.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ИСТОРИЯ-СРЕДНИХ-ВЕКОВ-МЕТОДИЧЕСКОЕ-ПОСОБИЕ-ДЛЯ-VI-VII-КЛАССОВ-СРЕДНЕЙ-ШКОЛЫ (дата обращения: 28.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - И. ИВАШИН:

И. ИВАШИН → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Julia Gapon
Pskov, Россия
717 просмотров рейтинг
31.08.2015 (3132 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
3 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
7 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
8 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
9 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ (МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ VI-VII КЛАССОВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ)
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android