Libmonster ID: RU-8059

1

1938 - 1939 учебный год в области преподавания истории в средней школе ознаменовался крупными достижениями. Эти достижения основываются прежде всего на выходе в свет год тому назад "Краткого курса истории ВКП(б)". Эта энциклопедия основных знаний марксизма-ленинизма, имеющая исключительное значение для всего исторического фронта, вызвала перестройку преподавания истории в средней школе. На этом мудром сталинском творении учителя истории учатся построению всех курсов истории (истории древнего мира в V и VI классах, истории средних веков в VII и VIII классах, новой истории в VIII и IX классах и истории СССР в VIII, IX и X классах). Они учатся на атом образце марксистско-ленинской исторической науки изложению и марксистскому анализу исторических событий. При изучении истории СССР, начиная со второй половины XIX века, учитель подучил возможность положить в основу преподавания классические характеристики и определения "Краткого курса истории ВКП(б)". Работая над "Кратким курсом" и изучая исторические произведения Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина, учитель истории значительно поднял за истекший год свой идейно-теоретический уровень.

"Краткий курс истории ВКП(б)" дал учителю ясное понимание многих коренных вопросов истории, по которым" прежде преподаватели допускали ошибки и неточности. Мы имеем в виду такие вопросы, как роль географической среды, роль личности в истории, роль идеологии, вопросы о росте народонаселения, о развитии производительных сил и т. п. Выход в свет "Краткого курса истории ВКП(б)" положил конец вреднейшему вульгаризаторству и извращению истории, которые были связаны с антимарксистской, антиленинской "школой" Покровского.. "Краткий курс истории ВКП(б)" систематически учит историзму, т. е. историческому подходу е событиям прошлого, подчеркивая одно из основных положений материалистического понимания истории о том, что все зависит от условий, места и времени. Обогащенный основными методологическими указаниями марксистско-ленинской исторической науки, преподаватель истории стремится применить их в своем преподавании, дать в доступной детям форме изложение основных законов развитая общества, подвести учащихся к марксистскому понимаю истории.

Исключительное значение для повышения уровня преподавания истории в школе имел исторический доклад товарища Сталина на XVIII с'езде партии. Отчетный доклад товарища Сталина на XVIII с'езде ВКП(б) вооружает преподавателя истории знанием движущих сил советского общества на нынешнем этапе, учением о развитии нашего социалистического государства, о фазах его развития, учением о советской социалистической народной интеллигенции. На основе доклада товарища Сталина учителя по-новому "ставят на уроках истории СССР (в X классе) тему о развитии нашего социалистического государства, о советской интеллигенции.

Слова товарища Сталина: "Но есть одна отрасль науки, знание которой должно быть обязательным для большевиков всех отраслей науки, - это марксистско-ленинская наука об обществе, о законах развития общества, о законах развития пролетарской революции, о законах развития социалистического строительства, о победе коммунизма"1 - дают основные, направляющие указания и учителям история в их работе.

"Краткий курс истории ВКП(б)", доклад товарища Сталина на XVIII с'езде ВКП(б) помогли учителю перестроить преподавание истории в соответствии с историческим постановлением ЦК ВКП(б) и Совнаркома


1 И. Сталин "Отчетный доклад на XVIII с'езде партии о работе ЦК ВКП(б)", стр. 48.

стр. 112

(май 1934 года), в соответствии с замечаниями товарищей Сталина, Жданова и Кирова на конспекты учебников по истории СССР и по новой история (август 1936 года).

Значительную помощь преподавателю оказали и вышедшие в истекшем учебном году вузовские учебники по истории древнего Рима и по истории средних веков, в которых изложен проверенный конкретно-исторический материал. Определенную пользу принесли учителю и четыре выпуска "Методического пособия по истории", в которых подобран и систематизирован материал для исторических курсов средней школы по истории древнего мира, истории средних веков и новой истории, а также даны методические указания к каждому уроку.

Правильное использование преподавателями в своей работе "Краткого курса истории ВКП(б)", исторических произведений классиков марксизма и новой исторической литературы помогло им добиться успехов в преподавании истории несмотря на те трудности, с которыми было сопряжено преподавание истории именно в истекшем учебном году1 .

2

Улучшение преподавания истории, его более высокий уровень нашли свое выражение прежде всего на повышении качества рассказа учителя. А рассказ учителя, как известно, является важной частью урока; значение его особенно велико в связи с отсутствием учебников.

Следует отметить яркие, насыщенные конкретным материалом образные рассказы тов. Чегосова (Муром). Уроки тов. Чегосова неоднократно описывались в местной муромской газете. Интересные рассказы были у очень многих учителей.

Лучшие учителя строят свой рассказ таким образом, что он дает связное изложение исторических событий в историко-хронологической последовательности, фиксируя внимание учеников на важнейших исторических событиях. Систематически излагая исторические события, разбирая и обобщая их, такие преподаватели подводят учеников к марксистскому пониманию истории. Отмечая эти достижения, надо сказать, однако, что есть еще многие учителя, у которых и сейчас рассказ беден по содержанию, сух, неполон, необразен. Иногда рассказ учителя превращается в лекцию вузовского типа.

Много внимания учителя уделяют конкретности изложения событий. Можно даже констатировать перегиб в сторону чрезмерного насыщения уроков фактами и мелкими подробностями. В результате такой перегрузки, как показывают ответы учеников, мелкие, частные детали событий подчас заслоняют перед ними главное, основное. В то же время совершенно недостаточно используются на уроках истории документы и статистические данные. Это приводит к тому, что нередко ученики не имеют точного представления о многих событиях.

В связи с рассказом учителя находится и вопрос о записях учеников. Лучшие педагоги - Большухин (Горький), Вагин (Ленинград), Поволоцкая (Ленинград) и др. - выработали методику ученических записей, имеющую своей задачей постепенно развить у учеников навыки записи рассказа и тем подготовить учеников к тому, чтобы по окончании школы они были в состоянии записывать лекции профессоров в вузе. Преподаватели вузов жалуются на беспомощность многих студентов в ведении записи лекций.

Виднейшее место в двух старших классах средней школы заняла систематическая работа учеников под руководством преподавателя над изучением "Краткого курса истории ВКП(б)" и произведений Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина. Учителя-отличники, основываясь на опыте, постепенно развивают у учеников уменье изучать эти произведения. Ученики X класса под руководством преподавателей регулярно ведут конспекты изучаемых произведений Ленина и Сталина, составляют конспекты "Краткого курса истории ВКП(б)".


1 Эти трудности заключались в том, что в некоторых классах пришлось проходить историю усиленными темпами вследствие того, что в предшествовавшем 1937 - 1938 учебном году в VI, VII и VIII классах проходился курс истории СССР в связи с выходом "Истории СССР" под редакцией проф. А. В. Шестакова. Ученикам VI класса пришлось за один год пройти полуторагодичный курс (весь курс истории древнего мира); ученики VI класса также прошли за это время полуторагодичный курс (историю Рима и часть истории средних веков). В лучшем положении были ученики VIII класса. Хотя и они прошли в один год курс двух классов (2-я часть истории средних веков, 1-я часть "Новой истории"), однако в VIII классе для каждого из этих курсов было отведено по 80 часов (нормальное число часов), т. к. у них был снят курс истории СССР. В VI и VII классах за 80 часов была пройдена полуторная программа. Это привело к напряженному положению в этих классах. Даже в Москве программа была выполнена с большим трудом и без повторения, т. е. без достаточного закрепления этих знаний. В сельской школе положение было значительно хуже. Особенно ухудшало положение отсутствие пособий. Курс V класса, шедший нормально, был выполнен повсюду за редкими исключениями. Курс X класса был также выполнен.

стр. 113

Работа по изучению классиков марксизма-ленинизма в школе трудна, она требует от преподавателя большого напряжения сил, но она очень важна. Так например изучение в X классе работы Ленина "Доклад о революции 1905 года", основного пособия при прохождении темы "Первая русская революция", дало ученикам понимание классового характера первой революции в России, ее движущих сил и ее своеобразия по сравнению с прежними буржуазными революциями.

Изучение в X классе "Апрельских тезисов" Ленина и "Доклада о политическом положении", сделанного товарищем Сталиным на VI с'езде партии, дало ученикам понимание ленинско-сталинского анализа событий от февраля до Октября как процесса перерастания буржуазно-демократической революции в революцию социалистическую.

Изучение в X классе классических работ товарища Сталина: "Октябрь и тактика русских коммунистов", "Международный характер Октябрьской революции", а также страниц "Краткого курса истории ВКП(б)", которые излагают причины победы Великой Октябрьской социалистической (революции, дало ученикам понимание ленинско-сталинской характеристики Великой Октябрьской социалистической революции как начала мировой пролетарской революции и базы для дальнейшего развития мировой революции, а значит, подвело учеников к понимаю законов развития пролетарской революции.

Именно такую работу ведут лучшие учителя во всех частях Советской республики. В Архангельске ее ведет тов. Уланов в Иркутске - тов. Самаркина, в Пятигорске - тт. Ефимов и Старовойтов. Ведется такая работа и в Ленинграде (тт. Новопашенная, Кондратьев и другие) и в Москве (Бер, Костюкевич, Дубосарская и др.).

Иногда учителя при изучении "Краткого курса истории ВКП(б)" и произведений Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина ставят перед учениками неправильные задачи. Так, в некоторых школах (например в Сталинграде) "Краткий курс истории ВКП(б)" превратили в учебник по истории СССР в IX и X классах средней школы, что совершенно неправильно. Ленинградская практика показала, что особенно хорошие результаты работы учеников получались тогда, когда на основе "Краткого курса истории ВКП(б)" шло повторение пройденного материала по истории СССР.

'Изучение произведений классиков марксизма-ленинизма в массовой школе вследствие трудности этого дела стоит еще далеко не на должной высоте. Даже в Москве в ряде школ изучение было поставлено так поверхностно и формально, что на испытаниях в этих школах ученики обнаруживали незнание основных работ Ленина и Сталина, хотя и считалось, что они их изучили. В Архангельске в ряде шкал были даже удивлены, когда ученикам X класса задавался на испытаниях вопрос об отдельных работах Ленина и Сталина. А в 5-й архангельской школе - ученики, зазубрив пять ленинских признаков империализма, не знали, где же это изложено у Ленина.

Следует выделить большую работу учителей истории по воспитанию у учащейся молодежи советского патриотизма, горячей, любви к социалистической родине и неугасимой ненависти к врагам народа всех мастей.

3

Лучшие учителя пользуются для наглядности преподавания различными пособиями, используют отрывки из художественных произведений. Так, тов. Большухин (город-Горький, Институт усовершенствования учителей) очень подробно разработал методику изучения былин в преподавании истории СССР (раздел Киевское государство). Тов. Вербицкий (Кунцевский район, Московской области) использует на уроках об образовании Российской империи в XVIII веке роман А. Толстого "Петр Первый". Тов. Кузин, орденоносец (Угодско-заводская школа, Московской области.), очень удачно проводит на уроках о войне 1812 года работу на материале романа Льва Толстого "Война и мир". Тов. Ефимов (Пятигорск) на уроках о гражданской войне - первый период - читает отрывки из повести А. Толстого "Хлеб". Многие учителя на уроках о гражданской войне зачитывают эпизоды из книг Н. Островского "Как закалялась сталь" и "Рожденные бурей".

Много творческой инициативы проявляют лучшие учителя в создании наглядных пособий: используют старые карты, создают новые карты, макеты, апликации, ведут педагогическое рисование и т. д. Надо отметить работу тов. Безбаха (Ленинград), который с затратой минимальных средств создал очень ценное наглядное пособие по истории древней Греции. Путем линогравюры были размножены изображения памятников искусства древней Греции. Большую помощь в подборе иллюстраций оказал Эрмитаж. Себестоимость одной линогравюры - от 30 до 60 копеек. Для напечатания была использована оберточная бумага, давшая очень яркие оттиски линогравюр. Цвет бумаги подбирался под тон раскраски ваз. Однако это цепное начинание тов. Безбаха не встретило сочувствия со стороны Учпедгиза, причем в качестве

стр. 114

одного из возражений против напечатания этой коллекция в масштабе РСФСР была выставлена "нехудожественность" ряда картин, которые на самом деле являются точным воспроизведением подлинной древнегреческой живописи на вазах. Тов. Филиппова (Москва) организовала в течение ряда лет интереснейшую школьную историческую выставку. Выставка эта была показана в Институте школ Наркомпроса учителям-орденоносцам, которые заявили о том, что она принесла им большую пользу. Учителя-орденоносцы просияй воспроизвести материалы этой выставки в качестве наглядного пособия для массовой школы. Тов. Уланов (Архангельск) создал плакаты по истории Крестьянской войны в Германии. Тов. Виноградов (Старооскол, Курской области) собрал большую коллекцию (свыше 100) наглядных пособий. Большую коллекцию наглядных пособий создал и тов. Сошенко (Белгород, Курской области). Коллекциями наглядных пособий Угодско-заводской школы, Московской области, пользуются соседние школы. Инициативный учитель может создать при школе небольшой музей наглядных пособий по истории, которыми будут пользоваться окрестные школы. Ярким образцом такой инициативы является деятельность тов. Прохорова (директора в преподавателя истории Автозаводской школы N 1 в городе Горьком). Тов. Прохоров при затрате минимальных средств создал при своей школе небольшой музей наглядных пособий; он собрал старинные монеты, книги петровского времени, газеты времени революции 1905 года, газеты, листовки, плакаты Великой Октябрьской социалистической революции, гражданской войны, марки, картины и прочее. Тов. Прохоров сумел добиться отдельной комнаты для кабинета истории. Созданный тов. Прохоровым музей неоднократно описывался в местной горьковской областной газете.

Лучшие учителя ищут и находят новые формы наглядных пособий. Так, тов. Гиттис (Ленинград) создала интересные пособия для прохождения закрепления в памяти учащихся хронологии. Тов. Безбах (Ленинград) организовал в школе, где он преподает, исторические витрины, в которых выставляется материал об изучаемых событиях или о тех исторических событиях, которые будут отмечаться в ближайшее время. Тов. Старовойтов (Пятигорск) устроил календарь-витрину исторических событий за каждый месяц и витрину вырезок, из газет и детских журналов на исторические темы.

Во вместе с тем нередки факты пренебрежительного отношения к использованию наглядных пособий. Так например отсутствие карты на испытаниях в X массе в архангельской школе N 1 об'яснялось тем, что картой преподаватель не пользовался в течение всего курса. В результате ученики не смогли показать на карте районы гражданской войны в СССР. Подчас даже и при наличии карты ею пользуются очень небрежно. Так, с другой архангельской школе (4-я школа Октябрьского района) и учитель, и ученики на испытаниях вместо север, юг, восток и запад говорят выше, ниже, правее и левее.

Как положительное явление нужно отметить большую роль, отводимую в ряде школ экскурсиям. Среди школьных преподавателей есть мастера экскурсионного дела: например тов. Козлова (экскурсии в Исторический музей, Москва), тт. Иванова и Ползикова-Рубец (экскурсии в Эрмитаж, Ленинград). Но нужно отметить, что экскурсиям в старших классах уделяется недостаточное внимание. Вот интересные цифры по Москве. Для V - VII классов было организовано в Музей изящных искусств имени Пушкина в первое полугодие 1410 экскурсий и во второе полугодие - 1547 экскурсий; в Музей нового западного искусства было проведено 70 экскурсий (1625 участников); в Исторический музей было проведено 743 экскурсии (13457 участников). Гораздо слабее организованы экскурсии для VIII - X классов. Музей Ленина при этом не назван ни разу.

Интересный опыт экскурсии был совершен под руководством орденоносца тов. Кузина, учителя Угодско-заводской школы. Учащиеся совместно с преподавателями прошли пешком от Малоярославца до Бородина по историческим местам боев 1812 года. Такая экскурсия способствует воспитанию в молодежи чувства советского патриотизма.

Огромное значение для конкретизации материала имеет привлечение местного материала.

Многие учителя-историки широко пользуются местным материалом. Тов. Некрасов (Воронеж) иллюстрирует местным материалом темы древнего периода нашей истории, темы по истории Киевского государства и тему "Образование русского национального государства". Тов. Кузин (Угодско-заводская школа) широко применяет местный материал при прохождении истории войны 1812 года, так как школа находится недалеко от места боев под Тарутиным и Малоярославцем. Тов. Серова. (Архангельск) привлекает местный материал по курсу истории гражданской войны в Северном крае. Тов. Новопашенная очень интересно изучает на местном материале тему "Петербург - Петроград - Ленинград". Тов. Андреева (Таганрог) вставляет в общий курс истории ССОР события из исто-

стр. 115

рии Таганрога и тем оживляет материал. Тов. Лагун на основе изученного на уроках местного материала создала очень интересную выставку "Октябрьская революция в Дмитрове, Московской области". Однако обычно учителя игнорируют интереснейший местный материал. Так, в Пятигорске многие учителя при прохождении темы "Завоевание Кавказа" совершенно не используют богатейшие коллекции пятигорского музея на эти темы. То же наблюдается и в других местах. Например ученики кабардино-балкарских школ знают Днепрогэс, но не знают своей местной электростанции - Баксангрэс, которая для экономики Кабардино-Балкарской республики имеет первостепенное значение.

Большинство учителей поняло необходимость серьезной и тщательной подготовки, к уроку. Они систематически изучают "Краткий курс истории ВКП(б)" и произведения классиков марксизма-ленинизма, а также используют имеющуюся в их распоряжении историческую литературу. Практика преподавания истории выработала несколько типов уроков. Очень подробно и хорошо разработана методика подготовки преподавателя к уроку истории тов. Безбахом (Ленинград), который в своих статьях показывает преподавателям, как надо готовиться к урокам", как надо постепенно накоплять знания, как производить отбор материала и как методически оформлять отобранный материал для использования на уроках. Тов. Старовойтов (Пятигорск) указывает на необходимость систематически, регулярно собирать материалы по истории и давать урок, всемерно избегая штампа.

Наиболее целесообразно, как показывает опыт, начинать урок со спрашивания учащихся. Прежние годы методика этой важной работы учителя очень хромала, так как преобладала вопросно-ответная форма занятий. Такая форма не давала преподавателю возможности судить о том, насколько глубоко усвоен учеником исторический материал. Теперь учителя требуют в большинстве случаев от ученика связного небольшого рассказа, в которое ученик описывает основные исторические события в их историко-хронологической последовательности. Учителя обращают внимание также на технику речи ученика, выправляя неправильную терминологию, неверные обороты, ошибки ударений и т. д. Лучшие учителя заранее продумывают и составляют вопросы для беглого опроса учеников, который проводится на каждом уроке сверх спрашивания систематического рассказа заданного урока.

Следует, однако, отметить существующие еще в этом отношении недочеты. Так, в Горьковской области отмечается, что обычно вопросы (к тому же часто плохо продуманные) касаются материала только текущего урока и вовсе не затрагивают материала, пройденного на предшествовавших уроках. А между тем спрашивание материала прошлых уроков помогает ученикам понять историко-хронологическую последовательность событий на протяжении длительного периода истории.

Даже в Москве в некоторых школах наблюдается, что беглый опрос несистематичен, а предлагаемые ученикам вопросы носят случайный характер.

Кроме того в московских школах очень часто спрашивают только одного ученика, а остальные ученики занимаются в это время посторонними делами.

Что касается учащихся, то основным недостатком их ответов является неуменье рассказывать часть урока, они обязательно начинают рассказывать с начала весь заданный урок. Оказывается, что для большинства учеников еще трудно ответить только на определенный вопрос, хотя бы он и был выделен в плане урока. Поэтому учителям надо добиваться того, чтобы ученики четко представляли себе каждую часть заданного им урока в могли бы выделить ее в самостоятельный рассказ.

4

Результатом улучшения работы массового учительства явилось повышение успеваемости учащихся. Четвертные и годовые отметки показывают успеваемость от 90 до 100%. Но эти отметки обычно несколько завышены. Этот вывод можно сделать на основе интересного контрольного исследования, которое произвел Куйбышевский институт усовершенствования учителей. Контрольной проверкой было охвачено 15 школ, в которых средняя оценка успеваемости по истории была 82,4%. В результате проверки в этих школах было установлено, что успеваемость в среднем равна 77,4%, т. е. меньше на 5%. Сравнительно низкая успеваемость об'ясняется, очевидно, незначительными историческими познаниями преподавателей. Достаточно привести только один пример. В Кинельской средней школе ученик VI класса отвечал на уроке о рабстве в Риме так: "Рабы в древнем Риме употреблялись на постройку железных дорог, их не кормили и заставляли заниматься грабежом на большой дороге".

Некоторые ученики обнаруживают на испытаниях непонимание и незнание терминологии. Так например не понимают разницы между заключением мира и его ратификацией. Один ученик даже утверждал, что брестский мир был ратифицирован в ноябре 1917 года. Одна ученица

стр. 116

об'ясняла термин "валовая продукция" так: "Это выделывают войлок". Но такие случаи вопиющей неграмотности наблюдаются все реже и реже.

В ряде московских школ учащиеся давали прекрасные ответы.

В чем же основные причины недочетов работы по истории?

Они состоят: во-первых, в недостаточном историческом образовании очень многих учителей, в особенности в сельских школах; во-вторых, в отсутствии учебников, что заставляет учителей все преподавание строить на своем рассказе, подчас сводя весь урок к диктовке его ученикам; в-третьих, в недостаточной методической помощи и в отсутствии систематического методического руководства со стороны Наркомпроса и его органов в-четвертых, в том, что все еще не выкорчеваны окончательно остатки ошибок так называемой школы Покровского, поскольку очень многие учителя истории получили: свое высшее историческое образование на основе неправильных, вредных концепций Покровского и его "школы". Примером этого может служить следующий факт: в рекомендованных в Ленинграде уроках для III-IV классов про Невскую битву рассказано так, что у учащихся создается представление, будто устье Невы было исконной финской землей. Это неверное утверждение повторяет ошибки статьи об Александре Невском из Большой Советской Энциклопедии, статьи, редактированной Покровским, в которой Александр Невский изображен к тому же только как верный слуга новгородского торгового капитала.

5

Краткий анализ состояния преподавания истории в школе за прошедший учебный год позволяет наметить некоторые вопросы преподавания истории в 1939 - 1940 учебном году.

Прежде всего надо дать учителям истории средней школы возможность получить высшее историческое образование (заочное). Следует также помочь учителям с высшим историческим образованием поднять свои знания на уровень требований марксистско-ленинской исторической науки. Это даст возможность выкорчевать остатки вульгаризаторства и извращений, связанных со "школой" Покровского и все еще имеющих хождение среди некоторых учителей.

Далее надо помочь учителям истории разобраться в тех вопросах истории, вокруг которых идут большие споры. Вот яркий пример этого: в "Учительской газете", была напечатана статья члена-корреспондента Академии наук СССР проф. А. В. Шестакова, в которой он утверждал, что в Киевском государстве существовала рабовладельческая формация. Через некоторое время в той же "Учительской газете" была опубликована коллективная статья специалистов по истории СССР во главе с академиком Грековым, которая столь же категорически утверждала совершенно обратное, а именно, что в Киевском государстве не было рабовладельческой формации. Обе статьи высказали эти взаимно отрицающие положения не развернуто, а ввиде тезисов. И ныне учитель в полном недоумении, кто же из спорящих прав, так как нет развернутого изложения этой научной; дискуссии, на основании которого он смог бы самостоятельно разобраться в доводах обеих сторон. Необходимо подробно освещать подобные спорные вопросы истории.

Надо ускорить выход в свет учебников и других пособий по истории и исторической литературе для школ и для учителя.

Самое же главное - помочь начинающему молодому учителю истории, в особенности сельскому, овладеть педагогическим мастерством преподавания истории. Для этого нужно описать и научно обобщить опыт лучших преподавателей истории и широко его популяризировать, чтобы молодые преподаватели учились на опыте лучших мастеров преподавания и, глядя на них, стремились сами творчески, работать. Одновременно следует бороться против попыток превратить методику истории в сборник обязательных заштампованных правил.

При систематической планомерной методической работе с учителями, при настойчивой работе самих учителей истории школа сможет выполнить лежащие на ней громадные воспитательные задачи.

Преподаватели истории в текущем учебном году должны усилить работу систематического разбора исторических событий и научиться делать обобщения, которые подводили бы учеников к марксистскому пониманию истории, то есть к пониманию марксистско-ленинской науки о законах развития общества. На основе глубокого изучения "Краткого курса истории ВКП(б)" и произведений Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина учителя на конкретных исторических событиях должны показывать, как подтверждались жизнью законы развития общества, затоны развития пролетарской революции, установленные Марксом, Энгельсом, Лениным и Сталиным.

Особенно большое внимание в своем преподавании учителя истории должны отвести выяснению происхождения и развития движущих сил советского социалистического общества, о которых говорил на XVIII с'езде товарищ Сталин: "Советское

стр. 117

общество, освобожденное от ига эксплуатация, не знает таких противоречий1 , свободно от классовых столкновений и представляет картину дружественного сотрудничества рабочих, крестьян, интеллигенция. На основе этой общности и развернулись такие движущие силы, как морально-политическое единство советского общества, дружба народов СССР, советский патриотизм"2 .

Крепить и всячески растить движущие силы нашего советского общества и составляет воспитательную задачу преподавателей истории, как и всех остальных педагогов.

Задачи воспитательной работы в курсах истории на будущий год состоят во всемерном развитии и укреплении советского патриотизма. Этому поможет ознакомление учащихся с учением большевиков о двух родах войн: справедливых, которые поддерживали и поддерживают рабочие и крестьяне, и несправедливых, против которых всегда боролись и борются рабочие и крестьяне.

Надо уделить большее внимание в курсе истории СССР преподаванию истории народов СССР. Надо помочь учителям Западной Украины и Западной Белоруссии поднять на должную высоту преподавание истории в местах, где миллионы наших единокровных братьев - украинцев и белоруссов - освобождены с помощью нашей героической Красной Армии от ненавистного, подлого панского ига.

Надо па примере героической борьбы народов СССР в прошлом, на примере созданных ими неувядаемых памятников искусства, их совместного социалистического строительства крепить и растить дружбу народов СССР, этот нерушимый фундамент силы нашего социалистического государства.

В основу изучения советского периода истории СССР в X классе надо положить сталинское учение о развитии нашего социалистического государства, о диктатуре рабочего класса при социализме. Надо показать коренное, принципиальное отличие нашего советского общества от любого капиталистического общества, где нет и не может быть морально-политического единства общества, так как там "общество раздирается непримиримыми противоречиями между рабочими и капиталистами, между крестьянами и помещиками, что ведет к неустойчивости его внутреннего положения"3 .

Изучение истории и должно показать ученикам, как в результате долгой, непрерывной борьбы угнетенных классов во всех классовых антагонистических обществах прошлого были подготовлены условия для пролетарской революции, как в результате Великой Октябрьской социалистической революции в жесточайших классовых боях было создано современное советское социалистическое общество, где "нет больше антагонистических враждебных классов, где эксплуататорские классы ликвидированы, а рабочие, крестьяне и интеллигенция, составляющие советское общество, живут и работают на началах дружественного сотрудничества"4 .


1 То есть противоречий эксплоататорского общества - противоречий между рабочими и капиталистами, между крестьянами и помещиками. - А. Ф.

2 И. Сталин "Отчетный доклад на XVIII с'езде партии о работе ЦК ВКП(б)", стр. 36 - 37.

3 Там же, стр. 36.

4 Там же.

 


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ИТОГИ-ПРЕПОДАВАНИЯ-ИСТОРИИ-ЗА-1938-1939-УЧЕБНЫЙ-ГОД-И-НЕКОТОРЫЕ-ВОПРОСЫ-ПРЕПОДАВАНИЯ-ИСТОРИИ-В-НАСТУПАЮЩЕМ-1939-1910-УЧЕБНОМ-ГОДУ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Анна СергейчикКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Sergeichik

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

А. ФОХТ, Е. КОСТЮКЕВИЧ, ИТОГИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ ЗА 1938-1939 УЧЕБНЫЙ ГОД И НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В НАСТУПАЮЩЕМ 1939-1910 УЧЕБНОМ ГОДУ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 29.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ИТОГИ-ПРЕПОДАВАНИЯ-ИСТОРИИ-ЗА-1938-1939-УЧЕБНЫЙ-ГОД-И-НЕКОТОРЫЕ-ВОПРОСЫ-ПРЕПОДАВАНИЯ-ИСТОРИИ-В-НАСТУПАЮЩЕМ-1939-1910-УЧЕБНОМ-ГОДУ (дата обращения: 20.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - А. ФОХТ, Е. КОСТЮКЕВИЧ:

А. ФОХТ, Е. КОСТЮКЕВИЧ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Анна Сергейчик
Vladikavkaz, Россия
747 просмотров рейтинг
29.08.2015 (3157 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
23 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
Вчера · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
5 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
8 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ИТОГИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ ЗА 1938-1939 УЧЕБНЫЙ ГОД И НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В НАСТУПАЮЩЕМ 1939-1910 УЧЕБНОМ ГОДУ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android