Libmonster ID: RU-7909
Автор(ы) публикации: С. БЕЗБАХ

Время, отведенное для прохождения курса истории, очень невелико по сравнению с материалом программы. К тому же у учащихся, если учитель сумел заинтересовать их предметом, появляется естественное желание углубить свои знания по той или иной теме. Слабые же учащиеся, не успевающие усвоить в течение урока новый материал, требуют дополнительной помощи.

Все это ставит перед учителем, желающим добиться прочных знаний у своих учеников, задачу организации вспомогательной работы вне класса.

Помимо общеизвестных форм ввиде кружков и экскурсий существует много других разнообразных методов.

Изложенные ниже виды вспомогательной работы были осуществлены автором в 1937 - 1938 учебном году в V и VI классах 8 и 11-й школ Выборгского района Ленинграда и очень помогли ему заинтересовать учащихся предметом и повысить усвоение основных знаний по истории нашей родины. В то же время эти мероприятия постепенно приучали учащихся к углубленной самостоятельной работе и вдумчивому подходу к прочитанному материалу.

Руководство чтением учащихся

Одна из важнейших задач вспомогательной работы - правильно организовать домашнее чтение учащимися исторической литературы, выходящей и самостоятельными изданиями и в периодической печати.

Приступая к руководству чтением, учитель прежде всего должен учесть литературу, имеющуюся в школьной и местной массовой библиотеках. Если он организовал для себя вспомогательную картотеку, аналогичную той, что описала в статье о подготовке к уроку1 , то составляются такие же карточки на имеющиеся в библиотеках издания и вставляются в соответствующие отделы картотеки. Можно поручить это учащимся. Они охотно возьмутся за дело и попутно научатся заполнять библиографические карточки. В дальнейшем надо условиться с библиотекарем и все вновь поступающие книги брать на учет с помощью тех же учащихся.

Далее просматриваются журналы и выбираются в них статьи, заметки, рисунки, задачи и т. п., содержащие исторический материал.

Для учащихся 5 - 6-х классов можно использовать журналы "Пионер" и "Костер". В 8 и 9-х классах можно рекомендовать ученикам отдельные статьи из "Исторического журнала", а в 9 и 10-х классах - статьи из "Историка-марксиста". Для небольших самостоятельных работ (докладов, рефератов и т. п.) можно использовать и материалы, помещенные в "Красном архиве". Например, в связи с темой о восстании Пугачева можно провести работу над текстом допросов Пугачева и Хлопуши, опубликованным в N 68, 69 - 70 "Красного архива".

Кроме того исторические материалы помещаются иногда в массовых журналах "Смена", "Работница", "Крестьянка" и других. Поэтому надо просматривать регулярно те из них, которые выписываются местными библиотеками и самими учащимися, вносить все исторические статьи на карточки и включать в соответствующие разделы картотеки, отмечая в левом верхнем углу, какому возрасту можно рекомендовать их для чтения.

В дальнейшем можно поручить определенным учащимся следить за вновь выходящими номерами и брать на учет все соответствующие материалы.

Выполнив это, учитель получит в свое распоряжение несколько десятков статей, повестей и рассказов, целиком отвечающих курсу или расширяющих знания учащихся в других разделах истории.

Пройдя эту первичную стадию, можно перейти к работе с классом. В тетради по истории, имеющейся у каждого учащегося, отводится несколько страниц, специально разграфленных, под заголовком "Надо прочесть по истории". Время от времени учащиеся записывают сюда рекомендуемые названия.

Как видно из рисунка, на листке, помимо граф для порядкового номера, автора и


1 См. "Исторический журнал" N 5 за 1938 год.

стр. 110

Надо прочесть по Истории СССР

NN по порядку

Автор

Название, где напечатано

К какому § учебн. относ.

Когда прочел

впечатления и замечания о прочитанном

1

А. Шевченко

"Понт Евксинский", "Пионер", 1938 г,. N 4, стр. 109

4

 

 

2

Володя Смирнов

"Путь из варяг в греки", "Костер", 1938 г., N 1, стр. 45

6

 

 

3

А. Пушкин

"Песнь о вещем Олеге"

6

 

 

4

В. Васильев

"Слово о полку Игореве", "Костер", 1938 г., N 5, стр. 35

10

 

 

5

Г. Шторм

"Куликовская битва", "Пионер", 1038 г., N 4, стр. 44

13

 

 

6

А. Разумовский

"Василий Блаженный", "Костер", 11 38 г., N 1, стр. 24

17

 

 

7

М. Лермонтов

"Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"

18

 

 

8

А. К. Толстой

"Князь Серебряный"

18

 

 

9

Т. Богданович

"Соль Вычегодская"

18

 

 

10

Н. Гоголь

"Тарас Бульба"

22

 

 

11

В. Самойлов

"Землепроходец Семен Дежнев", "Пионер", 1938 г., N 4, стр. 74

24

 

 

12

А. Пушкин

"Арап Петра Великого"

-

 

 

13

А. Пушкин

"Полтава"

28

 

 

14

А. Пушкин

"Медный всадник"

28

 

 

15

О. Виглин

"Куншт - камора", "Наука и жизнь", 1938 г., N 1, стр. 63

29

 

 

16

И. Лажечников

"Ледяной дом"

30

 

 

17

А. Пушкин

"Капитанская дочка"

31

 

 

заглавия, имеются еще места для отметки о прочитанном, записи впечатлений и замечаний. Такая система дисциплинирует учащихся, приучает их к порядку. Учащиеся часто пишут коротенькие отзывы о прочитанном и таким образам попутно учатся формулировать своя мысли. При периодическом просмотре тетрадей учитель учтет все эти отметки в своей работе.

Когда тетради подготовлены, учитель объявляет в классе первую группу названий произведении, которые надо прочесть. Они пишутся на доске, и учащиеся переписывают их в тетради.

Книги и статьи желательно давать учащимся последовательно, подбирая их по темам проходимого курса. Вот тут-то и пригодится указанный выше прием расстановка библиографических карточек в разделы картотеки. Рассказав, например, о походе Ивана Грозного на Казань и Астрахань и упомянув о постройке в память этого события собора Василия Блаженного в Москве на Краевой площади, учитель в заключение указывает на рассказ Разумовского в N 1 журнала "Костер" за 1938 год, где описана история постройка собора и судьба его зодчих. Бармы и Постника. При этом надо иметь в виду, что рекомендовать можно только то, что преподаватель сам прочел или просмотрел. Кроме того можно так же советоваться с библиотекарем. Книги, содержащие исторические ошибки, нельзя рекомендовать детям, так как они не могут отнестись критически к материалу.

Мало указать, что читать, надо следить за тем, как дети читают. С целью приучить учащихся к более углубленному усвоению прочитанного время от времени проводятся дополнительные мероприятия (конференции читателей, собрания кружкового порядка с докладами, разборами, беседами и т. п.). Кроме того можно задавать при опросе в классе вопросы по содержанию прочитанного и наталкивать учащихся на самостоятельные выводы, причем эти ответы обязательно учитываются при отметке.

Работа по руководству чтением потребует от учителя очень немного времени. Вскоре сами ученики, будут помогать ему в этом деле. Так, он рекомендует книгу Богдановича "Горный завод Петра III", а ему принесут книгу Злобина "Салават Юлаев". Постепенно список будет расти, попутно будут расти и знания учащихся.

В некоторых случаях можно с помощью учеников подобрать целую библиотечку для чтения. Одни принесут NN журналов

стр. 111

("Пионер", "Костер", "Вокруг света", "Вестник знания" и др.), другие - имеющиеся дома книжки по истории. Все это учитель просмотрит (в особенности дореволюционные издания), отберет ценное, а ненужное возвратит владельцам. Могут попасться и явно вредные книжки, забивающие головы детей неверными сведениями, прославляющие бога и царскую власть. Такие книжки надо постараться вообще из'ять из обращения, может быть, выкупить у владельца и уничтожить, вырезав предварительно интересные иллюстрации.

Подобранная с помощью учащихся, библиотечка работает либо самостоятельно, либо передается в качестве передвижки в школьную библиотеку. В том или в другом случае выдавать книги должны ученики - участники организации библиотечки.

По окончании учебного года эту библиотечку надо обязательно раздать владельцам, чтобы не подозвать их доверия и обеспечить успех этого мероприятия и в будущем году.

Описанная работа поможет и учителю накопить известный опыт. Руководя чтением ребят, учитель в то же время сблизится с ними, узнает их интересы и легче сможет воздействовать на них.

Кроме того из прошедших через его руки изданий он выберет дополнительно немалый фактический материал, которым оживит свои уроки в классе.

Книга вырезок

Очень полезно также применение так называемой "Книги вырезок".

В "Пионерской правде", "Ленинских искрах", "Комсомольской правде" помещается много коротеньких, но очень содержательных статей и заметок по истории.

Учитель об'являет в классе о сборе вырезок. Уже на следующий урок ученики принесут вырезки. В большую перемену или после уроков можно начать с помощью 2 - 3 учащихся-добровольцев изготовление "Книги вырезок".

Из плотной бумаги любого цвета нарезаются листы формата с большой книги (18 x 26 сантиметров). С левой стороны листа пробиваются два отверстия. Разобранные по темам вырезки наклеиваются на листы.

При этом нужно учесть следующее:

а) На каждый отдельный лист можно наклеивать только иллюстрации по одной теме (например "Путь из варяг в греки"). Если останется место, то его заполняют материалом на ту же тему. Например вырезка "Ледовое побоище" из "Пионерской правды" дополняется вырезкой на ту же тему из "Ленинских искр". Если одного листа не хватает, продолжают клеить на втором, сделав соответствующую пометку в правом верхнем углу.

б) Клеить надо только столярным клеем, клейстером из крахмала или картофельной муки или же фотоклеем-пастой. Ни в коем случае нельзя употреблять конторский клей (гуммиарабик). Он разрушает бумагу, особенно газетную; через короткое время вырезка пожелтеет и вскоре распадется на обрывки. Вырезка наклеивается целиком, а не только по краям. Клей употребляется густой. От него бумага меньше коробится при высыхании.

в) При расположении вырезок на листе надо обратить внимание на эстетическую сторону работы. Столбцы вырезок кладутся рядом с просветом в 5 - 6 миллиметров, ближе к правому краю. Заголовок и рисунки располагаются так, чтобы страница в целом выглядела нарядно. Наклейка должна быть произведена очень акуратно. Нужно помнить, что "Книга вырезок" обойдет весь класс, и нельзя пренебрегать возможностью воспитания через нее в учащихся чувства акуратности, порядка и красоты. В тех же целях прививания ученикам полезных навыков необходимо под каждой вырезкой делать библиографическую ссылку (например к вырезке "Как прочли иероглифы" делается указание, что она взята из N 50 "Ленинских искр" от 29 мая 1936 года).

Когда вырезки наклеены на листы, последние собираются в книгу. Вложив их в обложку с такими же отверстиями, продевают сквозь них шнурок и завязывают. Предварительно на каждом листе и на лицевой стороне обложки делается продольный сгиб вдоль отверстий (отступя 5 - 8 мм от них), для того чтобы книгу легко быстро открывать при чтении.

На обложке ученик, умеющий рисовать, делает виньетку и заголовок. Например:

"ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ".

Книга вырезок N 1. Класс 6-а 8-й средней школы.

Выборгского района.

Книга такого рода очень удобна. Можно подбирать листы с вырезками по дробным темам, из одной книги сделать несколько и т. п. С помощью "Книги вырезок" можно распространить среди учащихся много интересного материала из газет, которые обычно читают далеко не все учащиеся. В форме книга этот материал не только обойдет весь класс, но пригодится и при повторении и при подготовке к испытаниям. По окончании учебного года "Книга вырезок" поступает в библиотеку и будет использована в последующие годы, когда от старых газет и следа не останется.

стр. 112

Удачно оформленная витрина о войне 1812 года.

Такая подборка, проводимая из году в год, даст учителю много полезного материала, замшит отчасти книги, недостающие по отдельным темам, и облегчит преподавание курса.

Нечего и говорить, что вся работа с "Книгой вырезок" также проводился силами учащихся и отнимает у учителя, в общем, очень мало времени на организацию, руководство и наблюдение. Один ученик собирает вырезки, другой наклеивает, третий ведет выдачу отдельный выпусков книги для чтения, следит за сохранностью книги.

В старших классах можно такую же работу проделать с газетами для взрослых, постоянно помещающими ценные материалы по истории.

В итоге за ряд лет в разных классах школы можно собрать много "Книг вырезок", которые гораздо удобнее применяемых в наших пикшах альбомов вырезок с их бессистемным подбором при наглухо закрепленных в корешках листах, неудобным для хранения форматом и далеко не эстетическим оформлением.

Историческая витрина

Демонстрация наглядных пособий (диапозитивов, таблиц, карт и т. д.) на уроке недостаточна, особенно для слабых учеников, так как они не успевают разобраться в деталях во время беглого просмотра. В целях устранения этого недостатка, а попутно расширения и углубления конкретных знаний об изучаемой на уроках эпохе можно применять "Исторические витрины".

Для этого изготовляются рамы со стеклом, в которые вставляются листы фанеры. Размер желателен возможно больший (100 x 75 см., 150 x 100 см.). Эти рамы вешаются в школьном коридоре.

Так же как и в предыдущих случаях учитель широко использует активность учащихся. Постоянно подбирая всевозможный наглядный материал (открытки, цветные и черные репродукция, вырезки из иллюстрированных журналов, вырезки из обрывков старых книг с рисунками, фотографии, рисунки и пр.), преподаватель предлагает делать то лее своим ученикам, привлекает рисующих для копирования выбранных иллюстраций, подбирает монтажеров, шрифтовиков и т. п.

После прохождения какого-нибудь раздела программы в коридоре появляется витрина с серией иллюстраций, частично повторяющих виденное в классе, частично новых.

При оформлении подобранного по теме материала надо учесть следующее:

а) Нельзя давать много мелких однообразных иллюстраций. Зачастую сама по себе неплохая по содержанию, с оригинально сделанным заголовком подборка на какую-нибудь тему потеряет внешне очень много из-за того, что будет состоять из одних открыток - хотя и красочных - и мелких рисунков. Совсем иное впечатление оставляет витрина "Война 1812 года", где наряду с открытками помещены также крупные многокрасочные репродукции с известных картин Верещагина.

б) При отборе иллюстраций для витрины нужно выбрать такие, которые освещают существенные моменты изучаемого периода и технически лучше исполнены. Повторения безжалостно отбрасываются: от этого витрина только выиграет. Так например благодаря строгому отбору открыток, изобра-

стр. 113

жающих терема в Кремле, для витрины "Старая Москва" было создано яркое представление об этом замечательном памятнике древнерусского зодчества.

в) Когда готовые иллюстрации подобраны, а недостающее воспроизведено учениками-художниками, надо продумать тексты подписей и заголовок. Подписи ни в коем случае нельзя давать в обычном виде, например "Вече Новгорода"; надо с помощью подписи мобилизовать внимание зрителя, заставить его в связи с этой картиной вспомнить уже известное ему. Поэтому подпись должна выглядеть так: "Какую роль играло вече в Новгороде и чьи интересы оно защищало?". Заголовок должен быть краток и тоже напоминать пройденный раздел курса ("Завоевание Кавказа". "Война 1812 года" и т. п.).

г) Помимо иллюстраций желательно включать и тексты художественного характера. Так, на витрине "Санкт-Питер-Бурх" был помещен очень красочный пушкинский стих:

"Люблю тебя, Петра творенье!
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье.
Береговой ее гранит..."

А для витрины "Старая Москва" использованы пушкинские же слова:

"Москва.., как много в этом звуке
Для сердца русского слалось!
Как много в нем отозвалось!"

Такой приём не только привлечет внимание, но даст возможность ученикам запомнить краткие художественные характеристики, обогатит культуру их речи.

д) Оформление витрин должно проводиться очень тщательно. Если художественный момент важен в "Книге вырезок", то здесь он еще важнее. Ведь витрина будет висеть в коридоре, где собираются все учащиеся. Она должна быть нарядной и красивой. Для фона под иллюстрации надо употреблять тоновую бумагу, лучше всего плакатные матовые обои. Они стоят недорого и выгодно выделяют любой экспонат. Обол удобны еще тем, что позволяют закреплять экспонаты не портя. Если это открытка, то в обоях делают уголки (как в альбоме); если это страница книги, где рисунок занимает только часть листка, в обоях в соответствующем месте делается прорез по размеру рисунка, и страница, подложенная снизу, прижимается фанерой к стеклу.

Надписи лучше делать либо прямо на обоях либо на полосках бумаги. Последнее менее изящно, так как бумага резко выделяется на фоне обоев, "режет глаз".

Заголовок витрины делается накладными буквами под стиль отражаемой эпохи. Буквы из обрезков картона промазываются столярным клеем и посыпаются елочными блестками, цвет которых подбирается к цвету фона. Под стеклом блестки выглядят очень нарядно. Можно буквы обернуть станиолью от конфет и покрыть цветным лаком.

Оформленная таким образом витрина обязательно привлечет внимание учащихся. Ее будут рассматривать в перемены, до и после уроков, обдумывать показанные в лей материалы. Таким путем целый ряд конкретных исторических знаний незаметно закрепится в памяти учащихся.

Имея несколько рам, можно последовательно показать всей школе серию тем. Первую витрину сперва вывешивают в коридоре, где находится класс, составивший ее. Когда появится новая витрина на другую тему, первая перевешивается в коридор другого этажа, а на ее место помещается вторая и т. д.

Неплохо около витрин вывесить историческую карту, портреты исторических деятелей.

И здесь учитель затратит очень мало времени на организацию и руководства. Надо лишь подобрать подходящих учеников, интересующихся и любящих историю. Первую витрину придется приготовить с ними целиком; для следующих надо лишь просмотреть и отобрать материал, проверить и отредактировать составленные учениками подписи и надписи, утвердить расположение материала. Все остальное выполнят сами ученики. При известной налаженности и предварительной договоренности в течение года можно изготовить целую серию витрин на последовательные разделы курса.

Разобрав одну, обошедшую всю школу витрину, возвратив иллюстрации владельцам или передав на храпение в школьный методкабинет, можно сейчас же монтировать следующую и т. д.

стр. 114

© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/История-в-школе-ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ-РАБОТА-С-УЧАЩИМИСЯ-ПО-ИСТОРИИ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Анна СергейчикКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Sergeichik

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

С. БЕЗБАХ, История в школе. ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ ПО ИСТОРИИ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 28.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/История-в-школе-ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ-РАБОТА-С-УЧАЩИМИСЯ-ПО-ИСТОРИИ (дата обращения: 20.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - С. БЕЗБАХ:

С. БЕЗБАХ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Анна Сергейчик
Vladikavkaz, Россия
793 просмотров рейтинг
28.08.2015 (3157 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
22 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
Вчера · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
5 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
8 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
История в школе. ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ ПО ИСТОРИИ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android