Libmonster ID: RU-7804
Автор(ы) публикации: А. ФОХТ

(Из опыта работы в 8 - 9-м классах)

Постановление Совнаркома Союза ССР и ЦК ВКП(б) о преподавании гражданской истории в школах СССР требует, чтобы ученики под руководством преподавателя постепенно овладели марксистским пониманием истории. Для выполнения этой важнейшей воспитательной задачи гражданской истории необходимо систематическое изучение учениками работ Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина. На этих работах они учатся, как надо изучать исторические события и исторических деятелей.

Задача крайне ответственная и чрезвычайно важная. Для ее правильного разрешения преподаватель истории должен систематически, тщательно изучать работы классиков марксизма-ленинизма и суметь научить учеников читать эти произведения. В 7-м классе учитель, заключая свой рассказ о тех или других событиях, обязательно приводит оценку события или исторического деятеля, данную Марксом, Энгельсом, Лениным и Сталиным. Основные высказывания следует вывешивать ввиде плакатов в классе, и ученики переписывают их в свои тетради. В 8-м классе продолжается эта работа, но вместе с тем учитель читает в классе некоторые произведения марксизма-ленинизма и показывает, как их надо изучать. В 9-м классе эта работа продолжается. В 10-м классе все изучение истории СССР строится на штудировании учениками работ Ленина и Сталина.

В 7-м классе ученики проходят вторую часть истории средних веков начиная с XI - XII столетий. Они изучают "Жакерию", восстание Уота Тейлора, гуситские войны, великую крестьянскую войну в Германии. При изучении каждой крестьянской войны учитель ставит вопрос о причинах неудачи этой войны и обязательно в заключение приводит следующие классические слова товарища И. В. Сталина: "Крестьянские восстания могут приводить к успеху только в том случае, если они сочетаются с рабочими восстаниями, и если рабочие руководят крестьянскими восстаниями. Только комбинированное восстание во глазе с рабочим классом может привести к цели"1 . Эти слова надо выписать на плакат и вывесить его в классе, чтобы ученики списали их в тетрадь.

При изучении реформации и великой крестьянской войны в Германии учитель в основу своей работы кладет произведение Энгельса "Крестьянская война в Германии". Свой рассказ о реформации он заканчивает следующими словами Энгельса: "Великая борьба европейской буржуазии против феодализма дошла до высшего напряжения в трех крупных решительных битвах. Первой было то, что мы называем реформацией в Германии. Призыв Лютера к бунту против церкви вызвал два политических восстания: сначала - низшего дворянства под предводительством Франца фон-Зиккингена в 1523 г., а затем - Великую крестьянскую войну 1525 года. Оба они были подавлены, главным образом, вследствие нерешительности наиболее заинтересованной партии, городской буржуазии"2 .

О реформации можно привести еще


1 И. Сталин. Беседа с немецким писателем Эмилем Людвигом. Ленин - Сталин. Т. III, стр. 527.

2 Ф. Энгельс "Об историческом материализме", стр. 14. Партиздат. 1933.

стр. 102

и следующие слова Энгельса в его работе "Крестьянская "война в Германии": "Но этот первый революционный пыл не оказался продолжительным. Молния, которую метнул Лютер, нанесла двои удар. Весь немецкий народ пришел в движение. С одной стороны, крестьяне и плебеи увидели в его воззваниях против попов, в его проповеди христианской свободы сигнал к восстанию; с другой, к нему примкнули более умеренные горожане и значительная часть низшего дворянства; общий поток увлек за собой даже князей. Одни думали, что настал день для того, чтобы свести счеты со всеми их угнетателями, другие желали лишь положить конец могуществу попов, зависимости от Рима и католической иерархии и обогатить себя путем конфискации церковных имений. Партии дифференцировались и нашли своих представителей"1 .

О роли плебейских элементов того времени надо дать ученикам для записи следующую цитату из той же работы Энгельса: "Лишь в Тюрингии под непосредственным влиянием Мюнцера и в некоторых других местах под влиянием его учеников плебейская часть городов была увлечена общей революционной бурей настолько, что зачаточный пролетарский элемент получил в ней на время перевес над всеми остальными факторами движения. Этот эпизод, образующий кульминационный пункт всей крестьянской войны и разыгравшийся вокруг самой величественной ее фигуры, вокруг Томаса Мюнцера, является в то же время и самым коротким"2 .

В заключение учитель приводит следующий вывод Энгельса: "...местное и провинциальное раздробление и вытекающее из него неумение возвыситься над местными и провинциальными интересами привели все движение к гибели; как ни горожане, ни крестьяне, ни плебеи не оказались способными к соединенному общенациональному выступлению; как крестьяне, например, действовали в каждой провинции на свой собственный страх, постоянно отказывали соседним восставшим крестьянам в помощи и потому одни за другими уничтожались в отдельных сражениях войсками, которые не равнялись даже десятой части всей массы восставших"3 .

Учитель, приводя все эти высказывания Энгельса, указывает ученикам на то, что в этих словах Энгельса мы имеем единственно правильный подход к выяснению исторического значения крестьянской войны в Германии в 1525 году.

Подобным же образом учитель приводит высказывания классиков марксизма о нидерландской революции XVI, столетия, об английской революции XVII столетия. Об английской революции XVII столетия учителю в рассказе обязательно надо привести следующие слова товарища И. В. Сталина: "Комунисты исходят из богатого исторического опыта, который учит, что отжившие классы добровольно не уходят с исторической сцены. Вспомните историю Англии XVII века. Разве не говорили многие, что сгнил старый общественный порядок? Но разве, тем не менее, не понадобился Кромзель, чтобы его добить силой?.. Во имя конституции он прибегал к насилию, казнил короля, разогнал парламент, арестовывал одних, обезглавливал других!"4 . Это высказывание товарища И. В. Сталина ясно показывает ученикам, что только путем насильственной революции возможна смена одного общественного строя другим.

В 8-м классе в курсе новой истории учитель продолжает ту же работу, которую он вел в 7-м классе. Из хрестоматии по новой истории под редакцией академика Лукина учитель приводит высказывания Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина о великой французской буржуазной революции 1789 года. При изучении промышленного переворота в Англии учитель может воспользоваться книгой Энгельса "Положение, рабочего класса в Англии"5 либо I томом "Капитала" К. Маркса (глава XIII - "Машины и


1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. VIII, стр. 133.

2 Там же, стр. 125.

3 Там же, стр. 196 - 197.

4 И. Стали н. Беседа с английским писателем Г. Д. Уэллсам. "Вопросы ленинизма", стр. 608.

5 Ф. Энгельс. Соч. Т. III, стр. 301 - 316.

стр. 103

крупная промышленность", § 1 - "Развитие машин")1 . Из этих работ учитель выбирает места, отвечающие на следующие вопросы: 1. Причины промышленной революции. 2. Изобретения в хлопчатобумажной промышленности. 3. Введение парового двигателя. 4. Изменение производства в связи с введением машин. 5. Возникновение новых классов промышленного пролетариата и промышленной буржуазии. 6. Развитие транспорта и мировой торговли. 7. Развитие новых промышленных городов.

При рассказе об истории Франции и Германии в 1820 - 1840 годах и о революции 1848 года учитель приводит высказывания Маркса и Энгельса об этом времени из следующих работ: "Борьба классов во Франции (1848 - 1850 гг.)", "18 Брюмера Луи Бонапарта" и "Революция и контрреволюция в Германии".

Два урока необходимо уделить классному чтению "Манифеста коммунистической партии" Маркса и Энгельса. К этому первому занятию по изучению работ Маркса и Энгельса учителю надо особенно тщательно подготовиться. На основании биографии Маркса, написанной В. И. Лениным (Соч. Т. XVIII, или отдельные издания), биографии Энгельса (Соч. Т. I) и работы В. И.. Ленина "Три источника и три составных части марксизма" (Соч. Т. XVI) учитель должен составить себе ясную картину истории возникновения марксизма.

В начале занятия учитель должен сделать небольшое вступительное слово, в котором указать на громадное значение для каждого ученика изучения "Манифеста коммунистической партии" (можно использовать статью В. В. Адоратского, помещенную в N 2 "Большевика" за 1938 год). Учитель напоминает ученикам историю "Союза коммунистов" и поручение, данное II конгрессом Марксу и Энгельсу, написать программу "Союза", которое и было ими выполнено в феврале 1848 года, т. е. 90 лет тому назад.

После этого учитель приступает к громкому чтению текста "Манифеста" ("Манифест" и вопросы к нему, розданные на предыдущем занятии, должны быть у всех учеников на руках во время урока).

Зачитав введение "Манифеста", преподаватель разбирает с учениками записанные ими вопросы: 1. Причины написания "Манифеста коммунистической партии"? 2. Какие силы об'единились для борьбы против коммунизма? Затем он переходит к чтению трех первых абзацев I главы - "Буржуа и пролетарии" (Маркс. Избранные произведения. Т. I, стр. 152 - 153. Дальнейшие ссылки даются по этому изданию), - обратив предварительно особое внимание учеников на текст, который им предстоит заслушать и который характеризует содержание истории человечества. Прочтя этот отрывок, учитель спрашивает: 1. В чем Маркс и Энгельс видели содержание истории? (Надо полностью выписать определение Маркса.) 2. Какие примеры борьбы классов известны уже вам из истории древнего мира и средних веков? 3. Чем кончалась эта борьба в прошлом? (Приведите примеры.) Зачитывается еще три абзаца о буржуазном обществе (стр. 153), и после этого ставится такой вопрос: какие классы существуют в буржуазном обществе? Далее, зачитывается место о хозяйственных успехах буржуазного общества (стр. 153 - 154), и задается вопрос: как буржуазия создала мировой рынок и новую форму промышленности? При ответе (с помощью учителя) ученики должны вспомнить известные им конкретные исторические факты, о которых упоминают Маркс и Энгельс. Далее, зачитывается следующее место о политических успехах буржуазии (стр. 154). Вопросы ставятся такие: на какие этапы, ступени политического развития буржуазии указывают Маркс и Энгельс; как они называют современное государство? Следующее определение Маркса - Энгельса выписывается полностью: "Современная государственная власть, это только комитет, управляющий общими делами буржуазии" (стр. 154). Учитель задает вопрос: на примере какого государства того времени наиболее ярко подтверждается эта формулировка Маркса и Энгельса? (Ученики должны указать на июльскую монархию во Франции и на англий-


1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. XVII. стр. 408 - 425.

стр. 104

ское правительство посте парламентской реформы 1832 года.)

После этого зачитываются абзацы о революционной роли буржуазии в прошлом (стр. 154 - 156). Ставятся следующие вопросы: 1. Что ставит буржуазия во главу своей деятельности? (При ответе надо выписать полностью место "о чистогане", "голом интересе".) 2. Во что сна превратила деятельность подчиненных ей людей? 3. Почему буржуазия должна постоянно революционизировать производство? 4. Как буржуазия создала мировой рынок?

Затем зачитывается следующее место о подчинении буржуазией деревни городу, о создании нации и централизованного государства и о развитии производительных сил (стр. 156 - 157). Вопросы таковы: 1. Как буржуазия подчинила своему господству деревню? 2. Когда возникли нация и централизованное государство? (Привести примеры из первой половины XIX столетия о борьбе народов за создание своего национального государства-Германия, Италия, Польша.) Тут же следует привести классическое определение нации, данное товарищем И. В. Сталиным в его работе "Марксизм и национальный вопрос" (см. сборник И. Сталин "Марксизм и национально-колониальный вопрос", стр. 6 и 10).

После зачтения слов о том, как буржуазией были разбиты феодальные имущественные отношения и как она создала новые, буржуазные имущественные отношения, ставятся следующие вопросы: 1. Почему буржуазия разбила старые, феодальные Имущественные отношения? 2. Чем она их заменила? В связи с указанием Маркса и Энгельса о том, что буржуазия уже не в силах справляться с созданными ею же производительными силами (стр. 157 - 159), учитель спрашивает: 1. В чем особенно ярко проявляется это бессилие буржуазии? 2. Как буржуазия преодолевает кризис? (Путем уничтожения массы производительных сил и завоевания новых рынков.)

Учитель переходит к истории возникновения и роста пролетариата (стр. 158 - 159). Вопросы таковы:

1. Как возникает пролетариат? 2. В чем состоит его историческая миссия? 3. Чем стал рабочий при капитализме? (Следует выписать точно цитату о том, что рабочий стал при капитализме только придатком машины.) 4. Чем определяется заработная плата рабочих?

Зачитывается место о том, из каких классов рекрутируется современный пролетариат: (стр. 159), далее - о ступенях развития пролетариата (стр. 159 - 160). Вопросы такие: 1. Протез кого и чего сперва начинает бороться отдельный рабочий? 2. Какие отношения на этой ступени развития существуют между отдельными рабочими? 3. Как использует буржуазия пролетариат в своей борьбе против феодализма? 4. Какие этапы проходит борьба рабочих против капиталистов? 5. Как борьба рабочих превращается в классовую борьбу? Необходимо полностью выписать и раз'яснить ученикам следующие определения Маркса: "Всякая классовая борьба есть борьба политическая..." "Эта организация пролетариев в класс и тем самым в политическую партию..." (стр. 160).

Далее, зачитывается абзац о том, как в ряды пролетариата переходят целые разорившиеся слои господствующего класса и как в революционные периоды на сторону пролетариата переходит часть буржуазии, возвысившаяся до теоретического понимания всего хода развития.

Далее, зачитывается важнейшее указание на то, что только пролетариат - действительно революционный класс. Ставится вопрос: почему только пролетариат является до конца революционным классом?

После зачтения учителем слов об относительной революционности мелкой буржуазии (в том числе и крестьян), революционной лишь постольку, поскольку она становится на точку зрения пролетариата, и о реакционности люмпенпролетариата ученики отвечают на следующие вопросы: 1. Когда крестьянство революционно? (Приводится пример большевиков, которые успешно осуществляли политику союза пролетариата с крестьянством (бедняцким и середняцким) в борьбе за пролетарскую революцию и за построение социализма.) 2. Почему

стр. 105

реакционен люмленпролетариат (босяки)?

Зачитывается место об одинаковом положении рабочих во всех буржуазных странах и о том, что рабочим необходимо разрушить весь общественный строй капитализма, что все предшествовавшие революционные движения были в интересах меньшинства и что только движение пролетариата является движением большинства в пользу большинства, а также о том, как буржуазия создала своего собственного могильщика (стр. 162 - 163). Вопросы ученикам ставятся такие: 1. Почему рабочим необходимо для своего освобождения разрушить весь строй капитализма? 2. Чем были предшествовавшие резолюции? 3. Чем отличается движение современного пролетариата? 4. Чем должна закончиться современная классовая борьба? Это важное место ученики должны записать полностью: "Она (скрытая гражданская война внутри существующего общества. - А. Ф .) разражается открытой революцией, и пролетариат путем насильственного низвержения буржуазии устанавливает свое господство" (стр. 162). Учитель подчеркивает, что в этом месте Маркс и Энгельс говорят о диктатуре пролетариата, которая должна установиться в результате пролетарской социалистической революции. Следующий вопрос такой: почему Маркс и Энгельс считают неизбежной победу пролетариата и гибель буржуазии?

На этом заканчивается первая часть занятий по "Манифесту коммунистической партии", занимающая один урок. Налом всем ученикам задается снова прочитать введение и I главу "Манифеста" и составить конспект по такому плану1 : 1. Основное содержание истории. 2. Классы и классовая борьба в прошлом. 3. Классы буржуазного общества. 4. Успехи буржуазии. 5. Сущность капиталистического государства. 6. Основа деятельности буржуазии. 7. Замена буржуазией старых, феодальных общественных отношений новыми. 8. Промышленные кризисы и их значение. 9. Создание буржуазией пролетариата - своего могильщика. 10. Положение рабочего при капитализме. 11. Ступени развития пролетариата. 12. Превращение борьбы рабочих против отдельных капиталистов в классовую борьбу. 13. Пролетариат - единственный действительно революционный класс. 14. Сущность революционности крестьянства. 15. Отличие пролетарского движения и пролетарской революции от всех предшествовавших революций. 16. Неизбежность победы пролетариата и гибели буржуазии.

Второй урок, отведенный для чтения "Манифеста", начинается со спрашивания учеников по изученным на предыдущем уроке вопросам. Этот опрос выяснит, насколько ученики усвоили I главу "Манифеста". После опроса надо перейти к дальнейшему чтению - именно главы II - "Пролетариат и коммунисты". Учитель указывает, что эта глава выясняет взаимоотношения между пролетариатом и его классовой партией, т. е. коммунистами. Он зачитывает место о взаимоотношении коммунистов и пролетариата (стр. 163). После того ставит такие вопросы: 1. В чем отличие коммунистов от остальных рабочих партий 40-х годов? 2. Какой частью пролетариата являются коммунисты? 3. В чем их преимущество в теоретическом отношении? 4. Чем являются теоретически? положения коммунистов? Ученики должны будут выписать следующее: "Они (теоретические положения коммунистов) являются лишь общим выражением действительных отношений существующей ныне классовой борьбы, совершающегося на наших глазах исторического движения" (стр. 163). 5. Каковы ближайшие цели коммунистов?

Потом зачитывается и раз'ясняется указание "Манифеста" о том, какую собственность стремятся уничтожать коммунисты (стр. 164).

Зачитывается абзац о положении труда при капитализме и при коммунизме и о том, что только при коммунизме будет личная собственность на средства потребления.

Зачитывается абзац о буржуазном возражении против коммунизма, якобы "настанет всеобщая лень" и зачитывается блестящее опровержение этой буржуазной клеветы Марксом и Энгельсом (стр. 166).


1 На эту работу дается 2 - 3 шестидневки.

стр. 106

Зачитываются слова о буржуазном возражении против коммунизма и блестящее опровержение его Марксом и Энгельсом (стр. 168). Вопрос: есть ли при капитализме у рабочего семья?

Зачитывается указание на то, что у рабочих при капитализме нет отечества, что они его приобретут только при социализме. Вопрос: почему у рабочих при капитализме нет отечества?

Зачитывается место об общественном сознании (стр. 168). Вопросы:

1. Как изменяется сознание людей?

2. Чем были господствующие идеи? (Ученики выписывают следующие две цитаты: "Вместе с условиями жизни людей, с их общественными отношениями, с их общественным бытом изменяются также и их представления, взгляды и понятия, одним елевом - их сознание". "Что же доказывает история идей, как не то, что умственное производство преобразуется вместе с материальным. Господствующими идеями любого времени были всегда лишь идеи господствующего класса" (стр. 168).

Зачитываются слова о задачах пролетариата в революции (стр. 160 - 170). Вопросы такие: 1. В чем Маркс и Энгельс видят задачи пролетариата, превратившегося в господствующий класс, т. е. во время диктатуры пролетариата? 2. Какие конкретные меры предлагал для этого периода "Манифест"? 3. Когда исчезнет государство? 4. Какое общество займет место старого, буржуазного общества? Главу III-"Критически-утопический социализм и коммунизм", - где дана критика утопического социализма Сен-Симона, Фурье и Оуэна, можно не читать в классе.

Заключительную главу надо зачитать полностью (стр. 179 - 180). Вопросы для ответа учеников таковы: 1. Какие отношения у коммунистов с оппозиционными партиями? 2. В чем состояла в 1848 году основная задача коммунистов? Ученики должны выписать полностью следующее: "Но ни на одну минуту не перестает она вырабатывать в среде рабочих возможно более ясное сознание враждебной противоположности между буржуазией и пролетариатом, чтобы немецкие рабочие могли сейчас же использовать общественные и политические условия, которые должно принести с собою господство буржуазии, как оружие против нее самой, чтобы сейчас же после падения реакционных классов в Германии началась борьба против самой буржуазии" (стр. 180). Вопросы дальше такие: 3. Почему на Германию в это время коммунисты обращали свое главное внимание? 4. Чем должна была стать германская революция? 5. Что выдвигают коммунисты на первое место во всех движениях? 6. Какими путями могут быть достигнуты цели коммунистов? 7. Что завоюют пролетарии? 8. Какой лозунг выставил "Манифест"? Эти же вопросы даются ученикам и для домашней работы.

В заключение учитель с помощью указанных цитат из "Манифеста", прочитанных и выписанных учениками, дает изложение взглядов Маркса- Энгельса на развитие общества (экономика, классы и классовая борьба, государство, пролетарская революция, общественное сознание и т. д.).

Он подчеркивает, что в "Манифесте коммунистической партии" дана картина истории всего человечества и что "Манифест" учит нас, как надо подходить к разбору событий общественной жизни, что надо всегда вскрывать классовую природу общественных явлений.

Для ознакомления учеников с итогами революции 1848 года учитель изучает главу II работы Ленина "Государство и революция". Если есть время, рекомендуется провести изучение этой главы в классе. В § 1 Ленин показывает, что уже в "Нищете философии" и в "Манифесте коммунистической партии" Маркс выставил задачу борьбы пролетариата за диктатуру пролетариата. В этом параграфе Ленин дает дальнейшее развитие марксова определения государства. Взгляды Маркса о неизбежности пролетарской революции, о неизбежности установления диктатуры пролетариата были подтверждены опытом революции 1848 года. Особенно надо подчеркнуть следующее указание В. И. Ленина (т. XXI, стр. 388): "Верный своей философии диалектического материализма, Маркс берет в основу исторический опыт великих годов ре-

стр. 107

волюции 1848 - 1851 гг. Учение Маркса и здесь, как и всегда, есть освещенное глубоким философским миросозерцанием и богатым знанием истории подытожение опыта". Этот опыт гласит: "Все прежние революции усовершенствовали государственную машину, а ее надо разбить, сломать. Этот вывод есть главное, основное в учении марксизма о государстве".

Учитель должен указать ученикам, что гениальная работа "Государство и революция" написана Лениным во время его подполья, осенью 1917 года, еще до Великой Октябрьской социалистической революции. Учитель указывает, что Ленин подчеркивает значение опыта масс, когда говорит: "До какой степени строго держится Маркс на фактической, базе исторического опыта, это видно из того, что в 1852 г. он не ставит еще конкретно вопроса о том, чем заменить эту подлежащую уничтожению государственную машину. Опыт не давал еще тогда материала для такого вопроса, поставленного историей на очередь дня позже, в 1871 г." (стр. 390). Это место очень важно: оно показывает (и это надо раз'яснить ученикам), что марксизм-ленинизм требует для теории конкретно-исторического подхода, а не абстрактно-логических рассуждений, как на это и указывает Ленин (стр. 390). Эта глаза книги Ленина, в особенности эти его замечания должны быть использованы учителем для того, чтобы показать действенное значение изучения истории, что только хорошее знание истории и дает возможность предвидеть направление событий и активно принимать участие в них. Обобщение исторического опыта масс и намечение дальнейшего развития требуются на каждом этапе нашего строительства. Гениальным примером такого обобщения является указание Маркса-Энгельса на необходимость слома буржуазной государственной машины. Параграф 3-й этой главы "Государства и революции" В. И. Ленина дает яркое изложение марксовой теории классовой борьбы с обязательным признанием неизбежности диктатуры пролетариата.

Подобно тому как был изучен "Манифест коммунистической партии", ученикам надо изучить и "Учредительный манифест" и "Временный устав Международного товарищества рабочих"1 . Ученики должны составить дома план содержания "Учредительного манифеста".

Изучение должно дать представление об организационных формах Международного товарищества рабочих. Из Устава должны быть особо выделены пункты: о завоевании освобождения самим рабочим классом (выписать полностью), цель борьбы рабочих, подчинение политической борьбы рабочих экономическому освобождению, от сотрудничества с кем зависит победа рабочего класса. При изучении "Учредительного манифеста" и "Временного устава Международного товарищества рабочих" необходимо напомнить ученикам, что I интернационал был второй международной политической организацией пролетариата. Первой организацией был "Союз коммунистов". При изучении Устава надо указать ученикам на централизм как на его основу. Надо указать, что I интернационал был создан и организован Марксом, что Маркс был вождем I интернационала. "В 8-м классе во втором полугодии изучается история СССР от древнейших времен до середины XIX столетия. У Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина имеется целый ряд важнейших высказываний, дающих принципиальные установки в вопросах истории СССР. Поэтому в своих рассказах преподаватель должен знакомить с ними учеников, подобно тому как это он делал по истории средних веков в 7-м классе.

Для Киевского государства мы имеем указания Маркса о "примитивной организации нор майских завоеваний - вассалитет без ленных отношений или лены, составлявшиеся только из жалованья" (Маркс "Секретная дипломатия XVIII ст." - приведено в книге академика Грекова "Феодальные отношения в Киевском государстве", стр. 9). Ученики 8-го класса уже изучили феодализм в Западной Европе. Поэтому они поймут особенность начального периода феодализма в Киев-


1 К. Маркс. Избранные произведения. Т. II, стр. 339 - 345, или отдельное издание.

стр. 108

ском государстве. Лен состоял не в земельном участке, а в дани. Для них станут тогда понятны походы Игоря за данью. Сперва Игорь собирал дань совместно со всей дружиной, которая и получала свое жалованье (лен) из дани. А затем Игорь с небольшой дружиной отправился вторично за данью и погиб.

Для Московского государства XVII столетия мы имеем следующую характеристику его государственного строя у Ленина: "Русское самодержавие XVII в. - с боярской думой и боярской аристократией"1 . Эту характеристику и надо сообщить ученикам.

Для времени Петра I основным являются слова товарища И. В. Сталина о Петре I (см. И. В, Сталин "Беседа с немецким писателем Эмилем Людвигом". Ленин и Сталин. Т. III, стр. 523). Относительно оценки реформаторской политики Петра наиболее важным, принципиальным является указание товарища И. В. Сталина в его речи на ноябрьском Пленуме ЦК 1928 года. Эти указания учитель приводит в своем рассказе.

Необходимо также сообщить ученикам ленинскую характеристику Российской империи XVIII столетия: "Самодержавие XVIII в. с его бюрократией, служилыми сословиями, с отдельными периодами "просвещенного абсолютизма"2 .

При изучении крестьянских восстаний учеников надо ознакомить с классическими высказываниями товарища И. В. Сталина о крестьянских восстаниях, сделанными им в беседе с немецким писателем Эмилем Людвигом3 .

При характеристике крепостнической системы хозяйства необходимо зачитать ученикам классическое определение барщинного хозяйства, данное В. И. Лениным в его книге "Развитие капитализма в России" (глава III, § I "Основные черты барщинного хозяйства")4 .

В 9-м классе новая история проходится начиная от Парижской коммуны. Для истории Парижской коммуны необходимо, чтобы все ученики изучила III главу "Гражданской войны во Франции" (воззвание Генерального совета Международного товарищества рабочих) (К. Маркс. Избранные произведения. Т. II, стр. 385 - 400, и ряд отдельных изданий). В этой главе Маркспоказывает сущность Парижской коммуны как государства рабочего класса, диктатуры пролетариата, и излагает ее основные мероприятия. Очень важно составить конспект этой главы. При конспектировании важно, чтобы ученики пользовались конспектом этой работы, составленным Лениным. Конспект напечатан в книге Ленина "Марксизм о государстве" (есть несколько изданий; в 1-м издании 1931 года, на стр. 53 - 56). Желающим можно рекомендовать всю эту работу Маркса (Избранные произведения. Т. II, стр. 358 - 411, или в отдельном издании). Обязательно для учителя прочитать из "Государства и революции" В. И. Ленина III главу - "Государство и революция. Опыт Парижской Коммуны 1871 г. Анализ Маркса".

Перечислить все работы Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина, которые надо рекомендовать учителю для изучения, в данной статье нет возможности. Ограничимся только одним указанием, так как в 9-м классе изучение новой истории, заканчивается историей предвоенного империализма; чрезвычайно важно дать ученикам, представление о сущности империализма, добиться того, чтобы они понимали, почему империализм является кануном пролетарской революции. Для этого учитель в первую очередь зачитывает в классе пять основных признаков империализма, которые дает Ленин в "Империализме" (см. VII главу - "Империализм, как особая стадия капитализма". Соч. Т. XIX, стр. 142 - 143, или отдельные издания). Можно также рекомендовать учителю приготовить плакат с перечислением этих признаков. При изучении истории Англии, Германии, Франции, Соединенных штатов необходимо конкретно указывать, в чем в данных странах специфически выражался империализм. Свое определение империализма как особой стадии капитализма Ленин сводит к трем особенностям: 1) монополистический ка-


1 В. И. Ленин. Соч. Т. XIV, стр. 18.

2 Там же.

3 Ленин и Сталин. Т. III, стр. 527.

4 В. И. Ленин. Т. III, стр. 139 - 141.

стр. 109

питализм, 2) паразитический, или загнивающий, капитализм, 3) умирающий капитализм. Определение это дано в статье "Империализм и раскол социализма" (Соч. Т. XIX, стр. 301).

Во всем своем преподавании учитель должен руководствоваться принципиальными высказываниями Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина и в заключение каждого своего рассказа давать характеристику изучаемого исторического события, данную классиками марксизма-ленинизма. В 9-м классе "Надо продолжать работу по изучению учениками произведений Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина. Особенно эту работу надо вести во втором полугодии, при прохождении курса истории СССР начиная со второй половины XIX столетия.

На уроке о буржуазных реформах 60-х годов необходимо уделить время для чтения с учениками статьи В. И. Ленина "Пятидесятилетие падения крепостного права" (Соч. Т. XV, стр. 108 - 110). Это занятие должно показать ученикам, как им необходимо работать над произведениями Ленина и Сталина. Прежде всего учитель рассказывает, что эта статья В. И. Ленина выясняет историческое значение отмены крепостного права в 1861 году и показывает, что крепостнический характер этой буржуазной реформы ярко выразился в том, что и после нее аграрно-крестьянский вопрос был основным в буржуазно-демократической революции 1905 года. Статья сначала прочитывается полностью громко в классе. Затем зачитываются громко два первых абзаца. Учитель говорит после этого, что в начале статьи указано, как царское правительство боялось в 1911 году 50-летнего юбилея отмены крепостного права. В конспекте ученики отмечают примерно следующее: "Боязнь царского правительства в 1911 г. юбилея отмены крепостного права". "Зачитывается следующий абзац. Делается его конспект: "В Западной Европе остатки крепостного права были уничтожены революциями 1789 года во Франции и 1848 года в большинстве остальных стран. В России народ еще не в состоянии был подняться на сознательную борьбу за свободу. Крестьянские бунты были легко подавлены". Дальнейшее следует выписать полностью из статьи, а именно: "Крестьян "освобождали" в России сами помещики, помещичье правительство самодержавного царя и его чиновники. И эти "освободители" так повели дело, что крестьяне вышли на "свободу" ободранные до нищеты, вышли из рабства у помещиков в кабалу к тем же помещикам и их ставленникам" (стр. 109).

Учитель обращает внимание учеников на необходимость исключительной точности при выписке цитат и указывает, что взятием соответствующих слов в кавычки В. И. Ленин показывает, что это не было подлинное освобождение. Далее, учитель указывает, что В. И. Ленин выделил слово "так" разрядкой для того, чтобы обратить внимание читателя на проведение реформы крепостниками. Учитель указывает, что разрядка автора при выписке цитат всегда оговаривается; в данном случае надо написать после слова "так": "разрядка В. И. Ленина" - и взять эти слова в скобки.

Следующий абзац статьи дает указание на результаты реформы. Законспектировать это можно примерно так. При "освобождении" крестьян у них было отрезано помещиками свыше пятой доли крестьянской земли, за оставшуюся землю крестьяне были обязаны платить выкуп, т. е. дань, вчерашним рабовладельцам. После отмены крепостного права крестьяне остались в кабале у помещика. Нигде в мире не было при отмене крепостного права такого разорения крестьян, как в России.

Зачитываются и конспектируются два следующих абзаца. Конспект заканчивается цитатой: "Ведя эту борьбу, русский рабочий класс помогал миллионам крестьянства подняться, выпрямиться, сбросить с себя привычки крепостных рабов" (стр. 109).

Подобным образом статья конспектируется до конца.

При прохождении темы "Развитие капитализма в сельском хозяйстве" необходимо с учениками изучить отрывок из "Развития капитализма в России" В. И. Ленина, в котором дается картина дифференциации раскрестьянивания крестьянства (глава II,

стр. 110

§ XIII; выводы из главы II, пункты 4 - 10. Т. III, стр. 128 - 136).

Ученикам следует попутно раз'яснить определение основных классовых групп в крестьянстве, даваемое В. И. Лениным. Общий признак двух новых типов крестьянства - товарный, денежный характер их хозяйства. Первый новый тип - сельская буржуазия, или зажиточное крестьянство. Важно, чтобы ученики уяснили себе ее экономическое положение, которое описывает В. И. Ленин (стр. 128), ее численность и значение в сельском хозяйстве при царизме. Другой новый тип - сельский пролетариат, класс наемных рабочих с наделом. Важно, чтобы ученики поняли значение того, что к нему относилось не менее половины всего крестьянства.

Промежуточное положение между этими новыми пореформенными типами крестьянства занимало среднее крестьянство. Оно отличалось наименьшим развитием товарного хозяйства. Учитель обращает внимание на неустойчивость его положения и на процесс диференциации "раскрестьянивания", который имел место в пореформенной деревне. Этот процесс имел основное значение для развития капитализма. Далее, учитель останавливает внимание учеников на вопросе о том, что задерживало развитие капитализма в русской деревне.

При изучении развития промышленного капитализма необходимо выяснить ученикам "три стадии капитализма в русской промышленности" на основании § XII главы VII "Развития капитализма в России" (Соч. Т. III, стр. 423 - 431).

При изучении истории народничества 70-х годов необходимо, чтобы ученики познакомились с критикой народничества, данной Лениным в статье "От какого наследства мы отказываемся" глава III-начало (Соч. Т. II, стр. 321). Ученики должны выписать перечисление В. И. Лениным трех основных черт народничества. К этому надо прибавить еще указание В. И. Ленина на веру народников 70-х годов в возможность крестьянской социалистической революции (см. "Что такое "друзья народа" и как они воюют против с. -д.". Соч. Т. I, стр. 164).

При изучении царствования Александра II надо дать ученикам общую ленинскую характеристику самодержавия того времени: "Самодержавие, вынужденное "сверху" освобождать крестьян, разоряя их, открывая дорогу капитализму, вводя начала местных представительных учреждений буржуазии" (Соч. Т. XIV, стр. 18).

Реформы Александра II необходимо показать как шаг по пути превращения России в буржуазную монархию, сделанный крепостниками.

Для характеристики борьбы царского правительства Александра III против просвещения очень полезно дать ученикам прочитать (без конспекта) статью В. И. Ленина "О чем думают наши министры" (Соч. Т. I, стр. 419 - 421). Эта статья приводит яркую переписку Дурново и Победоносцева, в которой намечается закрытое воскресных школ для рабочих. Для характеристики административного произвола царизма при Николае II очень красочна статья В. И. Ленина "Бей, но не до смерти" (Соч. Т. IV, стр. 79 - 90), которую следует дать ученикам прочитать без конспекта.

Для истории возникновения большевизма ученикам следует изучить статью В. И. Ленина "С чего начать!" в четвертом номере "Искры" (Соч. Т. IV, стр. 107 - 114), в которой дан яркий план будущей деятельности "Искры" как коллективного организатора партии. В этой статье В. И. Ленин резко высказывается против индивидуального террора как реакционного средства политической борьбы.

На уроке на тему "Развитие капитализма в России" учитель проводит в классе изучение работы Ленина "Землевладение в Европейской России" (Соч. Т. XV, стр. 470 - 472). Статья выясняет, кому, каким классам принадлежала земля в России перед революцией 1905 года. После зачтения кем-либо из учеников первого абзаца ставится вопрос: в чем видит В. И. Ленин главное в положении крестьян? Ученик отвечает: главное в положении крестьян В. И. Ленин видит в соотношении крупного дворянского, помещичьего землевладения с землевладением крестьян. Это главное

стр. 111

и вскрывается в изучаемой статье В. И. Ленина. После этих слов ученика (если нужно, то учитель поправляет ученика и приводит указанную выше формулировку) учитель указывает, что эта формулировка и есть начало конспекта. На составлении конспекта этой статьи учитель проверяет уменье учеников делать конспекты. Далее, следует записать: в Европейской России 395 миллионов десятин земли, но из них надо вычесть 115 миллионов тундры и лесов, непригодных для земледелия, 280 миллионов десятин земли пригодны для земледелия. Из этого числа надо выделить крупное помещичье и мелкое крестьянское землевладение.

Зачитывается, далее, место о крупной личной поземельной собственности. Из него ученики извлекут, что более 70 миллионов десятин земли принадлежит 30 тысячам помещиков. Следует отметить, что 700 крупнейшим помещикам принадлежало 20 миллионов десятин земли, т, е. по 30 тысяч десятин каждому. Ученики и записывают это в свой конспект. Эта часть статьи дает ученикам знание о помещичьем землевладении. Затем они изучат следующий раздел статьи о землевладении крестьян (стр. 471), т. е, что 10 1/2 миллионов крестьянских семей имеют 75 миллионов десятин земли, в среднем 7 десятин на семью.

Этим сопоставлением ученики подготовлены к пониманию политического вывода В. И. Ленина, данного в конце статьи. В конспект, далее, записывают сопоставление среднего размера помещичьего имения - 2200 десятин - и крестьянского хозяйства - 7 десятин. Предлагается самим ученикам вычислить, насколько больше земли было в среднем у помещика по сравнению с крестьянином: в 300 с лишним раз больше. И в заключение они выписывают следующие слова В. И. Ленина: "Если бы земли тридцати тысяч крупнейших владельцев перешли к десяти миллионам крестьянских дворов, то землевладение этих дворов почти удвоилось" (стр. 422).

Конспектирование этой статьи В. И. Ленина даст ученикам четкое понимание того, что "такса основной фон того поля, на котором развертывается крестьянская борьба за землю" (Ленин. Соч. Т. XI, стр. 337). В заключение учитель обращает внимание учеников на то, что статья В. И. Ленина была написана в 1912 году в связи с голодовкой 30 миллионов крестьян. Голод у крестьян и изобилие у помещиков - вот классовый смысл разобранных и изученных учениками цифр. Именно в этом лежал корень борьбы крестьян за землю, против помещика, той борьбы, которую завершила только победа Великой Октябрьской социалистической революции, когда рабочие передали своим союзникам - крестьянам - бесплатно все помещичьи земли.

В дополнение к разобранной выше статье надо предложить ученикам перечертить диаграмму из статьи В. И. Ленина "Крупное помещичье и мелкое крестьянское землевладение в России" (Соч. Т. XXX, стр. 203 - 204). Эта диаграмма очень наглядно показывает соотношение между средним помещичьим имением и равными ему по площади 330 крестьянскими беднейшими хозяйствами.

В предыдущей статье в "Историческом журнале" мы уже дали подробный показ того, как надо изучать с учениками статьи Ленина и Сталина о революции 1905 года.

Вся эта работа имеет громадное воспитательное значение, она ставит своей основной задачей - дать возможность ученикам на работах Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина овладеть марксистским пониманием истории. Это является ответственнейшей политической задачей. Поэтому систематическому руководству этой работой учитель должен уделить максимум внимания, особенно важно постоянно помогать ученикам выправлять неточности и ошибки в записях. Надо систематически проверять их и давать о них подробный отзыв, показывая, как надо исправлять допущенные ошибки и недочеты.

 


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/История-в-школе-ИЗУЧЕНИЕ-ПРОИЗВЕДЕНИЙ-КЛАССИКОВ-МАРКСИЗМА-ЛЕНИНИЗМА-В-СРЕДНЕЙ-ШКОЛЕ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Анна СергейчикКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Sergeichik

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

А. ФОХТ, История в школе. ИЗУЧЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ КЛАССИКОВ МАРКСИЗМА-ЛЕНИНИЗМА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 26.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/История-в-школе-ИЗУЧЕНИЕ-ПРОИЗВЕДЕНИЙ-КЛАССИКОВ-МАРКСИЗМА-ЛЕНИНИЗМА-В-СРЕДНЕЙ-ШКОЛЕ (дата обращения: 16.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - А. ФОХТ:

А. ФОХТ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Анна Сергейчик
Vladikavkaz, Россия
1766 просмотров рейтинг
26.08.2015 (3156 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
2 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
4 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров
Выдвинутая академиком В. Амбарцумяном концепция главенствующей роли ядра в жизни галактики гласила: «Галактики образуются в результате выбросов вещества из их ядер, представляющих собой новый вид "активной материи" не звёздного типа. Галактики, спиральные рукава, газопылевые туманности, звёздное население и др. образуются из активного ядра галактики».[1] Бюраканская концепция – образование звёзд происходит группами. В небольшом объёме образуется большое количество звёзд.
Каталог: Физика 
6 дней(я) назад · от Владимир Груздов
КИТАЙ И ИНДИЯ В АФРИКЕ: азиатская альтернатива западному влиянию?
Каталог: Разное 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ - ГЛОБАЛЬНАЯ ДЕРЖАВА XXI ВЕКА?
Каталог: Политология 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Многие пользователи знают, что научно-технический прогресс упростил труд домохозяйки или рабочего завода. Но новыми технологиями пользуются также педагоги и их ученики.
Каталог: Педагогика 
6 дней(я) назад · от Россия Онлайн
Стихи, пейзажная лирика
Каталог: Разное 
7 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
Основная противоэпизоотическая работа велась ветеринарным составом, войск в ветеринарных лазаретах, в армейском тылу — в заразных отделениях армейских лазаретов и армейскими ветеринарными лабораториями. Армейские и фронтовые ветеринарные лаборатории явились не только диагностическими учреждениями, но и оперативными органами начальников ветеринарной службы фронтов и армий и центрами научно-практической работы в области военной эпизоотологии
Каталог: Военное дело 
8 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
История в школе. ИЗУЧЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ КЛАССИКОВ МАРКСИЗМА-ЛЕНИНИЗМА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android