Libmonster ID: RU-8146
Автор(ы) публикации: А. ХМЕЛЕВ

1

В статье "Опыт внеклассной работы по истории", помещенной в N 1 "Исторического журнала" за 1939 год, был изложен опыт работы исторического кружка 4-го класса 114-й школы в 1937 - 1938 учебном году.

Этот же кружок продолжал работать в следующем, 1938 - 1939 учебном году, когда его участники перешли в 5-й класс.

Второй год работы дает возможность высказать более обоснованно некоторые соображения о кружковой работе и указать некоторые новые приемы ее.

Работа кружка по истории в средней школе имеет несколько задач.

Во-первых, прохождение курса истории в школе при очень ограниченном количестве часов и весьма обширном материале да еще при отсутствии учебника не дает учителю возможности углубить в нужной мере материал. О многом приходится говорить слишком кратко, и учащиеся не получают достаточно конкретных представлений о событиях, об эпохе. Поэтому одной из задач кружка является заинтересовать учеников историей и углубить их знания по курсу.

Во-вторых, кружок должен заставить работать мысль учащихся, развить в них стремление к серьезным занятиям сверх учебной программы.

В-третьих, кружок должен повысить активность учеников, научить их самостоятельно работать.

В области изучения прошлого работа кружковцев главным образом основывается на книжном материале. Работа над книгой и затем - составление доклада - вот основная форма занятий в кружке. Обычно доклад, сделанный учащимися по определенному пособию или нескольким пособиям, выслушивается пассивно, так как учащиеся, которые не знают материала, по данному вопросу, не могут его обсуждать. Доклад такого рода полезен, правда, для докладчика, но обычно мало даст остальным. Следовательно, надо оживить работу. Необходимо и докладчика освободить от необходимости следовать только книге, научить его комбинировать материал разного типа и остальным кружковцам дать материал для активных выступлений по докладу.

Вот те соображения, которые привели руководителей кружков 114-й московской школы к выводу о необходимости включить в работу кружка наглядный материал исторических памятников, посещение музеев, организацию экскурсий.

2

Учащиеся 5-го класса, которые в 1937 - 1938 учебном году работали над материалами Исторического музея по истории СССР, в 1938 - 1939 учебном году перешли к изучению древнего Востока. Естественно, что и кружок принялся за работу по этому же разделу истории. Из многочисленных государств Востока, которые последовательно изучаются учащимися в 5-м классе, одно представлено в Московском музее изобразительных искусств имени Пушкина весьма полно - это Египет.

Этим определилась тематика работы кружка - углубленное изучение древнего Египта. Для работы был привлечен также наглядный материал из "Альбома по древней истории" под редакцией Веверн, из атласа "Древний Восток", составленного Снегиревым, и др. Эти издания, мало применимые во время классных занятий, очень полезны в работе кружка. Использовались иллюстрации и из ряда книг по Египту (Масперо, Флиттнер и др.).

Помимо иллюстративного материала ученики изучали следующие книги по истории Египта:

1) Масперо "Исторические чтения",

2) Флиттнер "В стране пирамид",

3) Мельгунов "Первые уроки истории",

4) Матье "Что читали египтяне",

5) Книга для чтения по древней истории. Ч. 1-я. Под ред. Васютинского и др.

Для инициативы и творчества учащихся был открыт большой простор. Кружок, состоявший из 20 учащихся одного класса, разбился на 6 бригад. Каждая из них взяла определенную тему. История Египта в классе к этому времени уже была пройдена.

Темы были такие:

1) "Жизнь и труд древних египтян (рабство)",

2) "Фараон и его власть (деспотизм)".

3) "Как писали египтяне",

стр. 141

4) "Гробницы и их постройка",

5) "Религия и мифы",

6) "Культ мертвых".

Задача каждой бригады заключалась в следующем: изучить свою тему по книгам и по материалам Музея и составить доклад, сопровождая его иллюстрациями ввиде зарисовок, затем провести по своей теме экскурсию школьников в Музей. Наконец, доклады надо было оформить и составить альбом по древнему Египту.

Занятия кружка велись в основном в такой последовательности. На первом, организационном собрании был установлен состав кружка, сообщен план работы и распределены темы. Для того чтобы заинтересовать кружковцев историей Египта, преподаватель рассказал об яркой, захватывающей истории раскопок гробницы фараона Тутанхамона, производившихся в середине 20-х годов Карнарвоном и Картером. Затем бригады ваялись за книги, пользуясь при этом постоянной, систематической консультацией руководителя.

Два раза кружковцы занимались в Музее. Первое занятие было посвящено общему ознакомлению всего кружка с памятниками древнего искусства. На втором занятии работали по бригадам. Каждая при помощи преподавателя и руководителя - работника Музея - отбирала материал по своей теме, разбиралась в нем, готовилась к докладу и делала необходимые для доклада зарисовки.

Доклады решено было читать в Музее, с тем, чтобы демонстрировать перед слушателями те памятники, о которых рассказывали докладчики. Но перед окончательным чтением в Музее каждая бригада делала доклад на собрании кружка с показом подобранных иллюстраций. Некоторые бригады выдвигали одного докладчика по всей теме, другие делили тему на 3 - 4 части и по каждой из них назначали докладчика. Так, по теме о письменности было четыре докладчика. Они распределили материал следующим образом: 1) "Идеографическое письмо", 2) "Позднее письмо", 3) "Как писали древние египтяне", 4) "Как научились читать египетское письмо". Тема о фараоне была также распределена по частям: 1) "Фараон и его власть". 2) "Пир фараона", 3) "Войны Рамзеса II с хеттами".

Участники кружка живо обсуждали доклады. Активность ребят на кружке об'ясняется там, что все они уже знали историю Египта по занятиям в классе, все были в Музее, каждый читал книги о Египте.

Обсуждение каждой темы занимало обычно по целому занятию. Затем доклад подвергался переделке в связи со сделанными замечаниями. В этот период собрания кружка происходили каждую шестидневку.

Наконец настал день смотра, 20 кружковцев должны были провести 20 некружковцев по Музею и сделать свои доклады, сопровождая их показом памятников.

Не все докладчики были в одинаково выгодном положении. Так, бригада, работавшая над гробницами, принуждена была делать доклад только на материале фото, изображающих пирамиду Хеопса. Зато другие водили своих товарищей из одного зала в другой, обнаружив хорошее знакомство с материалами Музея. За полтора часа (обычное время экскурсии) памятники Египта были показаны 9 юными экскурсоводами.

Польза подобной работы очень велика. Кружковцы научились работать над материалом, комбинировать его, связывать книгу с памятником, не механически пересказывать прочтенное, а продумывать и перестраивать материал. Они получили навык выступлений с докладами не только в кружке, но и в непривычной обстановке большого Музея.

Итогом проделанной ими роботы был альбом, составленный из докладов-статей (в сокращении) и иллюстраций к каждому из них.

Первая страница альбома занята картой Египта с подписью: "Египет - дар Нила". Ряд иллюстраций рассказывает о труде и об его эксплуатации в Египте (наказание раба, сельскохозяйственные работы, труд ремесленника, взимание податей и т. д.).

Хорошо срисованы "Суд Озириса", "Рамзес на боевой колеснице", египетские иероглифы и многие другие материалы, иллюстрирующие доклады.

Альбом дал картину работы, проделанной участниками кружка.

3

Во втором полугодии учащиеся 5-го класса перешли к истории Греции. Решили изучать быт и классовые отношения греков в залах греческих колоний - Ольвии и Херсонеса - в Историческом, музее.

Во втором полугодии работа кружка была целиком перенесена в Музей: здесь рисовали, лепили. В школе же и дома шла только подготовительная работа.

Задачей кружка на этом этапе было создать в школе выставку - греческий уголок. Так как у кружковцев были уже навыки в работе и так как многие из них неплохо лепят и рисуют, то поставленная задача была для кружковцев вполне разрешимой.

На занятиях кружка руководитель давал раз'яснения к наиболее сложным музейным материалам, а кружковцы в своих докладах дополняли руководителя. Так, в докладах членов кружка прошли темы "Ольвия" (по макету), "Греческая колониза-

стр. 142

ция" (по карте), "Рабство", "В греческом доме" (макет), "Военный строй греков". При подготовке и чтении докладов использовались также книга, как например Гиро "Частная и общественная жизнь греков", "Книга для чтения по древней истории" под ред. Васютинского и др.

Доклад "В греческом доме" составлялся так: три ученицы познакомились с макетом, стоящим в Музее, проконсультировались у руководителя, а материал для доклада взяли по "Книге для чтения" из статьи "В доме афинянина". В своем докладе они дали также описание мебели, одежды, украшений, использовав для этого книгу Гиро.

К докладу было приготовлено десятка два маленьких зарисовок. Доклад был разбит на 7 глав и оформлен ввиде альбома с иллюстрациями к каждой главе.

К докладу о рабстве также были заготовлены зарисовки. Прослушав описание рабского рынка, работы рабов в рудниках, рассказы об обращении с рабами и т. д. и ознакомившись с теми орудиями труда, которые были у греков (мельничный жернов, примитивная соха), кружковцы легко пришли к выводам о том, что рабский труд задерживал развитие техники, задерживал прогресс, что безжалостная эксплоатация рабов приводила к восстаниям, которые сотрясали весь общественный строй греческих государств.

Рассказывая о взглядах греков-рабовладельцев на труд как на, дело, недостойное свободного человека, руководитель подчеркивал нашу точку зрения на труд как на дело чести, доблести и геройства. В заключение, руководитель привел слова Энгельса о том, что не демократия погубила Афины, а рабство, которое сделало труд свободного гражданина презренным.

Помимо работы над докладами и зарисовками к ним ребята изготовили ряд макетов, слепков и т. п. В ходе экскурсии намечалось, что и как сделать. Материал для работы был самый разнообразный: белая глина, пластилин, фольга, кость, дерево, воск. В результате были сделаны: большой макет стен Херсонеса, фигурки из пластилина: раб, ремесленник, лекиф, - затем, золотой венок из фольги, дощечка для письма и т. д.

Наконец, явилась мысль о постановке отрывков из "Антигоны" Софокла в греческих костюмах. Две сцены были разучены. Однако ввиду приближения конца года и испытаний этот план не был осуществлен.

Занятия, продолжавшиеся три месяца, дали кружковцам новые навыки работы, углубили их понимание греческой жизни, создали у учащихся конкретное представление о прошлом.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/История-в-школе-ИСТОРИЧЕСКИЙ-КРУЖОК-ИЗ-ОПЫТА-РАБОТЫ-В-114-й-ШКОЛЕ-МОСКВЫ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Анастасия КольцоКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Kolco

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

А. ХМЕЛЕВ, История в школе. ИСТОРИЧЕСКИЙ КРУЖОК (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ В 114-й ШКОЛЕ МОСКВЫ) // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 29.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/История-в-школе-ИСТОРИЧЕСКИЙ-КРУЖОК-ИЗ-ОПЫТА-РАБОТЫ-В-114-й-ШКОЛЕ-МОСКВЫ (дата обращения: 20.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - А. ХМЕЛЕВ:

А. ХМЕЛЕВ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Анастасия Кольцо
Saint-Petersburg, Россия
1547 просмотров рейтинг
29.08.2015 (3157 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
Вчера · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
6 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
8 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
История в школе. ИСТОРИЧЕСКИЙ КРУЖОК (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ В 114-й ШКОЛЕ МОСКВЫ)
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android