Libmonster ID: RU-7933

Л. Бенцианова, преподаватель истории 9-х классов 7-й школы Ленинского района (Москва)

1

Курс 9-го класса дает большой материал для коммунистического воспитания молодежи.

В 9-м классе учащиеся изучают второй период Новой истории, "период начавшегося упадка капитализма, первого удара по капитализму со стороны Парижской Коммуны, перерастания старого, "свободного" капитализма в империализм и свержения капитализма в СССР силами Октябрьской революции, открывшей новую эру в истории человечества" ("Замечания тт. Сталина, Кирова л Жданова о конспекте учебника Новой истории").

Исходя из этой характеристики второго периода, я в своей работе в 9-х классах положила, в основу курса ленинскую теорию империализма, стараясь при анализе конкретной экономики по странам проследить главные признаки империализма, указанные Лениным. При этом я подчеркивала, конечно, и специфические, конкретные черты империализма в отдельных странах. Так, говоря об английском империализме, я указывала, что богатство Англии создано "эксплуатацией необ'ятного количества колоний"1 ("государство рантье").

Характеризуя экономику империалистических стран, я рассказывала о действии закона неравномерности, скачкообразности развития капитализма в эпоху империализма в разных странах и в разных отраслях промышленности в одной стране. Я стремилась показать учащимся, что империализм - это паразитический, загнивающий, умирающий капитализм, тормозящий дальнейшее развитие производительных сил общества. Это положение я подтверждала указанием на то, как в погоне за высокой нормой прибыли капиталисты Англии я Франции вкладывали свои капиталы в иностранные займы и колониальные предприятия, тем самим задерживая дальнейший рост своей страны. Я указывала, на появление целого паразитарного слоя буржуазии- рантье.

Для характеристики загнивания капитализма я брала не только пример, приведенный Лениным в его работе "империализм, как высшая стадия капитализма"2 (бутылочное производство), но и примеры из других работ Ленина: "Одна из великих побед техники" (об открытии Вильяма Рамсея)3 , "Цивилизованное варварство"4 (о препятствиях для постройки тоннеля под Ламаншем между Англией и Францией). В этих примерах показывается, что при империализме сознательно не используются многие важнейшие достижения техники.

В качестве обобщающего материала я привела следующую цитату из Ленина: "Куда ни кинь - на каждом шагу встречаешь задачи, которые человечество вполне в состоянии разрешить немедленно. Мешает капитализм. Он накопил груды богатств - и сделал людей рабами этого богатства. Он разрешил сложнейшие вопросы техники - и застопорил проведение в жизнь технических улучшений из-за нищеты и темноты миллионов населения, из-за тупой скаредности горсточки миллионеров.

Цивилизация, свобода и богатство при капитализме вызывают мысль об обожравшемся богаче, который гниет заживо я не дает жить тому, что молодо.

Но молодое растет и возьмет верх, несмотря ни на что"5 .

Я привела также материал, показывающий невозможность использования; сложных машин в капиталистическом фермерском хозяйстве США, и затем противопоставила ему наши колхозы и совхозы, где мы полностью используем новейшие достижения сельскохозяйственной техники.

Анализ международных отношений дал ученикам ясное, конкретное представление об обострении противоречий между империалистическими государствами, приводящих к постоянной подготовке к войнам. Я раскрыла перед учащимися сущность буржуазной


1 В. И. Ленин. Соч. Т. XXX, стр. 336.

2 В. И. Ленин. Соч. Т. XIX, стр. 161.

3 В. И. Ленин. Соч. Т. XVI, стр. 368 - 369.

4 Там же, стр. 622 - 633,

5 Там же.

стр. 103

дипломатии, политику взаимного обмана и предательства, проиллюстрировав это соответствующими фактами, например: "договор перестраховки", заключенный Бисмарком с царской Россией за спиной своей союзницы Австрии; двойная политика царской России в балканских войнах (царизм сперва натравливал болгар на Турцию, а когда болгарские войска успешно подошли к Константинополю, царизм потребовал немедленных мирных переговоров и т. д.).

В основу характеристики политического строя, политической борьбы в отдельных странах мной были положены основные положения марксизма-ленинизма по вопросам государства, классов, теории пролетарской революции. Я подводила учеников к пониманию того положения, что действительное классовое господство лежало и лежит вне парламента. Это положение я повторяла неоднократно, подтверждая его фактами; так например, рассказывая о кризисе парламентаризма и буржуазной демократии, я говорила о бесплодии парламентской работы я такой старой парламентской стране, как Англия, где ирландский вопрос разрешался в течение 50 лет, или о программе 17 реформ умеренных республиканцев и 3 неосуществленных проектах во Франции. Исходя из этого, я давала характеристику крупнейших политических деятелей буржуазных стран (Бисмарка, Ллойд-Джорджа, Клемансо, Пуанкаре, Бриана и др.), их беспринципности, продажности, " вызывающих отвращение к этим прожженным дельцам и маклерам политики.

Буржуазная демократия в эпоху империализма уже изживает себя, и государства становятся "национальным комитетом миллиардеров", осуществляя борьбу господствующих классов против трудящихся.

Буржуазная демократия была ограниченной демократией и в пору своего расцвета. В этом выражена ее классовая природа. Однако надо помнить, что буржуазная демократия дает пролетариату возможность использовать ее ограниченные свободы для организации классовой борьбы против буржуазии (партия, профсоюзы, печать, собрания и т. д.). Вот почему пролетариат и трудящиеся капиталистических стран образуют в наши дни единый народный фронт для борьбы за сохранение буржуазной демократии, против попыток фашистов уничтожить буржуазную демократию.

Кризису буржуазной демократии и парламентаризма я противопоставила расцвет советской социалистической демократии, в основе которой лежит фактическое равенство, подлинная связь с широкими массами трудящихся. Говоря о борьбе господствующих классов против трудящихся, я считала необходимым показать на конкретном материале отдельных стран два метода буржуазных правительств в отношении масс пролетариата: метод насилия и метод "либерализма", целью которого является одурачивание масс (Ллойд-Джорж в Англии, Джиолитти в Италии) и отвлечение пролетариата от классовой борьбы (клерикализм, антисемитизм и т. д.).

Все эти факты давали мне возможность подводить учащихся к пониманию нарастания революционного кризиса перед войной.

При изучении рабочего движения по странам я старалась на основе конкретного материала показать, как развитие капитализма неизбежно влечет за собой обнищание широких масс и наряду с этим выделяет верхушку рабочего класса, рабочую "аристократию". Я противопоставляла оппортунизм вожаков рабочей аристократии росту революционного движения широких масс рабочих. При описании стачки в Драйвейле, во Франции, баррикад в Вильпеве Сен-Жорже, крестьянских волнений на юге Франции в 1907 году и революционного выступления 17-го полка, забастовки служащих в Париже я подчеркивала готовность масс Франции перед войной к революционной борьбе, к решительным схваткам. Я зачитывала на соответствующем уроке отрывок из статьи Ленива "Горючий материал в мировой политике" о том, как народ заставил генерала, командовавшего расстрелом рабочих, отдать честь жертвам баррикадных битв1 .

Своим рассказом о лозунгах крестьянского движения виноделов во Франции "Зерно молотят, правительство, бьют" или "Париж, трепещи, юг зашевелился" я иллюстрировала учение Ленина-Сталина о крестьянстве как союзнике, как резерве пролетарской революции. "Красную неделю" (июнь 1914 года) в Италии я излагала в том же плане готовности масс итальянского пролетариата к борьбе за захват власти. Характеризуя революционное движение во Франции и в Италии перед войной, я приводила следующую выдержку из Ленина:

"В романских странах, - Италия, особенно Франция, - обострение классовой борьбы проявляется в особенно бурных, резких, частью прямо революционных взрывах, когда- затаенная ненависть пролетариата к его угнетателям вырывается с внезапной силой, и "мирная" обстановка парламентской борьбы сменяется сценами настоящей гражданской войны"2 .

О стачке, в Колорадо (США), охватившей целый штат, я говорила как о малой гражданской войне. О стачках углекопов и железнодорожников в Англии, приведших к созданию Тройственного союза, я говорила как о подготовке пролетариата к решительному удару по капитализму. Для этого уро-


1 См. В. И. Ленин. Соч. Т. XII, стр. 307.

2 Там же, стр. 308.

стр. 104

ка я использовала следующую цитату из статьи Ленина "Английское рабочее движение в 1912 году": "Все, знающие английское рабочее движение, утверждают, что после стачки углекопов английский пролетариат уже не тот. Рабочие научились бороться. Они увидали тот путь, который приведет их к победе. Они почувствовали свою силу... В соотношении общественных сил в Англии произошел сдвиг, который не выразишь цифрами, но который чувствуется всеми"1 .

После анализа этих конкретных фактов, характеризующих нарастание революционного кризиса в Западной Европе, я подчеркивала предательство вожаков рабочей аристократии, отсутствие в западноевропейских странах партии нового типа, готовой к решительной борьбе против эксплоататоров. Отсутствие такой партии парализовало революционное рабочее движение. Наряду с этим я подчеркивала, что партия большевиков всегда была единственной партией нового типа, готовившей массы рабочих к пролетарской революций. Таким образом, я вплотную подводила учащихся к пониманию неизбежности и возможности захвата политической власти и установления диктатуры пролетариата.

2

Мне хочется рассказать товарищам также о том, как я проводила отдельные, конкретные уроки, как я старалась связать материал с современностью, как я строила изучение некоторых вопросов на противопоставлении и сравнении, как я политически заостряла некоторые моменты уроков и как я их эмоционально насыщала. Я возьму для разбора хотя бы несколько последних уроков начиная с темы "Англия довоенного империализма".

В теме "Англия довоенного империализма", говоря о поражении либералов в вопросе об ирландском гомруле и конституционное кризисе, я использовала газетный материал об утверждении ирландской конституции ("Правда" N 7 от 13 февраля 1938 года).

Ольстерский вопрос я сравнивала с современными опорами между Ирландией и Англией об ирландской конституции. Такая работа расширяет кругозор учеников: им яснее становится необходимость знания конкретных фактов прошлого для понимания современности.

В уроке об англо-бурской войне я подчеркивала значение партизанской войны. Героическое сопротивление 15 тысяч бурских партизан огромной регулярной армия англичан показывает, как знание местности, связь с населением, патриотический национальный под'ем дают громадные дополнительные силы для борьбы за национальную независимость.

Я обращала, внимание учащихся на методы расправы "культурных" англичан с бурами. Англичане, уничтожали целые деревни, создавали концентрационные лагери. Я противопоставляла этим методам колониальной политики дружбу, внимание и горячую заботу о народах в нашей стране, где им полностью обеспечивается экономическое процветание и культурный рост.

На уроке "Австро-Венгрия в последнюю треть XIX века и начала XX века" я старалась вскрыть сущность лозунга "Самоопределение вплоть до отделения" и дать оценку национально-освободительному движению угнетенных национальностей, как резерву пролетарской революции. Я противопоставила разрешение национального вопроса Октябрьской революцией - торжество ленинско-сталинской национальной политики - антимарксистской, враждебной пролетариату постановке национального вопроса австрийской социал-демократией (лозунг культурной автономии) и ничтожности реформ по национальному вопросу, которые провели австрийские социал-демократы, когда стояли у власти.

В основу критики программы австрийской с. - д. по национальному вопросу теперь надо положить указания "Краткого курса истории ВКП(б)": "но у меньшевиков не оказалось никакой программы, если не считать "культурную автономию" Бунда, которая никого не могла удовлетворить" (стр. 151).

На уроке "Италия от воссоединения до мировой войны" я не преминула провести сравнение захватнических планов Италии того времени с современной политикой итальянского фашизма, с политикой Муссолини как политикой политического авантюризма. Говоря об авантюрах в Абиссинии в 1896 году, я дала ученику подготовить по газете материал о положения в Абиссинии г, настоящий момент, о партизанской войне, о положении абиссинского вопроса в Лиге наций, о признании итальянского короля королем Абиссинии, о про возглашении Италии империей и англо-итальянском соглашении.

Об итальянском рабочем движении я зачитывала на уроках выдержки из статьи Ленива "С'езд итальянских социалистов" (т. XVI, стр. 32 - 34), в которой Ленин приветствовал исключение реформистов во главе с Биссолати из итальянской социалистической партии. Этот материал позднее использовался при проработке урока "Большевизм на международной арене" для по-


1 В. И. Ленин. Соч. Т. XVI. стр. 236 - 237.

стр. 105

каза того, как Ленин вел борьбу в международном масштабе за партию нового типа.

Урок "США - империалистическая держава" дает возможность вскрыть и обнажить всю механику политики буржуазных государств. Поводы к войне, об'явление независимости республик с целью дальнейшего их захвата, видимость поддержки национально-освободительного движения для закрепления своего могущества - эти методы раскрывают все лицемерие, всю фальшь этого мнимодемократичнейшего строя. Предвоенные противоречия США с Японией я связывала с противоречиями в настоящий момент, обращала внимание учащихся на соответствующий газетный материал об японском шпионаже на Панамском канале, о проекте постройки нового канала через республику Никарагуа, указывала на постановку этого вопроса на конгрессе и на связь его с подготовкой к большой будущей войне (более мощные линкоры требуют нового капала).

Надо сказать, что такая работа отнимает немного дополнительного времени, так как, учащиеся, приучившись читать газеты, сами находят нужный материал, следят за этим материалом.

На уроке "Япония в начале XX века" я останавливала внимание учащихся на современной роли Японии в "антикоминтерновской оси" "Берлин - Рим - Токио" и показывала роль Японии как жандарма Востока.

Для этой темы я использовала, беседу товарища Сталина с Рой Говардом об Японии и материал да "Правды" от 17 января 1938 года (сравнительные данные выборов в японский парламент и выборов в Верховный Совет СССР).

Закончив конкретный материал по странам, я провела с учащимися экскурсию в Музей западной живописи.

Эта экскурсия имела значение не только для повышения общего культурного уровня учащихся, но она дала и политически острый воспитательный материал: экскурсия как бы завершила показ загнивания капиталистического строя не только в области развития производительных сил, в области политики, но и в области культуры.

В темах "Буржуазная революция в Турции и Иране", "Буржуазно-демократическая революция в Китае" конкретный материал был использован для уяснения учащимися движущих сил задач буржуазной революции, революции буржуазно-демократической и противопоставления им революции пролетарской. Учащиеся изучали целый ряд статей Ленина: "Пробуждение Азии" (т. XVI, стр. 383 - 384), "Отсталая Европа и передовая Азия" (т. XVI, стр. 395 - 396), "Горючий материал в мировой политике" (т. XII, стр. 304 - 309).

На уроке "Международные отношения накануне мировой войны", касаясь первой балканской войны, я использовала статью Ленина "Социальное значение сербско-болгарских побед" (т. - XVI, стр. 186 - 187). Зачитывая на уроке выдержку из этой статьи, я предварительно обратила внимание учащихся на проводимую Лениным в этой статье мысль о невозможности подлинного освобождения без экономического освобождения: "Буржуазные газеты, начиная "Новым Временем" и кончая "Речью", толкуют о национальном освобождении на Балканах, оставляя в тени экономическое освобождение. А на деле именно это последнее есть главное"1 .

Для противопоставления я подчеркивала нашу национальную политику, закрепленную Сталинской Конституцией, где именно экономическое освобождение определило подлинное национальное освобождение.

На уроке о Парижском конгрессе II интернационала (1900 год), говоря о "каучуковой" резолюции по вопросу о министериализме, я рассказывала учащимся, как Гэд и Жорес цитировали одну и ту же резолюцию на рабочих собраниях, подкрепляя ею свои прямо противоположные позиции по вопросу о вхождении социалистов в министерство. Затем я связывала этот вопрос с вопросом народного фронта, используя доклад тов. Димитрова на VII конгрессе Коминтерна. Этот доклад дает учащимся ясное представление о принципиальных позициях Коминтерна по вопросу народного фронта.

В уроке о II интернационале я давала попутно характеристики важнейших его деятелей, характеристику Гэда периода Парижского конгресса и Гэда периода империалистической войны, показав всю глубину падения этого вождя, некогда возглавлявшего марксистское крыло французского социализма.

Я рассказала о двурушничестве, предательстве Каутского, принимавшего поправки к Вазельскому манифесту на словах, а на деле ставшего на позицию поддержки "своего" правительства и империалистической войны. Характеризуя Жореса и де Лиона, я подчеркивала, как теоретическая путаница и оппортунизм приводили честного, искреннего Жореса к непоследовательности, а де Лиона - к сектантству.

Тему "Империалистическая война" я старалась связать с современным международным положением, и, говоря о подго-


1 В. И. Ленин. Соч. Т. XVI, стр. 186.

стр. 106

товке к войне и о ее ходе, я указывала на широко организованную систему шпионажа как со стороны центральных держав, так и стран Антанты до и во время войны (использовав материал N 1 "Исторического журнала" за 1938 год), при этот я указывала, как нужна максимальная бдительность, особенно в современной международной обстановке.

Дальше, делая анализ вызревания классового самосознания масс в связи с войной, я останавливалась на той опасности, какую представляет собой война для капиталистов. Я напомнила учащимся о Базельском манифесте, о Парижской коммуне, к которой привела франко-прусская война, о революции 1905 года, которая была ускорена русско-японской войной, и указала, что и в будущей возможной войне СССР, безусловно, найдет союзника в мировом пролетариате и эта война обратится против ее поджигателей.

Работа, над этой темой совпала с процессом антисоветского, контрреволюционного бухаринско-троцкистского блока, и я широко использовала материал процесса. Так например, говоря о брестлитовских переговорах, я вскрывала преступную, предательскую, изменническую роль провокаторов войны - Троцкого и "левых" коммунистов во главе с Бухариным - их стремление впутать страну в вооруженное столкновение, когда еще не было армии, и, таким образом, ликвидировав советскую власть, расчистить путь для реставрации капитализма.

Следующую цитату я использовала для разоблачения предательства "левых" "коммунистов, которые доходили до такого чудовищного заявления: "В интересах международной революции мы считаем целесообразным идти на возможность утраты Советской власти, становящейся теперь чисто формальной..." (цитировано по Ленину. Т. XXII, стр. 297). Ясно высказать, почему этого требуют интересы международной революции, "значило бы, - говорит Ленин, - пожалуй, разоблачить себя" (стр. 299). Эти провокаторы, поджигатели войны не отвечали на этот вопрос.

Урок этот я провела весною 1938 года. Надо дать теперь следующее место "Краткого курса истории ВКП(б)", которое разоблачает провокаторскую политику бухаринцев: "В то время для партии не была еще ясна действительная причина такого антипартийного поведения Троцкого и "левых коммунистов". Но как это установил недавно процесс антисоветского "правотроцкистского блока" (начало 1938 года), Бухарин и возглавляемая им группа "левых коммунистов" совместно с Троцким и "левыми" эсерами, оказывается, состояли тогда в тайном заговоре против Советского правительства. Бухарин, Троцкий и их сообщники по заговору, оказывается, ставший себе цель - сорвать брестский мирный договор, арестовать В. И. Ленина, И. В. Сталина, Я. М. Свердлова, убить их и сформировать новое правительство из бухаринцев, троцкистов и "левых" эсеров"1 .

Пронизанная советским патриотизмом и глубоким чувством интернациональной солидарности, статья Ленина доступна учащимся и дает прекрасный материал для коммунистического воспитания.

Итак, подводя итоги работы, я хочу сказать, что я поставила, в своей работе две основных задачи: во-первых, помочь учащимся овладеть марксистско-ленинским пониманием истории и, во-вторых, использовать материал курса для коммунистического воспитания.

На конкретных фактах истории конца XIX и начала XX века я старалась дать учащимся марксистко-ленинский анализ этих фактов, научить их на основе исторического материала осознать основные положения учения Маркса - Энгельса - Ленина, - Сталина. Я приучила учащихся читать Ленина и Сталина, понимать всю глубину анализа международных политических вопросов и рабочего движения в работах классиков марксизма. Надо сказать, что учащиеся всегда с интересом выполняли эту работу, причем я обязательно их контролировала соответствующими вопросами на уроках.

В том, что я научила учащихся любить работы классиков марксизма-ленинизма и воспитала в них ненависть к капиталистическому строю, сочувствие, к угнетенным массам и понимание того, что только пролетариат может повести за собой крестьянские массы и угнетенные массы национальностей к победе и освобождению, - я видела выполнение ответственной политической задачи.

От редакции. Настоящая статья излагает опыт работы 1937 - 1938 учебного года. Теперь, с выходом в свет "Краткого курса истории ВКП(б)", учитель истории должен положить в основу всей своей работы эту замечательную книгу и постоянно руководствоваться ею.


1 "Краткий курс истории ВКП(б)", стр. 205.

 


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/История-в-школе-КОММУНИСТИЧЕСКОЕ-ВОСПИТАНИЕ-НА-УРОКАХ-НОВОЙ-ИСТОРИИ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Анна СергейчикКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Sergeichik

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Л. БЕНЦИАНОВА, История в школе. КОММУНИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ НОВОЙ ИСТОРИИ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 28.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/История-в-школе-КОММУНИСТИЧЕСКОЕ-ВОСПИТАНИЕ-НА-УРОКАХ-НОВОЙ-ИСТОРИИ (дата обращения: 18.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Л. БЕНЦИАНОВА:

Л. БЕНЦИАНОВА → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Анна Сергейчик
Vladikavkaz, Россия
395 просмотров рейтинг
28.08.2015 (3156 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
4 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
5 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
5 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
6 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров
Выдвинутая академиком В. Амбарцумяном концепция главенствующей роли ядра в жизни галактики гласила: «Галактики образуются в результате выбросов вещества из их ядер, представляющих собой новый вид "активной материи" не звёздного типа. Галактики, спиральные рукава, газопылевые туманности, звёздное население и др. образуются из активного ядра галактики».[1] Бюраканская концепция – образование звёзд происходит группами. В небольшом объёме образуется большое количество звёзд.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
КИТАЙ И ИНДИЯ В АФРИКЕ: азиатская альтернатива западному влиянию?
Каталог: Разное 
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
История в школе. КОММУНИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ НОВОЙ ИСТОРИИ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android