Libmonster ID: RU-7784
Автор(ы) публикации: О. ИВАНОВА

Вопросы повторения имеют огромное значение в практике преподавания истории. Много трудностей приходится преодолевать педагогу, повторяя и закрепляя знания учащихся по истории. Недостаточная обеспеченность учащихся учебниками, отсутствие исторических атласов, хрестоматий и других пособий заставляют в основном перенести повторительную работу в класс, на время уроков. Тем более необходимо учителю четко наметить систему повторения, тем тщательнее нужно продумать методику повторения.

Опыт наших учителей показывает, что повторение должно проводиться постоянно и систематически. Система повторения складывается из следующих этапов: I. Повторение в процессе прохождения курса, составляющееся из: а) первичного повторения после изложения учителя на том же уроке; б) опроса на каждом занятии материала, заданного надом, закрепляющего пройденное и устанавливающего связь изученных на предыдущем уроке исторических событий с новой темой; в) привлечения давно пройденного материала, необходимого для уяснения вновь изучаемых событий. II. Повторение по окончании каждого раздела курса. III. Итоговое повторение в конце учебного года.

1

Первичное повторение, которое проводит учитель после изложения нового материала на том же уроке, конечно, имеет особо важное значение для младших учеников, но его целесообразно применять также и с учащимися 5, 6 и 7-го классов. Так, например очень полезно после рассказа учителя о начале революции 1905 года поставить перед учениками следующие вопросы, которые выделили бы основные моменты урока:

1. Чем закончилась война с Японией? 2. Какие требования выдвигали рабочие Петербурга во время стачки в январе 1905 года? 3. Какой урок получили рабочие 9 января? 4. С какой целью создавался в 1905 году Совет рабочих депутатов в Иваново-Вознесенске? 5. Какие предложения внес Ленин на III с'езде партии?

Повторению на следующем уроке учитель обычно отводит 10 - 15 минут в начале занятия, связывая такое повторение с опросом по предыдущему уроку и подводя таким образом учащихся к новой теме.

Так например опрос по теме "Царская Россия перед реформой 1861 года" восстанавливает в памяти учащихся те условия, которые заставили царизм отменить крепостное право. Это подготовляет их к сознательному восприятию реформы. Основными вехами рассказа учеников и вопросов для повторения могут быть следующие:

1. Почему в середине XIX века многие помещики соглашались отменить крепостное право. 2. Причины крымской войны и ее ход. 3. Почему царская Россия несмотря на героизм солдат и матросов потерпела поражение в крымской войне? 4. Крестьянские волнения накануне реформы и их значение. 5. Чьи интересы защищал Герцен в своем журнале "Колокол"?

Ответив на указанные вопросы, учащиеся не только вспомнят конкретные исторические события, происходившие накануне реформы, но и установят связь между явлениями, а это имеет большое воспитательное значение. Таким путем мы достигаем не только "закрепления в памяти учащихся важных исторических явлений, исторических деятелей, хронологических дат...", но и на основе разбора конкретных исторических фактов подводим учащихся к их обобщению, т. е. к марксистскому пониманию прошлого. А такую именно задачу ставит перед нами постановление ЦК партии

стр. 114

о преподавании гражданской истории. Действительно, ученик, отвечая на 2-й пункт, должен рассказать о ходе крымской войны, о героической защите Севастополя солдатами и матросами, о плохой вооруженности русской армии, о беспомощности и ничтожестве генералитета, о взяточниках и казнокрадах, обворовывающих армию, он должен также об'яснить причины крымской войны и сделать вывод о полном поражении николаевского крепостнического режима, об отсталости России того времени.

Такой опрос в начале урока не исключает ни в какой степени других форм повторения в процессе прохождения курса. На любом уроке учителю приходится привлекать ранее пройденный материал (притом не только материал последнего урока) для усвоения вновь изучаемых явлений, для анализа новой исторической ситуации. Можно привести много примеров указанного вида повторений. В уже названной теме, "Царская Россия перед реформой 1861 года", говоря о крымской войне, начавшейся как война с Турцией, преподаватель напомнит ученикам о войнах с турками за побережье Черного моря начиная с XVII столетия. Это даст возможность учащимся 7-го класса самостоятельно проанализировать причины, вызвавшие крымскую войну, начатую Николаем I (чтобы быть полным хозяином на берегах Черного моря, чтобы окончательно вытеснить турок из Европы и свободно провозить через проливы в Европу помещичий хлеб; борьба за проливы продолжалась и в XX веке: мировая война 1914 года).

Возьмем другой пример. Проходя тему "Отмена крепостного права в России", говоря о переменах в управлении в связи с военной реформой 1874 года, вспоминаем все предшествующие системы военной службы, а именно поместную систему и ее классовый характер (XV, XVI, XVII века), рекрутчину (XVIII век, при Петре I).

В теме "Капитализм в России", давая характеристику народников, указывая, что они не поняли передовой роли, которую уже начинал играть рабочий класс, преподаватель может опираться на уже имеющиеся у учеников представления о руководящей роли рабочего класса, без которого крестьяне не могли одержать победу во время своих движений с XVI по XIX век.

В теме "Новый революционный под'ем", рассказывая учащимся о том, как в 1912 году окончательно оформилась Российская социал-демократическая рабочая партия большевиков как совершенно самостоятельная партия, преподаватель вспомнит с учащимися, когда Лениным был основан петербургский "Союз борьбы за освобождение рабочего класса", когда был созван I с'езд Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП), затем учитель отметит появление фракций большевиков и меньшевиков на II с'езде партии, избрание Центрального комитета партии, куда в большинстве были избраны сторонники Ленина, получившие с этого времени название большевиков. Это повторение очень нужно для понимания оформления самостоятельного существования партии большевиков в 1912 году. Можно привести очень много и других примеров повторения в процессе прохождения курса, но и приведенных достаточно, чтобы показать их огромное значение для закрепления знаний и для обобщения фактов.

2

Следующий этап повторения пройденного - повторение целого раздела курса. Оно также должно носить систематический характер.

Задача такого повторения в том, чтобы создать у учащихся цельное представление о пройденном разделе, который является определенным этапом всего исторического развития. Такое повторение закрепит также знание важнейших исторических явлений, исторических деятелей, хронологических дат. Для повторения раздела курса отводится обычно целый урок. Методика повторительного урока сложна, и кроме того, так как на нем не дается нового материала, нужно найти новые средства заинтересовать учащихся и организовать их работу. Конечно, не все повторительные

стр. 115

уроки строятся по одному шаблону, можно привести ряд разнообразных примеров повторительных занятий. Остановимся на некоторых из них. Знакомясь с практикой учителей, я встретилась со следующим образцом повторения пройденного по IV и V разделам курса истории СССР по учебнику под редакцией профессора Шестакова на тему "Создание русского национального государства и начало превращения его в многонациональное".

Первые 30 минут урока были отведены на устный опрос, 15 минут - на письменное задание. Сначала был учащимся задан ряд следующих вопросов:

1) Как изменялась территория Московского княжества от 1147 до 1534 года (вызванный ученик свой ответ сопровождает показом на карте)? 2) Как менялся титул правителя государства (московский удельный князь, великий князь, государь всея Руси - царь-самодержец)? 3) Как менялась княжеская власть? 4) Какие изменения произошли в положении крестьянства за XV и XVI века? 5) Как изменилось положение служилых людей в XVI столетии по сравнению с XV веком?

После такого общего опроса класса нескольким ученикам было предложено связно рассказать о важнейших событиях, характеризующих процесс создания национального государства и превращение его в многонациональное, а именно: о куликовской битве и победе на Угре, о завоевании Казани и опричнине. Наконец, было дано письменное задание для проверки знания хронологии. Ученики должны были или на основании даты назвать событие или на основании события назвать дату. Так как в уроке не было однообразия, повторение не было сведено, как это, к сожалению, до сих пор часто встречается, к бессистемному опросу, занятие прошло очень живо, и ученики работали с большим интересом. Цель повторения была достигнута: основные моменты в создании национального и многонационального государства были закреплены в памяти учащихся. Такой прием повторения следует признать вполне целесообразным.

Приходилось также наблюдать на практике повторение по проблемам, когда вопрос, выделенный для повторения, рассматривался на протяжении ряда столетий. Так например один из учителей вынес на повторение процесс закрепощения крестьян и крестьянские движения от XI до XIX века. Ученики должны были подготовиться к занятиям, составив 2 хронологические таблицы. Одна из них фиксировала основные этапы в закрепощении крестьян, другая отмечала важнейшие крестьянские движения. На уроке, после того как были рассмотрены таблицы и восстановлены этапы закрепощения и роста зависимости крестьян вплоть до XIX века, учитель потребовал от учеников связного изложения крупнейших крестьянских восстаний, их цели и причины. Один ученик рассказывал о движении Болотникова, другой - о движении Разина, третий - о движении Пугачева.

В заключение был поставлен вопрос: что можно найти общего в движении Болотникова, Разина и Пугачева, и чем они отличаются друг от друга? Благодаря тому, что ученики должны были повторить по учебнику указанные выше восстания, а в учебнике об этом сказано очень четко, ученики 7-х классов справились с поставленной перед ними задачей.

Очень интересно проходят повторительные занятия с диапозитивами, которые хотя и легко могут быть приобретены каждой школой, к сожалению, до сих пор не имеют массового применения.

Приведу образец такого урока, который также мне лично пришлось наблюдать в практике одного из учителей.

Преподавательница наметила повторение части VII раздела учебника: "Россия XVIII века - империя помещиков и купцов" (деятельность Петра I). Методика проведения урока была следующая. Преподавательница начала с показа диапозитивов. Перед глазами учащихся проходил ряд кадров, отражающих детство Петра, были показаны село Измайловское, потешные полки, Немецкая слобода, Лефорт,

стр. 116

петровский ботик. Учительница только называла кадры, но пояснений не давала, так как кадры просты по содержанию и самостоятельно воспринимаются учащимися.

Когда же показывались поход на Азов и верфи в Воронеже, кто-либо из желающих учеников или по вызову учительницы рассказывал о войне Петра с турками за путь к Черному морю. Затем преподавательница в связи с показом кадра "Петр заграницей" говорила о значении европеизации при Петре. Рассматривая карту берегов Балтики до северной войны и ряд изображений, отражающих отдельные моменты войны со шведами, учительница предложила учащимся рассказать о ней и выяснить ее значение для государства. Так как в серии по данной теме совсем нет диапозитивов о войнах Петра с восточными странами, учащиеся по карте показывали завоеванные Петром на Каспийском море города и земли. Когда учительница перешла к повторению реформ Петра, также почти не отраженных серией, с учащимися была проведена беседа. Значение деятельности Петра один из учащихся подитожил словами товарища Сталина из беседы с немецким писателем Э. Людвигом.

Мной приведены различные примеры повторительных уроков, и все они могут быть использованы в школьной работе. Но для всех указанных выше занятий характерна одна общая черта: для повторения выделяются лишь основные моменты того или другого исторического этапа, ученики приучаются в своих ответах выделять главное, добиваться четкости ответа, все приведенные выше вопросы совершенно исключают односложные ответы. Обычно в процессе таких занятий активно участвуют все ученики, дополняя и исправляя ответы своих товарищей. Не надо забывать, что виды повторения и повторительных уроков не ограничиваются указанными примерами. И цели и задачи повторения и повторительных уроков могут быть очень разнообразны, как разнообразны будут и приемы и методы этой работы.

3

Последним этапом повторительной работы является итоговое повторение в конце года.

Итоговое повторение, на которое остается обычно немного часов (4 - 5), служит завершением всей годовой учебной работы. Оно имеет положительный результат, если основывается на правильно организованной текущей повторительной работе, формы которой были намечены выше. Переносить всю повторительную работу на конец учебного года, безусловно, неправильно. Те из учителей, которые не проводят систематической работы по повторению, стоят перед неразрешимой проблемой - повторить весь курс за несколько часов. Но если повторение велось систематически, если своевременна была организована домашняя работа учащихся, то необходимые условия успеха обеспечены. В текущем учебном году большую помощь как учителю, так и ученику в повторительной работе оказывает учебник. Нужно только вовремя начать вводить в домашние задания по истории повторение отдельных глав курса. Многие учителя начали такое повторение по учебнику с начала 3-й четверти, чтобы не перегружать учащихся повторением большого количества материала, и это вполне целесообразно. При опросе на уроках учитель должен обязательно проконтролировать, хотя бы путем беглых вопросов, как выполняется его задание по повторению.

Домашняя работа учеников не прекращается и в течение последних занятий, которые мы отводим на итоговое повторение. Ввиду ограниченности времени, которым располагают и учитель и ученик, на последнем этапе повторения надо пойти по пути индивидуализации заданий. Так например учитель, начиная итоговое тематическое повторение, указывает всему классу: "К следующему разу вы должны знать курс до темы "Создание русского национального государства", пусть каждый повторит то, что хуже всего знает".

Как же нужно организовать работу по итоговому повторению в клас-

стр. 117

се? Преподаватель намечает те основные, принципиально важные вопросы, которые требуют совместной работы ученика и учителя.

Постараюсь конкретизировать свою мысль следующими примерами. Учитель повторяет тему "Образование Киевского государства". По данному разделу курса необходимо разобрать вопрос о значении варяжского завоевания. В смысле усвоения конкретных событий этот вопрос не труден, он легко усваивается учениками, но при повторении нужно восстановить его историческую оценку в памяти учащихся. Для того чтобы ученики не преувеличивали роль варягов в создании Киевского государства, нужно подчеркнуть, что и до варягов у славян уже было государство, свои славянские князья, что варяжский элемент довольно быстро растворился среди славянских бояр и дружинников. Переходя к князьям Олегу и Игорю, мы должны вспомнить, что в Киевском государстве существовали феодальные отношения еще без земельного пожалования, как это указывает Маркс, и что основной формой эксплоатации населения являлась дань.

Затем по следующей теме основными вопросами повторения будут связь Киевского государства с Византией и распространение на Руси христианства, заимствованного из Византии. Оценка христианства дана очень четко в учебнике. Это - важное, событие, и его надо повторить с учащимися, отметив и его прогрессивное значение и классовый характер.

По теме "Начало кабалы смердов и стихийные народные восстания" необходимо повторить на уроке общественный строй в Киевском государстве и борьбу классов на основе анализа "Русской правды", затем вспомнить характер управления в Киевском государстве. Особое внимание следует уделить начинавшейся кабале смердов, стихийным народным движениям в XI и XII веках и, наконец, причинам распада Киевского государства. По теме "Новгородская земля" на повторение в классе с учителем следует вынести вопросы о характере политического строя в Новгороде (боярская республика) и истории его возникновения, а также вопрос о борьбе Новгорода со шведами и немцами, имеющей большое историческое значение. Очень полезно в процессе повторения зачитать выдержки из "Хронологических выписок" Маркса.

По следующей теме "Суздальская Русь" необходимо выделить при повторении стремление суздальских князей Андрея Боголюбского и Всеволода III к усилению княжеской власти, что было для того времени прогрессивным явлением. Нужно также вспомнить, что создать крепкое государство с центром на севере им не удалось. "Единого, крепкого государства не было. Каждый богатый владелец старался добыть себе больше земли и власти. Князья непрерывно воевали между собой. Постоянные походы разоряли крестьянское население", Так обобщает ход событий в Суздальской Руси учебник под редакцией профессора Шестакова; в процессе повторения учащиеся должны конкретизировать этот вывод фактами.

Возьмем другой пример.

При повторении раздела курса Россия XVIII века - империя помещиков и купцов" нужно выделить следующие вопросы: шведскую войну, движение Булавина, завоевания на Каспийском море, реформы Петра, подушную подать, реформы в хозяйстве и заботы о просвещении. Нужно подвести учащихся к оценке деятельности Петра, на основе указаний товарища Сталина. Проводя итоговое повторение, необходимо строго придерживаться хронологической последовательности, так как только таким путем можно восстановить в памяти учащихся весь процесс развития нашей родины в целом и в его основных моментах. Чтобы не впасть в схематизм и приучить учащихся не придавать значения династическим событиям, необходимо наряду с повторением по основным разделам курса производить повторение выборочно (так как иначе не позволит время) и проводить детальное повторение отдельных тем. При итоговом повторении учитель не только сам может спрашивать учащихся, но должен и отвечать на вопросы учеников, давая им ряд раз'яснений, останавливаясь на трудных

стр. 118

вопросах, делая обобщения на основе повторенных событий.

Совершенно необходимо при повторении широко использовать внеклассную работу.

Ряд тем по курсу может быть вынесен для повторения на экскурсии. Это очень интересный вид повторительной работы, так как экскурсия дает ученикам новый материал по содержанию и конкретизирует курс различными средствами наглядности; кроме того экскурсии значительно сокращают тот материал, который нужно повторить в классе. При помощи экскурсий могут быть в Ленинграде повторены темы: "Наша родина в далеком прошлом" (Эрмитаж), "Золотая Орда" (Эрмитаж), "XVII и XVIII вв." (Русский музей), темы "Первая буржуазная революция в России (1905 г)", "Вторая буржуазная революция в России (1917 г.)" и "Великая Октябрьская социалистическая революция в России" (Музей революции). В Москве ряд экскурсий может быть проведен по Историческому музею, Музею революции и по городу. Кроме экскурсий помогают повторять курс и все другие виды внешкольной работы: внеклассное чтение исторической беллетристики и научно-популярной литературы, демонстрация через эпидиаскоп кинопленочных диапозитивов, художественное рассказывание и т. д.

Много возможностей у преподавателя истории организовать свою работу так, чтобы добиться прочного усвоения знаний и хорошей успеваемости. Повторение занимает важнейшее место в нашей работе. Нужно только организовать его систематически в течение всего года.

Нормально на повторение нужно отводить не менее 25% годовых часов, к сожалению, в текущем году ввиду того, что курс начат с опозданием на месяц, мы не можем выделить это время. Тем больше внимания в связи с повторением нужно уделить внешкольной работе; это поможет нам успешно закончить учебный год.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/История-в-школе-МЕТОДИКА-ПОВТОРЕНИЯ-НА-УРОКАХ-ИСТОРИИ-СССР

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Lidia BasmanovaКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Basmanova

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

О. ИВАНОВА, История в школе. МЕТОДИКА ПОВТОРЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ СССР // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 25.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/История-в-школе-МЕТОДИКА-ПОВТОРЕНИЯ-НА-УРОКАХ-ИСТОРИИ-СССР (дата обращения: 29.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - О. ИВАНОВА:

О. ИВАНОВА → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Lidia Basmanova
Vladivostok, Россия
3384 просмотров рейтинг
25.08.2015 (3138 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
10 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
7 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
8 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
9 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
История в школе. МЕТОДИКА ПОВТОРЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ СССР
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android