Libmonster ID: RU-8145
Учреждение образования \ работы: Л. БЕНЦИАНОВА

(7-я школа Москвы)

1

В изучении новой истории в 8-х классах значительное место занимают революция 1848 - 1849 годов в Германии и роль Маркса и Энгельса в ней. Я поставила себе целью добиться от учащихся глубокого изучения этих вопросов и решила ознакомить их с биографическими сведениями из жизни Маркса и Энгельса, связать изучение этого материала с самостоятельной работой учащихся и оживить работу привлечением иллюстративного материала, и художественной литературы.

После того как эти темы были пройдены в классе, я решила перенести углубленную работу на внеклассные занятия в форме подготовки конференции по истории на тему "Революция 1848 - 1849 годов в Германии и участие Маркса и Энгельса в ней".

Учащиеся 8-х классов живо откликнулись на мое предложение. В работе по подготовке конференции приняло участие около 30 человек. Было выделено 11 докладчиков, 10 декламаторов и 3 человека для подготовки технического оформления конференции. Эти три ученика должны были приготовить эпидиоскоп и проекционный фонарь, подобрать соответствующие диапозитивы и иллюстрации для эпидиоскопа, оборудовать кабинет и т. д. Активно участвовали в работе конференции и остальные учащиеся.

Конференция готовилась в течение двух месяцев. Собирались регулярно один раз в шестидневку, а две последние шестидневки перед конференцией - по два раза.

Предварительно я разработала план конференции, темы докладов, подобрала литературу к докладам. На организационном собрании были выделены докладчики на соответствующие темы и распределены между учащимися отрывки для декламации.

На первых занятиях каждый докладчик должен был представить план своего доклада, и, поскольку материал был уже пройден, все члены кружка участвовали в обсуждении этих планов.

После принятия плана началась подготовка к докладам. Планы мы обсуждали и улучшали примерно на четырех занятиях. Затем ученики готовили доклады, которые представлялись в письменном виде. На занятиях кружка их обсуждали, вносили в них те или иные исправления, а затем доклады поступали ко мне на редактирование. Каждый докладчик совместно с технической тройкой кружка подбирал к своему докладу диапозитивы и иллюстрации, все, участники кружка их просматривали и утверждали весь этот материал.

Когда вся подготовительная работа была закончена, были устроены три репетиции, на которых были окончательно уточнены все выступления, отобраны иллюстрации, подготовлены чтецы.

К конференции была подготовлена большая выставка на 8 плакатах с иллюстративным и цитатным материалом.

В назначенный день конференция состоялась и прошла с большим успехом.

Вначале учащийся, ведущий конференцию, об'явил о теме, плане конференции и ее участниках. Докладчики делали свои доклады устно. Они говорили четко и уверенно, показывая хорошее знание материала; без перебоев работала и техническая часть. В соответственных частях докладов показывались иллюстрации и читались отрывки из художественных произведений.

Конференция длилась два часа и прошла при напряженном внимании со стороны всей аудитории - как взрослых, так и учащихся.

На конференции присутствовали два 8-х класса, учащиеся - члены исторического кружка из 9-х классов, - дирекция школы, преподаватели истории и литературы.

Конференция, по моим наблюдениям, при повторении курса очень помогла хорошему усвоению этого раздела новой истории.

Опыт проведенной конференции оказался исключительно удачным; в классах выделился актив, интересующийся, углубленной работой по истории. Этих учащихся я связала с Центральным домом пионеров, где они выступали с докладом

стр. 138

на отчетном собрании по кружковой работе. Из Центрального дома пионеров они получали билеты на доклады по историческим темам и регулярно их посещали.

2

Конференция была проведена по таким темам: 1) "Биография Маркса и Энгельса до 1848 года", 2) "Маркс и Энгельс - основоположники научного коммунизма", 3) "Эмиграция Маркса", "Союз коммунистов", "Манифест коммунистической партии", 4) "Революция 1848 - 1849 годов в Германии", 5) "Маркс и Энгельс в Рейнской провинции в 1848 - 1849 годах", 6) "Национально-освободительное движение в Австрии. Разгром Вены", 7) "Реакция в Пруссии", 8) "Последний этап германской революции", 9) "Венгерская революция", 10) "Причины поражения революция 1848 - 1849 годов", 11) "Маркс и Энгельс в Англии".

К докладу по каждой теме составлялся план, подбирались иллюстрации и к некоторым докладам читались стихи.

Приводим план первого доклада ("Биография Маркса и Энгельса до 1848 года"):

1. Детство. Семья Вестфален. 2. Университетские годы. Кружок левых гегельянцев. 3. Работа в "Рейнской газете". Преследование Маркса прусской полицией. 4. Биография "Энгельса. 5. Пребывание Маркса в Париже. 6. Дружба Маркса и Энгельса. 7. Знакомство Маркса с Гейне и влияние Маркса на Гейне. 8. Работы Маркса в области общественных наук. 9. Связи с тайными обществами.

К первому докладу было показано десять иллюстраций, к другим докладам также показывались иллюстрации и декламировались стихи Гейша ("Плаксы", "1649 - 1793 - ???". "В октябре 1849 года"), Гервега ("Германия малым довольна"), Фрейлитрата ("Мертвые живым", "Роберт Блюм", "Прощальное слово" в "Навой Рейнской газете") и др.

К докладам мною была рекомендована, следующая литература: 1) Энгельс "К. Маркс", 2) Ленин "К. Маркс", 3) Ленин "Три источника и три составные части марксизма", 4) Лафарг "О Карле Марксе и Фридрихе Энгельсе", 5) "Карл Маркс". Институт Маркса - Энгельса - Ленина. Изогиз. Москва. 1933, 6) Дейч "Гейне и Маркс".

В докладе четвертом - "Национально-освободительное движение в Австрии" - рассказ о падении Вены и жестокой расправе с восставшими сопровождался чтением стихотворения Фрейлиграта "Роберт Блюм".

К докладу седьмому - "Реакция в Пруссии" - читали отрывок из стихотворения Фрейлиграта "Мертвые живым":

"Наутро, после ночи той, когда в бою 
                                            мы пали,
Вы нас торжественно несли, могилу 
                                      нам копали.
Пробиты, в дырах черепа, на лицах 
                                      пятна крови,
Но блеск победы на челе, и гордо сжаты 
                                                      брови.
Мы думали: не, даром, нет, мы головы 
                                              сложили,
Теперь навеки можем мы спокойно спать 
                                                  в могиле.
Вы обманули нас! Позор живым! 
                              Вы проиграли
В четыре месяца всё то, что мы 
                                     завоевали!
И подвиг наш и нашу смерть - вы 
                           предали их тоже.
Все слышим мы, всё знаем мы, в могилах 
                                      братских лежа.
Вандеи отзвук средь глухих и замкну-
                                    тых провинций.
Опять солдатчина, опять назад вернулись 
                                                    принцы!
И в Майнце, в Трире стыд, позор, 
                      повсюду унижение,
Гражданских и народных войск идет 
                                        разоружение!
И с воровством уже разгром цейхгауза 
                                             сравняли;
Могилы наши, нас самих уже оклеветали;
Где баррикады были, там теперь, как 
                                     прежде, снова
Собрания запрещены, в тисках печать 
                                                 и слово!
На юге, севере скрипит затвор в тюремном 
                                                       склепе.
Для тех, кто за народ восстал, готовы 
                                       снова цепи;
Союз с царизмом укреплен, и поносить 
                                                   готовы
Всех тех, кто пал и заслужил себе венок 
                                              лавровый;
Вы в будущее дальше всех умчались 
                                       с ураганом,
Бойцы парижские, и мы побеждены 
                                      обманом!"

Доклад восьмой - "Последний этап германской революции" - иллюстрировался чтением целого ряда стихов (стихотворение Гейне "1649 - 1793 - ???" и др.).

При рассказе о восстании в Эльберфельде и о том, как Энгельс ехал туда с тем, чтобы принять участие в восстании, приводилась песня добровольцев "За республику погибнуть":

"Тридцать шесть престолов сбросить 
                                                   надо,
Чтоб республике расчистить путь;
стр. 139

Рушьте же их, братья, без пощады,
Смело пулям подставляйте грудь!
За республику погибнуть - 
Наш великий, славный жребий, духом 
                                 избранная цель".

Когда докладчик говорил о выходе последнего номера "Новой Рейнской газеты", было прочитано помещенное в этом номере замечательное стихотворение Фрейлиграта, полное веры в конечную победу:

"Так прощай же, прощай, грохочущий 
                                                      бой!
Так прощайте, ряды боевые,
И поле в копоти пороховой,
И мечи, и копья стальные!
Так прощайте! Но только не навсегда!
Не убьют они дух наш, о братья!
И час пробьет, и, воскреснув, тогда
Вернусь к вам снова, опять я!
И когда последний трон упадет
И народ в опьянении мести
Заплатит в борьбе в последний свой счет,
Тогда будем мы снова вместе.
На Дунае, на Рейне словом, мечом
Народу восставшему всюду.
Бунтовщица, затравленная врагом,
Застрельщицей верной я буду!"

В докладе девятом - "Венгерская революция" - описание разгрома венгерской революции сопровождалось чтением стихотворения Гейне "В октябре 1849 года":

"Под сиянием лунным спят реки, леса,
Точно всех одолела дремота;
Только грохот раздастся порой - может 
                                                      быть,
Из друзей расстреляли кого-то...
Истекает вся Венгрия кровью; угла
Не найти беззащитной свободе;
Но остался вполне, невредим рыцарь 
                                              Франц,
И лежит его шпага в комоде...
Только вспомню про венгров - 
                                        становится мне
Слишком узко немецкое платье,
И под ним, словно море, бушует в груди,
Точно трубы заслышал опять я".

В докладе одиннадцатом - "Жизнь и работа Маркса и Энгельса, в Англии и роль их в I Интернационале и Парижской коммуне" - были использованы отрывки из речи Энгельса на могиле Маркса: "14 марта, без четверти три пополудни, перестал мыслить величайший из современных мыслителей...

Для борющегося пролетариата Европы и Америки, для исторической науки смерть этого человека - неизмеримая потеря...

Наука была для Маркса исторически-движущей революционной силой...

Ибо Маркс был, прежде всего - революционер. Тем или иным способом принимать участие в низвержении капиталистического общества... вот что было его подлинным жизненным призванием. Его стихией была борьба. И он боролся с такой страстью, с таким упорством, с таким успехом, как борются немногие" (К. Маркс и Ф. Энгельс. Собр. соч. Т. XV, стр. 652, 653).

Было также процитировано письмо Энгельса к Зорге после смерти Маркса: "Человечество стало ниже на одну голову, и притом на самую значительную из всех, которыми оно в наше время обладало" (Ф. Энгельс. Письмо Зорге от 15 марта 1883 года в книге К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. XXVII, стр. 298).

Заключительным моментом конференции было чтение речи Ленина на открытии памятника Марксу и Энгельсу в Москве 7 ноября 1918 года.

"Великая всемирно-историческая заслуга Маркса и Энгельса состоит в том, что они научным анализом доказали неизбежность краха капитализма и перехода его к коммунизму, в котором не будет больше эксплуатации человека человеком.

Великая всемирно-историческая заслуга Маркса и Энгельса состоит в том, что они указали пролетариям всех стран их роль, их задачу, их призвание: подняться первыми на революционную борьбу против капитала, об'единить вокруг себя в этой борьбе всех трудящихся и эксплуатируемых...

Пусть же памятники Марксу и Энгельсу еще и еще раз напоминают миллионам рабочих и крестьян, что мы не одиноки в своей борьбе. Рядом с нами поднимаются рабочие более передовых стран. Их и нас ждут еще тяжелые битвы. В общей борьбе будет сломан гнет капитала, будет окончательно завоеван социализм!" (В. И. Ленин. Т. XXIII, стр. 276).

* * *

На основе опыта 7-й школы ЛОНО можно сделать вывод о желательности применения подобного метода внеклассной работы и в других школах, так как этот метод активизирует самостоятельную работу учащихся, углубляет и закрепляет их знания, развивает их речь, будит интерес к истории и политически воспитывает.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/История-в-школе-ОПЫТ-ВНЕКЛАССНОЙ-КОНФЕРЕНЦИИ-ПО-НОВОЙ-ИСТОРИИ-В-8-х-КЛАССАХ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Анастасия КольцоКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Kolco

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

История в школе. ОПЫТ ВНЕКЛАССНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ПО НОВОЙ ИСТОРИИ В 8-х КЛАССАХ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 29.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/История-в-школе-ОПЫТ-ВНЕКЛАССНОЙ-КОНФЕРЕНЦИИ-ПО-НОВОЙ-ИСТОРИИ-В-8-х-КЛАССАХ (дата обращения: 23.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Анастасия Кольцо
Saint-Petersburg, Россия
408 просмотров рейтинг
29.08.2015 (3160 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КНР: ВОЗРОЖДЕНИЕ И ПОДЪЕМ ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Каталог: Экономика 
48 минут назад · от Россия Онлайн
КИТАЙСКО-САУДОВСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (КОНЕЦ XX - НАЧАЛО XXI вв.)
Каталог: Право 
20 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙСКО-АФРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: УСКОРЕНИЕ РАЗВИТИЯ
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
5 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
5 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
9 дней(я) назад · от Денис Николайчиков

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
История в школе. ОПЫТ ВНЕКЛАССНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ПО НОВОЙ ИСТОРИИ В 8-х КЛАССАХ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android