(7-я школа Москвы)
1
В изучении новой истории в 8-х классах значительное место занимают революция 1848 - 1849 годов в Германии и роль Маркса и Энгельса в ней. Я поставила себе целью добиться от учащихся глубокого изучения этих вопросов и решила ознакомить их с биографическими сведениями из жизни Маркса и Энгельса, связать изучение этого материала с самостоятельной работой учащихся и оживить работу привлечением иллюстративного материала, и художественной литературы.
После того как эти темы были пройдены в классе, я решила перенести углубленную работу на внеклассные занятия в форме подготовки конференции по истории на тему "Революция 1848 - 1849 годов в Германии и участие Маркса и Энгельса в ней".
Учащиеся 8-х классов живо откликнулись на мое предложение. В работе по подготовке конференции приняло участие около 30 человек. Было выделено 11 докладчиков, 10 декламаторов и 3 человека для подготовки технического оформления конференции. Эти три ученика должны были приготовить эпидиоскоп и проекционный фонарь, подобрать соответствующие диапозитивы и иллюстрации для эпидиоскопа, оборудовать кабинет и т. д. Активно участвовали в работе конференции и остальные учащиеся.
Конференция готовилась в течение двух месяцев. Собирались регулярно один раз в шестидневку, а две последние шестидневки перед конференцией - по два раза.
Предварительно я разработала план конференции, темы докладов, подобрала литературу к докладам. На организационном собрании были выделены докладчики на соответствующие темы и распределены между учащимися отрывки для декламации.
На первых занятиях каждый докладчик должен был представить план своего доклада, и, поскольку материал был уже пройден, все члены кружка участвовали в обсуждении этих планов.
После принятия плана началась подготовка к докладам. Планы мы обсуждали и улучшали примерно на четырех занятиях. Затем ученики готовили доклады, которые представлялись в письменном виде. На занятиях кружка их обсуждали, вносили в них те или иные исправления, а затем доклады поступали ко мне на редактирование. Каждый докладчик совместно с технической тройкой кружка подбирал к своему докладу диапозитивы и иллюстрации, все, участники кружка их просматривали и утверждали весь этот материал.
Когда вся подготовительная работа была закончена, были устроены три репетиции, на которых были окончательно уточнены все выступления, отобраны иллюстрации, подготовлены чтецы.
К конференции была подготовлена большая выставка на 8 плакатах с иллюстративным и цитатным материалом.
В назначенный день конференция состоялась и прошла с большим успехом.
Вначале учащийся, ведущий конференцию, об'явил о теме, плане конференции и ее участниках. Докладчики делали свои доклады устно. Они говорили четко и уверенно, показывая хорошее знание материала; без перебоев работала и техническая часть. В соответственных частях докладов показывались иллюстрации и читались отрывки из художественных произведений.
Конференция длилась два часа и прошла при напряженном внимании со стороны всей аудитории - как взрослых, так и учащихся.
На конференции присутствовали два 8-х класса, учащиеся - члены исторического кружка из 9-х классов, - дирекция школы, преподаватели истории и литературы.
Конференция, по моим наблюдениям, при повторении курса очень помогла хорошему усвоению этого раздела новой истории.
Опыт проведенной конференции оказался исключительно удачным; в классах выделился актив, интересующийся, углубленной работой по истории. Этих учащихся я связала с Центральным домом пионеров, где они выступали с докладом
на отчетном собрании по кружковой работе. Из Центрального дома пионеров они получали билеты на доклады по историческим темам и регулярно их посещали.
2
Конференция была проведена по таким темам: 1) "Биография Маркса и Энгельса до 1848 года", 2) "Маркс и Энгельс - основоположники научного коммунизма", 3) "Эмиграция Маркса", "Союз коммунистов", "Манифест коммунистической партии", 4) "Революция 1848 - 1849 годов в Германии", 5) "Маркс и Энгельс в Рейнской провинции в 1848 - 1849 годах", 6) "Национально-освободительное движение в Австрии. Разгром Вены", 7) "Реакция в Пруссии", 8) "Последний этап германской революции", 9) "Венгерская революция", 10) "Причины поражения революция 1848 - 1849 годов", 11) "Маркс и Энгельс в Англии".
К докладу по каждой теме составлялся план, подбирались иллюстрации и к некоторым докладам читались стихи.
Приводим план первого доклада ("Биография Маркса и Энгельса до 1848 года"):
1. Детство. Семья Вестфален. 2. Университетские годы. Кружок левых гегельянцев. 3. Работа в "Рейнской газете". Преследование Маркса прусской полицией. 4. Биография "Энгельса. 5. Пребывание Маркса в Париже. 6. Дружба Маркса и Энгельса. 7. Знакомство Маркса с Гейне и влияние Маркса на Гейне. 8. Работы Маркса в области общественных наук. 9. Связи с тайными обществами.
К первому докладу было показано десять иллюстраций, к другим докладам также показывались иллюстрации и декламировались стихи Гейша ("Плаксы", "1649 - 1793 - ???". "В октябре 1849 года"), Гервега ("Германия малым довольна"), Фрейлитрата ("Мертвые живым", "Роберт Блюм", "Прощальное слово" в "Навой Рейнской газете") и др.
К докладам мною была рекомендована, следующая литература: 1) Энгельс "К. Маркс", 2) Ленин "К. Маркс", 3) Ленин "Три источника и три составные части марксизма", 4) Лафарг "О Карле Марксе и Фридрихе Энгельсе", 5) "Карл Маркс". Институт Маркса - Энгельса - Ленина. Изогиз. Москва. 1933, 6) Дейч "Гейне и Маркс".
В докладе четвертом - "Национально-освободительное движение в Австрии" - рассказ о падении Вены и жестокой расправе с восставшими сопровождался чтением стихотворения Фрейлиграта "Роберт Блюм".
К докладу седьмому - "Реакция в Пруссии" - читали отрывок из стихотворения Фрейлиграта "Мертвые живым":
"Наутро, после ночи той, когда в бою мы пали, Вы нас торжественно несли, могилу нам копали. Пробиты, в дырах черепа, на лицах пятна крови, Но блеск победы на челе, и гордо сжаты брови. Мы думали: не, даром, нет, мы головы сложили, Теперь навеки можем мы спокойно спать в могиле. Вы обманули нас! Позор живым! Вы проиграли В четыре месяца всё то, что мы завоевали! И подвиг наш и нашу смерть - вы предали их тоже. Все слышим мы, всё знаем мы, в могилах братских лежа. Вандеи отзвук средь глухих и замкну- тых провинций. Опять солдатчина, опять назад вернулись принцы! И в Майнце, в Трире стыд, позор, повсюду унижение, Гражданских и народных войск идет разоружение! И с воровством уже разгром цейхгауза сравняли; Могилы наши, нас самих уже оклеветали; Где баррикады были, там теперь, как прежде, снова Собрания запрещены, в тисках печать и слово! На юге, севере скрипит затвор в тюремном склепе. Для тех, кто за народ восстал, готовы снова цепи; Союз с царизмом укреплен, и поносить готовы Всех тех, кто пал и заслужил себе венок лавровый; Вы в будущее дальше всех умчались с ураганом, Бойцы парижские, и мы побеждены обманом!"
Доклад восьмой - "Последний этап германской революции" - иллюстрировался чтением целого ряда стихов (стихотворение Гейне "1649 - 1793 - ???" и др.).
При рассказе о восстании в Эльберфельде и о том, как Энгельс ехал туда с тем, чтобы принять участие в восстании, приводилась песня добровольцев "За республику погибнуть":
"Тридцать шесть престолов сбросить надо, Чтоб республике расчистить путь;
Рушьте же их, братья, без пощады, Смело пулям подставляйте грудь! За республику погибнуть - Наш великий, славный жребий, духом избранная цель".
Когда докладчик говорил о выходе последнего номера "Новой Рейнской газеты", было прочитано помещенное в этом номере замечательное стихотворение Фрейлиграта, полное веры в конечную победу:
"Так прощай же, прощай, грохочущий бой! Так прощайте, ряды боевые, И поле в копоти пороховой, И мечи, и копья стальные! Так прощайте! Но только не навсегда! Не убьют они дух наш, о братья! И час пробьет, и, воскреснув, тогда Вернусь к вам снова, опять я! И когда последний трон упадет И народ в опьянении мести Заплатит в борьбе в последний свой счет, Тогда будем мы снова вместе. На Дунае, на Рейне словом, мечом Народу восставшему всюду. Бунтовщица, затравленная врагом, Застрельщицей верной я буду!"
В докладе девятом - "Венгерская революция" - описание разгрома венгерской революции сопровождалось чтением стихотворения Гейне "В октябре 1849 года":
"Под сиянием лунным спят реки, леса, Точно всех одолела дремота; Только грохот раздастся порой - может быть, Из друзей расстреляли кого-то... Истекает вся Венгрия кровью; угла Не найти беззащитной свободе; Но остался вполне, невредим рыцарь Франц, И лежит его шпага в комоде... Только вспомню про венгров - становится мне Слишком узко немецкое платье, И под ним, словно море, бушует в груди, Точно трубы заслышал опять я".
В докладе одиннадцатом - "Жизнь и работа Маркса и Энгельса, в Англии и роль их в I Интернационале и Парижской коммуне" - были использованы отрывки из речи Энгельса на могиле Маркса: "14 марта, без четверти три пополудни, перестал мыслить величайший из современных мыслителей...
Для борющегося пролетариата Европы и Америки, для исторической науки смерть этого человека - неизмеримая потеря...
Наука была для Маркса исторически-движущей революционной силой...
Ибо Маркс был, прежде всего - революционер. Тем или иным способом принимать участие в низвержении капиталистического общества... вот что было его подлинным жизненным призванием. Его стихией была борьба. И он боролся с такой страстью, с таким упорством, с таким успехом, как борются немногие" (К. Маркс и Ф. Энгельс. Собр. соч. Т. XV, стр. 652, 653).
Было также процитировано письмо Энгельса к Зорге после смерти Маркса: "Человечество стало ниже на одну голову, и притом на самую значительную из всех, которыми оно в наше время обладало" (Ф. Энгельс. Письмо Зорге от 15 марта 1883 года в книге К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. XXVII, стр. 298).
Заключительным моментом конференции было чтение речи Ленина на открытии памятника Марксу и Энгельсу в Москве 7 ноября 1918 года.
"Великая всемирно-историческая заслуга Маркса и Энгельса состоит в том, что они научным анализом доказали неизбежность краха капитализма и перехода его к коммунизму, в котором не будет больше эксплуатации человека человеком.
Великая всемирно-историческая заслуга Маркса и Энгельса состоит в том, что они указали пролетариям всех стран их роль, их задачу, их призвание: подняться первыми на революционную борьбу против капитала, об'единить вокруг себя в этой борьбе всех трудящихся и эксплуатируемых...
Пусть же памятники Марксу и Энгельсу еще и еще раз напоминают миллионам рабочих и крестьян, что мы не одиноки в своей борьбе. Рядом с нами поднимаются рабочие более передовых стран. Их и нас ждут еще тяжелые битвы. В общей борьбе будет сломан гнет капитала, будет окончательно завоеван социализм!" (В. И. Ленин. Т. XXIII, стр. 276).
* * *
На основе опыта 7-й школы ЛОНО можно сделать вывод о желательности применения подобного метода внеклассной работы и в других школах, так как этот метод активизирует самостоятельную работу учащихся, углубляет и закрепляет их знания, развивает их речь, будит интерес к истории и политически воспитывает.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |