Libmonster ID: RU-8046

Л. Позденкова, преподавательница истории СССР Архангельского педучилища

(КРУЖКОВАЯ РАБОТА)

Любовь к социалистической родине, интерес к ее истории вызвали к жизни активную, творческую работу исторического кружка в нашем училище. В кружок был большой наплыв желающих, и пришлась принять от каждого из десяти классов по нескольку человек. Собирались не часто, но к каждому занятию кружка тщательно готовились. Нередко занятия кружка превращались в массовый вечер, посвященный истории. Посещаемость достигла 100 человек.

С докладами выступали сами учащиеся. Выделенные товарищи тщательно изучали рекомендуемую литературу, вели конспекты прочитанного материала и брали консультации у руководителя кружка.

В процессе подготовки докладов руководителю приходилось помогать в самостоятельной работе кружковцев над историческими документами и произведениями классиков марксизма-ленинизма, указывать методы работы с исторической книгой.

Вот как прошло одно из занятий кружка. Тема занятия - "Создание русского национального государства". Учащихся пришло много (89 человек). Докладчик толково изложил узловые вопросы темы. В своем докладе он использовал большой фактический материал, историческую карту. Доклад продолжался 40 минут. Члены кружка задали докладчику несколько вопросов. Под руководством преподавателя началось обсуждение основных вопросов темы: а) "Почему Москва стала центром единого национального государства?" и б) "Значение образования русского национального государства".

В прениях выступили четыре ученика. Один из выступавших привел интересный конкретный материал по истории Москвы. После того как выступили учащиеся, руководитель кружка подытожил обсуждение.

Второе краткое сообщение на том же занятии кружка было сделано на тему "Москва - столица СССР". Докладчик демонстрировал картины из жизни Москвы прошлых столетий и Москвы современной, приведя в своем сообщении наиболее яркие факты гигантского роста Москвы социалистической. Один из членов кружка, недавно побывавший в Москве, рассказал о метро и других сооружениях столицы.

Занятие кружка прошло очень оживленно.

Исторический кружок был организован в середине 3-й четверти. До конца учебного года на занятиях кружка обсуждали основные вопросы история СССР. На первом занятии был заслушан доклад на тему "Происхождение государства". Докладчик дал большой материал по основным принципам марксистско-ленинского учения о государстве. Содокладчица рассказала в своем выступлении об учении товарища Сталина о социалистическом государстве, остановилась на основных его задачах двухфазного развития.

Второй доклад назывался так: "Древнейшие государства на территории СССР". Докладчиком и товарищами, выступавшими в прениях, был дан материал о государстве Урарту и среднеазиатских государствах. Это занятие оказалось наиболее сложным: было перегружено материалом.

На следующих занятиях руководитель стремился не допускать перегрузки материалом. Члены кружка заслушали доклады: "Образование Киевского государства", "Ледовое побоище", "Разгром польских интервентов" (1612 год), "Восстание под руководством Ивана Болотникова".

Над другими темами кружок работать не успел, так как начались испытания.

В течение всей работы кружка актив его готовил для уроков истории наглядные пособия. У нас имеются хорошо выполненные кружковцами карты различных походов (например поход Святослава, война 1812 года и др.), а также схемы битв (Ледового побоища, Куликовской битвы, Полтавского боя, штурма Измаила и др.). Учащиеся приготовили много карт, отражающих ход гражданской войны и интервенции в СССР, хронологические таблицы. Хорошо выполнены рисунки, иллюстрирующие жизнь первобытного человека, изображающие одежду и вооружение славян, татар и т. д.

Большую помощь в своей работе я получила от ряда статей "Исторического журнала", некоторые из них я рекомендую учащимся. Мой помощник по кружку, уча-

стр. 133

щийся выпускного класса Шеметев, систематически следи за всеми материалами журнала.

Массовые исторические вечера

Во втором полугодии исторический кружок провел два массовых исторических вечера, в организации их участвовали и нечлены кружка. Перед тем как наметить программу первого вечера, руководитель и отдельные члены кружка долго обсуждали опыт массовых вечеров по истории, проведенных в Загорском педагогическом училище, описанный в статье Шофранова "Отчетные ученические вечера истории", "Исторический журнал" N1 за 1938 год. Мы "читали, что вечера Загорского педучилища были перетружены разнородным историческим материалом и не имели целеустремленности.

Мы решили дать вечеру четкую политическую цель: показать молодежи наиболее яркие, величественные картины великой борьбы нашего народа за национальную независимость в прошлом. Намечено было заслушать три небольших доклада (по 20 - 25 минут на темы: "Ледовое побоище", "Куликовская битва" и "Полтавский бой"). Тематически подобранный материл вечера имел цель - помочь воспитывать в молодежи чувство советского патриотизма, готовность отдать, если понадобится, жизнь, защищая социалистическую родину. Докладчики должны были призвать молодежь быть всегда в состоянии той мобилизационной готовности, о которой писал товарищ Сталин в ответе пропагандисту Иванову.

К вечеру готовились целый месяц. В процессе подготовки выявлялись разнообразнейшие творческие способности учащихся, определялись хорошие чтецы-декламаторы, художники, организаторы и т. д. Работали дружно, с под'емом. Организовали выставку, подготовили первый номер бюллетеня кружка, хорошо оформили внутренний вид помещения педучилища.

Особенно удачно были построены выставки на тему "Ледовое побоище 1242 года". Тут же находились две карты: одна - общая и другая - схема битвы на Чудском озере.

Учащиеся приготовили рисунки, иллюстрирующие вооружение и одежду русских воинов и немецких рыцарей. На выставке имелись две цитаты: одна из хронологических выписок Карла Маркса. - "1242. Александр Невский выступает против немецких рыцарей, разбивает их на льду Чудского озера"1 - и слова из ответа товарища Сталина пропагандисту Иванову: "Нужно весь наш народ держать в состоянии мобилизационной готовности перед лицом опасности военного нападения, чтобы никакая "случайность" и никакие фокусы наших внешних врагов не могли застигнуть нас врасплох"2 .

Много было потрачено времени для создания выставки к докладу "Полтавский бой". Мы не могли нигде разыскать плана Полтавского боя. Были перерыты все архангельские библиотеки, пересмотрено много книг, и, наконец, план битвы был найден. Докладчики тщательно подготовились, изучив всю рекомендованную литературу, в особенности соответствующий руководящий материал из произведений классиков марксизма-ленинизма. Докладчики использовали также художественную литературу, хорошо изучили карты и схемы битв.

Актив кружка готовил к вечеру первый номер бюллетеня под заголовком "Знать и любить историю своей социалистической родины". В бюллетене были подведены итоги работы по изучению истории народов СССР за 3-ю четверть и показаны образцы работ отличников, ударников учебы по истории. Статьи бюллетеня были иллюстрированы фотографиями отличников.

Наконец, вечер наступил. Помещение педучилища было соответствующим образом" оформлено. В зале и коридорах висели яркие лозунги: "За отличное изучение истории социалистической родины", "История СССР - мощное орудие коммунистического воспитания" и др. На отдельных витринах находились выставки исторических картин и карт. Около вывешенного на видном месте бюллетеня кружка все время стояли группы учащихся, читали и обсуждали статьи и заметки бюллетеня. С интересом рассматривали многочисленные иллюстрации, которые удалось подобрать к докладу "Полтавский бой".

Вся молодежь педучилища пришла на свой первый исторический вечер. С напряженным вниманием юные патриоты слушали доклады о замечательных страницах великого прошлого своей матери-родины. Мысли всех собравшихся хорошо выразил первый докладчик, так закончивший свой доклад: "Пусть знают все враги советского государства, что теперь еще более страшный разгром ждет любого захватчика, который посмеет посягнуть на советскую землю, на священные границы нашей социалистической родины". Последние слова докладчика были заглушены аплодисментами.


1 "Большевик" N24 за 1936 год. "Хронологические выписки".

2 Письмо т. Иванова и ответ т. Сталина, стр. 13. Партиздат. 1938.

стр. 134

После каждого доклада учащиеся выступали с тематически подобранными стихами, былинами, отрывками из поэм (например из "Ледового побоища" К. Симонова, журнал "Знамя" N1 за 1938 год). Вечер был закончен концертом с участием артистов архангельского театра. Концерт был посвящен Полтавской битве. Материалом для "концерта была поэма Пушкина "Полтава".

Вечер прошел неплохо. Учащиеся были довольны, но все же в организации вечера были недочеты: программа была слишком перегружена. Мы решили, что на следующем вечере возьмем одну тему и разработаем ее глубже, всесторонне. Например взять одну только тему для вечера: "Война 1812 года"; в докладах дать представление о конкретной обстановке того периода, выяснить причины, характер и ход войны. Отдельно выделить сообщение о Бородинской битве, познакомить учащихся с биографией великого русского полководца, ученика суворовской школы Михаила Илларионовича Кутузова. Думаем поставить и такое сообщение: "Отражение войны 1812 года в художественном материале (Пушкин, Лермонтов, Л. Толстой) и в народном творчестве". К вечеру организовать выставку, издать журнал и поставить хорошо подобранный концерт.

Второй вечер, подготовленный кружком в конце 4-й четверти, прошел менее удачно, хотя он и не был перегружен материалом. Мы не смогли уделить такого внимания подготовке вечеру, так как приближались испытания. Вечор был посвящен истории нашего родного города Архангельска. Учащиеся заслушали два доклада: 1. "История г. Архангельска", 2. "Архангельск 1938 года". В концертном отделении участвовал хор Колотиловой, в программе хора были северные песни.

В настоящем учебном году исторический кружок должен значительно улучшить свою работу. В этом должно помочь и то обстоятельство, что около преподавателя истории уже начал оформляться актив кружка. На этот год мы наметили исторические экскурсии по Архангельску, которых в прошлом году не проводили. Среди тем, намеченных для докладов на кружке: "Походы Святослава", "Историческая оценка личности и деятельности Петра", "Крестьянская война под руководством Емельяна Пугачева" и ряд других. В программу кружка на второе полугодие мы включили темы советского периода.

Для того чтобы развить у учащихся навыки самостоятельной работы, мы ставим на кружке, такие вопросы: "Как мы готовим домашние задания по истории?", "Как работаем над произведениями классиков марксизма-ленинизма?", "Как, готовимся к докладу?" и др.

Мы наметили три массовых исторических вечера. Тематика вечеров:

а) "Величайший русский полководец А. В. Суворов и его победы".

б) "Война 1812 года".

в) "Сталин и гражданская война".

Распределяются силы кружка, оформляется его состав, разворачивается творческая работа.

Как хорошо работать в массах нашей счастливой молодежи, направляя ее энергию на изучение великого прошлого нашей родины! Какое огромное удовлетворение дает эта творческая работа учителю, и как повышает она качество всей воспитательной работы школы!


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/История-в-школе-ОПЫТ-ВНЕКЛАССНОЙ-РАБОТЫ-ПО-ИСТОРИИ-СССР

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Анна СергейчикКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Sergeichik

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Л. ПОЗДЕНКОВА, История в школе. ОПЫТ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИСТОРИИ СССР // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 29.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/История-в-школе-ОПЫТ-ВНЕКЛАССНОЙ-РАБОТЫ-ПО-ИСТОРИИ-СССР (дата обращения: 20.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Л. ПОЗДЕНКОВА:

Л. ПОЗДЕНКОВА → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Анна Сергейчик
Vladikavkaz, Россия
1313 просмотров рейтинг
29.08.2015 (3157 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
Вчера · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
Вчера · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
6 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
8 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
История в школе. ОПЫТ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИСТОРИИ СССР
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android