Libmonster ID: RU-8161
Автор(ы) публикации: Д. РЕБИЗОВ

Д. Ребизов, преподаватель психологии Орловского государственного педагогического института

В усвоении учащимися удобного материала огромную роль играет прочное запоминание. Оно является основным условием воспроизведения воспринятого. Сознательное и прочное запоминание подученных - сведений (особенно по истории) глубоко влияет на мировоззрение, шлю и характер учащихся. Вот почему преподавателям необходимо знать и уметь применять те способы и приемы, с помощью которых педагог добивается прочного закрепления в памяти учащихся пройденного материала.

* * *

В 1938 - 1939 учебном году я преподавая историю СССР на I и II курсах Орловского железнодорожного техникума. Возраст учащихся первых двух курсов техникума - 16 - 17 лет, т. е. тот же, что и в 8 - 9-х классах средней школы. Нам удалось добиться того, что большинство учащихся техникума прочно запомнило материал по истории СССР. Об этом свидетельствуют данные успеваемости за год по I курсу и за первое полугодие 1938 - 1939 учебного года по II курсу.

На I курсе 60,2% учащихся получили по истории СССР "хорошо" и "отлично" и лишь один ученик получил оценку "плохо". На II курсе 100-процентная успеваемость. 70 % учащихся усвоили программный материал по истории СССР на "хорошо" и "отлично".

Как удалось добиться хорошей успеваемости? Исключительна важную роль в запоминании и воспроизведении играет первичное восприятие. Оно закладывает основы знаний. Поэтому мы прежде всего заботились о том, чтобы учащиеся возможно лучше воспринимали учебный материал; по истории. Мы использовали во время занятий исторические карты, картины, хронологические таблицы, художественную литературу. Особое внимание мы уделяли повторению в классе и самостоятельной работе учащихся дома. На I куров из-за отсутствия учебника по истории СССР пришлось прибегнуть к записям. Учащиеся записывали по нашим указаниям в конце урока основные положения, даты, имена и т. д. Записи и отдельные брошюры по некоторым темам учащиеся использовали для работы дома. На II курсе прибегали к записям в виде исключения. Учащиеся пользовались отдельными брошюрами и по некоторым темам статьями Ленина я Сталина (на II курсе проходили историю СССР начиная с февральской буржуазно-демократической эволюции 1917 года в России). Нам удалось вызвать у большинства учащихся глубокий, устойчивый интерес к истории нашей родины. А интерес играет большую роль в педагогическом процессе: он способствует прочному запоминанию и помогает учащимся усваивать об'яснения учителя.

Прочному запоминанию и лучшему усвоению программного материала по истории способствовало соцсоревнование, развернутое между группами (внутри техникума) и между нашим учебным заведениями и Киевским железнодорожным техникумом.

* * *

Мы стремились выяснить, в каком об'еме учащиеся воспроизводят в памяти исторический материал: непосредственно после усвоения его на уроке и позднее, спустя 5 - 10 дней, месяц и т. д. С этой целью мы тщательно учитывали устные ответы учащихся непосредственно после рассказа учителя и через известный промежутки времени. Кроме того мы задали учащимся I курса "А" сочинение на тему "Освобождение от татарского ига", а в группе "С" I курса - на тему "Крымская война" сразу после уроков на эти темы. В тех же группах I курса сочинение было вторично задано через 10 дней (в группе "А") и спустя месяц (в группе "С"). Так как записей по этим темам учащиеся не делали и учебников у них не было, то после первой письменной работы роздали конспекты на темы "Освобождение от татарского ига", "Крымская война" и предложили учащимся повторять эти темы дома по конспектам. Мы наме-

стр. 130

ренно не предупредили учащихся I курса. "А" о вторичной письменной работе на нему "Освобождение от татарского ига". Они знали, что по этой теме, как обычаю, будет устное повторение, и готовились к нему. Учащихся I курса "С" мы, наоборот, предупредили о том, что но теме "Крымская война" будет письменная работа.

Выводы из этого опыта получились следующие:

1. Учащийся воспроизводят из исторического материла непосредственно после его усвоения основное, наиболее существенное. Они об'ясняют причины и сущность тех или других событий, их результаты: вспоминают даты, имена и т.д.; менее существенное, отдельные детали при этом не, воспроизводятся, т. е. сразу не запоминаются.

Так например учащиеся I курса "А" в сочинениях на тему "Освобождение от татарской ига", написанных непосредственно после урока, правильно излагают обстоятельства, способствовавшие освобождению русского нарда от татаро-монгольского ига, приводят факты, характеризующие походы хана Золотой Орды Ахмата на Москву в 1472, а затем в 1480 годах. В большинстве письменных работ правильно об'яснено, каким образом Иван III одержал бескровную победу над Золотой Ордой, какое значение освобождение от татарского ига имело для Московского государства и всего русского народа. Учащиеся I курса "С" также правильно изложили наиболее существенное из материала по теме "крымская воина". Запоминанию материала способствовали: 1) последовательность, систематичность, четкость изложения материал излагался в историко-хронологической последовательности, с четкам выделением главного, наиболее существенного); 2) сочетание слухового восприятия с зрительным. На тему "Освобождение от татарского ига" во время урока на доске записывались даты: 1472 год, 1480 год; имена: Ахмат, Казимир IV, династия Гиреев и др.; была использована историческая карта. На уроке о Крымской война были показаны хронологическая таблица, отражавшая последовательный ход событий (с 1853 по 1856 год), и политическая карта Европы; 3) живой, интересный рассказ преподавателя. Многие учащиеся показали хорошие результаты. Некоторые учащиеся (из группы "С") по теме "Крымская война" воспроизвели до 70% материала, изложенного на уроке.

Отдельные учащиеся I курса "А" проявили недостаточный интерес и внимание к истории. Это сказалось на результатах их работы. Оки воспроизвели 40 - 45% материала и допустили отдельные ошибки.

Например вместо "Ахмат" писали "Ахмед", вместо ханство - княжество. Или надо было написать: "Войска Ивана III и Золотоордынского хана Ахмата встретились на реке Угре в 1480 году", а было написано: "Оба противника встретилась на реке Угре в 1472 году".

Некоторые учащиеся, интересующиеся историей и имеющие хорошие оценки по этому предмету, все же воспроизвели по теме "Крымская война" до 40 - 50% того, о чем было рассказано на уроке.

Причина этого прежде всего в том, что по "б'ему материал был слишком велик. Он был примерно в 1 1/2 раза большее об'ема материала на тему "Освобождение от татарского ига". Несомненно, обилие фактов и событий, которые надо было запомнить, перегрузило память учащийся. Для того чтобы учащиеся могли запомнить большое количество фактов, нужно повторять материал несколько раз дома самостоятельно и в классе под руководством учителя. И, конечно, не надо перегружать память учащихся чрезмерно большим количеством сведений. Чтобы запомнить содержание урока истории, учащиеся должны понять смысл исторических фактов, связь исторических событий друг с другом, их причины и следствия и т. д. Ясное, четкое и правильное изложение исторических событий свидетельствует о том, что учащийся ясно мыслит и понимает то, о чем он рассказывает. Наоборот, неясное, нечеткое изложение и тем более неправильное освещение исторических событий говорят о неясности мышления, о непонимании учащимся излагаемых фактов.

В начале 1938 - 1939 учебного года мы выяснили, что некоторые учащиеся I курса, окончившие неполную среднюю пикшу, не имели правильного представления об исторической хронологии. Они не понимали, что значат термины "до нашей эры" и "нашей эры". Так например один из учащихся на вопрос, где и таща жили скифы, правильно ответил, что "скифы - древнейшие народы, жившие на территории Восточной Европы с VIII по III век до нашей эры". Опрашиваю: "Сколько же лет жили скифы на территории Восточной Европы?" Учащийся ответил: "Тысячу сто лет". Другой учащийся не мог ответить на вопрос, сколько лет прошло с XII века до нашей эры по настоящее время.

Учащийся I курса "А" в сочинении на тему "Освобождение от татарского ига" написал: "Все земли после татарского ига попаши в руки крестьянских масс". Учащийся не уяснил себе, что в конце XV века все земли обширного русского государства оказались во владении великого кня-

стр. 131

зя бояр-вотчинников, дворян помещиков и монастырей.

Чтобы не допустить повторения таких ошибок, мы обратили особое внимание на то, чтобы все учащиеся правильно поняли ход исторических "событий, их сущность, значение и т. д. Для того чтобы учащиеся не только запоминали исторические факты, но и понимали их смысл, полезно в конце уроков отводить нисколько минут на вопросы учащаяся и ответы на них учителей.

Повторен до способствует лучшему пониманию исторического материала, а следовательно, более пробному его запоминанию; если после усвоения содержания урока прошел небольшой промежуток, времени (шестидневка, декада) и за это время учащиеся повторили (дома или в классе) то, что им рассказан преподаватель, то они не только закрепляют полученные знания, но и запоминают больше фактов, имен и т. д. по сравнению с тем, что они удержали в памяти после урока, воспроизводят их более полно и точно; еще лучше воспроизводит материал те учащиеся, которые несколько раз его повторяли.

Из 26 учащихся I курса "А", написавших через 10 дней после урока: сочинение на тему "Освобождение от татарского ига", 22 человека воспроизвели материал полнее чем непосредственно посте урока. На I курсе "С" при повторении в классе темы "Крымская война" из 21 человека 19 запомнили фактического материала большое чем в первый раз, хотя после урока прошло довольно много времени. Два человека запомнили столько же, сколько и непосредственно после урока; несколько учащихся забыло часть того, что запомнило при первичном восприятии, и допустило ряд ошибок. Оказалось, что эти учащиеся несерьезно отнеслись к самостоятельной работе над материалом и плохо повторяли его дома.

Учащиеся, как правило (есть и исключения), воспроизводят материал в виде логически связного рассказа. Эта особенность памяти характерна для учащихся старшего школьного возраста. И это не случайно: учащиеся старших классов обладают достаточно развитой смысловой (логический) памятью, что связано с усиленно развивающимся в этом возрасте логическим мышлением. Об этом свидетельствуют устные ответы и письменные работы учащихся.

Учащиеся школьного возраста в большей степени чем их младшие товарищи обладают способностью пересказывать не буквально, а "своими словами". Они часто излагают материал в другом порядке, чем это делал на уроке преподаватель или чем этот материал изложен в учебнике. Больше того: учащиеся, как показывает наш опыт, часто коренным образом перестраивают содержащие урока и пересказывают его по-своему. При этом они дополняют свое изложение фактами из разделов курса, прощенных иногда значительно раньше. Это - уже не простое повторение заученного, хотя бы и "своими словами", а сложная творческая работа. Способность к творческой переработке воспринятого - также одна из особенностей памяти учащихся старшего школьного возраста. Так, в работах на темы "Освобождение от татарского ига" и "Крымская война" многие учащиеся приводили факты из других разделов курса, логически связывая их с данными темами. Один из учащихся, характеризуя результаты Крымской войны, писал в сочинении: "В 1861 г. Александр II издает манифест об отмене крепостного права, боясь, что "крестьяне освободят себя снизу", т. е. восстанут и свергнут власть царизма, так как восстания и крестьянские волнения после войны были неединичны". О манифесте Александра II на уроке не упоминалось. Учащийся узнал о нем самостоятельно и совершенно правильно использовал в своем ответе.

Некоторые учащиеся, об'ясняя, какое значение имело для русского народа его освобождение от татарского ига, пересказывали обоими словами цитату из "Секретной дипломатии" Маркса, приведенную преподавателем на одном из предшествующих уроков.

Маркс писал, что татарское иго "оскорбляло и иссушало самую душу народа, ставшего его жертвой". Татары-монголы установили режим систематического террора, причем "разорения и маисовые убийства стали его постоянными институтами". Один из учащихся I курса "А" написал: "Освобождение русского народа от татарского ига имело очень большое значение, так как татарское иго оскорбляло душу русского народа, это иго тяжелое и позорное". Подобные факты, характеризующие творческий характер воспроизведения, неединичны.

Бывают, однако, случаи, когда учащиеся приводят факты из других разделов курса, не имеющие непосредственного отношения к данной теме. Естественно, что логически связывать разнородные факты учащимся не удается. В таких случаях нужно указывать учащимся на их ошибки и добиваться от них последовательного, систематического изложения материала. Этим мы будем способствовать развитию у учащихся, во-первых, смысловой (логической) памяти и, во-вторых логического, последовательного и систематического мышления.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/История-в-школе-О-ЗАПОМИНАНИИ-ИСТОРИЧЕСКОГО-МАТЕРИАЛА-УЧАЩИМИСЯ-СТАРШЕГО-ШКОЛЬНОГО-ВОЗРАСТА

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Анастасия КольцоКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Kolco

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Д. РЕБИЗОВ, История в школе. О ЗАПОМИНАНИИ ИСТОРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА УЧАЩИМИСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 29.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/История-в-школе-О-ЗАПОМИНАНИИ-ИСТОРИЧЕСКОГО-МАТЕРИАЛА-УЧАЩИМИСЯ-СТАРШЕГО-ШКОЛЬНОГО-ВОЗРАСТА (дата обращения: 19.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Д. РЕБИЗОВ:

Д. РЕБИЗОВ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Анастасия Кольцо
Saint-Petersburg, Россия
665 просмотров рейтинг
29.08.2015 (3156 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
17 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
23 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
5 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
7 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
История в школе. О ЗАПОМИНАНИИ ИСТОРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА УЧАЩИМИСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android