Libmonster ID: RU-7770
Автор(ы) публикации: Д. ЕФИМОВ

(Город Орджоникидзе, средняя школа N 28)

Хорошая историческая, карта в руках опытного учителя является одним из самых необходимых и ценных учебных пособий. Если раньше вследствие отсутствия исторических карт преподаватели собственными силами изготовляли так называемые самодельные карты, то теперь имеются хорошие, художественно оформленные, правильно составленные с научной и методической стороны исторические карты. Благодаря этому карта на уроках истории стала занимать надлежащее место и методика работы с исторической картой обогатилась цепным опытом.

I. Подготовка карты к уроку

Первое, предварительное требование, которое должно обеспечить успех работы с картой, - основательное знание карты самим учителем и тщательная подготовка карты к уроку. Применение карты на уроках истории может дать хороший результат только в том случае, если учитель умеет быстро читать карту, если он хорошо ориентируется по ней. Между тем у некоторых малоопытных преподавателей приходится еще наблюдать особую "картобоязнь". Не изучив основательно карту, учитель боится обнаружить перед учащимися свое незнание и поэтому избегает обращаться к ней. Он берет карту в класс, но на протяжении всего урока она висит без употребления, а если учитель и показывает что-либо по ней, то так быстро и неясно, что учащимся трудно понять, где, собственно, находится на карте то место, о котором рассказывает учитель. Такой учитель не требует знания карты и от учащихся. Изучение истории проходит в таких случаях вне пространства, абстрактно.

Знание карты приобретается только большой, упорной работой над ней. Нужно много и тщательно изучать карту, обращать внимание на ее нагрузку, т. е. на количество обозначений, на масштаб, на условные знаки. К некоторым урокам, где от четкости показа на карте зависит аффект урока, нужно особенно основательно готовиться. Например, на уроке "Походы Александра Македонского" нужна быстрая ориентация по карте, чтобы, не прерывая, хода рассказа, показывать ряд мест, где проходили далекие походы Александра Македонского.

Большое значение имеет предварительная подготовка самой карты к уроку. Для отдельных уроков приходится на печатные карты временно наносить некоторые дополнительные обозначения, так как на исторических картах обыкновенно обозначены пути продвижения войск только в главнейших воинах. Так, на карте "Российская империя в XVIII веке" обозначены продвижение войск Петра I и Карла XII в Северной воине, походы Суворова, движение войск Пугачева, но не показано движение войск Булавина в 1607 - 1608 году.

Некоторые преподаватели при подготовке к уроку акуратно мелом или цветным шпуром намечают на карте линии, показывающие продвижение войск. Это помогает прочному закреплению в памяти учащихся пространственных представлений об изучаемых событиях.

При изучении в 8-м классе войны 1812 года мы пользовались современной политической картой Европы, отметив на ней линией из тонкого цветного шнура путь наступления Наполеона на Москву. Изучая гражданскую войну в 10-м классе, мы пользовались административно-политической картой СССР, на которую мелом наносили продвижение отрядов тов. Ворошилова от Харькова к Царицыну, путь движения Таманской армии и т. п.

Иногда на карте надо показать изменение границ изучаемых государств. В этих случаях новые границы государства предварительно наносятся на карту узкими полосками из цветной бумаги, которые акуратно приклеиваются хлебом к карте так, чтобы после урока их можно было легко снять, не испортив карты. Такой метод полезно применять в 10-м классе при изучении темы "Брестский мир". К уроку на карту наносятся линии из цветной бумаги, отмечающие территорию, отходившую к Германии по брестскому миру. Линиями из цветной бумаги пользуются для показа на карте районов, занятых войсками контрреволюции в годы гражданской войны. Так, на уроке в 10-м классе на тему "Советская страна в кольце фронтов" цветные линии из бумаги, предварительно на-

стр. 117

несенные на карту, наглядно показывали, в каком огненном кольце контрреволюции находилась Страна советов в 1918 году.

Некоторые преподаватели истории, чтобы лучше закрепить в памяти учащихся отдельные историко-географические об'екты, пользуются при показе на карте разноцветными флажками. При подготовке к уроку заготовляется около десятка разноцветных бумажных флажков, размером не больше двух сантиметров, которые наклеиваются на обыкновенные иглы. На уроке преподаватель акуратно вкалывает флажки в те места на карте, которые особенно важно закрепить в памяти учащихся.

В 10-м классе на уроке "Заговоры и мятежи против советской власти" надо было показать не только районы, захваченные контрреволюцией (эти районы были отмечены на карте цветными линиями), но показать еще места заговоров и мятежей, организованных внутренней и внешней контрреволюцией в советских районах. Эти места на карте по ходу рассказа отмечались флажками.

Флажки можно заменить нарисованными на бумаге "огоньками". Такими "огоньками" хорошо показать, например, на уроке в 10-м классе по теме "Начало массовой политической борьбы рабочих", города, в которых происходили стачки, политические демонстрации (Петроград, Батуми, Ростов на Дону, Баку, Тбилиси, Одесса, Киев).

Против таких приемов работы с картой есть одно существенное возражение. Говорят, что портится карта. Это верно, карта портится; здесь надо выбирать, что важнее: не проколоть карту или ценой некоторой амортизации карты дать запоминающийся урок и добиться знания карты учащимися. Притом все зависит от акуратности учителя. Я наблюдал у некоторых преподавателей истрепанные карты, хотя они совершенно не делают на карте обозначений и даже не на все уроки берут карту. И, наоборот, у преподавателей, которые наносят на карту меловые линии, накалывают флажки, карты долго сохраняются годными для употребления.

К отдельным урокам целесообразно готовить не одну, а две карты. Например, в 5-м классе долгое время изучают историю Греции, и учащиеся настолько привыкают к карте древней Греции, что теряют пространственную перспективу и плохо ориентируются по карте, где Греция дана в окружении соседних государств. В этом случае полезно на отдельные уроки брать две карты: карту древней Греции и физическую карту Европы. Пользуясь главным образом картой древней Греции, нужно в то же время требовать от учащихся уменья показать Грецию и на физической карте Европы.

Для того чтобы не отрывать истории СССР от европейской и мировой истории, мы при изучении истории СССР в 8 - 9-х классах, кроме исторической карты нашей родины, брали на отдельные уроки историческую карту Европы. Так, при изучении истории Киевского государства мы, кроме карты "Киевское государство и его соседи в IX - XI веках", готовили к уроку карту "Западная Европа в период крестовых походов". К теме "Усиление Московского государства", кроме карты по истории СССР, мы брали карту Европы XIV - XV веков и т. д.

Для некоторых тем приходилось вычерчивать самодельные карты как дополнение к печатной карте. Например, на карте "Российская империя в XVIII веке" Польша дана с небольшим количеством обозначений (нанесены на карту только река Висла и города Варшава, Краков, Львов и Мацейовицы). При изучении событий первой половины XVIII века это количество обозначений на карте удовлетворяет, но при изучении темы "Разделы Польши" надо, чтобы на карте Польши точно была показана территория, отходившая к Австрии, Пруссии, России, по каждому разделу Польши. Для этого на листе бумаги вычерчивалась Польша конца XVIII века с теми обозначениями, которые были нужны. На уроках по теме "Разделы Польши" были использованы и печатная историческая карта, и самодельная карта. Такие дополнительные карты вычерчивались при изучении тем "Борьба горцев за независимость" и "Средняя Азия в XVIII веке".

При изучении таких исторических событий, как Невская битва, Ледовое побоище, Куликовская битва, Бородинский бой, нужно не только ярко обрисовать эти события, но и показать ход сражений. Имея на уроке только историческую карту, трудно воспроизвести картину сражений. Поэтому и здесь целесообразно прибегать к самодельным планам-схемам сражения (по возможности большого размера).

В "Историческом журнале" N 1 за 1938 год, на стр. 57, дана схема-план битвы, на Куликовом поле. Эту схему в увеличенном виде мы не пользовали на уроке "Начало борьбы с татарами". Схема, наглядно изображающая расположение войск татар и русских перед боем, помогала ярко и убедительно воспроизвести захватывающую картину исторической борьбы русского народа на Куликовом поле.

Подобные схемы-планы заготовлялись нами к рассказам о битве на Неве в

стр. 118

1240 году, о Ледовом побоище 1242 года, о Полтавском бое 1709 года.

При изучении истории СССР в 10-м классе такие художественно оформленные схемы, как, "Оборона Царицына", "Восточный фронт", "Оборона Петрограда", "Разгром Деникина по плану товарища Сталина", "Польский фронт" и другие (взятые из книги тов. Ворошилова "Сталин и Красная Армия". Воениздат), помогли надолго запечатлеть в памяти учащихся героические события гражданской войны.

Часто при подготовке карты к уроку возникает необходимость в изготовлении ряда вспомогательных наглядных пособий, которые дали бы учащимся возможность более конкретно представить себе некоторые историко-географические места. Очень важно, чтобы учащиеся запомнили такие исторические города, как Вавилон, Афины, Рим, Москва, не только как кружочки на карте, а как города с характерным расположением улиц, кварталов и т. п.

Для достижения этого учителю при подготовке карты к уроку надо заранее отчетливо начертить план города, о котором он будет рассказывать на уроке. Планы Вавилона, Афин, Рима можно найти в альбоме по древнему миру Никифорова. К теме "Усиление Московского государства" в 8-м классе мы подготовляли план древней Москвы, к уроку "Новгородская земля XII - XIII веков" - план Новгорода, к теме "Парижская коммуна" в 9-м классе - план Парижа и т. д.

Очень большую роль играют в деле создания у учащихся более яркого, образного представления о тех или иных историко-географических местах художественные картины (например, картины "На пристани Новгорода", "Древняя Москва"), соответствующие отрывки из художественных произведений, высказывания классиков марксизма-ленинизма. Например, к теме "Азовские походы Петра и начало войны со шведами" были подобраны отрывки из поэмы Пушкина "Медный всадник", где в образной форме дано описание местности, на которой был основан Петербург. К теме "Окончание войны со Швецией" зачитывались отрывки из поэмы Пушкина "Полтава", художественно воспроизводящие путь движения войск Карла XII, и т. п.

Методы работы с исторической картой на уроке определяются содержанием урока.

При составлении конспекта урока лучше всего отметить, когда и как в ходе урока надо обращаться к карте, плану, картине, художественным отрывкам и т. п. При этом нужно построить урок так, чтобы историческая карта и дополнительный к ней материал не заслонили основного содержания урока, а лишь оживляли его и делали наглядным.

II. Работа с картой на уроке

Обыкновенно учитель начинает урок с опроса учащихся, выявляя на опрос 10 - 15 минут. Роль исторической карты при проведении этой части урока очень велика.

Начиная урок, следует вызывать ученика для опроса к карте, которая вывешивается в классе до начала урока. Пока ученик, отвечает урок, он находится около карты и обязательно свой рассказ сопровождает показом на карте. Ученики отвечают с места только по отдельным, мелким вопросам.

У некоторых преподавателей я наблюдал другую систему опроса. Учитель приучает учащихся отвечать урок с места и только для показа отдельных историко-географических об'ектов вызывает учащихся к карте. Я считаю, что при такой системе карте отводится недостаточное место.

ЦК ВКП(б) в своем постановлении о преподавании гражданской истории указывает на необходимость "закрепления в памяти учащихся важных исторических явлений, исторических деятелей, хронологических дат". Для выполнения, этой задачи необходимо добиваться обязательного закрепления в памяти учащихся историко-географических названий, мест важнейших событий. А для этого учащиеся должны знать историческую карту, уметь читать ее.

Но при этом надо избегать зубрежки, не превращать изучение исторической карты в самоцель. На уроке одного преподавателя истории я наблюдал систему опроса учащихся, страдающую всеми указанными недостатками. Учитель проводил опрос так. Вначале ученику был задан вопрос о реформах Петра I - ученик рассказал. После этого учитель обратился к нему со следующими словами: "Теперь я проверю, как ты знаешь историческую карту". Посыпались вопросы: "Где находится Нарва?", "Покажи земли, которые отошли к России по Ништадтскому миру", "Где река Прут?" и т. п. Конечно, такие методы изучения исторической карты ведут к бессмысленной зубрежке.

При опросе я требую от учащихся связного рассказа об исторических событиях, знания хронологических дат. По ходу рассказа ученик должен называть историко-географические места и показывать их на карте. Например, задан вопрос "Крестьянская война под руководством Пугачева". Ученик, рассказывая о крестьянском вожде Емельяне Пугачеве, показывает на карте Зимовейскую станицу, где он родился.

стр. 119

Затем, не прерывая рассказа, показывает на карте места на Кавказе и в Польше, где был Пугачев. Перейдя к описанию восстания, ученик показывает Кудоринский хутор, откуда началось пугачевское движение, Яицкий городок, Татищеву крепость, путь движения Пугачева, районы восстания и т. д.

Такая неразрывная связь рассказа с показом по карте приучает учащихся понимать историческую карту и точно и надолго запоминать историко-географические места.

Очень полезно при опросе учащихся задавать вопросы по пройденному материалу, так как, восстановив его в памяти, они лучше поймут новые исторические события. Например, в 8-м классе при повторении темы "Русское, государство при Иване III", когда ученик говорит: "При Иване III русское государство выросло", - показать границы русского государства в конце XV века. Или на вопрос, "Каким оно было раньше, например в XIV веке?" ученик путем сравнения на карте наглядно показывает, как выросло русское государство при Иване III.

При повторении пройденного материала надо добиваться запоминания учащимся только определенных, важнейших историко-географических названий и терминов. Например, повторяем в 7-м классе тему "Крестьянская война 1525 года в Германии". Из всех указанных при прохождении темы названий я добиваюсь закрепления в памяти учащихся названий только трех главных районов восстания: Швабии, Франконии и Тюрингии - и трех городов: Ульма, Мюльгаузена и Франкенгаузена.

При этом учащиеся должны уметь правильно показывать по карте (указкой, а не рукой) реки от истока к устью, медленно и точно обводить указкой границы и т. д. Показывая местность, не говорить "тут", "здесь" и тому подобное, а давать более точные словесные пояснения, например "Владимиро-Суздальское княжество расположено между средним и нижним течением Оки и верхним и средним течением Волги" или "Путь из варяг в греки" шел от Скандинавского полуострова по Балтийскому морю и Финскому заливу..." и т. д.

Следует приучать учащихся использовать карту и для правильного анализа исторического события. Ученик, отвечая урок, рассказывает об основании Петербурга Петром I в 1703 году, показывает город на карте, характеризует местность. Преподаватель задает вопрос: "Почему Петр I воздвиг новую столицу на окраине, среди "тьмы лесов и топи блат", тогда как Москва была удобно расположена в центре его империи?" Такой вопрос вызывал большой интерес у учащихся, заставлял их думать, анализировать, то есть активно работать с картой.

При ответах учащихся преподаватель исправляет неправильные произношения историко-географических названий, терминов.

Таковы приемы использования исторической карты при опросе учащихся.

* * *

После опроса учитель приступает к самой ответственной части урока - к изложению нового материала. Все имеющиеся средства, в том числе и карту, учитель использует, чтобы сделать свой рассказ содержательным, ярким, эмоциональным, запоминающимся.

При изложении нового материала мы во многих случаях начинали непосредственно с карты, для того чтобы создать у учеников прочные ассоциации обозначений на карте с определенными зрительными представлениями, картинами, образами. В 8-м классе при изучении темы "Распад Киевского государства" урок начинается обращением к учащимся: "Посмотрите на эту карту ("Восточная Европа XII века", на которой обозначены русские княжества этого периода). На территории, где раньше, в IX - XI веках, существовало одно Киевское государство, теперь, в XII веке, вместо одного существуют несколько княжеств - вот они показаны на карте. Киевское государство распалось. О том, как, произошел распад Киевского государства, я расскажу вам сегодня".

Рассказ о крестьянской войне под руководством Пугачева можно начать так: "Обратите внимание на карту "Российская империя в XVIII веке". На этой карте большая часть территории Поволжья, Урала, Башкирии покрыта красной штриховой, около городов Оренбурга, Казани, Царицына даны "огоньки" - обозначения сражений. Действительно в конце XVIII века вся эта территория Поволжье, Башкирия и Урал - была охвачена крупнейшим восстанием крестьян, уральских рабочих, башкир под руководством Емельяна Пугачева".

Рассказывая о "Державе Чингис-хана" следует обратить внимание на следующие историко-географические места.

1. Монголия XII - XIII веков. Показ на карте и характеристика Монголии, возникновение державы Чингис-хана.

2. Средняя Азия и Закавказье в начале XIII века. Показ на карте этих мест сопровождается рассказом о завоевательных походах Чингис-хана. Устанавливается причинная связь между историческими событиями, проис-

стр. 120

шедшими в Монголии, и событиями, развернувшимися в Средней Азии и Закавказье.

3. Русские княжества в XIII веке. События, возникшие в Монголии, повлекли за собой захват Средней Азии и Закавказья. Показ на карте феодальной раздробленности русской земли и об'яснение, какую угрозу для русского народа представляла держава Чингис-хана.

4. Река Калка. 1224 год. Показ на карте этого места связан с кульминационным моментом в рассказе - с битвой русских с татарами.

Умелое использование карты во время изложения нового материала активизирует внимание учащихся, заставляет их с интересом следить за ходом рассказа.

Карту можно использовать и для того, чтобы сделать более убедительными выводы и обобщения по изучаемым историческим событиям. Например, на уроке в 8-м классе в рассказе на тему "Борьба украинского народа против Польши" надо сделать четкий вывод об историческом значении присоединения Украины к Московскому государству. Только указав учащимся на географическое положение Украины в XVIII веке, об'яснив внутреннее ее состояние и планы соседних государств, можно убедительно подвести учащихся к выводу, что перед Украиной стояла тогда альтернатива "либо быть поглощенной панской Польшей и султанской Турцией, либо перейти под власть России" (Постановление жюри Правительственной комиссии по конкурсу на лучший учебник для 3 и 4-го классов средней школы по истории СССР).

Или, например, в рассказе о войнах Петра I надо дать понять учащимся, что "ни одна великая нация не находилась в таком удалении от всех морей, в каком пребывала вначале империя Петра Великого" (К. Маркс "Секретная дипломатия XVIII века"). К этому выводу можно учащихся подвести только тогда, когда учитель на карте покажет положение русского государства в конце XVIII века.

Многие высказывания классиков марксизма-ленинизма, в которых дается глубокий анализ исторических событий, становятся попятными учащимся только с помощью карты. В рассказе о Северной войне полезно прочитать учащимся такой отрывок из "Секретной дипломатии XVIII века" К. Маркса: "Петр воздвиг новую столицу на первом, завоеванном им куске Балтийского побережья, почти на расстоянии одного пушечного выстрела от границы, умышленно дав, таким образом, своим владениям эксцентричный центр. Перенести царский трон из Москвы в Петербург значило поместить его в такие условия, в которых он не миг быть обеспечен даже от нападений до тех пор, пока все побережье от Либавы до Торнео но было покорено, что было завершено лишь в 1809 году завоеванием Финляндии. Петербург, эксцентричный центр империи, сразу указывал на периферию, которую еще надо было завоевать".

Это ценнейшее высказывание Маркса надолго запоминалось учащимся после того, как я пояснил его с помощью карты.

Новые историко-географические названия и термины учитель должен ясно и правильно произносить и обязательно выписывать их на доске. Еще лучше, если важнейшие историко-географические названия будут заранее написаны крупным, плакатным шрифтом на особых карточках, которые и вывешиваются при упоминании этих названий.

III. Работа учащихся с картой

Если учитель хорошо организует изучение истории в школе и правильное использование карты на уроках, он сумеет достигнуть того, что интерес учащиеся к работе с картой значительно повысится.

Надо научить учащихся самостоятельно работать с картой, раз'яснить им, что систематическая работа с картой при подготовке домашних заданий по истории поможет им хорошо усвоить историческую науку, намного расширит их общеобразовательный кругозор.

Каждую новую историческую карту следует предварительно характеризовать учащимся. Когда впервые в 8-м классе при изучении истории СССР была вывешена карта "Киевское государство и его соседи в IX - XI веках", то в начале рассказа учитель "представил" эту карту учащимся: об'яснил условные обозначения, рассказал, как ее надо читать.

Домашние задания, которые я давал учащимся, были рассчитаны на то, чтобы приучить их самостоятельно работать с картой. Выполняя домашнее задание по истории, учащиеся обязаны были использовать исторические карты, помещенные в учебнике "Краткий курс истории СССР", а также и географические атласы. Так, по уроку "Рабовладельческие государства в Закавказье" (8-й класс) ученикам было дано такое задание:

1. Ознакомиться с картой Древнейшие народы и государства на территории СССР" (см. "Краткий курс истории СССР", стр. 8).

2. Используя эту карту, подготовить устный рассказ о древнейших государствах Закавказья.

По уроку "Держава Чингис-хана":

стр. 121

1. Подготовить устный рассказ о державе Чингис-хана. Использовать для этого свои записи, учебник "Краткий курс истории СССР" и карту "Русские княжества и Золотая Орда в XIII - XIV веках", имеющуюся в этом учебнике, (стр. 26).

2. Усвоить путь движения татар в 1220 - 1224 годах к реке Калке и путь движения войск хана Батыя в 1236 - 1242 годах.

Практиковал я и такие задания, в которых требовал, чтобы учащиеся вычерчивали отдельные части печатной карты на контурную сетку. Например, учащимся 8-го класса было задано:

1. Пользуясь картой "Древнейшие народы и государства на территории СССР", начертить на контурной сетке территорию государства Урарту.

2. Составить по этой карте небольшой письменный рассказ о государстве Урарту.

По теме "Образование Киевского государства" учащиеся были обязаны на контурной карте начертить схемы великого водного пути - "из варяг в греки" - и по этой схеме рассказать, как ездили купцы-варяги.

На уроке "Война 1812 года" учащиеся узнали, через какие города проходили войска Наполеона при наступлении на Москву (Ковно, Витебск, Смоленск, Москва). В задании я требовал, чтобы учащиеся нашли по карте эти города и на контурной карте начертили путь наступления Наполеона на Россию.

Учащиеся с большим интересом относились к таким заданиям и старательно выполняли их.

Особенно большую пользу приносит, как указано, работа с контурными картами. При изучении истории средних веков в 7-м классе эта работа организуется следующим образом. На первом уроке истории учащиеся знакомятся с Францией XII - XIII веков и получают задание к следующему дню принести контурную карту Европы. К новому уроку я подготовил контурную карту Европы и нанес границы Франции XII века. Перед началом урока была вывешена печатная карта "Западая Европа во время крестовых походов" и к ней приколота контурная карта с обозначенными границами Франции XII века. Начался урок с повторения темы "Франция XII века". Учащихся спрашивают: "Какую территорию занимала Франция в XII веке?"

Устанавливаем, что граница Франции на востоке шла по рекам Роне, Маасу, Шельде. Ученик, вызванный к печатной карте, показывает эту границу. По контурной карте об'ясняем, как надо учащимся наметить эту границу у себя на контурных картах. Учащиеся наносят карандашом восточную границу Франции. Проходя по рядам, проверяем, как они выполнили эту работу, и исправляем ошибки. После того как восточная граница нанесена, устанавливаем, что юго-западная граница Франции в XII веке шла по Пиренейским горам. Учащиеся самостоятельно на контурных картах намечают и эту границу. Когда все границы Франции очерчены, продолжается повторение пройденного материала: ученик рассказывает о феодальной раздробленности Франции XII века, указывает, что Франция этого времени, не была единым государством и состояла из нескольких герцогств, графств. Называем Бретань, Нормандию, Анжу.

После этого учащимся дается задание - вычертить на контурной карте эти феодальные княжества. Приступаем к самой сложной работе: характеризуем каждое феодальное княжество и затем вычерчиваем границы каждого. Весь урок уходит на эту интересную работу. Тема "Франция XII века" повторена, контурная карта подготовлена для дальнейшей работы. Учащиеся поняли, как надо работать с контурной картой. Даю учащимся задание надом: на контурную карту нанести города Париж, Орлеан, Амьен. Учащиеся, пользуясь географическими картами, выполняют эту работу.

На следующем уроке, на тему "Франция начала XIII века", учащиеся услышали о новых историко-географических местах Франции (битва при Бувине, 1214 год; завоевание Филиппом II Лангедока в 1226 году) и нанесли их на контурные карты. При изучении темы "Филипп Красивый" на контурных картах были обозначены Шампань и Фландрия, после изучения Столетней войны - места главнейших битв: Кресси (1346 год), Пуатье (1356 год).

Так, при изучении истории Франции XII - XV веков на контурные карты одно за другим наносились важнейшие историко-географические места, с которыми знакомились учащиеся.

То же происходило и при изучении истории Англии, Испании, Германии, Италии и балканских стран. Работа с контурной картой проводилась учащимися на уроке при повторении или закреплении учебного материала или же в порядке домашнего задания. Контурные карты, по которым работали учащиеся, обязательно должны проверяться.

Все описанные мной виды и формы работ с исторической картой способствовали более основательному изучению истории в школе. Учащиеся благодаря работе с картой приучались работать самостоятельно и с большим интересом усваивали историю.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/История-в-школе-РАБОТА-С-ИСТОРИЧЕСКОЙ-КАРТОЙ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Lidia BasmanovaКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Basmanova

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Д. ЕФИМОВ, История в школе. РАБОТА С ИСТОРИЧЕСКОЙ КАРТОЙ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 25.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/История-в-школе-РАБОТА-С-ИСТОРИЧЕСКОЙ-КАРТОЙ (дата обращения: 19.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Д. ЕФИМОВ:

Д. ЕФИМОВ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Lidia Basmanova
Vladivostok, Россия
4770 просмотров рейтинг
25.08.2015 (3160 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
21 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
Вчера · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
5 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
8 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
История в школе. РАБОТА С ИСТОРИЧЕСКОЙ КАРТОЙ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android