Libmonster ID: RU-8192

(К 175-летию Эрмитажа)

В июне 1940 года Государственный Эрмитаж отметил 175 лет своего существования. Эрмитаж является музеем мирового значения, замечательные собрания которого отражают культуру и искусство всех времен и почти всех нардов. После революции Эрмитаж широко открыл свои двери массовому посетителю, в том числе преподавателям и школьникам.

В Эрмитаже существует специальный школьный отдел, которым по утвержденной города программе для 5 - 8-х классов разработаны учебные, экскурсии, в Эрмитаже ведутся кружки с юными историками, организуются специальные экскурсии для преподавателей истории и начата лекционная работа с детьми.

Для преподавателей 5-х классов особенно важно продумать все пути к тому, чтобы сделать наиболее наглядным и конкретным преподавание истории, так, как перед ними стоит труднейшая задача - помочь детям 11 - 12 лет представить себе условия общественной и политической жизни очень отдаленных времен, жизни, совершенно не похожей на нашу и протекавшей в совсем других условиях.

В курсе 5-го класса необходимо использовать не только выставку древнего Египта, но и выставки Месопотамии, Урарту и Ахеменидского Ирана.

Государственный Эрмитаж и его научные работники многое сделали для популяризации отдела древнего Египта среди педагогов и школьников: вышла двумя изданиями книга научного сотрудника Государственного Эрмитажа проф. М. Э. Матье "Что читали египтяне 4000 лет назад", выпущена серия фотографий "Древний Египет в иллюстрациях" Государственного Эрмитажа (Л. 1939). Учпедгизом выпущена в 1936 году книга проф. Н. Д. Флиттнер "В стране пирамид".

Несомненно, много сведений почерпнут учителя и из "Очерков по истории техники Древнего Востока" (издание Академии наук. 1940), где все статьи написаны сотрудниками Государственного Эрмитажа.

При Эрмитаже в течение последних пяти лет ежегодно проводятся занятия кружкового характера с учащимися 5-х классов из разных школ нашего города. Программа занятий кружка охватывает следующие темы: 1) раскопки в Египте, 2) искусство, 3) литература, 4) наука.

В Эрмитаже мы, к отечно, занимаемся главным образом в залах, показываем учащимся подлинные памятники материальной культуры древнего Египта. Но приходится пользоваться и диапозитивами и фотографиями. Таким образом, учитель любого пункта нашего Союза может по нашему плану вести кружок, пользуясь теми пособиями, которые у него есть. Из новых изданий удобен для этих занятий "Атлас по древней истории Египта, Передней Азии, Индии и Китая, составленный И. Л. Снегиревым под ред. акад. В. В. Струве" (Соцэкгиз. 1937).

Первая лекция знакомит учащихся с раскопками на территории Египта и с развалинами главнейших памятников. Начинаем с архаического погребения в Древнем царстве. Учащимся рассказывают о раскопках городов, храмовом строительстве, последних раскопках в долине царей (могиле Тутанхамона) и погребениях бедняков.

Лекция эта ставит своей задачей показать учащимся значение раскопок для науки и познакомить их с работой археологов. Опыт проведения этой лекции показывает, что положению Фридриха Энгельса о том, что "религии создаются людьми", что религия служит орудием в руках эксплуататорского класса для удержания в повиновении масс, воспринимается детьми не как отвлеченная и сухая формула, а как обязательный вывод из конкретного, увлекательного материала.

На втором замятии мы показываем ряд архитектурных памятников. Останавли-

стр. 84

Витрина с предметами погребального культа средних слоев населения Египта.

Эрмитаж.

ваемся на особенностях египетского рисунка, на монументальности и прочности заупокойных статуй и сопоставляем изображения фараонов и вельмож с изображениями слуг как на каменных рельефах, так и в росписи гробниц. Реализм их поз в сопоставлении и условностью изображений фараона или вельможи показывает, что живописец и скульптор работали иначе там, где их не сковывало мертвящее правило, освященное религиозной традицией.

Материал для занятий по литературе преподаватель найдет в вышеупомянутой книге проф. Матье (стр. 17 - 36). Как пример сказок, следует использовать сказку о взятии города Яффы и сказку о потерпевшем кораблекрушение. Из повестей лучше всего дать "Приключение Синухета". Из поучений предпочтительнее брать поучение Неферреху чем Ипувера, так как над первым шла работа в классе, кроме того папирус Неферреху хранится у нас в Эрмитаже.

Надо обязательно наряду с придворной литературой дать и народную. На мифах долго останавливаться не стоит, так как дети их хорошо знают из классовых занятий.

Тема. "Наука в древнем Египте" труднее всего для преподавателя, так как она освещена лишь в специальной литературе, мало доступной учителям. Государственный Эрмитаж помогает им своим набором диапозитивов и текстом к ним.

План занятий следующий: какие науки были в древнем Египте; тесная их связь с религией: сосредоточение науки в руках жрецов; суеверия и ряд фантастических сведений наряду с подлинными научными достижениями.

Дети в результате этих занятий поняли, что мы многое получили от египтян через посредство ряда других народов.

Тема. "Древнейшие государства в Двуречье" обычно в работе с классом вызывает больше трудностей чем первая тема программы. Происходит это потому, что в этой теме дается ив история одного народа, а ряда народов и государственных образований.

стр. 85
Выставка в Государственном Эрмитаже по Двуречью, открытая весной 1939 хода, к сожалению, мало использована преподавателями истории. Происходит это, вероятно, потому, что преподаватели ее мало знают, мало продумали сами материал и гораздо менее ориентируются в культуре Двуречья, чем в вопросах египетской культуры. Это обменяется отчасти тем, что новейшие открытия археологии в Ираке и Малой Азии освещены в русской литературе не так подробно, как раскопки Картера и Карнарвона в долине, царей. Пробел этот несколько восполняется в настоящее время статьей Н. Д. Флиттнер в "Трудах Отдела истории культуры и искусства Востока" (т. I. Государственный Эрмитаж. Ленинград. 1939) и популярной книжкой того же автора "На берегах Евфрата и Тигра" (Учпедгиз. 1938).

Преподаватели иногда склонны ценить только те экскурсии, которые повторяют материал, пройденный в классе. Расширение материала, подведение учащихся по-новому к проработанным в классе вопросам кажется многим преподавателям излишним в их трудной работе над закреплением знаний учащихся. Они опасаются, что материал такого рода экскурсий не будет воспринят детьми. Практика Государственного Эрмитажа в работе со школьниками и отзывы отдельных преподавателей истории о результатах этой работы опровергают эту точку зрения.

Экскурсия по Двуречью является не в меньшей степени чем экскурсия по Египту повторением пройденного. Но дает она не тот материал, который использован в классной работе.

В школьном отделе Эрмитажа есть прекрасная карта, каких, к сожалению, нет в школах. Горы и пустыни на карте легко различимы. По ней легко показать не только все страны Древнего Востока, но и возникновение древнейших государств в речных долинах. Эти вопросы детям знакомы по классной работе, но обобщающий урок по Двуречью за недостатком времени редко имеет место в практике школ. На экскурсии дается такое обобщение.

Рассказ о раскопках в Двуречье и о находке бронзовых вещей при отсутствии металла в долине Тигра и Евфрата поможет детям уяснить конкретно факт связей с Египтом, с Критом, Грецией, Малой Азией, Средней Азией, Эламом и Индией. Не будет ли это могучем стимулом разрушения в умах детей антиисторического представления о том, что "был Египет, потом были государства Двуречья, потом Индия, Китай, Персия и после всего этого Греция". Всякий человек, общающийся с детьми, знает ту легкость, с какой дети воспринимают последовательность изложения материала, как последовательность во времени. Материал раскопок закрепляет у учащихся представление о параллельном сосуществовании великих культур.

Экскурсия по Двуречью поможет детям понять, что в VI веке до нашей эры Ахемениды не создали Сузу, а использовали старый культурный центр и Суза стала одной из столиц по чисто политическим соображениям. Ее, как и Вавилон, нельзя было свести к ряду обычных городов. Эламский язык занял место наряду с вавилонским, рядом с древнеперсидским в знаменитых трехъязычных надписях иранских царей.

Сосуды для пищи и питья, найденные в гробницах, вызывают у ребят ассоциацию с погребениями архаического Египта, а рисунки на сосудах говорят детям о том, что и занятия людей были одни и те же в долине Нила, в долине Тигра и Евфрата и в долине реки, орошающей Элам.

На одной экскурсии ученик, прочтя над витриной этикетку "Культура Элама 4000 - 3200 гг. до н. э.", заинтересовался этой датой, совпадающей с датой объединения Египта. Большое достижение, что ученику дата стала интересной: ведь, в лучшем случае, ученики этого возраста терпят хронологию как нечто неизбежное.

Следующие витрины - "Культура Древнейшего Ирана и Элама 3200 - 2500 годы до н. э." и "Культура Шумера и Аккада 2900 - 2500 годы до н. э." - помогают преподавателю довести до сознания детей то, что подчеркнуто в объяснительной записке к программе 5 - 6-х классов и взято из "Краткого курса истории ВКП(б)" (глава IV, стр. 119): "Вместо каменных орудий теперь люди имели в своем распоряжении металлические орудия, вместо нищенского и примитивного охотничьего хозяйства, не знавшего ни скотоводства, ни земледелия, появились скотоводство, земледелие, ремесла, разделение труда между этими отраслями производства, появилась возможность обмена продуктов между отдельными лицами и обществами, возможность накопления богатства в руках немногих, действительное накопление средств производства в руках меньшинства, возможность подчинения большинства меньшинством и превращения их в рабов. Здесь нет уже общего и свободного труда всех членов общества в процессе производства, - здесь господствует принудительный труд рабов, эксплуатируемых нетрудящимися рабовладельцами. Нет поэтому и общей собственности на средства производства, равно как на продукты производства. Ее заменяет частная собственность".

Конечно, никаких цитат детям нельзя приводить, но надо показать бронзовую мотыгу, рассказать о тех тканях, в которые

стр. 86
она была завернута, которые предохранили ее от действия влажной почвы и сохранились благодаря тому, что окись металла пропитала ткани.

Гончарные изделия, мотыга и ткани дают представление о ремесле в тот период, а печати-цилиндры, употреблявшиеся вместо замков, неоспоримо свидетельствуют о наличии частной собственности, а значит, и об имущественном неравенстве людей. Богатство заключалось тогда в зерне, вине, серебре, рабах и скоте. Купец в Двуречье назывался "пожиратель платы или серебра".

Детей очень интересуют таблетки, они стремятся узнать, что уже расшифровано, а что еще до сих пор не прочтено. Большое впечатление производит рассказ об архиве храма Боу и о богатствах храма. В месяц бог получал 370 хлебов, 600 мер пшеницы, 600 мер ячменя, 280 сосудов с крупой, 600 литров, масла. 145 рыб, 125 овец, 15 ягнят, 20 газелей и много фиников и кружек нива.

Указав на это, можно перейти к политической истории Двуречья. Фотографии со стелы Эаннатума и Нарамсина, висящие в музее, помогут нам это сделать.

Нам кажется, что нет необходимости подробно освещать в этой статье весь ход экскурсии, тем более что дальше идет хорошо знакомый материал - вавилонское царство Хаммурапи и Ассирия, представленная каменными рельефами из раскопанных царских дворцов. Кончается экскурсия материалом нововавилонского царства и витриной, озаглавленной "Культура письма в Двуречье". На последней стоит остановиться. Писали в Двуречье, вопреки общераспространенному представлению, не только на глине, но и на коже и на свинце. Кожа во влажном климате Двуречья не могла сохраниться, но свинец дошел до нас.

В витрине, наряду с клинописными таблетками, выставлен шестигранник (словарь) с переводом суммерийских слов на вавилонский язык, геометрический чертеж и план обмера пола. Этот материал помогает дать учащимся представление о развитии письма от рисунка к клинописному знаку, о сокращении знаков от 2000 до 200, о порядке написания знаков. Рассказ можно закончить показом фотографии, изображающей школу в Мари, открытую недавними раскопками.

В кружке были проведены следующие занятия: 1) раскопки в Двуречье, 2) культура Двуречья, 3) наука, 4) литература (главным образом поэма о Гильгамеше, из которой были прочтены и прокомментированы довольно большие отрывки). Последнее занятие было посвящено Ассирии. Если отдали Египта и Двуречья богаты вещами и перед экскурсоводом стоит вопрос об отборе материала для учащихся, то выставки Урарту и Ахеменидского Ирана содержат небольшое количество вещей, и притом вещей, не позволяющих дать полной капталы культуры этих стран.

Поэтому школьная комиссия Государственного Эрмитажа пошла по пути развертывания специальных школьных выставок. Показ подлинного материала являлся лишь заключительным моментом в работе, проводимой с детьми в школьном кабинете. Сейчас школьный отдел влетал на путь организации лекций, иллюстрируемых диапозитивами, и последующего посещения учащимися выставок музея. В помощь экскурсантам дается вопросник.

Лекции себя оправдали и встретили большое сочувствие педагогов. Некоторые школы и дома пионеров организовали такие лекции и у себя. Их проводили научные сотрудники Эрмитажа и экскурсоводы школьного отдела.

Преподаватели истории 5-х классов обычно не включают лекцию-экскурсию по Урарту в свой план работы на том основании, что история этого государства проходилась в 3-м классе и будет проходиться в 8-м классе. Нам кажется такая постановка вопроса неверной, так как Урарту - древнейшее государство на территории нашего Союза, история которого складывалась в тесном взаимодействии с другими странами Древнего Востока. В программе 5-х классов Урарту стоит как последняя подтема общей темы ассирийских завоеваний. В методическом пособии по истории (вып. 1-й. "Древняя история". Учпедгиз. 1939) под общей редакцией А. В. Мишулина дан план урока. Вряд ли на насыщенном матерчатом уроке преподаватель сможет изложить в его конце материал, который приводится в методическом пособии (стр. 39 и 40).

Ввиду всего вышеизложенного лекция-экскурсия по Урарту особенно нужна ученикам 5-х классов. Мы предлагаем на уроке совсем не касаться Урарту. Преподава-

Эламские сосуды. IV тысячелетие до нашей эры. Эрмитаж.

стр. 87

Письмо подданного к царю.

Шумерская таблетка. 2500 год до нашей эры.

тель лишь в конце урока предупреждает класс, что учащиеся пойдут на лекцию, которая будет посвящена но менее воинственному государству, чем Ассирия, некогда находившемуся на нашей территории, - государству Урарту. После лекции они смогут побывать на выставке в Эрмитаже, где они увидят вещи, полученные путем раскопок в Закавказье. Дети должны быть предупреждены, что преподаватель включит в своп опрос и те сведения, которые им будут сообщены на лекции. Несомненно, лекция должна помочь закрепить в сознании учащихся взаимоотношения Ассирии и Урарту.

Лучше всего начать с показа рельефов на бронзовых обшивках Балаватских ворот, найденных близ Ниневии. Этот памятник - яркая иллюстрация к победоносным текстам австрийского царя Салманассара III (860 - 825 гг. до нашей эры). Читать тексты учащимся на лекции трудно, но рассказать их содержание и прочитать один или два понятных детям отрывка следует. Например "раздавил я его страну, поселения превратил в развалины и сжег огнем. Кучи из голов устроил я напротив городских ворот. Одних (из людей) живыми свалил я в кучи, а других вокруг куч посадил на кол"1 .

В IX веке Ассирия становится сильнее Урарту и одерживает победы над ним. Карта должна четко показать, что Урарту было расположено в районе нынешней Армянской ССР и прилегающей к нашей границе территории Турции. Показываем озеро Ван и Севан. Рассказ о природе страны иллюстрируется рядом диапозитивов и очень красочным текстом Саргона Ассирийского, приводимым акад. Струве в "Хрестоматии по древней истории" (т. I, стр. 75) и Б. Б. Ниегровским в его книге "Урарту, древнейшее государство Закавказья" (стр. 26).

Сведения об Урарту дополняются материалом раскопок на территории нашего Союза. Учащиеся показывают могильную насыпь, раскрытую могилу и древнейшее погребение. Инвентарь могил свидетельствует, что скотоводство и земледелие являлось основными занятиями жителей.

Материал Урарту, более чем какой-либо другой, позволяет сопоставлять памятники материальной культуры и памятники письменные.

Напоминая о Келагранской надписи в районе озера Севан, мы рассказываем о захвате урартским царем 23 царей в Закавказье и вслед за этим показываем богатое погребение с захоронением военнопленных и рабов.

Учащиеся сами могут сделать вывод, чти царя-это племенные вожди. О них достаточно говорилось и в классе и на предшествующих экскурсиях.

Главная цель нашей лекции - показать культуру страны и, конечно, не только опираясь на могильный материал. Показывается Ванская скала со всем богатством ее памятников (надписи, помещения в скалах, развалины стен). Лектор рассказывает о столице Тушпе и показывает канал, подававший ей воду. Длина канала (70 километров) и его кладка дают представление о всей сложности и грандиозности оросительных работ в Урарту. Затем лектор рассказывает о каналах, следы которых сохранились в окрестностях Еревана, и о развалинах урартских крепостей на территории Турции и на территории СССР. Бронзовые вещи нашего музея свидетельствуют о высоком развитии металлургии в Урарту, которое перешло к обработке железа раньше других стран Востока. На ряде экспонатов из раскопок Армении и Грузии подчеркивается близость их культур.

Изображение Мусасирского храма, щитов с именем царя Урарту и бронзовая фигурка урартского божества позволяют коснуться и вопросов религии.

Лекция заканчивается рассказом о последних раскопках в Кармир-Блуре (Красный холм, Ереван) и показам раскопок дворца правителя этих земель.

Если лекция по Урарту может быть отнесена к типу дополнительных занятий, расширяющих материал, над которым работают в классе, то лекция по Ирану носит характер повторения школьного материала.

К сожалению, круг преподавателей, пользующихся помощью этой лекции,

1 См. Б. Б. Пиотровский "Урарту, древнейшее государство Закавказья". Государственный Эрмитаж, стр. 12, 1939.

стр. 88
очень невелик, Главная причина этого - недостаточная осведомленность преподавателей об Иране и его культуре.

Лекция об Ираке проводится перед уроками, посвященными греко-персидским войнам, в целях восстановления в памяти учащихся двух уроков по древней Персии.

Карта помогает учащимся вспомнить, где находится Иранское плоскогорье, а изображение высочайшей вершины хребта Эльбурса - вулкана Демавенда, - каменистой пустыни на горизонте, преграждаемой высоким скалистым горным хребтом, и густых лесных зарослей долин (к югу от Амуля) дает яркое представление о природе страны, изобилующей такими контрастами. Лектор заставляет вспомнить учащиеся о том, как условия природы влияли на занятия жителей (земледелие и скотоводство), и о набегах кочевников на оседлые племена. Учащиеся известны из всех многочисленных племен, населявших Иранское плоскогорье, только мидяне и персы. Показываем на снимке с каменного рельефа из Персеполя тех и других; высокие головные уборы мидян, сделанные, по сообщению древних авторов, из металла, мягкие шапки персов, широкие восточные одежды, обувь из кожи - все это помогает конкретно представить себе эти народы древности.

Тут же приходится объяснить, почему страну правильнее называть Ираном. Конечно, делается это в доступной детскому пониманию форме. Мидяне, персы и все другие племена, населявшие Иранское плоскогорье, говорили на родственных, иранских языках. До Кира мидяне господствовали над всеми племенами. Кир, перс родом, покорив все пленена и мидян в их числе, выдвинул свое племя как господствующее над другими, но рядом с персами оставил почетное место и мидянам. Только мидяне и персы имели право служить в царской гвардии. Первоначально племя персов жило на юге Иранского плоскогорья; там же Ахемениды и построили свою резиденцию - Персеполь, то есть, город персов. Так называли ее греки. На воротах, ведущих в Пересполь, была, по свидетельству древних, надпись: "Твердыня Фарса"; Фарса (Парса) - название территории племени персов. Греки по имени господствующего племени назвали так, всю страшу. В 1934 году шах персидский специальным указом восстановил для своего государства исторически правильное название - Иран.

По карте учащиеся вспоминают, какие земли были завоеваны Киром. Показываем завоевания Камбиза и устанавливаем, что нынешние Туркменская ССР, Таджикская ССР, Узбекская ССР и часть Каракалпакской автономной республики составляли те территории на которые простиралась власть Ахеменидов.

Серебряная доска с надписью на трех языках (древнеперсидском, вавилонском и эламском; перевод дан в хрестоматии В. В. Струве. Т. I, стр. 97) является письменным документом, помогающим установить границы древнего Ирана, и следовательно, и создать историческую карту. Приводим интересный для детей рассказ, как наблюдательный молодой археолог открыл в углах дворца Дария в Персеполе два каменных ящика, в которых помещались одна над другой серебряная и золотая пластинки с вышеприведенной надписью.

Но не только письменные памятники говорят об обширных владениях Ахеменидов. В Ахеменидском зале Государственного Эрмитажа есть небольшая печать-цилиндр из халцедона. На ней изображен царь, убивающий правителя Египта. Последнего легко узнать по головному убору. Известны и изображения сирийцев, эламитян, армян, скифов и других народов, приносящих дань царю. Эти памятники материальной культуры помогают нам ясно представить себе далекое прошлое.

Ассирийское божество.

Рельеф из дворца Ашшурнасирапала II.

IX век до нашей эры. Эрмитаж.

стр. 89

Урартская бронзовая статуэтка крылатого быка.

VII век до нашей эры. Эрмитаж.

Особенно ценно, когда находят не отдельную вещь, а целый комплекс вещей. С этой точки зрения в высшей степени интересны раскопки Персеполя. Показываем общий вид местности в наши дни. Суровый горный ландшафт, почти чернью скалы. Нет ни одного кустика, ни одного дерева. На высокой террасе стоят развалины дворцов: каменные колонны, арки дверей. Стены исчезли: их вкладывали из кирпича, а этот материал непрочен.

Обрисовывая трудности работы археологов, лектор рассказывает несколько интересных детям эпизодов: о леопарде, подбиравшемся ночью к палатке, где спали археологи; о змее в 1 метр 75 сантиметров длины, которая выползла из-под кучи щебня во время обследования подземного хода под дворцом.

Изучение каждого обломка - тяжелый, но в высшей степени интересный труд. Работа археологов позволила придти к выводу, что завоеватели-персы заимствовали от народов, ими покоренных, лучшее, что последними было создано в области культуры и искусства. В хрестоматии В. В. Струве приводится очень интересная надпись из Суз; текст ее труден для учащихся 5-х классов, но использовать ее содержание для красочного рассказа необходимо.

Изображения на стенах дворца интересны не только для искусствоведов: немало ценных сведений из них почерпнет и историк. О чем говорят эти бесконечные ряды воинов, мидян и персов, как бы шагающих вдоль стен? О чем говорит рельеф царя, стоящего в спокойной и величественной лозе перед страшным чудовищем с головой льва, когтями орла и хвостом скорпиона? Они прославляют мощь и силу царя. На рельефе изображен слуга, который закрыл себе рот, так как он не смеет дышать одним воздухом с царем, его дыхание может осквернить царя. "Цари царей" всячески старались отделить себя от своих подданных, подчеркнуть, что они выше всех людей, что они любимцы самого бога Ахурамазды.

Богатство и роскошь двора красочно иллюстрируют экспонаты, выставки: серебряные и золотые ритоны (род рогов для питья) чудесной работы, гривны и другие предметы. Рассказ о погребении Кира и показ могил Ахеменидов только дополнят эту тему.

Вопросник, которым дети пользуются при самостоятельном посещении музея, составлен и для Ахеменидского Ирана и для Урарту по одинаковому принципу: обратить внимание на вещь, на то, как она сделана, и привлечь к объяснению вещи тот запас сведений, которые учащиеся получили да лекции и на уроках. Для облегчения этой работы мы часть вещей показали на лекции в диапозитивах, и учащиеся их отыскивают потом в музее.

Думается, что культурный уровень наших учащихся будет много выше и запас их сведений по древней истории больше и точнее, если преподаватель истории раскроет перед своими учениками богатства такого музея, как Государственный Эрмитаж.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/История-в-школе-РАБОТА-С-УЧАЩИМИСЯ-5-х-КЛАССОВ-В-ГОСУДАРСТВЕННОМ-ЭРМИТАЖЕ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Анастасия КольцоКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Kolco

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

К. ПОЛЗИКОВА-РУБЕЦ, История в школе. РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ 5-х КЛАССОВ В ГОСУДАРСТВЕННОМ ЭРМИТАЖЕ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 30.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/История-в-школе-РАБОТА-С-УЧАЩИМИСЯ-5-х-КЛАССОВ-В-ГОСУДАРСТВЕННОМ-ЭРМИТАЖЕ (дата обращения: 19.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - К. ПОЛЗИКОВА-РУБЕЦ:

К. ПОЛЗИКОВА-РУБЕЦ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Анастасия Кольцо
Saint-Petersburg, Россия
921 просмотров рейтинг
30.08.2015 (3156 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
22 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
Вчера · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
5 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
8 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
История в школе. РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ 5-х КЛАССОВ В ГОСУДАРСТВЕННОМ ЭРМИТАЖЕ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android