Libmonster ID: RU-7986
Автор(ы) публикации: Д. ЕФИМОВ

Произведения Ленина и Сталина, "Краткий курс истории ВКП(б)", одобренный ЦК ВКП(б), и "Краткий курс истории СССР" под редакцией проф. А. В. Шестакова являются основными пособиями при прохождении курса истории СССР в 10-м классе. В качестве дополнительных пособий преподаватели используют лучшие произведения нашей советской художественной литературы. Изложенные в живой и занимательной форме, исторические события более прочно запоминаются учащимися, лучше усваиваются ими. Эмоциональное воздействие художественной литературы на учащихся используется в целях их коммунистического воспитания.

На первом уроке после ознакомления учащихся с программой по истории СССР и с главнейшими пособиями для изучения истории была проведена беседа о значении художественных произведений, правдиво отображающих исторические события, я рекомендованы лучшие художественные произведения для внеклассного чтения.

При изучении первой темы программы 10-го класса - "Русско-японская война", - согласно плану, был отведен особый урок для разбора в классе статьи В. И. Ленина "Падение Порт-Артура". Отдельные высказывания Ленина иллюстрировались художественными отрывками из повести Новикова-Прибоя "Цусима". Так, бездарность царских генералов и адмиралов была продемонстрирована художественной характеристикой, данной Новиковым-Прибоем вицеадмиралу Бирилеву, "прославившемуся главным образом собиранием иностранных орденов" и "блестевшему не столько умом, сколько своими звездами" ("Цусима". Ч. 1-я, стр. 40 - 45. Госиздат. 1934). Об адмирале Рожественском Новиков-Прибой писал как о человеке "болезненно самолюбивом, невероятно самонадеянном, вспыльчивом, не знавшем удержа в своем произволе, наводившем страх не только на матросов, но и на офицеров" (там же, стр. 70 - 71). Чтобы показать, что наибольшей бездарностью и ничтожеством был "сам" царь Николай Кровавый, учитель привел описание свидания Николая II с Вильгельмом II в 1902 году (там же, стр. 54 - 59).

Отрывками из этого же произведения (царский смотр броненосца "Орел", стр. 53 - 54) было проиллюстрировано и положение Ленина о том, что "офицерство оказалось необразованным, неразвитым, неподготовленным, лишенным тесной связи с солдатами и не пользующимся их доверием" (Ленин. Т. VII, стр. 47).

В той же статье, "Падение Порт-Артура", В. И. Ленин указывает на техническую отсталость царской России, на "неумение обращаться с современными судами", на "отсутствие людей, способных со знанием дела пользоваться новейшими усовершенствованиями военной техники" (т. VII, стр. 48). Военную и техническую неграмотность царской России мы показали, использовав описание Новиковым-Прибоем учебной стрельбы и маневров эскадры.

Вот характерный отрывок: "Во всех четырех случаях мы спускали с "Орла" один и тот же щит. По нем палили со всей эскадры, пуская в ход крупную, среднюю и мелкую артиллерию. Не оставались без действия и пулеметы. Стреляли и с большого расстояния и с малого, приближаясь иногда до цели на шесть кабельтовых. Однако щит оставался невредимым, и, когда в последний раз вытащили его на палубу, на нем не оказалось даже ни одной царапины" ("Цусима". Часть 1-я, стр. 222 - 223).

Говоря о царской армии, об ее технической неподготовленности, об ее бездарных, ничтожных полководцах, генералах и офицерах, учитель одновременно указывал на угнетенное положение матросов, которые в ужасных условиях, предаваемые своими адмиралами, мужественно боролись против японцев.

Учитель противопоставляет царской армии наши славные, доблестные Красную Армию и Флот, рассказывает об их технической оснащенности, об их героических бойцах, о любви, которой их окружает советский народ, о полном единстве и сплоченности бойцов и командиров Красной Армии и Флота.

стр. 91

В основу изучения цусимского сражения" была положена статья В. И. Ленина "Разгром" (т. VII, стр. 335 - 338).

Для того чтобы ученики получили образное представление о картине этого двухдневного сражения, преподаватель использовал яркое описание цусимского боя, данное Новиковым-Прибоем ("Цусима". Ч. 2-я).

Вторая тема программного материала- "9 (22) января - начало революции" - была разбита на два урока. 11а первом уроке преподаватель прочитал рассказ А. М. Горького "9 января". Для иллюстрации рассказа классу были показаны картины, изображающие отдельные моменты "кровавого воскресенья".

На втором уроке изучалась статья Левина "Начало революции в России" (т. VII, стр. 79 - 81).

Предварительно учитель рассказал, что вождь революции, находившийся тогда в эмиграции, но неразрывно связанный с революционным движением в России, написал эту статью тотчас по получении известий о "кровавом воскресенье". С гениальной прозорливостью Ленин оценил события 9 января как начало революции в России.

Чтобы оживить преподавание истории, одновременно с использованием на уроках истории художественной литературы привлекались в качестве иллюстраций лучшие кинофильмы. Проводя уроки "Массовое революционное движение" и "Октябрьская всеобщая политическая стачка", мы использовали не только повесть В. Катаева "Белеет парус одинокий", но и одноименный фильм, а также фильм "Броненосец Потемкин".

Яркие, волнующие места кинокартины "Броненосец Потемкин" помогают учащимся представить себе картину восстания.

При рассказе о сдаче революционного броненосца румынским властям был зачитан в классе художественный отрывок из повести В. Катаева "Белеет парус одинокий", в котором описывается, как "Потемкин" был отведен из Констанцы в Севастополь:

"И вот на рассвете горизонт снова покрылся дымом. Это шла назад из Констанцы в Севастополь черноморская эскадра, таща на буксире, как на аркане, схваченного мятежника. Пустой, без команды, с машинами, залитыми водой, со спущенным флагом восстания, тяжело ныряя в острой зыби, "Потемкин" медленно двигался, окруженный тесным конвоем дыма. Он долго шел мимо высоких обрывов Бессарабии, откуда молча смотрели ему вслед рабочие из экономии, солдаты пограничной стражи, рыбаки, батрачки... Смотрели до тех пор, пока вся эскадра не скрылась с глаз" ("Белеет парус одинокий", стр. 12. Детиздат ЦК ВЛКСМ. 1937).

В заключение учитель приводит оценку значения этого восстания, данную в "Кратком курсе истории ВКП(б)":

"Восстание это сделало для рабочих, крестьянских и особенно самих солдатских и матросских масс более понятной и близкой мысль о присоединении армии и флота к рабочему классу, к народу" (стр. 58 - 59).

Особенно ценный художественный материал для изучения Великой Октябрьской социалистической революции и гражданской войны дает повесть А. Толстого "Хлеб". Широкий охват исторических событий, глубокая жизненная правда характеризуют это произведение.

В этой замечательной книге талантливый писатель воспроизвел героические события 1918 года, III всероссийский с'езд советов, борьбу В. И. Ленина в И. В. Сталина против троцкистско-бухаринских поджигателей войны, строительство Красной Армии, борьбу с кулачеством за хлеб, борьбу отрядов тов. Ворошилова с немецкими интервентами на Украине, славный ворошиловский поход от Харькова до Царицына, героическую оборону Царицына под руководством товарища Сталина.

В центре всех этих героических событий А. Толстой показал великих гениев человечества, вождей революции В. И. Ленина и И. В. Сталина. Мы привлекали художественные отрывки из повести "Хлеб" при изучении следующих тем программного материала: "Организация советского государства", "Триумфальное шествие советской власти", "Брестлитовский мир", "Ленинский план социалистического строительства", "Международный империализм и Советская Россия в 1918 году", "Республика советов в кольце интервенции и контрреволюции", "Советская страна - военный лагерь".

Чтобы воспроизвести образы великих вождей революции В. И. Ленина и П. В. Сталина, показать их руководящую роль и гениальную прозорливость, мы зачитывали учащимся следующие яркие художественные места из повести "Хлеб":

1) беседа Ленина и Сталина в Смольном о брестлитовском мире (глава I, стр. 16 - 181 );

2) Ленин и Сталин на заседании ЦК после предательства Иуды-Троцкого в Брест-Литовске (глава 11, стр. 28 - 29);

3) организация борьбы против немецких оккупантов под Нарвой и Псковом и руководство Ленина и Сталина этим отпо-


1 Страницы указаны по изданию "Молодой гвардии". М. 1938.

стр. 92

ром германским захватчикам (глава II, стр. 36 - 37);

4) беседа В. И. Ленина с делегатами от петроградских заводов об организации' похода против голода (глава V, стр. 79 - 85);

5) беседа Ленина и Сталина перед от'ездом товарища Сталина в Царицын (глава IX, стр. 174 - 175);

6) приезд товарища Сталина в Царицын (глава X, стр. 190 - 197);

7) работа товарища Сталина по организации обороны Царицына (глава XII, стр. 235 - 241);

8) товарищ Сталин в боях под Царицыном (глава XII, стр. 267 - 268).

В повести "Хлеб" А. Толстой разоблачает подлых врагов революции, вскрывая их контрреволюционные преступления. А. Толстой дает врагам бичующие, меткие характеристики, которые преподаватель зачитывал учащимся, чтобы воспитать в них чувство ненависти к врагам революции.

Интересно прошел урок на тему "III Всероссийский с'езд советов" (общая тема - "Триумфальное шествие советской власти"). Обрисовывая историческую обстановку, сложившуюся к моменту открытия с'езда (10 января 1918 года), учитель указал, что с'езд был открыт в Таврическом дворце, и привел картину с'езда из "Хлеба": "Клубы дыма от двух жарких костров застилали колонны Таврического дворца. Топая валенками, похлопывая варежками, похаживала у входа вооружения стража. Тускло горел свет. В вестибюлях- ледяная мгла. В большом зале заседал Третий Всероссийский с'езд Советов. На скамьях, раскинутых амфитеатром, было тесно, шумно - солдатские шинели фронтовиков, полушубки, ушастые шапки и ватные куртки рабочих...

Кулаками подпирались, бороды, небритые щеки. Блестели ввалившиеся глаза. Слова оратора вызывали движение страстей на землистых лицах. Навстречу иной Фразе обрушивалось хлопанье тяжелых ладоней или поднимался угрюмый ропот, прорезаемый резким свистом, и долго приходилось звякать колокольчику председателя..." (глава I, стр. 10).

Освещая руководящую роль В. И. Ленина и И. В. Сталина на с'езде, учитель рассказал о том, с каким восторгом слушали делегаты с'езда доклады своих вождей и с каким одобрением принимали намеченные с'ездом исторические решения.

В качестве иллюстрации к теме "Брестлитовский мир" привлекался отрывок из беседы Ленина и Сталина по вопросу о необходимости заключения мира для упрочения революции и советской власти (глава I, стр. 17 - 18).

Чтобы учащиеся имели ясное представление о подлой, предательской работе Троцкого и его сподручного Бухарина, возглавлявшего группу так называемых "левых коммунистов", провоцировавших войну с Германией, учитель в своем рассказе передал яркие места из "Хлеба", в которых описаны контрреволюционные выступления троцкистско-бухаринских бандитов (глава I, стр. 12 - 13).

Рассказывая о борьбе Ленина и Сталина против троцкистско-бухаринских провокаторов войны, учитель зачитал следующий отрывок из повести "Хлеб", ярко рисующий выступление товарища И. В. Сталина на заседании ЦК:

"- Вопрос, товарищи, стоит так: либо поражение нашей революции и связывание революции в Европе, либо же мы получаем передышку и укрепляемся... Этим не задерживается революция на Западе... Либо передышка, либо гибель революции... Другого выхода нет...

Вождь "левых коммунистов" (тот, кого едва не побили на Путиловском заводе), - в расстегнутой шубейке, в финской шапке с отвисшими ушами, - сидя на подоконнике, крикнул насмешливо - напористо:

- Да немцы же не будут наступать, - это всякому ясно!..

Немецкие приготовления - демонстрация и только... На кой же чорт им наступать, когда мы демобилизуем фронт...

Сталин, вынув изо рта трубку, медленно повернул к нему голову и - холодно:

- Военный механизм сделан для войны, а не для демонстрации. Немцы приготовили наступление и будут наступать потому, что мы им не предложили мира. Если не предлагают мира, то всякий здравомыслящий человек понимает, что предлагают войну..." (глава II, стр. 26 - 27).

Учитель использовал также на уроке описание предательства Троцкого в Бресте (глава II, стр. 25 - 26).

Рассказывая учащимся о вторжении германского империализма в Советскую страну, учитель цитировал выдержки из II главы повести Толстого "Хлеб" (стр. 29 - 30).

Вслед за тем было зачитано также те место, где описывается организованный Лениным и Сталиным героический отпор германскому империализму (глава II, стр. 35 - 37).

Рассказывая о постановлении ЦК от 23 февраля о согласии подписать мир с Германией, преподаватель ознакомил учащихся с художественным описанием этого исторического заседания ЦК ВКП(б) (глава II, стр. 30).

На втором уроке рассказ о Чрезвычайном IV всероссийском с'езде иллюстрировался отрывком, описывающим переезд советско-

стр. 93

го правительства из Петрограда в Москву (глава III, стр. 42 - 46).

Ввиду ограниченности времени художественные отрывки не всегда зачитывались полностью. Если представлявший интерес отрывок был слишком велик для зачитывания, то преподаватель сокращенно пересказывал его содержание, зачитывая только наиболее яркие его места. Иногда художественный материал произведения учитель использовал для устного рассказа.

При изучении темы "Ленинский план социалистического строительства (весна 1918 года)" мы снова привлекли ряд художественных отрывков из той же повести "Хлеб", а именно:

1) беседа В. И. Ленина с делегатами от петроградских заводов о борьбе с голодом (глава V, стр. 79 - 85);

2) борьба за хлеб; комбеды; поход пролетариев в деревню (глава VI, стр. 88 - 92);

3) начало социалистического строительства; доклад Ленина "Очередные задачи советской власти"; I с'езд советов народного хозяйства (глава IX, стр. 171 - 174).

При изучении темы "Международный империализм и Советская Россия в 1918 году" были привлечены следующие отрывки:

1) предательский сговор украинской Центральной Рады с германскими империалистами (глава II, стр. 24);

2) планы германского империализма по отношению к Стране советов (глава II, стр. 37 - 40);

3) героическая борьба отрядов тов. Ворошилова с немецкими оккупантами на Украине (глава III, стр. 55-73);

4) славный поход отрядов тов. Ворошилова от Харькова к Царицыну (глава VI, стр. 92 - 102; глава VII, стр. 118 - 121. 125 - 128; глава VIII, стр. 136 - 137, 143 - 144, 163 - 164; глава XI, стр. 206 - 215, 231 - 234).

К теме "Республика советов в кольце интервенции и контрреволюции" мы также использовали художественный отрывок из главы IX (стр. 169 - 171).

При проведении урока "Оборона Царицына" учитель положил в основу своего рассказа работу тов. К. Е. Ворошилова "Сталин и Красная Армия", раздел "Царицын" (Воениздат. 1937. 2-е изд.). В качестве художественно-иллюстративного материала были привлечены опять-таки художественные отрывки из повести "Хлеб":

1) назначение товарища Сталина руководителем продовольственного дела на юге России (глава IX, стр. 174 - 175);

2) Царицын и его значение (глава X, стр. 176 - 178);

3) обстановка в Царицыне до приезда туда товарища Сталина (глава X, стр. 178 - 190);

4) приезд товарища Сталина в Царицын (глава X, стр. 190 - 197);

5) героическая оборона Царицына под руководством товарищей Сталина в Ворошилова (глава XII, стр. 235 - 241, 246 - 249, 252 - 257, 263 - 269).

Ценным пособием для преподавателя истории является замечательное произведение Н. Островского "Как закалялась сталь". Это произведение по праву считается любимейшей книгой нашей советской молодежи. Весь исторический материал, который так правдиво и с большим чувством освещает Н. Островский в своей книге, преподаватель истории должен использовать на уроках. Яркие образы этой книги будут способствовать более прочному усвоению истории и коммунистическому воспитанию нашей молодежи.

Из этой книги мы привлекали художественные отрывки при изучении следующих тем программного материала.

К теме "Крах немецкой оккупации":

1) появление немецких оккупантов на Украине и их насилия (глава II, стр. 33 - 35; Собр. соч. Н. Островского. Т. I. Издательство "Советский писатель". 1938);

2) грабежи немецких оккупантов на Украине и героическая борьба рабочих с интервентами (глава III, стр. 44 - 45);

3) грабежи, насилия и еврейские погромы, учиненные на Украине петлюровскими бандами (глава IV, стр. 65 - 80);

4) изгнание немецких оккупантов и петлюровских банд с Украины (глава VII, стр. 126 - 133).

К теме "Третий поход Антанты":

1) наступление белополяков на Киев (глава VIII, стр. 151 - 153);

2) зверства польских интервентов на Украине (глава VIII, стр. 163 - 169);

3) прорыв 1-й Конной армией польского фронта и освобождение Украины от белополяков (глава VIII, стр. 160 - 163);

4) разгром Врангеля (глава IX, стр. 184 - 185).

К теме "Трудности восстановления народного хозяйства":

1) разгром троцкистов в комсомоле (часть 2-я, глава V, стр. 318 - 327).

К теме "Смерть Ленина. Клятва Сталина":

1) смерть Ленина и ленинский призыв (часть 2-я, глава V, стр. 327 - 336).

Преподаватель истории, стремясь преподносить учебный материал в живой, занимательной форме, будет привлекать, помимо указанных, и другие художественные произведения (смотри "Указатель художественной литературы к разделам учебника "Краткий курс истории СССР" под редак-

стр. 94

цией профессора А. В. Шестакова, опубликованный в "Историческом журнале" N 4 за 1938 год, стр. 104 - 118).

В практике работы преподаватель выработает и ряд других интересных методов использования художественной литературы на уроках истории. Привлечение художественной литературы расширяет кругозор учащихся, придает, конкретность далеким событиям, оживляет образы великих исторических деятелей. Все это способствует созданию ярких картин прошлого, надолго остающихся в памяти учащихся.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/История-в-школе-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ-ЛИТЕРАТУРА-НА-УРОКАХ-ИСТОРИИ-СССР-Из-опыта-работы-в-10-м-классе

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Анна СергейчикКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Sergeichik

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Д. ЕФИМОВ, История в школе. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА НА УРОКАХ ИСТОРИИ СССР. (Из опыта работы в 10-м классе) // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 28.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/История-в-школе-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ-ЛИТЕРАТУРА-НА-УРОКАХ-ИСТОРИИ-СССР-Из-опыта-работы-в-10-м-классе (дата обращения: 19.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Д. ЕФИМОВ:

Д. ЕФИМОВ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Анна Сергейчик
Vladikavkaz, Россия
596 просмотров рейтинг
28.08.2015 (3157 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
11 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
17 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
5 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
7 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
История в школе. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА НА УРОКАХ ИСТОРИИ СССР. (Из опыта работы в 10-м классе)
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android