Libmonster ID: RU-8160

В этой статье мы расскажем: об опыте проведения экскурсий с учащимися 9-х классов по курсу "Истории СССР". Тема описываемой экскурсии - "Революционное движение в первой четверти XIX века".

Во вступительной беседе экскурсовод ознакомил учащихся с темой, напомнил им то, что они прошли по этой теме в классе, и выделил те вопросы, на которые экскурсанты должны обратить особое внимание. В начале экскурсии учащимся были показаны материалы Музея, иллюстрирующие тему "Буржуазная революция 1789 года и царизм в конце XVIII века". При этом экскурсовод предложил учащимся вспомнить, что им рассказывал преподаватель в 8-м классе о французской революции. О начале революции - 14 июля 1789 года - экскурсовод рассказывал по гравюре "Штурм Бастилии". Попутно он говорил о прокатившихся по всей Франции революционных восстаниях крестьян и городских ремесленников против господства дворян, против феодального строя.

Гравюра "Казнь Людовика XVI" и портреты Марата и Робеспьера" помогли учащимся возобновить в памяти переход власти к Конвенту, установление диктатуры якобинцев.

Экскурсовод показал ученикам карикатуру того времени, изображающую коалицию королей Европы против революционной Франции. На этой карикатуре изображены австрийский император, короли прусский и английский и Екатерина II.

Об'ясняя экскурсантам содержание этой карикатуры, руководитель привел слова В. И. Ленина: "...политика революционного класса, не могла не потрясти до основания всей остальной самодержавной, царской, королевской, полуфеодальной Европы" (т. XXX, стр. 334).

Далее экскурсовод рассказал об активном участии Екатерины II в коалициях против республиканской Франции. Царское правительство оказывало помощь дворянам-эмигрантам, бежавшим из Франции. Живущих в России французов заставляли давать присягу об их непричастности к революции. Ученикам были показаны карикатура на Екатерину II, подлинное свидетельство об "отречении", от революции, подписанное одной француженкой в 1793 году.

Затем экскурсовод рассказал о расправе Екатерины II над А. П. Радищевым за его знаменитую книгу "Путешествие из Петербурга в Москву" и показал хранящийся в особой витрине рукописный экземпляр книги А. П. Радищева.

Экскурсовод прочитал одно место из замечаний Екатерины II на книгу Радищева. Екатерина обвиняла Радищева в том, что он написал свою книгу под влиянием идей французских революционеров: "Намерение сей книги на каждом листе видно. Сочинитель той наполнен и заражен французским заблуждением, ищет всячески и защищает все возможное к умалению почтения к власти и властям, к приведению народа в негодование противу начальников и начальства".

Вот почему Екатерина II так жестоко расправилась с Радищевым.

После смерти Екатерины II борьбу против республиканской Франции продолжал Павел I. Об этом свидетельствуют экспонаты Музея: английская карикатура того времени на Павла I, негодующего по поводу революционных событий во Франции, указ о запрещении ввоза из-за границы книг и др. Руководитель, показывая эти материалы, привел ряд интересных фактов, характеризующих контрреволюционную политику Павла I: введение цензуры и помощь русского правительства эмигрантам.

Далее группа ознакомилась с материалами Музея о крепостничестве в России. При этом экскурсовод указал на экономическую отсталость России того времени по сравнению с передовыми странами: Западной Европы (Англией и Францией), Уче-

стр. 122
ники осмотрели подлинный царский трон, экономическую карту России, диаграммы, характеризующие русскую экономику на рубеже XIX в. Задача экскурсовода состояла в том, чтобы дать учащимся представление о крепостном праве и о начале его разложения. Учащиеся, уже знавшие о крепостном праве из школьных уроков, с интересом рассматривали копии с картин "Барщина", "Продажа с аукциона", "Вид помещичьей усадьбы", "Гонят рабочих на Урал". Они охотно отвечали на задаваемые экскурсоводом вопросы о положении крестьян и посессионных рабочих.

Сильное впечатление произвели, на группу подлинные орудия для истязаний крепостных, расположенные в специальной витрине (деревянная колодка на шею, цепи, кнуты, плети), и богатая одежда помещика, выставленная рядом с рубищем крепостного крестьянина. Экскурсовод привел слова Ленина о том, что крепостное право в России "наиболее долго держалось и приняло наиболее грубые формы, оно ничем не отличалось от рабства" (т. XXIV, стр. 367). Подневольное положение крепостных руководитель характеризовал следующими словами Ленина:

"При крепостном праве крестьянин не смел жениться без разрешения помещика... крестьянин должен был работать непременно на своего барина в такие дни, когда бурмистр укажет... крестьянин не смел никуда отлучиться из деревни без разрешения барина... не смел приобретать имущества без разрешения барина, не смел покупать земли... При крепостном праве крестьянин мог быть телесно наказан помещиком" (т. V, стр. 266, 267).

Начало разложения крепостничества, связанное с ростом промышленности и торговли в России в начале XIX века, иллюстрируют виды главных портов России, диаграммы роста числа парадных рабочих и роста фабрик с применением наемного труда. Показывая учащимся эти материалы, экскурсовод отметил, что крепостное право было главным тормозом развития капитализма.

Далее экскурсия остановилась у экспозиции, характеризующей первые годы царствования Александра I. Здесь размещены портреты членов негласного комитета, текст указа о вольных хлебопашцах, материалы о войне с Наполеоном (1805 - 1807 годы) и Тильзитском мире. Представление об участии России в континентальной блокаде дает карикатура на Александра I и диаграмма состояния финансов накануне войны 1812 года. Весь просмотренный материал подготовил учащихся к изучению интереснейшей страницы русской истории - отечественной войны 1812 года. На электрифицированной карте "Война 1812 года" учащиеся увидели передвижение армий, отдельные сражения, весь ход войны России против вторгшихся на ее территорию завоевателей. С захватывающим интересом следили учащиеся за движением светящейся линии на карте: вот наполеоновская армия переходит границу России, переправляется через Неман (24 июня); линия движется дальше, к Вильно. Русские армии, будучи гораздо малочисленнее наполеоновских войск, отступают в глубь России. Вот 1-я русская армия под командованием Барклая-де-Толли: (экскурсовод показал портрет полководца) стягивается к Дрисскому лагерю. Но, чтобы не быть отрезанной французами, она вынуждена отступить еще дальше, к Витебску. Светящиеся зеленые линии показывают передвижение отдельных частей армии Наполеона (корпуса Мюрата, Даву, Жерома). 2-я русская армия под командованием Багратиона (показывается его портрет) пытается еще под Могилевом соединиться с 1-й русской армией. Но Могилев уже занят войсками маршала Даву, и соединение русских армий происходит только в Смоленске в начале августа. Экскурсовод рассказал о бое под Смоленском, об уходе русских войск из об'ятого пламенем города, о начале партизанской, народной войны с иноземными захватчиками. Затем экскурсовод дал характеристику вновь назначенного главнокомандующего Кутузова, показал его большой портрет и напомнил учащимся биографию полководца - любимого ученика Суворова. Рассказ о знаменитом Бородинском бое 26 августа (7 сентября) иллюстрировался репродукцией с картины Гесса "Бородинский бой". Учащиеся отвечали на вопросы о расположении армий, о количестве войск, принимавших участие в бою, о роли отдельных полководцев во время боя.

Затем экскурсовод рассказал об отступлении русской армии после Бородинского боя и показал пути дальнейшего передвижения русских войск.

По литографии с картины Кившенко руководитель рассказал о военном совете в деревне Фили, на котором Кутузов принял решение оставить Москву и сохранить армию для дальнейших, решающих сражений с неприятелем. Ученики проследили по карте за отступлением русской армии через Москву и за гениальным маневром Кутузова - поворотом с Рязанской дороги к Боровскому Перевозу, на Калужскую дорогу. Красными языками пламени на электрифицированной карте отмечен пожар Москвы 14, 15 и 16 сентября. Экскурсовод, демонстрируя литографии с картин Верещагина, рассказал о вступле-

стр. 123

"Союз трех императоров". Карикатура.

Музей революции в Ленинграде.

нии французов в Москву, оставленную населением, о пожаре Москвы, о действиях партизанских отрядов, о разложении наполеоновской армии. Светящаяся линия отступления французов на карте круто поворачивается от Малоярославца к северо-западу, на Можайск, - это русская армия и партизаны заставили наполеоновскую армию отступать из России по голодной, ими же разграбленной местности. Русская армия и партизанские отряды преследовали поспешно отступавшие, все время уменьшавшиеся части наполеоновской армии. Экскурсовод привел интересные факты о сражениях под Красным и при переправе через Березину. В Музее выставлены русские полковые знамена с вышитыми на них надписями: "За отличие при поражении и изгнании неприятеля из пределов России".

Экскурсовод привел в заключение выдержку из показаний декабристов о влиянии войны 1812 года на русское общество: "Наполеон вторгся в Россию, и тогда народ русский ощутил свою силу, тогда пробудилось во всех сердцах чувство независимости, сперва политической, а впоследствии народной. Вот начало свободомыслия в России. Правительство само произносило слова: свобода! освобождение! Само рассеивало сочинения о злоупотреблении неограниченной власти Наполеона. Еще война длилась, когда ратники, возвратясь в домы, первые разнесли ропот в народе: "Мы проливали кровь, - говорили они, - а нас опять заставляют потеть на барщине; мы избавили родину от тирана, а нас вновь тиранят господа" ("Декабристы", стр. 2. Центрархив. Сборник отрывков из источников. 1926).

Учащимся были показаны материалы, иллюстрирующие войну Александра I против Франции в 1813 - 1814 годах ("Битва при Лейпциге", "Вступление русских войск в Париж", реставрация Бурбонов); карикатуры на Александра I, австрийского императора Франца и прусского короля Фридриха-Вильгельма, на Венский конгресс и "Священный союз".

Экскурсовод рассказал учащимся, как возвратившиеся из Западной Европы на родину солдаты и офицеры остро почувствовали отличие русской жизни от европейской. В витрине выставлены подлинные рукописи декабристов Н. И. Тургенева и В. И. Штейнгеля, относящиеся к началу 20-х годов XIX века. Тургенев и Штейнгель резко критиковали тогдашний экономический строй и предлагали различные реформы. Экскурсовод прочитал отрывок из письма А. А. Бестужева, написанного из Петропавловской крепости Николаю I. Бестужев писал о том угнетающем впечатлении, какое производила русская жизнь на вернувшихся из заграничного похода офицеров.

Передовые люди из дворян начали сознавать, что крепостное право является тормозом дальнейшего экономического развития России, что необходимы преобразования в стране. Усилившаяся политическая реакция, связанная с деятельностью царского временщика Аракчеева, насаждение военных поселений, произвол, поли-

стр. 124
цейский сыск, цензура, гонения на просвещение - все это еще больше возбуждало недовольство во всех слоях русского общества. Экскурсовод показал портрет Аракчеева, картины "Вид военных поселений", "Муштра в военных поселениях", карикатуры, изображающие наказания в царской армии, вид Чугуевских военных поселений, в которых произошло восстание в 1819 году.

Экскурсовод привел знакомые учащимся эпиграммы А. С. Пушкина на Аракчеева и на Александра I. О борьбе крестьян против крепостного гнета и борьбе крепостных рабочих против безудержной эксплоатации на мануфактурах в начале XIX века учащиеся получили представление по диаграмме, фотоматериалам о восстании Семеновского полка, о наказаниях на заводах и по рисунку художника Кочергина, изображающему восстание крестьян на Дону в 1820 году.

Показав схему организации первых тайных обществ и портреты декабристов, экскурсовод дал историческую деятельности этих обществ ("Союз спасения" и "Союз благоденствия") и их участников (портреты Пестеля, Никиты Муравьева, Якушкина, С. Н. Муравьева-Апостола и др.). Затем группа перешла к материалам о "Южном обществе" (картина "Собрание в Каменке", портреты), "Северном обществе" и "Обществе соединенных славян". В специальной витрине выставлены издание "Русской Правды" Пестеля и фото с рукописи "Конституции" Н. Муравьева. Экскурсанты рассматривали портреты участников тайных обществ, диаграмму социального состава обществ, подлинные издания 20-х годов XIX века под редакцией будущих декабристов ("Мнемозина" изд. В. Одоевского и В. Кюхельбекера, "Полярная Звезда" Рылеева и А. Бестужева).

Движение декабристов было направлено против крепостничества и самодержавного строя. Одни декабристы требовали замены самодержавной власти республикой (Пестель), другие были сторонниками конституционной монархии (Н. Муравьев). Экскурсовод прочел ленинскую характеристику декабристов (Ленин. Т. XIX, стр. 351), выставленную на плакате, и подчеркнул оторванность тайных организаций дворянских революционеров от стихийной борьбы широких народных масс. Затем он привел выдержки из показаний декабристов, свидетельствующие о том, что декабристы боялись революционной борьбы масс, стремились предотвратить "излишнее кровопролитие крестьянских восста-

"Выступление "Северного общества" декабристов 14 декабря 1825 года на Сенатской площади в Петербурге".

С картины Р. Р. Френца. Музей революции в Ленинграде.

стр. 125

"Встреча Пушкина с Кюхельбекером".

С картины Федорова. Музей революции в Ленинграде.

ний" (выдержки из показаний Пестеля на суде и из записок Штейнгеля).

В этой оторванности декабристов от масс и состояла главная причина поражения первого открытого революционного выступления с оружием в руках против самодержавия и крепостничества - восстания 14 декабря 1825 года в Петербурге.

Затем экскурсантам были показаны материалы о междуцарствии (документы "Сообщение о смерти Александра I", "Текст присяги Сената Константину", "Карикатура на междуцарствие") и материалы о подготовке выступления (собрание "Северного общества" 13 декабря на квартире у Рылеева). С большим интересом учащиеся рассматривали полотно художника Френца, изображающее восстание 14 декабря 1825 года на Сенатской площади в Петербурге. Экскурсовод спрашивал участников экскурсии, какие полки пришли на площадь под руководством офицеров-декабристов (на картине видно расположение восставших Московского и Гренадерского полков и Гвардейского экипажа), где стояли правительственные части, как развертывались события этого дня, каково было соотношение сил восставших (около 3 тысяч) и правительственных войск (свыше 9 тысяч).

На картине видно, что площадь окружили собравшиеся толпы народа, особенно рабочие, занятые на постройке Исаакиевского собора. Митрополит Серафим, пытавшийся уговорить солдат разойтись, уезжает ни с чем; здесь же показано, как декабрист Каховский ранил генерал-губернатора Милорадовича и как атакует правительственная конница карре восставших.

С особым интересом учащиеся осмотрели подлинные орудия царской артиллерии, из которых были расстреляны на площади восставшие войска.

Рисунок художника Френца изображает столкновение Черниговского полка под руководством С. И. Муравьева-Апостола с правительственной кавалерией и артиллерией. Кровавая расправа Николая I с дворянскими революционерами была иллюстрирована следующими материалами: "Допрос участников восстания Николаем I в Зимнем дворце", "Заседание следственной комиссии", "Казнь пяти декабристов", "Декабристы на каторжных работах", (художник Моравов).

Рядом с материалами о расправе с декабристами в Музее выставлена картина художника Федорова "Встреча А. С. Пушкина с В. К. Кюхельбекером осенью 1827 года". На ней изображена встреча двух старых друзей, товарищей по Лицею, на захолустной почтовой станции Залазы в момент, когда одетого в арестантскую одежду, закованного в кандалы декабриста В. Кюхельбекера отправляют из Шлиссельбург-

стр. 126
ской в Динабургскую крепость. А. С. Пушкин в это время возвращался из ссылки в Петербург. Друзья бросаются в об'ятия друг другу, но жандармы с яростью оттаскивают Кюхельбекера. Экскурсовод рассказал учащимся о близости к декабристам величайшего русского поэта Пушкина. Ученики, отвечая на вопросы руководителя, называли политические стихотворения Пушкина ("Деревня", "Вольность", "Кинжал"), рассказывали о встречах поэта с отдельными декабристами (Пестелем, Рылеевым), о его дружбе с Пущиным.

В заключение один ученик прочитал знаменитое пушкинское "Послание в Сибирь" и ответ Одоевского, знакомые учащимся по курсу русской литературы.

В заключительной беседе экскурсовод рассказал об историческом значении движения декабристов. Он показал учащимся плакаты со словами В. И. Ленина: "В 1825 году Россия впервые видела революционное движение против царизма, и это движение было представлено почти исключительно дворянами" (т. XII, стр. 348). "Узок круг этих революционеров. Страшно далеки они от народа. Но их дело не пропало. Декабристы разбудили Герцена. Герцен развернул революционную агитацию" (т. XV, стр. 468).

Учебные экскурсии помогают школьникам закрепить в памяти пройденный в школе материал. На экскурсии учащиеся получают наглядное представление об изучаемой эпохе, об исторических событиях и деятелях.

К сожалению, многие преподаватели ленинградских школ пренебрегают учебными экскурсиями. Связь работников школы с работниками музеев совсем не достаточна. Школьная экскурсия должна стать необходимым элементом учебной работы преподавателей истории.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/История-в-школе-ШКОЛЬНАЯ-ЭКСКУРСИЯ-ПО-МАТЕРИАЛАМ-ВВОДНОГО-ОТДЕЛА-МУЗЕЯ-РЕВОЛЮЦИИ-В-ЛЕНИНГРАДЕ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Анастасия КольцоКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Kolco

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Т. АЛЕКСАНДРОВА, История в школе. ШКОЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ ПО МАТЕРИАЛАМ ВВОДНОГО ОТДЕЛА МУЗЕЯ РЕВОЛЮЦИИ В ЛЕНИНГРАДЕ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 29.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/История-в-школе-ШКОЛЬНАЯ-ЭКСКУРСИЯ-ПО-МАТЕРИАЛАМ-ВВОДНОГО-ОТДЕЛА-МУЗЕЯ-РЕВОЛЮЦИИ-В-ЛЕНИНГРАДЕ (дата обращения: 19.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Т. АЛЕКСАНДРОВА:

Т. АЛЕКСАНДРОВА → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Анастасия Кольцо
Saint-Petersburg, Россия
641 просмотров рейтинг
29.08.2015 (3156 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
15 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
21 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
5 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
7 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
История в школе. ШКОЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ ПО МАТЕРИАЛАМ ВВОДНОГО ОТДЕЛА МУЗЕЯ РЕВОЛЮЦИИ В ЛЕНИНГРАДЕ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android