Libmonster ID: RU-8080

("ФРАНЦУЗСКИЙ АБСОЛЮТИЗМ")

Детская - экскурсионно-туристическая станция Ленинградского горОНО в этом учебном году решила изучить опыт подготовки, и использования экскурсий в классной работе. Мне как экскурсоводу станции было поручено поставить этот опыт в двух VIII классах 1-й школы Октябрьского района Ленинграда, где я преподаю историю. Темой экскурсии выбрали "Искусство Франции в период расцвета и упадка абсолютизма" на материале французской выставки Государственного Эрмитажа1 . Сформулирована тема экскурсии так: "На картинах, скульптуре, гобеленах и мебели показывается: I) искусство времен Людовика XIV (Версаль); 2) искусство времен Людовика XV, как новый этап в развитии идеологии французского дворянства; 3) искусство нарождающейся французской буржуазии". Проводится экскурсия после 60-го урока2 . Урок 60-й является вторым уроком в теме "Абсолютная монархия во Франции в XVII - XVIII веках", разбитой на два урока: "Абсолютизм Людовика XIV" и "Франция первой половины XVIII века".

После экскурсии я решила дать учащимся домашние письменные работы, а разбор работ и занятие с кинопленкой провести во внешкольное время.

К урокам в школе была сделана специальная выставка. Как всегда, я обратилась за помощью в Эрмитаж. Методический кабинет нашей школы оформил выставку на специальных листах синего картона, а все надписи, подобранные много, выполнили от руки белой краской художник Б. В. Пятницкий - преподаватель 30-й школы Октябрьского района. Я специально упоминаю об этом, так как очень важно, чтобы наглядный материал был хорошо и красиво оформлен. Наша школа никакими специальными средствами на создаете такого рода пособий не обладает, однако администрация всегда идет навстречу преподавателям, и в нашем методкабинете уже есть довольно много таких выставок.

1 См. "Об учебных экскурсиях по истории и Сталинской Конституции для начальной и средней школы на 1938 - 1939 учебный год". Изд. ДЭТС ЛенгорОНО.

2 См. "Программный материал по истории для VIII - X классов средней школы". Управление средней школы НКП РСФСР. 1938 год.

стр. 139
На нашей выставке мы поместили 17 снимков. Под каждым снимком дана развернутая подпись.

Первый снимок, изображает деталь украшения приемной короля в Версале - эмблема Людовика IX: лицо, обрамленное солнечными лучами, над земным шаром, покрытым гербами Бурбонов - лилиями посреди двух рогов изобилия.

Далее, портрет Людовика XIV работы Риго и под ним подпись: "Государство - это я" - и отрывок из "Мемуаров" Сен-Симона: "Величие и достоинство королей не столько в скипетре, который они держат, сколько в том, как они его держат".

Затем следует восковой слепок с Людовика XIV и картина Ван-дер-Мейлена "Людовик на коне" с подписью:

"Змею, урода - все, что кажется
ужасным,
Искусство переняв, являет нам
прекрасным".
Буало "Поэтика".
Рядом с ними помещена еще одна картина Риго: портрет Боссюэ. Под ним читаем: "Представители церкви всем своим авторитетом, а Боссюэ и красноречием, содействовали укреплению абсолютной монархии. Боссюэ утверждал: "Королевский трон - не человеческий трон, но трон самого бога".

Виды Версаля: дворец, фонтан и ряд парковых видов - сопровождаются выдержкой из "Мемуаров" Сен-Симона:

"У короля мания насиловать природу".

И тут же: "Королевская резиденция Версаль - пышная рамка для культа личности короля".

Под картиной Ван-дер-Мейлена "Выезд короля" вывешены яркие цифры, свидетельствующие о невероятной пышности таких выездов: 300 карет, 4 тысячи придворных, 36 тысяч дворян.

Миньяр "Великодушие Александра". Подпись к нему гласит: "Шарль Лебрен, бывший тогда законодателем художественного вкуса в живописи, знал, собственно говоря, только одного героя: Людовика XIV, которого он одевал, впрочем, в античный костюм" (Плеханов, т. XIV). Эти слова Плеханова можно отнести и к картине Миньяра.

Очень интересно фаянсовое блюдо для бритья с изображением диска, в центре которого на пустом сундуке сидит Людовик XIV. В каждом луче упоминание о позорящем короля деянии. Сбоку надпись на французском языке: "Солнце затмилось 12 мая 1706 г.".

Под портретами аристократа и аристократки написано: "Наши художники ошибаются, когда они изображают на своих картинах дьяволов как страшных и безобразных чудовищ... Они должны были бы, скорее, представить их вам в образе этих великолепных господ, знатных и благородных, в образе этих прекрасных дам и девиц, которых вы видите так прекрасно одетыми и украшенными, так хорошо причесанными и напудренными, столь сияющими золотом, серебром и драгоценными камнями. Они-то и есть... самые настоящие дьяволы; они-то как раз и есть самые большие враги ваши" (Ж. Мелье "Завещание").

Работа Рамина де Хох "Зверства войск Людовика XIV в Нидерландах" показывает зверства французских королевских войск в Голландии, действовавших по заранее обдуманному плану - "с'есть страну".

На выставке представлены также портрет Людовика XV работы Натье с подписью "После меня хоть потоп", картины Ватто ("Танец под деревьями") и Греза ("Семейная сцена", "Сыновье почтение"). Такова наша выставка. Теперь перехожу к урокам.

Давая 53-й урок - "Установление абсолютизма во Франции" - и подводя итог деятельности Ришелье, я предложила учащимся вспомнить, какие французские короли содействовали росту абсолютной монархии, и перечитать то место, где Энгельс дает опенку укреплению феодальной монархии (Маркс и Энгельс. Собр. соч. Т. XVI. Ч. 1-я, стр. 445).

Следующий урок мы начали с того, что повторили, какие элементы находила себе поддержку в королевской власти, о каком "беспорядке" ищет речь, кого надо понимать под буржуазией при Людовике XIII. Один из учеников рассказал подробно о деятельности Ришелье, подчеркнул моры, принятые им для укрепления королевской власти. Другой учащийся должен был обрисовать часть программы Ришелье, рассчитанную на поддержку буржуазии. Остальной материал я уложила в несколько вопросов и перешла к новому уроку.

На этом уроке я рассказываю о наставлении короля своим наследникам и привожу следующую выдержку: "Когда государь вынужден принимать закон от своих подданных - это худшее несчастье, в какое только может впасть лицо нашего королевского сана. Голова одна рассуждает и решает, отправления других членов состоят в исполнении приказов, которые им даны... Божья воля требует, чтобы всякий, кто родился поданным, повиновался без рассуждения".

Наряду с этим я подготавливаю материал для противопоставления Людовика XV (на 3-м уроке) Людовику XIV, рассказываю о трудоспособности последнего и привожу его

стр. 140
высказывание: "Только под условием труда в ради труда можно царствовать".

О культе личности короля говорю очень кратко, пользуясь материалами, приводимыми Тэном в "Старом порядке". Эта же материалы есть в "Истории нового времени" Ж. Лакур-Гайе (СПБ. 1894). Можно взять хотя бы следующую выписку: "Требовалось 3 человека, 2 пробы, 4 поклона и сложный церемониал, длившийся несколько минут, чтобы король мог выпить стакан воды".

"Когда король считал нужным обедать с соблюдением всех установленных церемоний, по обеим сторонам его стола становилось по 7 телохранителей с карабинами за плечами, 15-й стоял на часах возле золотого ковчега с королевским прибором с салфеткой, 16-й сопровождал дворянина, когда он подавал королю пить, по бокам короля стояло два швейцарца, вооруженных бердышами, позади его капитан отряда телохранителей, придворный священник подымал крышку ковчега, когда прислуживающий дворянин брал салфетку..."

Всякое действие короля, начиная с вставания утром и отхода ко сну вечером, совершалось публично.

В общем, здесь можно подобрать очень много материала.

Личный штат короля - 4 тысячи человек. Большинство их - дворяне. Отдельные умные представители аристократии прекрасно понимали политический смысл этого: занять праздное дворянство, кутить его "жалованиями" и "пенсиями". Такое дворянство уже нестрашно королю.

Перехожу к рассказу о ненависти короля к Парижу (воспоминания детства о Фронде) и к созданию Версаля в безводном месте. Здесь пользуюсь щитом нашей выставки.

Версаль строился целых 15 лет - 1670 - 1885 годы - руками крепостных и солдат. Работало здесь 90 архитекторов. Ленотр создал парк площадью в 5 квадратных километров. В нем разбросано 150 фонтанов, из которых многие являются группами в 10 - 15 фигур. Привожу свидетельство мадам де Севилье, придворной дамы, о фурах с телами погибших при постройке рабочих, которые вывозились по ночам из Версаля. И отсюда прямо перехожу к источникам, откуда абсолютная монархия черпала средства.

Во второй части урока я говорю о том, что Людовик XIV и Кольбер прекрасно понимали значение науки и искусства на службе королевской власти, и называю имена Буало, Корнеля, Расина и Мольера (большую помощь в данном случае оказала работа преподавательницы русского языка Л. А. Соколовой, которая дала на внеклассных занятиях очень яркое представление о классицизме). Затем рассказываю о деятельности Кольбера.

Второй урок начинаю с краткого повторения предшествующего урока. Весь бытовой материал, экономя время, при опросе опускаю. Можно быть совершенно уверенным, что его запоминали все.

Начинаю урок с выяснения причин ненависти короля к Голландии (республиканский строи, свобода печати и слова). Вспоминаем способы ведения войны, грабеж и огромную добычу, обогащавшую офицерский состав армии. Отсюда и стремление дворян к войнам.

Дальше я даю общеизвестный материал. Дойдя до рассказа об издании брошюры, я говорю о гравюре, о том, что это несравненно более дешевый способ пропаганды идей, чем живопись, способ, дающий возможность с одной медной или деревянном доски получать десятки репродукций, и что в Голландии давно уже возникла политическая гравюра, и художники-граверы этой страны первыми выступим с изображением ужасов войны впротивовес официальным батальным художникам. Показываю две фотографии с гравюр де Хоха, помещенные на нашей выставке.

Дальше опять идет общеизвестный материал.

Для иллюстрации гибельных последствий отмены нантского эдикта даю табличку, иллюстрирующую упадок промышленности.

Факты обнищания страны не могли не быль замеченными современниками. Привожу цитаты из писем и статей современниками: военного инженера, строителя крепостей, участника 53 осад вражеских крепостей, маршала Франции Вобана и сельского священника Мелье, уморившего себя голодом в глухой деревушке Франции, которые говорили словами, полными ненависти о тех, кто существовал за счет народа.

Затем я перехожу к рассказу о крестьянских восстаниях.

О восстании 1675 года в Бретани я говорю очень кратко, так как о талье, налоге на соль и остатках сеньериальных прав ученики знают из предшествующих уроков по истории Франции. Восстание носило крестьянский характер: жгли замки, требовали запрещения охоты помещиков, пока урожай в доле, уничтожения голубятен, предоставления крестьянам права стрелять в голубей и уничтожения баналитетов. В восстании была новая черта - попытки заручиться помощью Голландии, - что и дало повод правительству обвинить крестьян в государственной измене. Виселицы были расставлены по всем дорогам; восстание было залито морем крови.

стр. 141


Блюдо для бритья, изображающее "затмение" "короля-солнца".

Затем переходим к восстанию камизаров и бунтам в связи с голодными 1708 и 1709 годами и знакомимся с историей восстаний городских низов.

Вслед за тем рассказываю о смерти Людовика XIV в 1715 году. При известии об его смерти люди плакали от радости, поздравляли друг друга. Людовик XIV оставил стране огромный дефицит, сумма которого равнялась доходам Франции за 18 лет.

Кончаю урок цитатой крупного буржуазного историка А. Н. Савинова, считавшего, что век Людовика XIV является "одним из самых убедительных указаний бесплодности абсолютистского порядка".

На следующем уроке после опроса перехожу к последнему уроку этой темы - "Франция первой половины XVIII века" - Людовик XV (1715 - 1774 годы).

Передаю на парты книгу с репродукцией портрета Людовика XV художника Риго. Придворный живописец изобразил короля-ребенка сидящим на троне. Ничего детского во всем облике короля нет. Художник изобразил не ребенка, а короля Фракции. Перед нами типичный придворный портрет. По этой репродукции я даю представление о придворном парадном портрете. На экскурсии эта классная работа будет углублена и закреплена.

Экскурсия шла по определенному плану: начинали с осмотра конной статуе Людовика XIV работы Жирардона, являющейся воплощением идеи "Государство - это я". Затем рассматриваем придворный парадный портрет Людовика XIV Риго.

Портрет Риго и скульптура Жирардона позволили развернуть тему об идеализации оригинала в народной живописи XVIII века. При сохранении портретного сходства все индивидуальные дефекты исчезали: нет следов оспы на лице короля, хотя мы знаем, что они были. Величественность позы, грация жеста достигались огромной выучкой: не даром учитель танцев был одним из главных педагогов в системе дворянского образования.

Портреты придворных дам, и кавалеров позволяют дать учащимся ряд конкретных представлений об одежде, быте и модах высшего дворянства.

Свита короля состояла из 4 тысяч человек, в услужении у него было 36 тысяч дворян. У дворян этих не было другого дела, кроме участия в многочисленных церемониях и празднествах двора. Это был совершенно паразитический класс.

В этом месте я расширяю материал первого урока, стремясь закрепить представления о дворянской монархии, о паразитизме дворянства как класса.

стр. 142


"Прачка".

С картавы худ. Шардена.

Перехожу к Версалю. Общая идея - апофеоз "короля-солнца". Король в Версале повсюду: юный солнечный бог Аполлон в парковой скульптуре с чертами лица Людовика, эмблема "короля-солнца" во всех орнаментах дворцового убранства, на картинах изображался Людовик XIV то ввиде юного Марса, то ввиде героев античности. Это памятник сплошной лести и агитации за монархию. Людовик XIV и Кольбер сумели поставить на службу абсолютной монархии художников Франции во главе с Лебреном, директором Академии живописи и скульптуры, основанной в 1648 году.

Плеханов говорил, что Лебрен, в сущности, знал одного героя - Людовика XIV. Это относится ко всему искусству расцвета французского абсолютизма. Ярким образцом этого является огромное полотно Миньяра, соперника Лебрена, - "Великодушие Александра". В палатку Дария входят победитель Александр и его друг Парменион. Жена Дария и ряд женских фигур выражают скорбь, печаль, мольбу о пощаде. По всем правилам академического искусства эти чувства идут нарастающей гаммой от правого угла картины, достигая наибольшей силы выражения в старухе, матери Дария, склонившейся перед победителем. Все персонажи расположены, как на сцене, лицом к зрителям. В чертах молодого Александра можно было увидеть черты короля. В сущности, это - прославление великодушия Людовика XIV.

Ван-дер-Мейлен, художник батальной живописи, представленный в Эрмитаже несколькими картинами, рисует нам войну как парад. Сражение где-то далеко, на заднем фоне, а впереди гарцует король на чудесном коне.

В Эрмитаже нет гравюр, рисующих подлинную войну. На экскурсии мы вспомнили де Хоха. Вот почему я его и показывал до экскурсии. Снова возвращаемся к Версалю.

Все убранство дворца, вплоть до дверных замков и других мелких бытовых вещей, делалось художниками. Показываем три шпалеры. Все три сделаны по картинам художников. Говорим о сложной технике работы художника-ткача, который работал с изнанки, глядя на свою работу в зеркало, передавал нитками краски, создавая целые картины.

Данная шпалера, сделанная с картин Лебрена и Ван-дер-Мейлена, является изделием гобеленовой мануфактуры, купленной Кольбером у Гобелена.

Стоит упомянуть о факте сожжения таких шпалер и переплавки мебели из серебра в конце царствования Людовика на металл для монеты.

Мебель типа Буль (знаменитый мебельщик 1642 - 1732 годов), особенно столик, украшенный черепахой, золотом и

стр. 143


"Паралитик".

С картины худ. Греза.

перламутром, показывают роскошь двора и высокую ступень мастерства ремесленников. Мебель выдержана в общем, стиле построек - торжественном и сдержанном.

Подходим к фаянсовому блюду для бритья. Рисунок и надпись о солнечном затмении символизируют затмение мнимой славы "короля-солнца".

Учащиеся сами могут сопоставить этот памятник с известными им произведениями - брошюрой о сожжении голландских деревень и "Вздохами порабощенной Франции". Эта вещь - как бы антитеза словам Буало:

"И подвиги его, чья воспоет так лира,
Что звон могучих струн все скалы
сдвинет мира".
Не струны бряцали в честь старого короля, а стон народа тревожил его покой в стенах Версальского дворца.

Переходим к следующему царствованию. Начинаем с раннего произведения Ватто - "Савояр с сурком". На фоне зимнего пейзажа дан савояр, ищущий пропитания при помощи дрессированного сурка. Сюжет резко контрастирует с тем, что мы до сих пор видели: он взят из жизни низов. Об'ясняю, что Ватто родился в Валансьене, на севере Франции, и, несомненно, испытал на своем творчестве влияние голландских художников. Смотрим его картину "Затруднительное предложение". Кавалеры и дамы нарядны, но торжественности в них нет никакой. Самое содержание картины несерьезно: это какая-то шутка кавалера, поставившая в затруднение даму. Кто эти люди? Несомненно, высшее дворянство. Они приятно проводят время в парках среди игр и забав, интересует ли художника каждый из этих людей? Нисколько. Они все лишены индивидуальности: это парадные куклы. Социальный заказ превратил его, великого реалиста, в художника "галантных празднеств".

Плеханов рекомендует сравнить Буше с Лебреном, чтобы почувствовать, какое расстояние отделяет дворянскую монархическую Францию Людовика XV от такой же Франции Людовика XIV.

Буше, "первый живописец короля", берет и мифологические сюжеты, но он чужд всякой идеологии: сюжет должен быть легким, занимать людей, живущих в салонах.

В одной из витрин находятся две шпаги с рукоятками, усыпанными бриллиантами. Они как бы символизируют перерождение меча, оружия феодала, которое он не раз подымал против короля, "равного между равными", в оружие раболепного придворного.

Следуя дальше, останавливаемся перед картинами художников - представителей буржуазии.

На первом месте Шарден. Учащимся сра-

стр. 144
зу бросается в глаза интерес к новым сюжетам, взятым из обыденной жизни: прачка стирает белье, а рядом ребенок пускает мыльные пузыри; маленькая девочка в присутствии старшей сестры и матери читает предобеденную молитву. Эти люди, представители мелкой буржуазии, изображены в своих жилищах, окруженные самыми обыденными вещами своей домашней обстановки. Но сделано это с огромным мастерством.

Шарден в своей живописи как бы утверждает новый класс - буржуазию. Он мастерски доказывает, что его прачки, матери скромных семейств, представляют не менее интересный сюжет для художника, чем маркизы Ватто. Он прославляет труд, скромную жизнь, посвященную заботе о детях, и т. д.

Грез пытается не только показать буржуазный мир, но и поучать, морализировать: "добродетель" можно найти лишь в мире буржуазии и отнюдь не на ее верхах.

Возьмем "Паралитика". В центре картины беспомощный больной, все члены его многочисленной семьи заняты только им: зять подносит ему еду, дочь читает вслух и даже маленький внук старается развлечь дедушку, отдавая ему своего любимого щегленка. По свидетельству Дидро, когда картина была выставлена, надо было ждать очереди, чтобы к ней подойти. Сам Дидро называл ее "великой вещью".

Таково было мнение одного из умнейших представителей предреволюционной буржуазии. Однако Грез и Шарден не смогли удовлетворить революционную буржуазию: ей уже нужно не прославление семейной добродетели и не показ благополучного существования честных тружеников, а мотивы гражданской доблести, героики.

Во времена Греза над умами властвовал Вольтер, который сам говорил, что "дело идет не о том, чтобы производить революции, как во время Лютера и Кальвина, а о том, чтобы осуществить ее в умах людей, призванных быть правителям" (1769 год, письмо Аржантелю). Вольтер считал, что "если бы бога не было, его необходимо было бы выдумать" в качестве узды для народных масс. Великолепная скульптура Гудона, изображающая Вольтера в кресле, стоит по середине зала, и на ее анализе мы, собственно, и кончаем экскурсию. Немощное тело глубокого старика и полные жизни и остроты ума глаза Вольтера надолго запоминаются учащимися1 .

* * *

После экскурсии, в начале следующего урока, я дала учащимся темы для домашних письменных работ:

"Характерная особенность портретов Людовика XV и отличие придворного искусства этого времени от искусства времен Людовика XIV"; "Связь между литературой и изобразительным искусством"; "Что нового вносит буржуазное искусство XVIII века, и почему это новое мы расцениваем как положительное явление".

На первую тему в обоих классах было подано 18 работ. Познакомившись с ними, я убедилась в том, что экскурсия дала ученикам очень много. Из 18 учеников только 4 получили "посредственно", так как не дали выводов, хотя, материал и изложили очень точно.

Вторая тема показала, что второй этап французского искусства усвоен хуже. Искусство времени Людовика XV было воспринято не как менее торжественное, а как простое, реалистичное. Из 16 работ здесь тоже 4 были оценены как посредственные. Так как третья тема была дана лишь в одном классе, то на эту тему работы написали всего пять учащихся, из них трое представили прекрасные работы. Четвертую тему получило 11 учащихся. Эти работы лишний раз подтвердили, что второй этап усвоен хуже.

Я просила учащихся вторично просмотреть выставку и подумать, нет ли ошибок, в их работах. Многие их сразу нашли.

После этого учащиеся при помощи аллоскопа познакомились с совершенно новым материалом, который я не имела возможности показать в классе. Просмотр кинопленки сопровождал мой заранее продуманный рассказ, чтение отрывков из литературы по истории, цитат из поэтических произведений.

Последнее звено нашей работы по теме "Французский абсолютизм" - раздача письменных работ. Работы группируются по темам. В связи с каждой темой я говорю об общих достоинствах работ и называю учащихся, давших отличные работы. Затем анализирую и об'ясняю ошибки. Кончаю общей оценкой работ каждого класса. На этом работа заканчивается.

Полагаю, что мне более или менее удалось слить в одно целое уроки, экскурсию, письменное задание и занятия внешкольного типа.

1 Изложить подробно ход экскурсии не позволяет об'ем статьи, а потому пришлось ограничиться главными вехами. В частности опущены выдержки из Буало, Корнеля и Расина, которые дают очень яркое представление об эпохе.

стр. 145


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/История-в-школе-ЭКСКУРСИИ-И-ВНЕКЛАССНЫЕ-ЗАНЯТИЯ-ПО-ИСТОРИИ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Анна СергейчикКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Sergeichik

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

К. ПОЛЗИКОВА-РУБЕЦ, История в школе. ЭКСКУРСИИ И ВНЕКЛАССНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО ИСТОРИИ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 29.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/История-в-школе-ЭКСКУРСИИ-И-ВНЕКЛАССНЫЕ-ЗАНЯТИЯ-ПО-ИСТОРИИ (дата обращения: 20.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - К. ПОЛЗИКОВА-РУБЕЦ:

К. ПОЛЗИКОВА-РУБЕЦ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Анна Сергейчик
Vladikavkaz, Россия
926 просмотров рейтинг
29.08.2015 (3157 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
Вчера · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
6 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
8 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
История в школе. ЭКСКУРСИИ И ВНЕКЛАССНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО ИСТОРИИ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android