Libmonster ID: RU-7373
Автор(ы) публикации: Ф. КУБЛИЦКИЙ

EAST, GORDON. The Mediterranean Problem. "Geographical Review", pp. 83 - 101. January 1938.

ИСТ Г. Средиземноморская проблема.

В связи с тем значением, которое приобретает в настоящее время средиземноморская проблема, уже давно, впрочем, играющая крупную роль в международных отношениях, представляет интерес реферируемая статья английского специалиста по исторической и политической

стр. 141

географии Европы, являющаяся обзором литературы по этому вопросу за несколько последних лет.

Автор дает прежде всего беглый обзор печатных трудов по физической географии Средиземноморья, отмечая в числе прочих работы Vidal de la Blache, Maull, Parain, de Martonne, Myres, Semple, Newbigin, Glotz, Rose и многих других, пытаясь географически определить понятие Средиземноморского района. По его мнению, район этот, являясь пограничной территорией (Grenzraum) между Европой, Азией и Африкой, по стоим физическим свойствам наиболее близок к европейскому материку. Один из признаков, обобщающих различные местности этого района, автор усматривает в "широком единообразия системы и экономики его сельского хозяйства". Эта часть статьи иллюстрируется картой, на которой, между прочим, нанесены морские и воздушные станции Великобритании, Франции и Италии и основные магистрали (по данным 1937 г.). Исторической географии Средиземноморья автор касается лишь вскользь, останавливаясь более подробно на рассмотрении работ по политической географии.

Основным вопросом он считает "контроль" над Средиземноморьем, за обладание которым борются три крупные державы: Великобритания, Италия и Франция, - стремящиеся привлечь на свою сторону ряд мелких стран (Югославия, Греция и Турция). Борьба за обладание Средиземным морем особенно ярко проявляется в эпоху империализма. За последние годы фашистская Италия, воскрешая традиции Римской империи, претендует на роль гегемона в Средиземноморском бассейне, что создает новый фактор в сфере международных отношений. Фашистские притязания Италии Муссолини изложены в книгах итальянского графа A. Cippico1 и американского журналиста E. W. Poison Newman2 . Другой американский журналист, G. Siocombe, выпустил в 1937 г. книжку под названием "Опасное море", являющуюся компилятивной, но полезной работой3 . Профессор W. L. Langer4 рассматривает Средиземноморский бассейн как арену борьбы империалистов разных стран и отмечает возрастающее значение этого района за последние шестьдесят лет.

Характеризуя значение Средиземноморья для Италии, автор более подробно останавливается на исключительных преимуществах ее географического положения, которое является во многих отношениях командующим, удобство расположения сил и средств - его отличительный признак, в противоположность положению Англии. Эти преимущества использованы Италией в целях фашистской агрессии: между Сицилией и Тунисом укреплен островок Pantelleria и устроена стоянка для субмарин и авиации Такая же станция строится на одном из островов между Критом и Малой Азией, перешедших к Италии в 1923 году (Loros). В Ливии, близ египетской границы, где находится сильно укрепленный порт Тобрук, построена тысячемильная автострада. Укрепляется Ассаб (на Красном море). Почти все пункты Средиземноморья доступны авиации с итальянских летных баз.

Автором приводится точка зрения итальянского эмигранта Gaetano Salvemini5 , категорически отрицающего известное утверждение фашистских кругов, что "Италия должна или распространиться (территориально) или лопнуть". Он доказывает, что в Италии вопреки официальным утешительным данным начиная с 1927 г. налицо падение рождаемости, что перенаселенность может быть существенно уменьшена расширением мелиоративных мероприятий, имеющих до сих пор в значительной мере показной, рекламный характер, что Абиссиния фактически не открывает перспектив для колонизации и что ограничение эмиграции лишь усиливает внутренние затруднения. Завоевание Абиссинии, по мнению другого автора6 , лишь ослабило стратегическое положение Италии. Вопросы морского соперничества Италии и Великобритании освещаются итальянским автором - Luigi Federzoni, упомянутым выше Cippico ("Италия является пленницей в собственном море, ворота которого герметически заперты страной, не омываемой водами этого моря") и другими.

Что касается Великобритании, то для нее имеют наибольшее значение вопросы Гибралтара и Суэцкого канала. Книга W. S. Albott7 с обширной библиографией дает историю овладения Англией Гибралтаром и характеризует значение Средиземного моря как "жизненной дороги" для Британской империи за период 1704 - 1934 годов. В статье назван-


1 "The Central Problem of the Mediterranean". New Haven and London. 1926.

2 "The Mediterranean and its problems". London. 1927.

3 "The Dangerous Sea. The Mediterranean and its problems". London. 1937.

4 "Tribulations of Empire. The Mediterranean Problem". "Foreign Affairs". Vol. 15, pp. 646 - 660. 1936 - 1937.

5 "Can Italy live at home?" "Foreign Affairs". Vol. 14, pp. 243 - 258. 1935 - 1936.

6 Bywater, H. C. "The Changing balance of forces in the Mediterranean". "International Affairs". Vol. 16, pp. 361 - 387. 1937.

7 "An Introduction to the documents relating to the international status of Gibraltar 1704 - 1934". N. Y. 1934.

стр. 142

ного выше Luigi Federzoni1 характеризуется история захвата Англией Египта, Судана, Адена, Перима, Кипра и, наконец, Палестины (в виде подмандатной территории).

Интересы британского империализма в Средиземном море кратко суммируются автором реферируемой статьи на основе названной выше работы проф. Лангера и ряда других2 . Экономически Средиземное море является необходимым торговым путем в Индию и отчасти в Восточную Африку и Австралию. В частности этим путем транспортируется три четверти всей нефти для английской армии и флота. Политически оно служит основным связующим звеном Великобритании с ее колониями и подмандатными и зависимыми странами. Отсюда бесспорна колоссальная важность средиземноморской проблемы для Британской империи.

Значение средиземноморской проблемы для Франции характеризуется автором на основании главным образом нефранцузских источников. Из приведенных уже выше работ следует указать на книгу Лангера, из новых же - на статьи R. Montagne3 , Rene la Bruyere4 и J. Bowman5 . Первый и второй касаются военной ситуации, возможности защиты Алжира и Туниса, значения Балеарских островов как морской и воздушной базы и военных портов (Казабланки и Рабата), доминирующих над морскими путями Средиземного моря. Третья статья (сейчас уже несколько устаревшая) говорит об интересах Франции в восточной части Средиземного моря, ее колониальной политике в Сирии и столкновении с национальным движением ислама. По мнению генерала Вейгана6, Франция не должна пренебрегать восточным районом, и ей следует приступить к созданию в Триполи (конечный пункт нефтепровода) сильной морской базы.

В связи с основной проблемой о гегемонии на Средиземном море возникает ряд проблем второстепенных, но являющихся, по мнению автора, все же "ключом" к общей проблеме. К ним он относит вопрос о принадлежности Канарских и Балеарских островов. Ни одна из трех крупных средиземноморских держав не может без опасности для себя допустить переход этих островов к другой, но при этом главная опасность, по мнению автора, заключается не столько в самом формальном переходе, сколько в предоставлении "привилегий в области морского, военного и воздушного строительства"7 . В этом аспекте ряд авторов рассматривает также проблему Гибралтара, крупный недостаток которого заключается в отсутствии достаточной территории для аэропорта и в зависимости от внешнего снабжения8 . Проблеме Палестины и полной неудач политике "мандатария" (т. е. Великобритании) посвящены отчет специальной комиссии9 и ряд статей, характеризующих экономическое положение Палестины10 .

Конвенция в Монтре о проливах (1936 г.) рассматривается в статье H. N. Howard11 . Две статьи12 трактуют о Суэцком канале. О Мальте и Кипре, имеющих такое крупное политическое и стратегическое значение в случае войны Великобритании с какой-либо из средиземноморских стран, автор указывает статьи несколь-


1 "Hegemony in the Mediterranean". "Foreign Affairs". Vol. 14, pp. 387 - 397. 1935 - 1936.

2 Fawcell, C. B. "A political geography of the British Empire". London. 1933; Cole, D. H. "Imperial Military Geography". London. 1933; By water, H. C. "The Changing balance of forces in the Mediterranean".

3 "French policy in N. Africa and in Syria". "International Affairs". Vol. 16, pp. 263 - 279. 1937.

4 "Les routes imperiales francaises". "Revue des deux rnondes". Vol. 35, pp. 286 - 304. 1936.

5 "The Mohameddan World". "Geographical Review". Vol. 14, pp. 62 - 74. 1924.

6 "La France en Mediterranee orientale". "Revue des deux mondes". Vol. 38, pp. 515 - 536. 1937.

7 "The Balearic Islands in Mediterranean strategy". "Foreign Affairs". Vol. 15. pp. 384 - 395. 1934 - 1937; Gilbert, E. W. "The Human Geography of Mallorca". "Scottish Geographical Magazine". Vol. 50, pp. 129 - 147. 1934; "Influence of the british occupation on the human geography of Menorca", "Scottish Geographical Magazine". Vol. 52, pp. 375 - 390. 1936.

8 Fawcett "A political geography of the British Empire".

9 "Palestine Royal commission Report". Cmd. 5479. London. 1937.

10 Braunthal, J. "Arabs and Jews in Palestine". "Contemporary Review". Vol. 149, pp. 466 - 474. 1936; Gottmann, J. "The Pioneer Fringe in Palestina". "Geographical Review". Vol. 27, pp. 550 - 565. 1937.

11 "The straits after the Monireux Conference". "Foreign Affairs". Vol. 15, pp. 199 - 202. 1936 - 1937.

12 Glasgow, G. "The Sudan and Suez Canal". "Contemporary Revitw". Vol. 149, pp. 357 - 368. 1936; Hoskins, H. L. "The Suez Canal in time of war". "Foreign Affairs". Vol. 14, pp. 93 - 101. 1935 - 1936.

стр. 143

них английских специалистов1 . В связи с этими последними поставлен вопрос, сможет ли Великобритания в случае войны пользоваться Средиземным морем как торговым путем, принимая во внимание расстояние в 1900 миль от Гибралтара до Порт-Саида, относительную узость пути, глубину моря, благоприятствующую подводной войне, и обилие морских и воздушных баз разных стран. На этот вопрос дается ответ, что, по всем вероятиям, придется для торговых судов избрать старый путь - вокруг мыса Доброй Надежды. Британским правительством уже принимаются в связи с этим меры к укреплению и улучшению этого пути. В частности для сокращения этого пути выдвигается проект постройки железной дороги от Benguela (порт в Анголе, на Атлантическом побережье Африки) до Beira в Мозамбике в Индийском океане2 , поперек материка.

Обзор, даваемый автором, конечно, далеко не полон. При этом использован главным образом английский материал, что придает обзору односторонний характер, но вместе с тем ярко отражает тревожные опасения "владычицы морей" за ее заморские владения.


1 Newman, E. W. P. "The Malta situation". "Contemporary Review". Vol. 145, pp. 151 - 157. 1934; Richmond, H. W. "The Strategy of the Mediterranean". "Foreign Affairs". Vol. 14, pp. 274 - 282. 1935 - 1936.

2 Richmond, указанное соч.; Bywater, указанное соч.; De la Valette, J. "Eastern Trade routes and the Middle Sea". "Asiatic Review". Vol. 32 (N. S.), pp. 653 - 658. 1936; Cole указанное соч.; Kingston "Mc. Cloughry; E. J. "Winged Warfare". London. 1937.

 


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/История-нового-времени-ИСТ-Г-СРЕДИЗЕМНОМОРСКАЯ-ПРОБЛЕМА

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Lidia BasmanovaКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Basmanova

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Ф. КУБЛИЦКИЙ, История нового времени. ИСТ Г. СРЕДИЗЕМНОМОРСКАЯ ПРОБЛЕМА // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 22.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/История-нового-времени-ИСТ-Г-СРЕДИЗЕМНОМОРСКАЯ-ПРОБЛЕМА (дата обращения: 28.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Ф. КУБЛИЦКИЙ:

Ф. КУБЛИЦКИЙ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Lidia Basmanova
Vladivostok, Россия
768 просмотров рейтинг
22.08.2015 (3141 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
24 часов(а) назад · от Денис Николайчиков
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
2 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
7 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
8 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
9 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев
ПРОБЛЕМЫ ИНДИЙСКОЙ ДЕРЕВНИ
Каталог: Экономика 
10 дней(я) назад · от Вадим Казаков

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
История нового времени. ИСТ Г. СРЕДИЗЕМНОМОРСКАЯ ПРОБЛЕМА
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android