Libmonster ID: RU-7505
Автор(ы) публикации: А. ВЕРШИНСКИЙ

Просеминары как один из методов учебной работы известны в практике как дореволюционной высшей школы, так и советских вузов, но печатных работ, подытоживающих практику просеминарской работы, у нас почти нет. Объясняется это тем, что каждый вузовский преподаватель работал по-своему, его опыт считался личным делом, не обсуждался, не делался общественным достоянием, а тем более не публиковался в печати.

В прошлом учебном году в связи с проведением просеминарских занятий по ряду дисциплин появились некоторые материалы, касающиеся вопросов содержаний и характера просеминарских работ в вузах. Нам известны по крайней мере три методических разработки на эту тему: а) указания Наркомпроса РСФСР, б) материалы, составленные Калининским пединститутом и в) тезисы доклада о методах семинарской работы по историческим дисциплинам, сделанного на курсах для директоров педвузов в Ленинграде. За исключением последних тезисов все имеющиеся материалы не говорят специально об исторических дисциплинах; к тому же почти все методические разработки большей частью затрагивают вопросы вузовской методики в общих чертах.

Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 16 мая с. г. о преподавании гражданской истории в школе бесспорно должно способствовать активизации работы над методами преподавания в вузах применительно к отдельным дисциплинам. Общие указания есть. Их немало. Теперь нужна детальная работа по каждой дисциплине, работа углубленная, а не скольжение по поверхности, до настоящего времени наблюдавшееся в практике методической работы вузов. Необходимо теперь же организовать обмен опытом между вузами, подвергнуть анализу всю систему занятий по истории в связи с новыми планами исторических факультетов, выработанными Наркомпросом.

Не претендуя на то, чтобы полностью исчерпать вопрос, хотелось бы поделиться итогами опыта веления просеминаров, изложить свои взгляды на их содержание и организацию, установить, какими они должны быть в связи с новыми задачами подготовки преподавателя историка для средней школы.

Термин "просеминар" в прошлом учебном году объединял самые разнородные виды занятий: работу с книгой (по не учебникам), работу с источником, повторение и закрепление материала лекций и т. д.

Не отрицая пользы, а подчас и необходимости различного рода способов укрепления пройденного материала и его расширения, в особенности с аудиторией, имеющей недостаточную подготовку, вместе с тем нельзя считать это укрепление и расширение единственной целью просеминара.

стр. 56

Всякий метод работы в вузе должен соответствовать основный задачам высшего образования. По отношению к истории эти задачи могут быть сформулированы так: 1) научить студента на основе правильной научной методологии овладеть определенной суммой знаний, 2) дать представление об основных исторических источниках, 3) и основное - научить самостоятельно применять метод материалистической диалектики к исследование исторического процесса, чтобы студент не только знал его динамику (на основе изложения профессора или книги), но и сам мог разобраться в узловых вопросах по важнейшим источникам той или другой эпохи. Говоря коротко, суть высшего образования историка сводится к ответу на два вопроса: 1) где найти исторический источник и научную литературу по изучаемому вопросу и 2) как на основе исторического материализма понять, проанализировать и сделать самостоятельно обобщения.

Как ни странно, но в отношении исторического образования именно анализу составных элементов исторического знания - особенно источнику и основной научной литературе - не уделялось должного внимания, а потому и получалось положение, при котором молодой преподаватель-историк, вышедший из педвуза, не умел приложить теорию исторического материализма к практике, не умел в школе даже как следует использовать хрестоматии по истории.

Сравнивая историка с инженером, хочется спросить, каковы были бы знания инженера, если бы он студентом видел и изучал машины, но не умел чертить детали, из которых они состоят? А ведь в высшей педагогической школе дело обстояло именно так: "детали" и "составные части" исторического процесса не изучались, и конечно оканчивавшие курс в большинстве случаев не знали и не умели их применять.

В этой взаимной связи задач исторического образования и методов работы нужно рассматривать и вопрос о просеминарских занятиях по историческим дисциплинам.

Под просеминаром в условиях дореволюционного университетского преподавания разумелись самостоятельные упражнения студентов под руководством научного работника, в первичном анализе источников и основной литературы по той или другой эпохе или по отдельному вопросу, способствующие углубленному пониманию курса или отдельной проблемы. Огромным недостатком как просеминара, так и семинара было то, что студент работал только над своей темой, а при остальных только "присутствовал", иногда выступая в прениях.

Этот прежний опыт должен быть учтен и теперь при построении занятий просеминарского и семинарского типа.

Исходя из целей и задач высшего исторического образования, с одной стороны, и из недостатков организации просеминаров в прежнее время, с другой, определим содержание просеминарских работ и методику их организации и проведения.

На наш взгляд, содержание просеминарских работ должно состоять не в "разучивании" со студентами тем предшествовавших лекций, хотя бы с расширением объема материала. Не следует подменять этим выработку у студента навыков к самостоятельной работе с научной книгой. Содержание работы просеминара должно состоять: 1) из изучения основной литературы вопроса целью приобретения навыков в сопоставлении и критическом подходе к неверным научным взглядам тех или других авторов; 2) главное - в ознакомлении - параллельно с курсом - источниками, в приобретении уменья их интерпретировать и анализировать и 3) в приобретении навыков связывать изучаемое явление с наблюдениями из области "живой истории" (пережитки, памятники материальной культуры и т. п.) там,

стр. 57

где это возможно (курс истории доклассового общества, истории СССР, меньше - истории Запада).

Следует особенно подчеркнуть значение изучения исторических источников. Если не поставить дела именно так, то с уверенностью можно сказать, что студенты будут знать более или менее достаточно только тот круг источников, который впоследствии войдет в содержание семинара и темы дипломной работы. В остальных случаях знакомство будет "по-наслышке".

Может ли сколько-нибудь серьезно удовлетворить теперешняя постановка изучения источников в исторических курсах? На это в программах обычно отводилась двухчасовая лекция в начале курса (см. программы Наркомпроса по истории доклассового общества, Древнего Востока, античного общества) или же об источниках совсем не упоминалось (программы Наркомпроса по истории России и народов СССР).

Может ли это изучение серьезно заменить бывший в 1933 - 1934 учебном году, а в новом учебном плане 1934/1935 г. исторических отделений выпавший из плана специальный курс источниковедения? Конечно нет. Даже за 65 часов, отводившихся на этот курс, бесспорно можно дать только знание общих приемов подхода к источникам, но не ознакомить студентов с основными памятниками по отдельным эпохам, а тем более научить интерпретировать их. Следовательно упор на изучении исторических источников должен быть сделан в просеминарских занятиях.

Так решается вопрос о содержании просеминарских работ по истории.

Переходим теперь к их организации. Первым вопросом здесь является вопрос о том, как должны итти просеминары - параллельно общему курсу истории или отдельно от него. Принципиальное решение вопроса во многом зависит от привходящих факторов: уровня развития студентов, ведения курса и просеминара одним и тем же лицом или разными, возможности контакта тем курса и просеминара и т. д.

На I курсе нам казалось бы целесообразным просеминарские занятия вести после усвоения общего курса, когда в результате работы первого полугодия студент получит некоторый запас знаний, наблюдений.

Просеминар может вестись в конце семестра как занятие, углубляющее и дополняющее курс лекций и способствующее углубленному пониманию предмета.

На II и III курсах целесообразнее било бы вести просеминарские занятия параллельно прорабатываемым о делам курса истории.

Как строить просеминарские занятия? Здесь возможны две системы: первая - доклады студентов на определенные, заранее намеченные для каждого темы; вторая - работа каждого студента над определенным циклом источников эпохи, ведущаяся всей группой совместно под руководством преподавателя. Каждая из этих систем имеет свои достоинства и недостатки.

Первая система способствую более углубленному пониманию вопроса путем привлечения необходимой литературы в том размере, который не может уложиться в рамки учебного времени. Недостаток его - знаний студентом только одного изучаемого вопроса при слабой проработке остального материала, а иногда и при полной пассивности студента на протяжении всех занятий просеминара.

Вторая система - разбор и комментирование источника студентами в аудитории - бесспорно имеет то преимущество, что активности всей аудитории остается в течение всего периода занятий. Его дефектами являются: а) затруднения, вытекающие из недостатка времени на углубленный анализ источника и относящейся к нему литературы; б) мень-

стр. 58

шая ответственность студентов на поручаемый им для разработки вопрос.

Нам кажется, что недостаток первой системы, испытанной в практике вузов, более существенен. Недостатки второй - устранимы. Вот почему казалась бы целесообразной комбинация двух систем.

Приняв за основу просеминарских занятий разбор и комментирование источника, необходимо дополнить его докладами каждого студента по специальной, порученной ему теме.

При этом условии ход просеминарских занятий мог бы наметиться в следующих чертах:

1) Определение круга тем просеминарских работ. Они должны состоять в изучении главных источников каждой исторической эпохи, параллельно с читаемыми курсами (например в первом полугодии по общему курсу истории СССР - феодализм в древней Руси).

2) Отбор основных вопросов для проработки их по источникам с охватом наиболее типичных из них, но с привлечением литературы как вспомогательного материала к темам.

3) Поручение каждому студенту специального вопроса или полтемы для анализа и изучения с таким расчетом, чтобы все узловые вопросы темы были охвачены всей аудиторией.

4) Подготовка всех студентов к разбору темы-доклада путем ознакомления с текстом источника и с привлечением минимума дополнительной литературы.

5) Проведение просеминарского занятия, которое может состоять примерно из: а) анализа содержания источника докладчиком-студентом - при условии предварительного знакомства с ним всех студентов - и комментария, который к нему дается студентом, специально готовившимся к этой подтеме по основной литературе; б) высказываний аудитории; в) обобщений, поправок и оценки произведенной работы преподавателем и г) фиксации этих обобщений студентами.

Что же достигается при этой комбинированной системе просеминарских работ?

Во-первых, изучение всеми студентами всех основных источников темы просеминара; во-вторых, углубление работы путем привлечения научной литературы к каждой подтеме," делающееся достоянием всех студентов; в-третьих, максимальная активность всей аудитории на протяжении всего периода занятий, дающая возможность действительно полного и всестороннего углубления курса на основе изучения первоисточников.

Просеминар, построенный таким именно образом, будет в состоянии дать подлинное знание источников по каждой эпохе, являющееся базой, с одной стороны, для специализации по отдельным проблемам в семинарских занятиях на III и IV курсах, с другой стороны, обеспечит будущему преподавателю истории в средней школе возможность широкого применения хрестоматийного материала. Последнее поможет углублению знаний и устранению того ненормального положения, когда преподаватель в школе не решается применить хрестоматию из-за незнания источников или же из-за неумения правильно вскрыть классовый их характер.

Если просеминарские занятия от "разучивания материала", от "пережевывания" пройденного переедут к просеминару, являющемуся предварительной работой в лаборатории исторического знания, готовящей к на-

стр. 59

учной работе, если просеминарским работа, будет уделено внимание и время, то вопрос о качестве подготовляемого в педвузах преподавателя истории средней школы будет решен в положительном направлении.

Могут сказать, что все это хорошо для вновь организуемых исторических факультетов, но не дело педвузов заниматься столь углубленной работой, так как они готовят не исследователя, а педагога. На это надо ответить, что каждый советский педагог-историк должен быть в известной степени исследователем; противопоставлять научно-исследовательскую работу педагогической - неверно. Та и другая неразрывно связаны друг с другом.

Одна из очередных задача кафедр истории в данное время - это отбор круга тех основных источников, которые должны быть включены в работу просеминаров по каждому историческому курсу.

 


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/КАКИМ-ДОЛЖЕН-БЫТЬ-ПРОСЕМИНАР-ПО-ИСТОРИЧЕСКИМ-ДИСЦИПЛИНАМ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Lidia BasmanovaКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Basmanova

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

А. ВЕРШИНСКИЙ, КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПРОСЕМИНАР ПО ИСТОРИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 22.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/КАКИМ-ДОЛЖЕН-БЫТЬ-ПРОСЕМИНАР-ПО-ИСТОРИЧЕСКИМ-ДИСЦИПЛИНАМ (дата обращения: 28.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - А. ВЕРШИНСКИЙ:

А. ВЕРШИНСКИЙ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Lidia Basmanova
Vladivostok, Россия
1218 просмотров рейтинг
22.08.2015 (3141 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
22 часов(а) назад · от Денис Николайчиков
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
2 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
7 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
8 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
9 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев
ПРОБЛЕМЫ ИНДИЙСКОЙ ДЕРЕВНИ
Каталог: Экономика 
10 дней(я) назад · от Вадим Казаков

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПРОСЕМИНАР ПО ИСТОРИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android