Libmonster ID: RU-14595
Автор(ы) публикации: Н. СЭВЭР

Долгие годы Ближний Восток является одной из самых "горячих" точек планеты. Длительность ближневосточного кризиса волнует прогрессивные круги многих стран, требующие мирного урегулирования конфликта, безотлагательного и справедливого решения палестинской проблемы, лежащей в его основе. Не случайно столько внимания уделяет ей и Организация Объединенных Наций. В частности, в 1978 г. специальной секцией по правам палестинцев при ООН был выпущен сборник работ о генезисе палестинской проблемы1 . Ценность этого издания состоит в том, что наряду с официальными документами в нем широко представлены мемуарные и эпистолярные источники. Сопоставление их с уже известными материалами дает возможность подробнее ознакомиться с тем, как в начале нынешнего века завязывался "палестинский узел".

Палестина стала предметом особых вожделений главных капиталистических держав вскоре после открытия Суэцкого канала (1869 г.) - основного в то время пути мировых морских коммуникаций, соединявшего метрополии Европы с их колониями в Африке и Азии. В конце XIX в. европейские державы стремились укрепить свои позиции в этой провинции дряхлевшей Османской


1 "The Origins and Evolution of the Palestine Problem". Pt. 1: 1917 - 1947. N. Y. 1978.

стр. 183


империи. Они активно насаждали в Палестине, традиционном центре иудаизма, христианства и мусульманства, различные религиозные учреждения и миссии, часто используемые ими далеко не в религиозных целях. Так, Англия наряду с археологическими раскопками "святых мест" вела параллельно топографическую съемку местности и военно-политическую разведку2 .

Борьба за Палестину резко обострилась в годы первой мировой войны. Наиболее активно действовала Англия, интенсивно осуществлявшая на Ближнем и Среднем Востоке колониальную экспансию. Еще в 1882 Е, англичане оккупировали Египет, в 1906 г. заняли Синайский полуостров. Палестина оказалась совсем рядом, и, когда началась мировая война, они решили воспользоваться ею, чтобы овладеть этим районом с помощью оружия. Поскольку арабы вели тогда освободительную борьбу против османского гнета, англичане заключили с ними соглашение о совместных действиях с обязательством создать после войны несколько независимых арабских государств. Соглашение было оформлено в виде переписки между верховным комиссаром Великобритании в Египте Г. Макмагоном и шерифом Мекки Хусейном, известным своими антитурецкими взглядами. В письме Макмагону от 14 июля 1915 г. Хусейн, требуя независимости арабских стран"3 , очертил границу будущих свободных государств: "На севере - у Мерсина, вверх к Адану до 37° широты, на этом градусе проходит через Биреджик, Урфу, Мардин, Мидьят, Джизре, Имадию до персидской границы; на востоке - по границе с Персией до залива Басра (Персидского. - Н. С. ); на юге - по Индийскому океану, за исключением Адена, который должен остаться, как он есть4 ; на западе - по Красному морю и Средиземному морю до Мерсина"5 . Иначе говоря, районы, требуемые Хусейном, включали в себя Аравийский полуостров без Адена и территории, где сейчас находятся Сирия, Ирак, Ливан, Иордания и Израиль.

В ответном письме от 25 октября 1915 г. Макмагон пытался ограничить район будущей арабской независимости, исключив из него некоторые области. При этом он, не стремясь быть столь точным, как его корреспондент, все же писал: "Два округа - Мерсина и Александретты и часть Сирии, расположенной к западу от округов Дамаска, Хоме, Хама и Алеппо (Халеб. - Н . С.), не могут быть названы чисто арабскими и должны быть исключены из требуемых пределов"6 . Далее им провозглашалось, однако, что "Великобритания готова признать и поддержать независимость арабов во всех районах в пределах, требуемых шерифом Мекки"7 . Иными словами, англичане исключали лишь береговую область современной Северо-Западной Сирии и северной части Ливана. О Палестине при этом не говорилось ни слова. Поэтому Хусейн и все арабы справедливо полагали, что Англия относит ее к числу будущих арабских суверенных государств. Что же касается районов, исключенных Макмагоном из перечисленных Хусейном территорий, то они рассматривались как относящиеся к сфере интересов Франции8 .

Хусейн весьма неохотно согласился тогда отложить на время решение вопроса об этих землях, но не отказался от своих требований независимости и для этого района. "При первой благоприятной возможности, - писал он Макмагону, -...мы потребуем у Вас то, на что пока мы не претендуем и что мы сейчас оставляем Франции в Бейруте и на его побережье"9 . Хусейн, разумеется, не мог предвидеть, что не только исключенные Макмагоном территории, но и другие арабские земли в этом регионе долго еще не получат ни независимости, ни самоуправления. Что же касается Палестины, то она, по британскому плану, должна была стать английской колонией. Свои притязания на Палестину предъявляла и Франция. Россия выступала против английского или французского владычества в этом регионе. Таким образом, Палестина заняла немаловажное место в международной политике.

Стремясь, с одной стороны, сохранить во время мировой войны союз с Францией и Россией, а с другой - обеспечить себе твердые позиции в Палестине, англичане заключили с союзниками по Антанте компромиссное соглашение о разграничении азиатских,


2 В. Б. Луцкий. Палестинская проблема. М. 1946, стр. 8.

3 "The Origins and Evolution...", p. 5.

4 Аден, укрепленный порт на юге Аравийского полуострова, в 1839 г. был занят англичанами. Являлся одним из важнейших опорных пунктов британского колониального господства.

5 "Great Britain and Palestine. 1915 - 1945". L.-N. Y. 1946, p. 5.

6 Ibid.

7 Ibid.; "The Origins and Evolution...", p. 5.

8 "The Origins and Evolution...", p. 7.

9 Ibid.

стр. 184


в основном арабских, владений Турецкой империи на сферы влияния. В мае 1916 г. державы Антанты приняли соглашение Сайкса - Пико, названное по именам подготовивших его британского дипломата П. Сайкса и французского дипломата Ф. Жорж-Пико. "Имея в виду обеспечение религиозных интересов держав Антанты, Палестина со святыми местами отделяется от турецкой территории и подчиняется особому режиму, который должен быть определен соглашением между Россией, Францией и Великобританией"10 . Таким образом, обещание, данное арабам Англией, оказалась в вопиющем противоречии с тем, о чем договорились между собой великие державы. Однако и то, и другое было для Великобритании лишь вынужденным шагом. Она и не думала выполнять это обещание и договоренность. Истинная ее цель заключалась, с одной стороны, в том, чтобы обмануть арабские народы и обойти союзников, а с другой - при первом удобном случае уклониться от данных обязательств, ибо они не устраивали ее. Арабы требовали независимости (это противоречило британским целям), союзники - международного управления для Палестины, Англия же стремилась утвердить там свое безраздельное господство. Желая обойти союзников и укрепить собственные позиции в Палестине, она использовала притязания сионистов на создание здесь "еврейского национального очага".

Еще до первой мировой войны среди членов британского кабинета были заметны просионистские настроения. Особенно усилились они после того, как сионисты начали домогаться контактов с британскими государственными деятелями. В 1906 г. лидер сионистов проанглийской ориентации Х. Вейцман встретился с лидером британских консерваторов А. Бальфуром. Вспоминая эту встречу, последний назвал Вейцмана "человеком, который сделал меня сионистом"11 . Однако не Вейцман и не сионизм как таковой интересовали Бальфура и его сторонников. Их привлекли перспективные для британского империализма планы сионистов, чья тактика в военное время преследовала четыре цели: "1) союзническая победа; 2) установление британского протектората над Палестиной; 3) взаимное соглашение, которое, как только Британия получит протекторат, облегчит въезд в Палестину одному миллиону или более того евреев в течение 20 - 30 лет; 4) соглашение о том, что протекторат поставит Палестину под контроль евреев, которые должны будут продолжать служить британским интересам на Суэцком канале, составив оплот по защите этого водного пути"12 . Понятно, что план сионистов был по душе Англии: во-первых, сионисты не требовали независимости для Палестины, а напротив, стремились к британскому покровительству; во-вторых, за разрешение еврейской иммиграции они готовы были действовать в интересах Англии.

Англия нашла в лице сионистов незаменимых клевретов. Недаром Бальфур в феврале 1916 г. сказал Вейцману, работавшему под его началом в военном министерстве: "...После войны вы сможете получить свой Иерусалим"13 . Не случайно также еще в январе 1915 г. в Англии был опубликован официальный меморандум "Будущее Палестины", в котором поддерживалась еврейская иммиграция в Палестину под покровительством Великобритании14 . Таким образом, к двум противоречивым обязательствам, данным арабам и союзникам по Антанте, Англия прибавила третье, данное сионистам. Причем именно последнее она намеревалась выполнить полностью, ибо предвидела все преимущества союза с сионистами. Во-первых, с их помощью она надеялась закрепить свое господство в Палестине при самых незначительных затратах собственных людских и денежных ресурсов; во-вторых, создав численное большинство евреев в Палестине, она хотела с их помощью притеснить местное арабское население, требовавшее независимости; и, наконец, она надеялась извлечь экономические и политические выгоды для себя. Поэтому после первой мировой войны сионисты получили возможность выполнить все четыре вышеуказанных пункта своей программы.

В силу особого интереса к планам сионистов Англия исподволь, еще до наступления на Палестину, готовила декларацию, определившую все последующее ее развитие, с учетом сионистских интересов. Более того, лидеры сионистов принимали непосредственное участие в подготовке текста декларации. Вейцман писал: "В конце января 1917 г. я представил сэру Марку Сайк-


10 "Great Britain and Palestine...", p. 7.

11 A. R. Taylor. Prelude to Israel (An Analysis of Zionist Diplomacy). 1897 - 1947. L. 1961, p. 9.

12 Ibid., p. 12.

13 Ibid., p. 15.

14 Ibid., p. 12.

стр. 185


су меморандум, приготовленный нашим комитетом, и имел несколько предварительных совещаний с ним... Документ назывался "План программы для еврейского возрождения Палестины в соответствии со стремлением сионистского движения"15 . В июле 1917 г. проект декларации был представлен английскому правительству. Декларация "признавала Палестину национальным очагом еврейского народа и предусматривала учреждение с этой целью некоей еврейской национальной колонизационной корпорации для новых поселений и экономического развития страны"16 . Каждый из вариантов документа (их примерно шесть) обсуждался и британским правительством, и сионистами. Кроме того, декларация предварительно согласовывалась с правительством США17 . Палестинские арабы не только не участвовали в обсуждении, но даже не знали о подготовке декларации.

После того как арабская армия эмира Фейсала (сына шерифа Хусейна), выполняя принятые обязательства, помогла английскому генералу Э. Г. Х. Алленби в октябре 1917 г. прорвать линию турецкой обороны и войти в Палестину, которая фактически оказалась под управлением британской военной администрации, Англия отказалась от своих обещаний арабам. Отвергая их право на независимость, она опубликовала 2 ноября 1917 г. декларацию Бальфура, возвещавшую о том, что правительство Великобритании обязуется "благосклонно относиться к учреждению в Палестине национального очага для еврейского народа"18 и с этой целью способствовать еврейской иммиграции в страну. Жизненные права и воля местного арабского населения игнорировались. Один из исследователей, А. Костлер, справедливо охарактеризовал декларацию как документ, в котором "одна нация обещает другой нации землю, которая принадлежит третьей: нации"19 .

После Великой Октябрьской социалистической революции в Советской России были опубликованы дипломатические акты царской России, в том числе и соглашение Сайкса - Пико, показавшее арабам и народам всего мира, чего стоят обещания империалистических держав. 7 ноября 1918 г. в совместной англо- французской декларации для успокоения арабского мира было заявлено, что победители в войне имеют в виду "полное и определенное освобождение арабских народов и установление национальных правительств и администрации, получивших свои полномочия по инициативе и свободному выбору местного населения"20 . Однако и это обещание оказалось лишь красивой фразой.

Работа Парижской мирной конференции в 1919 - 1920 гг. по подготовке мирных договоров с побежденными и принятые ею решения о дальнейшей судьбе Палестины ярко иллюстрируют, как при перекройке карты мира империалистическими державами создавались узлы острейших международных противоречий. Палестина была одним из таких узлов. В результате того, что регламент конференции обеспечивал главенствующую роль Англии, Франции и США, вопросы на ней были решены так, как того хотели эти державы. Арабский мир, например, представляла в Париже только делегация Саудовской Аравии, руководимая эмиром Фейсалом. Он еще раз заявил тогда о стремлении арабов к независимости. Однако, находясь под влиянием британских официальных лиц, он полностью полагался на лондонское правительство, выступившее в качестве поручителя за его участие в конференции. Иным оказалось положение сионистов, которым Англия недвусмысленно обеспечила поддержку. Они выступили с детально разработанным меморандумом, предварительно отредактированным специальным комитетом высокопоставленных британских чиновников, и потребовали, чтобы "Палестина была поставлена в такие политические, административные и экономические условия, которые обеспечат учреждение здесь еврейского национального очага и в конце концов сделают возможным создание автономного государства"21 .

Узнав о требованиях сионистов, арабы на общем Сирийском конгрессе, проходившем с участием представителей Ливана и Палестины, приняли резолюцию, в которой требовали полной независимости для Сирии (включая Ливан и Палестину) и отвергали любые формы иноземного влияния и контроля в этом районе. Относительно создания "еврейского национального очага" в Палестине участники конгресса заявили: "Мы отклоняем притязания сионистов на созда-


15 "The Origins and Evolution...", p. 14.

16 Ibid.

17 Ibid.

18 Ibid., p. 9.

19 Цит. по: Darwazah Al-Hakam. A Short Survey of the Palestine Problem. Beirut. 1966, p. 17.

20 "The Origins and, Evolution...", p. 6.

21 Ibid., p. 26.

стр. 186


ние еврейского государства в южной части Сирии, известной как Палестина, и противимся сионистской миграции в любую часть нашей страны, ибо мы не признаем их права и считаем их угрожающей опасностью для нашего народа с национальной, экономической и политической точки зрения. Наши еврейские соотечественники будут пользоваться нашими, общими правами и обязанностями"22 .

Резолюция была передана прибывшей в Дамаск специальной комиссии Кинга - Крейна, назначенной президентом США В. Вильсоном от имени Парижской конференции для исследования положения дел на Арабском Востоке. Комиссия в своем отчете указала: "Нееврейское население Палестины, составляющее 9/10 всего населения23 , решительно против осуществления всей сионистской программы... На что угодно другое население Палестины согласилось бы скорее, чем на это"24 . Комиссия сочла необходимыми "серьезные изменения в экстремистской сионистской программе неограниченной иммиграции"25 и обратила внимание мирной конференции на то обстоятельство, что антисионистские чувства в Палестине и Сирии весьма сильны. "Часто приводимое сионистскими представителями мнение о том, что они "имеют право на Палестину", - говорилось в отчете, - основанное на периоде проживания две тысячи лет тому назад, с трудом может рассматриваться серьезно"26 .

Выводы и рекомендации комиссии были, однако, игнорированы, а решение палестинского вопроса передано на рассмотрение Лиги наций, под прикрытием которой империалистические державы проводили раздел колоний путем раздачи мандатов. Английскую политику в отношении Палестины весьма красноречиво и довольно цинично охарактеризовал Бальфур, заявивший лидеру американских сионистов Дж. Брандьесу: "Палестина представляет собой уникальную ситуацию. Мы имеем дело не с желанием существующего общества (арабского населения. - Н. С .), а сознательно стремимся к воссозданию нового общества, определенно основанного для численного большинства в будущем"27 . Англия сознавала, что простое включение Палестины в сферу ее влияния недостаточно, и стремилась создать там значительное еврейское население, которое должно было стать оплотом британской мандатной администрации на Ближнем Востоке. Жизненные права арабского населения, таким образом, сознательно отбрасывались. Еще выразительнее высказался Бальфур после подписания Версальского мира. В меморандуме министру иностранных дел лорду Керзону 11 августа 1919 г. он писал: "Противоречие между буквой статьи Версальского договора об учреждении Лиги наций и политикой союзников еще более вопиющее в деле "независимости нации" Палестины, чем в такой же "независимости нации" Сирии. Ибо в Палестине мы не предложили даже создать видимость консультации с желанием настоящих жителей этой страны... Четыре великие державы твердо стоят на позиции сионизма. И сионизм... гораздо важнее, чем желания и предубеждения 700 тыс. арабов, которые сейчас населяют эту древнюю землю"28 .

Бывшие владения Турции были поделены 25 апреля 1920 г. Верховным советом союзных держав на конференции в Сан-Ремо, и в результате компромиссного решения по общему согласию Палестину передали под опеку Англии. Это решение игнорировало ст. 22 Версальского договора, гласившую, что "желание местных обществ должно быть решающим фактором при избрании мандатария"29 . Сионисты принимали непосредственное участие в подготовке проекта мандата, стремясь добиться его одобрения Лигой наций. Позднее Вейцман вспоминал, как "в течение многих месяцев вел борьбу за мандат"30 . Активность сионистов настораживала некоторых членов британского кабинета, предвидевших, что энергия, с которой те добивались своих целей, и их экспансионистские наклонности могут привести в будущем к нежелательным последствиям для Англии. Опасения по этому поводу выразил и лорд Керзон при обсуждении преамбулы мандата. Относительно фразы "признание исторических прав евреев на Палестину" он, по словам Вейцмана, "сухо заме-


22 Ibid., p. 27.

23 К 1920 г. население Палестины насчитывало 750 тыс. человек, из которых менее 67 тыс. составляли евреи (A. M. Haymson. Palestine under the Mandate 1920 - 1948. L. 1950, p. 37).

24 F. A. Sayegh. Zionist Colonialism in Palestine. Beirut. 1965, p. 42.

25 R. P. Stevens. Zionism and Palestine before the Mandate. A Phase of Western Imperialism. Beirut. 1972, p. 39.

26 "The Origins and Evolution...", p. 28.

27 Ibid.

28 Ibid., p. 29.

29 Ibid., p. 89.

30 Ibid., p. 30.

стр. 187


тил: "Если Вы сформулируете это так, я смогу видеть Вейцмана, входящего ко мне через день и заявляющего, что он имеет право делать в Палестине это, то или что угодно другое. Мне этого не надо". Как компромисс, заключал Вейцман, Бальфур предложил формулу "исторической связи", и было принято "исторической связи"31 . Учитывая выгодность союза с сионистами, осторожные британские политики предвидели тем не менее, что в будущем сионисты тоже могут потребовать независимости, и потому старались избегать многообещающих формулировок, предпочитая им расплывчатые фразы.

Лига наций 24 июля 1922 г. одобрила решение конференции в Сан-Ремо и предоставила Англии мандат на Палестину, который вступил в силу в сентябре 1923 года. Нарочитая неопределенность формулировок в декларации Бальфура и в мандате позволяла Англии толковать их в зависимости от того, как это было выгодно ей в каждом конкретном случае. Но думается, что не менее важна, с другой стороны, своеобразная четкость и декларации Бальфура, и мандата, ибо как раз она связана с теми острейшими противоречиями, из которых состоял завязанный Англией и скрепленный Лигой наций "палестинский узел". Именно "деловитость" этих документов позволяет судить об их несправедливости и неправомерности. Мандат, как и декларация Бальфура, требовал от мандатария создания "таких политических, административных и экономических условий, которые обеспечат образование еврейского национального очага в Палестине", а также обязывал мандатные власти "облегчить еврейскую иммиграцию в Палестину". Предусматривалась также организация специального Еврейского агентства, которое "должно быть признано как общественный орган для совещания и сотрудничества с администрацией Палестины" при создании "еврейского национального очага". Никакого органа, который служил бы интересам арабов, создавать не предполагалось. В противовес исконным правам и желанию арабского населения мандат намечал в Палестине образование национального очага для иностранцев, стекавшихся из других земель.

Одобрив мандат, Лига наций одобрила тем самым беззастенчивое попрание суверенных прав палестинцев на независимость и самоопределение. В сборнике ООН справедливо отмечается: "Никто, ни Лига наций, ни тем более британское правительство, не вправе располагать Палестиной или даровать евреям какое- либо политическое или территориальное право на эту страну"32 . Просионистская направленность мандата насторожила даже некоторых английских политических деятелей. При обсуждении вопроса о нем в палате лордов возникла сильная оппозиция, но не против мандата как такового, а против того, что мандат давал слишком много сионистам и игнорировал интересы арабов. Дальновидные члены палаты опасались, не приведет ли эта игра с огнем к нежелательным последствиям для Англии. Лорд Саденхем, например, заявил: "То, что мы сделаем путем уступок не для еврейского народа, а для группы сионистских экстремистов, породит на Востоке гноящуюся рану, и никто не может предсказать, как далеко эта рана расширится"33 . Но именно к этому и стремились просионистские деятели в британском кабинете, полагая, что сумеют использовать арабо-еврейскую вражду как аргумент для дальнейшего сохранения оккупационных войск в Палестине и продолжения мандата. Вооруженная освободительная борьба населения Палестины, а также ряд других факторов вынудили позднее Англию отказаться от мандата.

Как известно, "палестинский узел" пыталась распутать ООН, предложив разделить страну на два государства - арабское и еврейское. Однако в результате агрессивных, экспансионистских действий Израиля арабское государство так и не было создано, а проблема палестинского народа, изгнанного со своей земли, существует и поныне, причем империалисты и сионисты используют ее в своих неблаговидных целях.


31 Ibid.

32 Ibid., p. 35.

33 Ibid., p. 32.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/КАК-ЗАВЯЗЫВАЛСЯ-ПАЛЕСТИНСКИЙ-УЗЕЛ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Россия ОнлайнКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Н. СЭВЭР, КАК ЗАВЯЗЫВАЛСЯ "ПАЛЕСТИНСКИЙ УЗЕЛ" // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 15.02.2018. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/КАК-ЗАВЯЗЫВАЛСЯ-ПАЛЕСТИНСКИЙ-УЗЕЛ (дата обращения: 29.03.2024).

Автор(ы) публикации - Н. СЭВЭР:

Н. СЭВЭР → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Россия Онлайн
Москва, Россия
922 просмотров рейтинг
15.02.2018 (2233 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
10 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
7 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
8 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
9 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
КАК ЗАВЯЗЫВАЛСЯ "ПАЛЕСТИНСКИЙ УЗЕЛ"
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android