Libmonster ID: RU-7769
Автор(ы) публикации: И. МЕРЗОН

Вышедший в этом году учебник по истории древнего мира под редакцией проф. Мишулина по содержанию и построению полностью совпадает с программой по этому курсу. Учебник делится на главы, а главы - на параграфы; каждый параграф охватывает содержание одного из уроков, на которые разбита программа. Таким образом, программа и учебник по истории древнего мира составляют единое целое. Это имеет большое принципиальное и практическое значение для методики построения урока.

Параграф имеет особые подзаголовки, или так называемые боковушки, которые обычно совпадают с пунктами программы по данному уроку. Это позволяет учителю сравнительно легко выделить стержневые вопросы урока и на них строить свое изложение.

Огромным достоинством учебника является обилие хорошо подобранных иллюстраций. Иллюстрации эти чрезвычайно разнообразны по своему содержанию (орудия труда, картины трудовой деятельности, изображения эксплоатации труда рабов и крестьян, классовой борьбы, военной техники, памятников культуры древнего мира и др.) и подобраны так, что являются органической составной частью текста. Конечно, наличие этих иллюстраций не освобождает учителя от необходимости использовать на уроках и другие наглядные пособия (настенные исторические картины, схемы, рисунки мелом на классной доске и др.).

В учебнике имеется также много раскрашенных исторических карт и планов. Карты эти явятся чрезвычайно ценными дополнениями к настенным историческим картам по истории древнего мира.

Но все богатейшие возможности для правильной постановки преподавания истории древнего мира, которыми располагает учитель в связи с выходом учебника, будут реализованы лишь при условии, что учитель овладеет историческим материалом и методикой работы с учебником.

1

Необходимо иметь в виду, что учебник включает лишь обязательный минимум учебного материала по истории древнего мира, который должен быть закреплен в памяти учащихся. Знания самого учителя должны быть неизмеримо шире материала, данного в учебнике. История, как и другие науки, с каждым годом обогащается новыми открытиями, учитель должен постоянно работать над расширением своих знаний. Известно ведь, что чем шире кругозор учителя, тем более полноценны те знания, которые он дает учащимся. Материал учебника истории должен являться для учителя как бы конспектом.

Учащиеся часто задают вопросы, выходящие за пределы содержания учебника. Поэтому и при наличии учебника необходимо использовать для подготовки к уроку основную историческую литературу.

Главным пособием для учителя является соответствующий материал из учебников по истории для вузов. Это учебники проф. Сергеева "Древняя Греция" и "Древний Рим". Учителю следует также использовать статьи из исторических журналов ("Исторический журнал", "Вестник древней истории", "Историк-марксист") и отдельные монографии.

В подготовке учителя к уроку большую роль играет изучение источников, которые собраны в хрестоматиях по истории древнего мира (см. "Хрестоматию по древней истории" под редакцией академика В. В. Струве).

Крайне важно также, готовясь к урокам, снова глубоко и основательно проштудировать соответствующие главы "Краткого курса истории ВКП(б)" и сочинений классиков марксизма-ленинизма, так как учитель должен изложить учащимся в доступ-

стр. 112

ной форме, такие сложные вопросы общественного развития, как матриархат, патриархат, родовой строй, возникновение классов, возникновение государства, сущность рабовладельческого строя, различные социальные реформы и т. д.

Необходимо, кроме того, подобрать к уроку отрывки из художественной литературы, соответствующие тематике урока, так как образная, занимательная форма подачи исторического материала способствует его прочному закреплению в памяти учащихся.

В качестве иллюстрации остановимся на том материале, который может быть использован для подготовки к уроку на тему "Реформы Солона".

Марксистское освещение этих реформ учитель найдет в пятой главе ("Возникновение Афинского государства") классического труда Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства" (Соч. Т. XVI. Ч. 1-я). Здесь Энгельс вскрывает корни конституции Солона, излагает ее сущность и те изменения, которые она внесла в социально-экономический и государственный строй Афин.

Большой фактический материал по реформам Солона имеется в учебнике проф. Сергеева "Древняя Греция" (гл. VI, § 2) под названием "Солон и его законодательство".

Важнейшими источниками для изучения реформ Солона является сочинение Аристотеля "Полития" и биография Солона, написанная Плутархом (отрывки из этих сочинений имеются в хрестоматии, составленной академиком Струве). В этой хрестоматии учитель найдет и подробное изложение реформ Солона, и интересный материал о борьбе Солона за остров Саламин. На уроке могут быть также использованы сохранившиеся отрывки из поэтических произведении Солона, в которых он излагает свое отношение к реформам. Это сделает урок более образным и эмоциональным.

2

Помимо углубленного изучения учителем материала урока необходима также и методическая подготовка к урокам.

Выход учебника выдвигает целый ряд новых вопросов в области методики проведения уроков. Если учащиеся, повторяя материал по учебнику в порядке домашней работы или следя на уроке по учебнику за рассказом учителя, увидят, что изложение его является лишь пересказом текста учебника, они перестанут его слушать, и он потеряет в их глазах всякий авторитет.

Для того чтобы сделать урок насыщенным и интересным, учитель должен, опираясь на факты, данные в учебнике, расширять их и конкретизировать в своем рассказе. Так, например, там, где в учебнике говорится о морской торговле финикийцев, учитель должен дать учащимся образное описание финикийского корабля, в верхней части которого сидели купцы, а в нижней - рабы-гребцы, прикованные к, своим сиденьям цепями.

Рассказывая учащимся на уроке по теме "Культура древнего Китая" об изобретении в I веке до нашей эры китайцами бумаги, учитель должен описать и самый процесс производства бумаги в том примерно об'еме, в каком говорит о нем М. Ильин в своей книге "Черным по белому" (стр. 106. 6-е изд.).

На уроке по теме "Причины и начало Пелопоннесской войны" учитель может зачитать учащимся отрывок из Фукидида о бедствиях афинян после вторжения в Аттику пелопоннесцев. Этот отрывок, расширяя соответствующий материал учебника, дает учащимся яркую картину положения Афин в период чумы. Чтение и анализ отрывка из "Илиады" о выступлении Терсита знакомят учащихся с образом древнегреческого воина, пытавшегося протестовать против воины с ее тяготами. Это дает им представление о ранних формах классовой борьбы.

На уроке по теме "Революционная борьба. Солон" учитель может рассказать учащимся, как Солон возглавил борьбу афинян за остров Саламин. Материал этот очень эмоционален и об'ясняет возвышение Солона.

Однако этот дополнительный к учебнику материал не должен перегрузить рассказ учителя. Учитывая наличие учебника, учитель может некоторые исторические факты, легко усваиваемые учащимися по учебнику, изложить кратко, а о некоторых только упомянуть. Так, например, на уроке по теме "Ассиро-Вавилонская культура" целесообразно уделить большее внимание и изложить подробнее вопросы о вавилонской письменности, религии и рассказать миф о Таммузе. Мифы же о Гильгамеше и потопе учитель может только упомянуть, предлагая учащимся самим усвоить содержание этих мифов по учебнику.

На уроке о Тиберии Гракхе надо более подробно остановиться на характеристике Тиберия и его аграрного закона.

Учитель также должен раз'яснять учащимся непонятные слова и понятия, которые могут затруднить их самостоятельную работу с учебником. Например "кабала" (стр. 6), "порабощенный" (стр. 15), "громовержец" (стр. 59) и мно-

стр. 113

гие другие. Эти слова нужно об'яснять в органической связи с соответствующим местом учебника, так как в отрыве от контекста они плохо усваиваются и легко забываются.

Хотя учебник не ограничивается сжатым изложением фактов, а часто их раскрывает, поясняет, однако некоторые понятия в нем изложены, слишком кратко и потому требуют раз'яснения. Так, например, вопрос о возникновении классов нуждается в некоторой конкретизации.

Учителю следует не только констатировать самый факт возникновения частной собственности на рабов, на землю, но и показать на конкретном историческом материале ход этого процесса. С этой целью учитель рассказывает учащимся, как возникло неравенство, как более богатые семьи стали захватывать на войне рабов, производивших больше, нежели стоило их содержание, как при помощи этих рабов они стали обрабатывать свободные земли, которые они стали рассматривать как свою собственную.

Несколько шире нужно также осветить вопрос о писанных законах в Афинах, пояснив бесправие афинских крестьян таким примером: если крестьянин или ремесленник оскорбит эвпатрида, то его за это приговаривали к суровому наказанию, если же эвпатрид захватывал крестьянскую землю, он оставался безнаказанным.

Учитель в своем рассказе должен также связывать последующий урок с предыдущим. В учебнике материал изложен в хронологической последовательности и все главы, а также отдельные параграфы внутри глав органически связаны между собою. Учитель в своем рассказе поможет учащимся воспринять эту связь.

Так, например, переходя к уроку на тему "Революционная борьба. Солон", учитель в своем рассказе связывает этот урок с предыдущим на тему "Страна и население. Древнейшая Аттика". Опросив учащихся по содержанию предыдущего урока, учитель подытоживает их ответы в следующих примерно выражениях:

"Итак, лет за 600 до нашей эры, т. е. 2 1/2 тысячи лет тому назад, простой народ, составлявший большинство населения Аттики, изнемогал под гнетом эвпатридов. Многие крестьяне, не будучи в состоянии расплатиться со своими долгами, лишались своих участков земли или же попадали в рабство к эвпатридам. Трудно было демосу бороться против эвпатридов, так как они захватили в свои руки не только землю, но и всю власть. Однако народные массы не относились безропотно к своему положению и поднялись на борьбу против своих угнетателей. О том, как развернулась эта революционная борьба, я расскажу вам сегодня".

Так учитель связывает новый материал с предыдущим, а после этого приступает уже непосредственно к изложению содержания нового урока.

Огромное воспитательное значение истории, в частности истории древнего мира, требует от учителя, чтобы он в своем рассказе раскрыл и конкретизировал те выводы, которые в учебнике даются сжато. Например, в выводе о греческом искусстве следует отметить роль рабства в развитии греческого искусства и подчеркнуть простоту и художественность его памятников.

В целях коммунистического воспитания учащихся очень важно помочь им разобрать и понять выводы, которые даются в учебнике. Особенно это необходимо в отношении выводов, имеющих обобщающий характер.

3

Но одного рассказа учителя недостаточно для того, чтобы подготовить учащихся к самостоятельной работе с учебником дома. Поэтому учителю нужно организовать работу учащихся над текстом учебника. Работа эта начинается с того, что учитель на первом же уроке, после своего рассказа, знакомит учащихся на материале учебника с основными темами, показывает им, где и как расположены в учебнике текст, оглавление, хронологическая таблица. С самого начала преподаватель приучает учащихся сознательно усваивать содержание учебника, выделять основные факты для запоминания, разбирать и связно излагать исторический материал.

С этой целью на уроке организуется громкая читка одного из параграфов учебника с последующим пересказом содержания и составлением краткого плана прочитанного.

Возьмем для примера из темы "Египет" урок "Развитие земледелия. Образование государства". После краткого рассказа содержания урока учитель организует громкое чтение учащимися текста этого урока по учебнику, предварительно об'яснив им цель этой работы. По указанию учители один из учеников зачитывает вслух первую часть этого параграфа до подзаголовка "Водные сооружения". Учитель предлагает одному из учащихся дать по содержанию прочитанного развернутый ответ на вопрос: как египтяне улучшали свое земледелие? Вопрос этот записывается на доске. После этого другому ученику поручается прочитать вслух следующие 2 абзаца в

стр. 114

дать развернутый пересказ их содержания, с пояснением помещенной на 14 стр. иллюстрации "Современный шадуф в Египте". При этом нужно добиваться, чтобы в процессе своего рассказа ученик не механически перечислил водные сооружения древнего Египта, но и обнаружил понимание назначения каждого из них.

Затем перед учащимися ставится вопрос: как можно озаглавить прочитанный отрывок? Из ответов учащихся учитель составляет следующее развернутое оглавление этих абзацев, которое он записывает на доске.

"Водные сооружения древнего Египта: искусственные холмы и озера, оросительные каналы, шадуфы". Такая же работа проводится с учениками и в отношении остальной части параграфа.

В результате на доске постепенно вырастает следующий примерно план данного параграфа учебника:

"Развитие земледелия. Образование государства"

1. Как египтяне улучшали свое земледелие?

2. Водные сооружения древнего Египта: искусственные холмы и озера, оросительные каналы, шадуфы.

3. Тяжелые работы рабов и крестьян: рытье канав, поливка полей.

4. Образование номов. Номархи.

5. Образование царств Верхнего и Нижнего Египта - 3500 лет до нашей эры.

6. Завоевание Менесом Нижнего Египта 3200 лет до нашей эры.

После того как план написан на доске, следует предложить некоторым учащимся тут же, на уроке, рассказать содержание данного параграфа. Ученики на собственном опыте убеждаются, что по плану легче рассказать и запомнить исторический материал.

Так преподаватель систематически приучает составлять развернутый план прочитанного учебного материала и по этому плану рассказывать его содержание.

На последующих уроках учителю уже нет необходимости после своего рассказа в целях закрепления читать с учащимися весь учебный материал. Он ограничивается тем, что после своего рассказа или в процессе его совместно с учащимися зачитывает те места учебника, которые, по его мнению, могут затруднить их в домашней работе.

С этой точки зрения целесообразно, например, на уроке по теме "Буддизм. Завоевание Индии" для закрепления рассказа учителя зачитать то место, где говорится об учении Будды. На уроке "Общественный строй Спарты" следует зачитать только ту часть, где говорится о классовом составе спартанского общества. На уроке о Тиберии Гракхе целесообразно зачитать по учебнику и проанализировать с учащимися земельный закон Тиберия Гракха.

Рассказ преподавателя и чтение, и анализ текста учебника, переплетаясь, дополняют друг друга. Например учитель рассказывает учащимся об египетской культуре и, когда доходит до египетской литературы, предлагает учащимся открыть учебник на той странице, где приведен текст трудовой песни, и совместно с учащимися зачитывает ее. Или на уроке по теме "Ново-Вавилонское (Халдейское) царство", когда учитель переходит к описанию Вавилона, учащиеся зачитывают по учебнику описание этого города Геродотом (стр. 43 - 44).

Работа с учебником включает в себя также и работу с иллюстрациями. Целый ряд иллюстраций учебника нужно раскрыть учащимся, так как иначе, воспринимая каждую из них в целом, они не обратят внимания на очень важные детали. Вот почему учитель должен вместе с учащимися разбирать те иллюстрации, которые связаны с его рассказом.

Например, на уроке по теме "Государственный строй в Египте", рассказывая о массовом применении в этой стране труда рабов, учитель предлагает им раскрыть учебник на стр. 21 и совместно с ними рассматривает и разбирает иллюстрацию "Перевозка статуи в Египте". Об этой иллюстрации учитель может рассказать примерно следующее: "Статуя прочно прикреплена к полозьям. Ее тащат 4 партии рабов. На коленях статуи стоит человек и отбивает такт ладошами. Другой льет воду под полозья, чтобы они не загорелись. Внизу стоят люди с запасными ведрами и надзиратели с палками. Наверху видны войска, идущие навстречу. Кар-

Современный шадуф в Египте. Иллюстрация из учебника "История древнего мира" под редакцией проф. А. В. Мишулина.

стр. 115

типа рисует тяжелую эксплуатацию рабов в древнем Египте".

В организации работы учащихся по учебнику большое значение имеют домашние задания. Задания эти основываются прежде всего на учебнике, на его об'еме, иллюстрациях, картах, плане изложения материала и т. д. При этом учитель должен добиваться того, чтобы выполнение этих заданий учащимися содействовало: а) закреплению в их памяти исторических событий, имен исторических деятелей, дат, б) марксистскому пониманию истории, в) уменью излагать изучаемые события в хронологической последовательности.

Задания эти очень разнообразны по форме: 1) подготовить устный рассказ по содержанию урока; 2) составить в письменном виде развернутый план учебного материала по данному уроку; 3) зарисовать иллюстрации и таблицы из учебника; 4) работа с контурной картой; 5) воспроизвести схемы и таблицы, приведенные учителем в его рассказе; 6) пояснить иллюстрации учебника; 7) записи в хронологическую таблицу; 8) письменные ответы и вопросы; 9) найти в учебнике выводы и выписать их в тетрадь; 10) запись в словарь трудных слов; 11) подобрать и наклеить в тетрадь газетный материал.

Это не значит, разумеется, что по содержанию одного урока учащимся даются надом все виды этих заданий. Даются лишь те, которые вытекают из содержания урока, и с таким расчетом, чтобы их, по возможности, разнообразить. Кроме того, все задания по данному уроку в своей совокупности должны быть посильными для учащихся.

Вот примерные задания по отдельным урокам:

"Южное Двуречье, его природа и население". 1. Прочесть § 12 учебника, стр. 34 - 35, и подготовить устный рассказ. 2. Найти на карте указанные в учебнике географические названия. 3. Записать в словарь слово "Патеси". 4. Записать в хронологическую таблицу дату об'единения Двуречья. 5. Зарисовать вавилонский плуг (стр. 37).

"Восстание Спартака". 1. Прочесть по учебнику § 82, стр. 194 - 196, и подготовить устный рассказ. 2. Па карте римской республики проследить маршрут походов Спартака. 3. Выписать в хронологическую таблицу даты восстания Спартака. 4. Рассмотреть иллюстрации на стр. 194 - 195 и 197 и пояснить их.

Правильно составленное задание обеспечивает усвоение учащимися курса и четкое закрепление исторических событий в их памяти. Вот почему преподаватель должен до деталей заранее продумать задание - в процессе подготовки к уроку - и включить его в план урока.

Выход учебников по истории разрешает одну из самых острых в недавнем прошлом проблем методики преподавания - проблему записей по истории. И при наличии учебника записи, а, следовательно, и тетради для записей, нужны, но для совершенно иных целей. В тетрадях по истории будут записаны задания надом, которые должны быть выполнены в письменном виде. Это те задания, которые даются для более прочного закрепления в памяти учащихся наиболее важных событии, а также для того, чтобы научить учащихся работать самостоятельно с исторической книгой. Сюда относятся такие задания, как составление плана содержания данного параграфа, письменные ответы на вопросы, запись трудных слов и их об'яснение, хронологических дат и пр.

Во избежание перегрузки учащихся их должно быть очень немного, и они должны чередоваться с заданиями исключительно устного характера.

Умелое использование нового учебника по истории древнего мира и привлечение в дополнение к нему на уроке исторических картин и карт, документов и художественной литературы дают учителю большие возможности для плодотворной и успешной работы по коммунистическому воспитанию учащихся, для повышения качества преподавания истории древнего мира.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/КАК-РАБОТАТЬ-С-УЧЕБНИКОМ-ПО-ИСТОРИИ-ДРЕВНЕГО-МИРА

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Lidia BasmanovaКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Basmanova

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

И. МЕРЗОН, КАК РАБОТАТЬ С УЧЕБНИКОМ ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 25.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/КАК-РАБОТАТЬ-С-УЧЕБНИКОМ-ПО-ИСТОРИИ-ДРЕВНЕГО-МИРА (дата обращения: 28.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - И. МЕРЗОН:

И. МЕРЗОН → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Lidia Basmanova
Vladivostok, Россия
1769 просмотров рейтинг
25.08.2015 (3138 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
2 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
7 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
8 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
9 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
КАК РАБОТАТЬ С УЧЕБНИКОМ ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android