Libmonster ID: RU-8042

Французская буржуазная революция конца XVIII века, уничтожив абсолютистко-феодальный порядок, тем самым устранила преграды для свободного развития капитализма. По процесс роста и вызревания новых форм капиталистического уклада в недрах феодального общества начался задолго до революции. Рост капиталистической промышленности в форме мануфактуры начался во Франции еще в первой половине XVI века, после великих географически открытий, но только во второй половине XVII века, со времени Кольбера, централизованная мануфактура сделала во Франции; большие успеха; кольбертизм был ярким выражением меркантилистической политики, которая путем высоких тортовых тарифов, регламентации: к поощрения промышленности стремилась способствовать быстрому развитию мануфактуры во Франции. Со времен Кольбера Франция стала серьезной соперницей Англии в отношении колоний, торговли и промышленности. Отсюда борьба между этими странами за торгово-колониальное преобладание, начавшаяся в последней четверти XVII века.

Время деятельности Кольбера относится к моменту наивысшего расцвета абсолютной монархии во Франции - при Людовике XIV. Кольбер был верным слугой Французского абсолютизма и много способствовал его укреплению. Абсолютная монархия при Кольбере была еще на под'еме, и только после Кольбера; она начала загнивать, превращаться в тормоз для дальнейшего развития производительных сил. Кольбер стремился к развитию торговли и промышленности и к экономическому усилению буржуазии в рамках абсолютной монархии. Поставленная им задача была полна противоречий и могла быть осуществлена только частично. Результаты его деятельности в области финансов, торговля и промышленности не соответствовали потраченным им усилиям. Но и то немногое, что Кольберу все же удалось сделать для развития торговли и промышленности в последний период под'ема абсолютной монархии, вызывало подражайте других сторонников абсолютизма в Европе, проводивших меркантилистическую политику. Либерально-буржуазные историки нередко преувеличивают роль Кольбера и идеализируют его как деятеля в интересах буржуазия; они исходят при этом из вредной иллюзия, будто путем постепенных реформ феодальную монархию можно было превратить в монархию буржуазную.

1

Кольбер (1661 - 1683) происходил из купеческой семьи, торговавшей сукнами в Реймсе, служил сначала в торговых домах и у нотариуса, потом управлял делами Мазарини, который и рекомендовал его перед смертью Людовику XIV. После ареста генерального контролера финансов Фуке, разоблачению хищений которого Кольбер много содействовав, последний и был поставлен во главе финансов и сосредоточил в своих руках управление делами торговля, промышленности, путей сообщения и флота, а также ведал внутренними делами и внешней политикой. Кольбер отличался трудолюбием, энергией и настойчивостью. Эти качества он восхвалил в своем "Наставлении сыну". Но этот суровый человек, с неуклюжими манерами, самоуверенный и нетерпимый к мнениям других, чопорный и далекий от распутной придворной жизни, пользовался влиянием на Людовика XIV не только как крупный министр, но и как ловкий и льстивый царедворец. Он угождал королю, выполняя его интимные и любовные поручения, принимая на себя заботы о детях фавориток короля Ла-Вальер и Монтеспан. Став министром, Кольбер приобрел дворянский титул и породнился со старой аристократией.

Проводившаяся Кольбером экономическая политика была ярко выраженным меркантилизмом. Основной особенностью ее было регламентирование промышленности и покровительство торговле, причем меркантилизм, по Кольберу, должен был способствовать укреплению абсолютной монархии. По его словам, лишь избыток денет в государстве создает его величие и мощь, только одна торговля... может оказать большое влияние на привлечение денег. Для активного же торгового баланса нужно развитие мануфактур, торговля изделиями, которая будет способствовать притоку денег в страну, а "это составляет единственную цель торговли и единственное средство увеличения величия и могущества нашего государства". Кольбер стремился к тому, чтобы Франция, имевшая большие природные богатства, освободилась как от тортового посредничества Голландии, так и от необходимости ввоза английских

стр. 124

тонких суши. Неутомимо работая над приспособлением экономического положения Франции к политическим учреждениям дворянской монархии, Кольбер стремился сочетать в своей политике интересы промышленной буржуазии с одновременным признанием полезности господства дворянства для буржуазии. Но рамки дворянской монархии ставили определенные узкие пределы для осуществления задач, поставленных Кольбером.

При Людовике XIV в это министре Кольбере закончена была начатая при Ришелье организация централизованно-бюрократического аппарата абсолютной монархии. Старые должности, находившиеся раньше в руках аристократии, не уничтожались, но превращались в почетные и выгодные синекуры, лишенные фактического значения. Наряду с этим создавались новые органы управления, наделенные действительной властью, зависимые от короля и передаваемые в руки лиц, не вышедших из рядов старой знати. Людовик XIV не хотел вводить должность первого министра и не уничтожил пожизненной должности канцлера, хранителя государственной печати, но, когда ему было нужно, обходил канцлера, создавая временные должности хранителей печати.

Высший государственный орган, королевский совет, разделяйся на советы: верховный, депеш, финансов и тайный. Все они имели только совещательное значение при короле. Верховный совет состоял из 4 - 5 министров и рассматривал вопросы внутренней и внешней политики. Члены Верховного совета и государственные секретари входили в состав Совета депеш, занимавшегося вопросами внутреннего управления и суда. Финансовыми делами ведал Совет финансов. Деятельность Совета финансов, во главе которого стоял один из представителей высшей аристократии, получавший 80 тысяч ливров в год, и членами которого были несколько герцогов, фактически направляли генеральный контролер и 2 - 3 его помощника. Тайный совет, состоявший из 30 советников и генерал-докладчиков прошений, был высшей судебной и административной палатой. Должности докладчиков прошений, общее число которых доходило до 88, покупались, а затем из их числа назначались младшие члены советов и провинциальные интенданты. Обязанности и права 4 советов строго разграничены между ними не были. Кроме них существовали Совет торговли, Совет по делам совести, Совет реформаторской религии (кальвинистов) и др.

Советы при Людовике XIV играли второстепенную роль, на первый план выдвинулись единоличные органы власти в лице государственных секретарей и особенно генерального контролера. Четыре статс-секретаря королевского дома, секретари иностранных дел, военный и морокой были настоящими вершителями дел. Им же было подчинено и управление провинциями. Должности государственных секретарей также покупались, но с соизволения короля. С согласия последнего они могли быть даже переданы по наследству, как это было сделано, например, но отношению к сыновьям Кольбера и Лувуа. Члены Верховного совета назначались из числа бывших государственных секретарей. Но самую крупную роль в центральном управлении стал играть со времен Кольбера генеральный контролер финансов, заменивший после падения Фуке упраздненную должность сюринтенданта финансов. В руках генерального контролера, кроме управления финансами, которые считались "душой государства", сосредоточилось управление делами торговли, промышленности, земледелия, путей сообщения, отчасти внутренних дел и просвещения, а одно время при Кольбере и флота. От него зависели и назначения провинциальных интендантов. Полнее Калонн, занимавший эту должность перед революцией 1789 года, назвал генерального контролера во Франции "провидением государства".

Должность генерал-губернатора не была отменена, но превратилась в почетную и хорошо оплачиваемую (но 100 - 150 тысяч ливров в год) синекуру, занимаемую представителями высшей знати. Генерал-губернаторы сделались почетными представителями короля на местах, но жили обыкновенно в Версале, редко бывали в провинциях и отлучались туда только по специальному разрешению короля. Военное управление в провинциях сосредоточилось в руках главнокомандующих, а гражданское управление - в руках интендантов, полиции и финансов. Интенданты из временных комиссаров превратились в постоянных агентов центральной власти на местах, наделенных широкими полномочиями. В инструкции им предписывалось "следить за всем, что клонится ко благу королевской службы, соблюдать порядок во всем, касающееся юстиции, полиции и финансов". При Людовике XIV интенданты выходили большей частью из разночинцев, и провинциальные дворяне обижались на то, что им приходилось заискивать у этих "выскочек". Выдвинувшиеся интенданты получали потом дворянские титулы и роднились с аристократией. В 1700 году во Франции насчитывалось 31 интендантство. Интендантам принадлежал надзор за раскладкой тальи, судом, провинциальными штатами и муниципальным управлением. Будучи ставленниками генерального контролера, интенданты могли отменить любое

стр. 125

постановление местной власти. Апеллировать на их решения можно было только в королевский совет. Муниципальное самоуправление превратилось в фикцию. Правительство взяло под свою опеку городские финансы, заботясь при этом главным образом об интересах королевской казны и о сохранении платежеспособности городских налогоплательщиков. Финансы городов находились в тяжелом положении. Города Бургундии, доходы которых не превышали 17 тысяч ливров, задолжали 560 тысяч ливров. Один небольшой город задолжал 317 тысяч ливров. При Кольбере города не имели права заключать займов без разрешения генерального контролера финансов.

Генеральные штаты после 1614 года перестали созываться, и представители абсолютизма старались вытравить в пароде самую мысль о необходимости их созыва. Когда в 1673 году губернатор французской колонии Канады собрал представителей трех сословий, Кольбер указал ему на то, что платы не собираются больше в метрополии и что о них нужно вообще забыть. Провинциальные штаты к XVIII веку сохранились только в 6 провинциях на окраинах (в Артуа, Бретани, Фландрии, Беарне, Лангедоке, Провансе) и в некоторых мелких областях на границе с Испанией. По административное давление, подкупы, высылки и аресты сделали фиктивными выборное начало и принцип "добровольного дара" штатов. Фактически сумму, ассигнуемую казне провинциальными штатами, определял интендант.

Компетенция парламентов1 была ограничена, им запрещалось вмешиваться в дела администрации и в политику, а ремонстрации им было дозволено делать только после регистрации эдиктов (1673), что лишало эти ремонстрации всякого смысла. Кольбер считал, что "парламентские споры уже отжили свое время". Интенданты доставляли генеральному контролеру тайные сведения о характере, образе жизни и связях членов парламентов. Никогда во время абсолютной монархии во Франции значение парламентов не падало так низко, как при Людовике XIV.

Кольбер прежде всего пытался упорядочить финансы, вернуть в казну расхищенные суммы, уничтожить ряд вопиющих злоупотреблений, уменьшить секретные расходы и добиться бездефицитности бюджета. В первый, же год правления Кольбера была учреждена судебная палата, которая предписала произвести проверку, каким путем составились богатства откупщиков налогов и финансовых чиновников начиная с 1635 года. Доносчикам была обещана 1/6 часть суммы штрафа, которая будет взыскана с лица, привлеченного к ответственности; в церквах читались увещания. Несколько откупщиков было арестовано, некоторые из них скрылись заграницу, сто пять откупщиков были обложены значительными налогами. В общем вся эта операция вернула казне 110 миллионов ливров. Ряд невыгодных для казны договоров был аннулирован, и по новым договорам налоги сдавались на откуп на более выгодных условиях, так что общая сумма сдававшихся на откуп налогов была увеличена с 37 миллионов до 66 миллионов ливров. К концу правления Кольбера казна стала получать доходов от налогов втрое больше, а именно: 97 миллионов ливров та 119 миллионов ливров налогов. Были приняты некоторые меры к более равномерному взысканию тальи с провинций и плательщиков. Косвенные налоги были увеличены. Цифра секретных расходов была сокращена в несколько раз и снизилась к 1676 году до 2232 тысяч ливров. Но все эти мероприятия оставались паллиативами и не вносили радикальных изменений в структуру бюджета абсолютной монархии.

Общая сумма расходов в 1662 году равнялась 88 миллионам ливров, из которых около половины было затрачено на военные нужды. Война с Голландией вызвала чрезвычайные военные расходы, которые равнялись почти 34 миллионам ливров, а на флот было ассигновано 8,5 миллиона ливров. На дипломатию тратилось 7 миллионов ливров. Таким образом, траты на внешнюю политику превышали половину всех расходов. Расходы на королевский двор и постройки поглощали около 1/6 всех расходов - 14200 тысяч ливров, а на создание хлебных запасов было отпущено только 4 миллиона ливров. Таким образом, расходы на военные нужды, дипломатию, королевский двор и управление поглощали 80 миллионов ливров, на все остальные расходы оставалось всего около 8 миллионов, из которых половина была израсходована на закупку хлеба. Бюджетные суммы, предназначенные на развитие торговли и мануфактуры, были ничтожны.

Уничтожение вопиющих злоупотреблений, упорядочение финансов и увеличение косвенных налогов дали возможность Коль-


1 Парламентами назывались тогда во Франции судебные учреждения, которые окончательно оформились как постоянные институты в первой половине XIV века. В XV веке наряду с ля рижским парламентом появились парламенты в Тулузе, Гренобле, Бордо. Дижоне и др. Короли об'являли свои ордонансы (указы) через парижский парламент, который получал, таким образом, право регистрировать эдикты и до тать относительно их как устные, так и письменные представления или ремонстрации.

стр. 126

беру значительно увеличить доходы казны, но эти мероприятия но могли все же покрыть растущие, особенно к связи с войнами, расходы, которые в 1679 году равнялись 131 миллиону ливров и дошли в 1682 году до 200 миллионов ливров. Попытка Кольбера бороться против безудержной расточительности двора были бесплодны и лишь вызывали к нему ненависть королевской свиты.

Борясь с расхищением казны, Кольбер, однако, продолжал выдачу наград отдельным лицам ил сумм секретного фонда. В 1677 году сам Кольбер, жалованье которого по разным должностям равнялось 55,5 тысячи ливров, получил 477 тысяч ливров наградных, маркиза Монтеспан - 150 тысяч, Вобан - 75 тысяч ливров и т. д. Большие суммы тратились на подкупы заграницей, в частности английского короля Карла II и немецких князей.

Введение новых налогов на гербовую бумагу и оловянную посуду и увеличение косвенных налогов на соль, с'естные припасы, табак и вина вызывали народные волнения. В 1675 году произошли волнения в Бердо. Городские торговцы и ремесленники вышли на улицы города и с криками "Да здравствует король без соляного налога!" расправлялись с королевским чиновниками. В Бретани, где волнения происходили в том же году, восставшее требовали отмены обложения гербовой бумаги и налога на табак.

Кольбер вынужден был изыскивать новые источники дохода. Он увеличил налог на должности, установил таксу на постройки в Париже, пустил в продажу новые должности и, наконец, прибегнул к займам. Но все же меры эти не помогли, к ему так в не удалось установить бюджетного равновесия, и он оставил после себя дефицит в 35 миллионов ливров и государственный долг в 150 миллионов ливров, требовавший ежегодно 8 миллионов ливров на уплату процентов.

2

В фискальных интересах Кольбер пытался распространить цеховую организацию на все ремесла и продолжал продавать звание мастера. Общее количество цехов при Кольбере возросло. В Париже количество их с 60 в 1672 году увеличилось до 129 в 1691 году. Но главные усилия Кольбера были направлены на создание крупной мануфактурной промышленности. Число так называемых "королевских мануфактур", получавших монополии, налоговые льготы, субсидии и премии, увеличилось при Кольбере с 63 до 113, причем особое развитие получили мануфактуры, вырабатывавшие предметы роскоши: толковые изделия, гобелены я ковры, зеркала, тонкие кружева, шипучие вина и шоколад. В 1662 году была расширена мануфактура, гобеленов. В 1664 году была основана в Боке мануфактура обоев Генера. В 1665 году была создана в Сент-Антуанском предместье Парижа зеркальная мануфактура.

Основание в Алансоне кружевной мануфактуры, получившей монополию выделки кружев, вызвало протесты и длительные, волнения кружевниц, работавших гидам у. В Аббевиле голландец Ван Робе основал мануфактуру для выделки тонких сукон. Были основаны новые толковые мануфактуры в Лионе и около Парижа. Из Голландии и Италии выписывались нужные и опытные специалисты. Только небольшая часть мануфактур (гобеленов и др.) была в собственном смысле королевской, большинство но так называемых "королевских мануфактур" получало лишь субсидии от казны, а работало под контролем правительственных агентов и являлось поставщиком для королевского двора. Существовали и просто частные мануфактуры, пользовавшиеся рядом привилегий. Кольбер поощрял также разработку угольных копей и металлическое производство. В стране, однако, преобладало мелкое производство.

Кольбер считал необходимым опекать промышленность и содействовать ее успехам путем подробной и точной регламентации условий производства и качества продукции. При нем было издано 41 общих и 150 частных регламентов относительно ширины, длины, окраски и качества материи всякого рода с подробными предписаниями. Так, в одной инструкции по окраске материи было 317 статей. Особые инспектора должны были следить за состоянием мануфактуры и за выполнением договоров. После осмотра материи клеймились, а недоброкачественные товары выставлялись на 48 часов у позорного столба, а потом уничтожались. При повторных случаях вместе с товарами у позорного столба выставлялись и виновные в нарушении регламентов лица. Кольбер заботился о снабжении мануфактур рабочей силой, установил необычайно суровый режим для рабочих мануфактур. Заботясь о дешевизне рабочих рук, он регламентировал продажу хлеба, вел борьбу с "ленью" и уменьшил на 17 дней число церковных праздников в году.

В своей торговой политике Кольбер стремился покровительствовать промышленности путем установления высоких тарифов на иностранные товары, путем уничтожения внутренних таможен, улучшения путей сообщения, проведения речных каналов, увеличения торгового флота

стр. 127

и оживления торговли с колониями и Левантом. В 1064 году торговля с заграницей 20 внутренних провинций была впервые подчинена однообразному тарифу, но полная экономическая централизация во Франции не была "достигнута вплоть до буржуазной революции XVIII века. Окраинные провинции (Фландрия, Бретань, Франш-Конте, Прованс и др.) имели свои привилегии и тарифы, а недавно присоединенные провинции (Эльзас, Лотарингия) могли свободно торговать с иностранными государствами.

Тариф 1667 года увеличивал почти вдвое пошлины на иностранные товары, которые могли соперничать с французскими изделиями. Так пошлина с тонких сукон, привозимых из Англии, была повышена с 40 до 80 ливров. В 1667 году Англия ввозила во Францию на 8 миллионов ливров тонкого сукна, в то время как Франция вывозила сукна в другие страны (Испанию, Португалию, Италию и на Левант) на 30 миллионов ливров. Англия и Голландия добивались отмены тарифа 1667 года и ответили на него повышением пошлин на французские вина и водку, которые были вытеснены португальскими и рейнскими винами. Пострадало Французское виноделие, а прежний активный баланс торговли Франции с Англией превратился в пассивный. Переговоры с, Англией о заключении торгового договора длились безрезультатно в течение нескольких лет.

Кольбер заботился о том, чтобы транзит товаров между Фландрией и Испанией совершался через Францию. Во всех приморских городах были устроены торговые склады. В 1671 году был издан ордонанс об однообразии весов и мер в портах. По Франция имела незначительный торговый флот, уступавший английскому и особенно голландскому, и французская торговля, например, с городами Ганзы, производилась преимущественно на голландских судах. По вычислению Кольбера, из 20 тысяч торговых судов в Европе Голландия имела 16 тысяч. Англия - 3 - 4 тысячи, а Франция - всего не больше 200 судов. Еще в 1650 году была введена пошлина в 50 су на каждую тонну товаров, приводимых во Францию и увозимых из нее на иностранных судах. Это прежде всего задавали интересы Голландии, которая, владея самым большим торговым флотом в Европа, занималась посреднической торговлей. Голландия усиленно добивалась отмены пошлины в 50 су. Ее посланник угрожал, что голландцы будут вывозить вина с Рейна и тем лишат Францию 8 миллионов ливров ежегодного дохода. Но Кольбер был непреклонен в вопросе о пошлине в 50 су и только в 1662 году дал согласие на то, чтобы голландцы платили пошлину один раз при входе в порт, и уменьшил вдвое пошлины для судов, выходящих из французских портов с грузом соли. Когда позднее, после введения Кольбером тарифа 1667 года, Голландия ответила повышением пошлин на французские вина, Франция рассматривала этот акт как прямой вызов. В мирных договорах 1678 и 1697 годов Людовику XIV пришлось сделать Голландии уступки, а именно: сначала отказаться от тарифа 1667 года, а потом и от пошлины в 50 су. Торговый же флот Франции увеличился при Кольбере до 2365 судов вместимостью в 180 тысяч тонн.

На примере Франции очень ярко подтверждается оценка международных отношений, существовавшая в середине XVII века и в течение XVIII века, данная классиками марксизма: "...отдельные нации, делили между собою путем продолжительной борьбы открывавшийся мировой рынок... Путем тарифов, запрещений, трактатов по возможности устранялась конкуренция между нациями, а, в конечном счете, борьба конкурентов велась и решалась с помощью войн (в особенности морских)"1 .

В 1666 году Кольбер начал постройку Лангедокского канала, который соединил Гаронну с Эдой и давал возможность судам переходить из Средиземного моря в Атлантический океан, не огибая берегов Испании. Главная заслуга в проведении этого канала принадлежала Рике, который, владея землей на участке между Гаронной и Эдой, получил патент на постройку канала. Стоимость постройки Лангедокского канала превышала 15 миллионов ливров, из которых половину отпустила казна, а другую половину издержек покрыли штаты Лангедока и частично Рике. Постройка другого, меньшего, Орлеанского канала, соединявшего бассейны и Сены и Луары и являвшегося дополнением к Бриарскому каналу, была поручена герцогу Орлеанскому и тянулась с 1679 до 1692 года.

Основанные при Кольбере монопольные торговые компании несмотря на ряд привилегий и покровительственные мероприятия особого успеха не имели, и большинство из них скоро прекратило свое существование. Кольбер был активным проводником буржуазной колониальной политики.

В 1664 году Вестиндская компания получила на 40 лет право монопольной торговли в Канаде, на Антильских островах, на Американском континенте и западных берегах Африки, причем за каждую тонну


1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Собр. соч. Т. IV, стр. 48.

стр. 128

товаров платилась премия в 30 ливров при ввозе и 40 ливров при вывозе. Количество белых поселенцев Канады увеличилось с 3 тысяч в 1666 году до 18 тысяч в 1706 году. Из 47 тысяч населения Антильских островов, дававших Франции сахар и табак, кофе и хлопок, белых было в 1706 году 18 тысяч. Основанная в 1664 году Остиндская кампаний получила на 50 лет право монопольной торговли в южных морях, между мысом Доброй Надежды и Магеллановым проливом, и право собственности на все вновь приобретенные земли. За каждую тонну товаров она получала премию в 50 ливров при вывозе и 75 ливров при ввозе. Из 15 миллионов ливров капитала компании король вложил 4 миллиона и пригласил негоциантов и дворян подписываться на акции компании. Академику Шарпантье было поручено составить описание тех выгод, которые сулило участие в акциях Остиндской компании. Эдикт 1669 года разрешал знати заниматься крупной морской торговлей, не теряя дворянского звания. Позднейший эдикт, 1701 года, также разрешал дворянам заниматься крупной оптовой торговлей.

Особенно поощрялось заселение острова Мадагаскара, которому была предназначена роль стоянки и опорного пункта для французских судов во время их плавания в Ост-Индию. Колонистам давались субсидии, а ремесленники, прожившие в колонии 8 лет, получали патент на звание мастера во Франции. Особые афиши восхваляли климат, плодородие и богатства Мадагаскара, Сенегальская компания занимались специально торговлей неграми. Организованная в 1669 году Северная компания получала за вывоз из Франции 4 ливра за тонну товаров и по 3 ливра за бочку водки. Но Вестиндская компания обанкротилась в 1674 году, потеряв свыше 3,5 миллиона ливров. Остиндская компания в 1668 году вернула короне, остров Мадагаскар, а в 1672 году последние французские колонисты были истреблены туземцами.

Кольбер принимал меры к оживлению пришедшей в упадок торговли с Левантом и по договору 1673 года добился от Турции уменьшения пошлин на французские товары с 5 до 3% и права для французов судиться у своих консулов. Проведен был ряд мероприятий по улучшению условий для консульского персонала на Леванте. Порт Марсель был в 1669 году об'явлен порто-франко, пошлина в 20% взималась только с товаров, принадлежавших французам, но привозимых из Леванта на иностранных судах. Торговля Франции с Левантом снова оживилась.

Торговое и колониальное соперничество Франции с Голландией и Англией требовало создания сильного военного флота. При Мазарини флот пришел в упадок, и в 1661 году Франция имела всего 30 судов, включая 4 транспорта и 8 брандеров. В 1669 году Кольбер взял заведывание агорским министерством непосредственно в свои руки и создал самый сильный флот, каким располагала абсолютная монархия во Франции. К концу его правления количество военных судов увеличилось до 276, из которых 132 имели от 6 - 24 и до 120 пушек. На Средиземном море флот состоял преимущественно из галер, обслуживаемых приговоренными к каторжным работам. После Кольбера руководство флотом перешло к его старшему сыну, при котором количество военных судов возросло до 300. Реформы в сухопутной армии были введены при Людовике XIV военным министром соперником Кольбера - Лувуа - и талантливым военным инженером Вобаном, прославившимся искусством брать неприятельские крепости.

3

Для поднятия земледелия при Кольбере ничего существенного не было сделано, и разорение крестьянства продолжалось. Правда, было издано несколько постановлений в пользу земледелия и крестьянства. Были несколько уменьшены талья и цена на соль; запрещалось забирать у крестьян за недоимки скот, принимались меры к осушению болот и к разведению конских заводов. Но вся торгово-промышленная политика Кольбера проводилась в ущерб интересам земледелия. Внимание Кольбера было устремлено в первую очередь на развитие торговли и промышленности, в то время как Франция оставалась страной с преобладающим сельскохозяйственным производством. Начало правления Кольбера совпало с голодом 1662 года, который был особенно силен в провинциях, где сельские бедняки питались падалью, варили в воде куски сгнившей кожи и массами умирали. В Париже и некоторых городах хлеб был дешевле, и правительство оказало некоторую помощь голодающим, но в провинциях дело помощи голодающим было предоставлено частной благотворительности.

Регулирование Кольбером хлебной торговли было направлено к тому, чтобы удешевить хлеб и тем самым предоставить мануфактуристам дешевые рабочие руки. Ему действительно удалось снизить среднюю цену на хлеб с 17 - 18 ливров за сетье (1,5 гектолитра) в 1646 - 1665 годах до 10 ливров в 1666 - 1686 годах.

Развитие торговли и мануфактуры при Кольбере было только лицевой стороной

стр. 129

французской экономики и сопровождалось увеличением налогового гнета и растущим обнищанием крестьянства. Сам Кольбер в 1680 году вынужден был обратить внимание Людовика XIV на тяжелое положение крестьян. Маркс писал, что во Франции при Людовике XIV и Людовике XV "финансовая, торговая и промышленная социальная надстройка или, вернее, фасад общественного здания... выглядел насмешкой над отсталым, косным состоянием главной отрасли производства (сельскохозяйственного) и над голоданием производителей"1 . По словам Энгельса, "национальная мануфактурная промышленность при существовавших тогда условиях могла быть создана только за счет крестьянства. Натуральное хозяйство крестьян было разрушено и замещено денежным, внутренний рынок был создан и в то же самое время был вскоре снова разрушен почти совсем, по крайней мере на время, путем этого оке процесса: путем неслыханного насилия, с которым новая экономическая необходимость навязывала себя жизни, а также путем возрастания налогового обложения деньгами и людьми, ставшего неизбежным тоща вследствие введения постоянных армий и рекрутчины"2 .

Налоговый гнет, тяжесть феодальных повинностей, голодные годы и общее тяжелое положение крестьянства вызывали неоднократные волнения и восстания. Во время голодного 1662 года вспыхнуло восстание в Булони, в котором принимало участие до 6 тысяч, причем одних арестованных было до 3 тысяч, 400 человек были присуждены к галерам. В некоторых местностях волнения длились по нескольку лет. Ивой раз в отдаленных местностях крестьянство прибегало к пассивному сопротивлению и не платило тальи. О размерах восстания 1670 года в Лангедоке свидетельствует тот факт, что 100 человек было осуждено на смерть, а 500 - 600 - на галеры и в ссылку.

Восстания крестьян были не только голодными бунтами или протестом против податного гнета: они были направлены и против всего абсолютистско-феодального порядка. Восстание 1675 года в Бретани, связанное с движением против введения новых налогов, приняло характер настоящей жакерии против дворянства. Двадцать тысяч вооруженных крестьян выдвинули "крестьянский кодекс", требуя отмены ряда налогов и сеньориальных повинностей. В этом крестьянском манифесте: говорилась: "Необходимо отменить долевой налог с урожая, барщину и плату за требы с десятины. Суды должны быть выборными, на жалованье, и не брать ничего с судящихся. Гербовая бумага должна быть предана проклятию с нашей стороны и со стороны потомства... Воспрещается охота в то время, когда хлеб стоит на полях, уничтожаются голубятни. Крестьянам можно стрелять по голубям. Каждый может молоть свой хлеб там, где хочет, а не на господской только мельнице. За вино должна быть назначена низкая плата, чтобы и бедные люди могли покупать его". Кроме того особое возмущение крестьян вызывал соляной налог (табель). Через столетие, перед самой буржуазной революцией, в крестьянских наказах 1789 года, снова были выставлены аналогичные требования.

* * *

Ни большие услуги, оказанные Кольбером Людовику XIV, ни его льстивые приемы царедворца не помогли ему сохранить до конца благоволение короля. Отношения с королем испортились. Умирая в 1683 году, Кольбер отказался прослушать присланное ему письмо от короля, говоря: "Я не хочу больше слушать о короле, оставьте меня по крайней мере теперь в покое". Похоронили Кольбера ночью, так как боялись враждебных действий со стороны парижского населения, ненавидевшего Кольбера за его налоговую политику. Ришелье положил начало организации центрального бюрократического аппарата абсолютной монархии; Кольбер продолжал начатое Ришелье дело. Он добился частичного улучшения в области финансов, затратил много усилий, стремясь развить торговлю и создать мануфактуры; усилил торговый и особенно военный флот Франции и начал борьбу с Голландией и Англией за торгово-промышленное и колониальное преобладание Франции.

Кольбер в своей деятельности не выходил из рамок абсолютной монархии, но его энергичная меркантилистическая политика способствовала накоплению капитала и развитию капиталистических отношений. Для оценки его деятельности вполне применима характеристика, данная Карлом Марксом мануфактурному периоду в целом: "Колониальная система, государственные долги, гнет налогов, протекционизм, торговые войны и т. д. - все эти отпрыски собственно мануфактурного периода гигантски разрастаются в младенческий период крупной промышленности"3 .


1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Собр. соч. Т. XXVII, стр. 34.

2 Письмо Даниельсону 15 марта 1692 года. "Летописи марксизма", стр. 120. 1930.

3 К. Маркс и Ф. Энгельс. Собр. соч. Т. XVII, стр. 828.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/КОЛЬБЕР-И-ЕГО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ-ПОЛИТИКА

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Анна СергейчикКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Sergeichik

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

К. ДОБРОЛЮБСКИЙ, КОЛЬБЕР И ЕГО ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 28.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/КОЛЬБЕР-И-ЕГО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ-ПОЛИТИКА (дата обращения: 28.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - К. ДОБРОЛЮБСКИЙ:

К. ДОБРОЛЮБСКИЙ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Анна Сергейчик
Vladikavkaz, Россия
9655 просмотров рейтинг
28.08.2015 (3135 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
7 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
7 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
8 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
9 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
КОЛЬБЕР И ЕГО ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android