Libmonster ID: RU-9934
Автор(ы) публикации: С. БОЛТИНОВ

I

Тесная спаянность тыла с фронтом, всемерная поддержка народом Красной Армии в годы гражданской войны 1918 - 1920 гг. была одной ив важнейших причин победы советской власти над интервентами и белогвардейцами. "Ни одна армия в мире, - писал товарищ Сталин в мае 1920 г. - не может победить (речь идёт, конечно, о длительной и прочной победе) без устойчивого тыла. Тыл для фронта - первое дело, ибо он, и только он, питает фронт не только всеми видами довольствия, но и людьми бойцами, настроениями и идеями"1 .

Помощь тыла фронту выражалась в разных формах и в первую очередь в быстром и безотказном выполнений всех требований фронта по снабжению Красной Армии резервами, боеприпасами, продовольствием. А это в условиях того времени было делом исключительно трудным, так как гражданская война 1918 - 1920 гг. проходила в обстановке огромной экономической разрухи, порожденной четырехлетней империалистической войной. Все области и без того отсталого народного хозяйства помещичье-буржуазной России находились в таком состоянии, что только героические трудовые и организаторские усилия новых хозяев страны - рабочих и крестьян, возглавляемых ленинско-сталинской партией, - могли обеспечить Красную Армию всем необходимым для успешного ведения войны. И советский тыл все делал для того, чтобы обеспечить победу Красной Армии в ее борьбе против многочисленных врагов.

Глубокое сознание работами и крестьянами своей ответственности за судьбы отвоеванного в октябре 1917 г. у эксплоататоров отечества выражалось не только в беззаветной, героической борьбе на фронте, но и в исключительном трудовом героизме в тылу. Стремление работать по-военному, работать как можно больше, чтобы обеспечить фронт всем необходимым, породило новую форуму трудового героизма ввиде коммунистических субботников.

Первый коммунистический субботник был проведен 10 мая 1919 г. рабочими Московско-Казанского железнодорожного узла. То, что коммунистические субботники впервые возникли среди передовой части железнодорожного пролетариата, не является случайным.

Отсталый, расшатанный четырехлетней империалистической войной железнодорожный транспорт в годы гражданской войны был доведен до состояния развала. Из года в год возрастал процент больных паровозов и вагонов2 . К 1917 г. процент больных паровозов достигал 22 - 24, к началу 1918 г. - 35, к концу 1918 г. - 47, а в 1919 г. доходил до 52 - 55, а на отдельных железных дорогах процент больных паровозов был еще выше. Например на Мурманской дороге он доходил до 69, на Северных - до 65, а на Южных - до 75. В такой же степени ухудшалось положение и с вагонным парком. Уже в 1918 г. процент больных вагонов доходил до 16 - 20. Погрузка вагонов к 1920 г. сократилась в 4 - 5 раз по сравнению с 1916 годом3 . Кроме того ввиду нехватки рабочей силы много вагонов с продовольственными и другими грузами, прибывавшими в Москву и другие города, долго не разгружались, что еще больше ухудшало положение железнодорожного транспорта. Естественно поэтому что вопрос о транспорте, в особенности железнодорожном, нанимал большое место в заботах партии и правительства.

В докладе на пленуме Московского совета весною 1919 г. Ленин говорил: "Работа по транспорту стоит так, что на востоке России, за Волгой, у нас несколько миллионов пудов хлеба, - 10 - 20 миллионов уже осыпано и заготовлено, но мы те можем его подвезти... Работа транспортная требует величайшего напряжения. Нужно, чтобы рабочие на каждом собрания ставили себе вопрос: чем мы можем помочь транспорту? Не можем ли мы заменять мужчин женщинами на здешних работах и двинуть мужчин либо в ремонтные мастерские, либо на помощь железнодорожникам?"4 .


1 И. Сталин. Статьи и речи об Украине, стр. 93. Партиздат ЦК КП(б)У. 1936.

2 Нормальным считалось 16 - 17% больных паровозов и 3 - 4% больных вагонов.

3 "Правда" от 15 апреля 1920 года.

4 Ленин. Соч. Т. XXIV, стр. 910.

стр. 35

Нависшая весною 1919 г. угроза со стороны банд Колчака, в то время наиболее опасного врага, подходившего к Волге, - потребовала отвлечения в ряды Красной Армия многих коммунисте" и рабочих с производства. Оставшиеся на предприятиях и железных дорогах рабочие видели, что при недостатке рабочих рук, при расхлябанности и беспечности некоторой, несознательной части рабочих разгрузка и погрузка важнейших грузов происходила несвоевременно.

В такой обстановке и возникла идея коммунистических субботников. Выдвинула ее впервые партячейка дело Сортировочная, Московско-Казанского железнодорожного узла.

В начале апреля 1919 г. партячейка депо Сортировочная созвала экстренное партсобрание для обсуждения вопроса о том, как в связи с тяжелым положением на франте и нехваткой рабочих рук преодолеть традицию празднования рабочими приближающихся религиозных праздников - благовещения и пасхи. Было вынесено следующее решение: "Ввиду того, что производительность железнодорожного транспорта пала и ввиду усиленной перевозки, мы, коммунисты, постановляем отработать благовещение"1 . В субботу 12 апреля 1919 г. коммунисты депо Сортировочная с 8 часов вечера до 6 часов утра 13 апреля провела бесплатно- сверхурочную работу, отремонтировав 3 паровоза. Этот опыт затем 10 мая повторяли коммунисты целого железнодорожного подрайона Московско-Казанского железнодорожного узла.

В. И. Ленин высоко оценил значение этого нового явления в жизни рабочего класса. В статье "Великий почин" Ленин писал; "Печать сообщает много примеров героизма красноармейцев. Рабочие и крестьяне в борьбе с колчаковцами, деникинцами и другими войсками помещиков и капиталистов проявляют нередко чудеса храбрости и выносливости, отстаивая завоевания социалистической революции... Не меньшего внимания заслуживает героизм рабочих в тылу. Прямо-таки гигантское значение в этом отношении имеет устройство рабочими, по их собственному почину, коммунистических субботников"2 .

В коммунистических субботниках Ленин увидел начало борьбы передовой части пролетариата с косностью в своей собственной среде, со старыми взглядами на труд, как подневольный, вынужденный, каким он является в условиях капитализма. Видимо, это только еще начало, - писал Ленин в той же статье, - но это начало необыкновенно большой важности. Это - начало переворота, более трудного, более существенного, более коренного, более решающего, чем свержение буржуазии, ибо это победа над собственной косностью, распущенностью, мелко-буржуазным эгоизмом, над этими привычками, которые проклятый капитализм оставил в наследство рабочему и крестьянину. Когда эта победа будет закреплена, тогда и только тогда новая общественная дисциплина, социалистическая дисциплина будет создана, тогда и только тогда возврат назад, к капитализму, станет невозможным, коммунизм сделается действительно непобедимым"3 .

Почин коммунистов Московско-Казанского железнодорожного узла был подхвачен железнодорожниками других дорог Москвы, а затем рабочими и служащими предприятий и учреждений Москвы и железнодорожниками и (рабочими предприятий других городов. Пролетарии города Ленина, одни из первых подхватившие почий московских рабочих, уже к сентябрю 1919 г. давали по городу в среднем около 10 тыс. человек - участников в каждом субботнике4 .

В конце июля 1919 г. "Правда" сообщила о первом, субботнике, проведенном в Брянске в половине августа 1919 года. Газета информировала и о первом субботнике, проведенном парторганизацией гор. Саратова.

Количество участников субботников с момента их возникновения неуклонно нарастало. "Месячный срок работы, - писала "Петроградская правда", - дает такую цифровую картину: на первом субботнике, 16 августа работало 5175 человек, на втором, 23 августа - 7650 человек, на третьем, 30 августа - 7900, на четвертом, 6 сентября - 10250, на пятом, 13 сентября - 10500 человек5 .

Советская пресса, и в первую очередь "Правда", с первых дней возникновения субботников уделяла им большое внимание, сообщая о передовых рабочих и служащих, принимавших все более активное участие в субботниках. "Правда" я другие газеты вели агитацию за вовлечение в это движение всей массы рабочих и служащих, подчеркивая большое значение субботников в деле помощи тыла фронту.

5 июля 1919 г. "Правда" сообщала, что бригада рабочих-коммунистов в количестве 7 человек на ст. Малоярославец, работая в воскресенье до 12 часов ночи (то есть около 15 часов), отремонтировала паровоз.

9 августа 1919 г. "Правда" в связи с субботниками на Рязано-Уральской железной дороге писала: "Все на коммунистический субботник! Все на работу! Сейчас преступно думать об отдыхе. Каждый дань, каждый час" дорог. Многие товарищи почему-то уверены, что им кто-то обязан дать хлеба, топлива, мануфактуры и прочие продукты, за них кто-то обязан отремонтировать паровоз, вагон, исправить путь к проч."6 .

1 июля 1919 г. "Правда" сообщила, что коммунисты железнодорожники станции Котлас постановили работать каждую


1 "Правда" от 9 мая 1920 года.

2 Ленин. Соч. Т, XXIV, стр. 329.

3 Там же.

4 "Петроградская правда" от 12 сентября 1919 года.

5 Там же от 23 сентября 1919 года.

6 "Правда" от 9 августа 1919 года.

стр. 36

субботу по 6 часов бесплатно. В первую же субботу они в числе 17 человек выложили 64 погонных сажени дров. Сообщая о втором субботнике, проведенном в Брянске, "Правда" писала, что состоявшийся 3 августа - второй коммунистический субботник привлек много красноармейцев, советских служащих и граждан. В работах участвовало более трехсот человек. За три часа работы разгружено 75 платформ с рельсами1 .

В заметке "Великий почин" находит отклик" "Правда" писала: "Великие Луки. 4 августа. Первый субботник коммунистов и сочувствующих прошел "великолепно. До 150 мастеровых и рабочих коммунистов, проделали значительную работу в виндавских железнодорожных мастерских. Предположено познакомить коммунистов с крестьянской работой и в очередной субботник направить ах в волости для уборки сенокосов и урожая семей красноармейцев"2 .

Из номера в номер в "Правде" увеличивались сведения о распространении субботников и росте количества их участников. "Если на первые два субботника на ст. Пенза являлось 23 и 41 человек, то на третий явилось 418 человек. За два с половиной часа работы был рассортирован колесный парк, уложено в штабели 50 вагонных осей, убрали из проходов тяжелое железо и балки, погрузив их в вагон. Было нагружено 30 вагонов балласта, заштабелевано 40 саж. дров"3 .

6 сентября 1919 г. "Правда" сообщала, что в московских мастерских тяжелой и осадной артиллерии ("Мастяжарт") 128 рабочих за 3 часа работы 30 августа отремонтировали 6155-миллиметровых орудий, качали ремонт 6 орудий, несколько орудий поставили на передка и выполнили ряд других оборонных работ.

А с каким энтузиазмом, самоотверженностью работали рабочие по восстановлению и пуску в ход разрушенных промышленных и в первую очередь оборонных предприятий в местностях, освобожденных от белогвардейцев и интервентов! За 23 июля 1919 г. "Правда" сообщила о проведение субботников по восстановлению военного Ижевского завода, где белогвардейцы, уходя, испортили оборудование и разные механизмы завода. Механизмы, испорченные белогвардейцами, были исправлены рабочими в порядке субботников в течение 2 дней вместо 12, как это потребовалось бы в обычных условиях.

II

До осени 1919 г. коммунистические субботники не были достаточно оформлены в организационном отношении. Организационное оформление коммунистических субботников и их планирование не выходило до этого за пределы местной партячейки, в лучшем случае подрайона и района.

11 сентября 1919 г. "Правда" поместила обращение Московского комитета РКП(б), где последний призывал партийные организации Москвы ввести в организационные рамки дело проведения коммунистических субботников и сообщал о создании при Московском комитете партии особого бюро пой учету, контролю и организации субботников в Москве. Затем в конце 1919 г. бюро субботников при Московском комитете РКП(б) и в районах были реорганизованы в отделы субботников.

К осени 1919 г. коммунистические субботники вылились в мощное движение трудящихся города. Из чисто партийных по составу участников они все больше и больше становятся массовыми субботниками. Корреспонденции о субботниках в "Правде" за сентябрь и октябрь 1919 г. отмечают нарастание числа беспартийных участников в них. В одном из субботников на Путиловском заводе из 300 участников было более 25% беспартийных, на субботнике Смольнинского района Петрограда из 1000 человек было около 40% беспартийных4 , а на субботнике на ст. Люблино (под Москвой) из 228 человек было 164 беспартийных5 . Число беспартийных, принимавших участие в субботниках, неуклонно повышалось, достигнув в 1920 г. 75 - 90%.

Наряду с общим ростом количества участников в субботниках к осени 1919 г. наметилось и другое важное явление в их развитии - рост участвовавших в них женщин - работниц и служащих. 30 октября 1919 г. "Правда" сообщала, что в субботнике на станции Москва-товарная подавляющее большинство составляли женщины и подростки. 60 участников этого субботника разгрузили 7 вагонов продовольствия и погрузили 1 вагон. С ноября 1919 г. саратовские женщины-работницы стали систематически участвовать в субботниках. Организованные ими субботники были направлены главным образом на обслуживание больных и раненых красноармейцев (шитье и стирка белья и т. п.). Особенно заметен рост количества женщин в субботниках в зимние месяцы 1919 - 1920 г., когда проходили массовые работы по заготовке топлива, очистке от снега и льда железнодорожных путей и т. п.

Участие в субботниках стало делом чести для рабочих и служащих. Нередко рабочие предприятий выносили решения вообще работать в воскресные дни, сократив лишь работу в этот день по 6 часов.

Труд участников субботников, как правило, отличался высокой производительностью. Отмечая это обстоятельство, "Правда" от 3 сентября 1919 г. писала об одном из субботников на железнодорожной станции Лихоборы: "Нельзя не отметить, кроме того, ярких примеров субботников, где, случалось, восемь человек за три часа работы сдавали и собирали два паровозных бруса, работая ровно в пять раз успешнее обыкновенного. Бывают и такие примеры: работа в мастерских идет неуспешно, комиссар для приема оставляет задание уча-


1 "Правда" от 5 августа 1919 года.

2 Там же от 6 августа 1919 года.

3 Там же от 9 августа 1919 года.

4 Там же от 14 сентября 1919 года.

5 Там же от 4 декабря 1919 года.

стр. 37

стникам субботников, появляются сознательные и говорят; "Нет, товарищи, мы уже краснели перед субботниками, пора научаться".

Высокая производительность труда на субботниках с особой силой подчеркивала беззаветную преданность рабочего класса и других трудящихся делу партии Левина- Сталина, показывала их непреклонную волю сделать все для помощи фронту, помочь Красной Армян разгромить интервентов и белогвардейцев.

"Голодные рабочие, - писал Ленин, - окруженные злостной контрреволюционной агитацией буржуазия, меньшевиков и эсэров, устраивают "коммунистические субботники", работают сверхурочно без всякой платы и достигают громадного повышения производительности труда, несмотря на то, что они устали, измучены, истощены недоеданием"1 .

Субботами приобретали все большее значение для преодоления экономических трудностей, обострявшихся в ходе гражданской войны. В связи с обозначавшимся к осени 1919 г. острейшим топливным кризисов в промышленности, на железнодорожном транспорте и т. д. Ленин писал в ноябре 1919 г, в письме ЦК РКП(б) к партийным организациям: "Субботники должны проводиться чаще, энергичнее, систематичнее, более организованно и в первую очередь на топливные работы. Члены партии должны итти впереди всех по трудовой дисциплине и энергии"2 .

Коммунистические субботники превратились в замечательную форму помощи тыла фронту, больным и раненым красноармейцам и их семьям. В 1920 г. проводились: "Неделя помощи фронту", "Неделя красного бойца", "Неделя западного фронта", "Неделя южного фронта", "Неделя раненого я больного красноармейца" и т. д.

В январе 1920 г., по инициативе В. И. Ленина, по всей стране была организована "Неделя помощи фронту". Центральный Комитет РКП(б) обратился по этому поводу ко всем партийным организациям тыла и фронта с письмом, в котором так определял задачи этой недели; "Задача "недели" разъяснить рабочим и крестьянам причины и цели нашей войны, значение для трудящихся победы или поражения Красной Армия, решающее значение настоящего момента, когда рабоче-крестьянская республика приближается к победе над всеми белогвардейцами, я тем заставить Антанту прекратить блокаду и поддержку нашей буржуазия. В этот решающий момент все силы трудящихся тыла должны быть отданы на поддержку красного фронта, Краской Армий. Поддержка должна быть оказана не на словах, а на деле"3 .

В "Неделю помощи фронту" многие тысячи коммунистов " беспартийных работали минимум по 2 - 3 часа сверхурочно ежедневно, а воскресенье превратили в обычный рабочий день. Рабочие Охтенского завода взрывчатых веществ, в Петрограде постановила в "Неделю помощи фронту" вести работу круглые сутки и сверх того в порядке субботников отремонтировать 4 паровоза и 100 вагонов. В эту неделю в Петрограде была собраны миллионы рублей, много продуктов, табака, белья и т. п.4 .

Рабочие и служащие предприятий и учреждений Москвы стремились в эту неделю сделать все, что можно, для помощи фронту. "Немедленно, с завтрашнего дня, приложить все усилия, чтобы удвоить производительность труда на своем заводе, провести отчисление однодневного заработка на Красную Армию и произвести три вечера сверхурочных работ. Во время всей неделя фронта призвать всех знакомых нам граждан отдать фронту все, чем ода могут поделиться с красноармейцами, а также и мы сами должны уделить, что возможно из своего скудного имущества", - писала рабочие и служащие военно-броневого автомобильно-ремонтного завода в своей резолюция5 .

На Урале только на Пермской железной дороге в "Неделю помощи фронту" в январе 1920 г. на 93 Железнодорожных станциях было проведено 308 субботников. В них участвовало около 25 тыс. человек. Было отремонтировано 33 паровозов, 55 вагонов, очищено от снега много верст железнодорожного пути и переработано, перенесено 383730 пудов разных грузов6 .

В Саратове в "Неделю помощи фронту и транспорту" был проведён ряд субботников, в которых участвовало много тысяч человек. По далеко не полным сведениям, только в воскреснике 1 февраля 1920 г. на Волга-пристани и других местах работало около 3 тыс. человек, в Саратовском железнодорожном депо - более 300 человек, на станции Товарная N 2 - болел 1300 человек, на станции Товарная N 15 - 400 человек, в железнодорожных мастерских более 500 человек. В воскреснике 3 февраля 1920 г. только на саратовском железнодорожном узле участвовало более пяти с половиной тысяч человек7 .

В Саратове "Неделя полнощи фронту" совпала с сильными снежными заносами на железнодорожных путях. Поэтому работа на субботниках в эту неделю была направлена главным образом на очистку железнодорожных путей от снега и льда, на ремонт паровозов и вагонов. Ежедневно в течение этой неделя работало на одной только очистке железнодорожных путей до 4500, а за всю неделю - около 30 тыс. человек с 1 1/2 тыс. подвод. Была проделана огромная работа: очищено от снега и льда около 200 верст железнодорожного пути, переставлено около 16 тыс. щитов, вывезено много сотен вагонов снега и льда


1 Ленин. Соч. Т. XXIV, стр. 341.

2 Там же, стр. 534.

3 "Правда" от 21 декабря 1919 года.

4 "Петроградская правда" N 36 за 1920 год.

5 "Красный архив" N 4 за 1937 г., стр. 20.

6 "Правда" от 1 апреля 1920 года.

7 "Саратовские известия" N 29 за 1920 год.

стр. 38

с путей и т. п.1 С не меньшим успехом была проведена "Неделя помощи фронту" и в других городах.

Вслед за "Неделей помощи фронту" большой размах субботники приняли в "Неделю трудового фронта". Проведение этой недели преследовало в основном две главные цели: улучшить работу железнодорожного транспорта и повысить качество работы предприятий коммунального обслуживания: водопроводов, трамваев, электростанций, хлебопекарен, столовых, почты, телефона и т. д. 1 февраля 1920 г. Левин в письме к членам Совета обороны шкал: "Положение с железнодорожным транспортом совсем катастрофично. Хлеб перестал подвозиться. Чтобы спастись, нужны меры действительно экстренные"2 . В эту неделю рабочее и служащие, по собственной инициативе, удлиняли стой рабочий день на 3 - 4 и больше часов. По одной лишь Москве в эту неделю работало сверхурочно, бесплатно на разных предприятиях и железнодорожном транспорте 436169 человек. Было погружено разными грузами 555 вагонов, перенесено разных грузов около 250 тыс. пудов, изготовлено для Красной Армии около 17 тыс. шинелей, телогреек, курток и т. о. я сделано много другой работы. Помимо этого непосредственно на железнодорожных узлах Москвы работало в эту неделю в порядке субботников около 200 тыс. человек. В среднем на железной дороге работало сверхурочно по 3 часа в день в течение всей недели около 30 тыс. человек. Основная масса участников были железнодорожники. Было отремонтировано более 400 паровозов и более 500 товарных и пассажирских вагонов, погружено разных грузов более 800 вагонов, разгружено около 1 1/2 тыс. вагонов, перенесено разных грузов, рельсов, машин и т. п. около 500 тыс. пудов, отремонтировано около 20 верст железнодорожных путей и т. д.3 .

III

Субботники приняли такой размах и приобрели такое производственное значение, что стала рассматриваться партией как один из существеннейших факторов в деле преодоления экономической разрухи.

IX съезд РКП(б) в резолюция "О задачах хозяйственного. строительства" специальный пункт посвятил субботникам. "Субботникам, - говорилось в этой резолюции, - должно быть уделено на местах несравненно большее значение, чем это происходят сейчас. Для субботников нужно выбирать задачи, близкие местному населению, придавать им характер коллективного трудового усилия во имя заранее известных и понятных целей, вовлекать в них не только беспартийных рабочих, но я все вообще местное население, мужское я женское. Не менее важны тщательно обдуманный технический план для каждого субботника, строго целесообразное распределение сил, безусловно экономное их использование"4 .

Приближалось 1 Мая, которое предстояло провести в обстановке войны с белополяками и бароном Врангелем. Вся обстановка повелительно диктовала отметить этот праздник между народной пролетарской солидарности не так, как он отмечался обычно.

В резолюции IX съезда РКП(б) специально о 1 мае 1920 г. было сказано, что этот день надо превратить в "грандиозный всероссийский субботник"5 . Первомайский субботник намечен был как мероприятие всероссийского, масштаба.

Во главе всероссийской комиссии по проведению этого субботника был поставлен один из авторитетнейших людей нашей партии - Ф. Э. Дзержинский. 14 апреля 1920 г. "Правда" поместила обращение Дзержинского "О первомайском субботнике" ко всем губисполкомам, губкомтрудам и в копии губкомам партии. Обращение указывало на необходимость сосредоточить внимание в проведении первомайского субботника на наиболее актуальных, фундаментальных видах работ. "При выработка программы первомайского субботника, - говорилось в обращении, - надлежит наметить работу, выполняемую массовым трудом, имеющую явное общеполезное значение и проведение каковой явилось бы памятником коммунистического труда, например, постройка или закладка моста, узкоколейки, плотины, дамбы, прокладка пути, закладка здания больницы, народного дома, школы, общественной столовой, коммунального огорода и т. п. Начатое 1 мая можно бы продолжить в другие субботники или обычным порядком, присвоив начатому делу звание "первомайского" ("Мост 1-го мая") и т. д.".

И лишь там, где не было условий для этого вида работ, обращение допускало возможным сосредоточиться на простейших видах работы: очистка города, ремонт и т. д.

Основательно подготовленный всероссийский первомайский субботник охватил миллионы трудящихся и прошел с исключительным трудовым подъездом. В одной только Москве на первомайском субботника участвовало, по далеко не полным сведениям, 425769 человек6 . Среди них было 164123 женщины, 19639 подростков, 35, тыс. красноармейцев. Беспартийные составляли около 96% всей массы участников первомайского субботника.

Работы, проведенные 1 мая, шли по трем основным направлениям: на железнодорожном транспорте - на железнодорожных путях и вокзалах Москвы работало около 75 тыс. человек; основная масса рабочих работала у себя на фабриках и заводах;


1 "Саратовские известия" N 57 за 1920 год.

2 Ленинский сборник XXIV, стр. 62,

3 "Правда" от 28 мая 1920 года.

4 ВКП(б) в резолюциях и решениях, стр. 341. Госполитиздат. 1940.

5 Там же, стр. 345.

6 "Правда" от 20 мая 1920 года.

стр. 39

остальные - на очистке города, до его озеленению (посадка деревьев) и т. д.

В работе на первомайском субботнике приняли участие все члены партии, начиная от рядовых и кончая членами Политбюро во главе с В. И. Лениным. Председатель ВЦИК В. И. Калинин проработал этот день по своей старой специальности токарем на заводе быв. Михельсона в Москве1 .

В Петрограде в первомайском субботника участвовало около 165 тыс. человек. Работали но озеленению Площади жертв революции, по благоустройству, других площадей, по исправлению водопровода и канализации; 10 тыс. человек работало на огородах Петрокоммуны. Рабочие-железнодорожники Петроградского железнодорожного узла и заводов работали у себя на производстве. Многие из них в этот субботник работали по 10 - 12 часов вместо 6, как намечалось ранее2 . Много десятков тысяч трудящихся участвовало в этом субботнике и по другим городам. Например в Саратове около 85 тыс. человек3 , в Смоленске - 30 тыс., в Челябинске - 22 тыс., в Рыбинске - 20 тыс., в Костроме - 17 тыс. человек и т. д.4 .

Первомайский субботник послужил новым толчком к дальнейшему развитию коммунистических субботников и воскресников. "Правда", подводя итоги субботников за май 1920 г.5 , отмечала, что только в мае по одной Москве дано было минимум 4 1/2 млн. бесплатных рабочих часов, что при самой минимальной расценке составляло около 50 млн. рублей. В результате этих рабочих часов разгружено 3290 вагонов разных" грузов, погружено около 2838 вагонов, перенесено разных грузов-тяжестей 624541 пуд, отремонтировано 521 паровоз и 781 вагон (это лишь по важнейшим видам работ). О грандиозном размахе майских субботников говорят следующее: в то время как за период с 10 мая 1919 г. по 30 апреля 1920 г. по Москве и ряду других городов в субботниках участвовало около 2 млн. человек, за один лишь май 1920 г. в одной только Москве участвовало 1050106 человек.

С не меньшим успехом развивались субботники и в других городах. Только за май по Сызрано-Вяземской железной дороге Калужского узла во время субботников было отремонтировало 19 паровозов и 300 вагонов и исправлено 8 верст пути6 .

В мае в Саратове лишь на линии Риза но-Уральской железной дороги в субботниках принимало участие 18895 человек7 .

Подводя итог субботникам за май по Саратову (без первомайского), "Правда" указывала, что в мае выполнена была следующая основная работа: отремонтировано более 400 цистерн, много паровозов, более 3 тыс. товарных и классных вагонов, 2 парохода и 3 баржи8 .

Стремление как молено больше сделать для Красной Армии, боровшейся в это время с белополяками, рабочие и служащие выразили, проведя специальную "Неделю западного фронта". "Без напряжения всех сил в тылу и на фронте, - писал товарищ Сталин, - мы не сможем выйти победителями. Без этого нам не одолеть врагов с запада"9 . И трудовые массы Советской страны напрягали все силы.

В "Неделю западного фронта" работой на субботниках и лугам отчислений и сбора рабочие и служащие Петрограда собрали 175 млн. рублей, 45 тыс. рубах, 47 тыс. кальсон, 23 тыс. полотенец, 2600 шинелей, 12 тыс. папах и шапок, 7 тыс. перчаток и т. п.10 . В субботниках в эту неделю участвовали десятки тысяч рабочих и служащих. Только на одном субботнике в Петрограде участвовало около 60 тыс. человек11 .

Исключительное внимание и забота к бойцам на фронте проявлялись всеми трудящимися как города, так и деревин, - Газета "Петроградская правда" за 13 октября 1920 г. приводила одна из многих примеров такого отношения: "Окрестные крестьяне Шлиссельбурга охотно жертвуют в пользу фронта теплые вещи. Отмечено несколько случаев, когда крестьяне отдавала последнюю обувь для посылки нуждающимся на фронте".

К лету 1920 г. в тылу Красной Армии, героически громившей войска белополяков, появился новый враг. В конце июня банды барона Врангеля начали наступление из Крыма. Товарищ Сталин, назначенный ЦК РКП(б) руководителем югозападного фронта, возглавивший организации разгрома Врангеля, писал 11 июля, что. "партия должна начертать на своем знамени новый очередной лозунг: "Помните о Врангеле!" "Смерть Врангелю!"12 .

Партия, комсомол и профсоюзы мобилизовали многие тысячи коммунистов, комсомольцев и членов профсоюзов для усиления рядов Красной Армии. Были приняты все меры, к ее снабжению всем необходимым для победы.

Создавая всю серьезность новой угрозы родине со стороны банд Врангеля, рабочие, крестьяне и служащие, не покладая рук, ее считаясь со временем, делали все для помощи Красной Армии. Субботники и воскресника приняли еще больший размах. За июль по одной только Москве в субботниках участвовало 163203 человека, из них 35038 коммунистов и 128165 беспартийных. За этот месяц были выполнены


1 "Правда" от 4 мая 1920 года.

2 "Петроградская правда" от 4 мая 1920 года.

3 "Саратовские известия" N 97 за 1920 год.

4 "Правда" от 5 и 7 мая 1920 года.

5 "Правда" от 8 июня 1920 года.

6 Там же от 11 июня 1920 года.

7 "Коммунистический труд" от 11 июля 1920 года.

8 "Правда" от 22 мая 1920 года.

9 "Красный архив" N 4 за 1937 г., стр. 22.

10 "Петроградская правда" от 25 ноября 1920 года.

11 Там же от 11 июля 1920 года.

12 Ворошилов К. "Сталин и Красная Армия", стр. 147. М. 1937.

стр. 40

в порядке субботников следующие освоение работы: выгружено равных грузов 1216 вагонов, погружено 1114 вагонов, перенесено разных грузов более 500 тыс. пудов, распалено, расколото и уложено дров 15483 сажени; отремонтировано 8 паровозов, 57 вагонов, 88 разных Старков, машин и т. п.1 .

Свердловск испытывал затруднение в лесоматериалах я дровах. Трудящиеся города путем субботников я воскресников построили в районе Свердловска 15-километровую лесотопливную узкоколейную ветку2 . Здесь же был организован субботник по пошивке шинелей; предполагалось, что на него явится не более 600 человек, явилось же 1246 женщин, которые пошили за субботник 2500 шинелей3 .

Даже в зимние месяцы, несмотря на холод, масштаб субботников как по количеству участников, так и по объему выполненных работ продолжат держаться на высоком уровне. В декабре 1920 г. в Москве участвовало в субботниках 95743 человека. По далеко не полным сведениям, в этом месяце в порядке субботников были выполнены следующие работы: отремонтировано 67 паровозов, 75 вагонов, выгружено 1443 вагона разных грузов, погружен 2171 вагон, перенесены сотни тысяч пуд аз разных грузов, рельсов, досок и т. д.; сшито и починено для красноармейцев 20750 штук обмундирования и белья4 .

Самоотверженный труд рабочих, красноармейцев и служащих на субботниках и воскресниках способствовал существенному улучшению работы промышленных предприятий и особенно железнодорожного транспорта. Если на 1 января 1920 г. имелось 3800 здоровых паровозов, то к 1 января 1921 г. Их было уже 7700. Ремонт паровозов во агорой половине 1920 г. превысил плановое задание на 47%. В 1920 г. было отремонтировано 66800 вагонов вместо 48400 вагонов по плану. Повысился и пробег паровозов и загонов. Суточный пробег паровозов с 24 верст в начале 1920 г. поднялся до 42 верст к январю 1921 г., а пробег вагонов повысился соответственно за тот же период с 62 до 80 верст5 .

Работа на субботниках вызывала у рабочих изобретательскую и рационализаторскую инициативу. В номере от 19 января 1921 г. "Правда" сообщала, что три помощи субботников и воскресников рабочие-железнодорожники ст. Александровск, Северной железной дороги, построили новый поворотный круг, на котором 3 рабочих повертывают любой паровоз в 5 минут, тогда как на старом кругу 20 рабочих и больше повертывали паровоз иногда за 3 часа. Вторая победа рабочих названной станции заключалась в постройке канавы для смены колес паровоза. Раньше колеса паровоза сменяли в депо за 10 дней, а после по стройки канавы стала сменять в течение нескольких часов.

IV

Субботники и воскресники нашли свое отражение и в деревне. Здесь, как и в городах, о первую очередь этот "великий почин" подхватили коммунисты и наиболее сознательные беспартийные. Уже осенью 1919 г. в центральной и местной прессе начали появляться сведения о проводимых в деревне субботниках. "Правда" от 4 октября сообщала, что в Спировской волости (Челябинской области) ячейка коммунистов устроила первый волостной субботник. Работало всего 8 коммунистов... К ним присоединились 4 беспартийных. За полтора часа выгрузили 8 вагонов дров. Если в 1919 г. субботники в деревне были единичным явлением, самая идея субботников только докатилась до деревни, то уже весною 1920 г. они начинают захватывать одну деревню за другой.

"Правда" от 9 июня 1920 г. писала: "В одной из самых глухих и отдаленных волостей Елатьмского уезда (Тамбовской губернии. - С. Б. ) в Ардабьевской волости, с большим успехом был устроен коммунистический субботник. Работало около 500 человек с 150 подводами. Отремонтировано и восстановлено несколько мостов, плотин, дорог, пожарных сараев и обозов. Уложено и подвезено много дров и сучьев. Запаханы земли красноармейцев "безлошадных бедняков". В том же номере "Правда" сообщала, что "после первомайского субботника в далеких и глухих деревнях Павловского уезда (Нижегородской губернии. - С. Б.) начали устраиваться субботники и воскресники, на которых чинят дороги" строят мосты и обрабатывают поля красноармейцев".

В деревне Калиновке. Красноуфимского уезда, Екатеринбургской губ., крестьяне путем субботников и воскресников засыпали большой овраг, разделявший селение на две части на протяжении многих десятилетий, и построили мост. Газета "Уральский рабочий" за 4 июля 1920 г. писала по этому поводу: "Семидесятилетние старики говорят, что через него (овраг. - С. Б.) строили мостов несколько "штук, но все таких плохих и недюжих, что через некоторое время они проваливались в овраг, а вот за четыре дня был построен мост".

Влияние рабочих города на деревню сказывалось не только в примерной работе на субботниках, но и в непосредственной помощи трудящихся города крестьянам. По инициативе ЦК РКП(б) в августе 1920 г. началась "Неделя крестьянина" в Москве и других губерниях Советской России.

Рабочие городов собирали у себя на предприятиях материал, необходимый для изготовления и ремонта сельскохозяйственного инвентаря, создавали из соответствующих специалистов (кузнецов, слесарей " т. п.) бригады и отправлялись помогать крестьянам. Для иллюстрации той огромной помощи, которая была оказана трудя-


1 "Правда" от 13 августа 1920 года.

2 "Уральский рабочий" от 14 сентября 1920 года.

3 Там же от 16 ноября 1920 года.

4 "Правда" от 12 января 1921 года.

5 Там же от 5 марта 1921 года.

стр. 41

щимися города деревне, достаточно будет привести несколько примеров. Уральские рабочие в эту неделю собрали и отправили в деревню 60 пудов гвоздей, 4723 пуда сортового и листового железа, 10220 штук подков, 780 пудов наварной стали и много других материалов1 . В Тамбовской губернии в "Неделе крестьянина" приняло участие 1500 квалифицированных рабочих и 30554 "квалифицированных, также было мобилизовано 20235 подвод. Этими силами была выполнена следующая работа: вспахано семьям красноармейцев и бедняков 47027 десятин земли, убрано 6115 десятая хлебов, обмолочено 6352 копны хлебов, скошено 9242 десятины лугов, засеяно озими 2020 десятин; отремонтировано 89 колодцев, 33 плотины, 465 мостов, 19 школ и много сельскохозяйственного инвентаря2 .

По одному лишь Камышинскому уезду, быв. Саратовской губернии, за эту неделю было отремонтировано 4767 плутов, 14777; колес, 5530 сох, 5723 бороны, 1703 жнейки, 100 конных молотилок, 7499 телег, 4742 хомута и сделано много другой работы3 .

Чувствуя всю огромную пользу от коммунистических субботников для деревни, крестьяне не только с благодарностью принимали помощь от рабочих города, но и сами все больше в больше стягивались в это замечательное движение, активно помогая фронту, родной Красной Армии своим добросовестным бесплатным трудом в тылу. Плечом к плечу трудящееся крестьянство вместе с рабочим классом под руководством коммунистической партии самоотверженно сражалось на фронтах гражданской войны против интервентов и белогвардейцев, так же дружно оно боролось и в тылу. Путем субботников и воскресников передавая часть советской деревни наряду с рабочими городов в годы гражданской войны внесла немалый трудовой вклад в дело обеспечения победы над интервентами и белогвардейцами.

Великая отечественная война против немецко-фашистских захватчиков в горазда большей степени показала всему миру, с каким единодушием и самоотверженностью наш тыл помогает родной Красной Армии в ее борьбе с фашистскими ордами. Невиданному в истории войн проявлению героизма, мужества и отваги бойцов, командиров и политработников Красной Армии на фронте соответствует самоотверженная работа трудящихся в тылу. "И теперь наши заводы, колхозы и совхозы, несмотря на все трудности военного времени работают бесспорно удовлетворительно"4 . Такова та высокая оценка, которую товарищ Сталин дал работе тыла за истекший год. Лозунгу "Все для фронта" подчинены все термические усилия трудящихся нашей страны в тылу. Размах стахановского движения в обстановке отечественной войны, стремление во много раз повысить производительность труда, наконец, периодически проводимые субботники и воскресники являются во много крат увеличенным про" явлением того трудового героизма, начало которому было положено ввиде коммунистических субботников в годы гражданской войны.


1 "Уральский работай" от 9 сентября 1920 года.

2 Там же от 20 октября 1920 года.

3 "Известия Саратовского губисполкома" от 23 августа 1920 года.

4 И. Сталин. 25-я годовщина Великой Октябрьской социалистической резолюции, стр. 6. Огиз. 1942.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/КОММУНИСТИЧЕСКИЕ-СУББОТНИКИ-В-ГОДЫ-ГРАЖДАНСКОЙ-ВОЙНЫ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Alexander KerzКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Kerz

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

С. БОЛТИНОВ, КОММУНИСТИЧЕСКИЕ СУББОТНИКИ В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 28.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/КОММУНИСТИЧЕСКИЕ-СУББОТНИКИ-В-ГОДЫ-ГРАЖДАНСКОЙ-ВОЙНЫ (дата обращения: 25.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - С. БОЛТИНОВ:

С. БОЛТИНОВ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Alexander Kerz
Moscow, Россия
2034 просмотров рейтинг
28.09.2015 (3132 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ОНИ ЗАЩИЩАЛИ НЕБО ВЬЕТНАМА
Каталог: Военное дело 
Вчера · от Россия Онлайн
КНР: ВОЗРОЖДЕНИЕ И ПОДЪЕМ ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Каталог: Экономика 
Вчера · от Россия Онлайн
КИТАЙСКО-САУДОВСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (КОНЕЦ XX - НАЧАЛО XXI вв.)
Каталог: Право 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙСКО-АФРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: УСКОРЕНИЕ РАЗВИТИЯ
Каталог: Экономика 
5 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
КОММУНИСТИЧЕСКИЕ СУББОТНИКИ В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android