Libmonster ID: RU-13703
Автор(ы) публикации: В. В. БОЛЬШАКОВ

В той борьбе, которую всегда вела наша партия против буржуазной идеологии, против идейных врагов пролетариата, борьба с сионизмом занимает важное место. В работах В. И. Ленина "Нужна ли "самостоятельная политическая партия" еврейскому пролетариату", "Максимум беззастенчивости и минимум логики", "Положение Бунда в партии", "Критические заметки по национальному вопросу" и ряде других сионизму была дана марксистская, классовая оценка. В. И. Ленин осуждал сионистскую идею еврейской нации как "совершенно ложную и реакционную по своей сущности". Он резко выступал против практики сионизма, основной целью которой являлось обособление еврейства, подчеркивая при этом: "Совершенно несостоятельная в научном отношении идея об особом еврейском народе реакционна по своему политическому значению". В. И. Ленин указывал, что система организаций сионизма призвана удовлетворить нужды еврейской буржуазии, что она враждебна пролетариату: "Идея еврейской "национальности" носит явно реакционный характер не только у последовательных сторонников ее (сионистов), но и у тех, кто пытается совместить ее с идеями социал-демократии (бундовцы). Идея еврейской национальности противоречит интересам еврейского пролетариата, создавая в нем прямо и косвенно настроение, враждебное ассимиляции, настроение "гетто"1 .

Против агентуры сионистов в рабочем движении России выступал и Г. В. Плеханов. Называя бундовцев "непоследовательными сионистами, стремящимися к тому, чтобы утвердить Сион не в Палестине, а в пределах Российского государства", он писал об их попытках диктовать свою волю революционному пролетариату: "Они привыкли смотреть на свой союз, как на самую серьезную в России рабочую организацию, как на своего рода "ось", вокруг которой совершается все движение российского пролетариата"2 .

Серьезную работу по разоблачению сионизма, раскольнической деятельности Бунда, поалей-ционистов вели до революции организации РСДРП, действовавшие на Украине. В. И. Ленин обратил, в частности, внимание на листовку Екатеринославского комитета РСДРП "К еврейским рабочим г. Екатеринослава", разоблачающую сионистов. По характеристике В. И. Ленина, эта листовка "превосходно разъясняет еврейским рабочим города Екатеринослава .. социал-демократическое отношение к сионизму и антисемитизму"3 . В этой листовке, в частности, вскрывались классовые корни антисемитизма, опровергались утверждения сионистов о его "вечности": "Только сионисты, умышленно извращая всю прошлую и теперешнюю историю человечества, могут повторять взя-


1 В. И. Ленин. ПСС. Т. 8, стр. 72, 74.

2 Г. В. Плеханов. Соч. Т. 13. М. 1926, стр. 165.

3 В. И. Ленин. ПСС Т. 7, стр. 118.

стр. 78


тые напрокат у антисемитов слова о том, что антисемитизм существовал и будет существовать вечно. Это утверждать могут, конечно, только такие невежественные люди, которые не доискиваются причин антисемитизма, которые не хотят или не могут понять, что с изменением общественных условий эти причины должны исчезнуть, а вместе с ними и антисемитизм"4 .

В этой и ряде других листовок на конкретных фактах раскрывалась классовая сущность сионизма, готовность сионистских лидеров и раввинов в борьбе с революционным движением сотрудничать с самыми реакционными, антисемитскими силами, действовавшими в России.

Обстоятельная критика сионизма содержится в ряде документов Коммунистического Интернационала. Исполком Коминтерна в одной из своих резолюций указывал: "Проект Палестины, попытка отвлечь еврейские трудящиеся массы от классовой борьбы пропагандой массового переселения в Палестину являются не только националистическими и мелкобуржуазными, но в своем существе контрреволюционными"5 .

В 30-е годы в СССР появился ряд работ, авторы которых подвергли критике сионизм и разоблачили реакционный характер деятельности сионистов в России, а затем и в СССР. Следует отметить в этой связи статьи "Евреи" и "Бунд", опубликованные в первом издании Большой Советской Энциклопедии (тт. 8 и 24)6 . К сожалению, после издания этих статей советские авторы длительное время не обращались к столь актуальной проблеме, как критика сионизма. Этим грешило, в частности, второе издание Большой Советской Энциклопедии. Критике сионизма там было уделено самое минимальное внимание.

Не вдаваясь в подробный анализ всех причин этого забвения, отметим лишь одну из них. Сионисты использовали антиеврейскую политику нацистского режима, установившегося в Германии в 1933 г., не только для осуществления специфических целей сионизма (в частности, общеизвестно, что гитлеровцы широко сотрудничали с сионистскими организациями в деле "планомерного переселения евреев Германии в Палестину", а сионисты всемерно натравливали фашизм на СССР), но и для дискредитации антисионистской пропаганды. Играя на сочувствии к евреям, они изображали себя тогда, как и сейчас, защитниками евреев, широко распространяли ложную версию, будто сионизм и еврейство - понятия тождественные, утверждали, что каждый еврей - сионист. Поэтому любое выступление против сионизма сионистская пресса злонамеренно квалифицировала как антисемитское. Это, конечно, отразилось на восприятии антисионистских выступлений мировым общественным мнением, в том числе и на работах советских исследователей.

Забвение критики сионизма отрицательно сказалось на общем состоянии борьбы с буржуазной идеологией и, в частности, с еврейским буржуазным национализмом. В. И. Ленин предупреждал: "Буржуазная или социалистическая идеология. Середины тут нет... Поэтому всякое умаление социалистической идеологии, всякое отстранение от нее означает тем самым усиление идеологии буржуазной"7 . Эти ленинские слова в полной мере применимы к критике сионизма: любое ослабление ее, всякое отстранение от этой критики ведут к усилению идеологии сионистской. Необходимо учитывать и другое обстоятельство: без разоблачения реакционных доктрин сионизма, его классовой сущности, его связей с крупнейшими империалистическими державами невозможен правильный анализ милитаристской, экспансионистской политики Израиля, где


4 "Листовки революционных социал-демократических организаций РСДРП Украины 1896 - 1904 гг.". Киев. 1963, стр. 293.

5 "The Communist International. 1919 - 1943. Documents". Vol. I. L. 1956, p. 366.

6 24 т. БСЭ был издан в 1932 году. В 1945 г. вышел в свет 51 т., где сионизму уделялось менее четверти страницы. Статья о Бунде не превышала один печатный лист.

7 В. И. Ленин. ПСС. Т. 6, стр. 39 - 40.

стр. 79


сионизм стал политической системой, где процветают оголтелый шовинизм и расизм.

В первые послевоенные годы в периодической печати был опубликован ряд материалов, посвященных палестинской проблеме и государству Израиль, которое сразу же после его образования признали Советский Союз и страны народной демократии. Однако фундаментальных работ по проблемам сионизма в то время еще не было. Правда, в изданной в виде брошюры стенограмме публичной лекции И. А. Генина достаточно четко прослеживались связи сионистов с монополистической буржуазией Англии и США8 . Но брошюра эта, хотя она и содержала некоторые оценки сионизма, сионистских партий, действовавших в Израиле, не являлась все же специальной работой по проблемам сионизма.

После тройственной агрессии против Египта в 1956 г., в которой принял участие и Израиль, в СССР был опубликован ряд статей, содержавших марксистскую оценку характера государства Израиль, вскрывавших буржуазную, эксплуататорскую сущность его социального строя. Следует отметить работу К. Иванова и З. Шейниса "Государство Израиль, его положение и политика" (М. 1958). Но хотя в ней и критиковался сионизм, работа эта не давала исчерпывающей научной характеристики того, что собой представляет современный международный сионизм, каковы его глобальные (а не только локальные) цели, средства, обязательства, связи.

В 1962 г. были изданы документы XIV съезда Коммунистической партии Израиля (КПИ). Тогдашний Генеральный секретарь КПИ С. Микунис, впоследствии перешедший на позиции сионистов и образовавший свою собственную "партию", в отчетном докладе этому съезду, хотя и критиковал сионизм, но уже в то время расходился с марксистскими его оценками9 . На XVI съезде КПИ израильским коммунистам вновь пришлось вернуться к этому вопросу и в специальной резолюции "Сионизм и еврейский вопрос в наши дни" дать подлинно марксистское толкование сущности сионизма.

Некоторые аспекты истории деятельности сионистов в нашей стране в первые годы Советской власти затронуты в монографии Я. Ш. Шарапова, который дал подробный анализ действий еврейской секции РКП (б) и борьбы этой секции и ее отделений на местах с сионистами10 .

В 1968 - 1970 гг. в советской периодической печати появился ряд статей с критикой сионизма, которые впоследствии были перепечатаны в сборнике "Сионизм - отравленное оружие империализма" (М. 1970). Расширился круг авторов, обращающихся к этой теме, шире и глубже стала изучаться история, система организаций и идеология сионизма.

В конце 60-х годов, после еще одной агрессии Израиля против арабских стран, появились яркие публицистические статьи Ю. Иванова, а затем его книга "Осторожно - сионизм!" (М. 1969; в 1970 г. она была выпущена вторым, дополнительным изданием). Эта книга была первым в советской литературе после 30-х годов научным критическим исследованием идеологии, организации и практики современного международного сионизма. Работа Ю. Иванова получила широкое признание как в СССР, так и за рубежом (она была переведена на арабский, английский, французский и другие языки, широко разошлась в ряде европейских, азиатских и африканских стран).

Что же привлекло к ней такое внимание? Прежде всего марксистский подход к проблеме автора, применившего метод системного анализа такого сложного явления, как сионизм. С самого начала Ю. Иванов подчеркивает, что "современный сионизм - это идеология, разветвлен-


8 См. И. А. Генин. Палестинская проблема. М. 1948, стр. 5.

9 См. "XIV съезд Коммунистической партии Израиля". М. 1962, стр. 108.

10 Я. Ш. Шарапов. Национальные секции РКП (б). Казань. 1967.

стр. 80


ная система организаций и политическая практика крупкой еврейской буржуазии, сросшейся с монополистическими кругами США и других империалистических держав" (стр. 4) (здесь и ниже ссылки на второе изд.). В книге четко определяется и главное идеологическое содержание сионизма: "Основным содержанием сионизма является воинствующий шовинизм и антикоммунизм" (там же). Говоря об организационной стороне современного сионизма, о системе его "питания" и внутреннем соподчинении, автор вновь пишет: "Правящие круги Израиля входят в международный сионистский концерн на правах младших партнеров (это - одно из важнейших условий их существования именно как правящих кругов). Сам сионистский концерн в лице Всемирной сионистской организации, ее фактического филиала - Всемирного еврейского конгресса и других многочисленных ответвлений, подчас играющих более значительную роль, чем организации, имеющие у входа вывеску, представляет собой одновременно и одно из крупнейших объединений финансового капитала, и самозваное глобальное "министерство" по делам "евреев всего мира", и международный разведывательный центр, и хорошо организованную службу дезинформации и пропаганды" (стр. 5 - 6).

Ю. Иванов показывает полную несостоятельность сионистских тезисов о "богоизбранности" и "исключительности" евреев, их "превосходстве" над всеми другими народами, разоблачает реакционную "теорию" так называемой "всемирной еврейской нации", которая стала основой основ деятельности сионистов. Автор привел документы сионистского подполья, действовавшего на территории СССР с момента становления Советской власти, изучил сионистскую литературу времен гражданской войны, материалы зарубежных исследователей и показал преемственность, характерную для идеологии сионизма, которая была антикоммунистической с момента становления сионизма и остается таковой по сей день (стр. 65 - 67, 69, 70). Контакты с Петлюрой и Булак-Балаховичем, гетманом Скоропадским и Деникиным закономерно переходят у сионистов в прямое сотрудничество с итальянскими фашистами и гитлеровцами. Ю. Иванов убедительно показал, что идеологической базой для такого рода альянса сионистов с завзятыми погромщиками был антикоммунизм и тех и других, что антисемитизм использовался сионистами с целью представить себя в качестве неких новых Моисеев, готовых "спасти богоизбранных" и повести их в "страну обетованную", то есть в Палестину, а после 1948 г. - в Израиль. Зловещие высказывания Бен-Гуриона, Жаботинского и других сионистских лидеров, благословляющих антисемитизм и видевших в нем средство идеологической обработки евреев в духе сионизма, в духе враждебности к другим народам, средство борьбы с ассимиляцией, наглядно опровергают сионистский тезис о том, что сионизм является якобы "национально-освободительным движением евреев", что он и родился-де как "ответ на антисемитизм, получивший широкое хождение в европейских странах в конце XIX века"11 .

Ю. Иванов с помощью цифр и фактов показывает, что Израиль был превращен его правящей верхушкой в вотчину крупнейших международных монополий, среди капиталов которых сионистскому принадлежит далеко не самое последнее место, в вотчину Всемирной сионистской организации - этого крупнейшего сионистского конгломерата как с точки зрения организационной, так и финансовой (стр. 125 - 129). Как часть финансового капитала, монополий крупнейших империалистических держав, сионистский капитал не является чем-то сугубо самостоятельным и абсолютно автономным, он преследует общие с "нееврейским" монополистическим капиталом цели. Но вместе с тем сионизм преследует свои специфические цели, диктуемые основными постулатами иудаизма.


11 См. BenGurion. Memoirs. N. Y. 1970, p. 12.

стр. 81


Немало услуг сионизм оказал английскому, американскому, немецкому, французскому империализму. И не удивительно, что в оплату лидеры сионизма требовали не только пожертвований в сионистскую казну, а впоследствии в фонд Израиля, но и политической поддержки. Поддержку такого рода, так же как и финансовую (только из США с 1948 по 1968 г. Израиль получил 3,5 млрд. долл. прямой помощи, не считая примерно такой же суммы помощи скрытой), Израилю оказывают по сей день в первую очередь США и Англия12 . Ю. Иванов показывает, что контакты сионистских организаций, действующих во многих капиталистических странах согласованно с правящими кругами этих стран, не ограничиваются лишь обменом услугами. Сплошь и рядом сионисты являются прямой агентурой крупнейших подрывных ведомств Запада, что подтвердили известные события в Венгрии, Чехословакии, Польше, а также антисоветская кампания сионистов, развернувшаяся в 60-е и 70-е годы.

Как уже упоминалось выше, в 1970 г. был опубликован сборник "Сионизм - отравленное оружие империализма". Он включал ряд неизвестных прежде документов, выступления зарубежных публицистов, материалы состоявшейся в 1970 г. пресс-конференции, в которой приняли участие советские граждане еврейского происхождения, письма читателей в центральные органы печати. Несмотря на отдельные недостатки некоторых статей сборника, их различный научный уровень, в целом он был полезным и нужным изданием, помогавшим разоблачению сионизма, дававшим возможность широкому читателю зримо ощутить необходимость и оправданность антисионизма. В этом сборнике содержался ряд серьезных теоретических выступлений с критикой сионизма, где вскрывалась его реакционная суть, широко используемая сионистами, ополчающимися против тех евреев, которые выступают сторонниками ассимиляции. Опубликованная в сборнике в изложении резолюция XVI съезда КПИ "Еврейский вопрос и сионизм в наши дни" не только содержала теоретический анализ реакционной сущности сионизма, но и приводила большое количество фактов и высказываний идеологов сионизма. Последний был определен в резолюции как реакционная националистическая идеология и политика проимпериалисгической еврейской буржуазии, имеющей свои центры в Израиле и США.

Критика сионизма в значительной степени затруднена тем, что подлинные материалы, используемые сионистами "для внутреннего круга", практически недоступны. Эзопов язык, к которому постоянно прибегают в сионистских изданиях, не всегда понятен исследователям, впервые приступающим к изучению практики и идеологии сионизма. Мало кто владеет у нас и ивритом, а именно на этом языке составляются инструкции, реляции и программные документы сионистов. Нередко сионисты выступают под различными масками, в доспехах поборников "всеобщей справедливости", "гуманизма", "демократии", "защитников человеческих прав", что, естественно, не дает возможности прямо указать на них как на представителей сионизма и инициаторов его преступлений. Запутана и та система "вывесок", которые используют для своих парадных подъездов сионистские организации. Под такими наименованиями, как "Клуб Новый мир", "Голубая карточка", "Лига религиозных поселений", "Общество распространения труда" и т. д., скрываются филиалы и функционеры Всемирной сионистской организации, тщательно маскирующие свою сионистскую сущность. Это также сбивает с толку иных исследователей. Все это, вместе взятое, показывает, насколько важен был тот начальный период становления антисионистской пропаганды в СССР, когда происходило накопление знаний о международном сионизме, фактов, казалось бы, очевидных, но несистематизированных, неизученных.


12 "The Times", 5.II.1971.

стр. 82


Показательна серия четырех брошюр, изданная в 1971 г. на основе публикаций советской печати. В первой - "Цели и методы воинствующего сионизма" - на основе малоизвестных фактов показан тот арсенал средств воздействия на мировое общественное мнение, на правительства капиталистических стран, которыми располагает сионизм и которые он активно применяет. Не случайно в брошюре внимание обращено в первую очередь на то, как международный сионизм использует средства массовой информации для обработки общественного мнения в угодном для него духе, как сионистская пресса, обладающая поистине гигантскими возможностями воздействия, осуществляет специфические цели, поставленные перед ней руководством ВСО. Значительный раздел брошюры посвящен и другому, "тихому оружию" международного сионизма - его секретным службам. В этой связи особо следует отметить статью Я. Скляревского "Щупальца сионизма".

В брошюре "Сионизм - орудие империалистической реакции" наглядно показана связь сионизма с империализмом, подлинная роль сионистов, действующих в первых рядах наиболее реакционных кругов капиталистического Запада. Наиболее интересной с точки зрения анализа сионизма в этом сборнике представляется статья Х. Лумера, члена руководства Компартии США. Этой статьей открывалась серия публикаций Лумера в журнале "США: экономика, политика, идеология", которые впоследствии - вместе с его статьями в журнале "Political Affairs", теоретическом и политическом органе Компартии США, - составили основу его книги о сионизме, изданной в США в 1973 году.

Достаточно подробную информацию о современном Израиле, его связях с заокеанскими патронами, его месте в системе соподчинения международного сионистского концерна содержала брошюра "Очаг сионизма и агрессии". В сочетании с монографией Г. Никитиной "Государство Израиль" (М. 1968) она позволяла взглянуть на щедро разрекламированную сионистами "землю обетованную" объективно, с марксистских, классовых позиций. Страна- гарнизон, очаг сионизма и агрессии, где густо разрослись шовинизм и расизм, - таким предстал перед читателями сионистский "рай". Г. Никитина тщательно проанализировала взаимоотношения ВСО и правительства Израиля, обратившись к ряду правовых документов, регулирующих эти отношения. В книге подробно освещаются существующие в Израиле сионистские партии, действующие в весьма широком диапазоне: от чисто профашистского ("Херут") до "социалистического" (МАПАЙ); рассмотрена и насквозь лживая концепция сионистского "социализма", воплощенного в военизированных поселениях типа "киббуцев", осуществляемая профсоюзным объединением Израиля "Гистадрут" соглашательская политика "классового мира" во имя "высших" идеалов сионизма. Автор убедительно доказывает, что такого рода "социализм" служит лишь цели интенсификации капиталистической эксплуатации израильских трудящихся.

Брошюра "Антикоммунизм и антисоветизм - профессия сионистов" раскрывала методы и описывала направления действий международного сионизма в той идеологической борьбе, которую ведет империализм против СССР и других социалистических стран.

В конце 1971 г. была опубликована книга Е. Евсеева "Фашизм под голубой звездой". В ней рассказывается о мифах, которые использует сионистская пропаганда для обработки евреев в духе сионизма и мобилизации поддержки мирового общественного мнения. Опираясь на конкретные исторические факты и материалы этнографических исследований, автор критикует основные догматы сионизма, как-то: утверждения о "единой еврейской нации", ее "богоизбранности", разоблачает концепцию "двойной лояльности евреев", исповедуемую международной сионистской корпорацией, которая пытается сделать евреев, живущих вне Израиля, своей "пятой колонной". Наиболее интересной с научной

стр. 83


точки зрения следует считать вторую главу книги - "Монополистический капитал и сионизм". В этой главе впервые в нашей литературе анализируется такое понятие, как "сионистский капитал", прослеживаются связи с сионизмом финансовых воротил еврейского происхождения, выявляется, кто же на самом деле хозяин международного сионистского концерна. Это, как подчеркивает автор, "финансовые группы крупной буржуазии, объединенной воедино общей идеологией и практикой сионизма" (стр. 17). Весьма своевременно автор уделяет значительную часть книги разоблачению догматов и иудаизма, основные положения которого сионизм активно использует в своей пропаганде и подрывной практике.

Автор дает представление о тех средствах и способах, с помощью которых производится финансирование глобальной машины международного сионизма, а также субсидирование государства Израиль. Несмотря на то, что в руках автора - и это понятно, если учитывать сложность темы - лишь малая часть ставших достоянием гласности фактов о деятельности сионистского капитала, он сумел показать, что интересы финансистов-евреев сплошь и рядом смыкаются с интересами монополистов из числа неевреев, подтверждая тем самым космополитический характер капитала. Становится очевидным, что сионизм для евреев-финансистов - всего лишь одно из весьма удобных и надежных средств выколачивания сверхприбылей, хотя и не основное средство при всей его уникальности. Правящие круги Израиля, пишет автор, используют в своих целях разветвленную систему сионистских организаций. Когда дело доходит до защиты классовых интересов, евреи-финансисты забывают о "братстве евреев", хладнокровно обрекают на разорение евреев-рабочих и мелких буржуа, так же как и нееврейский пролетариат.

Особо следует отметить работу Е. Д. Модржинской "Ленинизм и идеологическая борьба" (М. 1972), в которой уделено пристальное внимание сионизму как разновидности антикоммунизма и впервые в нашей печати дана оценка сионизма с позиций марксистской философии, четко определено его место в системе антикоммунистического мировоззрения.

Работу по разоблачению сионизма развернули также ученые ряда республик, в первую очередь Украины, Белоруссии и Молдавии.

Вышедшая на украинском языке книга Т. К. Кичко о связи иудаизма с сионизмом является сейчас практически единственной серьезной работой на эту тему. Автор вскрывает глубокие, давние и неослабевающие связи ВСО с раввинатами как Израиля, так и других капиталистических стран, показывает единство целей сионизма и иудаистской религии. Разоблачение взаимосвязи и взаимозависимости иудаизма и сионизма очень важно как с точки зрения борьбы с религиозными предрассудками, так и для развертывания активной борьбы с происками международного сионизма. Не случайно сионисты столь чувствительно относятся к критике иудаизма, особенно тех его догм, которые лежат в основе расовой теории и фальшивой концепции о существовании "всемирной еврейской нации". "Борьба против иудаизма, - отмечает в этой связи Т. К. Кичко, - осложняется тем, что сионисты пытаются отождествить его с еврейской национальностью. Именно с этих позиций они и выступают против марксистской идеологии, безосновательно объявляя критику иудаизма проявлением антисемитизма"13 .

В 1972 г. на украинском языке была опубликована еще одна работа Т. К. Кичко - "Сионизм - враг молодежи". Тема эта весьма актуальна, ибо за последние годы сионизм сосредоточивает главное свое внимание именно на идеологической обработке молодежи как капиталистических, так и социалистических стран, для того, чтобы достичь духовного и (в условиях социалистических стран) политического отчуждения ев-


13 Т. К. Кичко. Іудаїзм і сіонізм. Київ. 1968, стор. 81.

стр. 84


рейской молодежи от молодежи тех государств, гражданами которых они являются.

Проблемам иудаизма и сионизма посвящена изданная в 1973 г. в Киеве работа И. И. Миговича "Хасидское благочестие и сионизм", в которой вскрыта прямая связь "сионистского социализма" с учением секты хасидов, одной из наиболее реакционных и фанатических в иудаизме. На Украине вышли в свет также брошюры Л. Беренштейна "Критика сионизма - разновидности антикоммунизма" (Киев. 1971), Б. Прахье "Правда о земле обетованной" (Одесса. 1969) и ряд других. Все они наряду с книгами Т. К. Кичко служат большим подспорьем для пропагандистов, ведущих работу по разоблачению сионизма.

Ряд серьезных работ, содержащих критический анализ теории и практики сионизма, издан в Белоруссии. Среди них выделяется книга А. М. Малашко "Воинствующий национализм, - идеология и политика империализма" (Минск. 1971). В ней практически впервые в нашей литературе был дан глубокий и подробный анализ действий сионистских организаций в дореволюционной России, борьба нашей партии с ними. Из публиковавшихся в периодической печати материалов других белорусских авторов следует отметить статью В. Бегуна в журнале "Неман" (1973, N 1), в которой анализируются действия сионистов в области литературы, искусства, журналистики, с привлечением фактов о деятельности сионистских сил в ЧССР в 1967 - 1968 годах. На ту же сторону деятельности сионистов обращает внимание в своей книге "Мифы сионизма" М. Гольденберг (Кишинев. 1972). Им приведены также малоизвестные факты о действиях сионистов в Бессарабии, их связях с фашизмом и реакционными националистическими организациями.

Особо следует отметить разработку тематики, связанной с сионизмом, в третьем издании Большой Советской Энциклопедии. Статьи "Антисемитизм", "Евреи", "Иудаизм" выгодно отличают это издание от предыдущего. Характерно, что статья "Антисемитизм" прямо указывает на тесную связь сионизма с антисемитизмом. В ней говорится: "С конца 19-го века борьба против А. (антисемитизма. - В. Б.) осложнилась распространением сионизма..." К сожалению, автор статьи добавляет к этому верному положению совершенно непонятно для чего слова: "...становящегося все более реакционным"14 . Надо ли говорить о том, что сионизм был предельно реакционным с момента своего организационного оформления? Правильно отмечают авторы энциклопедии и связь иудаизма с сионизмом, подчеркивают, что эту религию сионизм взял на вооружение, использовав, в частности, идеи мессианства, "богоизбранности" евреев и т. д.15 . Неудачным является данное в энциклопедии определение евреев: "общее этническое название (на русском языке) народностей, исторически восходящих к древним евреям"16 . Правильнее было бы говорить об "этнических группах", а вовсе не о "народностях". Попутно отметим, что в нашей литературе нет-нет да и промелькнут (то ли по небрежности, то ли еще по какой-то причине) абсолютно неправомерные термины типа "еврейский народ" и даже "еврейская нация". Большая Советская Энциклопедия дает куда более точное и обязательное к употреблению в любом контексте слово "евреи".

За последние годы вышли в свет также сборник статей "Реакционная сущность сионизма" (М. 1972), переведенная на русский язык книга польского автора Т. Валихновского "Израиль и ФРГ" (М. 1971) и книга чешского автора Я. Колара "Сионизм и антисемитизм" (М. 1971). Сборник "Реакционная сущность сионизма" в известном смысле продолжает ту традицию, начало которой положила публикация упомянутых


14 БСЭ. Т. 2. Изд. 3-е, стр. 80.

15 Там же.

16 Там же. Т. 9, стр. 10.

стр. 85


выше четырех сборников. Значительный вклад в научную разработку критики сионизма вносят журналы "Международная жизнь", "Проблемы мира и социализма", на страницах которых был опубликован ряд статей, включая выступления руководителей Компартии Израиля о положении на Ближнем Востоке и о связях правящих кругов Израиля с империализмом.

Книги Т. Валихновского и Я. Колара представляют особый интерес для советского читателя, ибо показывают, как осуществляет свою подрывную работу против социалистических стран сионизм на современном этапе, какие методы воздействия на граждан как еврейского, так и нееврейского происхождения он применяет в этих странах. Наиболее наглядно действие этих методов проявилось в Чехословакии в период активных выступлений антисоциалистических сил (1967 - 1968 гг.), среди которых, как отмечалось в документах ЦК КПЧ, сионисты представляли весьма значительный контингент17 . Полное отсутствие критики сионизма в ЧССР привело к тому, что сионистам удалось с помощью "направленных" статей, публиковавшихся в чехословацкой прессе, где они занимали весьма сильные позиции, отождествить в глазах рядового читателя антисионизм... с антисемитизмом. В результате, как писала газета "Rude Pravo" в 1969 г., "средства массовой информации превратили отношение к евреям и к Израилю чуть ли не в главный критерий прогрессивности послеянварской политики. Так называемый "еврейский вопрос" снова был искусственно воскрешен... Так называемым консерваторам приклеивали собачьи головы примитивных антисемитов. Таким способом Гольдштюкер и другие интеллектуалы-евреи пытались оградить себя неприкосновенностью. Кто их критиковал, тот сразу становился антисемитом. А так как каждый понимает, что для коммуниста и прогрессивного человека быть антисемитом - это позор, то никто не осмеливался сделать какое-либо замечание в их адрес"18 .

Для ряда критических работ о сионизме, опубликованных в последнее время, характерны известные недостатки, на которые следует обратить внимание. В книге Ф. Я. Румянцева "Тайная война на Ближнем и Среднем Востоке" (М. 1972) ошибочно объясняются, например, причины возникновения сионизма. "Сионистское движение, - пишет автор, - возникло в прошлом веке, как реакция на антисемитскую политику европейских государств" (стр. 45). Утверждение об "антисемитизме европейских государств" весьма сомнительно, особенно если учесть, что автор не конкретизирует, какие именно государства он имеет в виду. Достаточно в этой связи напомнить, что, выступая на первых трех сионистских конгрессах (1897, 1898, 1899 гг.) с обзором положения евреев в мире, лидер европейских сионистов М. Нордау, которого можно было бы упрекнуть скорее в предвзятости, нежели в попытке скрыть факты, отмечал, что практически антисемитизм не наблюдался в то время в таких странах, как Англия, Швейцария и Италия19 .

Ошибка, которую допустил Румянцев, проникла также на страницы некоторых журналов (в частности журнала "Мировая экономика и международные отношения", 1972, N 4). В то время как другие авторы с фактами в руках опровергают усиленно муссируемый сионистской пропагандой тезис о том, что "сионизм - это ответ на антисемитизм", читатель, сбитый с толку утверждениями типа тех, что имеются в книге Ф. Румянцева, задает недоуменный вопрос: "Да как же можно поверить в то, что евреи (типичный стереотип, навязываемый общественному мнению сионистами: еврей - синоним слова "сионист") могут выступать против евреев? Более того, поощрять антисемитизм?" На деле же, как


17 "Уроки кризисного развития в Компартии Чехословакии и обществе после XIII съезда КПЧ". М. 1971, стр. 27.

18 Цит. по: "Вопросы и ответы", 1971, N 1, стр. 19.

19 М. Нордау. Собрание сочинений. Т. 12. Киев. 1902, стр. 15 - 18, 20, 23.

стр. 86


известно, сионисты неизменно блокировались с самой черносотенной реакцией, видели в антисемитизме тот хлыст, который будет загонять в сионистские организации массы евреев. Свидетельств тому более чем достаточно, в частности в тех книгах, которые упомянуты в данном обзоре.

Сейчас разоблачение сионизма стало важным участком идеологической борьбы с империализмом. Сионизм открыто выступает ныне на антикоммунистическом, антисоветском фронте, сделавшись одним из наиболее воинственных отрядов империализма в идеологической войне против стран социализма и особенно СССР, не говоря уже о милитаристских акциях Израиля против арабских государств.

В Отчетном докладе ЦК КПСС XXIV съезду партии, в ряде своих выступлений Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев решительно осудил израильских экстремистов и поддерживающие их международные сионистские круги за нагнетание напряженности на Ближнем Востоке. Наша партия придает большое значение борьбе с сионизмом, этой опаснейшей идеологией, отличающейся воинственным антисоветизмом и антикоммунизмом.

В связи с этим следует остановиться на проблемах, которые пока еще недостаточно разработаны советскими исследователями, критикующими сионизм. Было бы целесообразным, в частности, посвятить отдельную работу истории борьбы коммунистических и рабочих партий с сионизмом с первых дней его существования до наших дней, широко использовав высказывания В. И. Ленина о сионизме, о еврейском национализме, критику В. И. Лениным и его соратниками политики Бунда20 . Почти не освещена в нашей литературе история сионизма в России, мало известно о его истинной роли в годы гражданской войны, в ходе которой сионисты выступили на стороне контрреволюции. Заслуживает особого внимания история борьбы Советской власти с сионистским подпольем. Необходимо развернуть научную и политическую критику расовой теории сионизма.

Недостаточно исследованы правовые аспекты сионизма, который как в своей идеологии, так и на практике нарушает международное право, вмешиваясь во внутренние дела ряда стран на основании тезиса "двойной лояльности", согласно которому каждый еврей, где бы он ни жил, в первую очередь является гражданином Израиля, а затем уже той страны, в которой он в данный момент находится. Известно, что это положение закреплено в законах государства Израиль, где сионизм официально провозглашен господствующей доктриной.

Предстоит еще большая работа по изучению природы сионистского капитала, методов его координации в глобальных масштабах, его положения в системе монополистического капитала ряда ведущих империалистических держав.

Пока еще нет специальных исследований, посвященных критике философии сионизма (за исключением одной из глав коллективной работы "Сионизм. Теория и практика". М. 197321 ), его идеалистической и реакционной сущности, философских учений сионистов, проповедующих духовное обособление евреев как одно из средств воспитания "настроений гетто", мессианство и т. д. Такие исследования представляются сейчас весьма актуальными, ибо, как показывает последняя "конференция миллионеров" в Иерусалиме, около половины ее участников не являлись евреями, не входили в сионистские организации, но тем не менее обсуждали возможности дальнейших капиталовложений в Израиле, исполь-


20 Книга Ч. Панаваса "Борьба большевиков против оппортунистической теории и политики Бунда" (М. 1972) затрагивает эти вопросы лишь частично. См. рецензию: "История СССР", 1973, N 1.

21 Эта работа не подвергается в данном обзоре анализу, так как автор принимал участие в ее написании. Кроме того, им опубликована книга "Сионизм на службе антикоммунизма" (М. 1972).

стр. 87


зования своих филиалов в этой стране для наступления на рынки "третьего мира", в первую очередь африканские. Израильский неоколониализм- явление весьма опасное для народов развивающихся стран. Наша же литература по этой теме ограничивается несколькими газетными и журнальными статьями. Недостаточно вскрывается деятельность сионизма, направленная на создание сионистской державы на Арабском Востоке. Заслуживает также анализа проблема связей израильских секретных служб с их "коллегами" из империалистических стран. Требуется специальное исследование, которое помогло бы вскрыть механизм проникновения сионистских организаций в структуру капиталистических государств (достаточно при этом сослаться на пример расследования деятельности израильских шпионских служб в США).

Заслуживают серьезного внимания выступления сионистских идеологов, подвизающихся в самых различных сферах - от "советологии", представляющей собой наиболее активное направление современного антикоммунизма в исторической науке, до литературы и искусства. В последней области за истекшие годы сионисты действовали весьма активно, проповедуя теории "дегуманизации искусства", призывая к "ликвидации авторитетов", к "стиранию грани между добром и злом" и т. д.

Борьба с сионизмом - опаснейшим врагом социализма, мирового коммунистического и рабочего движения - один из важнейших участков идеологического противоборства двух мировых систем. И советские исследователи, несомненно, и впредь будут уделять большое внимание разоблачению идеологии и практики международного сионизма.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/КРИТИКА-СИОНИЗМА-В-СОВЕТСКОЙ-ИСТОРИОГРАФИИ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Марк ШвеинКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Shvein

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

В. В. БОЛЬШАКОВ, КРИТИКА СИОНИЗМА В СОВЕТСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 02.04.2017. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/КРИТИКА-СИОНИЗМА-В-СОВЕТСКОЙ-ИСТОРИОГРАФИИ (дата обращения: 29.03.2024).

Автор(ы) публикации - В. В. БОЛЬШАКОВ:

В. В. БОЛЬШАКОВ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Марк Швеин
Кижи, Россия
2029 просмотров рейтинг
02.04.2017 (2552 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
11 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
7 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
8 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
9 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
КРИТИКА СИОНИЗМА В СОВЕТСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android