Libmonster ID: RU-10015

Полунина Н. М. Коллекционеры России XVII - начала XX вв.: Энциклопедический словарь

М.:РИПОЛ КЛАССИК, 2005

Этот словарь - плод долгой и кропотливой работы Натальи Полуниной, которая много лет - банально звучит, но буквально по крупицам собирала сведения о людях, известных своими коллекциями и собраниями. В книге помещены биографии почти двухсот собирателей, начиная с особ семнадцатого века - князя Василия Голицына и думного дьяка Андрея Виниуса - до эмигрантских собраний Сергея Дягилева и Сергея Лифаря, продолжавших в 1920 - 1930-х годах за границей дореволюционные традиции отечественных коллекционеров. В большинстве статей имеются портреты - зачастую очень редкие. Племя собирателей - пестрое и разнообразное по составу. Кто только не отдавал дань этой достойной страсти: цари и великие князья, генералы, купцы, актеры, литераторы, врачи... Среди коллекционеров были многие знаменитые (по другим сферам жизни) люди - такие, как фельдмаршал князь А. И. Барятинский (победитель Шамиля), как мемуарист Ф. Ф. Вигель, государственный канцлер, дипломат князь А. М. Горчаков, лексикограф В. И. Даль... Есть здесь и собственный круг знаменитостей, известных именно своими собраниями: П. М. Третьяков, СИ. Щукин, А. В. Бахрушин, И. А. и М. А. Морозовы, С. П. Румянцев, Д. А. Ровинский и другие.

Большинство описанных в книге собраний вполне традиционны - это библиотеки, коллекции картин, графики и произведений прикладного искусства, но есть и экзотические и раритетные. Так, К. Ф. Вальц собирал театральную машинерию, А. А. Катуар де Бионкур - только огнестрельное оружие, А. Ф. Онегин-Отто прославился уникальным собранием пушкинских реликвий и автографов. Князь Л. С. Голицын был знаменит своим собранием марочных вин. У Д. Г. Бурылина было до миллиона образцов различных тканей. А. А. Монферран собирал архитектурные фрагменты (нередко весьма громоздкие). Знамениты были египетское собрание В. С. Голенищева, японское - С. Н. Китаева. В коллекции П. П. Свиньина хранились картина, писанная на паутине, и чепчик из паутины трудов девицы Бородиной.

стр. 77

Как коллекционеры, так и коллекции имеют свои судьбы - часто драматические, даже трагичные, иногда курьезные. Счастливая судьба коллекции и коллекционера - это когда собрание влилось потом в какой-нибудь музей или другое государственное собрание и тем спаслось от разрушительного действия времени и обстоятельств (ведь коллекция, как и библиотека, - это самостоятельное целое, со своим обликом и характером). Таких счастливых случаев немало описано в книге Полуниной: собрание Ф. П. Аделунга вошло в состав Харьковского художественного музея, коллекция Н. Д. Бартрама стала основой знаменитого Сергиев-Посадского Музея игрушки, часть собрания "царицы муз и красоты" княгини З. А. Волконской попала в библиотеку Гарвардского университета... Нередко, впрочем, бывало иное; коллекции горели, распродавались, выбрасывались на помойку невежественными наследниками. В 1918 году в голодной Москве была съедена уникальная коллекция печатных пряников, собранных А. В. Чаяновым. Чаянов коллекционировал, кроме того, иконы, бронзу, русскую и европейскую графику.

В 1930 г. Чаянов арестован по делу "контрреволюционного" Союзного бюро меньшевиков и приговорен к 5 годам тюрьмы. Отбыв заключение в суздальской тюрьме, отправлен в ссылку в Алма-Ату. Осенью 1937 г. арестован вторично. 3 октября расстрелян... Собранье бронзы исчезло в лихолетье гражданской войны... После ареста в 1937 году жены Чаянова Ольги Эммануиловны ее отец, на попечении которого оставались два маленьких внука, решил продать коллекцию Музею изобразительных искусств. Музей заинтересовался ею, обещал заплатить. По воспоминаниям сына Чаянова, узнав, что коллекция принадлежит "врагу народа", платить денежное вознаграждение отказался, а гравюры не вернул.

В. М. Бокова

Слёзкин Ю. Эра Меркурия: Евреи в современном мире

М.: Новое литературное обозрение, 2005

Книга известного историка, профессора Калифорнийского университета в Беркли Юрия Слезкина, потомка эмигрантов из России, посвящена истории еврейства в XX веке. Современная эра - еврейская эра, а двадцатый век - еврейский век, - заявляет автор и доказывает это на пятиста страницах. Почему "эра Меркурия"? Потому что Меркурий - иначе Гермес - бог всех тех, кто не пасет стада, не возделывает землю и не живет мечом; покровитель посредников, переводчиков и перебежчиков; защитник мастерства, искусства и хитроумия, а стало быть, всех тех свойств и способностей, которые присущи именно евреям. Впрочем - и это автор тоже доказывает - не им одним. Отсюда "меркурианство" - наделенная рядом важных социокультурных функций и несущая в себе начало прогресса культура всякой подвижной и инородной общности в недрах устойчивой традиционной культуры.

Книга многое теряет при пересказе. Достаточно сказать, что в ней - преимущественно в культурологическом аспекте - затронуты многие, если не все, аспекты еврейской темы применительно к выбранному времени: сионизм и Холокост, черта оседлости и еврейская эмиграция, освоение Палестины и участие в революционном движении и искусстве Европы.

Книга покоряет умным, тонким, парадоксальным текстом, ажурным и плотным, как старинный гипюр. Здесь в неожиданном узоре сплетаются и сталкиваются Джойс и Чаадаев, нацизм и сионизм, Фрейд и Маркс, "Франкфуртская школа" и Бердяев... Эрудиция и оригинальность мышления автора почти не-

стр. 78

вероятны. Форма изложения - блестяща, этакая научная эссеистика, полная нешаблонных формул и остроумных афоризмов. Книгу и цитировать трудно - вырванные из контекста фразы подобны обрывкам дорогого кружева.

Российскому читателю будут более всего интересны русские главы книги Слезкина: "Евреи и русская революция" и "Евреи и три земли обетованные". Это история того удивительного феномена, каким является в России еврейский вопрос - причудливая смесь из взаимной ненависти и влечения, тяготения и - антагонизма, отчуждения и - зависимости, взаимной вины и взаимопроникновения, отмеченного нерасторжимой связью (Попробуйте-ка представить себе русскую культуру без Серова и Левитана, без Дунаевского, Пастернака, Маршака, Плисецкой, Рихтера!)

Автор, живущий в Штатах - этой всемирной плавильной печи культур, вырвавшись за рамки национальной ограниченности, не стремится никого обличить или оправдать, но спокойно разбирается в причинах и истоках происходившего. Его взгляд не бесстрастен, но беспристрастен и отмечен "меркурианской" (если использовать авторский термин) отделенностью и объективностью, отрадной на фоне многих работ, появившихся на ту же тему в последние годы. Этот умный и ровный анализ невероятно, даже завораживающе интересен.

Русская революция была суммой крестьянских восстаний, крестовых походов, племенных войн, колониальных захватов и временных коалиций. Частью этой смеси стала еврейская революция против еврейства. Бойни и депортации военного времени и сопутствовавшая им милитаризация апокалиптических идеологий - анархистской, националистической и марксистской - превратили бунт еврейских детей в массовую революцию. Во время смутного времени 1914 - 1921 годов множество евреев пряталось, бежало и переезжало; десятки тысяч были убиты. Однако большинство из тех, кто взялся за оружие, не остались дома, чтобы защитить жизнь и имущество своих родителей. Они ушли воевать за всемирное братство.... Подавляющее большинство членов партии большевиков (72 % в 1922 году) составляли русские; по отношению к проценту в населении страны сильнее всего были представлены латыши (впрочем, после образования независимой Латвии в 1918 году советские латыши стали в известном смысле сообществом политических эмигрантов); и ни один из видных коммунистов еврейского происхождения не хотел быть евреем... Троцкий заявил как-то, что по национальности он "социал-демократ".

В. М. Бокова

Рецептер В. Э. Жизнь и приключения артистов БДТ

М.: Вагриус, 2005

Эта необычная книга - не просто воспоминания одного из актеров команды великого Г. А. Товстоногова, который эти самые "жизнь и приключения" с театром пережил. Это, как сказано в подзаголовке, "гастрольный роман", и ударение здесь нужно делать на последнем слове. Владимир Рецептер - выдающийся человек: большой актер (Гамлет, Чацкий, Петр в "Мещанах"), самобытный режиссер ("Роза и крест", "Русалка"), драматург, поэт, прозаик ("Прощай, БДТ!", "Ностальгия по Японии", "Сквозь прозу") филолог и основатель Пушкинского театрального центра в Санкт-Петербурге.

Герои последней книги В. Рецептера - Время и подвластная его летучему бегу Память, а театр в ней становится великой метафорой человеческой жизни, центром, стягивающим воедино быт и искусство, миф и анекдот, факт и легенду, сопрягающим воедино настоящее, прошлое и будущее. "Жизнь - театр, все женщины, мужчи-

стр. 79

ны в нем актеры, и каждый роль играет не одну", - не случайно цитирует автор, один из знаменитейших Гамлетов своего времени.

"Гастрольный роман" - своеобразное определение человеческой жизни. Как "ситуация ревизора", "ситуация гастролей" обнажает силу самой судьбы. Поэтому сюжет, повествующий о гастролях БДТ в Японии, так легко наполняется другими сюжетами. Сквозь контуры Японии проступают очертания экзотического Буэнос-Айреса, близкого и одновременно далекого Ташкента (и японцы своими привычками, стилем жизни, даже кухней вдруг неожиданно начинают напоминать узбеков), Праги 60-х годов. История жизни автора, нелегкая судьба актера БДТ, зависящего от всесильного "Гоги", неожиданно оказываются не главными сюжетными линиями романа. Не менее важное значение приобретает лирическая история С. Е. Розенцвейга и юной японки Иосико, история, перевернувшая жизнь.

Тонкие нити, неожиданно завязывающиеся узлы - вот из чего вьется ткань человеческой жизни. Постановка блоковской пьесы "Роза и крест" влечет за собой знакомство с Ахматовой, и шекспировский "Гамлет" снова приводит к ней. Оживают и другие театральные тени (великого Ю. А. Юрьева, Н. Евреинова), герои будто таинственно появляются из старинного зеркала, которое висит в гримуборной автора, или возникают в стенах японского театра кабуки. Перед нами проходят образы из знаменитых товстоноговских спектаклей: "История лошади", "Ревизор", "Моцарт и Сальери", "Мещане", телефильма "Смерть Вазир-Мухтара".

В повествование органично вплетаются литературные портреты, истории близких автору семей. Но главная прелесть книги - ее лирический строй, обаятельный образ автора, его "любовь и дружество" по отношению к читателю, которого он доверчиво впускает в мир своего творчества, продолжая традиции почитаемого им А. С. Пушкина.

Т. А. Купченко


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/КУЛЬТУРА-ИСКУССТВО-2015-09-29

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Konstantin SenatorovКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Senatorov

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

КУЛЬТУРА. ИСКУССТВО // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 29.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/КУЛЬТУРА-ИСКУССТВО-2015-09-29 (дата обращения: 28.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Konstantin Senatorov
Актобэ, Казахстан
1095 просмотров рейтинг
29.09.2015 (3103 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
59 минут назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
7 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
8 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
9 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
КУЛЬТУРА. ИСКУССТВО
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android