Libmonster ID: RU-10292

Бремя развлечений:

Otium в Европе. XVIII-XX вв. СПб.: Дмитрий Буланин, 2006

Мы все больше живем в мире некоторых имитаций, в игровом мире. Мы заменяем реальную деятельность некоторой игровой практикой, которая по феноменологии совпадает с реальной, но представляет не эту деятельность, а некоторую трату свободного времени. Можно сказать, что современный мир захвачен быстро распространяющейся эпидемией развлечений.

Одним из следствий развития современной европейской цивилизации стало появление у огромной массы людей большого объема совершенно свободного, праздного времени. То есть, конечно, такое встречалось и раньше. Когда-то были целые сословия, жизнь которых, лишенная тяжких забот о насущном хлебе, была преизбыточно насыщена досугом и посвящалась удовольствиям и развлечениям. Но в общей массе населения, состоящего из трудяг, такие счастливцы были все же исключением, а не правилом. Технический прогресс распространил этот слой за все мыслимые границы, и они, эти границы, продолжают расширяться. Уже есть страны, где рабочий день составляет четыре часа - и увеличивать его не дают, потому что больше того продукта, что производится, населению не требуется.

Результатом такого явления стало рождение во второй половине двадцатого века своего рода неогедонизма. Современный человек все больше живет для собственного удовольствия и наполняет свою жизнь всякого рода наслаждениями. Зрелищам и развлечениям в этой жизни отводится все больше места. Более того, происходит сращивание дела и безделья. Например, любой предприниматель, прибывший в другой город/страну для переговоров, или ученый, приехавший на научный симпозиум, одновременно является и туристом: снимает номер в гостинице, пользуется услугами ресторанов, ходит на экскурсии или в театр, покупает сувениры... В туристическом бизнесе существуют теперь термины: "конгрессный туризм", "научный туризм", "деловой туризм". А всем известные "шоп-туры"? Что это - дело или развлечение?

В сферу обслуживания досуга вовлекается все больше людей, из нее извлекаются все большие прибыли, - и вот уже становится ясно, что развлечение - вещь вовсе не легкомысленная и не простая, а напротив, - важная, многосложная и даже головоломная. Недаром этой теме стали посвящать серьезные исследования и собирать по ее поводу ученые ассамблеи. Так, в 2004 году отдел массовых жанров Государственного института искусствознания провел международную конференцию, посвященную специфике развлечений в последние два столетия, и материалы ее легли в основу представляемого сборника.

стр. 87

Исследуя такие, казалось бы, привычные явления, как развлечения и отдых, мы попадаем в сложнейший социальный мир со своими закономерностями, загадками, в котором, как в зеркале, отражаются как современная жизнь, так и жизнь ушедших поколений, - пишет один из авторов.

Помещенные в сборнике статьи исследуют развлечение с исторической точки зрения, а также социологической, философской, искусствоведческой и многих других. Помимо теоретических статей, здесь имеются исследования на конкретные темы, посвященные балам и маскарадам, кабаре и массовой литературе, кино и телевидению. "Медвежья потеха" при средневековом русском дворе и такой экзотический вид старинного развлечения, как "шарады в действии", этнографические концерты и революционная тема в развлекательном кинематографе - листать сборник что скакать верхом по горам: никогда не знаешь, что за поворотом - скала или пропасть. Большинство статей написано умно, интересно и исполнено парадоксами, которые при ближайшем рассмотрении оказываются истинами.

В. Бокова

Горышина Т. К.

Архитектурная флора Петербурга. СПб.: Искусство-СПБ, 2006

Книга Тамары Константиновны Горышиной - находка для краеведов, экскурсоводов, для всех, кто любит Петербург. Но любит не вообще - за ауру города, его архитектуру, историю, а имеет вкус к подробностям, к точности деталей, к стройности систематизации. В данном случае - к деталям архитектуры, скульптуры, в которых есть мотивы растений, цветов. Поэтому путешествие по городу неожиданно оказывается также прогулкой по саду, лугу, полю, где растут маки и колокольчики, розы и чертополох, тюльпаны и лавры... Это такая экскурсия по городу, что прежде всего предполагает ускользание от городской суеты, умение остановиться, вглядеться в узор решетки Летнего сада, в лепнину старинного дома или в наряд атлантов...

Прелесть, впрочем, не только в наблюдательности и остроте взгляда, которым делится с читателем автор, а в том, что огромный город предстает в книге как прекрасно систематизированный ... гербарий. Горышина, ботаник по профессии, лет тридцать назад увлеклась идеей описания "архитектурной флоры". И стала примечать растительные мотивы (лепные, каменные, металлические) на стенах домов, в решетках балконов, оградах и даже на крышах, записывая адреса и названия растений.

Вот, к примеру, фонтан на Манежной площади, вокруг которого сквер, обнесенный низенькой металлической оградой. Присмотревшись, можно заметить, что основной повторяющийся мотив ограды - лавровый веночек с упрощенным изображением российской великокняжеской короны. С фонтаном как-то не вяжется. Оказывается, на этом месте с 1914 по 1918 год стоял памятник великому князю Николаю Николаевичу Романову (старшему, 1831 - 1891), имевшему самое непосредственное отношение к воинской славе... Лавровые венки в ограде надолго пережили и его самого, и памятник.

К двум измерениям описания - архитектурному и ботаническому - присоединяется третье, историческо-мифологическое. Впечатляет тщательность исследования растительных мотивов - причем не только в ботанике, но и в истории культуры. Вот, скажем, автор описывает листья аканта, который еще называют "медвежьей лапой". Из-за красивых листьев это растение разводи-

стр. 88

ли на виллах римских патрициев. Впрочем, акант, нетребовательностью своей похожий на наш лопух, легко с вилл перебирался на улочки Рима. Поэтому стал не только украшением капителей коринфских колонн, но и само собой разумеющейся деталью старинных полотен, изображающих уличные сцены в Италии. Понятно, что любимец римлян стал снова популярен в эпоху Ренессанса и классицизма. Рисунок его листьев Горышина находит на набережной Адмиралтейского канала под балконом дома N 5. Там два атланта одеты в юбочки из акантовых листьев. Одежда вполне добротная и притом с поклоном в сторону классицизма, - замечает автор. Казалось бы, чего же боле? Но атланты не финал, а новая отправная точка для поиска автора: Такой мотив восходит к эпохе Ренессанса. На итальянских вышивках XVI века изображены фантастические девы в акантовых юбках. Подобные фигуры встречаются и на гобеленах того времени. И вот - через три столетия такие же одежды достались петербургским атлантам.

Если добавить, что все архитектурные находки явлены в фотографиях (многие из которых сделаны автором), а книга снабжена тремя указателями адресов с упомянутыми в тексте растительными мотивами, то понятно, что перед нами образец идеальной коллекции. Идеальной, во-первых, с точки зрения систематизации, тщательности описания каждого экспоната и его истории. Во-вторых, идеальной, поскольку предметом коллекционирования оказываются не реальные растения, а их образ в камне или металле. В-третьих, она демонстрирует безграничные возможности идеального обладания. Для настоящего собирателя владение вещью и знание о ней неразрывны. Более того, владение без знания бессмысленно - тогда человек не видит ценности предмета. Поэтому высший пилотаж, когда по крупицам собранное знание об "архитектурной флоре" становится символом владения городом. Иначе говоря, символическим ключом к нему. Высокая научная культура труда и то наслаждение, которое книга дарит своим читателям, дают, впрочем, еще один урок. Урок превращения "сладостного ничего-неделания" в сладостное делание. Опыт этот напоминает об удовольствиях возделывания своего сада. Или - естественных удовольствиях культуры.

Ж. Васильева

стр. 89

Захаржевская Р. В.

История костюма. М.: РИПОЛ-классик, 2006

Это третье издание книги Р. В. Захаржевской (первое было осуществлено в 1960-е гг., второе, дополненное, вышло в 1970-е). Об истории костюма написано немало книг, однако книге Захаржевской не суждено затеряться в пестром потоке научно-популярной литературы. Это тот случай, когда яркая индивидуальность автора накладывает отпечаток на стиль изложения материала, даже если материал этот общеизвестный. В книге обобщен 30-летний опыт преподавания Раисой Владимировной Захаржевской курса истории стилей на факультете прикладного искусства Московского текстильного института (ныне Текстильная академия) и на историческом факультете МГУ, а также опыт многолетней работы в качестве художника по костюму в театре, - пишет во вступительном слове ученик Захаржевской, известный модельер Вячеслав Зайцев. Это опыт не только историка костюма, педагога, театрального художника, но и просто женщины, умеющей шить и умеющей одеваться. Автор обладает даром видеть связь между явлениями, на первый взгляд, далекими и несопоставимыми. Так, мода 1800-х годов оказывается отголоском идей Французской революции, античные силуэты платья соответствуют обращению к республиканским идеалам греков и римлян. В России подъем патриотического чувства во время войны 1812 года приводит к тому, что те же одежды начинают интерпретироваться в национальном ключе: прообразом их мыслятся уже не столько греческие туники и хитоны, сколько русские сарафаны, а женские шляпки напоминают военные каски. Становление романтизма направляет моду на подражание Средневековью. В тоже время в одежде - особенно мужской - ценится свобода и непринужденность. Внимательно вглядитесь в мужские портреты этого времени: Кукольника (Брюллова), Байрона, Пушкина (Тропинина и Кипренского), автопортрет Брюллова. Вам бросятся в глаза темные одежды, широко распахнутые мягкие воротники рубашек, волосы, свободно подставленные под ветер, небрежно накинутый плащ или клетчатый плед.

Автор подсказывает, какие известные драматические произведения ставятся в костюмах той или иной эпохи, и какие штрихи и детали могут подчеркнуть глубину, лиризм или, напротив, комизм образа. На современной сцене в костюмах 40-х годов идут инсценировки Достоевского, Тургенева, Бальзака, Гюго ("Отверженные"). Женские костюмы требуют обязательного корсета или лифа платья, где в швы вставлены косточки. Только затянув грудную клетку и талию, можно добиться трогательной женственности, которая необходима исполнительницам ролей героинь Диккенса, Тургенева, Достоевского ("Кроткая"). И тут же дается совет сугубо практический: В театральной практике для силуэта 40-х годов часто заставляют актрису надевать несколько бязевых юбок с большим количеством оборок. Это тяжело и затрудняет плавность движений. Теперь можно обойтись спасительным поролоном, нашив из него на нижнюю юбку несколько валиков. На самом деле в подлинных нижних юбках 40-х годов пришивались в несколько рядов ватные руло, что давало желаемый эффект и не было громоздким.

Именно этот выдержанный баланс теоретического и практического, исторического и театрального обеспечил книге Р. В. Захаржевской долгую жизнь и неувядающую актуальность.

Т. Александрова

стр. 90

Панич Ю.

Колесо счастья. Четыре жизни одного человека. М.: Центрполиграф, 2006

Что ж ты раньше мне не встретилась, юная, нежная?.. Эту песню из киноленты "Разные судьбы" (1956), как и сам фильм, полюбили миллионы зрителей. Принимая картину, министр культуры Фурцева заметила: "Нас не будет, а лет через тридцать фильм этот будут смотреть". Смотрят до сих пор, хотя прошло полвека. Именно "Разные судьбы" сделали молодого актера Юлиана Панина звездой, хотя на его счету к тому времени уже были роли в "Педагогической поэме" и других лентах.

В наши дни среди актеров, шоуменов, поп-звёзд издание мемуаров и романов стало традицией. Правда, литературный дар у большинства новоявленных "писателей" отсутствует, да и рассказать им нечего, кроме закулисных сплетен, которыми забита "жёлтая пресса". Книга Панича иная: в ней чувствуются и авторский талант, и "почва, и судьба". Не случайно подзаголовок ее - "Четыре жизни одного человека". Жизнь первая - советская. Война (когда она началась, Юлиану было десять), эвакуация, комсомольская юность, Щукинское училище, первые роли в театре и кино (ещё студентом Панич сыграл в пьесе "Колесо счастья" и счёл её название символичным), первый успех и слава. Проба сил в режиссуре: ленты "Дорога домой" и "Проводы белых ночей" остались в памяти не одного поколения. Были, конечно, и стрессы, и неприятности с начальством: Чтобы мои фильмы не "легли на полку", я сам (сам!) исправлял "ошибки": переснимал уже отснятые сцены, перемонтировал целые фильмы, а по сути - убивал собственный труд и труды моих товарищей. И от фильма к фильму... накапливался во мне протестный потенциал с магическим русским выводом: "И вообще, пошли вы все..."

В итоге в 1971-м началась "жизнь N 2" - эмигрантская: Израиль, Германия, США... Четверть века Панич проработал на легендарной радиостанции "Свобода". Ему первому довелось прочитать "Архипелаг ГУЛАГ" и Нобелевскую лекцию Солженицына {читал текст, а слёзы застилали глаза) и много другой "антисоветчины" - "Чонкина" Войновича, "Москву-Петушки" Венедикта Ерофеева и др. Работал с Галичем, Довлатовым, Виктором Некрасовым. А "колесо счастья" катилось назад, в СССР: в 1991 -м Панич вернулся на родину как сотрудник "Свободы". Союз трещал по швам, настало время свободы - уже без кавычек. Юлиан Александрович стал гражданином России, но эйфория прошла быстро: Я увидел другую Россию - её приниженность и бедность, её рвачество и жестокость, я увидел всероссийскую беду и великий позор. Есенинское "в своей стране я будто иностранец" - мироощущение Панича в конце 1990-х. И опять новая жизнь на чужой - французской - земле. Чужой ли? Каким же нужно быть самонадеянным, чтобы уверовать, что Бог одарил именно твоих предков и потомков тем или иным местом на Земле! Раз я сегодня ВОЗДЕЛЫВАЮ эту землю, разве это не моя земля?

Умение быть счастливым независимо от времени и места - тоже талант. Может быть, главный талант Юлиана Панича.

О. Рычкова

стр. 91

Пьювогель Р.

Карл Ларссон, 1853- 1919. Рисунки и акварели. М.: Taschen/Арт-Родник, 2006

Внутри этих акварелей хочется жить. Войти в картинку и там остаться. Мир, полный покоя, уюта и красоты, подарил нам замечательный шведский художник Карл Ларссон.

Свой талант Ларссон унаследовал от деда по материнской линии, художника. Детство Карла было тяжелым. Нищета, пьянство отца, жизнь в самом трущобном районе Стокгольма, впоследствии снесенном из-за эпидемий холеры. Воистину, случаются таланты, которые расцветают не "благодаря", а "вопреки". И все-таки было и кого благодарить - учитель из школы для бедных, узнав о пристрастии мальчика к рисованию, дал ему рекомендацию в начальный класс Академии художеств в Стокгольме. Еще во время учебы в Академии Карл начал публиковаться: карикатуры для юмористического листка, графика для газеты. Он продолжил свое художественное образование, отправившись во Францию. Но не стремился налаживать отношения с импрессионистами. После двух сезонов занятий пленэром в Барбизоне Ларссон с другими художниками-шведами поселился в Греце, сделав акварельную живопись основным направлением своей работы.

В 1883 году его картины были выставлены на парижском Салоне, и акварели из Греца были удостоены медали. Его рисунки приобретает Национальный музей в Стокгольме.

Ларссон много работал как книжный иллюстратор, оформлял издание сказок Андерсена, "Коварство и любовь" Шиллера, по просьбе своего друга Августа Стриндберга - его работу "Судьбы и приключения шведов".

В конце 1880-х годов художник получает заказы на настенную живопись: пишет фрески в резиденции своего мецената Понтуса Фюрстенберга, а затем участвует в росписи стен Национального музея в Стокгольме. В 1898 году он расписал потолок и окна в крыше стокгольмского Оперного театра.

Карл Ларссон был счастливо женат на художнице Карин Бергьо. У них родилось семеро детей.

стр. 92

В 1899 году в Стокгольме был издан первый альбом работ Ларссона под названием "Наш дом". В течение почти десяти лет художник создавал акварельную хронику жизни своей семьи в небольшой усадьбе в Сандборне, к северу от столицы. В 1902 году вышел еще один альбом, который так и назывался - "Ларссоны". Художник очень много рисовал детей, жену, себя, уютную жизнь в доме, который они постоянно обустраивали по собственным проектам. Карин придумывала дизайн тканей, детских кроваток, подставок для цветов, отделки стен. Встроенные скамьи, буфеты и кровати были разработаны самим Ларссоном. Все окна и двери в доме были украшены портретами членов семьи, декоративными тарелками, афоризмами. Стиль жизни Л арссонов - от одежды и питания до мебели и декора дома - определил одно из последующих направлений в мировом дизайне.

В 1897 году Ларссон приобрел граничившую с усадьбой ферму, после чего стал называть себя "художником и фермером". Загородное имение называлось Спадарфвет. Под таким названием в 1906 году вышел альбом - 24 акварели с зарисовками всех видов сельскохозяйственных работ, выполнявшихся на ферме в течение года: "Посевная", "Сенокос", "Молотьба", "Веялка", "Забой скота", "Сбор урожая картофеля". Ларссон считал сельское хозяйство основой жизни Швеции и в своих рисунках запечатлел красоту крестьянского труда, единение человека с природой.

Воспроизведение рисунков в альбомах художник всегда сопровождал собственными текстами.

Он настолько преуспел в идеализации обыденного, что мир в его работах выглядел исключительно поэтичным.

В. Давыдова

стр. 93

Селинова Т. А.

Петр Росси - русский миниатюрист. М.: Минувшее, 2005

Книжка Т. А. Селиновой - подарок поклонникам пушкинской эпохи, с которой, в первую очередь, и связана портретная миниатюра. Это предметы из дофотографической эпохи - изящные безделушки, сувениры, хранящие образ дорогого лица. Их вешали в кабинете над письменным столом или туалетным столиком в будуаре, надевали на цепочке на шею, брали с собой в путешествие или на войну; над ними грустили в разлуке, роняли слезу в минуту воспоминаний; их, умирая, прижимали к губам. И искусство художника-миниатюриста, его особая "пуантильная" техника - высоко ценились, особенно если художник не просто схватывал сходство, но еще и наполнял крошечный портрет дыханием жизни, поэзией и ощущением характера. Петр Осипович Росси был как раз таким миниатюристом. Вот знаменитая в те времена танцовщица Катенька Телешова, а это фрейлина двора, известная умница княжна Варвара Туркестанова. Граф Сергей Григорьевич Строганов - попечитель московского университета и создатель Строгановского училища, декабрист Михаил Федорович Орлов, который принимал в 1814 году капитуляцию Парижа. Карл Иванович Росси - однофамилец художника - ясное дело, великий архитектор. Кавалеры украшены орденами, шевелюры их по моде начала XIX века растрепанны (что называлось "парижский ветер").

Т. А. Селинова уже не один десяток лет занимается историей "малых форм" русского искусства, которые долгое время находились на обочине искусствознания. Имена ее героев обычно полузабыты и мало что говорят широкой публике, - тем более велика ее заслуга в воскрешении этих скромных имен людей, творивших прекрасное.

В. Бокова


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/КУЛЬТУРА-ИСКУССТВО-2015-10-24

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Alex LapeninКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Lapenin

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

КУЛЬТУРА. ИСКУССТВО // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 24.10.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/КУЛЬТУРА-ИСКУССТВО-2015-10-24 (дата обращения: 28.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Alex Lapenin
Moscow, Россия
1330 просмотров рейтинг
24.10.2015 (3078 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
23 часов(а) назад · от Денис Николайчиков
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
2 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
7 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
8 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
9 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев
ПРОБЛЕМЫ ИНДИЙСКОЙ ДЕРЕВНИ
Каталог: Экономика 
10 дней(я) назад · от Вадим Казаков

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
КУЛЬТУРА. ИСКУССТВО
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android