Libmonster ID: RU-15802
Автор(ы) публикации: А. А. Бочаров

В последнее время тематика исследований военной и военно-морской истории все больше смещается от рассмотрения хода военных действий к изучению различных аспектов повседневной жизни армии и флота. Будни военно-морского флота Российской империи начала XX в. изучены слабо. В данной работе, опираясь на материалы Российского государственного архива Военно-Морского Флота (РГАВМФ) и другие источники, мы попытаемся рассмотреть такие сюжеты, как взаимоотношения морского ведомства России и кинематографических фирм, история киносъемок на флоте, попытки Морского министерства внедрить кино в повседневную жизнь рядового состава в качестве средства воспитания, пропаганды и досуга, отношение матросов русского флота к кинематографу.

Кинематограф проник в Россию сразу после его изобретения: съемка торжеств по случаю коронации Николая II в Москве в мае 1896 г, произведенная представителями фирмы братьев Люмьер, стала первой в истории киносъемкой политической хроники1. К концу первого десятилетия XX в. кинематограф стал проникать в жизнь армии и флота Российской империи. Возможно, интерес военных кругов к новому виду искусства и развлечения, проявившему свои возможности и в деле массовой пропаганды, был связан отчасти с личными вкусами последнего российского самодержца. Николай II, живо интересовавшийся техническими новшествами, не обошел вниманием и кинематограф. К его художественной стороне, судя по некоторым свидетельствам, император относился прохладно, не считая кино серьезным видом искусства, хотя и не пренебрегал им как развлечением2. Вместе с тем Николай понимал, что кинематограф дает возможность донести образ императора до широкой публики, способствуя тем самым пропаганде достижений правящей династии3.

Одно из первых обнаруженных свидетельств, относящихся к нашей теме, связано как раз со съемками императорской семьи на борту русского военного судна. В 1908 г. в Ливадии был снят фильм, имевший следующее содержание: императорская семья вместе со свитой пробует матросскую пишу, а затем раздается традиционная морская команда "к вину". Министерство императорского двора, занимавшееся цензурой киноматериалов о жизни императорской семьи, сочло нежелательной демонстрацию этого фильма для широкой публики. Решив, что "картина сама по себе любопытна, как характеризующая жизнь Императорской яхты во время плавания Высочайших Особ", Министерство двора вместе с тем посчитало, что ее содержание


Бочаров Алексей Алексеевич - кандидат исторических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного политехнического университета.

стр. 136

"может возбудить неуместные замечания и дать повод лицам, недоброжелательно настроенным в политическом отношении, к превратным толкованиям (в особенности в той части, где изображается питье матросами "Штандарта" их винной порции")4.

Первые в истории России свидетельства об участии частей флота в проведении съемок художественного фильма относятся к 1911 году. Летом этого года в Севастополе под руководством А. А. Ханжонкова и В. М. Гончарова прошли съемки фильма, посвященного обороне города в 1854 - 1855 годах. "В Севастополе в наше распоряжение были предоставлены расположенные там войска, суда военного флота в "потребном количестве", а также право пользования Севастопольским музеем и, наконец, право производить киносъемки, где угодно и когда угодно", - вспоминал Ханжонков5.

Серьезную проблему при съемках "Обороны Севастополя" вызвал важный эпизод потопления защитниками города кораблей Черноморского флота. Снимать макеты в начале XX в. кинематографисты почти не умели. "Для усиления эффекта, - вспоминал оператор Л. Форестье, - Гончаров решил построить на имевшейся в нашем распоряжении подводной лодке борта, мачты и паруса из досок, фанеры и брезента. Это сооружение, которое должно было изображать русское военное судно времен осады Севастополя, выглядело довольно эффектно, и мы решили приступить к съемке потопления флота. Гончаров рассчитывал на удачное погружение подводной лодки вместе с "надстройкой"". Но лодка погрузилась, а доски, фанера и брезент, из которых был сделан "корабль", остались на поверхности. В конечном счете, были раздельно сняты пушки, расстреливающие корабли, жители Севастополя, наблюдающие гибель флота, и - уже на Москве-реке, после завершения основной части съемок в Севастополе - потопление макета линейного корабля "Три святителя". К сожалению, наши поиски в фондах РГАВМФ сведений о том, какая подводная лодка использовалась в этой неудачной съемке, не увенчались успехом. Главный командир Севастопольского порта и начальник гарнизона Севастополя вице-адмирал И. Ф. Бострем, первоначально разрешивший проведение съемок, быстро охладел к ним и попытался запретить частям флота участвовать в них. Согласно воспоминаниям Форестье, лишь под давлением Гончарова, угрожавшего пожаловаться императору и великим князьям, Бострем дал разрешение на дальнейшее участие солдат и матросов в съемках, которые благополучно завершились6.

11 ноября 1911 г. "Оборона Севастополя" была продемонстрирована Николаю II в Ливадии7.

Воодушевленные успешным опытом сотрудничества с морским ведомством, Ханжонков и его сотрудники приступили к съемкам хроникальных кинокартин из жизни современного флота. Результаты не замедлили себя ждать. Так, в феврале 1912 г. вышел фильм "На русском броненосце", а в 1913 г. была снята картина "Открытие памятника адмиралу Макарову в Кронштадте в Высочайшем присутствии", просмотренная Николаем II 21 ноября 1913 года8.

К 1913 г. относится и создание первого полнометражного отечественного хроникального фильма "Балтийский флот". Материалы фильма, хранящиеся в Российском государственном архиве кинофотодокументов (РГАКФД), рисуют колоритные сцены морского быта: офицеры и нижние чины на борту военного корабля, матросский досуг, мытье матросами палубы и т д. Документы РГАВМФ свидетельствуют о просмотре этого фильма ("кинематографических картин из морского быта на судах флота") Николаем II и императрицей Александрой Федоровной в Царском Селе 31 января 1914 года. Во время демонстрации фильма, проведенной А. К. Ягельским, присутствовали Ханжонков и Гончаров, а также генерал-адъютант К. Д. Нилов. Император поблагодарил Ханжонкова за его деятельность и выразил мнение, что "картины эти должны быть показаны флоту и армии"9.

Фирма Ханжонкова, заинтересованная в распространении своей продукции, стремилась использовать благоприятное впечатление, произведенное на Николая П. Так, 5 февраля 1914 г. Гончаров обратился к генерал-адъютанту Нилову с просьбой сообщить военному министру о воле императора, пожелавшего, чтобы увиденные им картины были показаны в частях армии и флота. "При получении письма от Вас, - писал Гончаров, - господин военный министр опубликует слова его величества по армии, чем и будет достигнута цель"10.

стр. 137

В начале 1914 г. фирма Ханжонкова обратилась к морскому ведомству с просьбой о содействии своему кинооператору в проведении съемок военных кораблей и частей флота на Дальнем Востоке. Рассмотрев эту просьбу, Морской генеральный штаб указал, что, "в видах популяризации идей о военном флоте в нашем отечестве", не видит препятствий для проведения съемок военных судов, некоторых учений, например, шлюпочных, а также "некоторых условий жизни матроса на корабле"11.

К началу второго десятилетия XX в. относятся первые обнаруженные нами свидетельства о попытках военного руководства регламентировать посещение нижними чинами армии и флота кинематографа. Так, в приказе по войскам Гвардии и Петербургского военного округа от 26 марта 1911 г., объявлявшем правила посещения офицерами и нижними чинами театров, клубов и увеселительных заведений, говорилось и о возможности посещения кинематографов12. Но запутанность формулировок приказа и отсутствие прямого указания на право нижних чинов посещать кинематографы потребовали его разъяснения. В новом приказе по войскам Гвардии и Петербургского военного округа по этому вопросу, изданном 28 апреля 1911 г., указывалось: "... нижним чинам всех категорий и званий разрешается посещение всех театров - кинематографов, как днем, так и вечером, причем в тех из них, которые посещаются гг. офицерами, нижние чины могут занимать лишь места в партере ..."13. Оба упомянутых приказа были объявлены циркулярами Главного морского штаба от 31 марта и 22 мая 1911 г. к "точному исполнению" по морскому ведомству.

На рубеже первого и второго десятилетий XX в. стали проводиться специальные киносеансы для личного состава флота, в том числе матросов. Так, в 1910 г. придворный фотограф и кинооператор А. К. Ягельский провел 8 кинематографических сеансов на императорских яхтах "Штандарт" и "Полярная звезда" для "их императорских величеств, особ свиты и команд судов". В июне-июле 1911 г. Ягельским на императорских яхтах были проведены еще 6 киносеансов14.

Имеется мемуарное свидетельство о наличии в 1912 г. киноаппарата на крейсере Балтийского флота "Россия". "У нас в то время кинематограф был новостью", - указывает автор свидетельства15.

Репертуар первых киносеансов для личного состава флота составляли, вероятно, художественные картины. К 1911 г. относятся первые опыты создания специальных военно-учебных кинокартин, предназначавшихся для армии. Пионером их создания выступил, по-видимому, подполковник Н. Волков (Петербургский военный округ), снявший около 2 тыс. метров учебных картин, распространявшихся Обществом ревнителей военных знаний в тех воинских частях, где были созданы солдатские кинематографы16. Сведений о демонстрации этих картин в частях флота не обнаружено.

Новые упоминания в источниках об организации киносеансов для нижних чинов флота относятся к 1913 году. Так, в октябре 1913 г. на канонерской лодке "Донец", находившейся в качестве станционера в турецких портах Мраморного моря, по субботам и воскресеньям для команды после захода солнца устраивались кинематографические сеансы. В 1913 г. киносеансы проводились и для нижних чинов Амурской флотилии. В рапорте начальника флотилии за ноябрь 1913 г. упоминается о том, что киносеансы устраивались в столовой для матросов по праздничным дням с 7 до 8 час. вечера17.

Морское ведомство положительно отнеслось к просветительским фильмам фирмы Ханжонкова и стремилось содействовать их демонстрации на флоте. 18 января 1914 г. Главный морской штаб направил в штабы морских сил и военные порты письма, в которых обращал внимание на картину "Пьянство и его последствия", "производящую сильное впечатление на зрителей, рисующую в правдивой, с научной точки зрения, форме гибельные последствия злоупотребления алкоголем", и рекомендовал широко показывать ее нижним чинам. В ответ командующий Сибирской флотилией сообщил о том, что "... периодическое демонстрирование этой кинематографической картины командам вверенной мне флотилии считаю весьма полезным и важным", и попросил приобрести эту картину в том числе и для Сибирской флотилии. Архивные материалы свидетельствуют о приобретении фильма "Пьянство и его последствия" морским ведомством18.

стр. 138

Морское ведомство не осталось в стороне и от усилий по внедрению кинематографа в качестве воспитательного и пропагандистского средства, прилагавшихся военным ведомством. В ноябре 1913 г. Скобелевский комитет19 "во исполнение указаний, данных комитету военным министром", направил в воинские части, в том числе флота, предложение об оборудовании кинематографа "с постановкой в нем проката картин издания и цензуры комитета". Обосновывая необходимость создания кинозалов для нижних чинов, комитет писал: "Картины кинематографического рынка подбираются в программы неумелыми руками частных прокатчиков, далеких от понимания военного быта и нужд армии, и нередко их программы носят положительно вредный, бьющий на чувствительность порнографический отпечаток. В лучшем случае демонстрируются непонятные драмы из чужой иностранной жизни"20.

Вместо подобных фильмов предлагалось демонстрировать для рядового состава армии и флота картины иного, в первую очередь, воспитательного и просветительского характера. Была указана и их тематика: "1. Картины смотров и парадов в высочайшем присутствии. 2. Картины, побуждающие к героизму (исторического характера). 3. Картины, иллюстрирующие уставы. 4. Военно-техническое характера. 5. Знакомящие с иностранными войсками. 6. Картины сельскохозяйственного быта. 7. Комические. 8. Зоологические и географические. 9. Бытовые. 10. Иллюстрирующие наиболее популярные русские сказки, басни и произведения русской литературы". Воинские части должны были платить за прокат картин, а каждая программа должна была быть снабжена "кратким, цензурированным комитетом, объяснением картин"21.

Самыми масштабными проектами морского ведомства по внедрению кинематографа в повседневную жизнь рядового состава флота в качестве пропагандистского и воспитательного средства, а также средства досуга стали предложения о создании матросских кинотеатров в Севастополе и Ревеле. Подробнее остановимся на проекте создания кинематографа для матросов в Севастополе, так как его история лучше освещена источниками.

Впервые, насколько удалось установить, эта проблема была поднята главным командиром Севастопольского порта вице-адмиралом Н. С. Маньковским в письме морскому министру адмиралу И. К. Григоровичу от 25 августа 1913 года. Маньковский высказал сожаление о том, что в Севастополе нет достаточных условий для проведения матросами свободного времени: "В настоящих условиях в Севастополе большинство нижних чинов, съезжая на берег с судов или выходя из казарм экипажей, находится в недоумении, как им провести время прогулки прилично и с некоторым хотя бы удовольствием. Затрудняясь в решении этого вопроса, часть нижних чинов из категории менее подвижных или более бережливых вовсе не пользуются правом увольнения, что нельзя признать нормальным. Другая категория команды бесцельно и тоскливо гуляет по городу и, в лучшем случае, по окрестностям, а остальные, не имеющие знакомств в городе и более слабохарактерные, проводят время самым недостойным образом, развращаясь физически и нравственно, попадая в различные вертепы или подпадая под влияние подпольных или сектантских агитаторов"22.

Как полагал главный командир Севастопольского порта, целесообразным было бы создание для матросов Морского дома в Севастополе, оборудованного подобно Народному дому императора Николая II в Петербурге. По мнению Маньковского, это дало бы "массе нижних чинов возможность разумно и прилично проводить время на берегу"23. Главный командир Севастопольского порта сослался на то, что несколькими годами ранее был разработан проект создания Морского дома в Кронштадте, а еще раньше, до русско-японской войны, Морской дом уже существовал в Порт-Артуре.

В то же время Маньковский предположил, что решение вопроса о создании Морского дома в Севастополе может затянуться. В связи с этим главный командир Севастопольского порта ходатайствовал перед морским министром об ассигновании суммы в 20 664 руб. 51 коп. на строительство в Ушаковой балке на окраине Севастополя здания театра-кинематографа на 400 мест, оборудованного также в качестве зала для лекций и танцев с читальней и буфетом. Маньковский предлагал использовать это здание для проведения театральных представлений и кинематографических сеансов продолжительностью около часа каждый, "дабы на них могло перебывать

стр. 139

независимо от погоды и времени года возможно большее число нижних чинов и их семейств, живущих на Корабельной стороне"24.

Непосредственное выполнение работ предполагалось поручить автору проекта инженеру-архитектору Ромашову, а строительство должно было контролироваться строительной комиссией в составе начальника штаба Севастопольского порта, нескольких командиров судов и командиров флотских экипажей. Главный командир порта предполагал, что, приступив к строительным работам немедленно, можно будет рассчитывать на то, что к декабрю постройка будет закончена, и здание можно будет использовать уже зимой 1914 - 1915 годов25.

В ожидании средств, согласие на выделение которых дал морской министр, была даже приобретена в долг часть строительных материалов. Однако 27 октября 1913 г. начальник Главного морского штаба вице-адмирал А. И. Русин сообщил Маньковскому об отмене морским министром согласия на финансирование строительства. Русин предположил, что вопрос о демонстрации фильмов матросам будет решен благодаря созданию кинематографа для нижних чинов армии. Руководство Севастопольского порта сожалело об отклонении проекта, ссылаясь на настроения нижних чинов, "так жаждущих в настоящее время просвещения, научных и полезных развлечений, за отсутствием которых невольно предающихся по праздникам пьянству и разврату, сопряженных зачастую и с совершением ими разных преступлений"26.

В мае 1914 г. Маньковский в письме В. С. Сарнавскому (товарищу председателя комитета по проведению мероприятий в память адмирала Ф. Ф. Ушакова, столетие смерти которого должно было отмечаться в 1917 г.) вновь предложил поднять вопрос о строительстве кинематографа для матросов. Однако Сарнавский сообщил, что комитет вряд ли будет обладать достаточными для этого средствами27.

Тем не менее, попытки реализации идеи создания матросского кинотеатра не прекратились. 10 июня 1914 г. специальная комиссия во главе с начальником штаба Севастопольского порта контр-адмиралом Н. А. Петровым-Чернышиным приняла решение о разработке нового проекта здания для кинематографа и других "увеселений" в Ушаковой балке. При этом предусматривалось увеличение вместимости здания с 400 до 900 - 1000 человек.

30 сентября 1914 г. под председательством Петрова-Чернышина состоялось повторное совещание "для обсуждения всех необходимых новых оборудований в Ушаковой балке и их стоимости". Его участники пришли к выводу о необходимости постройки здания для матросского кинематографа. Предполагалось, что оно будет служить не только для демонстрации кинофильмов, но и для проведения лекций, бесед с матросами, танцев и других развлекательных мероприятий. Примерная стоимость строительства этого здания и других сооружений, проектировавшихся в Ушаковой балке, была определена в 59 490 рублей. Как считали участники совещания, кинематограф и другие виды развлечений дали бы возможность "привлечь морские команды к полезному и веселому препровождению времени, отвлекая их от бесцельного шатания по городу и соприкосновения с нежелательными и порочными людьми"28.

Однако начало первой мировой войны остановило деятельность морского ведомства по созданию матросского кинотеатра в Севастополе. Не была осуществлен и выдвинутый в начале 1914 г. проект создания Матросского дома в Ревеле, предусматривавший устройство "зала с приспособлениями для театра и кинематографа" вместимостью около 2 тыс. зрителей29.

В начале войны право проведения киносъемок на фронтах было предоставлено лишь Скобелевскому комитету. На основе своих материалов комитет начал выпускать киножурнал "Русская военная хроника". Частные кинематографические фирмы первоначально выпускали хроникальные сюжеты, посвященные патриотическим манифестациям и другим событиям в тылу, а также хронику с западного фронта. С 1915 г. операторы частных фирм стали допускаться на фронт30.

В статье В. Н. Баталина упомянуто о том, что в числе хроникальных съемок военных действий, хранящихся в РГАКФД, имеются материалы съемок обстрела русскими кораблями турецкого побережья31. По-видимому, речь идет съемках, проведенных в начале апреля 1916 г. оператором Скобелевского комитета Эрколем на кораблях Черноморского флота, обстреливавших турецкий город Трапезунд перед

стр. 140

его взятием русской армией. 5 мая 1916 г. фильм "Взятие и падение Трапезунда" был просмотрен в Ставке Николаем II32.

А вот подтверждений того, что киносъемки во время войны производились на кораблях Балтийского флота, обнаружить не удалось. Правда, в 1915 г. на экраны вышел фильм фирмы А. Хохловкина "Бой в Рижском заливе". Однако, по мнению изучивших его исследователей, он является фальсификацией, так как полностью скомпонован из фрагментов довоенных русских и иностранных (в том числе игровых) фильмов33.

Офицеры и нижние чины флота, несомненно, имели возможность видеть многие из хроникальных фильмов, посвященных военным действиям. Так, 3 октября 1916 г. в Петрограде, в кинотеатре "Солейль" (Невский пр., 48) должен был состояться киносеанс, организованный Скобелевским комитетом. На нем предполагалось показать "ряд боевых картин, характеризующих последние этапы текущей войны", снятых операторами комитета. Как свидетельствует письмо товарища председателя Скобелевского комитета А. А. Даниловского морскому министру И. К. Григоровичу от 29 сентября 1916 г., эти картины, "являясь исключительным явлением в кинематографе по драматизму воспроизводимых ими моментов", были ранее представлены Николаю II и одобрены им. Вместе с письмом были высланы 20 пригласительных билетов на сеанс для высших чинов морского ведомства34.

Помимо отечественной кинохроники, в России в годы войны демонстрировались русские варианты хроникальных фильмов, снятых западноевропейскими фирмами, а также сюжеты, подготовленные кинематографическими отделами штабов английской и французской армий. Например, 1 апреля 1916 г. в манеже Адмиралтейства в Петрограде с разрешения морского министра для нижних чинов флота должны были быть показаны фильмы "Великобританский флот и армия на театре военных действий", предоставленные английским посольством. Предполагалось присутствие на киносеансе около 150 рядовых и унтер-офицеров. Кроме матросов, на этот сеанс разрешалось допустить за плату офицеров и чиновников морского ведомства, а также частных лиц. Сеанс должен был сопровождаться музыкой, исполняемой оркестром 2-го Балтийского флотского экипажа. Деньги от продажи билетов предназначались для пожертвований в пользу воинов35.

Офицеры и матросы посещали кинематографические сеансы и во время заграничных походов кораблей русского флота, как до начала мировой войны, так и в ходе нее. Так, 2 августа 1916 г. во время стоянки крейсера "Варяг" и линкора "Чесма" в порту Коломбо на Цейлоне команды русских кораблей посетили киносеанс, устроенный в казармах английского гарнизона36.

Непростым представляется вопрос о том, как относились к кинематографу нижние чины флота. Ответ на него попытался дать Д. А. Бажанов в работе, посвященной повседневной жизни личного состава 1-й бригады линейных кораблей Балтийского флота в 1914 - 1917 годах. Мнение этого исследователя об отношении матросов к кинематографу носит, на наш взгляд, спорный характер. Бажанов пишет, что нижние чины игнорировали кинематограф, считая его "господским развлечением"37.

В связи с этим необходимо заметить, что многочисленные свидетельства доказывают широкую популярность кинематографа в различных слоях общества в начале XX века. Например, в 1911 г. А. С. Серафимович писал: "Загляните в зрительную залу. Вас поразит состав публики. Здесь все - студенты и жандармы, писатели и проститутки, интеллигенты - в очках, с бородкой, рабочие, приказчики, торговцы, дамы света, модистки, чиновники - словом, все..."38.

Во время мировой войны популярность нового вида искусства и развлечения не уменьшилась, а стала еще больше. По данным, приводимым П. П. Щербининым, даже провинциальные священники в некоторых губерниях России в годы войны отмечали популярность кинематографа, который многие прихожане посещали значительно чаще, чем храмы. "Воронежские епархиальные ведомости" сообщали, что "кинематографы и театр привлекают публику больше, чем богослужение"39. Несомненно, еще большим вниманием пользовался кинематограф в крупнейших городах России, в том числе среди нижних чинов местных гарнизонов и раненых, лечившихся в госпиталях. Так, в начале 1915 г. крупные кинотеатры Петрограда на первый

стр. 141

сеанс раненых воинов допускали бесплатно. Владелец нескольких кинематографов Н. В. Бурков распорядился, чтобы раненые могли бесплатно посещать все сеансы в его кинотеатрах. В кинематографы Буркова солдаты приходили целыми лазаретами40.

Наконец, в нашем распоряжении имеется свидетельство, относящееся непосредственно к рядовому составу флота. В одном из документов Севастопольского порта за 1916 г. указано: "В Севастополе нижние чины чрезвычайно активно посещают кинематографы..."41.

Рассмотренные нами материалы позволяют сделать вывод о том, что пропагандистское и просветительское значение нового вида искусства было осознано правящими кругами Российской империи и руководством морского ведомства. Морское министерство России предпринимало меры по внедрению кинематографа в повседневную жизнь флота в качестве воспитательного и пропагандистского средства, а также средства досуга для нижних чинов. Наиболее масштабными идеями такого рода стали проекты создания матросских кинотеатров в Севастополе и Ревеле, осуществлению которых помешала начавшаяся мировая война. Кинематограф как вид развлечения, судя по некоторым свидетельствам, пользовался популярностью в матросской среде.

Примечания

1. Подробно см., напр.: ЯНГИРОВ Р. Начало "царской" хроники. - Искусство кино. 1995, N 3, с. 56 - 61.

2. Р. П. Соболев приводит без указания источника цитату из резолюции Николая II за 1913 г.: "Я считаю, что кинематография - пустое, никому не нужное и даже вредное развлечение. Только ненормальный человек может ставить этот балаганный промысел в уровень с искусством". СОБОЛЕВ Р. П. Люди и фильмы русского дореволюционного кино. М. 1961, с. 47. В то же время имеются свидетельства интереса последнего российского монарха к кинематографу как развлечению. Так, фильмы, просматривавшиеся императорской семьей, носили в основном развлекательный характер, а сам Николай характеризовал их репертуар терминами "интересный, веселый, забавный". ЗИМИН И. В. Повседневная жизнь Российского императорского двора. Вторая четверть XIX - начало XX в. Взрослый мир императорских резиденций. М. 2010, с. 273 - 276.

3. "Кинематограф позволял Николаю устанавливать прямой визуальный контакт с массовой аудиторией, не ставя под угрозу ни приватность, ни безопасность. Благодаря кино церемонии и празднества становились достоянием значительного числа подданных, многие из которых были неграмотны или не имели возможности присутствовать на торжествах". УОРТМАН Р. С. Сценарии власти: Мифы и церемонии русской монархии. Т. 4. М. 2004, с. 653.

4. Пит. по: КАЗАКОВА С, КАЗАКОВ С. "Их Императорских Величеств синематограф". - Искусство кино. 1995, N 3, с. 63 - 64.

5. ХАНЖОНКОВ А. А. Первые годы русской кинематографии. М. -Л. 1937, с. 49.

6. ФОРЕСТЬЕ Л. Оборона Севастополя в Крылатском. - Родина. 1991, N 11 - 12, с. 42, 43.

7. ХАНЖОНКОВ А. А. Ук. соч., с. 53.

8. Летопись российского кино. 1863 - 1929. М. 2004, с. 109, 137.

9. Подробно см.: "Представить Его величеству кинематографические картины из морского быта": Из истории русского кино. - Источник. Документы русской истории. 2002, N 6, с. 31 - 35.

10. Там же, с. 34.

11. Там же, с. 33.

12. Российский государственный архив военно-морского флота (РГАВМФ), ф. 920, оп. 7, д. 424, л. 182а.

13. Там же, л. 246 - 246об.

14. Летопись российского кино, с. 89, 102.

15. РГАВМФ, ф. Р-402, оп. 2, д. 100, л. 55.

16. ГИНЗБУРГ С. С. Кинематография дореволюционной России. М. 1963, с. 94.

17. РГАВМФ, ф. 417, оп. 1, д. 4304, л. 153об.; д. 4302, л. 167.

18. Там же, оп. 3, д. 3637, л. 1, 2 - 2об., 8.

19. Скобелевский комитет по выдаче пособий потерявшим на войне способность к труду воинам - полугосударственная благотворительная организация во главе с сестрой выдающегося военного деятеля генерала М. Д. Скобелева. Военно-кинематографический отдел

стр. 142

Скобелевского комитета был открыт 1 апреля 1914 года. Летопись российского кино, с. 149.

20. РГАВМФ, ф. 479, оп. 2, д. 194, л. 390.

21. Там же, л. 390 - 391.

22. Там же, ф. 417, оп. 2, д. 1823, л. 2об. -3.

23. Там же, л. 3.

24. Там же, л. Зоб.

25. Там же, л. 4.

26. Там же, ф. 920, оп. 5, д. 1298, л. 20, 22об.

27. Там же, л. 23.

28. Там же, л. 52 - 53.

29. Там же, ф. 479, оп. 2, д. 527, л. 1 - 2.

30. БАТАЛИН В. Н. Документы Российского государственного архива кинофотодокументов о событиях Первой мировой войны. Последняя война Российской империи: Россия, мир накануне, в ходе и после Первой мировой войны по документам российских и зарубежных архивов. Материалы международной научной конференции 7 - 8 сентября 2004 года. М. 2006, с. 155.

31. Там же, с. 156.

32. Летопись российского кино, с. 195, 197.

33. БАТАЛИН В. Н. Ук. соч., с. 157.

34. РГАВМФ, ф. 417, оп. 2, д. 2214, л. 33 - 33об., 36 - 36об.

35. Там же, л. 17 - 17об., 20.

36. Там же, ф. 418, оп. 1, д. 98, л. 89 - 90.

37. БАЖАНОВ Д. А. 1-я бригада линейных кораблей Балтийского флота в 1914 - 1917 гг.: история и повседневность. Автореферат дисс. канд. ист. наук. СПб. 2004, с. 17.

38. Пит. по: ГИНЗБУРГ С. С. Дореволюционный кинематограф как вид массовой художественной продукции. Русская художественная культура конца XIX - начала XX века (1908- 1917). Кн. 3. Зрелищные искусства и музыка. М. 1977, с. 243.

39. Пит. по: ЩЕРБИНИН П. П. Военный фактор в повседневной жизни русской женщины в XVIII - начале XX в. Тамбов. 2004, с. 253.

40. КОВАЛОВА А. О., ЦИВЬЯН Ю. Г. Кинематограф в Петербурге. 1896 - 1917. СПб. 2011, с. 138.

41. РГАВМФ, ф. 920, оп. 5, д. 1298, л. 65об.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Кинематограф-в-жизни-военно-морского-флота-России-в-начале-XX-в

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Россия ОнлайнКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

А. А. Бочаров, Кинематограф в жизни военно-морского флота России в начале XX в. // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 14.02.2020. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Кинематограф-в-жизни-военно-морского-флота-России-в-начале-XX-в (дата обращения: 19.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - А. А. Бочаров:

А. А. Бочаров → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Россия Онлайн
Москва, Россия
435 просмотров рейтинг
14.02.2020 (1526 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
10 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
16 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
5 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
7 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
Кинематограф в жизни военно-морского флота России в начале XX в.
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android