Libmonster ID: RU-10349

Учебник истории средних веков для средней школы является результатом работы многих авторов. В составлении его принимали участие профессора Сказкин, Грацианский, Андреевская, Гуковский, Трахтенберг, Заходер, Кара-Мурза, Рейснер, Беляев. Значительная часть написана проф. Косминским, которому принадлежит и общая редакция всей книги. Шесть лет продолжалась работа над учебником. Пять раз он был издан в виде макета, много раз обсуждался в Институте школ Наркомпроса РСФСР, в Академии наук СССР, на собраниях педагогов. Десятки рецензий пришлось просмотреть ре-


* "История средних веков. Учебник для 6 - 7-х классов средней школы". Под редакцией проф. Е. А. Косминского. Утверждено Наркомпросом РСФСР. Госуд. учебно-педагогическое изд-во Наркомпроса РСФСР. Москва. 1940. 288 стр. 1 600 000 экз. 5 р. 50 к.

стр. 127

дактору и сотни, если не тысячи, переделок внести в текст учебника раньше, чем он принял теперешний свой вид. Окончательный редакторский просмотр был сделан народным комиссаром просвещения РСФСР В. П. Потемкиным, который внес ряд ценных поправок.

Учебник охватывает период между V и серединой XVIII века. Он несколько шире своего заглавия. Уже в самое последнее время, накануне его выпуска в свет, стали меняться установки относительно периодизации всемирной истории. Грань между средневековой и новой историей была несколько передвинута назад - от французской революции к английской. Но учебник сохранил свой прежний об'ем. Изложение доведено до кануна промышленного переворота в Англии и французской буржуазной революции и охватывает курс 6-го и 7-го классов средней школы. Последний раздел учебника выделен, однако, как "Начало нового времени".

Надо отметить, что по тому же принципу периодизации перестраивается учебник истории средних веков для вузов, выходящий в ближайшее время вторым изданием. Раздел "Начало нового времени" будет выделен из II тома учебника и включен в I том учебника истории нового времени. Для средней школы такое распределение материала между учебниками истории средних веков и новой истории было из чисто практических соображении признано нецелесообразным.

Учебник предназначен для учащихся и потому содержит только самый необходимый минимум знаний. Конечно, учителю придется много дополнять и раз'яснять, и необходимым добавлением к учебнику явится подготовляемое к печати методическое пособие для преподавателя.

История средних веков не без основания имеет репутацию самого трудного отдела всемирной истории. В древней истории преобладают древний Восток, Греция, Рим. Новая история охватывает каких-нибудь полтораста лет. История СССР - это история одной страны. В средние же века история, бывшая до этого историей одной мировой державы - Римской империи, - разбивается на множество ручейков. Вся историческая жизнь дробится и распыляется. И когда из феодального хаоса начинают возникать очертания национальных государств, история каждого из них идет своим, своеобразным путем. Внимание рассеивается между множеством предметов. Большие события международного значения, как борьба императоров и пап, крестовые походы, Столетняя война, не облегчают, а осложняют рассказ о судьбах средневековой Европы. Приходится вести одну нить через ряд веков, но этим нарушается хронологическая последовательность, и историку приходится постоянно возвращаться обратно.

При этом нельзя ограничиться только европейской историей, которая достаточно сложна сама по себе. Необходимо включить в историю средних веков народы Востока. Ряд глав: учебника посвящен истории средневекового Ирана, Индии, арабов, монголов, Китая, отчасти Японии. Это еще более осложняет изложение. При этом некоторые разделы истории Востока примыкают к истории Запада и легко вводятся в общий ход изложения. Но некоторые страны, как Индия и особенно Китай до проникновения туда европейцев, жили своей жизнью, ничем почти не связанные с Западом. Развитие их шло своим путем, периоды их истории не имели ничего общего с этапами исторического развития народов Западной Европы и Передней Азии.

Как об'единить все это пестрое разнообразие фактов в одну картину, как дать почувствовать связь всех этих отдельных линий развития с общей историей человечества? В этом главная трудность изложения истории средних веков, трудность, которую до сих пор еще никому не удавалось вполне преодолеть. Редактор учебника не думает, чтобы ему удалось вполне с ней справиться. Несомненно, например, что главы о Китае (очень удачно составленные проф. Кара-Мурзой) все же не сливаются в одно целое с остальным содержанием учебника. Но авторы и редактор все же стремились пронизать свое изложение одной общей руководящей мыслью: средние, века, время господства феодальных производственных отношений, являются одной из последовательных ступеней в долгом поступательном развитии человечества от первобытно-общинного строя к социалистическому; феодальное средневековье являлось шагом вперед по сравнению с рабовладельческой древностью, оно вело европейское, а за ним и внеевропейское человечество к капиталистическому строю, которому в свою очередь суждено уступить место социализму. Таким образом, и сам феодальный строй не является неподвижным. В недрах его постепенно зреют - в силу роста производительных сил, общественного разделения труда, отделения города от деревни, развития новых форм эксплоатации - новые производственные отношения, новые

стр. 128

классы - буржуазия и пролетариат, - идет ожесточенная классовая борьба, завершающаяся эрой буржуазных революций, которая кладет конец господству феодального строя и вместе с тем конец средним векам.

Конечно, эта мысль не дается; в учебнике в голом, схематическом виде: она должна вытекать из самого расположения фактов и из их научного подбора, и ознакомление с конкретной исторической действительностью должно подводить к такому пониманию истории средних веков. Эта основная мысль должна сообщить цельность сложному переплетению фактов средневековой истории.

Учебник открывается очерком общественного строя варварских племен по данным Цезаря и Тацита. Кратко повторяется известный уже из курса древней истории факт распадения Западной Римской империи на ряд варварских королевств в результате революции рабов и варварского нашествия. Особое внимание обращено на те перемены в общественном строе, которые произошли в это время в бывших областях Римской империи. Эта глава показывает предпосылки, из которых развивался в дальнейшем феодальный строй. Развитие феодального строя показано на примере Франкского государства Меровингов и Каролингов. Рассказ о создании империи Карла Великого, о феодальной экономике на примере каролингского поместья, об элементах политического распада империи и о культуре этого периода заключает эту главу.

В следующих главах рисуется Европа в пору полного установления феодализма и феодального раздробления (IX - XI вв.). Не ограничиваясь очерком истории Франции, Англии, Германии и Италии этого периода, учебник особо останавливается на истории западных славян. Затем учебник обращается к судьбам Восточной Римской империи - Византии - и выясняет причины ее живучести в то время, когда Западная рушилась под ударами варваров и революции рабов. В изложении истории Византии особое внимание уделено времени Юстиниана и попытке реставрации Римской империи, а также роли славян в изменении общественного строя Византии. История Сасанидского Ирана излагается попутно с историей Византии. Иконоборческое движение, малодоступное пониманию детей, дано мелким шрифтом и очень кратко. Особое внимание обращено на связи Византии с Русью и на культурное влияние Византии на Русь.

Далее дана история Арабского халифата, заканчивающаяся историей Кордовского халифата, очерком его культуры и влияния этой культуры на Запад. Этим, в сущности, завершается история раннего средневековья. Но нельзя было оставить в стороне великие культуры Индии и Китая. Поэтому вслед за главой о халифате помещены главы об Индии в раннее средневековье (преимущественно во время династии Гупта). Чтобы не осложнять изложения, история Индии дана мелким шрифтом, как необязательная для прохождения. Более подробно дана история Китая при Танской и Сунской династиях.

Следующий большой отдел посвящен истории Европы и Азии в XI - XV вв. - в период полного торжества феодализма, когда уже развиваются элементы его разложения. Растут города, торговля, зарождаются буржуазия и предпролетариат, и начинают складываться национальные государства.

Этот отдел открывается историей крестовых походов, дает очерк развития городов, останавливается на характеристике культуры Западной Европы в XII - XIII вв. - в период "классического" средневековья. Очерком борьбы империи и папства и монгольских нашествий заканчивается в этом отделе общая характеристика исторического развития Европы, затем начинается изложение истории Европы по странам. Создание национальных государств из разрозненных феодальных единиц - вот основная тема этих глав. Классическим примером является здесь Франция, поставленная поэтому на первое место. Рост королевской власти и об'единение Франции показаны на фоне классовой борьбы и образования новых общественных классов и прежде всего буржуазии. Надлежащее место нашли в учебнике Столетняя война и выступление героической крестьянской девушки Жанны д'Арк. Об'единением Франции при Людовике XI заканчивается эта глава.

Далее даны главы, посвященные государствам, где к концу XV в также складывались сильные национальные монархии, - Англии и Испании. После этого рассмотрена история тех государств, где сохранилась политическая раздробленность, - Германии и Италии. Особая глава посвящена истории Чехии; центральное место в этой главе занимают, естественно, гуситские войны. Характеристикой раннего Возрождения и взятием Константинополя турками заканчивается этот отдел. К нему присоединен очерк истории Китая и Японии в XIII - XVI вв., причем особое внимание уделено японо-китайской войне 1592 - 1607 гг., окончившейся полной неудачей попытки Японии овладеть Китаем.

Отдел позднего средневековья начинает-

стр. 129

ся историей великих географических открытий и первых колониальных захватов. После краткого очерка истории Италии в XVI в. дается история реформации и крестьянской войны в Германии, этой первой, по выражению Энгельса, буржуазной революции в Европе. Дан краткий обзор истории реформации в других странах Европы и католической реакции.

Более подробно учебник останавливается на событиях Нидерландской революции. История Англии XVI в. знакомит учащихся с новыми формами промышленности, с началом развития мануфактуры. Далее дается история Франции в XVI и начале XVII в.; история Тридцатилетней войны заканчивает этот раздел. Ввиду того, что по принятой в учебнике периодизации истории на этом заканчиваются средние века, здесь помещена заключительная глава, посвященная развитию европейской науки и техники в XVI - XVII веках.

Четвертый отдел учебника носит общее название "Начало нового времени". Его открывает довольно подробное изложение истории английской буржуазной революции, доведенное до реставрации 1660 года. В этот отдел вошли также главы: "Абсолютная монархия во Франции" (до середины XVIII в.), "История Пруссии и Австрии от Вестфальского мира 1648 г. до последних десятилетий XVIII века". Заканчивает этот отдел глава "Буржуазный строй в Англии", где главными темами являются установление господства парламента и характеристика первоначального накопления. История Англии доводится до промышленного переворота. Глава "Индия и Китай в XVI - XVIII вв." (дана петитом) заканчивает учебник. В ней характеризуется колониальная политика европейцев на азиатском Востоке.

В учебнике трудно было останавливаться на вопросах церковной истории, малопонятной для учащихся. Все же в нем содержится обильный материал для антирелигиозной пропаганды. Алчность папства, его стремление к всемирному господству, богатство церкви и распущенность церковников, их лицемерие и политика обмана масс, роль церкви как главной шоры феодальной эксплоатации, жестокость инквизиции, узкий фанатизм реформации, борьба религии с научной мыслью - все это авторы учебника старались изобразить как можно наглядней.

Борьба угнетенных масс против угнетателей нашла достаточно полное отражение в разделах, посвященных крестьянским восстаниям (жакерия, восстание Уота Тайлера, гуситские войны, крестьянская война в Германии), восстаниям угнетенного городского плебса (флорентийские чомпи в 1378 году). Подчеркнуто, что народные массы вынесли на своих плечах буржуазные революции, но что плодами революций воспользовалась буржуазия.

Создавая учебник, мы стремились избежать общих схем и социологизирования, стремились давать такие обобщения, которые подводили бы учащийся к марксистскому пониманию истории. Таковы общие определения феодального способа производства, перечисление причин неизменных неудач крестьянских восстаний в средние века и выяснение их все же прогрессивной роли, выяснение причин складывания национальных государств, характеристика буржуазных революций, первоначального накопления и т. д.

Как обобщения, так и подводящие к ним частные факты обычно выделялись разрядкой, чтобы обратить на них особое внимание учащихся. В учебнике использован петит для разделов, которые более подробно проходятся по другим учебникам (истории СССР, истории литературы) или могут быть пропущены при прохождении курса. От учителя зависит вводить или не вводить их в число разрабатываемых в классе тем.

В учебнике сообщается довольно большое число хронологических дат, необходимых для того, чтобы учащиеся могли ориентироваться в событиях. Нет необходимости все их запоминать. В конце учебника приложена хронологическая таблица, содержащая обязательный минимум дат. Она может в то же время до известной степени заменить синхронистическую таблицу и показать учащимся, какие события происходили одновременно в разных странах, так как даты в ней расположены в общей хронологической последовательности.

Особое внимание было обращено составителями на иллюстрации и карты (карты составлены А. Л. Нарочницким). Помимо семи цветных карт имеется двадцать семь карт в тексте, вполне отвечающих на все вопросы историко-географического характера, какие могут возникнуть у учащегося. Учебник содержит около 140 иллюстраций, являющихся почти без исключений воспроизведением подлинных средневековых картин, мозаик, гравюр, скульптур, зданий и т. д. Каждая из этих иллюстраций может дать учителю материал для дополнения и оживления урока.

С внешней стороны Учпедгиз издал учебник очень удачно: изящный рисунок переплета, обилие иллюстраций, цветные карты, заставки и концовки придают книге нарядный вид.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Критика-и-библиография-ОБ-ИСТОРИИ-СРЕДНИХ-ВЕКОВ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Svetlana GarikКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Garik

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Проф. Е. КОСМИНСКИЙ, Критика и библиография. ОБ "ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ" // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 28.10.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Критика-и-библиография-ОБ-ИСТОРИИ-СРЕДНИХ-ВЕКОВ (дата обращения: 20.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Проф. Е. КОСМИНСКИЙ:

Проф. Е. КОСМИНСКИЙ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Svetlana Garik
Москва, Россия
1015 просмотров рейтинг
28.10.2015 (3097 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
Вчера · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
Вчера · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
6 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
8 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
Критика и библиография. ОБ "ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ"
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android